Рабовладение — одна из самых важных проблем истории античных времен вне зависимости от того, считают ли те или иные исследователи рабство феноменом, повлиявшим на становление и развитие античной цивилизации или нет.
Исследование процесса возникновения первых в истории классовых обществ и государств приобретает особый интерес именно в наши дни, в период перехода от капитализма к социализму и коммунизму. В этих условиях изучение процесса зарождения, становления и развития античного рабства, в первую очередь древнегреческого, важно не только в конкретно-историческом, но и в историко-философском плане.
В развитии рабовладельческих экономических систем можно выделить две основные модели: первая модель — восточная, основанная на патриархальном рабстве, вторая модель — западная, связанная с классической формой рабства.
Сопоставим обе формы рабства в форме таблицы.
Основные параметры Восточное или, другими словами — патриархальное рабство Античное или, говоря по-иному — классическое рабство
1. Цель производства Производство средств, обеспечивающих существование рабов и их владельцев создание дополнительных товаров и продуктов в натуральной и денежной форме
2. Связь с рынком незначительная плотная, т.к. происходит торговля излишками продукции
3. Количество рабов малое огромное; происходит ухудшение их юридического и общественного положения
4. Собственность на рабов государственная, хотя могут быть исключения частная, хотя могут быть исключения Табл.1. Сравнение моделей рабства .
Внутри данных моделей можно выделить подвиды, проявлявшиеся по-разному на уровне отдельных стран, а также смешанные формы рабства, несущие в себе признаки как первой, так и второй модели. Примером является, например, спартанское рабовладение в Древней Греции, более близкое, тем не менее, к восточному типу. Такая пограничная форма рабства характеризовалась военным государственным рабовладением при условии жесточайшей эксплуатации.
Античные страны, как и страны Древнего Востока, традиционно считаются рабовладельческими, однако экономические системы в этих государствах имеют друг от друга значительные отличия. На Древнем Востоке, к примеру, существовал «азиатский» способ производства товаров и услуг, называемый так из-за того, что он был основан на патриархальной форме рабства (это название произошло от слова «патриарх», означающего «глава семьи») — сравнительно мягком и относительно не жестоком типе рабства, существовавшем на первых этапах развития большинства древних государств. В странах, относящихся к странам Древнего Востока, рабы не являлись основными производителями товаров потребления и услуг — этим занимались, главным образом, различные категории крестьян, входивших в состав общин, которые в свою очередь тем или иным образом находились в полной зависимости от государства, на территории которого они были размещены и которому принадлежала большая часть их земель и ресурсов, расположенных на ней.
Своего полного, пикового развития способ производства, основанный на рабовладельческой экономической системе, достиг в Древней Греции и Древнем Риме — в так называемых странах античного мира — странах, возникших и существовавших позже, чем древневосточные государства. В перечисленных выше античных государствах система рабства приняла более оформленные, классические формы.
Формирование рабовладельческих отношений в античном мире проходило в условиях кровопролитных войн, обеспечивавших не только запасы материальных ценностей путем захвата их на завоеванных территориях, но и большое количество пленных, становящихся, как правило, рабами.
В античных странах сначала также существовало патриархальная форма рабовладения, но по мере развития экономико-производственных отношений, совершенствования товарно-денежных операций, оно уступило место так называемому классическому рабству, характерными чертами которого являются: высокая степень эксплуатации рабов, стремление получить максимальную выгоду от их труда. В отличие от рабов патриархальной системы, у которых все же имелись некоторые права как человека и как личности, рабы классического типа рабовладельческой системы были начисто лишены всех прав, считались, говоря честно, по существу просто живыми орудиями труда. Таким образом, в античном обществе именно труд эксплуатируемых рабов являлся основой производства товаров и услуг.
Роль рабства в развитии экономики Древней Греции.
1. Особенности экономической системы греческого рабовладения.
Для того, чтобы определить роль рабства в экономическом развитии Древней Греции, необходимо дать описание условий — природных, исторических и т. д. — при которых происходило становление экономической системы Древней Греции.
Итак, природные условия и окружающая среда в Греции отличались от условий природы древневосточных стран тем, что здесь для того, чтобы нормально и успешно заниматься земледелием, не было необходимости строить какие-либо сложные водоперемещающие сооружения, как это было обязательно на древнем Востоке. Тем самым создавались благоприятные условия для развития частного крестьянского земледелия, а основой производственной силой стали не огромные и многолюдные царские хозяйства, не хозяйства храмов или общинное производство с его прописанной системой управления, предполагавшие огромный штат чиновников, а небольшое частное хозяйство, построенное на основе жесткой эксплуатации труда рабов и отличавшиеся крайне высокой доходностью.
Первый период в истории Древней Греции с двенадцатого по восьмой века до нашей эры, называется Гомеровским историческим периодом. Но в указанный Гомеровский период времени ещё не было сформировано государство в том виде, в каком мы его понимаем сейчас. Это был, скорее, некий переходный период от первобытнообщинного общества к классовому, который как раз и принято называть периодом военно-демократического строя. Кстати сказать, строй военной демократии на переходе к государственному устройству общества был у всех народов.
Процесс исторического развития греческого общества с восьмого по третий века до нашей эры протекал в пределах небольших, сплоченных изнутри обществ, опирающихся на сообщество земледельцев средней степени зажиточности. Такие мини-республики получили название «полисы». Общественное устройство на основе полисов — это и есть