В условиях реформирования экономики Российской Федерации существенно изменяется ролевая производственная функция работника или, как часто его называют, «человеческого фактора» или «человеческого капитала», реализующего свой трудовой и социальный потенциал в процессе занятости, т. е. выполнения работы за вознаграждение или доход. Анализ развития отечественной и зарубежной теории и практики управления занятостью, как социальной и организационной формы реализации человеческого капитала, необходимо проводить исходя из принципов исторической приемственности экономических категорий, их эволюции по стадиям экономического цикла и общественного развития.
Глобальность реорганизационных процессов в Российской Федерации, происходящих в крайне трудных стартовых условиях, обуславливают необходимость совершенствования управления социально-трудовой сферой, разработки методологических и организационных основ региональной политики занятости исходя из современной концепции государственной социальной политики и в частности политики занятости, включающей регулирование спроса на труд рыночным механизмом, развитие государственной и частной системы управления трудоустройством и профориентации для сознательного выбора сферы деятельности.
В диссертации анализируется современная концепция занятости, которая отражается в развернутом содержании стратегических функций служб занятости на основе демографических закономерностей и социально-экономических особенностей региона, принципов и методов регионального управления путем создания условий трудоспособным гражданам для развития их разнообразных способностей, изучение их мотивационных установок, обучение умению формировать и направлять свои индивидуальные способности в соответствии со стратегическими целями и задачами региона.
В работе раскрываются концепция занятости во взаимосвязи развития системы рабочей силы и рабочих мест, основанных на усилении инвестиционной активности всех участников воспроизводственного процесса.
В диссертации представлены результаты проведенного автором исследования практики работы окружных и муниципальных подразделений Комитета труда и занятости Правительства Москвы и области. Разработка инструментария и методологии опросов руководителей промышленных предприятий и отдельных работников осуществлена автором с помощью специалистов службы занятости. Анкеты охватывают широкий круг проблем, связанных с реализацией политики занятости, оказания консультационных услуг всем гражданам, обращающихся в государственную и частные службы занятости. Большое внимание было уделено изучению многообразных факторов, влияющих на формы и структуру занятости и систему управления рабочими местами преимущественно в промышленности московского региона.
В ходе изучения и анализа механизма управления занятостью предпринята попытка выявить эффективные пути достижения продуктивной занятости трудоспособного населения региона, а также дать федеральным, региональным и местным органам управления занятостью новые методы и технологию эффективной реализации соответствующих федеральных и региональных программ.
Основная цель диссертационной работы состоит в обосновании приоритетных направлений развития системы управления занятостью, включающую ее стратегические и текущие задачи, методы совершенствования организационной структуры. Главное предназначение системы управления занятостью состоит в осуществлении процессов обоснования, принятия и реализации управленческих решений по мероприятиям федеральной и региональных программ занятости для реализации экономических и социальных интересов населения и обеспечения экономического роста в регионах. Достижению этой цели способствуют обобщение передовой отечественной и зарубежной практики управления, изучение основополагающих российских и зарубежных теорий и управленческих концепций занятости, механизма управления региональным рынком рабочей силы и рабочих мест в условиях структурных изменений в экономике, жесткой кредитно-денежной и налоговой политики.
Алгоритм предлагаемых управленческих решений имеет научно-практическую значимость и может быть использован в процессе фактической реализации политики занятости, как важнейшей составляющей социально-экономической политики государства.
В этом контексте система управления занятостью рассматривается как совокупность взаимодействующих субъектов управления, деятельность которых призвана обеспечить условия для эффективной реализации трудового (творческий потенциал, профессионально-квалификационный уровень, опыт и трудовые навыки и др.) и социального (социальные притязания, коммуникабельность, этические качества) потенциалов экономически активного населения. Поэтому сущность управления занятостью заключается в целенаправленном воздействии всех субъектов системы управления на факторы спроса и предложения рынка труда для достижения и поддержания продуктивной, стабильной и эффективной занятости.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
— определить эффективные организационные формы воздействия и взаимодействия субъектов управления на региональном и местном уровнях по разработке и реализации согласованных мер по социально-экономическому регулированию занятости;
— уточнить функции системы управления занятостью и составляющих ее подсистем в связи с регулированием воспроизводства рабочей силы и состава рабочих мест в промышленном регионе;
— обосновать рациональное сочетание механизмов федеральной, региональной и муниципальной системы управления применительно к структуре и типам занятости;
— исследовать количественные и качественные показатели качества рабочих мест (организационного и технического уровня, состояния условий труда и техники безопасности) как подсистемы управления занятостью;
— разработать инвестиционный механизм управления стимулированием создания новых рабочих мест на основе анализа объективных и субъективных факторов, влияющих на инвестиционный климат в промышленных регионах.
Объектом исследования выступают условия обеспечения занятости на этапе перехода к рыночной системе хозяйствования.
Предметом исследования является механизм воздействия на условия обеспечения занятости в промышленно развитом регионе.
Теоретической и методологической основой исследования стали труды по системам управления и проблемам занятости отечественных и зарубежных ученых и специалистов. В работах Бреева Б. Д., Дадашева А. З., Колосовой Р. П., Костакова В. Г., Костина Л. А., Котляра А. Э., Микульского К. И., Мильнера Б. З., Одегова Ю. Г., Павленкова В. А., Попова Г. Х., Поршнева А. Г., Струмилина С. Г., Фетисова Э. Н., Чижовой Л. С. и других авторов преимущественно рассматривались вопросы управления и проблемы обеспечения занятости населения путем достижения соответствия между предложением рабочей силы и потребностью в ней экономики в целом и в меньшей степени региональной системе управления занятостью.
В работах зарубежных ученых классической школы, в частности в теории эффективного спроса Дж. М. Кейнса, монетаристских рецептах оздоровления экономики, теориях и моделях экономического роста Р. Харрода и Е. Домара и ряде других экономических концепций рассматривались общеэкономические, а не региональные функциональные зависимости занятости от спроса и предложения, инфляции, инвестиций и других категорий экономики.
Диссертационная работа опирается на законодательную и нормативно-методическую базу по проблемам управления, включая федеральные и региональные законы, документы министерств и ведомств, Минэкономики и Минтруда РФ, Госкомстата России.
В работе использованы результаты исследований по научному проекту «Социально-трудовая сфера», проведенных Академией народного хозяйства при Правительстве РФ и Российской Академией государственной службы при Президенте РФ, с участием ряда научно-исследовательских организаций и вузов. Данные, полученные лично автором на основе экспериментальных расчетов и анкетного опроса 34 руководителей московских предприятий и общественных организаций, позволили конкретизировать развитие стратегии управления занятостью на промышленных предприятиях.
В диссертационной работе применялись общенаучные, частнонаучные и специальные методы изучения закономерностей развития системы управления занятостью. Среди них важнейшими являются анализ и синтез, системный и ситуационный подходы, анкетный опрос и экспертные оценки, количественный подход при принятии решений в сложных ситуациях.
Научная новизна работы заключается в следующем:
1. Предложены изменения в институциональной структуре системы управления занятостью населения в г. Москве, направленные на усиление взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной и законодательной власти и общественных организаций, реализующих политику занятости в регионе.
2. Уточнен механизм управления взаимодействием рабочей силы и рабочих мест на региональном рынке труда в условиях конкуренции и социального партнерства. Раскрыт методический подход по определению количественной и качественной сбалансированности между потребностью в рабочих местах и наличием их, с учетом региональных и местных факторов. Рассчитаны показатели трудового и социального потенциалов по исследуемым объектам в г. Москве.
3. Дополнена классификация рабочих мест как объектов управления занятостью по критериям форм собственности, аналитическим и структурным признакам, которые определяют формы и типы занятости. Изложен порядок расчетов стоимости создания и ликвидации одного рабочего места в промышленности, в том числе в машиностроении.
4. Раскрыт инвестиционный механизм управления занятостью, предусматривающий концентрацию ресурсов в приоритетных отраслях промышленности регионов, повышение конкурентоспособности рабочих мест по организационно-техническому уровню, состоянию условий труда и техники безопасности, обеспечивающих достойный уровень жизни при сохранении или росте уровня занятости региональных трудовых ресурсов.
5. Определен порядок учета факторов и расчета показателей улучшения инвестиционного климата в регионах и предложен механизм стимулирования привлечения средств коммерческих организаций, частных лиц и иностранных инвесторов в перспективные отрасли промышленности, организации и предприятия для создания и сохранения рабочих мест.
6. Разработана методика расчета численности работников предприятия, в связи с его реструктуризацией, направляемой на переподготовку и повышение квалификации, обеспечивающей рост качества рабочей силы.
Научно-практическая значимость работы состоит в том, что теоретико-методологические положения диссертации могут быть положены в основу практических рекомендаций при подготовке законодательных и нормативных актов по вопросам создания институциональной системы управления занятостью и взаимодействия входящих в нее организаций, участвующих в процессе принятия и реализации управленческих решений по занятости.
Результаты работы могут быть использованы при определении приоритетов в инвестиционной и структурной политике, расчете затрат на ликвидацию и создание новых рабочих мест в промышленности.
Апробация результатов исследования.
Методические разработки и выводы по диссертационной работе докладывались в 1998 г. на Международной научно-технической конференции и Российской школе молодых ученых и специалистов. Проект рекомендуемой институциональной структуры системы управления занятостью и методические положения по расчету численности работников, направляемых на переподготовку и повышение квалификации в связи с реструктуризацией предприятия одобрены Центром подготовки управленческих кадров Высшей школы «Институт бизнеса и маркетинга» Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации. Основные положения и выводы по диссертационной работе изданы в 1999 г. в качестве курса лекций для студентов вузов экономических и социологических специальностей по представлению кафедры маркетинга Московской государственной академии приборостроения и информатики.
Заключение
.
В результате исследования направлений развития системы управления занятостью в областях Центрального района, в том числе Московского региона, в диссертации дана оценка состояния и выявлены ключевые теоретико-методологические проблемы рынка труда и занятости трудовых ресурсов в условиях кризисного состояния региональной экономики, уменьшения объема инвестиций вообще и капитальных вложений в частности, недостаточным стимулированием работодателей при создании новых и сохранения действующих рабочих мест.
На основе анализа материалов, полученных в процессе исследования, определены методические подходы и практические пути управления воспроизводством рабочей силы, развития ее качественных показателей в условиях профессионально-квалификационного дисбаланса предложения и спроса на рынке труда. Предложенная в диссертации классификация рабочих мест и оценка их трудового и социального, организационного и технического уровня установила, что ввод в экономике намеченных в федеральной программе рабочих мест (примерно 1 млн. ед. в год) не обеспечен финансированием и не отвечает по качественным показателям имеющемуся уровню рабочей силы. Предлагаемые региональными службами занятости рабочие места (359 тыс. в 1998 г.) на 70% предназначались для рабочих с низкой квалификацией и заработной платой ниже среднеотраслевого уровня.
Региональная динамика макроэкономических показателей и уровня занятости сейчас малосвязаны между собой, что образует регионы с застойной безработицей, которая в изучаемых областях превышает в два раза среднероссийский показатель. В перспективных планах развития региональных производств и отраслей фактор занятости учитывается недостаточно, что показали результаты проведенного в диссертации анализа социально-экономических программ Брянской, Ивановской и Тверской областей. Ежегодно растет коэффициент напряженности на рынке труда при значительном притоке нелегальной иностранной рабочей силы в Центральный регион и ограниченных возможностях трудовой мобильности в другие промышленные регионы страны. Взносы региональных бюджетов в Государственный фонд занятости населения не превышают 3 процентов, что приводит к несвоевременной выплате пособий и помощи зарегистрированным безработным.
Полученные в ходе исследования результаты изучения отмеченных проблем управления и предложения по их решению подтвердили актуальность и практическую значимость диссертационной работы, выявили основные сдерживающие факторы недостаточной эффективности работы территориальных органов управления занятостью и регулированию региональных рынков труда. Главные из этих предложений состоят в следующем:
1. Функции и деятельность федеральных и региональных органов управления занятостью не всегда скоординированы и недостаточно взаимодействуют с негосударственными элементами системы управления, что создает организационные неувязки и снижает эффективность воспроизводства всех ресурсов, а особенно отрицательно влияет на уровень занятости трудовых ресурсов. Как показывает собранная автором в 1997;1999 г. г. информация, негосударственные кадровые (рекрутинговые) агентства зачастую работают эффективнее государственных служб. Так официальная служба занятости получает от региональных предприятий и организаций информацию не более чем о 10−40% вакантных рабочих мест с низким уровнем зарплаты и неудовлетворительными условиями труда. Информация о «синекурах» преимущественно поступает в частные агентства, обладающие современными технологиями и обширным банком данных по квалифицированной рабочей силе и несущих материальную ответственность за качество отбора в течение шести месяцев со дня приема на работу. Все это делает необходимым создание демократической региональной институциональной структуры по занятости населения, предусматривающей расширение демократических принципов и методов функционирования входящих в нее исполнительных, законодательных и общественных организаций.
2. Для проведения результативной социально-экономической, а особенно промышленной политики в условиях многообразия форм собственности, необходимо осуществлять комплекс мероприятий по рационализации системы управления занятостью в регионе на основе системного подхода, предусматривающего взаимосвязь политики занятости и промышленной политики в регионе путем создания инвестиционного механизма регулирования занятости, разработки и принятия концептуально увязанных программ развития реального сектора экономики, воспризводства трудовых ресурсов и рабочей силы, сохранения прогрессивных и создания новых рабочих мест.
3. Методология исследования концепции занятости состоит в установлении системных и процессных взаимосвязей, когда управление занятостью рассматривается как единый процесс воздействия на региональное воспроизводство рабочей силы и рабочих мест от федерального уровня до местных служб занятости и общественных организаций наемных работников и работодателей.
По данным 34 интервью руководителей московских промышленных предприятий установлено, что множественность организационных форм управления занятостью определяется региональными социально-экономическими факторами. Например, среди факторов неполной занятости важнейшими, по их мнению, являются стремление сберечь квалифицированное «ядро» коллектива и малореальные надежды на рост регионального промышленного производства, что снижает эффективность служб управления персоналом.
4. Изучение отечественных и зарубежных теорий управления и сущности занятости позволяет сделать вывод, что концепция занятости выражается в единой системе взглядов на управление рабочей силой и рабочими местами, определение закономерностей их взаимодействия и развития процесса законодательно оформленных отношений между участниками социально-трудовой сферы. Концепция занятости заключается в свободно избранной деятельности трудоспособных граждан в условиях социального партнерства и конкуренции на рынке труда. Рынок труда ориентирован на трудовые ресурсы и, как показано в диссертации, существенное влияние на него оказывает рыночная конкуренция, социальное партнерство и государственное регулирование занятости социально незащищенных групп населения.
5. Последствия системного кризиса проявляются в макроэкономических факторах (спада производства, понижения инвестиционной активности и т. п.), влияющих на сокращение спроса на квалифицированную рабочую силу при увеличении ее предложения. В промышленности РФ за 1991;98 г. г. численность занятых сократилась на 38,6%, а в торговле, организациях финансирования и кредитования, снабжения и сбыта значительно возросла. Активизация региональной политики занятости состоит в переходе от индустриально-аграрного типа к инфраструктурной (сервисной) модели занятости, что положительно влияет на инвестиционную деятельность, повышение уровня наукоемкости всех сфер экономики, обеспечивающих гибкость, мобильность и высокую адаптивность экономической системы региона.
6. Рабочее место, как основной производственно-технологический элемент в системе занятости, является важнейшим объектом управления в организации (предприятии), регионе и государстве. Между тем в практике не применяется регулярная оценка рабочих мест по всем параметрам трудовых стандартов, а следовательно отсутствует эффективная система производственной адаптации, что вызывает излишний оборот кадров и ведет к 25% текучести в промышленности и соответствующим потерям трудового потенциала рабочей силы.
Введение
в государственную статистику уточненного понятия «рабочее место» и их группировка по уровню квалификации, оплаты, уровню механизации и условиям труда вместо применяемого сейчас малосодержательного термина «замещенные» рабочие места, позволят органам управления разрабатывать программы их создания в соответствии с требованиями регионального рынка.
7. Действующий порядок учета регистрации безработных, принятый в 1991 г. не отражает действительного состояния проблемы. Так уровень фактической безработицы превышает регистрируемую в 4,6 раза, и только 90,7% зарегистрированных получают пособие по безработице, что затушевывает объективное состояние рынка занятости. Указанный в диссертации механизм управления занятостью должен предусматривать систему регулирования уровня заработной платы, доходов и уровня жизни в рамках региональных и отраслевых коллективных соглашений, а также систему расширения объемов инвестиций в промышленность, их защиты и страхования.
8. Изучение проблем управления занятостью в промышленно развитых регионах свидетельствует о наличии значительных объективных и субъективных трудностей и резервов в реализации федеральных и региональных программ по регулированию рынка труда. Анализ хода выполнения принятой в Российской Федерации политики занятости и осуществляемых региональных программ позволяет отметить ряд позитивных тенденций и при условии активной работы государственных и частных служб занятости может обеспечить решение основных задач по росту трудового и социального потенциалов и снижению безработицы.
9. Оценку эффективности региональных инвестиционных проектов по рынку труда (воспроизводство рабочей силы и рабочих мест) предприятия могут вести по показателям социально-экономической или коммерческой эффективности, а для региона может быть использован показатель бюджетной эффективности, как отношение объема поступления в бюджет к объему платежей из регионального бюджета. Влияние коммерческих рисков (производственные, валютные, кредитные и маркетинговые) и форсмажорных обстоятельств нейтрализуются гарантиями субъектов федерации или страховыми обязательствами коммерческих организаций.
Ю.Расчет эффективности создания и рационализации рабочих мест целесообразно проводить единовременно с оценкой путей повышения качества рабочей силы и работы по повышению квалификации персонала. На этой основе планируются меры по дальнейшему совершенствованию обучения всех категорий рабочей силы, в том числе и персонала предприятий, предусматривается создание образовательных учреждений, чтобы повысить эффективность конкретных видов и форм обучения с учетом потребностей рабочего места, цеха, предприятия и отрасли региональной промышленности.