Изменение образовательного пространства в информационную эпоху: социально-философский анализ
Диссертация
Людей новых ИКТ. Это вызвало масштабные изменения во всех областях общественной жизни, включая образование. Изменения в образовательном пространстве тем более значимы, что современный этап информационной эпохи часто называют «обществом знания», имея в виду, что знание становится главной ценностью современного общества. При всей важности происходящих в информационную эпоху изменений ситуация… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Образовательное пространство как понятие социальной философии
- 1. 1. Эпистемологический статус понятия «образовательное пространство»
- 1. 2. Компьютеризация образовательного пространства как основа его изменения в условиях информатизации
- 1. 3. Электронное образовательное пространство как новый тип образовательного пространства
- Глава 2. Основные тенденции развития образовательного пространства в условиях общественных изменений: социально-философский анализ
- 2. 1. Изменения современного образовательного пространства как следствие внедрения информационно-коммуникационных технологий
- 2. 2. Виртуальное образование как новая образовательная реальность
- 2. 3. Новые интеграционные формы образовательного пространства как продукт реализации информационно-коммуникационных технологий в образовании
- Глава 3. Образовательная политика в России в контексте вызовов информационной эпохи
- 3. 1. Идентификация образовательного субъекта в условиях формирования нового типа образовательного взаимодействия
- 3. 2. Основные проблемы современной государственной образовательной политики в России
- 3. 3. Государственная политика в области образования: возможные варианты развития
Список литературы
- Авдеев, Р.Ф. Философия информационной цивилизации: диалектика прогрессивной линии развития как гуманная общечеловеческая философия для XXI века: учеб. пос. М: ВЛАДОС, 1994. — 335 с. — С. 5.
- Абдрахманова, Г. И. Использование информационных коммуникационных технологий образовании. Статистический обзор / Г. И. Абдрахманова, Г. Г. Ковалева // Вопросы образования. 2010. — № 3. — с. 152−194.
- Абрамова, Е.М. Требования работодателей к системе профессионального образования / Е. М. Аврамова. М.: МАКС ПРЕСС, 2006. -160 с.
- Акинфиева, Н.В. Социальные механизмы управления устойчивым развитием российской образовательной системы: автореф. дис. д-ра социол. наук / Н. В. Акинфиева. Саратов, 2007. — 40 с.
- Акулова, О.В. Концепция системных изменений школьного процесса обучения в условиях перехода к информационному обществу: дис. .д-ра пед. Наук / О. В. Акулова. СПб., 2004. — 365 с.
- Алексеевау И.Ю. Что такое общество знаний? / И. Ю. Алексеева. М.: Конто-центр, 2009. — 96 с.
- Алиева, Н.З. Становление информационного общества и философия образования / Н. З. Алиева, Ивушкина Е. Б., Лантратов О. И. -М.: Академия Естествознания, 2008. 168 с.
- Алиева, Ч.Э. Феноменология: Э. Гуссерль и М. Хайдеггер. -СПб.: Питер, 2000. 250 с.
- Антипова, Т.П. Высшая школа как фактор формирования единого образовательного пространства России: социально-институциональный аспект: дис. .канд. социол. наук / Т. П. Антипова. -Пенза, 2003.- 166 с.
- Аристотель. Сочинения в четырех томах / Аристотель. -М.: Мысль, 1984.-Т. 4.
- Байденко, В. И. Болонские реформы: некоторые уроки Европы / В. И. Байденко // Высшее образование сегодня. -2004. № 2. — С. 14−19.
- Бакштановский, В.И. Моральный выбор личности: цели, средства, результаты / В. И. Бакштановский. Томск: Изд-во Томского государственного университета, 1997. — 200 с.
- Баландин, М.Н. Компьютеризация в контексте дисциплинарной структуры науки / М. Н. Баландин // Вестник ТГУ. № 269.-С. 166- 170.
- Барулин, B.C. Социальная философия / B.C. Барулин. М.: Просвещение, 1999. — 520 с.
- Бауман, 3. Текучая современность / 3. Бауман. Пер. с англ. Спб.: Питер, 2008. — 328 с.
- Белгородский, B.C. Модернизация управления системой высшего профессионального образования в Российской Федерации: теоретико-прикладной анализ: автореф. дис.. д-ра соц. наук / B.C. Белгородский. М., 2007. — 47 с.
- Беликова, A.B. Социальное пространство: онтологические основания и институциональные структуры: дис.. канд. филос. наук /
- A.B. Беликова. Саратов, 2004. — 150 с.
- Белл, Д. Социальные рамки информационного общества / Д. Белл // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. — С. 330 342.
- Бенин, B.JI., Десяткина, М.В. Социальная философия /
- B.Л. Бенин, М. В. Десяткина. Уфа.: БГПУ, 1997. — 240 с .
- Бергер, П. Социальное конструирование реальности: Трактат по социализации знания. / П. Бергер, Т. Лукман. — М.: Медиум, 1995.-323 с.
- Бергер, /7., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социализации знания / П. Бергер, Т. Лукман. М.: Медиум. — 324 с.
- Бехманн, Г. Современное общество риска, информационное общество, общество знаний / Г. Бехманн. М.: Логос, 2010.-248 с.
- Бодрийяр, Ж. Соблазн / Ж. Бодрийяр. М.: Ad Marginem, 2000. — 320 с.
- Бондаревская, Е.В. Воспитательное пространство как среда духовно-нравственного становления личности / Е. В. Бондаревская // Педагогический альманах. 2000. — № 2. — С. 36−11.
- Бондаренко, С. О социологии виртуальных сетевых сообществ / С. Бондаренко // Технологии информационного общества -Интернет и современное общество: труды VII Всероссийской объединенной конференции. СПб.: Изд-во филол. ф-та СПбГУ, 2004. — С. 112−116.
- Бородачев, С.А. Функционирование образовательного пространства педагогического вуза на базе програмнных систем электронного обучения / С. А. Бородачев // Молодой ученый. 2011. -№ 2. -Т. 2.-С. 75−77.
- Борытко, Н.М. В пространстве воспитательной деятельности / Н. М. Борытко. Волгоград: Перемена, 2001. — 181 с.
- Британская Plastic Logic разработала для России планшетный компьютер из пластика. Электронный ресурс. Режим доступа: www.rusnano.com.
- Буева, Л.П. Культура и образование. Проблема взаимодействия / Л. П. Буева // Вопросы философии. 1997. — № 2. — С. 1213.
- Буланкина, Н.Е. Гуманизация полиязыкового образовательного пространства: социально-философкий анализ: дис.. д-ра филос. наук / Н. Е. Буланкина. Барнаул, 2005. — 341 с.
- Буравой, М. Столкновение с вызовами глобальной социологии гармоничной цивилизации / М. Буравой // Электронный ресурс. Режим доступа: www.peacefromharmony.org.
- Бурдье, П. Социология политики / П. Бурдье. М.: Социо-Логос, 1993. — 336 с.
- Бурухина, JI.B. Проблема организации образовательного пространства в обществе, основанном на знании: социально-философский анализ: дис. канд. филос. науку / Л. В. Бурухина. Тверь, 2009. — 192 с.
- В Нижнекамске обсудили вопросы формирования электронного образовательного пространства РТ. Электронный ресурс. -Режим доступа: www. tatar-inform.ru.
- Вальковская, В. В. Изменение представлений о пространстве и времени и развитие средств передвижения / В. В. Вальковская // Философия и общество, 1999 № 5. — С. 48−70.
- Вебер, А. Избранное: Кризис европейской культуры / А. Вебер. Спб.: Университетская книга, 1999. — 565 с.
- Вебер, M. Избранные произведения / М. Вебер. M: Прогресс, 1990. — 808 с.
- Веккер, Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Л. М. Веккер. М.: Смысл- Perse, 2000. — 410 с.
- Веряев, A.A. Мифология компьютеризации образования / A.A. Веряев // Вестник алтайской науки, 2003. № 1. — С. 28−34.
- Веряев, A.A. Семиотический подход к образованию в информационном обществе: дис.. д-ра пед. наук. / A.A. Веряев. -Барнаул. 2000. — 367 с.
- Веряев, A.A. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства / A.A. Веряев // Педагогическая наука, технология, практика. 1998. — № 4. — С. 32−50.
- Виндельбанд, В. Избранное: дух и история / В. Виндельбанд. М.: Юрист, 1995. — 678 с.
- Виртуализация жизнедеятельности // Интегрум. Информационно-аналитический обзор, № 419, 4 августа 2010. 7 с. Электронный ресурс. — Режим доступа: www.integrum.ru.
- Власова, В.Н. Регионально-социокультурное пространство -дополнительного профессионально-педагогического образования: автореф. дис. .д-ра филос. наук / В. Н. Власова. Ростов н/Д., 2010. — 56 с.
- Волепко О.И. Теоретические и организационно-педагогические условия достижения современного качества обучения и воспитания в едином образовательном пространстве: дис.. д-ра пед. наук / О. И. Воленко. М., 2004. — 353 с.
- Волокип, A.B. Электронная коммерция: учебное пособие для служащих государственных организаций и коммерческих фирм / A.B. Волокин. М.: Фиорд-Инфо, 2002. — 272 с.
- Гадамер, Х.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики / Х. Г. Гадамер. М.: Прогресс, 1988. — 704 с.288
- Гасликова, И.Р. Статистика использования информационных технологий в образовании: методологические аспекты / И. Р. Гасликова // Вопросы статистики. 2005. — № 4. — С. 72−76.
- Гасликова, И.Р. Показатели использования информационных технологии в образовании / И. Р. Гасликова // Вопросы образования. — 2005. № 3. — С. 302−330.
- Гегель, Г. Лекции по истории философии / Г. Гегель. Кн. 1. — СПб.: Наука, 1993. — 305 с.
- Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века / Б. С. Гершунский. М.: Совершенство, 1998. — 605 с.
- Гидденс, Э. Устроение общества: очерк теории структурации / Э. Гидденс. М.: Академический Проект, 2005. — 528 с.
- Глинников, М. Виртуализация в учебном процессе / М. Глинников // Директор информационной службы, 2008. № 12.
- Горшков, М.К. Молодежь России: социологический портрет / М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги. М.: Центр прогнозирования и маркетинга, 2010.
- Гужеля, Д.Ю. Дистанционное образование. Характеристика понятия / Д. Ю. Гужеля, А. А. Елизаров, Л. И. Ястребов // Электронный ресурс. Режим доступа: http://emag.iis.ru.
- Данилюк, А.Я. Теоретико-методологические основы проектирования интегральных гуманитарных образовательных пространств: дис.. д-ра пед. наук / А. Я. Данилюк. Ростов-н/Д., 2001. -347 с.
- Демкин, В.П. Гуманитарное ' образование в информационном обществе. Открытый междисциплинарный электронный журнал «Гуманитарная информатика» / В. П. Демкин, Г. В. Можаева. Вып. 1. Электронный ресурс. — Режим доступа: http ://huminf.tsu.ru.
- Денисенко, П.А. Парадигмы образования в социокультурном пространстве современного российского общества и армии (социально-философский анализ): Автореф. д-ра филос. наук. -М. 2009. 53 с.
- Десятова, И.В. Использование информационных технологий на уроках математики // Материалы Междунар. заоч. научно-практ. конф. «Актуальные вопросы педагогики и психологии. 1 авг. 2011 г. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://sibac.info
- Дилигенский, Г. Г. Куда идет Россия? Власть, общество, личность / Г. Г. Дилигенский. М.: -МВШСЭН, 2000. — 451 с.
- Дильтей, В. Описательная психология / В. Дильтей. — СПб.: Академия, 1996.-460 с.
- Дмитриева, О.В. Социализация личности студента в образовательном пространстве вуза: дис. .канд. пед. наук / О. В. Дмитриева. Оренбург, 2004. — 164 с.
- Доля интернет-экономики в ВВП России через 4 года вырастет вдвое. Электронный ресурс. Режим доступа: http://lenta.ru.
- Дорошок, Е.К. Образовательная коммуникация в информационном обществе: социально-философские основания, субъекты и формы реализации: дис. канд. филос. наук / Е. К. Дорошок. Челябинск, 2006.-155 с.
- Друкер, П.Ф. Бизнес и инновации /П.Ф. Друкер. М.: Вильяме, 2007. — 423 с.
- Дюркгейм, Э. Социология. Ее метод и назначение / Э. Дюркгейм. М.: Канон, 1995. — 432с.
- Дюркгейм, Э. Ценностные и реальные суждения / Э. Дюргейм // Социологические исследования. 1991. — № 2. — С. 106−114.
- Единый образовательный портал. Электронный ресурс. -Режим доступа: уу\7тта.ги.
- Жигалова, И.А. Формирование образовательного пространства начального профессионального образования в федеральном округе: дис. д-ра пед. наук / И. А. Жигалова. М., 2005. — 300 с.
- Зеер, Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности / Э. Ф. Зеер. Екатеринбург: РГППУ, 2002. — 26 с.
- Зеленецкая, Т.И. Формирование региональной идентичности в образовательном пространстве: социологический анализ: дис. канд. социол. наук / Т. И. Зеленецкая. Екатеринбург, 2005. — 170 с.
- Зиммель, Г. Избранное. В 2 т. Т.2 / Г. Зиммель. М.: Юрист, 1996. — Т.2. — 607 с.
- Иванов, Д.В. Виртуализация общества / Д. В. Иванов. -СПб.: Петербургское Востоковедение, 2000. 96 с.
- Иванов, П.В. Структурирование виртуальных полей дистантного образования в стране и мире / П. В. Иванов // Виртуализация межуниверситетских и научных коммуникаций: методы, структура, сообщества. -М.: СоПСо, 2010. 156 е.- С. 41−46.
- Игнатьев, В.И. Системно-генетическая динамика социума. / В. И. Игнатьев. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2007. — 76 с.
- Игнатьев, В.И. Образование в информационную эпоху / В. И. Игнатьев, Ф. И. Розанов // Философия образования. 2008. — С. 76−81.
- Индикаторы образования. Статистический ежегодник. -М.: ГУ-ВШЭ, 2006.
- Камашев, C.B. Безопасность образовательного пространства „Восток-Запад“ // Философия образования, 2011. № 1, С. 183−188.
- Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант. М: Мысль, 1994. — 590 с.
- Кастельс, М. Информационная эпоха- экономика, общество и культура / М. Кастель. М.: ГУ-ВШЭ, 2000. — 608 с.
- Кимелев, Ю.А. Субъект и субъективность в современной западной социальной философии / Ю. А. Кимелев. М.: Изд-во ИНИОН РАМ, 2011.- 140 с.
- Китова, Г. А. Интеграция науки и образования в экономике знаний / Г. А. Китова, Т. Е. Кузнецова // Информационное общество, 2005. -Вып. 5. с. 32−36. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://tmag.iis.ru/.
- Клячко, Т. Итоги в системе образования России за 2010 год. / Т. Клячко // Электронный ресурс. Режим доступа: http://dis.finansy.ru.
- Козлова, О.Н. Пространство -сериального бытия -этничность / О. Н. Козлова // Социально-гуманитарные знания. 2001. — № 4.-С. 129−141.
- Козырев, В. А. Педагогический университет как источник образовательных инноваций в высшем педагогическом образовании / В. А. Козырев В.А. СПб.: Изд-во РГПУ, 2005. — 307 с.
- Комментарии к докладу Общественной палаты РФ „Общество и образование: готова ли Россия инвестировать в свое будущее // Вопросы образования. 2008. — № 1. — С. 5−31.
- Компьютер // История философии. Энциклопедия. М.: ИнтерПрессервис.- Минск: Книжный дом, 2002. — 1376 с.
- Компьютеризация Обучения // Педагогический словарь. Электронный ресурс. Режим доступа: http://enc-dic.com.
- Конев, В.А. Культура и архитектура педагогического пространства / В. А. Конев // Вопросы философии. 1996. — № 10. — С. 4658.
- Константинов, Г. Н. Университеты, общество знания и парадоксы образования / Г. Н. Константинов, С. Р. Филонович // Вопросы образования. -2005. № 1. — С. 106−126.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Наука и школа. 2003. — № 1.
- Корнетов, Г. Б. От первобытного воспитания к гуманистическому образованию / Г. Б. Корнетов. М.: АСОУ, 2010. — 208 с.
- Кудашов, В.И. Диалогичность сознания как фактор развития современного образования: сущность и специфика взаимосвязи: дис.. д-ра филос. наук / В. И. Кудашов. Красноярск, 1998.-302 с.
- Кузьминов, Я.И. Образование и реформа / Я. И. Кузьминов // Отечественные записки, 2002. № 2. — С. 7−28.293
- Кузьминов, Я.И. Образование и реформа. Что мы можем сделать? / Я. И. Кузьминов // Вопросы образования, 2004. № 1. — С. 5−32.
- Кузьминов, Я.И. Российское образование 2020: модель образования для инновационной экономики / Я. И. Кузьминов, И. М. Реморенко, Б. Л. Рудник, И. Д. Фрумин, Л. И. Якобсон, А. Е. Волков // Вопросы образования. — 2008. — № 1. — С. 32−64.
- Кусжанова, А.Ж. Социальный субъект образования / Credo new. Теоретический журнал. 2002. — № 1. — С. 24−62.
- Леви-Стросс, К. Структурная антропология / Леви-Стросс К. М.: Прогресс, 2006. — 320 с.
- Лем, С. Футурологический конгресс. Мир на Земле / С. Лем.-М.: ACT, 2011.-350 с.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М.: Смысл, Академия, 2004. 346 с.
- Леонтьева, Э.О. Социальная философия / Э. О. Леонтьева. -Хабаровск.: Изд-во Хабар. Гос. техн. ун-т, 2003. 440 с.
- Липовецки, Ж. Эра пустоты. Очерки совершенного индивидуализма. Пер с фр. / Ж. Липовецки. СПб.- Владимир Даль, 2001. -290 с.
- Лоскутникова, В.М. Антропологические аспекты информатизации образования / В. М. Лоскутникова // Открытый междисциплинарный электронный журнал „Гуманитарная информатика“. Вып. 1. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://huminf.tsu.ru.
- Лукина, Н.П. Образ науки информационного общества: опыт философской рефлексии. Открытый междисциплинарный электронный журнал „Гуманитарная информатика“. Вып. 5. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://huminf.tsu.ru.
- Майер, Б.О. Об онтологии качества образования в обществе знания / Б. О. Майер, Н. В. Наливайко // Философия образования. 2008. -№ 3. — С. 4−18.
- Маклюэн, М. Галактика Гуттенберга: Становление человека печатающего / М. Маклюэн. М.: Академический проект, 2005. — 496 с.
- Малашина, Т.И. Образовательное пространство как система коммуникативных отношений: дис.. канд. филос. наук. / Т. И. Малашина. 2006. — 157 с.
- Малеев, В.В. Интернет как социально-педагогическая среда / В. В. Малеев // 3-я Российская конференция по экологической психологии. 15−16 сентября 2003 г- Москва. Секция 10. Психологические аспекты Интернет-среды. М., 2003.
- May, В. Бизнес-образование рубежа веков: вызовы времени и тенденции развития /В. May, А. Сеферян // Электронный ресурс. -Режим доступа: www.skolkovo.ru.
- MB, А без мифов и сказок. Электронный ресурс. — Режим доступа: www.mbatoday.ru.
- Мельникова, Н.И. Социальные измерения информационно-коммуникационной среды глобального образовательного пространства: теоретико-методологический подход: дис.. д-ра социол. наук/ Н. И. Мельникова. Саратов, 2004. — 367 с.
- Миненков, Г. Концепт идентичности: перспективы определения / Г. Миненков. Эл. ресурс. — Режим доступа: URL: http://Belintellectuals.eu.
- Миронов, В. Проблемы образования в современном мире и философия / В. Миронов // Отечественные записки. 2002. — № 2. — С. 3035.
- Моисеев, H.H. Экология и образование / H.H. Моисеев. -М.: Юнисам. 1996. — 190 с.
- Моисеева, М.В. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна / М. В. Моисеева, Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. И. Нежурина. -М.: Камерон, 2004. 216 с.
- Мониторинг экономики образования. Анализ взаимосвязей системы образования и рынка труда в России // Информационный бюллетень. 2005. — № 1.
- Мониторинг экономики образования. Репрезентативный опрос руководителей учреждений профессионального образования. ГУ-ВШЭ, Левада-Центр. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://eaucation-monitoring.hse.ru.
- Мугуев, Г. И. Формирование целостного образовательного пространства в многоуровневом профессиональном учебном пространства в многоуровневом профессиональном заведении: атореф. дис.. д-ра пед. наук / Г. И. Мугуев. Якутск, 2010. — 40 с.296
- Муханова, С. А. Социальные проблемы виртуализации образовательного пространства: региональный аспект: автореф. дис.. канд. социол. наук / С. А. Муханова. Саратов, 2010. — 20 с.
- Наливайко, Н.В. Глобальные и региональные тенденции развития отечественного образования (социально-философский анализ) / Н. В. Наливайко, В. И. Панарин, В. И. Паршиков. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2010.-298 с.
- Наливайко, H.B. Философия образования: формирование концепции / Н. В. Наливайко. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2008. — 72 с.
- Наливайко, Н.В. Философия образования как объект комплексного исследования / Н. В. Наливайко, В. И. Паршиков. -Новосибирск: изд-во СО РАН, 2002. С. 60−70.
- Наливайко, Н.В. О роли образования в обществе XXI в. / Н. В. Наливайко, E.B. Ушакова // Философия образования. 2010. — № 1. -С. 71−80.
- Наторп, П. Философия как основа педагогики / П. Наторп. М.: Издание И. Н. Клочкова, 1910. -107 с.
- Наумов, Н.Д. Психолого-педагогические проблемы компьютерной диагностики мышления / Н. Д. Наумов // Вопросы психологии. 1991. — № 2. — С. 127−132.
- Новикова, JI.H. Идеи воспитания в русской философии. XIX начало XX века / Л. И. Новикова. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. — 271 с.
- Новые медиа // Социология: Энциклопедия. М: Книжный дом, 2003. 1280 с.
- Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее? Доклад Общественной палаты РФ (2007) // Вопросы образования. 2007. — № 4. — С. 5−102.297
- Образование электронной эры. E-learning- гарант инновационного развития. Электронный ресурс. — Режим доступа: www.mesi.ru.
- Овчинский, В. Мафиозный габитус / Завтра, июль 2011. -28 (291).-С. 5.
- Османов, З.О. О содержательном различении гносеологических категорий / З. О. Османов // Фундаментальные исследования. 2008. — № 5. — С. 59−60.
- Павлова, Е.Д. Взаимодетерминация культуры и власти в информационном обществе: социально-философский анализ: автореф. дис.. .д-ра филос. наук / Е. Д. Павлова. М., 2009. — 45 с.
- Панарин, В.И. Глобальные и региональные тенденции развития, отечественного образования (социально-философский анализ): автореф. дис.. д-ра филос. наук / В. И. Панарин. Красноярск, 2009. — 44 с.
- Панарин, В.И. Образовательная политика, как социально-философская проблема: дис.. канд. филос. наук / В. И. Панарин. Новосибирск, 2005. — 167 с.
- Парсонс, Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс. М.: Академический Проект, 2000. — 880 с.
- Паршиков, В.И. Философия образования в России как объект комплексного исследования: дис.. д-ра филос. наук / В. И. Паршиков. Новосибирск, 2002. — 287 с.
- Паршиков, В.И. Образование как реальность и виртуальность / В. И. Паршиков, С. И. Черных // Философия образования. -2010. № 1.-С. 50−55.
- Пигров, К.С. Очерки социальной философии / К. С. Пигров. СПб.: Питер, 2008. — 240 с.
- Пигров, КС. Социальная философия / К. С. Пигров. -Самара, 2006.-360 с.
- Платон. Диалоги / Платон. М.: Мысль, 1986.- 607 с.
- Поддьяков, А.Н. Виртуальная и социальная реальность / А. Н. Поддьяков. М., 2001. — 79 с.
- Полищук, И.Л. В преддверии натиска третьей волны / И. Л. Полищук. М., 1989.
- Попков, В.А. „Российское образование 2020“: „Дорожная карта“ в никуда“ / В. А. Попков, В. Д. Жиров. // Электронный ресурс. -Режим доступа: www.verav.ru.
- Попов, А.А. Образовательное пространство: социология и технология конструирования / A.A. Попов // Электронный ресурс.
- Режим доступа: www.fondgp.ru.
- Попов, Д.С. Виртуальный университет. К определению понятий / Д. С. Попов // Виртуализация межуниверситетских и научных коммуникаций: методы, структура, сообщества. М.: СоПСо, 2010. — С. 1019.
- Пупков, C.B. Формирование нравственно-ценностной позиции студента в культурно-образовательном пространстве вуза: автореф. дис.. д-ра пед. наук / C.B. Пупков. М., 2010. — 43 с.
- Путилло, Л.В. Трансформация образовательного пространства России в условиях информатизации общества: социологический анализ: дис.. канд. Соц. наук. / Л. В. Путилло. М., -170 с.
- Пушкарев Ю.Р. Направления инновационного развития системы образования в современных условиях / Ю. Р. Пушкарев // Философия образования. 2010. — № 1. — С. 55−60.
- Пшенко, К. А. Роль российских и межгосударственных организаций СНГ в формировании общего культурного и, 299образовательного пространства: 1991−1999 гг.: дис.. д-ра ист. наук / К. А. Пшенко. СПб., 2003. — 488 с.
- Ракитов, А.И. Философия компьютерной революции / А. И. Ракитов. М.: Политиздат, 1991. — 287 с.
- Ратиев, В.В. Институализация и особенности функционирования информационных процессов в российском обществе: автореф. дис. .д-ра соц. наук / В. В. Ратиев. Красноярск, 2010. — 53 с.
- Редько, Л.Л. Проектирование интегративного образовательного пространства педагогического вуза / Л. Л. Редько. Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2010. — 282 с.
- Реморенко, И.М. Модель „Российское образование 2020“. Эл. ресурс. — Режим доступа: http://mon.gov.ru/press/smi/4793/
- Розанов, Ф.И. Информационный, обмен как основа образования будущего / Ф. И. Розанов // Философия образования. 2010. -№ 1. — С. 60−64.
- Розов, Н.С. Культура, ценности и развитие образования. Основания реформы гуманитарного образования в высшей школе / Н. С. Розов.-М., 1992.-250 с.
- Российское образование 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. — 39 с.
- Рощина, Я.М. Доступность высшего образования: по способностям или по способностям или по доходам? / Я. М. Рощина // Университетское управление: практика и анализ. 2005. — № 1. — С. 69−79.
- Рубашкин, Д.Д. Информатизация образования и формирование учебной среды школы: новые квалификаций учителя / Д. Д. Рубашкин // Вопросы образования. 2010. — № 4. — С. 85−100.
- Руднев, В. Прочь от реальности / В. Руднев. М.: Аграф, 2000. — 432 с.
- Рыбаков, Н.С. Cogito. Избранные труды по философии / Н. С. Рыбаков. Псков, 2008.
- Сайкина, Г. К. Человеческая идентичность как элемент современной социальной реальности Эл. ресурс. Режим доступа. -URL: http://antropolog.ru.
- Самерханова, Э.К. Организация единого образовательного пространства в высшем учебном заведении: дис.. д-ра пед. наук / Э. К. Самерханова. Нижний Новгород, 2006. — 398 с.
- Сафонов A.B. Педагогическая технология единой образовательной информационной среды в школе: дис.. канд. пед. наук / A.B. Сафонов. 2006. — 165 с.
- Семенов, АЛ. Качество информатизации школьного образования / А Л. Семенов // Вопросы образования. 2005. — № 3. — С. 248−270.
- Сериков, Г. Н. Элементы теории системного управления образованием / Г. Н. Сериков. Челябинск, 1996ю — 412 с.
- Силаева, B.JI. Подмена реальности как социокультурный механизм виртуализации общества: дис.. канд. филос. наук / B. JL Силаева. М., 2004. — 115 с.
- Системное видение образования. Челябинск: УГПУ, 1994.-Ч. 1.-С. 8.
- Слободчиков, В.И. С какими проблемами могут столкнуться практики при построении инновационных систем / В. И. Слободчиков // Муниципальное образование. 2008. — № 6. — С. 12−15.
- Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас: учеб. пособие. Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета, 1995. — 120 с.
- Соловьев, C.B. Культурная динамика информационного общества: от пост- к протокультуре: автореф. дис.. д-ра филос. наук / C.B. Соловьев. СПб., 2009. — 38 с.
- Сорокин, П.А. Социальная и # культурная динамика / П. А. Сорокин. СПб., 2000. — 1056 с.
- Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество. / П. А. Сорокин. -М.: Политиздат, 1992. 43 с.
- Сощенко, И.Г. Образ человека в социокультурном пространстве информационного общества: дис.. канд. филос. наук / И. Г. Сощенко. Старополь, 2007. — 157 с.
- Степанова, А.Н. Виртуальные процессы в современном обществе: социально-философский анализ: дис.. канд. филос. наук /А.Н. Степанова. Новосибирск, 2008. — 166 с.
- Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № Пр-212 // Российская газета. Федеральный выпуск № 459, 2008. — 16 февраля.
- Идентификация / Социология. Энциклопедия. Минск.: Книжный дом, 2005. — С. 344−352. — 1312 с.302
- Тенденции, формирующие систему образования: доклад Центра исследований и инноваций в области образования. ОЭСР, 2008 г. // Вопросы образования. 2009. — № 3. — Гл. 6. — С. 26−34.
- Типы зарубежных MB, А программ // Электронный ресурс.- Режим доступа: www.mbatoday.ru.
- Токвилъ, А. Демократия в Америке / А. Токвиль. М.: Прогресс, 1992. — 554 с.
- Турен, А. Критика модерна / А. Турен. СПб.: Питер, 2010.- 280 с.
- Тюников, Ю.С. Педагогическая мифология / Ю. С. Тюников.- М.: Владос, 2004. 352 с.
- Тюрина, Ю.А. Трансформация образования в советской и постсоветской России: сравнительный анализ: автореф. дис.. д-ра социол. наук / Ю. А. Тюрина. СПб., 2010. — 44 с.
- Усатая, H.H. Культурно-образовательное пространство малого региона: опыт конкретно-социологического исследования на примере г. Ейска Краснодарского края: дис.. канд. социол. наук / H.H. Усатая. Майкоп, 199. — 166 с.
- Устьянцев, В.Б. Жизненное пространство личности в обществе риска / В. Б. Устьянцев // Вестник Российского философского общества. 2002. — № 4. — С. 32−41.
- Федеральная программа развития образования (МАРО) / Россия, 1993. № 2. — С. 3−25.
- Федоров, Ю.М. Сумма антропологии. Антропологическая историософия / Ю. М. Федоров. Новосибирск: СО РАН, 2000. — 712 с.
- Филиппов, А.Ф. Социология пространства / А. Ф. Филиппов. СПб.: Владимир Даль. — 2008. — 273 с.
- Филиппов, Ф.Р. От поколения к поколению / Ф. Р. Филиппов. М.: Мысль, 1989. -237 с.
- Филонович, С.Р. Life-long learning: последствия для высшей школы / С. Р. Филонович // Вопросы образования. 2099. — № 4. -С. 55−81.
- Фролов, И.Н. Виртуальная кафедра как основа информационно- методического пространства образовательной системы региона / И. Н. Фролова // Электронный ресурс. Режим доступа: http://frolovin.ucoz.ru.
- Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. М.: Республика, 1994. — 447 с.
- Фуко, М. История безумия в Классическую эпоху / М. Фуко. СПб.: Университетская книга, 2007. — 340 с.
- Фуре, B.W. Философия независимого модерна Юргена Хабермаса / В. Н. Фуре. Минск.: Экономпресс, 2011. — 270 с.
- Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас. СПб.: Наука, 2000. — 380 с.
- Хабермас, Ю. Философский экскурс о модерне. Пер. с нем. / Ю. Хабермас. М.: Изд-во „Весь мир“, 2003. — 416 с.
- Хайдеггер, М. Работы и размышления разных лет / М. Хайдеггер. М.: Гнозис, 1993. — 464 с.
- Хохлова, В.В. Социокультурное взаимодействие субъектов образовательного пространства в информационном обществе: дис. .д-ра соц. наук / В. В. Хохлова. Нижний Новгород, 2002. — 401 с.
- Чеботарева, Е.А. Образовательное пространство в условиях трансформации российского общества: социально-философский аспект: дис.. канд. филос. наук / Е. А. Чеботарева. Ростов-н/Д., 2003, 134 с.
- Чуринов, Н.М. Российская система образования как фактор стабилизации общественной жизни / Н. М. Чуринов // Философия образования. 2007, № 1. — С. 146−152.
- Шендрик, И.Г. Образовательное пространство субъекта учебно-профессиональной деятельности: методология, теория, практика проектирования: автореф. дис.. д-ра пед. наук / И. Г. Шендрик. -Екатеринбург, 2011. 51 с.
- Шеховцев, А.Ю. Информационное пространство человека в координатах межцивилизационной парадигмы / А. Ю. Шеховцев // Информационная цивилизация: пространство, культура, человек. -Саратов. 2000. — С. 25−32.
- Шитов, С.Б. Высшее техническое образование в процессе становления общества знания: автореф. дис.. д-ра филос. наук / С. Б. Шитов. М., 2010. — 48 с.
- Шматков, М.Н. Методологические аспекты управления информатизацией образовательных систем / М. Н. Шматков // Вопросы образования. 2010. — № 1. — С. 64−70.
- Шпенглер, О. Закат Европы / О. Шпенглер. Новосибирск: Наука, 1993. — 592 с.
- Шульга, М.М. Социализация в образовательном пространстве, высшей школы современной России: дис.. д-ра социол. наук / М. М. Шульга. Ставрополь, 2006. — 347 с.
- Шумакова, A.B. Проектирование интегративного образовательного пространства педагогического вуза (в системе обеспечения качества подготовки учителя): дис.. д-ра пед. наук / A.B. Шумакова. Астрахань, 2010. — 417 с.
- Щевелева, Г. М. Педагогические основы формирования непрерывного образовательного пространства „школа технический вуз“: дис. д-ра пед. наук / Г. М. Щевелева. — Воронеж, 2001. — 241 с.
- Щигалева, Н.В. Структура культурно-образовательного пространства // Международный научный Интернет-журнал „Образование: исследовано в мире“. Эл. ресурс. Режим доступа: www.oim.ru/reader/
- Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России. Экономический рост 2000- 2007. М.: Дело, 2008. — 1328 с.
- Эрнст, К. Когда говорят, что интернет убьет телевидение, это глупость / К. Эрнст // Коммерсантъ. № 192. — 2011. — 13 октября.
- Якушин, A.B. Опыт реализации виртуальной кафедры / A.B. Якушин // Электронный ресурс. Режим доступа: 2008. it-edu.ru.
- Яснерс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. М.: Республика, 1994. — 527 с.
- Ваитап, Z. City of Fears, City of Hopes / Z. Bauman. -London: Goldsmith’s College, 2003.
- Bauman, Z. In Search of Politics / Z. Bauman. Cambridge: Polity, 1999.
- Brubaker, R, and Cooper, F. Beyond Identity /Theiy and Society. 2000. — Vol. 29(1). — C. 28−46.
- Buhl A. Die virtuelle Gesellschaft: Okonomie, Politik und Kultur im Zeichen des Cyberspace / A. Buhl. Opladen, 1997.
- Cisler, S. Planning for Sustainability: How to Keep Your ICT Project Running. Эл. ресурс. Режим доступа: www2.ctcnet.org/ctc/Cisler/sustain.doc
- E-learning II en.wikipedia.orgj.
- Farnham-Diggory, S. Cognitive processes in education / S. Farnham-Diggory. New York: Harper Collin, 1992.
- Fouts, J. Research on Computers and Education: Past, Present and Future. Эл. ресурс. Режим доступа: URL: www.gatesfoundation.orgher/downloads/ed/evaluation/Computer ResearchSummary.pdf.
- Kramarski, Mevarech. Inroduction to the internet for education / Kramarski, Mevarech. Belmont: Waksworth, 1997.
- Kroker, A. Data trash. The theory of the virtual class / A. Kroker, M. Weinstein. Montreal, 1994.
- Lefebvre, H. The Production of Space / H. Lefebvre. Oxford: Basil Blackwell, 1991.
- Lewis, R. The Hybridisation of Conventional Higher Education: UK perspective / R. Lewis // The international review of research in open and distance learning. January. 2002. — № 2. — P. 3−13.
- Mayo, C. Founcaunldian Cauntions on the Subject and the Educative jmplications of Contingent identity. Эл. ресурс. — Режим доступа: URL: http: www.ed.uiuc.edu.
- McLuhatt, M. The medium is the message / M McLuhan. -N. Y., 1967.
- Merisotis, J.P. What’s the Difference? / J.P. Merisotis and A.P. Ronald // Outcomes of Distance vs. Traditional Classroom-Based Learning, in Change. -1999/ May/June, pp. 13−17.
- National University. Online Education. Эл. ресурс. Режим доступа: http://www.nu.edu/OnlineEducation.html
- Park Robert, Ernest W. Burgess. Introduction to the science of sociology / Park Robert, W. Ernest. Chicago: Cnicago Univ. Press, 1969.
- PISA 2009 Results: Executive Summary / Эл. ресурс. -Режим доступа: http://www.pisa.oecd.org.
- Russell, Т. The no significant difference phenomenon / T. Russell. NC: North Carolina State University, 1999».
- The Open University provides high-quality distance learning for all. Эл. ресурс. Режим доступа: www8.open.ac.uk/about/main/
- Toffler, A. Powershift / A. Toffler. New York: Bantarm Press,
- Touraine, A. The waning sociological image of social life / A. Touraine // International journal of comparative sociology. 1984. — Vol.
- University of Southern Queensland. Distance (online) education / Эл. ресурс. Режим доступа: http://www.usg.edu.1990.25. № 1.