Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Изображение внешнего мира в лирике Ф. И. Тютчева

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Стихи Тютчева зачастую проникнуты тревогой и мрачными предчувствиями. По сравнению с вечно обновляющейся природой жизнь человеческая скоротечна. Отсюда грустные раздумья о «непрочности и хрупкости» человека, о ничтожестве его перед всемогущим хаосом, который прорывается наружу в бурях стихий и в бурях страстей. И не случайно большое место в его лирике занимают мотивы грозы и бури. Так проявляется… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Человек и природа в лирике Ф.И. Тютчева
  • 2. Человек и Мир в философии Ф.И. Тютчева
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Изображение внешнего мира в лирике Ф. И. Тютчева (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ф. И. Тютчев (1803—1873) принадлежит к числу выдающихся русских поэтов. Долгое время его стихи не пользовались широкой известностью. Впервые значение поэта Тютчева было раскрыто в статье Некрасова «Русские второстепенные поэты» (1850). Несмотря на название статьи, Некрасов смело отнес Тютчева «к русским первостепенным поэтическим талантам». Несколько лет спустя Добролюбов в статье «Темное царство» отметил, что Тютчеву в отличие от Фета доступна «и знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая дума, возбуждаемая не одними стихийными явлениями, но и вопросами нравственными, интересами общественной жизни». И действительно, Тютчев не уходил от постановки проблем социального плана. У него есть стихи о бедствиях народа: «Слезы людские, о слезы людские…» (1850), «Пошли господь свою отраду…» (1850).

Тютчев давно уже признан ярчайшим поэтом мысли, мастером философской лирики. В этом отношении он во многом продолжает и развивает те настроения, идеи и образы, которые были намечены у Жуковского, Пушкина и особенно у поэтов-«любомудров» 30-х годов (когда входил в литературу и сам Тютчев). Напряженные и глубокие раздумья над загадками бытия, вечными тайнами жизни и смерти, над соотношением личности человека и природы — это не отдельные темы или области его поэзии, а основные начала, пафос всей лирики Тютчева, определяющей тональность всех его стихов. У Тютчева природа наделена своей жизнью, обычно таинственной и непостижимой для человека.

Природа у Тютчева, действительно, не «слепок»: она живет, движется, дышит. Так построено знаменитое стихотворение «Весенняя гроза» («Люблю грозу в начале мая «, 1828). С восторгом, с эмоциональным подъемом воссоздает поэт буйство, высшее проявление стихийных сил природы. Природа у него одушевлена, очеловечена; и в этом проявляется его убеждение в целостности мира, и единстве человека и природы. Характерные для поэта олицетворения являются не просто поэтическим приемом, но становятся структурообразующим началом, выражая один из основных принципов осознания и изображения жизни.

Стихи Тютчева зачастую проникнуты тревогой и мрачными предчувствиями. По сравнению с вечно обновляющейся природой жизнь человеческая скоротечна. Отсюда грустные раздумья о «непрочности и хрупкости» человека, о ничтожестве его перед всемогущим хаосом, который прорывается наружу в бурях стихий и в бурях страстей. И не случайно большое место в его лирике занимают мотивы грозы и бури. Так проявляется в поэзии Тютчева тома беспощадной судьбы, рока и в жизни природы, и в истории, и в любви.

Жизнь природы была одной из центральных тем поэзии Тютчева. Природа являлась не только объектом эстетических переживаний поэта, как это часто бывает в пейзажной лирике, но и материалом для постоянных размышлений о Боге, о месте человека в этом мире.

Трагическое мироощущение было присуще многим поэтам (Лермонтову, Баратынскому), но Тютчев воспринимал мир, бытие как катастрофу. В его представлении вселенная гибла, распадалось время, уничтожалось пространство.

Тютчев и жил, и чувствовал, и мыслил как поэт. А между тем на звание поэта никогда не претендовал. Свои «поэтические упражнения» именовал «бумагомаранием», печататься не стремился, оценкой собратьев по перу никогда не интересовался, даже стихов не собирал. Они были в письмах к родным и знакомым, их находили забытыми в книгах и деловых бумагах, на счетах. Только благодаря его друзьям удалось сохранить его творения и показать их миру.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А.Д. Слово в поэзии Тютчева / А. Д. Григорьева. — М.: Наука, 1980.-
  2. , Н.А. Человек и природа в лирике Ф.И. Тютчева/ Н. А. Гуриненко // Русская речь. — 2005. — № 6. — С.9−12.
  3. , Л. Человек и мир в философии Ф.И. Тютчева / Л. Каршинова // Школа. — 2003. — № 5. — С.85−86.
  4. , В.Н. Поэтическое мировоззрение Ф.И. Тютчева / В. Н. Касаткина. — Саратов, Изд. Сарат. ун-та, 1969.- C. 235−236.
  5. , Г. П. Тютчев в школе: кн. для учителя. — М.: Дрофа, 2003. — 256 с. — (Писатель в школе).
  6. , Е.А. Русская философская поэзия: поэты-любомудры, А. С. Пушкин, Ф. И. Тютчев / Е. А. Маймин. — М.: Наука, 1976. — 189с.
  7. , Л. «Люблю грозу в начале мая…» / Л. Озеров // Юность. — 1979. — № 2.- С.96−97.
  8. , Л. Поэзия Тютчева / Л. Озеров. — М.: Худож. лит., 1975.- 109с.
  9. , И.О. Ф.И. Тютчев: поэтическое открытие природы: в помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. — М.: МГУ, 1998. — 128 с. — (Перечитывая классику).
  10. , М. «Природа, мир, тайник вселенной…»: Система пейзажных образов в русской поэзии / М. Эпштейн.- М., 1990.- С. 214−218.
Заполнить форму текущей работой