Психологические особенности профессионального развития педагогов с разными квалификационными характеристиками в системе дошкольных образовательных учреждений
![Диссертация: Психологические особенности профессионального развития педагогов с разными квалификационными характеристиками в системе дошкольных образовательных учреждений](https://westud.ru/work/3609074/cover.png)
Диссертация
Для подтверждения значимости предложенных условий при решении задач научного исследования нами было проведено пилотажное исследование, направленное на выявление уровня профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений. Исследование показало, что в деятельности педагогов преобладают достаточный и критический уровень профессиональной компетентности, который, с одной… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
- 1. 1. Профессиональная компетентность как предмет научного исследования
- 1. 2. Структура профессиональной компетентности педагогов ДОУ с разными квалификационными характеристиками
- 1. 3. Критерии и показатели профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения
- Выводы по Главе 1
- ГЛАВА II. УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 2. 1. Особенности развития профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования
- 2. 2. Психологические условия развития профессиональной компетентности педагога ДОУ
- 2. 3. Педагогические условия развития профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения
- Выводы по Главе II
- ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
- 3. 1. Организация и методы исследования проблемы развития профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения
- 3. 2. Программа развития профессиональной компетентности педагога ДОУ
- 3. 3. Анализ результатов развития профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения
- Выводы по Главе III
Список литературы
- Абульханова, К.А. Психология и сознание личности Текст.: (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности). Избр. психол. тр./ К. А. Абульханова. — М.: Моск. психолого-социал. ин-т- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. — 218 с.
- Аверин, С.П. Социально-педагогический мониторинг как условие совершенствования деятельности ИПК РО по повышению квалификации работников образования в регионе Текст.: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / С. П. Аверин. Красноярск, 2000. — 25 с.
- Адольф, В.А. Профессиональная компетентность современного учителя Текст.: Монография / В. А. Адольф. Красноярск: КрасГУ, 1998. — 309 с.
- Азаров, Ю.П. Проблемы и условия демократизации целостного педагогического процесса Текст. / Ю. П. Азаров, A.A. Чернышов / Совершенствование учебно-воспитательного процесса в вузе культуры: межвуз. сб. науч. тр.-М.: Б. и., 1989.-С. 3−14.
- Акмеологический словарь Текст. / Под общ. ред. A.A. Деркача. М.: РАГС, 2005.- 161 с.
- Ананьев, Б.Г. Психологическая структура человека как субъекта Текст. / Б. Г. Ананьев / Человек и общество: сб. Л.: Изд. ЛГУ, 1967. — Вып. 2. — С.235−249.
- Ангеловски, К. Учителя и инновации Текст.: кн. для учителя / К. Анге-ловски- пер. с макед. В. П. Диденко. М.: Просвещение, 1991. — 156 с.
- Анохин, П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем Текст. / П. К. Анохин / Принципы системной организации функций. М.: Наука. — 1973. — С. 17−62.
- Анцыферова, Л.И. К психологии личности как развивающейся системы Текст. / Л. И. Анцыферова / Психология формирования и развития личности: сб. ст.-М.: Наука, 1981.-С. 3−19.
- Асаева, И.Н. Основные проблемы и направления развития профессиональной компетентности воспитателей дошкольных учреждений Текст. / И. Н. Асаева // Современные проблемы науки и образования. 2008. — № 4 — С. 3641.
- Асаева, И.Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разного вида в процессе повышения квалификации работе Текст.: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.07 / И. Н. Асаева. Екатеринбург, 2009. — 19 с.
- Асмолов, А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека Текст. / А. Г. Асмолов. 4-е изд., испр. — М.: Изд-во «Смысл" — Academia, 2010. — 447 с.
- Астахова, C.B. Педагогика Текст.: курс лекций / C.B. Астахова. М.: Изд-во „Академия“, 2004. — 210 с.
- Афанасьев, В.Г. Общество- системность, познание, управление Текст. / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1981. — 432 с.
- Бабаева, Т.И. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду Текст. / Т. И. Бабаева, В. И. Логинова, H.A. Ноткина. М.: Изд-во „Детство-Пресс“, 2011. — 243 с.
- Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований Текст.: Дидактический аспект / Ю. К. Бабанский. М.: Изд-во „Педагогика“, 1982. — 192 с.
- Барабаш, Е.Ю. Развитие профессионализма воспитателя дошкольного образовательного учреждения Текст.: Дис.. канд. психол. наук: 19.00.13 / Е. Ю. Барабаш. Ставрополь, 2003. — 207 с.
- Безрукова, B.C. Педагогика Текст.: учеб. пособие / B.C. Безрукова. -Ростов-н/Д.: Изд-во „Феникс“, 2013.-381 с.
- Беличева, С.А. Превентивная психология в подготовке социальных педагогов и психосоциальных работников Текст.: учеб. пособие / С. А. Беличева.-М. [и др.]- Питер, 2012.-331 с.
- Бермус, А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании Электронный ресурс. / А. Г. Бермус // Эйдос: интернет-журнал. М., 1998−2013. — URL: http://www.eidos.ru/iournal/2005/0910−12.htm (02.03.2011).
- Берулава М.Н. Интеграция содержания образования Текст. / М.Н. Бе-рулава. -М.: Изд-во „Совершенство“, 1998. 170 с.
- Берулава, М.Н. Теория и практика гуманизации образования Текст.: Монография / М. Н. Берулава. М.: Изд-во Гелиос АРВ, 2000. — 336 с.
- Бестужев-Лада, И. В. Народное образование: философия против утопии Текст. / И.В. Бестужев-Лада // Вопр. философии. 1995. — № 11. — С. 17
- Бизяева, A.A. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия Текст.: учеб. пособие / A.A. Бизяева. Псков: Изд-во ПГПИ им. С. М. Кирова, 2004.-213 с.
- Битянова, Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии Текст.: аналит. обзор [Микроформа] / Н. Р. Битянова. М.: Изд-во РГБ, 2009.
- Бодалев A.A. Психология общения Текст.: энциклопед. словарь / Под общ. ред. A.A. Бодалева. М.: Изд-во Когито-Центр, 2011. — 598 с.
- Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе Текст. / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. 2003. — № 10. -С. 8−14.
- Бондаревская, Е.В. Диагностика личностно-педагогической саморегуляции учителя Текст. / Е. В. Бондаревская, Г. А Качан. Ростов н/Д.: Изд-во „Феникс“, 1996. — 53 с.
- Бондаревская, E.B. Личностно ориентированное образование: опыт разработки парадигмы Текст. / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д.: Изд-во „Феникс“, 1997.-28 с.
- Бочарова, В.Г. Социальный педагог: должность, профессия, призвание Текст.: пос. / В. Г. Бочарова. М.: Изд-во ин-та соц.-пед. проблем сельской школы, 2007. — 222 с.
- Борытко, Н.М. Пространство воспитания: образ бытия Текст.: Монография / Н. М. Борытко. Волгоград: Изд-во „Перемена“, 2000. — 223 с.
- Браже, Т.Г. Развитие общей культуры учителя в системе непрерывного педагогического образования Текст. / Т. Г. Браже // Взаимосвязь общей и профессиональной культуры учителя. СПб.: ИОВ РАО, 1992. — 85с.
- Брушлинский, A.B. Проблемы психологии субъекта Текст. / A.B. Брушлинский. М.: Изд-во „Наука“, 1994. — 12 с.
- Буре, P.C. Общение воспитателя с ребенком как средство гуманизации педагогического процесса Текст. / P.C. Буре, P.P. Лисина / Гуманизация пед. процесса дошкольного учреждения: межвуз. сб. науч. тр. Магнитогорск: Изд-во МГПИ, 1995.-С. 9−13.
- Бичева, И.Б. Развитие профессиональной компетентности педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений Текст.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / И. Б. Бичева Н. Новгород, 2003. — 196 с.
- Варданян, Ю. В. Становление и развитие профессиональной компетентности педагога и психолога Текст.: Монография / Ю. В. Варданян / Под научн. ред. В. А. Сластенина. 2-е изд. — М., 2002. — 180 с.
- Васильева А.И. Старший воспитатель детского сада Текст. / А. И. Васильева, Л. А. Бахтурина, И. И. Кобитина. 2-е изд., доп., перераб. — Минск: Нар. Асвета, 1986. -160 с.
- Введенский, В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога Текст. / В. Н. Введенский // Педагогика. 2003. — № 10. — С. 51−55.
- Венгер, JI.A. Психология Текст. / JI. A Венгер, B.C. Мухина. М.: Изд-во „Просвещение“, 1988. — 335 с.
- Вербицкий, A.A. Гуманизация и компетентность: контексты и интеграция Текст. / A.A. Вербицкий, О. Г. Ларионова. М.: МГПОУ, 2006. — 164 с.
- Вершловский, С.Г. Учитель о себе и о профессии Текст. / С.Г. Вер-шловский. Д.: Изд-во „Знание“, 1988. — 31 с.
- Волкова, E.H. Субъектность педагога: теория и практика Текст.: Дис.. д-рапсихол. наук: 19.00.07 / E.H. Волкова-М., 1998.-308 с.
- Волкова, Г. В. Повышение уровня профессиональной компетенции Текст. / Г. В. Волкова. Ростов н/Д., 2006. — 73 с.
- Воронцова, В.Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога Текст.: Монография / В. Г. Воронцова. Псков: Изд-во ПОИПКРО, 1997. — 421 с.
- Ворошилова, В.П. Становление педагогического мастерства учителя в системе повышения квалификации Текст.: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01,13.00.08/В.П. Ворошилова. Курган, 1996.- 18 с.
- Вульфов, Б.З. Педагогика рефлексии: взгляд на проф. подгот. учителя Текст. / Б. З. Вульфов. М.: Изд-во „Магистр“, 1995. — 111 с.
- Выготский, JI.C. Вопросы детской психологии Текст. / J1.C. Выготский. СПб.: Изд-во „Союз“, 1997. — 220 с.
- Газман, О.С. Базовая культура и самоопределение личности Текст. / О. С. Газман / Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы: сб. науч. тр. М.: Изд. АПН СССР, 1989. — С.4−15.
- Гагин, Ю.А. Акмеологические очерки педагогического совершенства Текст. / Ю. А. Гагин. СПб.: Ред. журн. „Вестник БПА“, 1999. — 76 с.
- Гагин, Ю.А. Акмеологическое проектирование развития индивидуальности на основе концепции потенциальной осуществимости человека Текст.: учеб. пособие / Ю. А. Гагин. СПб.: СПбГАСУ, 1994. — 75 с.
- Годник, С.М. Становление профессиональной компетентности учителя Текст.: учеб. пособие / С. М. Годник, Г. А. Козберг. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2004. — 345 с.
- Гершунский, Б.С. Философия образования Текст.: учеб. пособие / Б. С. Гершунский. -М.: Моск. психол.-социал. ин-т- Флинта, 1998. -428 с.
- Глуханюк, Н.С. Психологические основы развития педагога как субъекта профессионализации Текст.: Дис.. д-ра психол. наук: 19.00.13 / Н. С. Глуханюк Екатеринбург, 2001. — 313 с.
- Глуханюк, Н.С. Психологические проблемы профессионально-педагогического образования: анализ исследований Текст. / Н. С. Глуханюк, Д. Е. Белова, A.A. Печеркина // Изв. Уральского отд. РАО. Образование и наука. -2002. Вып. № 3 (15). — С. 127−139.
- Горбунова, JI.H. Исследовательски-ориентированное повышение квалификации педагогических кадров в контексте развития современного российского образования Текст.: Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / JI.H. Горбунова -М., 2010.-412 с.
- Гребенщикова, Е.А. История советской дошкольной педагогики Текст.: Хрестоматия / Сост. Е. А. Гребенщикова [и др.] / Под ред. М.Ф. Шабае-вой. М.: Изд-во „Просвещение“, 1980. — 447 с.
- Григорьев, С.И. Основы современной социологии Текст.: учеб. пособие / С. И. Григорьев, Ю. Е. Растов. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2001. — 249 с.
- Гришина, И.С. К проблеме разработки концепции профессиональной компетентности педагога Текст. / И. С. Гришина // Дошюльна освгга. 2005. -№ 2 (8).
- Губанова, JI.B. Психологическая компетентность вузовского преподавателя иностранного языка Текст.: Дис. канд. пед. наук: 13.00.08. / JI.B. Губанова. Тверь, 1999. — 189 с.
- Даль, В.И. Толковый словарь живого великого русского языка Текст.: в 4-х тт. / В. И. Даль. М.: Дрофа- Рус. яз. Медиа, 2011.
- Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения Текст. / В. В. Давыдов. М.: Изд-во „Академия“, 2004. — 282 с.
- Деркач, A.A. Педагогическая акмеология Текст.: учебное пособие / A.A. Деркач, О. С. Анисимов, Н. В. Соловьева. М.: Изд-во РАГС, 2007. — 159 с.
- Добудько, Т.В. Формирование профессиональной компетентности учителя информатики в условиях информатизации образования Текст.: Авто-реф. дис. .д-ра пед. наук: 13.00.02 / Т. В. Добудько М., 1999.-44 с.
- Доронина, О.С. Компетенции как инструмент менеджмента, ориентированный на практическую деятельность в организации Текст. / О. С. Доронина // Консультант. 2010. — № 23. — С. 59−63.
- Дружилов, С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития Текст. / С. А. Дружилов. Новокузнецк: Изд-во ин-та повышения квалификации, 2002. — 242с.
- Дубовицкая, Т.Д. Диагностика уровня профессиональной направленности студентов Текст. / Т. Д. Дубовицкая // Психологическая наука и образование. 2004. — № 2. — С. 82−86.
- Егорова, Т.Е. Психологическая культура руководителя Текст. / Т. Е. Егорова. Н. Новгород: Изд-во ВВАГС, 2003. — 164 с.
- Елканов, С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя Текст. / С. Б. Елканов. М.: Изд-во „Просвещение“, 1989. — 189 с.
- Емельянов, Ю.И. Активное социально-психологическое обучение Текст. / Ю. И. Емельянов. Л.: Изд-во „Наука“, 1985. — С. 24−28.
- Ермолаева, М.Г. Разработка образовательных программ в системе повышения квалификации педагогов Текст. / М. Г. Ермолаева // Педагогика. -2005. № 7. — С.56−58.
- Ефремова, Н.Ф. Компетенции в образовании : формирование и оценивание Текст.: метод, пособие / Н. Ф. Ефремова. М.: Изд-во „Национальное образование“, 2012. — 415 с.
- Жуков, В.И. 2000 год в истории российской высшей школы Текст. / В. И. Жуков. М.: Изд-во „Союз“, 2000. — 120 с.
- Жуков, В.И. Концепция инновационного развития образовательного процесса Московского государственного социального университета Текст. / В. И. Жуков, H.H. Пилипенко, Ю. Н. Малека. М.: Изд-во МГСУ „Союз“, 2001. -24 с.
- Забродин, Ю.М. Психологическое консультирование / Ю. М. Забродин, В. Э. Пахальян. М.: Изд-во „ЭКСМО“, 2009. — 384 с.
- Занина, JT.B. Основы педагогического мастерства Текст. / JT.B. За-нина, Н. П. Меньшикова. Ростов н/Д: Изд-во „Феникс“, 2003. — 287 с.
- Захарова, Г. И. Развитие профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения средством психолого-педагогического тренинга Текст.: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.08 / Г. И. Захарова. Челябинск, 1999. — 24 с.
- Захарова, JI. H Профессиональная компетентность учителя и психолого-педагогическое проектирование Текст.: учеб. пособие / JI.H. Захарова, В. В. Соколова, В. М. Соколов. Н. Новгород: Изд-во Нижегород. гуманит. центр, 1995. — 136 с.
- Зверева, В.И. Диагностика личностных качеств учителя Текст. / В. И. Зверева // Завуч. 1998. — № З.-С. 20.
- Зеер, Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования Текст. / Э. Зеер, Э. Сыманюк // Высшее образование в России. 2005. -№ 4.
- Зеер, Э.Ф. Личностно-развивающие технологии начального профессионального образования Текст.: учеб. пособие / Э. Ф. Зеер. М.: Изд-во „Академия“, 2010.-174 с.
- Зеленина, Л.М. Философия образования и определение целей образования Текст. / Л. М. Зеленина // Вопр. философии. 1995. — № 11.
- Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании Текст. / И. А. Зимняя. М.: Исслед. центр, пробл. качества подгот. специалистов, 2004. — 38 с.
- Зимняя, И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования Текст. / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С.34−42.
- Зинченко, В.П. Психологический словарь Текст. / Под ред. В.П. Зин-ченко, Б. Г Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во „Педагогика-Пресс“, 1999.-440 с.
- Иванов, Д.И. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании Текст. / Д. И. Иванов. -М.: Изд-во „Чистые пруды“, 2007. -32 с.
- Информационные технологии в системе непрерывного педагогического образования: проблемы методологии и теории Текст.: Монография / Под ред. В. А. Извозчикова. СПб.: Изд-во „Образование“, 1996. — 222 с.
- Исаев, И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы Текст. /И.Ф. Исаев. — М.: Изд-во „Педагогика“, 1993.- 129 с.
- Карпова, М.Н. Содержание и структура профессиональных компетенций педагога изобразительного искусств Текст. / М. Н Карпова // Знание. Понимание. Умение. 2011. — № 1. — С. 238−242.
- Кашапов, М.М. Психология педагогического мышления Текст. / М. М. Кашапов. СПб.: Изд-во „Алетейя“, 2000. — 459 с.
- Кларин, М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: анализ зарубежного опыта Текст. / М. В. Кларин. М.: Изд-во „Наука“, 1997. — 222 с.
- Клименко, Т.К. Инновационное образование как фактор становления будущего учителя Текст.: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. К. Клименко. Хабаровск, 1998. — 39 с.
- Клочко, В.Е. Самореализация личности: системный взгляд Текст. / В. Е. Клочко, Э. В. Галажинский. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1999. — 154 с.
- Клюева, Н.В. Социально-психологическое обеспечение деятельности педагога (ценностно-рефлексивный подход) Текст.: Автореф. дис.. д-ра пси-хол. наук: 19.00.05 /Н.В. Клюева. Ярославль, 2000. — 55 с.
- Колесникова, И.А. Основы андрагогики Текст.: учеб. пособие / Под ред. И. А. Колесниковой. М.: Изд-во „Академия“, 2003. — 240 с.
- Кон, И.С. В поисках себя. Личность и её самосознание Текст. / И. С. Кон. -М.: Политиздат, 1984. 336 с.
- Корепанова, M.B. Основы педагогического мастерства Текст.: учеб. пособие / М. В. Корепанова, О. В. Гончарова, И. А. Лавринец. М.: Изд-во „Академия“, 2010. — 239 с.
- Косарев, В.В. Профессиональные болезни Текст. / В. В. Косарев, С. А. Бабанов. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.-421 с.
- Котова, И.Б. Философские основания современной педагогики Текст. / И. Б. Котова, E.H. Шиянов. Ростов н/Д.: Изд-во „Феникс“, 1994. -327с.
- Коточитова, Е.В. Психологические особенности творческого педагогического мышления Текст.: Автореф. дис.канд. психол. наук: 19.00.07 /
- Е.В. Коточитова Ярославль, 2001. — 24 с.
- Краснянская, Т.М. Психология личной безопасности субъекта Текст.: Монография / Т. М. Краснянская. Ессентуки: РОССЫ, 2002. — 156 с.
- Кротова, Т.В. Развитие профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения в сфере общения с родителями воспитанников Текст.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.07 / Т. В. Кротова. М., 2005.-254 с.
- Крулехт, М.В. Педагогическая диагностика в образовательном процессе Текст. / М В. Крулехт / Готовимся к аттестации!: метод, пособие для педагогов ДОУ. СПб., 1999. — С.51−70.
- Кудрявцев, В.Т. Личностный рост ребенка в дошкольном образовании Текст. / В. Т. Кудрявцев, Г. К. Уразалиева, И. Л. Кириллов. М.: Изд-во „МАКС Пресс“, 2005. 390 с.
- Кузьмина, Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования Текст. / Н. В. Кузьмина. М.: ИЦПКС, 2001. -144 с.
- Кузьмина, H.B. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища Текст. / Н. В. Кузьмина. М.: Высш. шк, 1990. — 89 с.
- Кузьмина, Н.В. Способности, одаренность, талант учителя Текст. / Н. В. Кузьмина. JL: Изд-во „Знание“, 1985. — 32 с.
- Кулюткин, Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя Текст. / Ю. Н. Кулюткин // Вопросы психологии. 1986. -№ 2-С. 21−30.
- Кухарев, Н.В. Стимулирование педагогического творчества Текст. / Н. В. Кухарев, B.C. Решетько. Минск: Адукацыя i выхаванне, 1997. — 248 с.
- Ландшеер, В. Концепция минимальной компетентности Текст. / В. Ландшеер // Перспективы: вопросы образования. 1988. — № 1. — С.32.
- Лебедев, A.C. Формирование субъектной позиции в творческой деятельности у студентов педколледжа Текст.: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / A.C. Лебедев. М., 2001. — 20 с.
- Лебедев, O.E. Компетентностный подход в образовании Текст. / O.E. Лебедев // Школьные технологии. 2004. — № 5. — С. 3−12.
- Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст.: учеб. пособие / А. Н. Леонтьев. М.: Смысл- Academia, 2004. — 345 с.
- Лисина, М. Проблемы онтогенеза общения Текст. / М. И. Лисина. -М.: Изд-во „Педагогика“, 1986.-143 с.
- Лист оценки профессиональной деятельности воспитателя Электронный ресурс. // Аттестация Б. м., б. г. — URL: http://attestatia.ru/index.php?option=comcontent&view=article&id=108&Itemid=13 4(21.06.2012).
- Лобанова, H.H. Профессиональная компетентность педагога Текст. / H.H. Лобанова, В. В. Косарев, А. П. Крючатов. Самара- СПб.: ОАО „СамВен“, 1997.- 107 с.
- Ломов, Б.Ф. Человек в системах управления Текст. / Б. Ф. Ломов. -М.: Изд-во „Знание“, 1967. 48 с.
- Лукьянова, М.И. Развитие компетентности учителя в личностно ориентированной педагогической деятельности Текст.: учебное пособие / М. И. Лукьянова. Ульяновск: УИПКПРО, 2008. — 264 с.
- Май ер, A.A. Рефлексивный мониторинг формирования профессиональной компетентности педагога дошкольного образования Текст.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / A.A. Майер Барнаул, 2002. — 220 с.
- Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития Текст.: уч. по-соб. / В. Г. Маралов М.: Изд-во „Академия“, 2002. — 256 с.
- Маркова, А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя Текст. / А. К. Маркова // Педагогика. 1995. — № 6 — С. 55−63.
- Маркова, A.K. Психологические проблемы повышения квалификации Текст. / А. К. Маркова // Педагогика. 1994. — № 4. — С.65−67.
- Маркова, А.К. Психология профессионализма Текст. / А. К. Маркова. М.: Изд-во „Знание“, 1996. — 308 с.
- Маслоу, А.Г. Мотивация и личность Текст. / А. Г. Маслоу. 3-е изд. -М. [и др.]- Питер, 201.-351 с.
- Митина, JI.M. Профессиональная деятельность и здоровье педагога Текст.: учеб. пособие / Под общ. ред. JI. М. Митиной. М.: Изд-во „Академия“, 2005. — 362 с.
- Митина, JI.M. Психология профессионального развития учителя Текст.: Дис.. д-ра психол. наук: 19.00.07 / JI.M. Митина М., 1995. — 408 с.
- Михайлова, М.А. Мастер классы как перспективное направление модернизации обучения Текст. / М. А. Михайлова // Специалист. — 2010. -№ 3. -С. 22−23.
- Михайлова, H.H. Педагогика поддержки Текст.: учеб.-метод, пособие / H.H. Михайлова, С. М. Юсфин. М.: Изд-во „Мирос“, 2001. — 70 с.
- Мищенко, А.И. Введение в педагогическую профессию Текст.: учеб. пособие / А. И. Мищенко. Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1991. — 145 с.
- Молчанов, С.Г. Теория и практика аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Текст./ С. Г. Молчанов. -Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 1998. 255 с.
- Мудрик, A.B. Социализация и „смутное время“ Текст. / A.B. Муд-рик. М.: Изд-во „Знание“, 1991. — 78 с.
- Мухина, B.C. Возрастная психология Текст. / B.C. Мухина. 14-е изд., стер. — М.: Изд-во „Академия“, 2012.-655 с.
- Мухина, B.C. Таинство детства Текст.: в 2-х тт. / B.C. Мухина. -Екатеринбург: Изд-во У-Фактория, 2005. Т. 1. — 501 е., Т. 2. — 443 с.
- Мясищев, В.Н. Личность и неврозы Текст. / В. Н. Мясищев. JL: Изд-во Лен. ун-та, 1960. — 428 с.
- Недбаева, C.B. Становление и развитие личностно ориентированной психологической практики в российском образовании Текст.: Автореф. дис.. д-ра психол. наук: 19.00.07 / Недбаева C.B. Ставрополь, 2001. — 42 с.
- Невзорова, Н.П. Развитие профессиональной саморегуляции будущих специалистов дошкольных образовательных учреждений Текст.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Н. П. Невзорова Барнаул, 1998. — 249 с.
- Никандров, Н.Д. Образование в процессе социализации личности Текст. / Н. Д. Никандров // Вестник УРАО. 2008. — № 5. — С. 24−25.
- Новиков, A.M. Методология образования Текст. / A.M. Новиков. -Изд. 2-е. М.: Изд-во „Эгвес“, 2006. — 488 с.
- Новикова, Л.И. Школа и среда Текст. / Л. И. Новикова. М.: Изд-во „Знание“, 1985.-79 с.
- Новицкая, В.А. Методическое сопровождение воспитателя в условиях современного дошкольного образовательного учреждения Текст.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.07 / В. А. Новицкая. СПб., 2007. — 281 с.
- Нуруллин, P.A. Философия профессионального образования Текст.: Монография / P.A. Нуруллин. Казань: Изд-во „Данис“, 2012. — 179 с.
- Обозов, H.H. Феномены закономерности межличностного взаимодействия Текст. / H.H. Обозов // Вопросы психологии, межличностного познания и общения. Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 1986. — С. 131−140.
- Овчарова, P.B. Психологическая экспертиза профессиональной компетентности учителя Текст. / Р. В. Овчарова // Образование и наука. 2001. -№ 1.-С. 83−87.
- Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога Текст. / Р. В. Овчарова. М.: Изд-во „Просвещение“, 2002. — 256 с.
- Ожегов, С. И Толковый словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М.: Изд-во „Оникс“, 2010. — 1357 с.
- Основы профессионального самосовершенствования педагога дошкольного учреждения Текст.: пос. для педагогов и педагогов-психологов дошкольных учреждений / Под ред. Е. А. Панько. М.: Изд-во Университетское, 2002.-207 с.
- Ошанин, Д.А. Концепция оперативности отражения в инженерной и общей психологии Текст. / Д. А. Ошанин // Инженерная психология. Теория, методология, практическое применение. М.: Изд-во „Наука“, 1977. — С. 134 149.
- Педагогика Текст.: учеб. пособие / В. А. Сластенин и др. 3-е изд. -М.: Изд-во „Школа-Пресс“, 2000. — 512 с.
- Педагогика поддержки Текст. / Н. Касицина и др. СПб.: AHO Агентство образоват. сотрудничества, 2005. — 158 с.
- Переломова, H.A. Актуализация личностно-профессионального роста учителя в поствузовском образовании при ИППК Текст.: Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / H.A. Переломова. Иркутск, 1999. -361 с.
- Петровский, В.А. Феномен субъектности в психологии личности Текст.: Дис.. .д-ра психол. наук: 19.00.11 / В. А. Петровский М., 1993.-76 с.
- Пинчук, Н.И. Формирование профессионально-педагогических умений учащихся дошкольных педучилищ в процессе педагогической практики Текст.: Дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.И. Пинчук-М., 1992.- 132 с.
- Поваренков, Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека Текст. / Ю. П. Поваренков. М.: Изд-во УРАО, 2002. -159 с.
- Повякель, Н.И. Профессиональное развитие субъекта деятельности Текст. / Н. И. Повякель // Физическое воспитание студентов. 2009. — №. 2. -С. 37−47.
- Поздняк, JI.B. Подготовка организатора дошкольного воспитания в системе высшего педагогического образования Текст.: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Поздняк, J1.B. М., 1984. — 23 с.
- Попова, Е.В. Психолого-педагогическая компетентность учителя как условие повышения педагогической культуры Текст.: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. В. Попова Ростов н/Д., 1996. — 17 с.
- Поташник, М.М. Управление качеством образования Текст.: Монография / М. М. Поташник [и др.] / Под ред. M. М. Поташника. Изд. 2-е, переNраб. и доп. М.: Педагогическое о-во России, 2006. — 443 с.
- Прахова, К.Е. Педпрактика в процессе формирования у студентов профессионально-педагогических умений старшего воспитателя дошкольного учреждения Текст.: Дис.. канд. пед. наук / Прахова К. Е. М., 1985. — 156 с.
- Приказ от 24.03. 2010 № 209."0 порядке аттестации педагогических работников, 2010−2011 г. г.» Текст. //Консультант-Плюс.
- Прозорова, Е.В. Педагогические условия развития коммуникативной компетентности будущего учителя в процессе высшего профессионального образования Текст.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. В. Прозорова Хабаровск, 1998.-215 с.
- Прозументова, Т.Н. Переход к Открытому образовательному пространству: стратегия субъективации Текст. / Т. Н. Прозументова / Переход к Открытому образовательному пространству: стратегии инновационного управления. Томск, 2003. — С. 81−118.
- Профессиональная компетентность и мобильность педагогических кадров: социально-педагогические и психологические аспекты Текст.: материалы конф. / Сост. С. Г. Вершловский, Г. С. Сухобская. СПб.: ИОВ РАО, 1994.- 133 с.
- Профессиональная компетентность педагога в русле современных тенденций развития образования Текст.: сб. науч. ст. / Под. ред. Л. М. Коваленко, В. В. Малыхиной. Калининград: Изд-во Балтийского федерального унта им. Иммануила Канта, 2012. — 217 с.
- Психология детства Текст. / Под ред. A.A. Реана. СПб.: Изд-во Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. — 350 с.
- Психология учителя Текст.: тез. докл. к VII съезду О-ва психологов СССР / Редкол. А. Б. Орлов, Л. М. Митина. М.: Б. и., 1988. — 183 с.
- Пугачев, В.П. Руководство персоналом организации Текст. / В. П. Пугачев. М.: Изд-во «Аспект Пресс», 2005. — 279 с.
- Пятаева, С.А. Методическая поддержка профессионального саморазвития воспитателя дошкольного образовательного учреждения Текст.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / С. А. Пятаева. Волгоград, 2005. — 148 с.
- Пятибратова, С.И. Совершенствование профессионализма учителя в процессе постдипломного образования (акмеологический подход) Текст.: Ав-тореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / С. И. Пятибратова. СПб, 2002. — 23 с.
- Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация Текст. / Дж. Равен. М.: Когито-Центр, 2002. — 394 с.
- Разина, H.A. Актуализация развивающего потенциала локальной профессиональной среды образовательного учреждения как условие профессионально-личностного развития педагога Текст. / H.A. Разина // Вестн. научной школы педагогов «АКМЕ». 2009. — Вып. 3.
- Рогов, Е.И. Учитель как объект психологического исследования: пос. для школьных психологов Текст. / Е. И. Рогов М.: Изд-во «Владос», 1998. -136 с.
- Роджерс, K.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека ч Текст. / K.P. Роджерс. М.: Изд-во Прогресс- Универс, 1994. — 480 с.
- Розов, Н.С. Философия гуманитарного образования: Ценностные основания и концепция базового гуманитарного образования в высшей школе Текст. / Н. С. Розов. М.: Изд-во «Педагогика», 1993. — 75 с.
- Ромашина, С.Я. Культура дидактического коммуникативного воздействия педагога Текст.: учеб. пособие / С. Я. Ромашина. М.: Изд-во УРАО, 2005.- 172с.
- Рубинштейн, C.JT. Человек и мир Текст. / C. J1. Рубинштейн / Проблемы общей психологии. М.: Изд-во «Наука», 1973. — С. 255−382.
- Руденко, Н.Г. Формирование эмоциональной устойчивости будущего учителя в процессе профессиональной подготовки Текст. / Н. Г. Руденко, A.A. Черникова // Педагогическое образование и наука. 2008. — № 1. — С. 47−50.
- Рыбалкина, Н.В. Открытое пространство образования: способы пред-^ ставления и построения Текст. / Н. В. Рыбалкина // Переход к Открытому обра-1 зовательному пространству: стратегии инновационного управления. — Томск, 2003.-С. 24−31.
- Самородова, А.П. Развитие профессионально-педагогической культуры воспитателя дошкольного учреждения Текст. / А. П. Самородова // Школьное образование. 2008. — № 3. -С. 75−80.
- Сахарчук, Е.И. Принципы управления качеством подготовки специалистов в педагогическом вузе: гуманитарный контекст Текст. / Е. И. Сахарчук // Вестн. Оренбург, гос. ун-та. 2004. — № 1. — С. 65−69.
- Селезнева, Н.Т. Субъектно-развивающая парадигма: критерии и уровни субъектности Текст. / Н. Т. Селезнева, JI.H. Дроздова, Е. А. Куркотова //ч Психологические науки. 2010. — № 10. — С. 153−156.
- Семушина, Л.Г. Исследование профессиональных функций воспитателя Текст.: Автореф. дис.. канд. пед. наук/ Л.Г. Семушина-М., 1979. 21с.
- Семаго, Н.Я. Руководство по психологической диагностике. Дошко-^ льный и младший школьный возраст Текст.: Монография / Н. Я. Семаго, М.М.
- Семаго. М.: Изд-во АПКиПРО РФ, 2000. — 263 с.
- Сергеев, Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов (вопросы теории) Текст.: Монография / Н. К. Сергеев. СПб.- Волгоград: Изд-во «Перемена», 1997.- 166 с.
- Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем Текст. / В. В. Сериков. М.: Изд-во «Логос», 1999.-272 с.
- Симонов, В.П. Педагогический менеджмент: ноу-хау в управлениич педагогическими системами Текст.: учеб. пособие / В. П. Симонов. М.: Пед. общество России, 1999. 429 с.
- Сластенин, В.А. Педагогика Текст.: учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, E.H. Шиянов / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Изд-во «Академия», 2002. — 576 с.
- Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека Текст. / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Изд-во «Наука», 1995.-264 с.
- Спирин, Л.Ф. Теория и технология педагогических задач Текст. / Л. Ф. Спирин. М.: Изд-во «Педагогика», 1997. — 234 с.
- Сурова, O.A. Курс «Компьютерные игровые комплексы» в системе подготовки кадров информатизации дошкольного образования Текст. / O.A. Сурова // Информатика и образование. 2009. — № 6. — С. 108.
- Сухобская, Г. С. Мышление учителя: личностные механизмы и понятийный аппарат Текст. / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Изд-во «Педагогика», 1990. — 102 с.
- Суходольский, Г. В. Основы психологической теории деятельности Текст. / Г. В. Суходольский. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. — 166 с.
- Сушко, И.А. Становление профессионализма учителя в системе муниципального образования Текст.: Дисс. канд. пед. наук: 13.00.01 / И. А. Сушко.-М., 2003.-265 с.
- Сыманюк, Э.Э. Психологические основания профессиональных дест-рукций педагога Текст.: Дис.. д-ра психол. наук: 19.00.07 / Э. Э. Сыманюк. -Екатеринбург, 2005. 452 с.
- Теоретические основы процесса обучения в советской школе Текст. / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Изд-во «Педагогика», 1989. -302 с.
- Теория и методология социальной работы Текст.: учеб. пособие / Под ред. С. И. Григорьева. М.: Изд-во «Наука», 1994. — 184 с.
- Технология социальной работы Текст.: учеб. пособие / Под ред. И. Г. Зайнышева. М.: Изд-во «ВЛАДОС" — Моск. гос. соц. ун-т, 2002. — 236 с.
- Тонконогая, Е.П. Образование взрослых: поиск новой стратегии Текст. / Е. П. Тонконогая // Новые знания. 1997. — № 4. — С. 13−15.
- Тончий, Л.В. Правовое обеспечение организации и функционирования системы социального обслуживания семьи и детей Текст. / Л. В. Тончий. -М.: Институт социальной работы, 1997. 73 с.
- Урванцев, Л.П. Формирование психологической компетентности врача в процессе обучения в медицинском вузе Текст. / Л. П. Урванцев, Н.В. Яковлева// Психол. журнал. 1995. — № 4. Т .16. — С. 98−108.
- Федоренко, М.В. Профессионально значимые качества педагога в контексте субъектного подхода Текст. / М. В. Федоренко // Гумашзащя нав-чально-виховного процессу: наук.-метод. зб! рник. (спецвып). Слов’янськ, 2007 — С.68−74.
- Фельдштейн, Д.И. Психология развития личности в онтогенезе Текст. / Д. И. Фельдштейн. М.: Изд-во «Педагогика», 1989. — 137 с.
- Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп Текст. / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. — 156 с.
- Фишман, Б.Е. Педагогическая поддержка саморазвития педагогов в профессиональной деятельности- концептуальные основы региональной системы Текст. / Б. Е. Фишман // Педагогическое образование и наука. 2004. -№ 3. — С. 20−28.
- Ходакова, Н.П. Совершенствование профессиональной подготовки педагога дошкольного образования в вузе Текст. / Н. П. Ходакова // Научные исследования в образовании. 2010. — № 1. — С.48−52.
- Харитонова, H.B. Формирование профессиональной компетентности будущих педагогов в процессе изучения иностранного языка Текст.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Н. В. Харитонова. Магнитогорск, 2002. — 191 с.
- Холостова, Е.И. Профессионализм в социальной работе / Е.И. Холо-стова. М.: ИД «Дашков и К», 2007. — 145 с.
- Хомерики, О.Г. Развитие школы как инновационный процесс / О. Г. Хомерики, М. М. Поташник, A.B. Лоренсо. М.: Изд-во «Педагогика», 1994. -77 с.
- Храпова, М.П. Организационно-педагогические условия развития профессиональной компетентности заместителя директора школы по воспитательной работе Текст.: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / М. П. Храпова. Астрахань, 2009. — 28 с.
- Хуторской, A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования Текст. / A.B. Хуторской // Народное образование. 2003. — № 2. — С. 58−64.
- Цвелюх, И.П. Поддержка профессиональных инициатив педагога в процессе повышения квалификации Текст.: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / И. П. Цвелюх. М., 2006. — 28 с.
- Центры образования взрослых Текст. / Под ред. Л. Н. Лесохиной, Т. В. Шадриной. М.: Изд-во «Педагогика», 1991. — 192 с.
- Цодикова, Д.С. Ключевые компетенции менеджера XX века Текст.: практ. курс / Д. С. Цодикова [Электронный ресурс]. URL: http:/www.buk.irk.ru/chairs /management/programs /zodikova.htm (17.05. 2012).
- Чошанов, М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения Текст.: метод, пособие / М. А. Чошанов. М.: Нар. образование, 1996. — 157 с.
- Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека Текст.: учеб. пособием / В. Д. Шадриков. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во «Логос», 1996. — 320 с.
- Шалаев, И.К. Программно-целевой подход в управлении педагогическим коллективом Текст. / И. К. Шалаев. М.: Изд-во МГПИ, 1987. — 53 с.
- Шамова, Т.П. Активизация учения школьников Текст. / Т.П. Ша-мова. М.: Изд-во «Педагогика», 1982. — 56 с.
- Шахматова, О.Н. Психология становления педагога профессиональной школы Текст.: коллект. моногр. / О. Н. Шахматова и др. / Под ред. Э. Ф. Зеера. Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 1996. — 147 с.
- Шиян, О.М. Аутопедагогическая компетентность учителя Текст. / О. М. Шиян // Педагогика. 1999. — № 1. — С. 63−68.
- Шиянов, E.H. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя Текст. / E.H. Шиянов. Ставрополь, 1991. — 74 с.
- Шмелева, Н.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала Текст. / Н. Б. Шмелева. М.: Дашков и К°, 2004. -92 с.
- Щекатунова, А.Д. Образовательная модель «школа-школа искусств» как личностно-развивающая система Текст.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / А. Д. Щекатунова. Волгоград, 1995. — 177 с.
- Шурова, Н.В. Профессионально значимые качества личности воспитателя детского сада Текст.: Автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / Н. В. Шурова -М., 1996.- 15 с.
- Щербакова, Т.Н. Психологическая компетентность учителя: содержание, механизмы и условия развития Текст. / Т. Н. Щербакова. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2005.- 109 с.
- Эльконин, Д.Б. Психическое развитие ребенка от рождения до поступления в школу Текст. / Д. Б. Эльконин // Психология. М.: Изд-во «Педагогика», 1956.
- Юсуфбекова, Н.Р. О педагогической инноватике Текст. / Н.Р. Юсуфбекова// Советская педагогика. 1991. -№ 11. — С. 21−24.
- Ядэшко, В.И. Дошкольная педагогика Текст. / Под ред. В.И. Ядэш-ко, Ф. А. Сохина. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во «Просвещение», 1986. -413 с.
- Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентирован-ного обучения Текст. / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. 1995. — № 2. — С.31−42.
- Яковлева, Г. В. Как оценить профессиональную и методическую компетентность педагога инновационного дошкольного образовательного учреждения Текст. / Г. В. Яковлева // Дошкольное воспитание. 2009. — № 10. -С. 88−95.
- Яковлева, Н.В. Психологическая компетентность и ее формирование в процессе обучения в вузе (на материале деятельности врача) Текст.: Дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / Н. В. Яковлева. Ярославль, 1994. — 277 с.
- Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию Текст. / В. А. Ясвин. М.: Изд-во «Смысл», 2001. — 365 с.
- Britell, G.K. Competency and Excellence: The Search for an Egalitarian Standart. The Demand for a Universal Guarantee Текст. / G.K. Britell // Minimum Competency Achievement Testing. Berkeley, 1980. — P. 25.
- Drucker, P.F. Management Challenges for the 21st Century Текст. / P.F. Drucker.-N.Y., 1999.
- Evers, F.T. The Bases of Competence. Skills for Lifelong Learning and Employability Текст. / F.T. Evers, J.C. Rush, I. Berdrow. San Francisco: Jossey-Bass Publishers, 1998.
- Perlmutter, M. Relationships between self-reported physical and mental health and intelligence performance across adulthood Текст. / M. Perlmutter, L. Nyquist // Journal of Gerontology. 1990. — № 45. — P. 145−155.
- Rickards, T. Creativity and the Management of Change Текст. / Т. Rickards, 1999.