Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Комплектование учебных летных экипажей на основе психологической совместимости в процессе первоначального летного обучения: На примере УВАУ ГА

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Психологическая совместимость субъектов летного обучения в рамках комплектования имеет критериальную основу и уровневую характеристику. На деятельностном уровне критерием психологической совместимости выделяется эффективность летного обучения деятельностина уровне взаимодействия — успешность совместно выполненных действийна социально-психологическом уровне — социометрический статус субъектов… Читать ещё >

Содержание

  • АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ГРУПП/ЭКИПАЖЕЙ С УЧЕТОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СОВМЕСТИМОСТИ
    • 1. 1. Общая характеристика комплектования групп/экипажей по принципу психологической совместимости
    • 1. 2. Особенности взаимодействия в летной группе/экипаже
    • 1. 3. Психологическая совместимость как фактор комплектования
    • 1. 4. Основные характеристики эффективности профессионального летного обучения
  • ГЛАВА 2.
  • ОСОБЕННОСТИ КОМПЛЕКТОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ЛЕТНЫХ ГРУПП И ЭКИПАЖЕЙ НА ЭТАПЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ЛЕТНОГО ОБУЧЕНИЯ
    • 2. 1. Общие положения и обоснование выбора методов исследования для комплектования учебных летных групп и экипажей
    • 2. 2. Результаты индивидуально-психологических характеристик субъектов летного обучения
    • 2. 3. Результаты исследования социально-психологических характеристик субъектов летного обучения
    • 2. 4. Выделение эмоционального компонента психологической совместимости в процедуре комплектования
    • 2. 5. Обсуждение результатов исследования
  • ГЛАВА 3.
  • ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СОВМЕСТИМОСТИ СУБЪЕКТОВ ЛЕТНОГО ОБУЧЕНИЯ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
    • 3. 1. Проявления индивидуального стиля во взаимодействии
    • 3. 2. Результаты исследования психологической совместимости в процессе диадного взаимодействия
    • 3. 3. Обсуждение результатов исследования
  • ГЛАВА 4.
  • ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОМПЛЕКТОВАНИЯ С УЧЕТОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СОВМЕСТИМОСТИ В ЛЕТНОМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ
    • 4. 1. Влияние комплектования с использованием психологической совместимости на эффективность летного обучения
    • 4. 2. Описание результатов исследования в летном эксперименте
    • 4. 3. Обсуждение результатов летного эксперимента

Комплектование учебных летных экипажей на основе психологической совместимости в процессе первоначального летного обучения: На примере УВАУ ГА (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

В гражданской авиации нарушение взаимодействия в экипаже занимает ведущее место в совокупности причин авиационных происшествий по человеческому фактору. Характер указанных нарушений детерминирован прежде всего «неоптимальным составом экипажей» [16- 35- 36- 37- 41- 44- 90- 152- 193].

Перспективным направлением в решении проблемы комплектования оптимального состава летного экипажа может стать использование психологической совместимости в качестве принципа формирования экипажей и условия обеспечения эффективности и надежности их деятельности в процессе профессионального летного обучения.

Комплектование психологически совместимых летных экипажей, обеспечивает эффективность и надежность функционирования авиацион-но-транспортной системы РФ. В процессе первоначального летного обучения эта проблема играет особую роль, так как данный период связан с приобретением базовых навыков техники пилотирования JIA.

Профессиональное обучение летной деятельности, как процесс еще не несет в себе гарантии безопасности полетов и во многом зависят от оптимального взаимодействия субъектов учебного процесса [15- 18- 29- 30- 34- 35- 36- 37- 42- 43- 44- 66- 137- 138- 186- 193- 198], основанного на психологической совместимости обучаемых друг с другом, а также совместимости между обучающим и обучаемым. Все это говорит о взаимосвязи качественной характеристики профессионального обучения летного состава на земле и в воздухе, с уровнем безопасности полетов.

Именно поэтому необходимо более детально подойти к процедуре комплектования учебных летных групп и экипажей: подбор летной группы для инструктора летного обучения, а также подбор оптимальной диады «курсант-курсант» для самостоятельных полетов на самолете первоначального обучения. А правильно выстроенный процесс летного обучения на сегодняшний день представляет собой элемент безопасной, надежной и прибыльной эксплуатации воздушных судов в России.

Высокая стоимость профессионального обучения в авиационных учебных заведениях, а также возросшая цена ошибки летного экипажа, диктует необходимость комплектования учебных летных групп и экипажей, с учетом психологической совместимости для прогнозирования эффективности и надежности взаимодействия субъектов летного обучения.

Решение проблемы прогноза психологической совместимости взаимодействующих субъектов в составе экипажа до начала деятельности позволит вывести процесс профессионального летного обучения на качественно новый уровень своего развития.

Необходимо констатировать, что данная проблема в психологической науке и практике летного обучения решается не достаточно целеустремленно и эффективно. На сегодняшний день вопросы подбора и комплектования групп с использованием психологической совместимости более активно изучаются в социальной и организационной психологии [3- 49- 51- 58- 59- 60- 61- 147- 148- 149- 240- 243], в психологии труда и инженерной психологии [16- 18- 141- 142- 177- 214], а также в авиации и космонавтике при рассмотрении психологических аспектов взаимодействия в составе экипажей [30- 33- 90- 92- 94- 136- 137- 150- 152- 158- 187- 200- 223- 224].

В рамках психологии летного обучения рассматривались вопросы формирования профессионально важных качеств (ПВК) летного состава [29- 46- 93- 182- 190], однако учету психологической совместимости при комплектовании учебных летных групп и экипажей и ее влиянию на эффективность летного обучения не уделялось должного внимания.

Диссертационных исследований, отражающих влияние комплектования с использованием психологической совместимости учебных летных групп и экипажей на эффективность летного обучения, на сегодняшний день нет.

Таким образом, высокий уровень актуальности рассматриваемой проблемы комплектования учебных летных групп и экипажей с учетом психологической совместимости, направленной на повышение эффективности первоначального летного обучения и уровня безопасности полетов в авиационной отрасли России, с одной стороны, и слабая теоретическая разработанность этой проблемы в психологической науке обусловили выбор темы нашего исследования, его объект, предмет и методический замысел.

Объект исследования.

Комплектование учебных летных групп и экипажей в условиях профессионального обучения в высшем авиационном училище ГА.

Предмет исследования.

Психологическая совместимость взаимодействующих субъектов профессионального летного обучения.

Цель исследования.

На основе теоретического анализа и экспериментального исследования обосновать необходимость комплектования учебных летных групп и экипажей с использованием психологической совместимости и ее влияние на успешность профессионального обучения в высшем авиационном училище гражданской авиации.

Достижение данной цели обеспечивается последовательным решением следующих исследовательских задач:

1. Опираясь на исследование научно-теоретических подходов к пониманию проблемы комплектования учебных летных групп и экипажей с учетом психологической совместимости, обосновать влияние совместимости на успешность летного обучения.

2. Выделить необходимые характеристики субъектов летного обучения как условия оптимального комплектования психологически совместимых учебных экипажей.

3. Определить оптимальный вариант комплектования учебных экипажей, обеспечивающий успешность взаимодействия в процессе первоначальной учебно-летной подготовки.

4. Разработать и экспериментально обосновать программу комплектования учебных экипажей, в рамках плавного перехода от теоретического обучения к летной практике.

Гипотеза исследования состоит из следующих взаимосвязанных предположений:

S Психологическая совместимость учебных экипажей представляет собой многоуровневую и полифункциональную характеристику коллективного субъекта учебно-летной деятельности, которая является не только групповым признаком, но и результатом, и условием формирования коллективного субъекта.

S Критериями психологической совместимости в рамках комплектования учебных экипажей могут служить: индивидуально-психологические характеристики субъектов профессионально-летного обучениясоциометрический статус каждого субъектамежличностная перцепциявыбор оптимальной стратегии обучения.

S В качестве комплексного показателя бессознательного восприятия субъектов летного обучения, отражающего эмоциональный компонент психологической совместимости коллективного субъекта в диадном взаимодействии, может выступать методика цветового оценивания (цветовой код);

S В целях повышения профессионального летного обучения необходима этапная процедура комплектования учебных летных групп и экипажей с использованием психологической совместимости.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: комплексный подход к анализу процедуры комплектования с учетом психологической совместимости в рамках имеющихся научных подходов и концепций (В.А.Бодров, Н. В. Третьяков, Е. С. Подольский, Б. Л. Покровский, Е. А. Климов, Ю. К. Стрелков, А. А. Ворона, Д. В. Гандер, В. А. Пономаренко, Н.Г.Чаплина) — личностно-деятельностный подход в научном познании законов формирования личности в профессии (А.Н.Леонтьев, К. К. Платонов, Б. Ф. Ломов, В. П. Зинченко, П. А. Корчемный, Б. Л. Покровский, Н. Д. Завалова, В. А. Пономаренко, А. А. Ворона. Д.В.Гандер) — концепция о цветовой природе эмоций (И.В.Гёте, И. Иттен, М. Люшер, Е. М. Бажин, А. М. Эткинд, В. Кандинский, Е. Н. Соколов, А. В. Вартанов, Ч. А. Измайлов, Л. Н. Собчик, П. В^Яньшин) — концепция об индивидуальном стиле деятельности (Е.А.Климов), профессиографический анализ деятельности (К.К.Платонов, Б. Ф. Ломов, Е. А. Климов, А. Г. Асмолов, А. В. Петровский, Г. М. Зараковский, В. Д. Шадриков, Е. М. Иванова, А. К. Маркова, О. Г. Носкова, Е.С.Романова) — концепция учебно-воспитательного сотрудничества (А.И.Донцов, В. В. Рубцов, А. А. Тюков, А. К. Маркова и др.), теория психологического обеспечения деятельности и формирования ПВК специалистов (Д.В.Гандер, А. Г. Караяни, В. Л. Марищук, В. А. Пономаренко, Н. Д. Лысаков и др.).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

1. Уточнено понятие психологической совместимости с позиции комплексного подхода как многоуровневой и полифункциональной характеристики коллективного субъекта профессиональной деятельности, представляющее собой ее рассмотрение как принципа, результата и условия комплектования учебных летных групп и экипажей.

2. Выделены основные критерии психологической совместимости для комплектования учебных летных групп и экипажей: эффективность совместной деятельностиколичественные показатели ошибочных действийстатус субъектов летного обучения в референтной группеэмоционально-цветовые показатели взаимодействующих субъектовпоказатели профпригодности с учетом индивидуально-личностных особенностей.

3. Введено в научный оборот и обосновано понятие «цветовой код», как комплексный показатель бессознательного восприятия субъектов летного обучения, количественно отражающий эмоциональный компонент психологической совместимости.

4. Доказана возможность использования компьютерной методики для моделирования профессионального взаимодействия летного состава ГА и методики цветовой оценки с целью повышения эффективности комплектования учебных летных групп и экипажей с учетом психологической совместимости.

5. Экспериментально доказано, что использование психологической совместимости при комплектовании учебных летных групп и экипажей в высшем авиационном учебном заведении гражданской авиации повышает показатели успешности летного обучения и сокращает количество часов вывозного налета.

Положения, выносимые на защиту:

1. Психологическая совместимость представляет собой многоуровневую полифункциональную характеристику коллективного субъекта и рассматривается как принцип, результат и условие комплектования учебных летных групп и экипажей. Принцип психологической совместимости предполагает ее учет при комплектовании учебных летных экипажей, результат подразумевает, что психологически совместимая летная группа/экипаж рассматривается как коллективный субъект, а условие комплектования психологически совместимого коллективного субъекта обеспечивает повышение успешности летного обучения.

2. Основу психологической совместимости составляют динамические и статические показатели коллективного субъекта, которые определяют его эффективность и надежность. Под динамическими показателями подразумеваются особенности совместной деятельности при моделировании диад-ного взаимодействия субъектов летного обучения, статические показатели отражают оптимальное сочетание психологических особенностей коллективного субъекта летного обучения.

3. Психологическая совместимость субъектов летного обучения в рамках комплектования имеет критериальную основу и уровневую характеристику. На деятельностном уровне критерием психологической совместимости выделяется эффективность летного обучения деятельностина уровне взаимодействия — успешность совместно выполненных действийна социально-психологическом уровне — социометрический статус субъектов летного обученияна межличностном уровне — эмоционально-цветовые показатели и на индивидуально-психологическом уровне — индивидуально-типологические особенности личности с учетом показателей профессиональной пригодности к летной деятельности.

4. Эмоциональный компонент психологической совместимости, выраженный в цветовом коде, является значимым при оценке результатов профессионального обучения летного состава и выявляет бессознательные механизмы оценивания. Методика цветового оценивания чувствительна к социометрической позиции индивида и позволяет выявить эмоциональный компонент психологической совместимости в диадном взаимодействии, который проявляется в различных структурных категориях субъектов летного обучения — «инструктор-курсант» и «курсант-курсант».

5. Программа комплектования психологически совместимых учебных летных групп и экипажей в авиационном учебном заведении представляет собой этапную процедуру, проходящую параллельно процессу теоретического обучения летного состава. При этом учитываются способности к летному обучению, индивидуальные особенности, социально-психологические характеристики, особенности межличностной перцепции на эмоциональном уровне, а также особенности взаимодействия при совместном выполнении задачи субъектов летного обучения.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

1. Разработана программа комплектования учебных летных групп и экипажей с использованием психологической совместимости как поэтапная деятельность психологической службы по плавному переводу учебного коллектива курсантов в структуру авиационного подразделения летного обучения (JIO).

2. Разработанные теоретические положения, относительно сущности комплектования психологически совместимых учебных летных групп и экипажей с учетом характера ее влияния на эффективность профессионального обучения летного состава ГА, могут быть использованы при проведении психодиагностики, лекционных и тренинговых занятий в рамках практического обучения специалистов-психологов соответствующей специализации.

3. Предложенная программа комплектования учебных летных групп и экипажей с использованием методов априорной и текущей диагностики психологической совместимости, может использоваться специалистами по формированию рабочих команд, учебных групп, экипажей воздушных судов и т. д., для повышения эффективности и надежности системы профессиональной деятельности и обучения.

4. Выявленные в диссертации критерии психологической совместимости можно учитывать в практике комплектования учебных групп и летных экипажей в целях повышения качественной характеристики профессионального обучения летного состава России.

Методика п экспериментальная база исследования.

Для достижения обозначенной исследовательской цели и реализации поставленных задач был использован комплекс научных методов, объединенных рамками констатирующего и формирующего экспериментов, а также исследовательские полеты на самолете первоначального обучения. Их выбор диктовался особенностями объекта и предмета исследования, спецификой избранных методологических позиций.

В диссертационном исследовании для комплектования учебных летных групп и экипажей использовались следующие методы: батарея тестов профессионально-психологического отбораличностная методика Сондисоциометрический метод исследованияметодика цветовой оценки (на основе теста М. Люшера) — метод моделирования профессионального взаимодействия (на основе компьютерной методики РДО) — экспертная 9-ти балльная оценка летной успеваемостиинтервьюирование инструкторского составаметодика рейтинговой оценки инструкторами курсантов своей летной группыизучение летной документации.

Экспериментальные исследования проводились на базе Ульяновского Высшего авиационного училища гражданской авиации в процессе первоначального летного обучения. В исследовании принимали участие курсанты в возрасте от 19 до 23 лет и летно-инструкторский состав (151 человек — экспериментальная группа, 152 человека — контрольная группа). В процессе научно-исследовательской работы было проведено 12 150 часов наземной подготовки, отлетано 2050 часов на тренажере и 11 000 часов на самолете первоначального обучения Як-18Т. Работа проводилась в период с 1996 по 2003 год.

Достоверность и надежность результатов.

Достоверность научных фактов, результатов и выводов методологически обоснована и обеспечена разнообразием методических подходов, соответствующих задачам исследования, проверена экспериментально в условиях наиболее сложного этапа профессионального обучения пилотов — в летной практике.

Выборки испытуемых подбирались в соответствии и общепринятыми статистическими нормами. Все приведенные в экспериментальной части диссертационного исследования результаты обосновывались с помощью набора статистических процедур: непараметрических и параметрических критериев для оценки достоверности различий (t-критерий Стьюден-та, коэффициент ранговой корреляции rs Спирмена, х2-критерий Пирсона, критерий ф* - угловое преобразование Фишера), средств многомерного анализа данных (дисперсионный, корреляционный, кластерный, факторный), реализованных с помощью компьютерного пакета Statistika, v 6.0.

Апробация и внедрение результатов.

Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях различного уровня:

1. На первой научно-практической конференции «Актуальные проблемы человека в аэрокосмических системах». — М., 1997 [43];

2. На научно-практической конференции «Агрессия и жестокость в современном мире». — Ульяновск, 1997 [42];

3. На втором съезде психологов. — Ярославль, 1998 [44];

4. На вторых молодежных научно-технических чтениях имени академика С. П. Королева. — Ульяновск, 1999 [63];

5. На первой Всероссийской молодежной научно-практической конференции «Развитие аэрокосмических знаний в XXI веке», посвященная 40-летию полета Юрия Гагарина в космос. — Ульяновск, 2001 [64- 66- 69- 194];

6. На юбилейной научной конференции ИП РАН «Современная психология: состояние и перспективы». — М., 2002 [196];

7. На второй Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы человека в авиации и космонавтике в XXI веке» -М., 2002;

8. На второй Всероссийской молодежной научно-практической конференции «Прикладные исследования в психологии и менеджменте». — Ульяновск, 2002 [35].

9. На третьем съезде РПО «Психология и культура» (г.Санкт-Петербург, 25−28 июня 2003 года) [36].

Основное содержание работы отражено в 10-ти публикациях.

Результаты диссертационного исследования внедрены в программу допрофессиональной летной подготовки «Школа юного авиатора» Ульяновского аэроклуба РОСТО, при проведении психологической работы с боевыми и учебными подразделениями 31-й гвардейской ордена Кутузова II степени отдельной воздушно-десантной бригады, а также реабилитационной работы на базе Областного Центра восстановительной терапии вой-нов-интернационалистов г. Ульяновска.

Теоретические и прикладные аспекты диссертации включены в работу ПИЭР на базе средней общеобразовательной школы № 17 г. Ульяновска, в практику проведения психологических тренингов и лекционных курсов студентов Ульяновского филиала Современной гуманитарной академии и Филиала Московского педагогического государственного университета в г. Ульяновске, а также при проведении организационного консультирования предприятий и коммерческих фирм различного уровня развития.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем диссертации 167 страниц. Работа содержит 39 таблиц и 30 рисунков.

Список литературы

включает 243 наименования. В 9 приложениях представлены методические материалы и результаты первичной обработки данных.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ.

1. Проведенное теоретико-экспериментальное исследование по комплектованию учебных летных групп и экипажей на этапе первоначального летного обучения позволило сформулировать понятие о психологической совместимости в системе профессионального летного обучения как комплексной многоуровневой и полифункциональной характеристике учебной деятельности, являющейся не только групповым признаком, а также результатом и условием формирования коллективного субъекта учебно-летной деятельности.

2. При рассмотрении психологической совместимости в рамках проведенного исследования выделяются деятельностные и психологические показатели. В экспериментальной ситуации эффективность диадного взаимодействия субъектов летного обучения с одинаковым профессиональным и психологическим статусом «курсант-курсант», рассматривалась с использованием компьютерного моделирования профессиональной деятельности летного состава ГА. При этом выделено 4 стратегии активного наблюдения: адекватная (эффективность деятельности — 68%) — завышения (28,9%) — занижения (43,6%) и смешанная (48,9%). Экспериментально установлено, что стратегия активного наблюдения взаимосвязана с успешностью совместной деятельности взаимодействующих субъектов, а диада «лидер-нелидер» наиболее эффективна во взаимодействии (72,2%), с максимальной вероятностью реализации подобной стратегии (0.69). Реализация стратегии активного наблюдения математически достоверно зависит от психологической совместимости структурных элементов коллективного субъекта: от особенностей структуры личности курсанта-наблюдателя (в частности от факторов Сонди s и к) и от способностей к освоению летной профессии (прогноз ППО) исполнителя.

3. Цветовой код представляет собой комплексный показатель бессознательного восприятия субъектов летного обучения, количественно отражающий эмоциональный компонент психологической совместимости коллективного субъекта. Это находит отражение в диадном взаимодействии субъектов летного обучения: взаимосвязь с эффективностью совместной деятельностиналичием летных способностейсоциометрическим статусом взаимодействующих субъектов. Распределение цветов в цветовом коде: у лидеров на первом месте синий и зеленый, а у отвергаемых — желтый, коричневый и серый цвета Люшера.

4. Разработанная методика цветового оценивания характеризует эмоциональный уровень взаимодействия, чувствительна к социометрической позиции субъектов летного обучения в референтной группе и может измерить эмоциональный компонент психологической совместимости. При этом учитывается особое место эмоциональной составляющей в диадном взаимодействии субъектов учебного процесса. Цветовая самооценка субъекта взаимосвязана с оценкой его цветом. Это наблюдается для любых структурных категорий субъектов: «инструктор-курсант» и «курсант-курсант», при этом для однородной структурной категории субъектов эмоциональный компонент более выражен.

5. Для оптимизации процедуры комплектования учебных летных групп и экипажей разработана модель пространства психологической совместимости, включающая три схемы комплектования для первоначального летного обучения, при этом выделены уровни психологической совместимости с позиции комплексного подхода и определены критерии в соответствии с уровневой характеристикой: успешность профессионального летного обучения — деятельностный уровеньуспешность совместно выполненных действий — уровень взаимодействиясоциометрический статус субъектов летной деятельности — социально-психологический уровеньэмоциональное отношение субъектов летного обучения — межличностный уровеньданные о развитии летных способностей с учетом личностных особенностей — индивидуально-психологический уровень.

6. Сравнительный анализ экспериментальной и контрольной групп подтвердил критериальную значимость учета психологической совместимости в практике комплектования учебных экипажей для повышения успешности профессионального обучения летного состава. Эмоциональная составляющая присутствует при выставлении итоговой оценки за технику пилотирования и самолетовождение на этапе первоначального летного обучения, а методика цветовой оценки позволяет вскрыть истинные бессознательные эмоциональные механизмы. В ЭГ итоговая оценка выставлялась исходя из индивидуально-психологических характеристик курсантов (зависимость с цветовой самооценкой), а в КГ выставление итоговой оценки опиралось на положение субъекта в учебной группе (зависимость с цветовым кодом).

7. В профессиональном летном обучении при комплектовании учебных летных групп и экипажей, типология стратегии активного наблюдения (обучения) и эмоциональная составляющая взаимодействующих субъектов являются определяющими, для априорной и текущей диагностики психологической совместимости. При этом сама процедура (программа) комплектования субъектов летного обучения с использованием психологической совместимости представляет собой процесс плавного перехода от теоретического обучения к летной практике и делится на три этапа:

Изучение особенностей личности и социально-психологических характеристик курсантского и летно-инструкторского состава, учитывая эмоционально-цветовые характеристики взаимодействия субъектов летного обучения;

Изучение особенностей диадного взаимодействия курсантов в плане реализации функции активного наблюдения, на примере компьютерной модели профессиональной деятельности, учитывая психологические характеристики, выявленные на первом этапе, и рассмотрение их влияния на эффективность совместной деятельности. Изучение особенностей взаимодействия в процессе профессиональной летной подготовки на самолете первоначального обучения, учитывая влияние процедуры комплектования на эффективность летного обучения (количество затраченных часов налета и общая оценка за этап первоначальной летной подготовки).

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Целесообразно пересмотреть и дополнить процедуру комплектования летных групп и экипажей, используя принцип психологической совместимости с учетом изложенного в диссертации подхода. Для достижения этой цели необходимо реализовать целостную систему мер.

1. При разработке нормативных документов, относительно комплектования учебных летных групп и экипажей в авиационных учебных заведениях сделать акцент на взаимосвязь особенностей взаимодействия субъектов учебного процесса с эффективностью летного обучения.

2. Разработанная процедура (программа) комплектования учебных летных групп и экипажей с использованием многоуровневой характеристики и соответствующих критериев психологической совместимости может быть внедрена в деятельность учебных авиационных заведений для профессиональной подготовки летного состава.

3. Необходимо проведение научно-исследовательской работы для адаптации полученных результатов по комплектованию учебных летных групп и экипажей к авиационным подразделениям ВВС, в том числе и ведущим пилотажным группам России, к летным экипажам авиакомпаний нашей страны для повышения уровня безопасности полетов.

4. Руководителям предприятий и организаций различного уровня предусмотреть изучения особенностей комплектования психологически совместимых групп в рамках профессиональной переподготовки и повышения квалификации и рассмотреть возможность применения данной процедуры для подбора и комплектования управленческих структур.

5. В ВУЗах, осуществляющих подготовку специалистов психологов включить в структуру учебного процесса изучение процедуры комплектования психологически совместимых групп и экипажей для достижения эффективности профессионального обучения и деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Тесты в социологическом исследовании. — М.: Изд-во «Наука», 1982. — 199 с.
  2. В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. В 2-х томах. 5-е изд., перераб., дополн. — М.: ТОО ИХЦ «Изограф», 1997.
  3. В.В. Формирование команды. 2-е изд., перераб. и дополн. — М.: ТЦ «Сфера», 1999. 544 с.
  4. B.C. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. М.: МГУ, 1990. — 239 с.
  5. B.C. Психология межгрупповых отношений. — М.: МГУ, 1983. — 144 с.
  6. Анализ состояния безопасности полетов в Приволжском МТУ ФСВТ России в ОЗП за 5 лет (1994−1999 г. г.), Самара, 1999. — 16 с.
  7. Анализ состояния безопасности полетов и выполнения сертификационных требований по ТО и Р AT ПМТУ ФСВТ за 1999 г. — Самара: Приволжское региональное управление ФАС России. — 24 с.
  8. Анализ состояния организации летной работы и безопасности полетов эксплуатантов Приволжского межрегионального территориального управления ФСВТ России за 1999 г., Самара, 2000. — 137 с.
  9. Г. М. Социальная психология. Учебник для ВУЗов. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 416 с.
  10. Ю.Асмолов А. Г. Деятельность и установка. — М.: МГУ, 1979. — 150 с.
  11. П.Бажин Е. М., Эткинд A.M. Изучение эмоционального значения цвета// Психологические методы исследования личности в клинике. Л., 1978.
  12. И.Б. О феномене «группового духа»// Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1998. № 1. С. 47−52.
  13. Бодалев А. А Личность и общение: Избр. психологические труды. 2-е изд. перераб. -М.: МПА, 1995. — 328 е.: ил.
  14. Н.Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ, 1982.-200 с.
  15. В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. -М.: ПЕР СЭ, 2001. 511 с.
  16. В.А., Лукьянова Н. Ф. Личностные особенности пилотов и профессиональная эффективность// Психол. журнал. 1981. — № 2. — С.51−65.
  17. В.А., Орлов В. Я. Психология и надежность: человек в системах управления техникой. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. -288 с.
  18. В.А., Третьяков Н. В. Оценка психологической совместимости летных экипажей// Психологический журнал. Т.П. — 1990, № 3. С.50−59.
  19. Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности/Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: МПА, 1995. -212 е.: ил.
  20. В.В. и др. Социально-психологический климат коллектива и личность/ В. В. Бойко, А. Г. Ковалев, В. Н. Панферов. М.: Мысль, 1983. — 207 е.: ил.
  21. В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. — М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. — 47 с.
  22. Большой толковый социологический словарь в 2 т. Пер. с англ. — М.: Вече, ACT, 1999.23 .Бороздина Г. В. Психология делового общения: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 1999. 224 с.
  23. А.В., Поликарпов В. А. Мышление и общение. — Минск, 1996.
  24. .П., Денисов В. Г. Пилот и самолет. — М.: Машиностроение, 1976.-112 с.
  25. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер Ком, 1999. — 528 с.
  26. А.В., Соколов Е. Н. Семантическое пространство цветовых названий: опыт межъязыкового исследования// Психологический журнал. Т.15. 1994. № 4. С.56−66.
  27. Введение в психологию: Учебник для вузов/ Под общ. ред. А. В. Петровского. — М.: Академия, 1997. — 496 с.
  28. А.А., Гандер Д. В., Пономаренко В. А. Психолого-педагогические основы профессиональной подготовки летного состава/ Под общ. ред. Академика РАО, профессора В. А. Пономаренко. — М.: МНАПЧАК, 2000. 340 с.
  29. А.А., Гандер Д. В., Пономаренко В. А. Теория и практика психологического обеспечения летного труда/ Под общ. ред. Академика РАО, профессора В. А. Пономаренко. — М.: Военное издательство, 2003. 280 с.
  30. Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1991.-480 с.
  31. Л.С. Собрание сочинений: В 6 т./ Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика. 1982−1984.
  32. Ю.А., Лебедев В. И. Психология и космос. 4-е изд. — М.: Молодая гвардия, 1981. — 191 е., ил.
  33. Д.В. Психологическое обеспечение летного обучения: теория и практика. Автореферат дисс.. докт. психол. наук. М.: Военный университет, 1997. 48 с.
  34. Д.В., Чаплина Н. Г., Захаров А. В. Оптимизация человеческого фактора в авиационной транспортной системе Российской Федерации// Вестник Международной академии проблем Человека в авиации и космонавтике. 2004. № 3 (15). С.66−74.
  35. И.В. Учение о цветах// Лихтенштадт В. О. Гёте. — Петербург, 1920. -С.201−286.
  36. Ю.Б. Введение в общую психологию. — М.: ЧеРо, 1998. 334 е.: ил.
  37. В.Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике: Учебное пособие для студентов ВУЗов. — М.: Высшая школа, 1999. — 400 е.: ил.
  38. Н.Г. Концептуальная модель взаимодействия между пилотами в экипаже воздушного судна. Автореферат дисс.. канд. психол. наук. М.: МГУ, 1991.-24 с.
  39. Н.Г., Захаров А. В. Формирование учебных экипажей как элемент системы психологического сопровождения летной деятельности// Ежегодник РПО «Психология и практика». Т.4, Вып. 1. — Ярославль, 1998. С.61−62.
  40. И.Б. Введение в психологию. — М.: МПА, 1994. 150 с.
  41. М.М. О летной профессии. — М.: Полет, 1993. — 96 е.: ил.
  42. А.Н., Измайлов Ч. А., Михайлевская М. Б. Измерение в психологии: общий психологический практикум. — М.: Смысл, 1997. — 287 с.
  43. Э. Маурино. Секретариат ИКАО. Многие специалисты по вопросам обеспечения безопасности полетов считают необходимым применять практический подход к проведению расследований. 1 ИКАО, журнал, 1997.
  44. А.И. О понятии «группа» в социальной психологии// Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1997. — № 4. — С. 17−25.
  45. А.И. Проблемы групповой сплоченности. — М.: МГУ, 1979. — 128 е.: ил.
  46. А.И. Психология коллектива: Методологические проблемы исследования: Учеб. пособие — М.: Изд-во МГУ, 1984. — 208 с.
  47. E.JI. Психология манипуляций: феномены, механизмы и защита. М.: ЧеРо, изд-во МГУ, 1997. — 334 с.
  48. В.В. Цветовой личностный тест: Практическое пособие. Минск.: Харвест, 1999. — 448 с.
  49. В.Н. Психология общих способностей. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 1999. 359 с.:ил.
  50. В.И. Проективная психодиагностика. — Кировоград: ГЛАУ: МАКЧАК, 2000. 200 с. 5 б. Евдокимов В. И. Проективные методики в психологической диагностике у авиационных специалистов. — М. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001. — 302 с.
  51. М.С. Психология индивидуальных различий: Учеб. пособ. — М.: Планета детей, 1997. — 328 с.
  52. Журавлев A. JL Развитие концепции совместной деятельности в современной отечественной психологии// Совместная деятельность в условиях организационно-экономических изменений. — М., 1997. С.7−15.
  53. A.JI. Социальная психология личности и малых групп: некоторые итоги исследования// Психологический журнал. Т. 14. — 1993. № 4. С.4−15.
  54. К. Психология эмоций. — СПб.: Питер, 1999. — 464 с.
  55. Ч.А. Цветовая характеристика эмоций// Вестник МГУ. Сер. 14, Психология. 1995, № 4. С.27−35.
  56. Ч.А., Волков Н. Н. Взаимосвязь между эмоциями и цветом// Авиационная эргономика и подготовка летного состава: Труды/ НИИ Гражданской авиации. Вып. 220. — М., 1983. С.50−55.
  57. Инженерная психология/ Под ред. Г. К. Середы. — Киев: «Вища школа», 1976.-308 с.
  58. Инструктивно-методическое пособие по проведению психологического отбора в летные училища гражданской авиации. М.:ОНТЭН, 1974. —50с.
  59. Информация о состоянии безопасности полетов в гражданской авиации Российской Федерации за 9 месяцев и в июле-сентябре 1999 г. — М.: ФСВТ России, 1999. 25 с.
  60. Иттен Иоханнес Искусство цвета/ Перевод с немецкого- 2-е издание- Предисловие Л.Монаховой. — М.: Изд. Д. Аронов, 2001. — 96 е.: ил.
  61. В. О духовном в искусстве (Живопись). — Л., 1990. — 65 с.
  62. А., Шифрин К. Вашингтон. «Безопасность полетов в центре внимания во всем мире» журнал Аэроспейс Технолоджи, 1997, февраль.
  63. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. — М.: МГУ, 1995. 224 с.
  64. Е.А. Введение в психологию труда: Учебник для ВУЗов — М.: Культура и спорт, 1998. — 350 е.: ил.
  65. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. — Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1969.-278 с.
  66. Е.А. Общая психология. Общеобразовательный курс: Учеб. пособие для ВУЗов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. — 511 с.
  67. Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.-295 е.: ил.
  68. Е.А. Психология профессионала. — М., Воронеж, 1996. — 400 с.
  69. Е.А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 512 с.
  70. Е.А., Носкова О. Г. История психологии труда в России: Учеб. пособ. -М.: МГУ, 1992.-221 с.
  71. А.В., Качалкин А. Н., Диденко Э. Б., Овчаров В. Е., Горбач Н. Г. Психологические аспекты «человеческого фактора» в авиационной аварийности: Анализ и стратегия профилактики. М., 1996. — 86 с.
  72. С.В. Психология современной семьи: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1988. — 208 с.
  73. В.В. Человеческий фактор: история, теория и практика в авиации. — М.: Полиграф, 2002. — 280 с.
  74. П.А. Психология летного обучения. — М.: Воениздат, 1986.- 136 с.
  75. Космическая академия/ Г. Т. Береговой, Р. Б. Богдашевский, В. Н. Григоренко, И. Н. Почкарев. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Машиностроение, 1993.— 224 е.: ил.
  76. М.А., Емельянов A.M. Природа ошибок человека-оператора (на примерах управления транспортными средствами). М.: Транспорт, 1993.- 252 с.
  77. Ю.С., Третьяков В. П. Грамматика общения. — JL: Изд-во ЛГУ, 1990.-206 е.: ил.
  78. P.JI., Рыжак М. М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. — М.: Изд-во МГУ, 1985. — 224 с.
  79. Ф.А. Диссертация: Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты. Практическое пособие для докторантов, аспирантов и магистрантов. -М.: «Ось-89», 2000. — 320 с.
  80. В.В. Классификация критериев объективной оценки функционирования эргатической системы «летчик-самолет» при пилотировании// Авиационная эргономика. — Киев, 1979. С.70−77.
  81. В.И. Личность в экстремальных условиях. — М.: Политиздат, 1989.-304 с.
  82. В.И. Постижение личности. М.: МГИ им. Е. Р. Дашковой, 1999.-164 с.
  83. Г. Психология народов и масс. — СПб.: «Макет», 1995. — 316 с.
  84. А.А. Психология общения. М.: Смысл, 1997. — 365 с.
  85. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  86. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. — М.: Педагогика, 1991. — 296 с.
  87. .Ф. К проблеме деятельности в психологии// Психол. журнал. 1981. Т.2. — № 5, С.3−22.
  88. Д. Социальная психология. Пер. с англ. — СПб.: Питер Ком, 1998.-688 е.: ил.
  89. В.Л., Платонов К. К., Плетницкий Е. В. Напряженность в полете. М.: Воениздат, 1969. — 117 с.
  90. А.К. Психология профессионализма. — М., 1996. — 308 с.
  91. Материалы разбора по безопасности полетов в Приволжском МТУ ФСВТ России за период сентябрь 1999 г. по февраль 2000 г., проведенного 1 марта 2000 г. — Самара, 2000. — 16 с.
  92. Д. Эргономические основы разработки сложных систем. Пер. с англ. Т. П. Бурмистровой, В.А.Цыпина/ Под ред. В. М. Мунипова. — М.: МИР, 1979. -456 с.
  93. Д., Рабидо Дж. Инженерно-психологическая оценка при разработке систем управления. Пер. с англ. И.И.Туровской/ Под ред. В. Д. Небылицына, В. И. Николаева. — М.: «Сов. радио», 1970. — 343 е.: ил.
  94. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.-256 с.
  95. Мероприятия по материалам безопасности полетов за период с сентября 1999 г. по февраль 2000 г. и согласно информационного письма ФСВТ России № 22.10−1135 от 21.12.99. Самара, 2000. — 2 с.
  96. Методики психодиагностики в спорте: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2114 «Физвоспитание"/ В. Л. Марищук, Ю. М. Блудов, В. А. Плахтиенко, Л. К. Серова. — М.: Просвещение, 1984. 191 е., ил.
  97. Методические рекомендации по профессиональному психологическому отбору кандидатов в летные училища гражданской авиации. — М.: Воздушный транспорт, 1978. — 72 с.
  98. Методология инженерной психологии, психологии труда и управления. — М.: Наука, 1981.
  99. В.Г. Эргономические исследования соответствия деятельности летчика на самолете и тренажере// Труды ГосНИИГА, выпуск 190 «Авиационные тренажеры и эффективность их применения». -М.: МГА, 1980. С.174−179.
  100. В.Д. Избранные психологические труды/ Под ред. Б.ФЛомова. — М.: Педагогика, 1990. — 403 е.: ил.
  101. Г. С. Самоконтроль как механизм надежности человека-оператора. Л.: ЛГУ, 1977. — 112 с.
  102. Н.А. Ошибки пилота: Психологические причины. — М.: Транспорт 1990.-63 с.
  103. О состоянии безопасности полетов гражданской авиации России и подготовке к проверке системы ее контроля экспертами ИКАО// Постановление коллегии № 8 от 25.04.2000. — М.: ФАС России. 10 с.
  104. О состоянии безопасности полетов и организации летной работы в авиапредприятиях Приволжского МТУ ФСВТ России в 1999 г.// Приказ № 5 от 27.01.2000. — Самара: Приволжское региональное управление ФАС России. 4 с.
  105. Обзор состояния безопасности полетов на ВС 1−3 класса транспортной авиации за 1996−1999 г. г. М.: ФСВТ России. — 7 с.
  106. Н.Н. Психология межличностных отношений. — Киев: Изд-во «Лыбидь», 1990.- 191 с.
  107. Н.Н., Щекин Г. В. Психология работы с людьми: Советы руководителю. Киев: Политиздат Украины, 1990. — 203 е.: ил.
  108. Общение и оптимизация совместной деятельности/ Под ред. Г. М. Андреевой, ЯЛноушека. — М.: Изд-во МГУ, 1987. — 301 с.
  109. Основы инженерной психологии: Учебник для технич. ВУЗов/ Под общ. ред. Б. Ф. Ломова. — 2-е изд. доп. и перераб. — М.: Высшая школа, 1986.-448 е.: ил.
  110. Ч.А. Летная эксплуатация: Организация работы экипажа. Пер. с англ. И. М. Алявдина. — М.: Транспорт, 1987. — 235 е.: ил.
  111. Ошибки пилота: Человеческий фактор. Пер. с англ. А. С. Щербакова. — М.: Транспорт, 1986. — 260 е.: ил.
  112. М.В., Филипьева Т. В. Использование цветового теста при оценке психологического типа бортпроводников воздушных судов// Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1998. — № 4. С.82−86.
  113. .Д. Анатомия общения: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999.-301 с.
  114. В.Ф., Кучеренко В. В. Взаимосвязь эмоций и цвета// Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1988. № 1. С. 70−82.
  115. К.К., Гольдштейн Б. М. Основы авиационной психологии. — М.: Транспорт, 1987. — 222 е.: ил.
  116. К.К., Гольдштейн Б. М. Психология личности пилота. — М.: МГА, 1972.-290 с.
  117. Подбор и комплектование психологически совместимых экипажей многоместных самолетов. — М.: Воениздат, 1992. — 40 с.
  118. Подготовка летного экипажа: оптимизация работы экипажа в кабине (CRM) и летная подготовка в условиях приближенных к реальным (LOFT)./ Циркуляр ИКАО 217-AN/32. Монреаль, Канада, 1989. — 72 с.
  119. В.А. Психология духовности профессионала. — М., 1997.- 296 с.
  120. В.А. Авиация — белое и черное. М., 1995. — 456 с.
  121. В.А., Завалова Н. Д. Авиационная психология. — М.: Институт авиационной и космической медицины, 1992. — 200 с.
  122. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. Учебное пособие/ Под общ. ред. В. А. Бодрова. М.: ПЭР СЭ. 2003. — 768 с.
  123. Практикум по инженерной психологии и эргономике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ С. К. Сергиенко, В. А. Бодров, Ю. Э. Писаренко и др.- Под ред. Ю. К. Стрелкова. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. 400 с.
  124. Проблема цвета в психологии. М.: Наука, 1993. — 207 с.: ил.
  125. Проективные методы исследования личности: Межрегиональная Альтернативная Монтессори-Ассоциация. — М., Ч. 1 .'Теория и методика. 1995.- 16 с.
  126. Психологический словарь/ Под ред. В. В. Давыдова, А. В .Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. — М.: Педагогика, 1983. — 448 с.
  127. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности/ Под. ред. Г. С. Никифорова. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1991. — 152 с.
  128. Психология совместной жизнедеятельности малых групп и организаций. Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. — М.: Изд-во «Социум" — «Институт психологии РАН», 2001. — 288 с.
  129. Психология. Словарь/ Под общ. ред. А. В. Петровского, М.ГЛрошевского. — 2-е изд., испр. и доп.— М.: Политиздат, 1990 — 494 с.
  130. Психология. Учебник. М.: «ПРОСПЕКТ», 1998. — 584 с.
  131. А.Ф. Способ регулирования совместной деятельности летного экипажа// Вопросы психологии. — 1984, № 2. С. 132−134.
  132. Рабочая книга социолога. -2-е изд., перераб. и доп.— М.: Наука, 1983. -480 с.
  133. Рекомендации по организационным принципам и методики комплектования экипажей с учетом межличностных отношений членов экипажей. — М., 1988. — 32 с.
  134. Е.С. Графические методы в практической психологии. — СПб.: Речь, 2001. — 416 с. (Психологический практикум)
  135. Российская социологическая энциклопедия. Под общ. ред. академика РАН Г. В. Осипова. М., 1998. — 672 с.
  136. С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер Ком, 1998.-688 с.
  137. Руководство по авиационной медицине/ Под ред. Н. А. Разсолова. — М.: «Воздушный транспорт», 1999. — 440 с.
  138. Руководство по профессиональному психофизиологическому отбору в ГА/ Под ред. И. В. Ряполова. М., 1986. — 102 с.
  139. Руководство по психологическому обеспечению отбора, подготовки и профессиональной деятельности летного и диспетчерского составагражданской авиации Российской Федерации. — М. Изд-во «Воздушный транспорт», 2001. —280 с.
  140. В.Ю., Васильков A.M., Горский Ю. В., Филимоненко Ю. И. Оценка профессиональной пригодности корабельных специалистов ВМФ на основе цветовой психодиагностики: Методические указания. — М.: Воениздат, 1994.—21 с.
  141. О.В. Формы репрезентации цвета в субъективном опыте. Автореферат дисс. канд. психол. наук. — М., 1994. — 24 с.
  142. Сведения о состоянии безопасности полетов на самолетах Ан-124−100 (Ан-124) за 1994−1996 г. г.// Приложение № 2 к Указанию ФАС России от 25.06.97 № 3.7−408. М.: ФАС России. — 5 с.
  143. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя: Учеб. пособие для педвузов и слушателей ФПК. М.: МПА, 1995. — 192 с.
  144. Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. — М.: И1111-ИСП, 2000.-512 с.
  145. Л.Н. Метод портретных выборов: Адаптивный тест восьми влечений Сонди. Практическое руководство. — М., 1993. — 133 с.
  146. Л.Н. Метод цветовых выборов: Модифицированный цветовой тест Люшера. Методическое руководство. — М., 1990. — 88 с.
  147. Собчик Л.Н. MI IB — метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. Практическое руководство. — СПб.: Изд-во «Речь», 2001. 112 с.
  148. Л.Н. Психология индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений. Практическое руководство. — СПб.: Речь, 2002. 96 с.
  149. Л.Н. Тест восьми влечений Сонди и его модификация. Методическое пособие. — М.: Институт прикладной психологии, 1999. — 96 с. изд. 2-е.
  150. JI.H. Психология индивидуальности: Теория и практика психодиагностики. — СПб.: Издательство «Речь», 2003. — 624 е.: ил.
  151. Современная психология: Справочное руководство. М.: ИНФРА-М, 1999.-668 с.
  152. Е.Т. Проективные методы исследования личности. М: МГУ, 1980.-174 с.
  153. Г. Н. Психологический анализ проблемы принятия решения. — М.: Изд-во МГУ, 1985. — 78 е.: ил.
  154. Состояние безопасности полетов в авиапредприятиях-эксплуатантах воздушного транспорта Приволжского МТУ ФСВТ России за пять месяцев 2000 г. Самара, 2000. — 5 с.
  155. Социологический энциклопедический словарь. — М.: Изд. группа ИНФРА, М НОРМА, 1998.
  156. Справочник по инженерной психологии/ Под ред. Б. Ф. Ломова. — М.: Машиностроение, 1982. — 368 е.: ил.
  157. М.И. Психология общения: Курс лекций. — М.: Институт практической психологии, 1996. — 296 с.
  158. Ю.К. Инженерная и профессиональная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия" — Высшая школа, 2001. — 360 с.
  159. Ю.К. Психические процессы в операторском труде. — М.: МГУ, 1989.-89 с.
  160. Ю.К. Психологическое содержание операторского труда. — М.: Российское психологическое общество, 1999. — 196 с.
  161. Ю.К. Психологическое содержание штурманского труда в авиации. Автореферат дисс. докт. психол. наук. — М., 1992. — 32 с.
  162. T.JI. Психологические аспекты обучаемости курсантов Высшего летного училища гражданской авиации. Автореферат дисс.. канд. психол. наук. — JL, 1981. — 24 с.
  163. В.И., Филимоненко Ю. И. Краткое руководство практическому психологу по использованию цветового теста Люшера. — Ротапринт ВНИИМ. М., 1990. — 44 с.
  164. В.А. Стили профессиональной деятельности в условиях взаимодействия субъектов// Психологический журнал, 2000, Т.20, № 3, С.96−103.
  165. В.А. Стили профессиональной деятельности. М.: Смысл, 2000.-199 с.
  166. В.П. Психологические особенности взаимодействия оперативного персонала энергосистем. Автореферат дисс.. канд. психол. наук. Л., 1985. — 24 с.
  167. Н.В. Психологическая совместимость — фактор высокой слаженности работы экипажа ВС// Медицина и авиация. — 1997, № 1. — С.76−82.
  168. Труды общества расследователей авиационных происшествий (ОРАП). Выпуск 12. М., 2000. — 296 с.
  169. К.В. Психическая надежность летного состава. Автореферат дисс. канд. психол. наук. — М., 1996. — 24 с.
  170. Формирование и развитие профессионально важных качеств у курсантов в процессе обучения в ВВАУЛ/ Под ред. академика АПН В. А. Пономаренко и канд. мед. наук А. А. Вороны. — М.: Военное издательство, 1992. — 184 с.
  171. Хрестоматия по инженерной психологии/ Под. ред. Б. А. Душкова: Учеб. пособие. -М.: Высшая школа, 1991. 287 с.
  172. JI., Зиглер Д. Теория личности. — СПб.: Питер, 1998. — 606 е.: ил.
  173. Н.Г. Исследование феномена пассивности вторых пилотов// Прикладная психология. — 2000, № 3. С. 16−21.
  174. Н.Г., Захаров А. В. Метод цветовой экспертной оценки профессиональной успешности курсантов// Прикладная психология. 2001. № 6. С.41−46.
  175. А.Е., Сальницкий В. П., Белов П. П., Венгеров И. А. Дифференциальная оценка операторской деятельности (на тренажере)// Труды ГосНИИГА, выпуск 190 «Авиационные тренажеры и эффективность их применения». — М.: МГА, 1980. С. 171−173.
  176. Человеческий фактор. В 6 томах/ Под ред. Г. Сальвенди. Пер. с англ. Под общ. ред. В. П. Зинченко, В. М. Мунипова. — М.: Мир, 1991.
  177. В.Д. Психологический анализ деятельности. — Ярославль, 1979.-92 с.
  178. Экипаж воздушного судна в особой ситуации полета: психофизиологические проблемы повышения эффективности и надежности действий/ Материалы методического семинара. 16−18 ноября 1999 г., г. Москва. М.: МАКЧАК, 1999. — 233 с.
  179. .Д. Введение в психологию развития. — М.: Тривола, 1994.-167 е.: ил.
  180. Энциклопедический справочник по авиационной эргономике и экологии/ Под ред. Г. П. Ступакова, В. П. Сыроватко, О. Т. Балуева. — М.: Издательство ИП РАН, 1997. 512 е., 99 рис., табл.
  181. А. Цветовой тест отношений// Общая психодиагностика: Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования. — М., 1987. С.221−227.
  182. П.В. Исследование эмоционального состояния группы методом взаимного цветового оценивания// Вопросы психологии. — 2000, № 3. С. 128−138.
  183. П.В. Эмоциональный цвет: Эмоциональный компонент в психологической структуре цвета. — Самара, 1996. — 218 с.
  184. П.В., Никишина И. А. Исследование объективного аспекта цветовой гетерооценки// Прикладная психология. — 2001, № 4. С.31−38.
  185. A Modern Dictionary of Sociology/ Edd. G.A.Theogorson and A.G.Theogorson. N.Y., 1969.
  186. Argyle M. Bodily communication. L., 1981.
  187. Argyle M. Social Interaction. L., 1969.
  188. Argyle M., Dean J. Eye distance and affiliation// Sociometry. 1965. V.28. P. 289−304.
  189. Argyle M., Furnhman, Grahan J.A. Social situations. L.- N.Y., 1981.
  190. Argyle M., Kendon A. The experimental analysis of social performance// Advances in experimental social psychology/ Ed. I.Berkowitz. L.: Acad. Press, 1967.
  191. Bales R.F. Personality and interpersonal behavior. N.Y., 1979.
  192. Blake R.R., Mouton G.S. Scientific methods inc. and command (leadership) resource management. Steering committee and working groupsunited airlines. Published by Cockpit Resource Management Austin, Texas, 1989.
  193. D.W. & Grant D.L. The assessment centre in the measurement of potential for business management// Psychological Monographs, Vol. 80, No 625, 1966.
  194. Cotton B. The Crew Concept — a New Dimension in Cockpit Coordination// Business and Commercial Aviation. 1980, Vol. 46, P. 54−57.
  195. Fassnacht G. Theory and practice of observing behavior. L.- N.Y.: Acad. Press, 1982.
  196. Frank L.K. Projective Methods for the Study of Personality// J. of Psyhol. 1939. — vol. 8. — p. 389−415.
  197. Green R. Assessing workload and selecting pilots// British Medical Journal. 1983, Vol. 286, June.
  198. Hall E.T. Hidden dimension. N.Y., 1966.
  199. Hall E.T. Silent languale. N.Y., 1959.
  200. Huck J.R. Assessment centers: A review of external and internal validities// Personnel Psychology, Vol. 26, 1973. P. 191−212.
  201. Human Factors digest NO.l. ICAO Circular 216 AN/131.
  202. Human Factors digest NO.2. ICAO Circular 217 AN/132.
  203. Huston T.L., Levinger G. Interpersonal attraction and relationships// Annual Rev. Psychology. 1978. P. 115−156.
  204. Janis I.L. Groupthink: Psychological Studies of Policy Decisions and Fiascoes. Boston, 1982.
  205. Kendon A. Studies in the behavior of social interaction. Bloomington, 1977.
  206. Luscher M. Die Farbwahl als psychosomatisher Test// Dtsch. Med. J., 1961, № 11, № 12.
  207. McCann Dick. How to influence others at work: psychoverbal communication for managers. Oxford: Heinemann professional publ., 1988.-130 p.
  208. McCauley C. The nature of social influence in groupthink: Compliance and internalization// J. of Person, and Soc. psychol. 1989. Vol. 57. № 2.
  209. Moorhead G., Montanari J.R. An Empirical Investigation of the Groupthink Phenomenon// Human Relations. 1986. Vol. 39. № 5.
  210. Moreno J.L. Cruppenpsychoterapie und Psychodrama. Stuttgart, Thieme, 1959.
  211. Nimick В., Cooper G. Emotional Stress and Pilots// A Review. International Thighing Aviation Safety. 1984. Vol. 1, April.
  212. North D. New Witness Support Two-Men Cockpit Crew// Aviation Week and Space Technology. 1981. Vol. 25, May.
  213. North D. Task Force Opts for Crew of Two// Aviation Week and Space Technology. 1981. Vol. 6, July.
  214. Reason J. Human Error. Cambridge, 1990.
  215. Rolland R. Does Pilots Competence Decrease with Age// Canadian Aviation. 1982, August.
  216. Scheflen A. Human communications: behavioral programs and their integration// Behavioral Sci. 1968. V.13. P. 44−55.
  217. Scott J. The Luscher color test. N.Y., 1978.
  218. Social psychology in the 90-s./ Ed. by K. Deaux, F.Dane. L.Wrightsman. California, 1992.
  219. Stout C. Human Factors in Aircraft Accidents// Australian Air Pilot. 1974. Vol. 9.
  220. Szondi L. Experimentale treibdiagnostik. Bern und Stutgart. Hans Hubler. 1959.
  221. The handbook of social psychology/ Eds. G. Lindzey, E.Aronson. N.Y., 1985. V.2.
Заполнить форму текущей работой