Формирование и развитие российского рынка экологически чистой продовольственной продукции
![Диссертация: Формирование и развитие российского рынка экологически чистой продовольственной продукции](https://westud.ru/work/3622516/cover.png)
Диссертация
Рынок экологически чистой продовольственной продукции, представляющий собой альтернативу традиционному рынку, динамично развивается. Бизнес быстро почувствовал его потенциал. Компании, выходящие на этот рынок, получают реальные конкурентные преимущества в борьбе за потребителя. Ведущие мировые производители имеют в своем ассортименте экологичные («очищенные») варианты своих известных брендов… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЗАЦИИ РЫНКА
- 1. 1. подходы к экологизации рынка и эволюция маркетинга
- 1. 2. Методологические основы формирования экологического маркетинга
- 1. 3. Определение и структура экологически ориентированного рынка
- ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОДУКТОВОЙ ЦЕПИ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ
- 2. 1. Принципы формирования экологичности продовольственной продукции и выбор ее позиционирования
- 2. 2. Вопросы сертификации экологически чистой продовольственной продукции
- 2. 3. Сегментирование потребителей по степени лояльности к экологически чистой продукции
- 2. 4. Выбор каналов сбыта и комплекса продвижения экологически чистой продукции
- ГЛАВА 3. ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИИ
- 3. 1. Зарубежный опыт развития рынка экологически чистой продукции
- 3. 2. Оценка состояния и пути развития российского рынка экологически чистой продукции
- 3. 3. Экономико-математическая оценка продаж экологически чистой продукции
- 3. 4. Программа реализации экологически чистых продуктов питания в сети Интернет
Список литературы
- Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию //
- Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 15. — 5 с.
- Федеральный Закон от 10 января 2002 года «Об охране окружающей природной среды». ВВС РФ, 2002, № 2. — 36 с.
- Экологическая доктрина Российской Федерации. М.: Государственный центр экологических программ, 2002. — 19 с.
- ГОСТ Р 51 074−97. «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования». — 64 с. 5.| ГОСТ Р 51 121−97 «Товары непродовольственные. Информация дл^ потребителя. Общие требования». — 56 с.
- ГОСТ Р 51 150−98 «Продукция, свободная от хлорорганических соединений. Знак «Свободно от хлора». 27 с.
- ГОСТ Р ИСО 14 020−99 «Экологические этикетки и декларации. Основные принципы». 45 с.
- Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности, утвержденная приказом Минприроды от 29 декабря 1995 г. № 539.-41 с.
- МУК 2.3.2.971−00. Порядок санитарно-эпидемиологической экспертизы технических документов на пищевые продукты: Методические указания. -М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России, 2000. 79 с.
- Аксенова О., Лунева Л., Халий И. «Место под солнцем». Пособие для экологических общественных организаций. — М.: Arc Consulting LLC, 1998.-38 с.
- Александрова Л.А., Киреева Н. А., Кирсанов В. В. и др.- Под ред. Анфино-I геновой А. А. Проблемы аграрной реформы в России Саратов: 'Изд-во
- Саратовского университета, 1999. 293 с.
- Альпеншталь А., Манчулянцев О. Как заработать: экологически чистые продукты. 2002. — htpp://www.RespublikaIDEI.ru
- Андрющенко С.А. Опыт природоохранной деятельности в сельском хозяйстве США // Региональные агросистемы: экономика и социология. -Саратов: ИАП РАН, 1999. С. 18 — 24.
- Андрющенко С.А. Экономический механизм устойчивого развития региональных агросистем// Международный сельскохозяйственный журнал. i 1997.-С. 19−20. '
- Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегия. М: Инфра-М, 2001. — 803 с.
- Арент К.П. Экономические аспекты экологизации народного хозяйства. -М.: Московский Государственный Университет Природообустройства, 2001.- 176 с.
- Байер Е. Биопродукты в Германии. http://marketsurveys.ru/
- Беркут В.П. Экологическое сознание россиян. // Гуманитарный экологический журнал. 2000 — № 1. — С. 11−27.
- Биопродукты: новое или хорошо забытое старое? (Есть ли будущее у оте-I чественного рынка биопродуктов?). // Эксперт. 2004. — № 13. — С. 37−41.
- Боков А.Г. Эластичность продовольственных товаров по ценам производственных ресурсов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1999, № 5. — С. 21 — 26.
- Бурцев В.В. Совершенствование системы управления сбытом продукции // Маркетинг в России и за рубежом. 2002. — № 6. — С. 54 — 67.
- Власова Г. Экологический имидж упаковки//Технологии переработки и упаковки. 2002 — № 6. — С. 26 — 37
- Волков В. Россия аграрная: обуза или локомотив? // Европа из первых рук. -2003.-С. 18−21.
- Вяльцев А.В. Модель интегрированного экологического менеджмента. -Спб., 1999.-189 с.
- Голодец Б.М. Современная концепция социального маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. — № 6. — С. 14 -25.
- Голуб А.А. Экономика природопользования: учеб. пособие для ву-' зов / А. А. Голуб, Е. Б. Струкова. М.: Аспект-Пресс, 1995. — 188 с. 1
- Голубев А.В. Оптимизация государственного управления и повышение экологической устойчивости в региональном АПК. Саратов, СГСХА, 1995.- 104 с.
- Голубев А.В. Экономико-экологическое обоснование с.-х. производства.-Саратов, СГСХА, 1998. 19 с.
- Голубков Е.П. О некоторых аспектах концепции маркетинга и его терминологии // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. — № 6. — С. 3- 21.
- Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. М.: Финпресс, 1999. — 543 'с.
- Голубков Е.П. Современные тенденции развития маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. — № 4. — С. 3 — 18.
- Горшков Д.В. Особенности продвижения экологически ориентированной продукции. Построение успешных коммуникаций с потребителем // Маркетинговое обозрение. 2004, № 2. — С. 27 — 35.
- Горшков Д.В. Сегментирование экологически ориентированного потребителя // Экология и промышленность России. 2004, № 4. — С. 16−24.
- Горшков Д.В. Формирование экологичности продукции на стадиях ее ' жизненного цикла. Экологические характеристики продукции // Экологический консалтинг. 2004, № 2 (14). — С. 8 — 12.
- Горшков Д.В. Экологический маркетинг. На пути к устойчивому развитию. Социально-экономическое развитие России: проблемы, поиски, решения. Саратов: издательский центр СГСЭУ, 2003. 4.2. — С. 64 — 67.
- Гермышев А.Г., Динес В. А., Клинов А. Н. Экологическая безопасность. — I Саратов, 1998.- 181 с. 1
- Губанкова Г. «Натуральная революция»: назад к природе // Витрина. -2003.-№ 6.-С. 16−22.
- Гусева Т.В., Дайман С. Ю., Михайлиди Д. Э., Хачатуров А. Е., Хотулева М. В. Как наладить диалог с общественностью. М.: Социально-Экологический Союз, 1998. — 235 с.
- Гусева Т.В., Хачатуров А. Е., Макаров С. В., Заика Е. А., Хотулева М. В. Добровольная экологическая деятельность: неиспользуемые возможности. М.: Эколайн, 1999. 156 с.
- Гэд Томас. 4D Брэндинг. Взламывая корпоративный код сетевой экономики. Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2002. — 352 с.
- Динес В.А., Ларин В. П., Лоскутов Р. Ю., Яшин Н. С. Конкурентоспособность и экономическая устойчивость предприятия. Саратов: Издательский центр СГСЭУ, 1999. — 165 с.
- Дорохова О. Универмаг по-американски // Торговое оборудование. -2000.- № 12 (42).-С. 31 -38.45.3емцова Л. В. Формирование экологического рынка: мировой и российский опыт // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. — № 3. — С. 15 — 24.
- Зуев А.Г., Мясникова Л. А. Маркетинг экомоды // Маркетинг в России и за рубежом. 2003. — № 4. С. 13 -23.
- Иванова М. Новое японское изобретение: забота об окружающей среде // Top-Manager. 2003. — № 26. — С. 41 — 49.
- Ильин А., Кухарчук А. Приключения маркетинга в России // Практический маркетинг. 2001. — № 10. — С. 3 -16.
- Исследование «Оценка потенциала российских сельскохозяйственных предприятий для внедрения экологически чистых технологий». Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике, Экорис1. НЭИ, 2002. -41 с. 1
- ИСО 14 001:96. Системы управления качеством окружающей среды. Общие требования и рекомендации по использованию. // Стандарты и качество. 1996. — № 12. — С. 21 — 29.
- ИСО 14 004:96. Системы управления качеством окружающей среды. Руко1.'водство по созданию и методам обеспечения функционирования. // Стандарты и качество. 1997. — № 4. — С. 23 -35.
- Картамышева О. «Био» должно быть во всем — от вкуса продукта до его упаковки // Витрина. 2004. — № 3. — С. 14 — 18.
- Картамышева О. Натуральные продукты приходят в супермаркет // Витрина. 2004. — № 5. — С. 15 — 18.
- Картамышева О. Проект Natural Products: как это будет по-русски? // Витрина. 2003. — № 10. — С. 16- 19.
- Картамышева О. Российская сертификация: пропуск в мир organic? //1.<
- Витрина. 2004. — № 6. — С. 15 — 19.
- Кныш В.А. Маркетинг в теории потребительского спроса // Маркетинг в России и за рубежом. 2002. — № 6. — С. 3 — 15.
- Комарова Ж. Упаковка и экология // Технологии переработки и упаковки. 2002. — № 6. — С. 12−19.
- Коротков Э.М. Концепция экологического менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. 1998. — № 2. — С. 12 — 23.
- Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. СПб.: Питер, 1998. — 522 с.
- Коханова JI.A. Коммуникационные средства экологического менеджмента1.'
- Под ред. Я. Н. Засурского. — М.: Начала-Пресс, 1999. 127 с.
- Кретов И.И. Экологический менеджмент и его связь с социально-экологическим маркетингом // Управление предприятием. 2001. № 3. — С 31 -43.
- Кудашкина Е. Развитие органического сельского хозяйства за рубежом // Ведомости. 30.07.2003. — С. 2.
- Курилов В. Экологическая маркировка.//Технологии переработки и упаковки. 2002 — № 6. — С. 21 — 36.
- Кунявский М.Б. Маркетинговая деятельность на промышленном предприятии. Саратов: Издательский центр СГЭА, 1998. — 224 с.
- Кунявский М.Б. Управление качеством и маркетинг. Саратов: Издательство Саратовской Губернской торгово-промышленной палаты, 2003. -189 с.
- Кулибанова В. В. Прикладной маркетинг. СПб.: Нева, М.: Олма-Пресс, (2002. — 264 с. ,
- Литвинов О. Экологические знаки и заявления в России и за рубежом// Стандарты и качество. 2000 — № 1. — С. 34 — 48.
- Лопатин В.Н. Менеджмент и маркетинг в экологии. М.: Юнити, 2001. -168 с.
- Луканина О. Обзор российского рынка функциональных продуктов // Russian Food Market. 2002. — № 10. — С. 7 — 14.
- Малхорта Нереш К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство. Москва — Санкт-Петербург — Киев: Вильяме, 2002. — 957 с.
- Материалы к заседанию Круглого стола «Бизнес и общество: механизмы социального партнерства». — М.: Ассоциация менеджеров, 2001. — 46 с.
- Материалы первой международной конференции «Экологическое сель-^ ское хозяйство: зарубежный опыт и новые перспективы для России». М.:
- Издание Совета Федерации, 2004. 79 с.
- Михненко Т.Н. Источники финансирования и стимулирования производства экологически чистых товаров. Финансы предприятия, № 4, 2001. -С. 21−29.7(1 Москаленко Jl. Новая религия экологически чистые продукты // Эксперт. — 2004. — № 11.-С. 56 -60.
- Наумова Е.В. Экологическое обеспечение производства новых продуктов на промышленном предприятии. Спб., 1999. — 161 с.
- Обзор. Стратегии развития мировых розничных сетей. ООО «Центр Исследований РАМ». — 2002. — 37 с.
- Опрос «Экологическая продукция» // Служба опросов Интернет-аудитории «Глас Рунета». http://www.voxru.net/arc/ecology/
- Основные показатели охраны окружающей природной среды. Статистиче-' ский бюллетень. Федеральная служба государственной статистики. — М.: 2004.
- Отчет «Предпочтения потребителей высококачественных и экологически чистых продуктов питания». М.: Аналитический центр «Бизнес и Маркетинг», 2002. — 29 с.
- Панкрухин А.П. Эволюция маркетинга в мире и в России // Маркетинг в России и за рубежом.-1998. -N 4. С. 82 — 97.
- Пахомова Н., Эндрес А., Рихтер К. Экологический менеджмент. М.: Питер, 2003. — 544 с.8^.Пахомова Н. В., Рихтер К. К. Экономика природопользования и экологический менеджмент. СПб: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1999.-296 с.
- Пашков Е.В., Фомин Г. С., Красный Д. В. Международные стандарты ИСО 14 000. Основы экологического управления. М.: ИПК Издательство стандартов, 1997.-54 с.
- Пегов С.А., Солобеев И. С. Экологически чистое производство: подходы, оценка, рекомендации. Екатеринбург: УфЦПРП, 2000. — 394 с.
- Переверзин Ю.Н. Формирование рыночных отношений в аграрном секто-' ре экономики. Саратов, СГУ, 1996. — 121 с.
- Писарев В.Д. Экологический компонент научно-технической политики США и подход России // Российский Экономический журнал. 1998. -№ 4. С. 14- 19.
- Попова А., Кирьян П. Экономика России растет, качество жизни россиян падает // RBC Daily. http://www.rbc.ru
- Попова О. Экология входит в рынок // Зеркало недели. 2001. — № 40 (364).-С. 11−26.
- Промптова О. Органичный бизнес // Ведомости. 08.09.2003. — С. — 2.
- Ревенко JI.C. Особенности развития мирового рынка экологически чистых продуктов питания // БИКИ. 2001. — № 7. — С. 27 — 40.
- Россия заработает на овощах 100 миллиардов долларов // RBC Daily. -htpp//w ww.rbc.ru
- Русановский В.А. Экономическая теория технологий развития стра’н с рыночной экономикой. Саратов: Издательский центр СГЭА, 1997. — 152 с.
- Рынок биопродуктов Австрии // По материалам Бюллетеня иностранной коммерческой информации, -http://www.marketsurveys.ru
- Сармузина А. Г. Жубанова JI.K. Введение в экологический маркетинг. Учебное пособие. http://www.kazsu.kz/do/books/ecologmarketing/. — 256 с.
- Симкин JL, Дибб С. Практическое руководство по сегментированию рынка. М.: Питер, 2002. — 240 с.
- Сухорукова A.M. Стратегия развития пищевой промышленности р’егиона. Саратов: Издательский центр СГСЭУ, 2003. — 56 с.
- Тимонина И. Использование экономических инструментов в экологическом регулировании: опыт Японии // Проблемы теории и практики управления. 2001.-№ 6. — С. 54 — 58.
- Федько В.П., Федько Н. Г., Шапор О. А. Основы маркетинга для студентов вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. — 321 с.
- Фролова А. Назад к природе // Коммерсантъ Деньги. — 2001. — № 43. -С. 21−25.
- Фролова А. Эко, био, натурально // Коммерсантъ Деньги. — 2004. — № 26.-С. 14−17.
- Хабарова Е., Алексеева Ю. Формирование эколого-ориентированного рынка в России // Практический маркетинг. — 2002. № 8. — С. 18 — 22.
- Хабарова Е.И. Менеджмент на стыке экономики и экологии // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. — № 3. — С. 29 — 36.
- Хабарова Е.И. Экологически ориентированный производственный менеджмент // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. — № 3. — С. 111 — 117.
- Хачатуров А.Е. Качество жизни и экологические маркетинг и менеджмент. М.: Московская международная школа «Бизнес в промышленности и науке». — 2001. — 79 с.
- Хачатуров А.Е., Гусева Т. В., Кретов И. И., Панин Г. С. Экологический маркетинг // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. — № 4. — С. 34 — 41.
- Ходус А.В. Управление производством и сбытом экологической про-I дукции в России. М., 1999. 169 с. 1
- Ходус. А.В. Экологическое сельское хозяйство и устойчивое региональное развитие. htpp://www.agrodom.ru
- Ходыньски А. Экологическое качество продукции и производства в рыночных стратегиях предприятий. М., 1998. 268 с.
- Хруцкий В.Е., Корнеева И. В. Современный маркетинг. М.: Финансы и статистика, 2002. 527 с.
- Цуладзе А. Продовольственная безопасность: настоящее или будущее. http://www.ecoinform.ru
- ИЗ. Шехикян B.C., Ходус А. В. Роль государственной поддержки в развитии экологического сельского хозяйства. htpp://www.agrodom.ru
- Шумилина М. Новая экологическая политика. Кто заработает на тяге горожан к натуральным продуктам // Компания. 2004. — № 26. — С. 23 -27.
- Щербаков В.А., Голубев А. В., Мосиенко Н. А. Экономика природопользования. Саратов: Издательский центр СГСЭУ, 2000. 190 с. 1.I116. «Экологически чистый» между имиджем и правдой // Экосводка. -2002.-№ 10.-С. 6- 11.
- Экологическое сельское хозяйство: зарубежный опыт и новые перспективы для России. Первая международная конференция. М.: Издание Совета Федерации, 2004. 79 с.
- Экомаркет «Рыжая тыква». 2004. — http://www.eco-market.ru/
- Яндыганов Я.Я. Экономика природопользования: Учеб. для вузов / -Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 1998. 764 с.
- Adcock D. et al. Marketing: Principles and Practice. Fourth Edition. L.:
- Prentice Hall, 2001. 784 p.
- Bernadette, D’Silva S. The Societal Marketing Concept. Mumbai University (Management Faculty), 1999. — 84 p.
- Bio Labels IHA Research. 1998. — 43 p.
- Datamonitor. Marketing newsline. http://www.datamonitor.com
- Green Marketing news. http://www.greenmarketing.com/
- ISO 14 001 Environmental management systems specifications with guidance for use. — 54 p.
- Jussaume R.A., Higgins Jr. Attitudes towards food safety and the environ1. iment: A comparison of consumers in Japan and the U.S. // Rural sociology. — 1998. — Vol. 63, № 3. — P. 394—411.
- Kotler Philip and oth. Principles of Marketing / Third European Ed. L.: Prentice Hall, 2001. — 890 p.
- Ottman A. Jacquelyn. Green marketing: opportunity for innovation. NTC-McGraw-Hill, 1998. 164 p.
- Organic Monitor. Newsline 2003 — http://www.organicmonitor.com/
- Pearce II John A., Robinson Richard В., Jr. Formulation, Implementation and Control of Competitive Strategy. Chicago: Irwin, 1997. P. 314.
- Perreault William D., McCarthy E. Jerome. Basic Marketing. European Edition. McGraw-Hill, 2000, VIII. — 675 p.
- Procter & Gamble. http://www.proctor&gamble.com
- Rude S. Okologisk landbrug. Statens Jardbruksokonomiske institut. Rapport47. Kobehavn, 1999. -38 p.1.. '
- Shopping monitor мониторинг покупательских привычек. GFK Русь.2004. http://gfk.ru
- SOEL Survey, February 2004- Graph: Minou Yussefi, SOEL, 2004. — 21 p.
- The Body Shop. 2004. — http://www.bodyshop.com
- The National Organic Program. USDA. — 2002. -http://www.ams.usda.gov/
- The Standards of Organic Agriculture IFOAM. http://www.ifoam.org/
- US Sensus Bureau Statistics. http://www.census.gov/
- Whole Foods Market IP, L.P. -2004. http://www.wholefoods.com/
- Wilier Helga and Yussefi Minou (Eds.). The World of Organic Agriculture 2004 Statistics and Emerging Trends. IFOAM Publication, 6th, revised edition, 2004.- 134 p.