Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Конституционно-правовая основа деятельности Фонда обязательного медицинского страхования

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Государственная модель финансирования здравоохранения, существовавшая в Рос-сии, в последние годы подвергается радикальной модернизации. В качестве дополнительных институтов финансирования медицинской помощи сформированы системы обязательного и добровольного страхования. Формирование института обязательного медицинского страхования позволило в сложных условиях перехода к рыночным отношениям… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Место и роль Фондов обязательного медицинского страхования в системе защиты конституционных прав граждан РФ
    • 1. 1. Понятие, сущность и современный этап развития обязательного медицинского страхования в России
    • 1. 2. Становление и развитие конституционно — правового регулирования Фондов обязательного медицинского страхования
    • 1. 3. Общая характеристика, задачи, функции и финансовые основы деятельности Фондов обязательного медицинского страхования
  • Глава 2. Анализ современного конституционно-правового регулирования деятельности Фондов обязательного медицинского страхования
    • 2. 1. Взаимоотношения федерального и территориального Фондов обязательного медицинского страхования
    • 2. 2. Проблемы в функционировании Фондов обязательного медицинского страхования
  • Глава 3. Совершенствование конституционно-правовых основ Фондов обязательного медицинского страхования
    • 3. 1. Предпосылки модернизации Фондов обязательного медицинского страхования
    • 3. 2. Основные направления модернизации Фондов обязательного медицинского страхования
  • Заключение
  • Список использованных источников и литературы
  • Приложения

Конституционно-правовая основа деятельности Фонда обязательного медицинского страхования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность настоящего дипломного исследования. Обязательное медицинское страхование — главное направление развития системы охраны здоровья населения Россий-ской Федерации в условиях перехода России к рыночной экономике. Долгое время единст-венным источником финансирования отечественного здравоохранения был государственный бюджет. Сложное экономическое положение в России и растущая неспособность государства обеспечить за свой счет оплату медицинской помощи населению привели к новому этапу в развитии здравоохранения — созданию и развитию бюджетно-страховой медицины.

Поэтому появление медицинского страхования стало выходом из сложившейся си-туации, поскольку оно давало возможность не только сохранить бесплатную медицинскую помощь в условиях острой нехватки бюджетных средств за счет обязательного медицинского страхования (ОМС) но и развивать частную медицину посредством добровольного медицинского страхования, являющегося более доступным и массовым, чем непосредственная оплата медицинских услуг. Смертность во многих регионах России превышает рождаемость, что приводит к естественной убыли населения, приближающейся к 1 млн. человек в год и выше аналогичного показателя стран Евросоюза в 2,5 раза. По продолжительности жизни мужчин наша страна занимает 134-е место, а женщин ─ 100-е ме-сто в мире .

Необходимость в обязательном медицинском страховании возникает тогда, когда го-сударство признает, что защита здоровья граждан является существенным фактором разви-тия общества, однако не имеет в своем бюджете необходимых средств для полноценного обеспечения такой защиты.

Право на жизнь и право на здоровье относятся к категории естественных и неотчуж-даемых прав человека. Их признание и охрана предусмотрена как важнейшими националь-ными законодательными актами, включая конституции большинства государств, так и це-лым рядом актов международного права, таких как Всеобщая декларация прав человека, Европейская социальная хартия и др.

Актуальность избранной темы подтверждается нижеследующими обстоятельствами. Как подчеркивают эксперты, в Российской Федерации исторически сложилась ситуация, которая характеризуется крайней неразвитостью правового обеспечения деятельности национальной системы здравоохранения. Анализ состояния проблемы охраны здоровья в Российской Федерации доказывает ее безусловную актуальность как фактора национальной безопасности и стратегической цели отечественного здравоохранения.

Введение

обязательного медицинского страхования стало одним из важнейших аспектов реформы здравоохранения, проводимой в России, оно направлено на решение вопросов оказания медицинской помощи населению в современных условиях. ОМС призвано привлечь в здравоохранение дополнительные финансовые средства, повысить устойчивость системы здравоохранения и обеспечить всем гражданам РФ равные возможности в получении лечебно-профилактической помощи, предоставляемой за счет страховых взносов и платежей в объеме и на условиях соответствующих программ ОМС.

Государственная модель финансирования здравоохранения, существовавшая в Рос-сии, в последние годы подвергается радикальной модернизации. В качестве дополнительных институтов финансирования медицинской помощи сформированы системы обязательного и добровольного страхования. Формирование института обязательного медицинского страхования позволило в сложных условиях перехода к рыночным отношениям создать независимый (от бюджетного процесса с хроническим недофинансированием учреждений здравоохранения) и стабильный источник финансовых ресурсов медицинской помощи населению, сформировать страховые механизмы финансирования здравоохранении.

С точки зрения финансовых отношений и социального обеспечения, российская сис-тема здравоохранения перестала быть полностью государственной, приобретя черты страхо-вой медицины. Вместе с тем полностью решить накопившиеся проблемы в сфере здраво-охранения ей пока не удалось.

Продолжающийся процесс развития медицинского страхования, стремительное изме-нение страхового и налогового законодательства, недостаточная научная обоснованность решений назревших проблем обусловили необходимость теоретического осмысления имею-щегося опыта и углубления исследований по рассматриваемой проблематике. Острыми в настоящее время являются проблемы создания и внедрения единых механизмов финансового обеспечения, финансового планирования и оплаты медицинских услуг, обеспечивающих доступность и качество медицинской помощи, стимулирующих результативность использования ресурсов обязательного медицинского страхования в здравоохранении; приведение нормативной правовой базы, обеспечивающей функционирование системы страховой медицины, в соответствие со страховыми принципами регулируемого рынка и др.

В связи с этим необходимость построения действенной организационно-финансовой системы развития здравоохранения, выявление проблем и факторов, влияющих на развитие страховой медицины, а также разработка финансового инструментария, направленного на повышение эффективности её функционирования, предопределили актуальность темы дан-ного исследования,

Степень разработанности темы и круг источников. По избранной проблематике в юридической науке проводились исследования, посвященные различным аспектам страхования. Однако, несмотря на такую разработанность проблем гражданской ответственности, существует много дискуссионных вопросов.

Цель дипломного исследования — определение конституционно-правовых основ деятельности Фонда обязательного медицинского страхования.

Достижение поставленной цели обусловило постановку и необходимость решения следующих основных задач:

— раскрыть понятия «страхование» с учетом специфики нормативного регулирования в РФ;

— исследовать роль и выявить значение обязательного медицинского страхования;

— исследовать зарубежный и исторический опыт медицинского страхования;

— выявить особенности обязательного медицинского страхования на современном эта-пе;

— рассмотреть конституционно-правовые основы охраны здоровья в Российской Федерации;

— исследовать роль Фонда обязательного медицинского страхования в охране жизни и здоровья.

Объектом исследования являются общественные правоотношения, складывающиеся в процессе нормативно-правового регулирования обязательного медицинского страхования в Российской Федерации, а равно осуществления такого страхования на практике.

Предмет исследования — нормы гражданского, конституционного, административного и иных отраслей права, посредством которых осуществляется нормативно-правовая регламентация обязательного медицинского страхования в Российской Федерации.

Методологическую основу исследования составили различные общенаучные и ча-стно-научные методы исследования, в том числе: формально — логический, конкретно — ис-торический, сравнительно — правовой, социологический и другие методы, применяемые в юридической науке.

Теоретическая база исследования. Для разработки темы была изучена соответст-вующая философская, социологическая, теоретико-правовая, гражданско-правовая и другая отраслевая юридическая литература.

Проблемами страхования обязательного медицинского страхования, как и страхова-ния в целом, занимаются в основном экономисты, а не юристы. К анализу отдельных право-вых аспектов финансово-правового и административно-правового регулирования страхова-ния обращались Д. В. Дитмар, Е. А. Ровинский, И. Т. Скаменка, М. И. Фридман, Р. О. Халфина, В. К. Райхер, В. А. Парыгина, М. И. Пискотин и др. Из трудов цивилистов, затрагивающих эти вопросы можно отметить работы В. И. Серебровского, Е. А. Суханова, А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого, В. Е. Агапеева.

Нормативная база исследования. В своем исследовании автор опирался на Консти-туцию Российской Федерации, акты российского гражданского законодательства, судебную и правоприменительную практику.

Научная новизна. Комплексный и законченный характер исследования позволил сделать существенные выводы относительно механизма регулирования порядка осуществле-ния обязательного медицинского страхования в Российской Федерации, выявлены пробелы и противоречия в нормативно-правовом регулировании с обязательного медицинского стра-хования в Российской Федерации, вносятся предложения по их устранению.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значи-мость работы заключается в том, что сформулированные автором выводы и предложения в определенной мере дополняют и развивают соответствующие разделы теории конституци-онного и страхового права.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты, выводы и предложения, научные положения, сформулированные автором, углубляют теорию страхо-вания и могут быть использованы в дальнейшей научной разработке затронутых вопросов в целях совершенствования законодательства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Библиотечка Российской га-зеты. — выпуск № 22−23. — 1999
  2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвен-ций, заключенных с иностранными государствами. — М., 1978
  3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)// Российская газета, № 7, 21.01.2009
  4. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утв. ВС РФ 22.07.1993 № 5487−1) (ред. от 27.12.2009)// В данном виде документ опублико-ван не был. Первоначальный текст документа: Ведомости СНД и ВС РФ, 19.08.1993, № 33, ст. 1318
  5. Закон РФ от 27.11.1992 № 4015−1 (ред. от 30.10.2009) «Об организации страхо-вого дела в Российской Федерации"// В данном виде документ опубликован не был. Перво-начальный текст документа: Ведомости СНД и ВС РФ. — 1993. — № 2. — ст. 56
  6. Закон РФ от 28.06.1991№ 1499−1 (ред. от 24.07.2009) «О медицинском страхо-вании граждан в Российской Федерации"// В данном виде документ опубликован не был. Первоначальный текст документа: Ведомости СНД и ВС РСФСР, 04.07.1991, № 27, ст. 920
  7. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 25.12.2009) «О государст-венной социальной помощи"// В данном виде документ опубликован не был. Первоначаль-ный текст документа: Собрание законодательства РФ, 19.07.1999, № 29, ст. 3699
  8. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 323 (с изменениями от 10 марта 2007 г. № 149) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития» // СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2900; 2007. № 12. Ст. 1414
  9. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 325 (в ред. от 30.10.2006 № 635) «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по здравоохране-нию и социальному развитию» // СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2902; 2006. № 45. Ст. 4709.
  10. Положение о территориальном фонде обязательного медицинского страхова-ния (ТФОМС) (в ред. Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ (ред. 24.03.2001)// Рос-сийская газета, № 81, 28.04.1993
  11. Приказ Минздрава РФ от 21.03.2003 № 114 «Об утверждении отраслевой Про-граммы «Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003−2010 годы"// Здравоохранение, № 7, 2003
  12. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 07.10.1977) (ред. от 14.03.1990). Документ утратил силу// Свод законов СССР, т. 3, с. 14, 1990
  13. Закон РСФСР от 28.06.1991 № 1499−1 «О медицинском страховании граждан в РСФСР». Документ утратил силу. // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 04.07.1991, № 27, ст. 920
  14. , Е.В. Особенности обязательного страхования в зарубежных странах // Актуальные проблемы регионального развития: межвузовский сборник научных трудов. Вып.4. — Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2008
  15. А.Н. Обязательное медицинское страхование. — М.: Манускрипт, 2010
  16. А.Н. Система обязательного медицинского страхования. — М.: ПРИ-ОР, 2009
  17. А.И. Страхование. Спб.: Питер, 2003
  18. К.А., Лунц Л. А. Страхование. М., 1960; Райхер В. К. Страховой фонд // Труды Ленинградского финансово-экономического ин-та. Вып. II. М.; Л., 1941
  19. Н.М. Лекции по общей теории права. — СПб.: Юристъ, 2003
  20. Л. Посредники: брокеры и агенты // Закон. 2002. № 2.
  21. О.В. Государственное управление здравоохранением в России. — Энгельс: Регион, 2001
  22. М.В. Конституционное право на здоровье и его защита//Экспертиза. — 2010. — № 1
  23. Права человека: Учебник / Отв. ред. Е. А. Лукашева —. М.: Юридическая лите-ратура, 1999
  24. Т.Ф., Баранцева О. В., Такмазян А. С., Отришко М. О. Медицинское страхование: теория и практика: Монография. ─ Ростов н/Д: РГЭУ «РИНХ», 2005
  25. Л. Доктор Рошаль: Консилиум с грифом «Секретно» // Российская га-зета. 7 июля 2004
  26. В.Ю. Аналитический доклад. Организация управления здравоохране-нием на федеральном уровне. — М., 2009
  27. А.Н. Теория государства и права. Учебный курс — М.: 2009
  28. Страховое дело: Учебник / Под ред. проф. Рейтмана Л. И. — М.: Банковский и биржевой научно-консультационный центр. — 2002
  29. Тобес Брижит. Право на здоровье. Теория и практика — М. Устойчивый мир. 2001
  30. Ю.Б. Комментарий к страховому законодательству. М.: Юристъ, 2002
  31. Яковлев П. А. Обязательное медицинское страхование. — М.:Литера. — 2010
  32. П.А. Проблемы и перспективы современного медицинского страхова-ния в России//Экспертиза, 2010, №
  33. III. Материалы судебной практики
  34. Постановление ВС РФ от 24.02.1993 № 4543−1 (ред. от 24.03.2001) «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год"// В данном виде документ опубликован не был. Первоначальный текст документа: Российская газета, № 81, 28.04.1993
  35. www.minzdravsoc.ru
  36. www.rgs.ru
  37. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) (Принят в г. Нью-Йорке 22.07.1946). Документ опубликован не был// http://www.consultant.ru
  38. Письмо Государственной налоговой службы Российской Федерации от 19.05.1997 № ВК-6−11/379 «Об ответственности органов страхования за неудержание подо-ходного налога с физических лиц"//Документ опубликован не был. Режим электронного дос-тупа: http://www.consultant.ru
Заполнить форму текущей работой