Актуальность темы
исследования обусловлена необходимостью теоретического анализа и практического использования мерчандайзинга в условиях торгового предприятия, в изучении его основных инструментов, способствующих повышению конкурентоспособности товаров и услуг.
Скорость изменения современной экономической действительности, разворачивающейся в многовариантной среде, в настоящее время, значительно опережает темп ее изучения. Как и весь мир, Россия переживает период развития и реконструкции. Многие старые представления требуют переосмысления, теории, казавшиеся незыблемыми, подвергаются сомнению. Маркетинг сейчас находится в состоянии накопления новой информации, которую необходимо анализировать и обобщать с целью определения его перехода на новый этап развития. Для решения проблем, с которыми столкнулась современная Россия, требуются новые и нетрадиционные подходы, глубокий анализ складывающейся экономической ситуации.
Степень разработанности проблемы. Проблемы, рассмотренные в работе, затрагивались в ряде научных работ по мерчандайзингу и торговому маркетингу. Это, прежде всего, труды зарубежных и российских специалистов: Ф. Котлера, Е. Дихтеля, X. Хершгена, Дж. Р. Росситера, Л. Перси, Г. Сенда, А. Митчела, С. Бакингема, М. Леви, Б. Вейтц, Т. Питерса, Р. Уотермана, Н. С. Перекалиной, А. Н. Романова, А. П. Панкрухина, П. С. Завьялова, Т. П. Парамоновой и др.
Однако маркетинговые аспекты в отдельных отраслях и сферах деятельности и, в частности, в. области розничной торговли, недостаточно изучены. Публикации в данной области носят скорее организационно-коммерческую, а не маркетинговую направленность.
Большинство авторов, рассматривая отдельные аспекты маркетинговой деятельности розничного торгового предприятия, не предложили системного описания такого сложного явления как мерчандайзинг. Отдельные элементы системы мерчандайзинга освещаются в работах Р. Маркина, О. В. Памбухчиянца, А. П, Панкрухина и СВ. Макарова. Авторы рассматривают отдельные элементы мерчандайзинга или его функции, не раскрывая это понятие с точки зрения системы структурированных элементов маркетинга в рамках торгового предприятия.
Целью исследования является систематизация и методический анализ понятия мерчандайзинга как современной формы торговой услуги, и измерение его экономической эффективности в рамках торгового предприятия «Легион».
В соответствии с целью исследования были определены следующие основные задачи:
• выявить тенденции развития и описать принципы формирования конкурентной среды в розничной торговле;
• определить роль торгового маркетинга в обеспечении конкурентоспособности предприятия розничной торговли и место в нем мерчандайзинга;
• рассмотреть мерчандайзинг как форму торговой услуги потребителю и производителю, проанализировать их уровень заинтересованности в нем и аспекты взаимного сотрудничества;
• выявить исторические аспекты развития мерчандайзинга и дать ему точное и оптимальное, с точки зрения системности, определение;
сформировать систему мерчандайзинга в розничной торговле, описать его сущность и структуру, выявить и описать инструменты мерчандайзинга, используемые в розничной торговле; обобщить технологию мерчандайзинга как систему услуг в розничной торговле и описать аспекты ее применения в рамках общей системы торгового маркетинга;
• обосновать критерии эффективности мерчандайзинга, установить методы их измерения и разработать практические рекомендации по применению разработанной методики.
Объектом исследования является маркетинговая деятельность розничного торгового предприятия.
Предметом исследования являются организационно-экономические отношения между потребителем, производителем и розничной торговлей в процессе их взаимодействия в продвижении товаров и услуг к потребителю.
Методология исследования. Теоретическую и методологическую основу исследования составили научные разработки и практические рекомендации ведущих российских и зарубежных специалистов в данной области. В работе использована общенаучная методология, предусматривающая системный, комплексный подход к решению проблем, а также применение таких методов познания, как анализ и синтез, индукция и дедукция и др. Кроме того, в работе применялись методы наблюдения, опроса, группировки и экспертные оценки, экономико-математические модели.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы, приложений.
Актуальность темы
исследования обусловлена необходимостью теоретического анализа и практического использования мерчандайзинга в условиях торгового предприятия, в изучении его основных инструментов, способствующих повышению конкурентоспособности товаров и услуг.
Скорость изменения современной экономической действительности, разворачивающейся в многовариантной среде, в настоящее время, значительно опережает темп ее изучения. Как и весь мир, Россия переживает период развития и реконструкции. Многие старые представления требуют переосмысления, теории, казавшиеся незыблемыми, подвергаются сомнению. Маркетинг сейчас находится в состоянии накопления новой информации, которую необходимо анализировать и обобщать с целью определения его перехода на новый этап развития. Для решения проблем, с которыми столкнулась современная Россия, требуются новые и нетрадиционные подходы, глубокий анализ складывающейся экономической ситуации.
Степень разработанности проблемы. Проблемы, рассмотренные в работе, затрагивались в ряде научных работ по мерчандайзингу и торговому маркетингу. Это, прежде всего, труды зарубежных и российских специалистов: Ф. Котлера, Е. Дихтеля, X. Хершгена, Дж. Р. Росситера, Л. Перси, Г. Сенда, А. Митчела, С. Бакингема, М. Леви, Б. Вейтц, Т. Питерса, Р. Уотермана, Н. С. Перекалиной, А. Н. Романова, А. П. Панкрухина, П. С. Завьялова, Т. П. Парамоновой и др.
Однако маркетинговые аспекты в отдельных отраслях и сферах деятельности и, в частности, в. области розничной торговли, недостаточно изучены. Публикации в данной области носят скорее организационно-коммерческую, а не маркетинговую направленность.
Большинство авторов, рассматривая отдельные аспекты маркетинговой деятельности розничного торгового предприятия, не предложили системного описания такого сложного явления как мерчандайзинг. Отдельные элементы системы мерчандайзинга освещаются в работах Р. Маркина, О. В. Памбухчиянца, А. П, Панкрухина и СВ. Макарова. Авторы рассматривают отдельные элементы мерчандайзинга или его функции, не раскрывая это понятие с точки зрения системы структурированных элементов маркетинга в рамках торгового предприятия.
Целью исследования является систематизация и методический анализ понятия мерчандайзинга как современной формы торговой услуги, и измерение его экономической эффективности в рамках торгового предприятия «Легион».
В соответствии с целью исследования были определены следующие основные задачи:
• выявить тенденции развития и описать принципы формирования конкурентной среды в розничной торговле;
• определить роль торгового маркетинга в обеспечении конкурентоспособности предприятия розничной торговли и место в нем мерчандайзинга;
• рассмотреть мерчандайзинг как форму торговой услуги потребителю и производителю, проанализировать их уровень заинтересованности в нем и аспекты взаимного сотрудничества;
• выявить исторические аспекты развития мерчандайзинга и дать ему точное и оптимальное, с точки зрения системности, определение;
сформировать систему мерчандайзинга в розничной торговле, описать его сущность и структуру, выявить и описать инструменты мерчандайзинга, используемые в розничной торговле; обобщить технологию мерчандайзинга как систему услуг в розничной торговле и описать аспекты ее применения в рамках общей системы торгового маркетинга;
• обосновать критерии эффективности мерчандайзинга, установить методы их измерения и разработать практические рекомендации по применению разработанной методики.
Объектом исследования является маркетинговая деятельность розничного торгового предприятия.
Предметом исследования являются организационно-экономические отношения между потребителем, производителем и розничной торговлей в процессе их взаимодействия в продвижении товаров и услуг к потребителю.
Методология исследования. Теоретическую и методологическую основу исследования составили научные разработки и практические рекомендации ведущих российских и зарубежных специалистов в данной области. В работе использована общенаучная методология, предусматривающая системный, комплексный подход к решению проблем, а также применение таких методов познания, как анализ и синтез, индукция и дедукция и др. Кроме того, в работе применялись методы наблюдения, опроса, группировки и экспертные оценки, экономико-математические модели.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы, приложений.