Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Динамики ротора турбокомпрессора на подшипниках скольжения с плавающими втулками

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Цель диссертационной работы заключается в разработке математической модели, методики, эффективного алгоритма и программы расчета динамики связанной автоколебательной системы «ротор турбокомпрессора на подшипниках с плавающими втулками» и исследовании амплитуд колебаний ротора и нагруженности подшипников в широком диапазоне частот вращения для обоснования выбора конструктивных и режимных… Читать ещё >

Содержание

  • 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ДИНАМИКИ РОТОРА ТУРБОКОМПРЕССОРА НА ПОДШИПНИКАХ СКОЛЬЖЕНИЯ С ПЛАВАЮЩИМИ ВТУЛКАМИ
    • 1. 1. Экспериментальные исследования динамики роторов турбокомпрессоров на подшипниках скольжения
    • 1. 2. Модели и методы, используемые при расчетах динамики роторов на подшипниках скольжения
      • 1. 2. 1. Упруго-массовые модели ротора
      • 1. 2. 2. Об учете свойств смазочного слоя при расчете динамики ротора
    • 1. 3. Результаты аналитических и численных исследований динамики роторов турбокомпрессоров на подшипниках скольжения с плавающими втулками
    • 1. 4. Формулировка целей и задач исследования
  • 2. СИСТЕМА УРАВНЕНИЙ ДВИЖЕНИЯ РОТОРА НА ПОДШИПНИКАХ С ПЛАВАЮЩИМИ ВТУЛКАМИ
    • 2. 1. Предварительные замечания
    • 2. 2. Дискретная модель ротора
    • 2. 3. Уравнения движения модели ротора
      • 2. 3. 1. Уравнения движения дисков
      • 2. 3. 2. Уравнения движения цапф и втулок
    • 2. 4. Уравнение Рейнольдса для давлений в смазочных слоях
    • 2. 5. Порядок расчета реакций смазочного слоя
      • 2. 5. 1. Определение моментов трения
    • 2. 6. Выводы по второй главе
  • 3. МЕТОДИКА РАСЧЕТА ДИНАМИКИ РОТОРА НА ПОДШИПНИКАХ С ПЛАВАЮЩИМИ ВТУЛКАМИ
    • 3. 1. Применение метода конечных элементов к решению уравнения Рейнольдса
    • 3. 2. Разностная аппроксимация уравнения Рейнольдса
      • 3. 2. 1. Адаптивный многосеточный алгоритм
      • 3. 2. 2. Граничные условия для давлений при учете схем подачи смазки
      • 3. 2. 3. Алгоритм теплового расчета
      • 3. 2. 4. Расчет гидромеханических характеристик подшипников
    • 3. 3. Приближенный численный метод расчета реакций смазочного слоя
    • 3. 4. Сопоставление результатов расчета реакций смазочного слоя
    • 3. 5. Двухэтапный алгоритм расчета динамики ротора
    • 3. 6. Выводы по третьей главе
  • 4. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РОТОРА НА ПОДШИПНИКАХ С ПЛАВАЮЩИМИ ВТУЛКАМИ
    • 4. 1. Динамика уравновешенного ротора
    • 4. 2. Оценка гидромеханических характеристик подшипников

Динамики ротора турбокомпрессора на подшипниках скольжения с плавающими втулками (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

За последние десятилетия в высокооборотных роторах турбокомпрессоров наддува дизельных двигателей широкое применение получили подшипники скольжения с плавающей втулкой.

Введение

в конструкцию подшипника плавающей втулки и второго смазочного слоя принципиально изменило структуру системы «ротор — подшипники», сделав ее автоколебательной системой с устойчивым предельным циклом, размеры которого удовлетворяют условиям работоспособности подшипников в широком диапазоне рабочих частот вращения ротора. Появление в системе устойчивого предельного цикла открыло возможности управления его размером путем выбора конструктивных и режимных параметров ротора гидродинамических опор с плавающими втулками на ранних этапах их проектирования. В большинстве работ расчет амплитуд устойчивых предельных циклов и, соответственно, нагруженности подшипников выполняют с использованием модели «автономной опоры», содержащей две массы (цапфу и втулку) и два смазочных слоя, исключая при этом вал, связывающий два подшипника. Однако такой подход не позволяет определять форму установившегося движения ротора, обусловленную взаимосвязью ротора и обоих подшипников в единую систему. Модель ротора на двух подшипниках с плавающими втулками использована в меньшем числе других работ, однако в них вопросы исследования формы установившегося движения ротора в широком диапазоне частот вращения остались не затронутыми.

Поэтому исследование формы установившегося движения единой системы «ротор — подшипники с плавающей втулкой» и ее влияния на нагруженность подшипников представляется актуальным.

Работа выполнена при финансовой поддержке аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006;2008 годы)» (код проекта РНП 2.1.2.2285) и Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (2009;2013 годы) (регистрационный номер: 1 200 961 649).

Цель диссертационной работы заключается в разработке математической модели, методики, эффективного алгоритма и программы расчета динамики связанной автоколебательной системы «ротор турбокомпрессора на подшипниках с плавающими втулками» и исследовании амплитуд колебаний ротора и нагруженности подшипников в широком диапазоне частот вращения для обоснования выбора конструктивных и режимных параметров системы.

Научная новизна:

1. Разработана математическая модель ротора на подшипниках скольжения, учитывающая его упруго-массовые свойства и конструктивные особенности опор с плавающими втулками.

2. Разработан новый, двухэтапный алгоритм расчета динамики ротора, обеспечивающий быстрый приближенный расчет установившегося режима движения ротора на первом этапе решения и его уточнение — на втором.

3. Впервые получена в широком диапазоне частот вращения расчетная амплитудно-частотная характеристика связанной системы «роторподшипники с плавающей втулкой», позволившая обнаружить скачкообразное увеличение амплитуд колебаний ротора и исчерпание несущей способности подшипников за второй резонансной частотой, обусловленные изменением конической формы прецессии ротора на цилиндрическую.

4. Расчетно-экспериментальным путем установлена близость низших собственных частот корпуса турбокомпрессора к зоне виброактивности его ротора, и необходимость ее учета при проведении экспериментов и последующей обработке данных, характеризующих режимы работы ротора и подшипников.

Достоверность полученных результатов обеспечена строгостью использованных математических методов, исследованиями их точности, сопоставлением полученных автором результатов с известными результатами аналитических, численных и экспериментальных исследований.

Реализация. Разработанный пакет прикладных программ «Гибкий ротор» зарегистрирован в реестре программ для ЭВМ (№ 2 006 611 094) и использован при проектировании подшипников скольжения с плавающими втулками на ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» (г. Челябинск) (акт внедрения прилагается).

Практическая значимость.

1. Создано программное обеспечение, которое позволяет на ранних стадиях проектирования системы «ротор — подшипники с плавающей втулкой» расчетным путем оценивать амплитуды колебаний ротора и нагруженность подшипников (в частности, на резонансных частотах) с учетом упруго-массовых свойств ротора, конструктивных особенностей опор скольжения и изменения температур смазочных слоев.

2. Выполнена расчетная оценка влияния конструктивных и режимных параметров ротора турбокомпрессора ТКР-8,5С, опирающегося на подшипники с плавающей втулкой, на резонансные частоты, амплитуды колебаний ротора и нагруженность подшипников.

Апробация работы. Результаты работы докладывались и обсуждались на международных научно-технических конференциях «Актуальные проблемы теории и практики современного двигателестроения» (Челябинск, 2006), «Гидродинамическая теория смазки — 120 лет» (Орел, 2006), «Актуальные проблемы трибологии» (Самара, 2007), «Снежинск и наука — 2009. Современные проблемы атомной науки и техники», «The 8th International Conference of Rotordynamic» (Korea, Seoul, 2010), на ежегодных научно-технических конференциях Южно-Уральского государственного университета (2003;2009).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 8 работ, включая две статьи в журналах, принадлежащих перечню ВАК России, и одно свидетельство об официальной регистрации программ для ЭВМ.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, 5 глав, заключения и 7 приложений, изложена на 172 страницах машинописного текста, включая 81 иллюстрацию, 8 таблиц и библиографический список, содержащий 123 наименования.

Основные выводы диссертационной работы состоят в следующем:

1. Построение дискретной модели гибкого ротора, динамически подобной континуальному прототипу, выполнено с использованием научно обоснованного метода, обеспечившего высокую степень точности при минимально возможном числе сосредоточенных масс.

2. Предложен усовершенствованный приближенный численный метод определения реакций смазочного слоя, позволивший уменьшить в 400 раз время их расчета при погрешности, не превышающей 8% по сравнению с методом конечных элементов и адаптивным многосеточным алгоритмом.

3. Разработан двухэтапный алгоритм, заключающийся в быстром приближенном определении амплитуд предельных циклов на первом этапе (с использованием приближенного численного метода расчета реакций смазочных слоев) и их последующем уточнении (с использованием адаптивного многосеточного алгоритма, учетом конструктивных особенностей опор скольжения и изменения температур смазочных слоев) — на втором. Его использование позволило на порядок ускорить расчет установившегося режима движения по сравнению с алгоритмом, содержащим только второй этап.

4. Установлено, что ротор турбокомпрессора представляет собой сложную механическую систему, включающую в себя две связанные через него автоколебательные подсистемы — подшипники с плавающей втулкой. Показано, что у ротора рассматриваемого типа в практически достижимой области частот вращения существуют две формы прямой регулярной несинхронной прецессии: коническая — с противофазным, и цилиндрическая — с синфазным движением цапф. Переход от конической формы к цилиндрической происходит скачкообразно на второй резонансной частоте вращения ротора сорез2 и сопровождается недопустимым повышением нагрузок на подшипники во всей зарезонансной области. Показано, что резонансная частота вращения ротора турбокомпрессора ТКР-8,5С составляет су2=8200 рад/с и близка к его рабочей частоте а> б=7000 рад/с.

5. Установлено, что обеспечить работоспособность подшипников с плавающими втулками в условиях форсирования рабочих частот вращения роторов турбокомпрессоров возможно лишь за счет повышения второй резонансной частоты системы «ротор — подшипники», что требует максимального увеличения жесткости ротора и подшипников.

6. Выполнено расчетное исследование, показавшее попадание резонансных частот корпуса турбокомпрессора в зону виброактивности его ротора. Сопоставлением результатов расчета и эксперимента установлено резонансное усиление замеренных виброускорений, обусловленное влиянием корпуса, что должно учитываться при обработке экспериментальных данных.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате диссертационной работы создан пакет программ, который позволяет рассчитывать форму установившегося движения системы «ротор-подшипники скольжения с плавающей втулкой» с учетом конструктивных особенностей опор скольжения и изменения температур в смазочных слоях. Применение этого пакета позволяет оценивать амплитуды установившегося движения высокооборотных роторов малоразмерных турбомашин и гидромеханические характеристики их опор скольжения на ранних стадиях разработки новых и модернизации существующих подшипниковых узлов. На примере ротора турбокомпрессора ТКР-8,5С в широком диапазоне частот вращения выполнено расчетное исследование влияния конструктивных и режимных параметров системы «ротор—подшипники скольжения с плавающей втулкой» на форму установившегося движения ротора и нагруженность подшипников. Выполнено рас-четно-экспериментальное исследование динамики ротора с учетом упруго-массовых свойств корпуса турбокомпрессора ТКР-8,5С.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Н. А. Устойчивость движения и равновесия / Н. А. Алфутов, К. С. Колесников. -М.: Издательство МГТУ им. Баумана, 2003. 252 с.
  2. , А. А. Теория колебаний / А. А. Андронов, А. А. Витт, С. Э. Хайкин. -М.: Физматгиз, 1959. 915 с.
  3. , О. Б. Численное решение обыкновенных дифференциальных уравнений на Фортране / О. Б. Арушанян, С. Ф. Залеткин. М.: Изд-во МГУ, 1990.-336 с.
  4. , Б. П. Турбокомпрессоры для наддува дизелей. Справочное пособие / Б. П. Байков, В. Г. Бордуков, П. В. Иванов, Р. С. Дейч. Л.: «Машиностроение», 1975. -200 с.
  5. , В. Л. Теория механических колебаний : учебник для вузов / В. Л. Бидерман. Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2009.-414 с.
  6. , И. И. Синхронизация в природе и технике / И. И. Блехман. -М.: Наука, 1981.-351 с.
  7. , И. И. Синхронизация динамических систем / И. И. Блехман. — М. .-Наука, 1971.-894 с.
  8. , О. И. Расчет опор скольжения / О. И. Богданов, С. К. Дьяченко. -Киев: «Техника», 1966. — 242 с.
  9. , И. П. Экспериментальные исследования виброустойчивости ротора турбокомпрессора ТКР-11 / В. П. Богодяж, Ю. В. Кривной, В. М. Цапкин // Техническая эксплуатация, надежность и совершенствование автомобилей. Челябинск, 1988. — С. 42−48.
  10. , А. К. Разработка метода гидродинамического и теплового расчета опор с плавающими невращающимися втулками : дис.. канд. техн. наук: 05.02.02: защищена 19.05.1993 / А. К. Бояршинова. Челябинск, 1993.-185 с.
  11. Брандт Расчеты многосеточным адаптивным методом в гидродинамике / Брандт // Ракетная техника и космонавтика. 1980. — № 10. — С. 18−25.
  12. Букер Динамически нагруженные радиальные подшипники скольжения: новый метод решения / Букер // Тр. америк. о-ва инженеров-механиков. Теоретические основы инженерных расчетов. 1965. — № 3. — С. 1−12.
  13. Букер Динамически нагруженные радиальные подшипники: максимальное давление в смазочной пленке / Букер // Труды американского общества инженеров механиков. Проблемы трения и смазки. — 1969. — № 3. — С. 180−190.
  14. Букер Динамически нагруженные радиальные подшипники скольжения. Численное приложение метода подвижности / Букер // Тр. америк о-ва инженеров механиков. Проблемы трения и смазки. — 1971. — № 1. — С. 161—169.
  15. , А. Г. Устойчивость движения валов в подшипниках жидкостного трения / А. Г. Бургвиц, Г. А. Завьялов. М.: Машиностроение, 1964. — 148 с.
  16. , В. М. Численные методы (математический анализ и обыкновенные дифференциальные уравнения): Учеб. пособие для вузов / В. М. Вержбицкий. 2-е изд., испр. — М.: ООО «Издательский дом «Оникс 21 век», 2005.-400 с.
  17. , М. К. Разработка метода расчета параметров, характеризующих на-груженность подшипников многоопорных коленчатых валов поршневых машин : дис. канд. техн. наук: 05.02.02 / М. К. Ветров. Челябинск, 1984. -201 с.
  18. Вибрации в технике: Справочник в 6 т. / под ред. Ф. М. Диментберга и К. С. Колесникова. -М.: Машиностроение, 1980. — Т. 3. 544 с.
  19. , М. Я. Справочник по высшей математике / М. Я. Выгодский. -M.: АСТ: Астрель, 2006. 991 с.
  20. , К. В. Применение алгоритма сохранения массы при расчете гидромеханических характеристик и оптимизации параметров сложнонагру-женных подшипников скольжения : дис.. канд. техн. наук: 05.02.02 / К. В. Гаврилов. — Челябинск, 2006. 150 с.
  21. , Ф. Р. Лекции по аналитической механике / Ф. Р. Гантмахер. -М.: Физматлит, 2005. 264 с.
  22. Генка Аналитические аппроксимации параметров решения задачи о динамически нагруженном радиальном подшипнике скольжения / Генка // Тр. америк. о-ва инженеров-механиков. Проблемы трения и смазки. 1984. — № 4.-С. 1−9.
  23. Генка Динамически нагруженные радиальные подшипники скольжения. Расчет методом конечных элементов / Генка // Тр. америк. о-ва инженеров механиков. Проблемы трения и смазки. 1984. — № 4. — С. 10−21.
  24. , М. Д. Виброакустическая диагностика машин и механизмов / М. Д. Генкин, А. Г. Соколова. М.: Машиностроение, 1987. — 282 с.
  25. , И. Решение вариационных неравенств в механике / И. Главачек, Я. Гаслингер, И. Нечас, Я. Ловишек. М.: Мир, 1986. — 270 с.
  26. , Р. Численное исследование вариационных неравенств / Р. Гловински, Ж.-Л. Лионе, Р. Тремольер. -М.: Мир, 1979. 574 с.
  27. , И. А. Влияние отклонения формы опорных поверхностей гидроста-тодинамических подшипников на динамические характеристики роторных систем: дис. канд. техн. наук: 01.02.06 / И. А. Данчин. — Орел, 2007. 161 с.
  28. , Е. А. Динамика двухопорного асимметричного ротора на подшипниках с плавающими втулками / Е. А. Задорожная, Н. А. Хозенюк,
  29. A. С. Фишер, П. А. Тараненко // Актуальные проблемы трибологии: сб. тр. между нар. науч.-техн. конф. Самара, 2007. — Т. 3. — С. 160−161.
  30. , Е. А. Результаты расчета динамики ротора турбокомпрессора ТКР-8,5С / Е. А. Задорожная, Н. А. Хозенюк, П. А. Тараненко // Вестник ЮУрГУ. Серия «Машиностроение». 2006. — Вып. 8, № 11 (66). — С. 69−77.
  31. , Д. Ю. Вибрационное диагностирование турбокомпрессоров ТКР-8,5С / Д. Ю. Иванов // Актуальные проблемы теории и практики соврем. двигателестроения: тр. междунар. науч.-техн. конф. Челябинск, 2006.-С. 267−273.
  32. , В. П. Численные методы решения задач электрофизики /
  33. B. П. Ильин. -М.: Наука, 1985. 334 с.
  34. , А. С. Динамика роторов в упругих опорах / А. С. Келъзон, Ю. П. Циманский, В. И. Яковлев. М.: Наука, 1982. 280 с.
  35. Керк Переходные процессы в системах ротор-подшипники / Керк, Гантер // Тр. америк. о-ва инженеров-механиков. Конструирование и технология машиностроения. 1974. — № 2. — С. 306−319.
  36. Кирк Применение теории короткого подшипника при исследовании динамики роторов. Часть I. Теория / Кирк, Гантер // Тр. америк. о-ва инженеров-механиков. Проблемы трения и смазки. 1976. — № 1. — С. 46−57.
  37. Кирк Применение теории короткого подшипника при исследовании динамики роторов. Часть II. Результаты расчета вынужденных колебаний подшипников / Кирк, Гантер // Там же. С. 142−153.
  38. , И. К. Некоторые способы построения дискретных динамических моделей континуальных систем / И. К. Клименко, О. К. Слива // Динамика и прочность машин. 1969. — № 10. — С. 75−79.
  39. , А. А. Методика численного моделирования «ротор-подшипники скольжения» турбокомпрессора / А. А. Коженков, Р. С. Дейч // Двигателе-строение. 1996. -№ 3−4. — С. 39—41.
  40. , М. В. Динамика роторов на упругодемпферных опорах жидкостного трения : автореф. дис.. канд. техн. наук: 01.02.06 / М. В. Комаров. -Орел: Типография ОрелГТУ, 2005. 24 с.
  41. , М. В. Теоретические основы работы подшипников скольжения / М. В. Коровчинский. М.: Машгиз, 1959. — 403 с.
  42. , А. Г. Динамика и прочность турбомашин : Учебник для вузов / А. Г. Костюк. М.: Издательство МЭИ, 2000. — 480 с.
  43. , В. И. Вычислительные методы. Том I / В. И. Крылов, В. В. Бобков, П. И. Монастырский. М.: «Наука», 1976.-304 с.
  44. , В. И. Приближенное вычисление интегралов / В. И. Крылов. М.: Наука, 1967.-500 с.
  45. , Л. М. Разработка алгоритмического и программного обеспечения линейного анализа изгибных колебаний роторов турбомашин с учетом перекосов шеек в подшипниках скольжения : дис.. канд. техн. наук: 05.02.02 / Л. М. Курин. Казань 1998. — 216 с.
  46. , С. Н. Теория смазки подшипника ограниченной длины при центробежной нагрузке / С. Н. Куцаев // Труды второй Всесоюзной Конференции по трению и износу в машинах АН СССР. 1947. — С. 17−24.
  47. , П. С. Автоколебания в системах с конечным числом степеней свободы / П. С. Ланда. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. — 360 С.
  48. Ли Динамика ротора на подшипниках с плавающей втулкой / Ли // Тр. америк. о-ва инженеров-механиков. Проблемы трения и смазки. — 1982. № 4. -С. 34−42.
  49. Ли Статические и динамические характеристики радиальных подшипников с плавающей втулкой / Ли, Роде // Тр. америк. о-ва инженеров-механиков. Проблемы трения и смазки. 1981. — № 3. — С. 64−73.
  50. , В. Г. Динамика роторов на упругодемпферных опорах и разработка средств повышения вибробезопасности машин : автореф. дис.. д-ра техн. наук: 01.02.06 / В. Г. Луканенко. Самара: Изд-во СГАУ, 2002. — 31 с.
  51. Лунд Расчет и экспериментальное исследование влияния неуравновешенности на движение гибкого ротора / Лунд, Оркат // Тр. америк. о-ва инженеров-механиков. Конструирование и технология машиностроения. 1967. — № 4.-С. 211−224.
  52. , Д. Р. Введение в теорию устойчивости движения / Д. Р. Меркин. -Спб.: Лань, 2003. 304 с.
  53. , Г. В. Динамика ротора в упруго-вязких опорах : автореф. дис.. канд. техн. наук: 01.02.06 / Г. В. Михальченко. — Саратов, 2002. 18 с.
  54. , Ю. Б. Исследование теплового состояния узла подшипника турбокомпрессора / Ю. Б. Моргулис, Г. М. Поветкин / Тракторы и сельхозмашины. 1972. — № 6. — С. 12−14.
  55. , Н. А. Математическое моделирование нестационарных процессов в гидродинамических подшипниках скольжения : дис,. канд. физ-мат наук: 05.13.18 / Н. А. Нагайцева. Красноярск, 2006. — 145 с.
  56. , А. Л. Расчетный анализ нелинейных колебаний роторов турбо-машин в подшипниках скольжения : автореф. дис.. канд. техн. наук: 05.04.12 / А. Л. Некрасов. М.: Типография МЭИ, 1998. — 20 с.
  57. Нельсон Исследование системы ротор-подшипники методом конечных элементов / Нельсон, Мак-Во // Тр. америк. о-ва инженеров-механиков. Конструирование и технология машиностроения. 1976. — № 2. — С. 223−231.
  58. Оркат Статические и динамические характеристики радиального подшипника с плавающей втулкой / Оркат, Нг // Тр. америк. о-ва инженеров-механиков. Проблемы трения и смазки. 1968. — № 4. — С. 255−267.
  59. , П. И Основы конструирования / П. И. Орлов. М.: «Машиностроение», 1988. — Кн. 2. — 544 с.
  60. , А. И. Несущая способность и динамические коэффициенты многослойных подшипников жидкостного трения : автореф. дис.. канд. техн. наук: 01.02.06 / А. И. Панченко. Орел: Типография ОрелГТУ, 2008. — 28 с.
  61. , И. А. Динамика прецессионного движения неуравновешенного ротора / И. А. Пасынкова: автореф. дис.. д-ра техн. наук: 01.02.01 / И. А. Пасынкова. Санкт-Петербург, 2007. — 32 с.
  62. , С. В. Опоры с газовой смазкой в турбомашинах ограниченной мощности / С. В. Пинегин, Г. А. Поспелов, Ю. В. Пешти. М.: «Наука», 1977.-149 с.
  63. , Э. Л. Нелинейные колебания роторов на подшипниках скольжения / Э. Л. Позняк // Динамика гибких роторов. М.: «Наука», 1972. — С. 3−26
  64. , В. Н. Прикладная теория и методы расчета гидродинамических сложнонагруженных опор скольжения : дис.. д-ра. техн. наук: 01.02.06 / В. Н. Прокопьев. Челябинск, 1985. — 455 с.
  65. , А. О. Динамика переходных режимов работы роторов на радиальных подшипниках скольжения : дис.. канд. техн. наук: 01.02.06 / А. О. Пугачев. Орел, 2004. — 175 с.
  66. , О. И. Улучшение рабочих характеристик радиальных подшипников скольжения : автореф. дис.. канд. техн. наук: 05.02.02 / О. И. Рабецкая. Красноярск: ИПК Сибирского фед. ун-та, 2008. — 21 с.
  67. , М. И. Введение в теорию колебаний и волн / М. И. Рабинович, Д. И. Трубецков. Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2000. — 560 с.
  68. , Ю. В. Прикладная теория и методы расчета гидродинамических сложнонагруженных опор скольжения : дис.. д-ра техн. наук: 01.02.06 / Ю. В. Рождественский. Челябинск, 1999. — 347 с.
  69. Рул Модель турбороторной системы с распределенными параметрами в конечных элементах / Рул, Букер // Тр. америк. о-ва инженеров-механиков. Конструирование и технология машиностроения. — 1972. № 1. — С. 135—142.
  70. , Г. М. Опыт доводки и производства турбокомпрессоров автомобильных дизелей / Г. М. Савельев, Б. Ф. Лямцев, Э. В. Аболтин. М. — 1986. -94 с.
  71. , А. А. Введение в численные методы : Учеб. Пособие для вузов /
  72. A. А. Самарский. -М.: Наука, 1982. 271 с.
  73. , Л. Применение метода конечных элементов / Л. Сегерлинд. -М.: Мир, 1979.-392 с.
  74. , С. И. Демпфирование механических колебаний / С. И. Сергеев. — М.: Гос. изд-во физ.-мат. лит-ры, 1959. 408 с.
  75. , С. И. Динамика криогенных турбомашин с подшипниками скольжения / С. И. Сергеев. М.: Машиностроение, 1973. — 392 с.
  76. , А. Э. Турбонаддув высокооборотных дизелей / А. Э. Симеон,
  77. B. Н. Каминский, Ю. Б. Моргулис. -М.: Машиностроение, 1976.-288 с.
  78. , О. К. Анализ вибраций корпуса турбокомпрессора ТКР-8,5С при его стендовых испытаниях / О. К. Слива, Д. Ю. Иванов, П. А. Тараненко // Вестник ЮУрГУ. Серия «Машиностроение». 2008. — Выпуск 12, № 23 (123).-С. 70−76.
  79. , О. К. Метод сосредоточенных параметров и его применение в исследование колебаний рабочих лопаток турбомашин : дис.. канд. техн. наук / О. К. Слива. Харьков, 1967. — 218 с.
  80. Танака Характеристики устойчивости подшипников с плавающей втулкой / Танака, Хори // Тр. америк. о-ва инженеров-механиков. Проблемы трения и смазки. 1972. — № 3. — С. 55−67.
  81. , М. Ю. Математическое моделирование упругогидродинамического контакта в подшипниках скольжения при нелинейных колебаниях роторов : дис. канд. техн. наук: 01.02.04 /М. Ю. Темис. -М. 2006. 208 с.
  82. , А. Автоколебания механических систем / А. Тондл. -М.: Издательство «Мир», 1979. 430 с.
  83. , JI. И. Основы численных методов : Учеб. пособие / JT. И. Турчак, П. В. Плотников. М.: Физматлит, 2003. — 304 с.
  84. Уорнер Статические и динамические свойства частичных подшипников скольжения / Уорнер // Тр. америк. о-ва инженеров-механиков. Техническая механика. 1963. — № 2. — С. 142−153.
  85. , Р. П. Релаксационный метод решения разностных эллиптических уравнений / Р. П. Федоренко // Журнал высшей математики и математической физики. 1961. — Том 1. — № 5. — С. 922−927.
  86. , Д. И. Моделирование и программа расчета подшипников жидкостного трения : автореф. дис.. канд. техн. наук: 05.13.18 / Д. И. Федоров. — Брянск, 2009. 19 с.
  87. , А. С. Моделирование многослойных подшипников скольжения при разработке турбокомпрессоров с пониженным уровнем вибраций : автореф. дис.. канд. техн. наук: 05.02.02 / А. С. Фишер. Челябинск: Издательский Центр ЮУрГУ, 2010. — 19 с.
  88. , Н. С. Автомобильные двигатели с турбонаддувом / Н. С. Ханин, Э. В. Аболтин, Б. Ф. Лямцев. М.: «Машиностроение», 1991. — 336 с.
  89. , Н. С. Проблемы и перспективы наддува двигателей / Н. С. Ханин // Автомобильная промышленность. 1982. — № 9. — С. 6−10.
  90. , Д. В. Теория и расчет колебаний в двигателях летательных аппаратов / Д. В. Хронин. -М.: «Машиностроение», 1970. 412 с.
  91. Шен Исследование динамики гибкого ротора. Часть I. Теория / Шен // Труды американского общества инженеров-механиков. Конструирование и технология машиностроения. 1972. — № 2. — С. 33−43.
  92. , А. Р. Практическая вибродиагностика и мониторинг состояния механического оборудования / А. Р. Ширман, А. Б. Соловьев.-М.: 1996.-276 с.
  93. , Б. М. Справочник по физике для инженеров и студентов вузов / Б. М. Яворский, А. А. Детлаф, А. К. Лебедев. — М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2006. — 1056 с.
  94. Boyaci, A. Analytical bifurcation analysis of a rotor supported by floating ring bearings / A. Boyaci, H. Hetzler, W. Seemann, C. Proppe, J. Wauer // Nonlinear Dynamics. September, 2009. — Vol. 57, № 4. — P. 497−507.
  95. Chen, W. J. Introduction to Dynamics of Rotor-bearing Systems / W. J. Chen, E. J. Gunter. Trafford Publishing, 2007. — 482 p.
  96. Childs, D. Turbomachineiy rotordynamics: phenomena, modeling, and analysis / Dara Childs, Dara W. Childs. John Wiley & Sons, Inc., 1993. — 476 p.
  97. Gash, R. Rotordynamik / R. Gasch, R. Nordmann, H. Pfutzner. Germany: Springer, 2007. — 705 p.
  98. Gunter, E. J. Dynamic analysis of a turbocharger in floating bushing bearings / E. J. Gunter, W. J. Chen // The International Symposium on Stability Control of Rotating Machinery, 19−23 September 2005, Cleveland, Ohio.
  99. Hill H. C. Slipper Bearings and Vibration Control in Small Gas Turbines / Trans. ASME, Vol. 80, 1958, PP. 1756−1764.
  100. Holt, C. Test Response and Nonlinear Analysis of a Turbocharger Supported on Floating Ring Bearings / C. Holt, L. San Andres // Journal of Vibration and Acoustics April, 2005. — Volume 127, Issue 2. — P. 107−115.
  101. Iwaki Fuminori Relation between Rotational Speed of Floating Bush Bearings and Rotor Vibration of a Turbocharger with Floating Bush Bearings / Iwaki Fuminori // Marine Engineering. Japan, 2006. -Vol. 41. — P. 130−137.
  102. Muszynska, A. Rotordynamics / A. Muszynska. CRC Press, 2005. — 1075 p.
  103. Nonlinear Transient Analysis of Multi-Mass Flexible Rotors, Vol. I Theory: Prepared Under NASA Grant: Department of Mechanical and Aerospace Engineering University of Virginia / E. J Gunter, R. G. Kirk. — Charlottesville, Virginia, 1972. — 236 p.
  104. Rao, J. S. Rotor dynamics / J. S. Rao. India, 2004. — 435 p.
  105. Schweizer, B. Dynamics and stability of turbocharger rotors / B. Schweizer // Archive of Applied Mechanics. April, 2009. — Vol. 79, № 4. — p. 287−299.
  106. Schweizer, B. Nonlinear oscillations of automotive turbocharger turbines / B. Schweizer, M. Sievert // Journal of Sound and Vibration. 10 April, 2009. -Vol. 321, Issues 3−5, P. 955−975.
  107. Ying, Guangchi Turbocharger rotor dynamics with foundation excitation/ Guangchi Ying, Guang Meng, Jianping Jing // Archive of Applied Mechanics. -2009. Volume 79, Number 4. — P. 287−299.
Заполнить форму текущей работой