Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Город в идеальном измерении: от образа к имиджу

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Идеальное измерение Самары дореволюционного (конец XIX в. — 10-е гг. XX в.) и советского (20-е гг. XX в. — 80-е гг. XX в.) периодов развития отражало культурную идентичность города и выполняло ряд функций. Идеальное измерение первого выделенного периода запечатлело идентичность купечества как локомотивной группы и выступало средством решения социальной задачи — повышение их социального статуса… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Идеальное измерение города: философско-культурологический аспект
    • 1. 1. Идеальное измерение города в контексте современного цивилизационного развития
    • 1. 2. Образ города как социокультурный процесс
    • 1. 3. Имидж города как управленческий ресурс
  • Глава II. Роль идеального измерения Самары в социокультурных процессах конец XIX — начало XXI вв.)
    • 2. 1. Образ Волги как ось идеального измерения города
    • 2. 2. Идеальное измерение Самары на рубеже XIX — XX вв. как средство идентификации купечества
    • 2. 3. Модификация идеального измерения города в советский период: решение политических задач
    • 2. 4. Динамика идеального измерения Самары в начале XXI в

Город в идеальном измерении: от образа к имиджу (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современная цивилизационная ситуация характеризуется возрастанием конкуренции между городами и регионами за инвестиции, специалистов в различных областях науки и сферах производства, за удовлетворённость горожан качеством жизни и др. Одним из средств конкуренции является имидж города. Эксперты-экономисты, а также главы крупных городов обоснованно замечают, что «. имидж становится таким же важным фактором экономического развития города, как земля, материальные активы, кадры и т. д.» [218- С. 82−83]. В перспективные программы развития городов всё чаще включаются проекты по разработке и продвижению их имиджа, что можно наблюдать на примере таких городов, как Великий Устюг, Екатеринбург, Лермонтов, Москва, Муром, Мышкин, Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Саранск, Самара, Сочи, Ульяновск, Ярославль и др. О важности имиджа в качестве ресурса развития в современной цивилизационной ситуации говорит тот факт, что продвижение городского имиджа ведётся не только на муниципальном, но и на федеральном уровне. Так, правительством была принята «Концепция продвижения национального и региональных брендов товаров и услуг отечественного производства на 2007;2008 годы» [113], в которой одним из направлений деятельности названо: «Содействие продвижению брендов российских городов и регионов» (пункт 3.3). В связи с этим обращение к исследованию данной темы является своевременным.

Актуальность темы

исследования обусловлена, во-первых, тем, что активно используемый в реальных маркетинговых практиках имидж города до сих пор не получил достаточного гуманитарного осмысления и обоснования.

Во-вторых, существенным является то обстоятельство, что исследование осуществлено на материале имиджевых практик современных российских городов. Данная работа — одна из первых попыток философско-культурологического осмысления этого инструмента городского развития и маркетинга. В работе анализируется опыт нескольких десятков городов мира, прежде всего, городов Российской Федерации. Особое место в работе занял анализ динамики городского имиджа на материалах Самары, что позволило прийти к некоторым универсальным выводам о процессуальности и типологии функций идеального измерения города.

Степень научной разработанности проблемы. Исследованию такой многогранной темы, как «Город», включая его историко-культурные типы, стратегии управления, ресурсы развития, имидж, образ и другие культурные формы, составляющие его идеальное обрамление (историю развития, художественное осмысление, антропологию пространства и др.), посвящена обширная литература, созданная как в российской, так и в зарубежной научной среде.

Город как социокультурное пространство с особыми формами коммуникации, на которые оказывают влияние ценности, идеалы, нормы рассматривается уже в труде А. Аврелия «О Граде Божьем» [2]. В современной научной литературе городу как социокультурному пространству посвящены работы В. Е. Волкова [45], Л. Б. Когана [109], Ф. Броделя [33- 32], Л. Вирта [230], М. Вебера [41].

Междисциплинарный подход, лежащий на стыке культурологии, экономики, истории и др., помогающий выявить связь ценностных оснований человеческой жизни, структур повседневности, смыслового наполнения городского пространства и др., лёг в основу городской антропологии, к которой относятся работы Р. Э. Рахматуллина [174], Ж. Ле Гоффа [124], К. Шлёгеля [227] и др.

Такие специалисты, как В. Л. Глазычев [56- 51], Л. Б. Коган [110], С. А. Смирнов [186], исследуют специфику российского города в сравнении с западным.

В российской городской антропологии принято выделять столичную и провинциальную культуру. Существуют два подхода к пониманию провинциальной культуры. Представители первого подхода — С. В. Бахрушин [18], М. М. Богословский [25] интерпретировали её как нечто, не имеющее своего собственного антропологического содержания и культурного потенциала. В противоположность им Н. П. Анциферов [13], Е. Я. Бурлина [148], И. М. Бусыгина [38], Н. И. Воронина [46- 47], В. Л. Глазычев [54], И. М. Гревс [59- 61], Т. С. Злотникова [82, 83], Н. М. Инюшкин [87, 86], М. С. Каган [92], Н. К. Пиксанов [167- 166] и др. обосновывают культурную самобытность каждой территории. Второй подход является методологически важным при анализе идеального обрамления города.

Исследованию города в современной цивилизационной ситуации посвящены работы А. А. Гениса [50], 3. Баумана [17], Ж. Бодрийяра [29−26], М. Кастельса [220]. Специалисты выделяют характерные для постиндустриального города философско-культурологические аспекты и проблемы существования.

Современная цивилизационная ситуация, в которой существуют города, ориентирует теоретиков и практиков городского маркетинга на создание инновационных форм управления городом, на поиск новых ресурсов его развития. В этой сфере ведут научную работу И. С. Важенин, С. Г. Важенина [40], Д. В. Визгалов [44], В. Л. Глазычев [53- 57- 52], В. Г. Кисмерешкин [176], Т. М. Орлова [158], А. П. Панкрухин [162- 163], И. Я. Рожков [176], С. Анхольт [11], Ф. Котлер [115] и др. Одним из главных ресурсов развития города специалисты называют его имидж.

Осмыслению западноевропейского опыта развития городов и городского маркетинга посвящены книги А. Н. Алисова [200], Д. В. Визгалова [44- 43], Б. М. Гринчеля [213], А. П. Панкрухина [161], И. Я. Рожкова [176],.

A.Н. Шептухина, Л. И. Шептухиной [211] и др.

Исследованию географических имиджей и образов как факторов, оказывающих влияние на развитие городов, посвящены работы Д. Н. Замятина [71- 72- 73], Н. Ю. Замятиной [74- 77- 78- 76- 75- 79- 80],.

B.В. Чихичина [208- 209- 210].

Изучению образов городов, которые исторически предшествовали появлению имиджей, посвящено множество трудов. Так, работы.

Н.П. Анциферова [12], И. М. Гревса [60], М. С. Кагана [90], Ю. М. Лотмана [136- 138- 135], П. П. Муратова [152], В. Н. Топорова [194], М. С. Уварова [198], П. Вайля [39], В. Ли [131] и др. посвящены художественным образамс повседневными образами работают В. Л. Глазычев [55], 3. Бауман [17], К. Линч [132], А. Лефевр [130] и др. На основе религиозных источников город интерпретирует М. Элиаде [215].

Исследованию антропологии города Самары, её историко-культурного наследия, который является основной эмпирической базой для нашего исследования, посвящены работы П. В. Алабина [8], Г. В. Алексу шина [9], Е. А. Бажанова [16], Е. П. Бариновой [182], А. Я. Басс [23], Е. Ф. Гурьянова [63], Л. В. Едидович [67], П. С. Кабытова [88], В. Н. Казарина [98- 97- 99], В. Г. Каркарьяна [101- 102- 103], И. В. Крамаревой [117- 119- 118], Ю. М. Оклянского [157], Л. В. Храмкова [180] и др.

Но, несмотря на обширную литературу, посвящённую различным аспектам города, и в частности, идеальным конструктам, представляющим его, до сих пор не получил достаточного культурологического осмысления имидж как социокультурное явление. В частности, в маркетинговой литературе, посвященной имиджу города, не установлены соотношения между понятиями «образ» и «имидж», влияние цивилизационного контекста на динамику идеального измерения города. Слабо исследованы основания и потенциал имиджа как социокультурного ресурса развития города с учётом современных цивилизационных характеристик. Его функциональный потенциал трактуется слишком узко.

Гипотеза научного исследования. Имидж и образ города — это формы проявления идеального измерения города, имеющие как общие, так и отличительные черты. Идеальное измерение отражает цивилизационный контекст существования города. Со сменой цивилизационного контекста происходит изменение черт идеального измерения. Это обусловлено тем, что оно способно чутко реагировать на произошедшие изменения и дать свой ответ на вызов времени.

Актуальность темы

и научная гипотеза обусловили выбор объекта и предмета работы, её цель и перечень задач, которые решаются в настоящем диссертационном исследовании.

Объектом исследования является город в идеальном измерении.

Предметом исследования являются имидж и образ города как формы проявления идеального измерения города: их специфические черты и функции.

Цель данного исследования заключается в выявлении специфических черт и функций идеального измерения города.

В соответствии с целью исследования нами было выделено два комплекса исследовательских задач:

1. Задачи, связанные с выявлением философско-культурологических оснований образа и имиджа города, отражающих их специфику:

— исследовать цивилизационный контекст возникновения имиджа в качестве ресурса экономического развития города;

— выделить специфические аспекты культурной формы «образ города» в качестве методологического основания для анализа культурной формы «имидж города»;

— выявить специфические аспекты культурной формы «имидж города» как управленческого и стратегического ресурса, отличающие его от культурной формы «образ города»;

2. Задачи, связанные с процессом социокультурной идентификации (на историко-культурном материале Самары конца XIX — начала XXI вв.):

— охарактеризовать связь идеального измерения Самары и функций города с местом основания и выявить образ, являющийся осевым для сменяющих друг друга на протяжении указанного периода идеальных конструктов, представляющих город — образ Волги;

— реконструировать с помощью методологической модели на основе «городской сцены» образ и имидж Самары и выявить его ключевую функцию, связанную с цивилизационной ситуацией существования города, используя историко-культурный материал конца XIX — 10-х гг. XX вв.;

— показать преобразования, произошедшие с образом и имиджем города в советский период российской истории, и выявить новую функцию идеального измерения города, обусловленную сменой цивилизационной ситуации, на историко-культурном материале 20-х — 80-х гг. XX в.;

— охарактеризовать состояние современного идеального измерения города, его связь с предыдущими этапами развития и выявить новую функцию, коррелирующую с современным цивилизационным контекстом, рассмотренным в начале исследования.

Методы исследования. Научная работа выполняется в рамках междисциплинарного подхода, осуществляется на стыке культурологии, философии, истории и городского маркетинга. Этот подход позволяет реализовать один из главных научных принципов — единство мира. Продуктивность междисциплинарных исследований обеспечивается тем, что в реальности не существует такого разделения на отрасли и секторы, которое существует как в естественных, так и в гуманитарных науках. Как не существует отдельно физических и отдельно химических законов, так же не существует отдельно экономических, отдельно социальных, отдельно духовных сфер жизни общества и их закономерностей. Все они глубоко интегрированы друг в друга, вырастают одна из другой. В работе использованы идеи, разработанные такими выдающимися мыслителями, как М. М. Бахтин, М. С. Каган, Ю. М. Лотман, Э. Тоффлер, а также специалистами в сфере территориального маркетинга Д. В. Визгаловым, B. J1. Глазычевым, И. Я. Рожковым, С. Анхольтом, Ф. Котлером, К. Линчем и др.

В качестве основным методов исследования выступают:

— интегративный, позволяющий использовать данные различных областей науки для решения поставленных задач;

— аналитический, применяемый для выявления характерных черт и формулировки определений «имидж города» и «образ города»;

— компаративный, помогающий развести понятия «имидж города» и «образ города» на основе сопоставления их характеристик;

— сравнительно-исторический, позволяющий выявить особенности развития Самары на различных исторических этапахисторической реконструкции, позволяющий реконструировать идеальное обрамление города, формирующееся на основе «городской сцены» различных исторических этапов развития города.

Источниковую базу работы составили несколько групп текстов. К первой группе относятся тексты Ветхого и Нового Заветов, а также художественная литература, в которой выведены образы городов (произведения А. Белого, М. А. Булгакова, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. С. Пушкина и др. и произведения, посвященные Самаре, В. П. Аксёнова, Б. Л. Васильева, A.M. Горького, С. М. Лейбграда, A.M. Толстого, З.И. Фазина), киноматериалы (фильм «День выборов» режиссёра О.Б. Фомина). Вторую группу составили памятники устного народного творчества — городской фольклор: дразнилки, легенды, пословицы и поговорки, посвящённые российским городам. Третью группу составили работы по истории Самары, официальные документы, сопровождающие мероприятия по развитию города (План стратегического развития г. о. Самара до 2025 г.) и материалы СМИ, обеспечивающие информационное сопровождение указанных мероприятий.

Научная новизна исследования заключается в том, что оно посвящено выявлению специфических черт и функций идеального измерения города, а также связи его характеристик с цивилизационным контекстом. В ходе научного исследования были получены следующие принципиально новые результаты:

— выявлены общие и специфические черты образа и имиджа города как форм проявления идеального измерения города;

— - выявлены функции идеального измерения города: универсальная (культурная идентификация человека) и ситуативные функции, детерминированные цивилизационной ситуацией (имидж как средство решения социальных задач — повышение социального статуса локомотивной группы городаимидж как средство решения политических задач — идеологическое воздействие на общественное сознаниеимидж как средство решения экономических задач — повышение конкурентоспособности города);

— выявлена взаимосвязь цивилизационного контекста и черт идеального измерения города;

— сконструированы образы Самары на основе трёх историко-культурных типов её «городской сцены» (дореволюционный — советский — постсоветский) и теоретических работ по цивилизационному развитию России конца XIX — начала XXI вв., последовательно репрезентирующие цивилизационную динамику страны в целом;

— реконструированы имиджи Самары, характерные для трех различных этапов развития города, на основе имеющегося краеведческого материала и административных стратегий развития города.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Современные города существуют в ситуации конкурентной борьбы друг с другом за ресурсы существования. Обращение к идеальному измерению города в качестве одного из средств конкурентной борьбы обусловлено рядом цивилизационных изменений, произошедших в XX в., среди которых мы выделяем «виртуализацию общества» [84]- смену типа власти: от «власти/силы» к «власти/знанию» [195]- преобладание парадигмы «иметь» над парадигмой «быть» [204] в духовном опыте современного человека. Идеальное измерение имеет две формы проявления: «образ города» и «имидж города».

2. Выступая в качестве образа города, идеальное измерение выполнят функцию идентификации человека в культуре. Формирование образа связано с процессом самопознания человека. В связи с этим образ города способен репрезентировать своего творца. В нём также представлена культурная идентичность города и эпоха. Функция культурной идентификации человека является универсальной, так как реализуется в любом типе культуры и на любом этапе её развития. Образ возникает на основе «городской сцены» (реальной или созданной воображением автора).

3. Выступая в качестве имиджа, идеальное измерение города является средством решения практических задач (экономических, политических, социальных, духовных), стоящих пред городом. Имидж репрезентирует целевую группу и город. Для него важна тесная связь с реалиями «городской сцены». Характер функций определяется цивилизационной ситуацией, так как каждый этап развития ставит перед городом свои задачи, поэтому функции идеального имиджа города — ситуативные. На рубеже XX — XXI вв., отвечая на вызов времени, идеальное измерение становится средством решения экономической задачи — повысить конкурентоспособность города.

4. Место основания Самары явилось аттрактором всех будущих спецификаций и черт идеального измерения города. «Осевым» для идеального измерения Самары является образ Волги. Река отразилась в городских нарративах, определила структуру города, функциональную наполненность его районов. Пульс культурной жизни бьётся в приволжском районе.

5. Идеальное измерение Самары дореволюционного (конец XIX в. — 10-е гг. XX в.) и советского (20-е гг. XX в. — 80-е гг. XX в.) периодов развития отражало культурную идентичность города и выполняло ряд функций. Идеальное измерение первого выделенного периода запечатлело идентичность купечества как локомотивной группы и выступало средством решения социальной задачи — повышение их социального статуса. Идеальное измерение второго периода отразило идентичность новой локомотивной группы — партийных функционеров, и служило средством решения политической задачи — идеологическое воздействие на общественное сознание с целью поддержания советской власти. Проявившиеся в идеальном измерении города бинарные оппозиции (в первом случае «европеизированный город / мещанский город», во втором «механизированный город / город культурного развития», «закрытый город / самый свободный город») отразили те противоречия в жизни города, которые давали толчок к его развитию.

6. Начиная с 90-х гг. XX в. идеальное измерение города меняется и на сегодняшний день носит коллажный характер: хранит следы предыдущих этапов развития и ориентировано в будущее. Появляются свидетельства.

I ! возвращения торговой идентичности города (торговые центры — самые популярные постройки). Эти обстоятельства дают основание предположить, что в формирующемся образе города отразится новая локомотивная группа — представители крупного и среднего бизнеса. Активизируется новая функция идеального измерения — имидж используется как средство повышения конкурентоспособности города, что связано с нехваткой ресурсов существования для регионов.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. В процессе научной работы было выявлено значение культурологического знания для проектов, связанных с имиджем города. Полученные результаты могут быть использованы при разработке курсов по культурологии, посвященных проблеме городапрограмм тренингов для культурологов-имиджмейкеровэкскурсионных программ, позволяющих показать динамику образа и имиджа города на протяжении нескольких этапов его развития. Кроме того, полученные результаты применимы ко всем видам деятельности, непосредственно связанным с созданием и продвижением имиджа города (выдвижение имиджевой концепции, анализ соответствия выдвигаемого имиджа культурной идентичности горожан, поиск путей продвижения имиджа и др.).

Апробация работы. Основные теоретические положения и выводы диссертации отражены в публикациях автора, апробированы в выступлениях на конференциях: международных (Имидж государства / региона в современном информационном пространстве, Санкт-Петербург, 2009; Генезис категории Виртуальная реальность, Саранск, 2009; Регион: культура в поиске самоидентичности, Саранск, 2009).

Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии и культурологии Самарского государственного медицинского университета в сентябре 2009 г. и рекомендована к защите.

Структура и объём диссертации состоит из Введения, двух глав, семи параграфов и Заключения. Её содержание изложено на 153 листах. Библиографический список включает 231 наименование.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В процессе выполнения научной работы были получены следующие результаты.

В XX в. повышается значение различных территорий и городов, а также конкуренция между ними. Раньше всего эти процессы начали наблюдаться в США и странах Европы. Российские города, начиная с 2000;х гг., оказались включены в эти процессы. На наших глазах значительно усиливается конкуренция между городами и регионами, как за материальные, так и за человеческие ресурсы, предопределяющие стратегии городского развития. Качественно новым средством конкурентной борьбы становится имидж — одна из форм проявления идеального измерения города. Обращение к сфере идеального явилось результатом цивилизационных изменений в XX — начале XXI вв., которые вызвали активизацию адаптивных процессов культуры. Среди таких изменений мы выделяем:

— «виртуализацию общества» и новые технологии управления «через» виртуальные объекты;

— смену типа власти: переход от «власти/силы» к «власти/знанию»;

— преобладание парадигмы «иметь» над парадигмой «быть» в духовном опыте человека.

Виртуализация общества заключается в постоянно возрастающей роли коммуникационных процессов, в которых порождаются идеальные объектыобразы людей, предметов, явлений, становящихся основой для принятия решений — возникает феномен замещения реальных объектов образами. В сфере экономики это отражается в том, что товар заменяется знаком, брендом, символом, имиджем. Во многих коммуникационных процессах город участвует посредством своего имиджа.

Смена типа власти выражается в том, что власть начинает осуществляться посредством «производства сознания» (М.К. Мамардашвили), через обольщение" масс (С. Московичи). Имидж, опираясь на закономерности социокультурной реальности и сознания человека, формирует нужное заказчикам восприятие города.

Преобладание парадигмы «иметь» над парадигмой «быть» (Э. Фромм) отразилось в том, что имидж ориентирован на «продажу» города, он сам выступает идеальным, символическим товаром.

Таким образом, в XX в. вследствие ряда цивилизационных изменений в реальных жизненных процессах наблюдается возрастание роли идеальных конструктов. Исходя из своих особенностей, городской маркетинг наравне с культурологией, филологией, искусствоведением и др. разрабатывает свой специфический инструментарий, позволяющий работать с идеальным измерением города, в результате чего возникает имидж как стратегический ресурс развития. Городской маркетинг ставит идеальные конструкты в один ряд с такими ресурсами развития города, как инфраструктура, квалифицированные кадры, хорошо оснащённая производственная база и т. п.

Кроме имиджа города, как формы проявления идеального измерения, существует ещё одна форма — образ города. Нами была выдвинута методологическая схема анализа идеальных конструктов, на основе которой был осуществлён их анализ. Мы выделяем два вида образа города: художественный (укоренённый в сфере искусства) и повседневный (отражается в городском фольклоре, нарративах, повседневной коммуникации, рекламе и.

ДР-).

Методологическая схема включает в себя следующие аспекты:

— онтологический аспект (идея, определяющая собой суть культурной формы);

— гносеологический аспект (заключённое в идеальном конструкте знание о субъекте, эпохе и др.);

— регулятивно-аксиологический аспект (ценностная составляющая знания, способная повлиять на поведение человека);

— коммуникационный аспект (основания, позволяющие идеальному конструкту опосредовать взаимодействия субъектов, социальных групп, культур, эпох).

Проанализировав обозначенные аспекты, мы пришли к выводу, что образ отражает культурную идентичность человека, а формирование образа есть процесс самопознания: актуализируя те или иные смыслы городского пространства, являющего собой «котёл текстов» (Ю.М. Лотман), человек обозначает, что важно именно для него, запечатлевает в нём свои ценности и антиценности, представления об идеалах, нормах. Осуществляется постоянное соотнесение человеком наличного с собой. В результате человек создаёт образ города, отражающий определённое мироустройство. Именно с идеей мироустройства мы связываем онтологию образа.

Образ города изоморфен культуре в целом. Это утверждение строится на том, что, во-первых, организующие культуру бинарные оппозиции отражаются в образе города в виде пар «священное — мирское», «святое — грешное», «высокое — низкое», «свобода — ограничение», «свет — тень», «жизнь — смерть», «великое — малое», «верх — низ», «центр — периферия» и др. Бинарные оппозиции организуют бинарность времени и бинарность пространства, которые в совокупности дают хронотоп образа города. Во-вторых, утверждение основывается на том, что динамика образа города отражает динамику культуры, которой принадлежит город.

Гносеологический аспект образа диссертант связывает с представлением исторической судьбы города (образ способен «перерастать» город, репрезентируя социокультурную ситуацию своего существования), культурной идентичности горожан (повседневный образ города как результат коллективного творчества), а также субъекта, создавшего данный образ (художественный образ города как результат авторского постижения города).

Запечатленные в образе города смыслы, идеи, ценности находят своё отражение в регулятивно-аксиологическом его аспекте, обусловливая способность образа влиять на поведение людей, определять их жизненные ориентации, формировать отношение к городу, детерминировать поступки.

Последний аспект, коммуникативный, связывается автором со способностью образа обеспечивать внутригрупповую, межгрупповую коммуникацию, коммуникацию между культурами и эпохами, между конкретными субъектами культуры. На основании тех смыслов, которые содержит в себе образ города, он способен интегрировать или разъединять субъектов коммуникации.

Для выявления корреляции между образом города и самим городом мы вводим методологическое понятие «городская сцена», за которым стоит системное восприятие города. «Городская сцена» включает в себя три аспекта: духовно-человеческий, процессу ал ьно-деятельностный и предметный. «Городская сцена» — выработанная в естественных процессах культурогенеза база для возникновения идеального измерения города в сознании воспринимающего её человека.

На основе апробированной методологической схемы и полученных результатов анализа аспектов образа города нами был осуществлён анализ аспектов имиджа города и выявление его характерных черт и функций. Мы связываем онтологический аспект имиджа города с новой формой власти — «власти/знания». Как форма власти имидж манипулирует сознанием человека, задавая те или иные представления о наличной реальности. Важными условиями реализации имиджем своего властного потенциала является обращение к СМИ, печатным изданиям, Интернету, а также уровень «креативного капитала» в городе, под которым понимаются инженеры, учёные, люди искусства, публицисты, редакторы, архитекторы, пиарщики и др., способные создавать значимые новые формы, характеризующиеся уникальностью, свежестью идей, оригинальностью, нестандартностью и т. п.

Гносеологический аспект имиджа мы связываем с характером представленности территории. Здесь важна тесная связь с реалиями городской жизни и конкретными задачами, стоящими перед локомотивной группой города. Только в этом случае имидж становится «символическим капиталом» (П. Бурдье). Кроме того, имидж города репрезентирует заказчиков и потребителей (целевую группу). В отсутствии корреляции имиджа с городскими реалиями, он превращается в «дымовую завесу».

Регулятивно-аксиологический аспект имиджа, с точки зрения автора, представляет ценностные основания, являющиеся механизмом властного воздействия локомотивной группы на целевую. Технологии воздействия на общество предполагают оперирование ценностями и различительной структурой, под которой понимаем фундаментальное различие «верх — низ», реализуемое в любом имидже. Имидж позиционирует город именно как принадлежащий «верху»: самый чистый, самый удобный, самый толерантный, самый крупный и т. п.

Коммуникативный аспект имиджа обусловливается его посреднической ролью между заказчиками и потребителями. Он отвечает за «потребление» города в качестве места жизни, работы, учёбы, отдыха и т. п.

Имидж, так же как и образ, формируется на основе «городской сцены». Она способствует реализации имиджем города своего онтологического статуса, позволяя использовать скрытые властные механизмы, формировать «образцы» мышления и «шаблоны» поведения. «Городская сцена» задаёт границы, в которых может существовать имидж города.

Итак, мы выделяем следующие специфические черты имиджа и образа города, позволяющие развести эти культурные формы:

— имидж города является реализацией «власти/знания», а образ связан с идеей мироустройства;

— имидж города репрезентирует локомотивную и целевую группы, а образ — идентичность своего создателя и горожан;

— имидж — это конструкт, привязанный к городским реалиям, в то время как образу города достаточно символического статусаимидж функционирует только в ситуации межсубъектной коммуникации, образ способен существовать и в ситуации автокоммуникации, связанной с процессами самопознания.

Анализ эмпирического материала показал, что «осевым» образом идеального измерения Самары на протяжении всей истории её существования является образ Волги. Базовое идентификационное представление горожан закреплено в том, что Самара — волжский город. Жители других волжских городов также осознают себя как «волжане», «волжская вольница», «волжские сердца», «волжская сила» и т. п. Становление города-крепости, города-пристани, города-логистического перекрёстка на Средней Волге, его развитие и цивилизационная роль связаны с местом и временем его рождения.

Для всей русской культуры Волга — ключевой национальный символ. Волга — «осевой» образ и для Самары, ее представленности в культуреРека задаёт мотивы вольницы, свободы, полноты чувства жизни, которые тем или иным способом репрезентируются в различных городских нарративах: 5 народные песни («Ах, Самара-городок. «), легенды о Степане Разине, Емельяне Пугачёве и др. Волга предоставляла условия для непрестанного диалога с другими культурами и как следствие — сформировала высокий уровень толерантности местных жителей. Архитектурный профиль Самары закрепил «осевой» образ Волги: город устремлен к Волге, волжская набережная — главная улица города, самая привлекательная и ухоженная. Жители многолюдных кварталов, отдаленных от Волги, «едут в город», что значит — на набережную Волги и в прилежащие к ней улицы старой Самары. Гигантская индустриальная Безымянка так и не стала в представлении многих жителей «городом» в силу своей удаленности от Волги. Районы прилежащие к Волгене только центр духовной культуры, но и самые респектабельные на сегодняшний день. Набережная перенимает роль места проведения городских празднеств у главной площади города. На символической карте города территория, прилегающая к Волге, наделена наибольшей ценностью.

Проанализировав эмпирический материал первого выделенного нами периода в развитии Самары (конец XIX в. — 10-е гг. XX в.), мы утверждаем, что идеальное измерение города явилось ресурсом, с помощью которого локомотивная группа города (купечество) повышала свой социальный статус, формируя имидж «европеизированной волжской Самары». Его целевой группой были в первую очередь верхи российского общества — представители первого сословия. Формирование имиджа заключалось в заимствовании из Европы внешних форм организации своего быта: архитектурный стиль, европейские костюмы, технические новинки, формы досуга. В предметном аспекте европеизация нашла своё отражение во внешнем виде улиц (стиль модерн). Ориентация этого стиля на индивидуальность заказчика позволила создать архитектурную полифонию городского пространства, сквозь которую проявляется полисубъектность «городской сцены». В духовно-человеческом аспекте поворот к европеизации нашел своё отражение в классовой, а не сословной структуре общества. Процессуально-деятельностный, аспект., характеризуется появлением на «городской сцене» яхт-клуба, ипподрома, общества велосипедистов, фотографического общества и др. Купцы стремились приобщиться к европейской культуре, но, заимствуя из неё исключительно технические достижения: яхты, автомобили, фотоаппараты, телефоны, лифты, электрическое освещение, калориферное отопление и т. п. Европа осваивалась самарским купечеством на уровне «иметь».

Городская сцена", рассмотренная вне имиджевых преобразований, транслировала образ «торгового волжского города», в котором отразилась локомотивная группа горожан (представители купечества). Купцами были использованы все возможные преимущества своего географического положения между Европой и Азией, на пути к Каспию и Уралу, для развития своего дела.

Анализ духовно-человеческого аспекта «городской сцены» показал, что предпринимательский дух и культ денег в городе были настолько сильны, что смогли стать основой для консолидации многонационального и поликонфессионального самарского общества. Эта социокультурная особенность самарского общества была отмечена в ряде художественны произведений (A.M. Горький). Экстерьер города также транслирует торговую идентичность города. А. Н. Толстым Самара характеризуется как пыльный, мещанский город («Сестры»), Современники и историки фиксируют высокий уровень толерантности горожан.

Анализ процессуально-деятельностного аспекта показал, что, несмотря на то, что в городе функционировали два театра, Александровская публичная библиотека, публичный музей, редакция газеты «Самарский вестник», выставки самарских художников, купцы коллекционировали произведения искусства, культурная жизнь города была развита слабо. В самарском обществе над парадигмой существования «быть» преобладала парадигма «иметь». Внешние культурные контакты способствовали зарождению Серебряного: века в Самаре: выставки местных художников, городской художественный музей, художественный салон, в котором владелец К. П. Головкин проводил встречи в. богемном кругу, купеческие домашние коллекции произведений искусства и др. Всё вышеприведенное — результат деятельности отдельных и немногочисленных представителей купеческого сословия. Это не позволяет говорить о том, что развитие культурной сферы города носит системный характер.

Мы считаем, что образ Самары, в котором отразилась локомотивная группа города и цивилизационный контекст — это волжский, молодой, торговый, быстро развивающийся город, толерантный к другим культурам и религиозным конфессиям. Сопоставление имиджа и образа города высвечивает бинарную оппозицию в идеальном измерении города — «европеизированный город / мещанский город».

Подводя итог развития города на данном историческом этапе, мы делаем акцент на том, что идеальное измерение города использовалось в качестве средства решения социальных задач, стоящих перед локомотивной группой города (повышение своего социального статуса). Это позволило сделать вывод, что идеальное измерение может служить средством решения не только экономических, но и социальных задач, стоящих перед городом и его локомотивной группой. Город не нуждался в имидже как ресурсе экономического развития — не было нехватки в ресурсах существования города. Выделенные черты и функции идеального измерения города характерны и для ряда других российских городов: для Москвы, Нижнего Новгорода и др.

Реконструкция образа и имиджа города советского периода российской истории (20-е гг. XX в. — 80-е гг. XX вв.), позволила выявить влияние цивилизационной динамики на идеальное измерение города. Новый цивилизационный контекст поставил перед идеальным измерением города иную задачу — поддержание высокого уровня легитимности советской власти. С этой целью новая локомотивная группа города (партийные функционеры) занималась формированием имиджа «советский промышленный Куйбышев». В качестве целевой группы выступали население СССР. Работа с «городской сценой» по созданию имиджа явила собой идеологический контроль над., «когнитариатом», «смысловое преображение бытия» путём создания образов и шаблонов мышления.

Одним из универсальных средств формирования имиджа города в Самаре, как и во многих других городах СССР была топонимика (переименование Самары в Куйбышев, а также сопутствовавшее этому повсеместное переименование улиц, площадей, парков, театров и т. д.), символическое перекраивание пространства города (исчезновение одних сакральных мест — соборов и возникновение других — «ленинских»), инсценировки на «городской сцене» с использованием памятников, выставок, демонстраций, парадов, архетипов общественного сознания («жертва», «правремя», «сакральные пространства», обряды инициаций, например, принятие в пионеры), преобразование религиозных центров в светские общественные.

Монументальные размеры архитектуры, большие площади, крупные заводские комплексы являли собой метафору мощи и силы советской власти и государства. В Куйбышеве, как и в других советских городах, делали акцент на мужском характере тоталитарной культуры (военно-промышленные заводы, расположенные в городе военные части, пересыльные тюрьмы, входящие в состав ГУЛАГа и др.).

Стремительно потерял свою популярность стиль модерн и старые купеческие особняки, выполненные в этом стиле. Им на смену пришли конструктивизм и сталинский ампир. Эстетика и идеологическая нагруженность новых сооружений погасили архитектурный модерн, который утверждал дореволюционный поворот Самары к европеизации. Предметный аспект «городской сцены» транслировал образ одного субъекта — монологичной тоталитарной советской власти. Исчезла полифония образа купеческой Самары.

В связи со статусом условно закрытого города из-за наличия военных предприятий город обладал двумя имиджами: внешним и внутренним. Если внутренний имидж наделял город качественными характеристиками, фундирующими онтологию города (советский, промышленный город с властной, мужской доминантой), то внешний имидж камуфлирует эти 1 основания, даже уничтожает, тем самым заставляет исчезнуть сам город в отношении определённых целевых групп (иностранцев).

Идеальное измерение города репрезентировало на только советскую власть, укрепляло её легитимность, но и сам город. Мы выделяем следующие кардинальные изменения на «городской сцене», повлиявшие на смену образа: меняется структура города, культурные формы и транслируемые с их помощью смыслы. Структура города приобретает «вывернутую» конфигурацию в результате того, что как противовес исторического центра (Соборная площадь, а позднее — площадь имени В.В. Куйбышева) был заложен новый (промышленная Безымянка), местом для которого стал окраинный район. Большая часть города оказалась между двумя центрами, занимая периферийное по отношению к ним место, но центральное по отношению ко всему пространству города. Типовые жилые постройки уничтожают индивидуальные черты города, в его образе начинают преобладать типовые черты, присущие многим советским городам. Куйбышев приобретает образ «типового советского промышленного города».

После войны, развивая театральные традиции, гордясь пребыванием в военном Куйбышеве великих деятелей искусства, эпохальной премьерой Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича, местная интеллигенция консолидируется вокруг Драматического, Оперного театра, Филармонии. Отношение к театру как важнейшей коммуникации для интеллигенции типично для советских городов, внося новые черты в процессуально-деятельностный аспект «городской сцены». Куйбышев становится театральной столицей на Волге.

На пороге 1970;х гг. в Куйбышеве возникают уникальные для советского города культурные инициативы, спроектированные и осуществленные Городским молодежным клубом: конкурс юных пианистов имени Д. Б. Кабалевского, фестиваль бардовской песни — «Грушинский фестиваль». По мнению знаменитых советских бардов — Ю. И. Визбора, A.M. Городницкого и др., «Груша» заставляла верить, что Куйбышев — «самый свободный город Советского Союза». Показательно, что «Грушинский фестиваль» был неотделим от образа Волги, он проходил на вольных ландшафтах Приволжья. Его многотысячная аудитория (20−25 тыс.) располагалась в палатках. Многие из слушателей были жителями той части города, которая до сих пор не заявила себя в формировании новых культурных форм. На Грушинском фестивале консолидировалась жители молчащей части Куйбышева — Безымянки.

В новом образе Куйбышева прослеживается ряд бинарных оппозиций: «механизированный индустриальный город / город культурного развития" — «закрытый город / самый свободный город». Механизированное начало противостоит духовному. Образ, несущий на себе идеологическую нагрузку, противостоит образу, стремящемуся раздвинуть культурные границы. С одной стороны, Куйбышев — монологичный социалистический типовой промышленный гигант, механизированная среда которого становится антагонистичной самому человеку, ставя его в подчинённое положение относительно машины, «город-перевёртыш», вывернутый наизнанку, вследствие резкого отказа от своего купеческого прошлого. С другой — это город, стремящийся преодолеть культурную ограниченность, создать благоприятную среду для духовного развития человека, город диалога культур, стремящийся сформировать своё собственное культурное лицо.

Анализ эмпирического материала позволил выделить ещё одну функцию, которую способно выполнять идеальное измерение города — управление общественным сознанием. Это свидетельствует о том, что идеальное измерение города может использоваться в качестве средства решения политических задач, стоявших перед локомотивной группой города.

Изучив последний этап развития города (90-е гг. XX в. — 2000;е гг. XXI в.) и связанный с ним цивилизационный контекст, мы выделили новую задачу, стоящую перед идеальным измерением города, которая возникла вследствие социокультурных изменений в жизни российского общества. Города оказываются в ситуации конкурентной борьбы друг с другом за ресурсы существования, поэтому идеальное измерение города рассматривается в качестве ресурса, повышающего конкурентоспособность города.

Выдвинутый в марте 2008 г. администрацией города официальный имидж «Самара — мировой город» (включен в План стратегического развития г. о. Самары до 2025 г., аналогично ряду других российских городов и территорий) выступает в качестве ресурса экономического развития города. Целевой группой являются жители города и представители крупного и среднего как российского, так и зарубежного бизнеса. Согласно программе развития города началось строительство делового центра «Город мира», который должен активизировать экономическую жизнь города. Но культурологический анализ имиджевой стратегии выявил ошибки в выдвинутой концепции: оторванность от культурных корней города (Самара — волжский, многоконфессиональный и многонациональный город, имеющий длительные торговые традиции). Очевидно, что идеальный образ волжской торговой европеизированной Самары может стать символическим капиталом, как для выдвигаемого имиджа города, так и для других вариантов этого идеального ресурса развития, например, «Самара — столица российской демократии и гражданского общества». Имиджевой политикой осталась забытой и идентичность Самары как волжского города. В Самаре еще не найдены стратегии, подобные передовым европейским городам, позволяющие «открыться новому, не подвергая опасности старое» (В. Лоуренс).

По нашему мнению, имидж мирового города для Самары является результатом претензий на глобализм. Завышенные представления локомотивных групп города о себе и о городе неоднократно становились темой различных публикаций и художественный произведений, посвященных городу (В.П. Аксёнов, С.М. Лейбград). В публицистике и художественных текстах постоянно подчёркивается мысль о том, что кроме громких претензий нужны реальные сдвиги в культуре и сознании граждан. Вместе с тем, образ Самары, созданный средствами кинематографа (фильм «День выборов» режиссёра О.Б. Фомина) позволяет заключить, что Самара в глазах жителей столицы и других российских городов является традиционным для русской культуры городом N, составляя вместе с рядом других регионов единое пространство Среднего Поволжья.

Исследуя общий цивилизационный контекст и социокультурные особенности города, мы выделяем следующие тенденции на «городской сцене», которые могут оказать влияние на новый формирующийся образ города: сохранение идентичности «волжского города» благодаря культивированию районов, прилежащих к Волге, туризму по Волге, продолжению строительства вдоль Волги (университет, Онкоцентр, Собор Кирилла и Мефодия, соборная Мечеть);

— возрождение изначальной торговой идентичности города, что находит своё отражение наиболее популярных постройках на «современной городской» сцене Самары — торговых центрах на главных магистралях вдоль Волги. Представленные торговые марки и регулярно обновляющиеся коллекции позволяют Самаре, также как и многим российским городам, в модусе «иметь» синхронно существовать с самыми крупными городами мира;

— высокий уровень религиозной толерантностиа также тенденции, характерные для цивилизационной ситуации страны в целом:

— интеграция Самары в мировые экономические процессы (новые названия и топонимика, например: торговые сети «Ашан», «Марлен», «Икея»);

— модификация индустриальной сферы города в сторону сращения промышленности с фундаментальной и прикладной наукой (формирование аэрокосмического кластера, укорененного в промышленности и университетском образовании Самары).

Снова в идеальном измерении города намечается бинарная оппозиция, в основе которой лежит столкновение двух локомотивных групп города — представителей городской интеллигенции и представителей бизнеса. Наблюдаются тенденции сохранения свого культурного наследия и тенденции к его уничтожению.

Современная социокультурная ситуация по-прежнему воспроизводит образ и имидж «европеизированной волжской Самары», в который вклеены, как в коллаж, старые советские символыактуализированные заново религиозные, прежде всего, православные символымировые торговые бренды и образы аэрокосмической отрасли. Анализ динамики представлений города о самом себе свидетельствует о детерминированности городского образа и имиджа общим цивилизационным контекстом и его социокультурной динамикой в данной стране и регионе. Цивилизационный контекст, расширивший мировые связи города, повлиял на образ города и его динамику, однако позволил сохранить идеальное измерение города, сформировавшееся в прошлом: волжская Самара — центр России, средняя Волга.

Итак, мы считаем, что идеальное измерение города полифункционально (обладает универсальной и ситуативными функциями). Оно способно выполнять ряд функций: служить культурной идентификации человека, выступая в качестве образа, и быть средством решения конкретных задач в различных сферах жизни общества, выступая в качестве имиджа. Функции идеального измерения определяются цивилизационным контекстом и являются ответом города на вызов времени. Таким образом, можно заключить, что идеальное измерение является одним из средств адаптации города к меняющимся условиям существования, а смена функций — результатом процессов культурогенеза. Это позволяет сделать вывод о том, что идеальное измерение города — подвижная система представлений, чуткая к потребностям времени.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , С.С. Когда рука не сожмется в кулак / С. С. Аверинцев // Православная община. 1991. — № 3. Москва, 2004. URL: http://sfi.tsj.ru/ar.asp7rubr id=228&art id=2444 (дата обращения: 14.04.09).
  2. , А. О Граде Божием / А. Аврелий. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. — 1296 с.
  3. , В.П. Корабль мира «Василий Чапаев» / В. П. Аксёнов // Вагриус-проза 1992−2002. Антология в 2-х тт. Том 1. М.: Вагриус, 2002. — 960 с. — С. 40−52.
  4. , Б. Коронация / Б. Акунин. М.: Захаров, 2006. — 448 с.
  5. , Б. Любовник смерти / Б. Акунин. М.: Захаров, 2004. — 351 с.
  6. , Б. Статский советник / Б. Акунин. М.: Захаров, 2008. — 367 с.
  7. , Э. Внятность повседневного города / Э. Амин, Н. Трифт // Логос. -2002. -№ 3.-С. 1−25.
  8. , П.В. Самара: 1586−1886 годы / Вступительная статья и составление КабытоваП.С. Самара: Книжное изд-во, 1991. — 248 с.
  9. Алексу шин, Г. В. Творцы самарского благополучия / Г. В. Алексу шин // Дело. Спец. вып. 2002. — № 2. — С. 140−144.
  10. , С. Брендинг: дорога к мировому рынку / С. Анхольт. М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2004. — 272 с.
  11. , Н.П. Душа Петербурга / Н. П. Анциферов. Ленинград: Лира, 1990.-256(12) с.
  12. , Н.П. Краеведный путь в исторической науке. (Историко-культурные ландшафты) / Н. П. Анциферов // Краеведение. 1928. — № 6. -С. 321−328.
  13. , Б.В. Аналогов пока нет / Б. В. Ардалин // Самарская газета. — 2006. 25 янв. — с. 4.
  14. , Е.А. Вольный город пионеров Дикого поля / Е. А. Бажанов. — Самара.: Самарский Дом печати, 1995 г. 224 с.
  15. Бауман, 3. Текучая современность / Пер. с англ. под ред. Ю. В. Асочакова / 3. Бауман. СПб.: Питер, 2008. — 240 с.
  16. , С.В. Задачи исторического краеведения / С. В. Бахрушин // Краеведение. 1928. — № 3. — С. 129−140.
  17. , М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. М.: Советский писатель, 1963. — 364 с.
  18. , Г. Избранное: Поэтика пространства / Перев. с франц. Н. В. Кисловой, Г. В. Волковой, М. Ю. Михеева под ред. Л. Б. Комиссаровой / Г. Башляр. М.: РОССПЭН, 2004. — (Серия «Книга света»), — 374 с.
  19. , А.Я. И скажут мукомолу люди добрые «спасибо» / А. Я. Басс // Мир музея. 1999. — № 1−2. — С. 22−29.
  20. , Н.А. Астральный роман // Типы религиозной мысли в России. Собрание сочинений. Т. III / Н. А. Бердяев. Париж: YMCA-Press, 1989. -714 с.-С. 430−440.
  21. , Ж. Город и ненависть / Ж. Бодрийяр // Библиотека Гумер. URL: http .7/www.gumer.info/bogoslovBuks/Philos/Bodr/GorNas.php (дата обращения: 17.05.09).
  22. , Ж. К критике политической экономии знака / Пер с фр. Д. Ю. Кралечкина / Ж. Бодрийяр. 2-е изд., исп. и доп. — М.: Библион — Русская книга, 2004. — 304 с.
  23. , Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Ж. Бодрийяр. М.: Культурная революция, Республика, 2006. — 269 с.
  24. , Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр. — М.: «Добросвет», 2000. 387 с.
  25. , Т.В. Философский анализ предпринимательской деятельности: Онтологический и социально-антропологический аспект / Под ред. д.ф.н., проф. Мартыновича С. Ф. / Т. В. Борисова. Самара: Изд-во СамГПУ, 2003.- 166 с.
  26. , С. В русском жанре / С. Боровиков // Новый мир. 1995. -№ 1. URL: http://magazines.russ.ru/novyi mi/1995/l/borovik.html#top (дата обращения: 15.3.07).
  27. , Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV—XIII вв.. В 3-х томах. Т. 3. Время мира / Ф. Бродель. М.: Весь мир, 2007. -731 с.
  28. , Ф. Что такое Франция? Кн. 1 / Ф. Бродель. — М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1994. 406 с.
  29. , П. Практический смысл / Пер. с фр.: А. Т. Бикбов, К. Д. Вознесенская, С. Н. Зенкин, Н.А. Шматко- Отв. ред. пер. и послесл. Н. А. Шматко / П. Бурдье. СПб.: Алетейя, М.: «Институт экспериментальной социологии», 2001 г. — 562 с.
  30. , Е.Я. Межкультурная коммуникация. Толерантность / Е. Я. Бурлина. Самара: Самарское книжное издательство, 2007. — 304 с.
  31. , И.М. Германский федерализм: история, современное состояние, потенциал реформирования / И. М. Бусыгина // Полис. № 5. — 2000. -С. 110−120.
  32. , И.М. Сжимая пространство до образа мест / И. М. Бусыгина // Отечественные записки. 2002. — № 6. — С. 398−404.
  33. , П. Гений места / Послесловие Л. Лосева / П. Вайль — М.: КоЛибри, 2007. 488 с.
  34. , С.Г. Имидж как конкурентный ресурс региона / И. С. Важенина, С. Г. Важенин // Регион: экономика и социология. 2006. — № 4. — С. 72−84.
  35. , М. Город // Избранное. Образ общества / М. Вебер. М.: Юрист, 1994 г. — 704 с. — С. 309−446.42. Ветхий Завет. Книга Осия.
  36. , Д.В. Зачем городу маркетинг / Д. В. Визгалов // Институт экономики города. Москва, 1995. URL: http://www.urbaneconomics.ru/publications.php7folder id=l 03&matid=835&page id=8296 (дата обращения: 15.07.08).
  37. , Д.В. Маркетинг города / Д. В. Визгалов. М.: Фонд «Институт экономики города», 2008. — 110 с.
  38. , В.Е. Осмысленность города / В. Е. Волков // Кентавр (сетевой журнал) Методология в России. [Тольятти, 1998]. URL: http://www.circleplus.ru/content/summa/26 (дата обращения: 14.05.09).
  39. , Н.И. Города и люди: культурная идентичность / Н. И. Воронина. Саранск, 2008. — 100 с.
  40. , Н.И. Лики провинциальной культуры / Н. И. Воронина. — Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2005.
  41. Вся Самара на 1925 год. Адресно-справочная книга. Самара: Полиграфпром, 1925. — 146 с.
  42. , А.А. Сочинения: В 3 т. Т. 1. Культурология. Екатеринбург: У-Фактория, 2003. — 539 с.
  43. , B.JI. Выслобождение городов / В. Л. Глазычев // Сайт В. Л. Глазычева. Москва, 2002. URL: http://www.glazychev.ru/habitations&cities/1993vyslobgorodov.htm (дата обращения: 21.06.2009).
  44. , В.Л. Малоградский мир / В. Л. Глазычев // Сайт В. Л. Глазычева. Москва, 2002. URL: http://www.glazychev.ru/habitations&cities/2002 MalGorod. htm (дата обращения: 21.06.2009).
  45. , В.Л. Москва: среди призраков городской среды / В. Л. Глазычев //Мир России. 1994. — № 1. — С. 81−133.
  46. , В.Л. Неопознанная страна / В. Л. Глазычев // Сайт В. Л. Глазычева. Москва, 2002. URL: http://www.glazychev.ru/habitations&cities/1994−04 nepoznannaya strana. htm (дата обращения: 21.06.2009).
  47. , В.Л. Поэтика городской среды / В. Л. Глазычев // Сайт В. Л. Глазычева. Москва, 2002. URL: http://www.glazychev.ru/habitations&cities/l 986 poetika. htm (дата обращения: 07.05.2009).
  48. , В.Л. Слободизация страны гордарики / В. Л. Глазычев // Сайт В. Л. Глазычева Москва, 2002. URL: http://www.glazychev.ru/books/slobodizatsia.htm (дата обращения: 23.01.2007).
  49. , В.JI. Урбанистика / В. Л. Глазычев. М.: Издательство «Европа», 2008. — 220 с.
  50. Город Куйбышев: Очерки истории Самары Куйбышева / Под ред. А. Л. Шефера. — КуйбышевЮблгиз, 1940. — 218 с.
  51. , И.М. История в краеведении / И. М. Гревс // Краеведение. — 1926.-№ 4.-С. 487−508.
  52. , И.М. Монументальный город и исторические экскурсии / И. М. Гревс // Экскурсионное дело. 1921. — № 1. — С. 27−42.
  53. , И.М. Очередные задачи краевого культуроведения // Краеведение. T.V. 1928. № 6. С. 368 376.
  54. , П.С. Психология рекламы: Учебник для студентов вузов / П. С. Гуревич. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 278 с.
  55. , Е.Ф. Древние вехи Самары: очерки истории градостроительства. 2-е изд., перераб. и доп. / Е. Ф. Гурьянов. — Куйбышев: Кн. изд-во, 1986.-78 с.
  56. , К.Дж. Социальный конструкционизм: знание и практика / К.Дж. Джерджен. Минск: БГУ, 2003. — 232 с. 65. Евангелие от Иоанна.66. Евангелие от Луки.
  57. , Л.В. Максим Горький и самарская культура / Л. В. Едидович // Самарские губернские ведомости 150. — 1998. — № 4. — С. 5.
  58. Жемчужина самарского модерна. Самара: Издательский дом «Агни», 2003. — 14 (3) с.
  59. Живая история «Моторостроителя»: Век XX. Сб. очерков / Под общ. ред. Шитарёва И. Л. Самара: Агни, 1999. — 206 (2) с.
  60. , Ю.В. Наука победит всё. В том числе злополучный кризис / Ю. В. Зайцев // РИА Новости. Москва. URL: http://www.rian.ru/science/20 090 208/161368734.html (дата обращения: 4.03.09).
  61. , Д.Н. Географические образы мирового развития / Д. Н. Замятин // Общественные науки и современность. 2001. — №. 1. — С. 125 137.
  62. , Д.Н. Мета-география: пространство образов и образы пространства / Д. Н. Замятин. М.: Аграф, 2004. — 512 с.
  63. , Д.Н. Управление образами: региональная власть и антитеррористические стратегии / Д. Н. Замятин, Ю. Н. Замятина // Социологические исследования. 2006. — № 2. — С. 64−68.
  64. , Н.Ю. Автопрезентация российских регионов / Н. Ю. Замятина // Отечественные записки. 2006. — № 5 (31). Москва, 2007. URL: http://www.strana-oz.ru/?numid=:32&article=1353 (дата обращения: 29.04.09).
  65. , Н.Ю. Вариации региональных образов: когнитивно-географические контексты / Н. Ю. Замятина // Политические исследования. -2004. № 5. — С. 85−97.
  66. , Н.Ю. Зона освоения (фронтир) и ее образ в американской и русской культурах / Н. Ю. Замятина // Общественные науки и современность. -1998.-№ 5.-С. 75−88.
  67. , Н.Ю. Когнитивная география / Н. Ю. Замятина // География. 1999.-№ 44.-С. 16.
  68. , Н.Ю. Новые образы пространства России / Н. Ю. Замятина // Отечественные записки. 2002. — № 6. — С. 212−221.
  69. , Н.Ю. Особенности географической репрезентации социокультурных регионов России в характеристиках субъектов РФ / Н. Ю. Замятина, Е. Ю. Белаш // Социологические исследования. 2006. — № 9. — С. 6371.
  70. , Н.Ю. Стратегия создания образов Российской Федерации и региональная идеология («Почвеннический контекст») / Н. Ю. Замятина // Общественные науки и современность. 2006. — № 6. — С. 94−108.
  71. , Г. Избранное. Т.2: Созерцание жизни / Г. Зиммель. М.: Юрист, 1996.-416 с.
  72. , Т.С. Мир русской провинции и провинциальная культура / Отв. ред. Г. Ю. Стернин- Гос. ин-т искусствознания. СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. — 141 с.
  73. , Т.С. Творческая личность: провинциальные анекдоты конца века / Т. С. Злотникова // Русская провинция и мировая культура: Тез. Второй межвуз. науч. конф. / Ярослав. Гос. Пед. Ун-т им. К. Д. Ушинского. -Ярославль, 1998. С 53−56.
  74. , Д.В. Виртуализация общества. Версия 2.0 / Д. В. Иванов. -СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2002. 224 с.
  75. , А.В. Архитектура XX века. Утопии и реальность: В 2 т. / А. В. Иконников. М.: Прогресс-традиция, 2002 г. — 669, (1) с.
  76. , Н.М. Культурное пространство провинции / Н. М. Инюшкин // Регионология. 2003. — № 3 (44). — С. 316−323.
  77. , Н.М. Провинциальная культура: взгляд изнутри / Н. М. Инюшкин. Пенза, 2004.
  78. , П.С. Легендарный самарец Пётр Владимирович Алабин / П. С. Кабытов. Куйбышев: Фактор, 1990. — 58 (1) с.
  79. , П.С. Помни, город, имя своё / П. С. Кабытов. Самара: Книжное издательство, 1992. — 152 с.
  80. , М.С. Град Петров в истории русской культуры / М. С. Каган. -СПб.: Паритет, 2006. 480 с.
  81. , М.С. Историческая типология художественной культуры / М. С. Каган. Самара: Изд-во «Самарский университет», 1966. — 84 с.
  82. , М.С. Москва — Петербург — провинция: «двустоличность» России — ее историческая судьба и уникальный шанс / М. С. Каган // Российская провинция. — 1993, — № 1. С. 16−27.
  83. , М.С. Философская теория ценностей / М. С. Каган. СПб.: Эйдос, 1997. — 205 с.
  84. , Г. З. Париж на Неве. К образу Санкт-Петербурга в искусстве эпохи Просвещения / Г. З. Каганов // Век Просвещения. Россия и Франция. Випперовские чтения. Вып. XX. -М., 1987. С. 166−185.
  85. , Г. З. Среда обитания и образы истории / Г. З. Каганов // Человек. 1997. — № 2. — С. 31−47.
  86. , В.Н. Возрождённые имена / В. Н. Казарин. Самара: Управление государственной архивной службы Самарской области, 2004. — 236 с.
  87. , В.Н. Купцы Курлины и их жёны / В. Н. Казарин // Партнёрство-С. 2003. — № 5. — С. 19−21.
  88. , В.Н. Пивной король и наследники / В. Н. Казарин. Самара: Новая техника, 2001. — 128 с.
  89. , В.К. Русский европеец как явление культуры (философско-исторический анализ) / В. К. Кантор. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2001. 704 с. .
  90. , В.Г. Деревянное зодчество Самары, или Осень патриархов / В. Г. Каркарьян. Самара: издательский дом «Агни», 2002. — 151 с.
  91. , В.Г. Модерн в архитектуре Самары / В. Г. Каркарьян. -Самара: издательский дом «Агни», 2006. 520 с.
  92. , В.Г. Самара Куйбышев — Самара или три портрета одного города / В. Г. Каркарьян. — Самара: изд-во СГАСУ, тип. «Книга», 2004. -471 с.
  93. , В.Г. Старая Самара: История. Дома. Люди В. Г. Каркарьян. Самара: Изд-во «СВИР», 1998 г. — 254 с.
  94. , Э. Опыт о человеке // Избранное / Э. Кассирер. М.: Гардарика, 1998. — 784 с. 106. Книга Иезекииль.107. Книга Иеремии.108. Книга Наума.
  95. , Л.Б. Быть горожанами / Л. Б. Коган. М.: «Мысль», 1990.195 с.
  96. , Л.Б. Требуются горожане! / Л. Б. Коган М.: Издательский дом «ГРААЛЬ», 1996. — 84 с.
  97. , Н.Е. На волжской земле: Страницы истории Куйбышевского нефтеперерабатывающего завода / Н. Е. Колодин. Самара: Кн. Изд-во, 1995.-270(1) с.
  98. , В.А. Онтологические особенности мира человека: Учебное пособие по курсу «Философия» / В. А. Конев. Самара: Самарский университет, 2003. — 72 с.
  99. Концепция продвижения национального и региональных брендов (2006−2011) // Институт экономики города. Москва, 1995. URL: http://www.urbaneconomics.ru/projects/7mat id=3&page id=12 (дата обращения: 12.07.08).
  100. , И.А. Развитие общегородского центра Самары / И. А. Котенко // Самара в зеркале урбанистики: Монография / Под ред. Т.Я. Ребайн- Самарский государственный архитектурно-строительный университет. Самара, 2004 г. 250 с. — С. 48−72.
  101. , Ф. Маркетинг мест / Ф. Котлер, К. Асплунд, И. Рейн, Д. Хайдер. СПб.: Стокгольмская школа экономики, 2005. — 376 с.
  102. , И.Ф. Воспоминания губернатора (1905−1914 гг.). Новгород -Самара Пенза / И. Ф. Кошко. — Петроград: тип. «Содружество», 1916. — 259 с.
  103. , И.В. Деловая элита старой Самары / И. В. Крамарева // Самара и губерния. 2006. — № 4. — С. 16−17.
  104. , И.В. Курлины фамилия купеческая / И. В. Крамарева // Краеведческие записки. — 2000. — № 9. — С. 87−96.
  105. , И.В. Остановить мгновенье на века / И. В. Крамарева // Самарские губернские ведомости 150. — 1999. — № 3. — С. 8.
  106. Культурные столицы Поволжья // Сектор научной информации по культуре, искусству, образованию, филологии. Самара, 2003. URL: http://www.lib.smr.ru/lib2/snikiof/capitcult.html (дата обращения: 14.05.09).
  107. , Г. Психология народов и масс / Г. Лебон. Спб.: Макет, 1995. — 320 с.
  108. Леви-Стросс, К. Структурная антропология / К. Леви-Стросс. М.: ЭКСМО, 2001.-512 с.
  109. Леви-Стросс, К. Тотемизм сегодня. Неприрученная мысль / К. Леви-Стросс. -М.: Академический проект, 2008. 520 с.
  110. Ле Гофф, Ж. Цивилизация средневекового Запада. Екатеринбург: У-Фактория, 2005.- 560 с.
  111. Легенды города Сочи // Сайт о городе Сочи, сочинских достопримечательностях, горах Сочи. Сочи, 2000. URL: http://tms.subtropic.ru/RUS/SOCHI/LEGENDS/ (дата обращения: 04.07.09).
  112. Легенды и чудеса // Россия начинается здесь! Псковская земля. Псков, 2006. URL: http://culture.pskov.ru/ru/legends (дата обращения: 04.07.09).
  113. Легенды нашего города (народная история Барнаула) // Официальный сайт города Барнаула. Барнаул, 2003. URL: http://www.barnaul.org/vlast/english/ (дата обращения: 04.07.09).
  114. Легенда о Сююмбике // Города России, истории, интересны факты. Казань, 2008. URL: http://www.cyti0n.c0m/c0ntent/view/21 /2/ (дата обращения: 06.07.09).
  115. , С.М. Самара родина слонов / С. М. Лейбград // НЛО. -2000. — № 46. 2001. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2000/46/sergey.html (дата обращения: 26.03.07).
  116. , А. Другие Парижи / А. Лефевр // Логос. 2008, № 3 (66). -С. 141−147.
  117. Ли, В. Италия / В. Ли. М.: Изд-во М. и С. Сабашниковых, 1914.362 с.
  118. , К. Образ города / К. Линч. М.: Стройиздат, 1982. — 328 с.
  119. , А.Ф. Диалектика мифа / А. Ф. Лосев. М.: Академический проект, 2008.-304 с.
  120. , А.Ф. Эстетика Возрождения / А. Ф. Лосев. М.: Мысль, 1978. — 623 с.
  121. , Ю.М. Архитектура в контексте культуры // Семиосфера. — СПб.: Искусство-СПб, 2000. С. 677−684.
  122. , Ю.М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города // Семиотика города и городской культуры. Труды по знаковым системам. Вып. XVIII. Тарту, 1984. — С. 30−45.
  123. , Ю.М. Современность между востоком и западом / Ю. М. Лотман // Знамя. 1997, № 9. — С. 152−169.
  124. , Ю.М. Текст как семиотическая проблема // Избранные статьи. В 3-х Т. Т. 1. / Ю. М. Лотман Таллинн: Александра, 1992. — 479 с.
  125. , Т.В. Имидж региона как фактор инвестиционной привлекательности / Т. В. Лукьяненко // Рынок ценных бумаг. 1999. — № 11. — С. 48−50.
  126. , А.В. Социалистический архитектурный монумент / А. В. Луначарский // Строительство. 1933. — № 5−6. — С. 3−6.
  127. Максим Горький и Самара / Сост. Л. А. Финк, В.З. Иванов-Паймен. -Куйбышев.: Куйбышевское книжное издательство, 1968 г. 432 с.
  128. , М.К. Интеллигенция в современном обществе / М. К. Мамардашвили // Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990. — 368 с. — С. 329−336.
  129. , Э.С. Теория культуры и современная наука / Э. С. Маркарян. М.: Мысль, 1983. — 240 с.
  130. , Г. Одномерный человек / Г. Маркузе. М.: ООО «Издательство ACT», 2002. — 256 2. с.
  131. Межу ев, В. М. Идея национального государства в исторической перспективе / В. М. Межуев // Полис. 1992. — № 5−6. — С. 14−20.
  132. , А.В. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. В 7 т. Т. 2: Магизм и Единобожие: Религиозный путь человечества до эпохи великих Учителей / А. В. Мень. М.: Слово, 1991. — 462 с.
  133. Мировой город новый рубеж для столицы Урала // Столица Урала. — 2008. — № 21. Екатеринбург, 2004. URL: http://capital.ekburg.ru/852 ООО/ (дата обращения: 25.06.09).
  134. Мифы провинциальной культуры. / Под ред. Е. Я. Бурлиной, Ю. Орлицкого. Самара: Самарский университет, 1992.
  135. Молодёжь за сильную и просвещённую Самару // Самарская газета. — 2007. 17 февраля. — С. 1−2.
  136. Москва, которой нет: Историко-культурологический проект о старой Москве. Москва, 2003. URL: http://moskva.kotoroy.net/ (дата обращения: 12.06.2009).
  137. , С. Век толп. / С. Московичи. Пер. с французского. М.: Центр психологии и психотерапии, 1996. — 478 с.
  138. , П.П. Образы Италии / П. П. Образы Италии. СПб.: Азбука, 2005.-448 с.
  139. Мы монтажники: Трест «Нефтехиммонтаж» / Редкол.: Ларинов И. А. (отв. ред.) и др. — Куйбышев: Кн. изд-во, 1988. — 150 (2) с.
  140. , В.А. Принцип города: организационное представление / В. А. Никитин, Е. Н. Никитина // Методология в России. Тольятти, 1998. URL: http://www.circleplus.ru/circle/personalia/odi/nikitin/indexhtml (дата обращения: 02.11.07).
  141. , Ф. Рождение трагедии из духа музыки / Ф. Ницше. СПб.: Азбука, 2000. — 240 с.
  142. , Н.Л. Культура повседневности. Теоретический аспект: Учебник. В 2-х ч. / Н. Л. Новикова. Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2006. — 164 с.
  143. , Ю.М. Шумное захолустье / Ю. М. Оклянский. -Куйбышев: Куйбышевское книжное издательство, 1965. 236 с.
  144. Откровение Иоанна Богослова.
  145. Памятники истории и культуры Куйбышевской области. — Куйбышев: Куйбышевское книжное издательство, 1979. 296 с.
  146. , А.П. Маркетинг территорий: Учебное пособие / А. П. Панкрухин. М.: РАГС, 2002 — 328 с.
  147. , А.П. Маркетинг территории ключ к успеху региона / А. П. Панкрухин // Сайт кафедры менеджмента Российской академии государственной службы при президенте России. URL: http://www.koism.rags.ru/publ/articles/36.php (дата обращения: 19.02.09).
  148. , В.В. На стремнине: Очерки истории волжского нефтефлота / В. В. Пермяков, В. Н. Казарин. Самара: Кн. Изд-во, 1995. -412 (2) с.
  149. Петербургские чтения по теории, истории и философии культуры. — СПб., 1993.-Выпуск 1.
  150. , Н.К. Три эпохи: Екатерининская, Александровская, Николаевская / Н. К. Пиксанов. СПб., 1913. — 83 с.
  151. , Г. Г. Имиджелогия / Г. Г. Почепцов. 6-е изд., стер. — М.: СмартБук, 2009. — 575 с.
  152. , Г. Г. Тоталитарный человек: Очерки тоталитарного символизма и мифологии / Г. Г. Почепцов. Куйбышев: Глобус, 1994. — 152 с.
  153. , В.Я. Морфология «волшебной» сказки / В. Я. Пропп. М.: Лабиринт, 1998.-512 с.
  154. Путешествие в прошлое: Самарский край глазами современников / Сост. Завальный А. Н., Рыбалко Ю. Е. Самара: Книжное изд-во, 1992. — 285 с.
  155. Пути созидания: 50 лет ордена Трудового Красного Знамени строительно-монтажному тресту № 11 / Редкол.: Симонова В. А. Самара: Самарский Дом печати, 1993. — 397 (3) с.
  156. Разработка направления мегапроект «Самара Мировой город» // Администрация городского округа Самара. Самара, 2000. URL: http://www.city.samara.ru/strateg/5382/ (дата обращения: 22.09.2008).
  157. Р.Э. Две Москвы, или Метафизика столицы / Р. Э. Рахматуллин. -М.: ACT: Олимп, 2009. 702 с.
  158. , Т.Я. Морфология города / Т. Я. Ребайн // Самара в зеркале урбанистики: Монография / Под ред. Т.Я. Ребайн- Самарский государственный архитектурно-строительный университет. Самара, 2004 г. — 250 с. — С. 18−25.
  159. , И.Я. Бренды и имиджи / И. Я. Рожков, В. Г. Кисмерешкин. -М.: РИП-холдинг, 2006. 256 с.
  160. Русь Родина // Русские пословицы и поговорки. 2003. URL: http://terr.ru/ref/dalt/?t= 126 (дата обращения: 04.06.09).
  161. Саксонское зерцало. Памятник. Комментарии. Исследования. М.: Наука, 1985.-271 с.
  162. Самара мировой город // Сайт администрации г. о. Самара. Самара, 2000. URL: http://city.samara.ru/strateg/5382/ (дата обращения: 22.01.09).
  163. Самарская летопись: Очерки истории Самарского края с древнейших времён до начала XX века: В 2 кн./ Под ред. П. С. Кабытова, Л. В. Храмкова. -Самара: Изд-во «Самарский университет», 1993 г. 190 с.
  164. Самарская область. В обладминистрации рассмотрели программу «Разные, но не чужие» // Regions.ru. Самара, 1999. URL: http. V/www.regions.ru/news/l 191 907/ (дата обращения: 08.08.2007).
  165. Самарское купечество: вехи истории / под. ред. д/ра ист. наук, доц. Е. П. Бариновой. Самара: изд-во «Самарский университет», 2006. — 370 с.
  166. Самарское Поволжье в XX веке. Документы и материалы. — Самара: Изд-во Самарского науч. центра РАН, 2000. 512 с.
  167. , Д.В. Стиль модерн. Истоки. История. Проблемы / Д. В. Сарабьянов. М.: Искусство, 1889. — 293 (1) с.
  168. , А.К. История градостроительства и расселения Самарского края. Монография / А. К. Синельник. Самара: Агни, 2003. — 228 с.
  169. , С.А. Антропология города или о судьбах философии урбанизма в России / С. А. Смирнов // Antropolog.ru. Электронный альманах о человеке. Новосибирск, 2004. URL: http://www.antropolog.ru/doc.php?id=T29 (дата обращения: 22.11.07).
  170. , Э. Постметрополис. Критические исследования городов и регионов. / Э. Сойя // Логос. 2003. — № 6. — С. 133−150.
  171. , К.Б. Субкультура российского купечества / К. Б. Соколов // Мир психологии. 2001. — № 2 (26). — С. 210−227.
  172. , О.П. Город мира / О. П. Соколовская // Самарская газета. 2004. — 4 июня. — С. 2.
  173. , А.К. Фандоринская Москва / А. К. Станюкович. М.: Захаров, 2008.-243 с.
  174. , С.М. Крылья: Повесть-хроника о Куйбышевском авиационном заводе / С. М. Табачников. Куйбышев: Кн изд-во, 1887. — 225 с.
  175. , В.А. Самара: город, который может стать мировым / В. А. Тархов // Энергополис. 2008. — № 14. Самара, 2009. URL: http://www.energypolis.ru/rubrics/1220/index.shtml (дата обращения: 24.04.09).
  176. Тахо-Годи, А. А. Греческая мифология / А.А. Тахо-Годи. М.: Искусство, 1989. — 304 с.
  177. , Э. Метаморфозы власти: Пер. с англ. / Э. Тоффлер. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. — 669 с.
  178. , Е.Н. «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке / Е. Н. Трубецкой // Русская мысль. Прага-Берлин. — 1923. — № 1−2. — с. 220−261.
  179. , М.С. Непокаянный Петербург / М. С. Уваров //-Библиотека Гумер. URL: http://www.gumer.mfo/bibliotek Buks/Literat/Article/uv nepok. php (дата обращения: 14.12.2008).
  180. , А.В. Мифодизайн: коммерческие и социальные мифы / А. В. Ульяновский. СПб.: Питер, 2005. — 544 с.
  181. Управление развитием города: опыт России и США / Под ред. А. Н. Алисова. -М.: ТИКОМ, 2001. 64 с.
  182. , И.Л. Что помнится. / И. Л. Фишгойт. Самара: Изд-во «ВЕК#21», 2008.-204 с.
  183. , А.Я. Культурогенез / А. Я. Флиер. М.: Логос, 1995. — 128 с.
  184. , Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее / Р. Флорида. Пер. с англ. — М.: Классика-ХХ1, 2005. — 421 с.
  185. , Э. «Иметь» или «быть»: Пер. с нем. Э. Телятниковой / Э. Фромм. М.: ACT: ACT МОСКВА, 2008. — 314 с.
  186. , Л.В. Самарский край в судьбах России: учебное пособие по самарскому краеведению для высших и средних общеобразовательных учебных заведений / Л. В. Храмков. Самара: Самарский университет, 2006. — 371 с.
  187. , Т.И. Туризм как потребление: тренды виртуализации и конструирование туристического ландшафта // Философские науки. 2007. -№ 7. — С. 67−82.
  188. , В.Ю. «Круглый стол»: Сможет ли Самара стать «Мировым городом»? / В. Ю. Чибриков // РИА Самара: Новости: В регионе. Самара, 2006. URL: http://www.riasamara.ru/rus/news/region/society/article28451 .shtml (дата обращения: 02.07.09).
  189. , В.В. Географический образ Будёновска: три уровня предварительной реконструкции / В. В. Чихичин // Сообщество. 2005. — Вып 2. (Российской пространство: взгляд географа). — С. 68−79.
  190. , В.В. Политико-географические образы субъектов Российской Федерации: факторы формирования (на примере Ставропольского края) / В. В. Чихичин // ПОЛИС (Политические исследования). 2005. — № 2. -С. 64−72.
  191. , В.В. Рекреационно-географический образ региона: понятие и методы исследования (на примере Ставропольского края) /В.В. Чихичин // Проблемы региональной экологии. 2008.-№ 5.-С. 157−163.
  192. Шюц, А. Структура повседневного мышления / А. Шюц // Социологические исследования. 1988. — № 2. — С. 29−37.
  193. Экономические стратегии активных городов / Под ред. Б. М. Гринчеля. М.: Наука, 2002. — 500 с.
  194. Экскурсии // Экскурсионный центр «Варяг». URL: http://center-varyag.ru/ (дата обращения: 14.04.09).
  195. , М. Священное и мирское / М. Элиаде. М.: МГУ, 1994.144 с.
  196. Юнг, К. Г. Душа и миф: шесть архетипов / К. Г. Юнг. Мн.: Харвест. -2004.-398 с.
  197. Юнг, К. Г. Ответ Иову / К. Г. Юнг. М.: Канон-Пресс, 2001.-382 с.
  198. Ashworth, G., Voogd, Н. Selling the City: Marketing Approaches in Public Sector Urban Planning / G. Ashworth, H. Voogd. L.: Belhaven, 1990.
  199. Blumer, H. Sociological implications of the thought of G. H. Mead / H. Blumer // American Journal of sociology. — 1966. — V. 71. — N 5.
  200. Castells, M. The information age: economy, society and culture. Vol. 1−3 / M. Castells. Oxford, 1996−1998.
  201. Clark, D. Urban world, global city / D. Clark. London: Routledge, 1996.
  202. Durkheim, E. Die elementaren Formen des religiosen Lebens / E. Durkheim Frankfurt/Mein, 1981.
  203. Jacobs, J. Cities and the Whealth of Nations / J. Jacobs. New York: Random House, 1984.
  204. Gergen, K.J. Realities and relationships: soundings in social construction / K.J. Gergen. — Cambridge (MA): Harvard University Press, 1997.
  205. Newman, P., Thornley, A. Planning World Cities: Globalization and Urban Politics (Planning, Environment, Cities) / P. Newman, A. Thornley. London: Palgrave Macmillan, 2004. — 256 p.
  206. Sassen, S. Cities in a World Economy / S. Sassen. London: Pine Forge Press, 1994.-288 p.
  207. Schlogel, K. Promenade in Jalta und andere Stadtebilder / K. Schlogel. -Carl Hanser Verlag, 2001.
  208. Swartz, E. TaglineGuru Releases List of Top U.S. City Mottos and Monikers / E. Swartz // Tagline Guru 2005. http://www.taglineguru.com/citybrandingPR.html (дата обращения: 7.08.2007).
  209. The American Capital of Culture. 2000. URL: http://www.cac-acc.org/present.php?lang=:en (дата обращения: 11.06.09).
  210. Wirth, L. Urbanism as a Way of life / L. Wirth // American Journal of Sociology, 1938.
  211. Wolfgang, L. Great expectations fulfilled / L. Wolfgang // Graz 2003 -Cultural Capital of Europe. Graz, 2003. URL: www. graz03.at (дата обращения: 03.06.09).
Заполнить форму текущей работой