Взаимосвязь свойств темперамента и межличностных отношений в дошкольном возрасте
Диссертация
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты обогащают научные представления о темпераменте и его социально-психологических проявлениях в системе межличностных отношений со сверстниками на раннем этапе становления индивидуальности человека, расширяя исследовательское поле в таких областях психологии, как психология личности, психология индивидуальности, психология… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА И ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ
- 1. Феномен темперамента в отечественной и зарубежной психологии
- 2. Современное состояние исследования темперамента детей и его проявления в поведении и общении
- 3. Психологические основы особенностей межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В
- СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
- 1. Организация и методы исследования взаимосвязи свойств темперамента и межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста
- 2. Характеристика свойств темперамента и межличностных отношений со сверстниками в дошкольном возрасте
- 3. Индивидуально-типические особенности характера межличностных отношений со сверстниками
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абраменкова, В.В. Роль совместной деятельности в проявлении гуманного отношения к сверстнику у дошкольников: автореф. дис.. канд. психол. наук / В. В. Абраменкова М., 1981. — 27с.
- Абульханова-Славская, К. А. Личностный аспект проблемы общения / К.А. Абульханова-Славская // Проблема общения в психологии. М., 1981. -с.218−240.
- Авдеева, Н.Н. Развитие образа себя, образа сверстника и взаимоотношений детей в поцессе общения / Н. Н. Авдеева, М. Г. Елагина, С. Ю. Мещерякова, В. Г. Щур // Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А. Г. Рузской. М., 1989. — с.166−187.
- Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды / Б. Г. Ананьев. М., 1980. т.2.- с. 104−154.
- Ананьев, Б.Г. Очерки психологии / Б. Г. Ананьев. Л.: ЛГУ, 1945. -215с.
- Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. М.: МГУ, 2005.-429с.
- Анохин, П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / П. К. Анохин. М.: Медицина, 1968.
- Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин. М.: Медгиз., 1975. 320с.
- Антонова, Т.В. Роль общения в регулировании отношений детей дошкольного возраста в игре: автореф. дис.. канд. психол. наук. / Т. В. Антонова. М., 1983. — 23с.
- Артемова, Л.В. Содержание и организация общения дошкольников как средство нравственного воспитания: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Л. В. Артемова.- Тбилиси, 1985. -51с.
- Бабаева, Т.И. Формирование доброжелательного отношения детей старшего дошкольного возраста к сверстникам в процессе общения: автореф. дис.. канд. пед. наук. / Т. И. Бабаева — Л., 1973. 23с.
- Белоус, В.В. К исследованию влияния типа темперамента на эффективность индивидуальной и совместной деятельности / В. В. Белоус // Вопросы психологии.- 1986.- № 3. -с.113−120.
- Белоус, В.В. Психологические симптомокомплексы и инварианты темперамента: автореф. дис.. докт. психол. наук. / В. В. Белоус. М., 1982.-32с.
- Белоус, В.В. Пути гармонизации темперамента и деятельности / В. В. Белоус // Вопросы психологии. 1989. -№ 5. — с.65−71.
- Белоус, В.В. Место и роль темперамента в структуре интегральной индивидуальности / В. В. Белоус, И. В. Боязитов // Психологический журнал.- 1989.- Т. 10.- № 4. с.87−93.
- Белоус, В.В. Проблема типа темперамента в современной дифференциальной психофизиологии / В. В. Белоус // Психологический журнал. 1981.-т.2. -№ 1. — с.45−55.
- Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалев. М.: МГУ, 2004. — 200с.
- Бодалев, А.А. О взаимосвязи общения и отношения / А. А. Бодалев // Вопросы психологии. 1994. — № 1. — с.122−126.
- Бодалев, А.А. Психология межличностных отношений: (К 100-летию со дня рождения В.Н.Мясищева) / А. А. Бодалев // Вопросы психологии. 1993. -№ 2.-с.89−91.
- Бодалев, А.А. Психология межличностного общения / А. А. Бодалев. -Рязань, 1994.
- Бодунов, М.В. Нейрофизиологические основы психической активности как черты темперамента: автореф. дис.. канд. психол. наук. / М. В. Бодунов.-М., 1977.
- Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психол. исслед. / Л. И. Божович. -М.: Просвещение, 1968. -464с.
- Васильева, Г. С. Взаимосвязь агрессивного отношения к людям, социального статуса в межличностных отношениях и свойств темперамента у старших дошкольников / Г. С. Васильева. // Темперамент (системное исследование). Пермь, 1976.- с. 65 80.
- Вяткина, Л.А. Типологически обусловленный индивидуальный стиль в решении практических задач как показатель общих способностей у старших дошкольников / Л. А. Вяткина. // В кн.: Проблемы экспериментальной психологии личности. — Пермь, 1970.
- Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский // Собр. Соч.: В 6 т. М., 1984. — Т.4. — с.253−285.
- Галигузова, Л.Н. Формирование потребности в общении со сверстниками у детей раннего возраста: автореф. дис.. канд. психол. наук. / Л. Н. Галигузова. М., 1983. — 19с .
- Генетические проблемы социальной психологии / под ред. Я. Л. Коломинского, М. И. Лисиной. — Минск: Университетское, 1985. — 207с.
- Годовикова, Д.Б. Развитие мотивов общения со сверстниками / Д. Б. Годовикова // Развитие общения дошкольников со сверстниками / под ред. А. Г. Рузской.-М., 1989. с.99−121.
- Голубева, Э.А. Способности и индивидуальность / Э. А. Голубева. М.: Прометей, 1993, 306с.
- Голубева, Э.А. Типологический и измерительный подходы к изучению индивидуальности: от Освальда и Павлова к современным исследованиям / Э. А. Голубева // Психологический журнал. 1995. -№ 1, -с.64−74.
- Гусева, Е.П. Особенности свойств нервной системы у подростков и их соотношение с некоторыми характеристиками познавательной деятельности: дис.. канд. психол. наук. / Е. П. Гусева. -М., 1979.
- Деревянко, Р.И. Особенности мотивов общения со взрослым и сверстниками у дошкольников: дис.. канд. психол. наук. / Р. И. Деревянко. М., 1983. — 178с.
- Деятельность и взаимоотношения дошкольников / под ред. Т. А. Репиной. -М.: Педагогика, 2006. 192с.
- Диксон, У. Двадцать великих открытий в детской психологии / У. Диксон.- СПб.: Прайм-Еврознак., М.: Олма-Пресс. 2004. с.303−323.
- Дудин, С.И. О связи темперамента с общими способностями / С. И. Дудин. // Психологический журнал. 1994. — № 2. — с. 165−170.
- Запорожец, А.В. Об эмоциях и их развитии у ребенка / А. В. Запорожец. // Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. М., 1986.
- Иванкова, Р.А. Педагогические условия формирования положительных взаимоотношений у детей четвертого года жизни: автореф. дис.. канд. пед. наук. / Р. А. Иванкова. — М., 1970. 23с.
- Иванова, Г. Е. Психологические особенности отношений ребенка дошкольного возраста в группе сверстников: автореф. дис.. канд. психол. наук. / Г. Е. Иванова. М., 1976. — 23с.
- Ильина, А.И. Общительность и темперамент школьников / А. И. Ильина. Пермь, 1961. — 105с.
- Исследования по проблемем возрастной и педагогической психологии / под ред. М. И. Лисиной. М.: НИИОП, 1980. — 168 с.
- Кадыров, Б.Р. Уровень активации и некоторые динамические характеристики психической активности / Б. Р. Кадыров. // Вопросы психологии. 1976. № 4. — с.133−138.
- Кант, И. О темпераменте / И. Кант. Собр. соч., т.6. — М., -1966, -325с.
- Кисловская, В.Р. Зависимость между социометрическим статусом и симптомом тревожности ожиданий в социальном общении: (Ввозрастном плане): автореф. дис.. канд. психол. наук. / В. Р. Кисловская. — М., 1972. 26с.
- Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности / Е. А. Климов // Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. — Казань: Казанский Университет, 1969, -с.54−69.
- Ковалев^ А.Г., Мясищев, В. Н. Психические особенности человека /
- A.Г. Ковалев, В. Н. Мясищев.- Т.1, Л., 1957.
- Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений / Я. Л. Коломинский. — Минск, 1984. 239с.
- Коломинский, Я.Л. Психология личных взаимоотношений в группе сверстников: автореф. дис.. д-ра психол. наук. / Я. Л. Коломинский — М., 1980.-45с.
- Колпаков, В.Г., Макарова, Г.А. и др. Родительский опросник для определения темперамента детей 3−7 лет. Методические рекомендации / В. Г. Колпаков, Г. А. Макарова.- Красноярск: Фонд Ментального Здоровья, 1993. Юс.
- Колпаков, В.Г., Макарова, Г.А. Опросник для определения темперамента. Методические рекомендации / В. Г. Колпаков, Г. А. Макарова.- Красноярск: Фонд Ментального Здоровья, 1993. 10с.
- Котырло, В.К. Мотивы взаимоотношения взрослых и детей /
- B.К.Котырло // Воспитание дошкольников в семье. -М., 1979., с.52−62.
- Кречмер, Э. Строение тела и характер / Э. Кречмер. М., 1999, — 120с.
- Крупнов, А.И. Психофизиологический анализ индивидуальных различий активности личности / А. И. Крупнов. Свердловск: СГПИ, 1983. -72с.
- Кудинов, С.И. Психология любознательности: теоретические и прикладные аспекты / С. И. Кудинов. Бийск: НИЦБиГПИ, 1999. — 29с.
- Лейтес, Н.С. К вопросу о динамической стороне психологической активности / Н. С. Лейтес. // В кн.: Проблемы дифференциальной психологии, Т.9, М., 1977, с. 156−170.
- Лейтес, Н.С. Типы ВНД и темперамент / Н. С. Лейтес // Психология. — М.: Учпедгиз., 1962.- с.151−167.
- Лейтес, Н.С. Опыт психологической характеристики темпераментов / Н. С. Лейтес // Типологические особенности ВНД человека. М.: АПН РСФСР, 1956. — с.127−139.
- Леонтьев, А.Н. Общение как объект психологического исследования / А. Н. Леонтьев // Методологические проблемы социальной психологии: сб. статей / отв. ред. Е. В. Шорохова. М., 1975. — с. 106−124.
- Лидак, Л.В. Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры: автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. В. Лидак. Л., 1982. — 22с.
- Лисина, М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное / М. И. Лисина // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М., 1980. — с.3−32.
- Лисина, М.И., Влияние потребности в общении на отношение детей к речевым воздействиям взрослого / М. И. Лисина, В. В. Ветрова, Е. О. Смирнова // Общение и его влияние на развитие психики дошкольников. М., 1974. — с. 128−147.
- Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. -М.: Педагогика, 1986. — 144с.
- Лисина, М.И. Развитие общения дошкольников со сверстниками / М. И. Лисина, А. Г. Рузская, Е. О. Смирнова // Развитие общения дошкольников со сверстниками. — М., 1989. с.144−165.
- Макарова, Г. А. Особенности темперамента детей и подростков, здоровых и с резидуально-органическими психическими нарушениями: дис.. канд. психол. наук. /Г.А. Макарова. СПб., 1998.
- Макаров, В.В., Макарова, Г.А. Темперамент и его социализация / В. В. Макаров, Г. А. Макарова // Обзор психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1995.- № 1.- с.131−134.
- Макарова, Г. А. Роль темперамента в адаптации детей / Г. А. Макарова // Материалы 2-й научно-практической конф. «Педагогика развития и перемены в Российском образовании».- Красноярск, 1995. с.97−103.
- Максимова, Р.А. О познании дошкольниками самих себя и своих сверстников / Р. А. Максимова // Учен. зап. ЛГУ: Сер. Психол. науки. -1970. № 352. — Вып. 2.- с.69−80.
- Маствилискер, Э.И. Развитие темперамента у детей / Э. И. Маствилискер // Очерк теории темперамента. Под ред. В. С. Мерлина, -с.222−260.
- Маствилискер, Э.И. Дикопольская, Г.Е. Некоторые условия формирования индивидуального стиля в решении учебных задач у дошкольников / Э. И. Маствилискер, Г. Е. Дикопольская // Темперамент (системное исследование). Пермь, 1976, с.120−138.
- Мерлин, B.C. Очерк теории темперамента / B.C. Мерлин. М.: Просвещение, 1973. — 497с.
- Мерлин, B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности / B.C. Мерлин. -М., 1986. 254с.
- Митева, Л.Б. Соотношение уровней развития общения со взрослыми и сверстниками у дошкольников: автореф. дис.. канд. психол. наук. / Л. Б. Митева.-М., 1984.
- Мухина, B.C. Проблемы генезиса личности: Учебное пособие к спецкурсу / B.C. Мухина. М., 1985.
- Мясищев, В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии / В. Н. Мясищев // Вопросы психологии. 1957. — № 5. — с.142−155.
- Небылицын, В.Д. Психологические исследования индивидуальных различий / В. Д .Небылицын. М.: Наука, 1976, — 336с.
- Небылицын, В.Д. Основные свойства нервной системы человека. — М.: Просвещение, 1966.—220с.
- Небылицын, В.Д. Темперамент / В. Д. Небылицын // Педагогическая энциклопедия, -т.4.- М., 1962. — с. 156.
- Никитюк, Б.А., Соловьева, С.А. Взаимосвязь темперамента и морфологических основ интегральной индивидуальности / Б. А. Никитюк, С. А. Соловьева // Человек в системе интегральной индивидуальности. — Пятигорск, 1993. -с.38−46.
- Обозов, Н.Н. Межличностные отношения / Н. Н. Обозов. JL: ЛГУ, 1975.- 151с.
- Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М.: Изд-во МГУ, 2002. 304с.
- Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной. М.: Педагогика, 1990. — 152с.
- Олыданникова, А.Е. Соотношение некоторых особенностей эмоциональной сферы подростка с физиологическими показателями / А. Е. Олынанникова // Проблемы дифференциальной психофизиологии Т.9. М.: Педагогика, 1977, с.128−140.
- Отношения между сверстниками в группе детского сада: (Опыт соц.-психол. исслед.) / под ред. Т. А. Репиной. — М.: Педагогика, 1978. — 200с.
- Павлов, И.П. Полное собрание сочинений / И. П. Павлов. — М. — Л.: АН СССР, 1951−1952.
- Павлов, И.П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека / И. П. Павлов // Двадцатилетний опыт объединенного изучения высшей нервной деятельности животных. — М.: Наука, 1973.-с.447−467. .
- Панферов, В.Н. Внешность и личность / В. Н. Павлов // Социальная психология личности. Л., 1974. — с.106−113.
- Петровский, А.В. О некоторых новых подходах к феноменам межличностных отношений / А. В. Петровский // Психологический журнал. 1981. — № 2. — с.33−42.
- Петровский, А.В. Трехфакторная модель значимого другого / А. В. Петровский // Вопросы психологии. 1991. — № 1. — с.7−18.
- Петровский, А.В. Психология неадаптивной активности / А. В. Петровский. М.: РОУ, 1992. — 224с.
- Петровский, В.А. Личностно-развивающее взаимодействие / В. А. Петровский, В. К. Калиненко, И. Б. Котова. — Ростов-на-Дону, 1993. -85с.
- Печенков, В.В. Соотношение общих и специально человеческих типов высшей нервной деятельности как проблема психофизиологии индивидуальных различий: дис.. канд. психол. наук. / В. В. Печенков. М., 1987.
- Пломин, Р. Среда и гены. Что определяет поведение / Р. Пломин // Детство идеальное и настоящее: Сборник работ современных западных ученых.- Новосибирск, 1994.
- Пламенев, П.И. Человек в системе интегральной индивидуальности / П. И. Пламенев. — Пятигорск, 1993, с. 10−25.
- Приходько, Ю.А. Формирование положительного эмоционального отношения детей друг к другу в процессе совместной деятельности: автореф. дис.. канд. психол. наук. / Ю. А. Приходько. Киев, 1980. — 25с.
- Пушмина, В.А. Воспитание гуманного отношения к людям у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис.. канд. пед. наук. / В. А. Пушмина. -М., 1969. 21 с.
- Развитие общения у дошкольников / под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. -М.: Педагогика, 1974. 288с.
- Развитие общения дошкольников со сверстниками / под ред. А. Г. Рузской. М.: Педагогика, 2005. — 216с.
- Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. М.: Педагогика, 1986. — 174с.
- Резек, А. Развитие сопереживания ровесникам у дошкольников: автореф. дис. канд. психол. наук. / А. Резек. — М., 1992. 18с.
- Репина, Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада / Т. А. Репина. М.: Педагогика, 1988. — 231с.
- Репина, Т.А. О путях изучения взаимоотношений дошкольников: Задачи и методы исследования отношений между сверстниками в группе детского сада / Т. А. Репина. М., 2001. — 200с.
- Рояк, А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка / А. А. Рояк. — М.: Педагогика, 1988. 119с.
- Рубинштейн, C.JI. Человек и мир / C.JI. Рубинштейн // Проблемы общей психологии. -М., 1973. с.330−420.
- Рузская, А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками // Развитие общения дошкольников со сверстниками / под ред. А. Г. Рузской.-М., 1989. с.144−166.
- Рузская, А.Г. Развитие потребности в общении со сверстниками в дошкольном возрасте / А. Г. Рузская, Н. И. Ганошенко // Развитие общения дошкольников со сверстниками. М., 1989. — с.74−98.
- Русалов, В.М. Опросник структуры темперамента / В. М. Русалов. М., 1992.-37с.
- Русалов, В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий / В. М. Русалов. -М.: Наука, 1979. 352 с.
- Русалов, В.М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности / В. М. Русалов // Психологический журнал. 1986,-№ 4, — с.23−35.
- Русалов, В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека / В. М. Русалов // Психологический журнал.- 1989.- № 1.-с.10−21.
- Русалов, В.М. Методы измерения темперамента / В. М. Русалов // Психологический журнал.- 1992. — № 2. — с. 133−140.
- Русалов, В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека / В. М. Русалов // Вопросы психологии. — 1985.-№ 1. —с.19−33.
- Русалов, В.М. Темперамент и интеллект: общие и специальные факторы развития / В. М. Русалов, С. И. Дудин // Психологический журнал.- 1995.- № 5. с.12−23.
- Русалов, В.М. Темперамент и пол / В. М. Русалов // Психологический журнал.- 1993.- № 6. -с.55−64.
- Русалов, В.М. Темперамент и своеобразие когнитивной системы личности / В. М. Русалов, С. Э. Паралис // Психологический журнал. —1991.-№ 1. —с.118−123.
- Русалов, В.М. Измерение темперамента человека (краткий обзор зарубежных методик) / В. М. Русалов // Психологический журнал. —1992.- № 2. с.133−140.
- Силвестру, А.И. Основные факторы развития образа самого себя у дошкольников / А. И. Силвестроу // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под. ред. М. И. Лисиной. — М., 1980.-с.119−139.
- Слободская, Е. Р. Темперамент в раннем возрасте / Е. Р. Слободская // Вопросы психологии. -1995.- № 6. с. 104−112.
- Смирнова, Е.О. Соотношение представлений о себе и о другом у дошкольников / Е. О. Смирнова // Новые исследования в психологии. — М., 1988. № 2. — с.67−70.
- Смирнова, Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе / Е. О. Смирнова // Вопросы психологии. — 1994. № 6. — с.5−15.
- Смирнова, — Е. О. Развитие средств общения дошкольников со сверстниками / Е. О. Смирнова, В. В. Ветрова // Развитие общениядошкольников со сверстниками / под ред. А. Г. Рузской. — М., 1989. -с.122−144.
- Смирнова, Е.О. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте / Е. О. Смирнова, В. Г. Утробина // Вопросы психологии. 1996.-№ 3.
- Смирнова, Р.А. Зависимость отношения дошкольников к сверстнику от содержания общения / Р. А. Смирнова // Экспериментальные исследования по проблемам педагогической психологии. М., 1979. — с.24−28.
- Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Вуковой. — М.:Медицина, 1980.- 232с.
- Стреляу, Я. Роль темперамента в психическом развитии / Я. Стреляу. -М.: Прогресс, 1982. 231с.
- Субботский, Е.В. Исследование проблем взаимопомощи и альтруизма в зарубежной психологии / Е. В. Субботский // Вопросы психологии.-1977.-№ 1. с.164−174.
- Субботский, Е.В. Психология отношений партнерства у дошкольников / Е. В. Субботский. -М.: МГУ, 1976. 144с.
- Счастная, A.M. Психологические особенности межличностных отношений детей шестилетнего возраста в условиях детского сада и подготовительных классов школы: автореф. дис.. канд. психол. наук. / A.M. Счастная. Киев, 1980. — 21с.
- Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов.- М.: Просвещение, 1961.- 180с.
- Терешук, Р.К. Общение и избирательные взаимоотношения дошкольников / Р. К. Терещук. Кишинев: ШТИИНЦА, 1989. — 101с.
- Утробина, В.Г. Возрастные и индивидуальные особенности отношения дошкольников к сверстнику: дис.. канд. психол. наук. / В. Г. Утробина.-М., 1995.
- Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье / Под ред. В. К. Котырло. — М.: Педагогика, 2000. 144с.
- Фресс, П. Экспериментальная психология / П. Фресс, Ж. Пиаже.- М.: Прогресс, 1975.- 181с.
- Чепель, Т.Л. Индивидуально-типические способы и предпосылки овладения школьниками орфографией родного (русского) языка: дис.. канд. психол. наук. / Т. Л. Чепель. — М., 1988.
- Чесс, С. Значение темперамента для психиатрической практики / С. Чесс, А. Томас // Детство идеальное и настоящее: Сборник работ современных западных ученых. Новосибирск, 1994.-е. 111−122.
- Шеффер, Г. Р. Социальные взаимодействия у дошкольников / Г. Р. Шеффер // Детство идеальное и настоящее: Сборник работ современных западных ученых. Новосибирск, 1994. — с.212−226.
- Штиммер, Э.В. Роль обучения и уровня умственного развития в формировании типологически обусловленного индивидуального стиля у детей старшего дошкольного возраста: дис.. канд. психол. наук. / Э. В. Штиммер. Л, 1975.
- Щукин, М.Р. Индивидуальный стиль и интегральная индивидуальность / М. Р. Щукин // Психологический журнал. 1995. — № 2. — с. 103−113.
- Щур, В. Г. Методика изучения представления ребенка об отношении к нему других людей / В. Г. Щур // Психология личности. — М., 1982. -с.108−114.
- Эльконин, Б.Д. О природе человеческого действия / Б. Д. Эльконин // Вестник МГУ: Психрлогия. 1989. — № 4. — с.25−39.
- Эльконин, Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского) / Б. Д. Эльконин. -М., 2002. 168с.
- Эльконин, Д.Б. Детская психология: (Развитие ребенка от рождения до семи лет) / Д. Б. Эльконин. М.: Учпедгиз, 1960. — 328с.
- Эмоциональное развитие дошкольника / А. В. Запорожец, ЯЗ. Неверович, А. Д. Кошелева и др. / Под ред. А.Д. К ошелевой. М.: Просвещение, 1985. — 176с.
- Юнг, К. Г. Проблемы души нашего времени / К. Г. Юнг. М.: Универс, 1996.- Вып.2. — с.90−111.
- Якобсон, С.Г. Психологические проблемы этического развития детей / С. Г. Якобсон. М.: Педагогика, 1984. — 142с.
- Якобсон, С.Г. Образ себя и моральное поведение дошкольников / С. Г. Якобсон, Г. И. Морева // Вопросы психологии. — М., 1989. № 6. — с.34−42.
- Bar-Tal, D Helping behavior among preschool children: An observational study / D. Bar-Tal, A. Raviv, M. Goldberg // Child Devel, 1982. v.53. -P.396−402.
- Bigelow, B. Children’s friendship expectations: A cognitivt-development study/В. Bigelow. Child Development, 1977. P.246−253.
- Bowlby, J. The nature of child’s tie to his mother / J. Bowlby // Internat. J. Psychoanalysis, 1958. P.350−373.
- Buss, A., Plomin, R.A. Temperament theory of Personality Development / A. Buss, R.A. Plomin. 1976.
- Chess, S., Tomas, A. Temperament teory and practice / S. Chess, A. Tomas. N.Y., 1996.-684p.
- Damon, W. Patterns of change in children’s social reasoning: A two year longitudinal study / W. Damon. Child Development. 1980. p. 1010−1017.
- Dixon, W.E. Links between early temperament and language acquisition / W.E. Dixon, Jr., & Smith P.H. Merrill-Palmer Quarterly. 2000. p.417−440.
- Emle, r N.,' Rushton, J. Cognitive-developmental factors in children’s generosity. British Journal of Social and Clinical Psychology / N. Emler, J. Rushton. 1974. — P.277−281.
- Eysenck, H.J. Biological Basis of Personality / H.J. Eysenck. Nature. — 1963. V. 199.-P.l 120−1128.
- Eysenck, H.J. The Scientific Study of Personality / H.J. Eysenck. L., 1952. — 320p.
- Gray, G.A. Pawlov/s Typology / G.A. Gray. Oxford, 1964. — 320p.
- Green, G.E., Sheider, F.N. Age differences in the behavior of boys on three measures of altruism / G.E. Green, F.N. Sheider. Child Devel.- 1974.-V.45.N.1.
- Guilford, J.S., Zimmermann. Temperament Surrey handbook: Twenty-fife years of research and application. San Diego, CA.: Edtits Publishers / J.S. Guilford, Zimmermann. 1976, — 300p.
- Hoffman, M.L. Moral internalization / M.L. Hoffman // Berkowitz (Ed), Advances in Experimental Social Psychology (Vol.10). New-York. Academic Press, 1977.
- Hinde, R.A. Nature and determination of preschooler’s differential behavior to adults and peers / R.A. Hinde, D.F. Easton, R.E. Meller, A. Tampin // Brit. J. of Psychol. 1983. — № 1. — P.3−19.
- Kagan, J. Behavioral inhibition to the unfamiliar / J. Kagan. Child Devel, 1984.-V.55,-p. 43−45.
- Larson, S, Kurbek, L. Intratask and intertask consistency of moral judgment indices in first- third- and fifth-grade children / S. Larson, L. Kurbek. -Developmental Psychology, 1979. P.451−463.
- McDevitt, S., Carey, W.B. The measurement of temperament in 3 to 7 year old children / S. McDevitt, W.B. Carey. J. Child. Psychol. Psychiat. -1978.-v.19.-P.45−49.
- Rothbart, M.K., Mauro, J.A. Temperament, behavioral inhibition, and shyness in childhood / M.K. Rothbart, J.A. Mauro // Handbook of social and evaluation anxiety. New York: Plenum, 1990. — P. 139−160.
- Rothbart, M. Measurement of temperament in infansi. / M. Rothbart // Child Development, 1981. № 52 -p.569−578.
- Rubin, K. Play preferece and its relationship to egocentrism, popularity and classifocation skills in preschoolers. / K. Rubin. Merrill-Palmer Quarterly, 1975. P.171−178.
- Selman, R. The relation of role-taking to the development of moral judgment in children / R. Selman. Child Development, 1971. P.79−92.
- Sheldon, W.H., Stevens, G.S. The varies of temperament: Psychology of Contitutional Differences / W.H. Sheldon, G.S. Stevens. N.Y.: Harper, 1942. -250p.
- Smith, P.K. Temporal clusters and individual differences in the behavior of preschool children / P.K. Smith // Comparative ecology and behavior of primates. N.Y., 1973. P.752−792.
- Strelau, J. Temperament. Personality. Activity / J. Strelau. London — N.Y.: Academic Press, 1983. — 375 p.
- Strelau, J. Temperament: A psychological perspective / J. Strelau. — N.Y.: Plenum, 1999.-467p.
- Thomas, A. Behavioral Individuality in Early Childhood / A. Thomas, H. Birch, S. Chess. -N.Y., 1963. 360 p.
- Thomas, A., Chess S., Birch H. The origin of personality / A. Thomas, S. Chess, H. Birch. Scient. Amer., 1970. V.223. -p.230.
- Whiting, B.B. & Whiting, J.W.M. Children of Six Cultures: A Psychocultural Analysis / B.B. Whiting & Whiting, J.W.M. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1975.
- Yarrow, M., Waxier, C. Dimensions and correlates of prosocial behavior in young children / M. Yarrow, C. Waxier. Child Development, 1976, p. l 18 125.