Проблема самосознания изучалась во многих исследованиях в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. Работы Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, И. И. Чесноковой, А. Г. Спиркина изучали вопросы об онтогенезе самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. Другая группа исследований рассматривает более специальные вопросы. Они в основном связанны с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Исследования А. А. Бодалева по социальной перцепции привлекли внимание к вопросу связи познания других людей и самопознания. Также существуют публикации философско-психологических и собственно философских исследований, анализирующие проблемы, связанные с личной ответственностью, моральным самосознанием. Работы И. С. Кона, в которых были удачно синтезированы философские, общеи социально-психологические, историко-культурные аспекты, теоретические вопросы и анализ конкретных экспериментальных данных, открыли новые грани этой, пожалуй, одной из старейших проблем в психологии. Зарубежная литература по темам, имеющим отношение к психологии сознания, также чрезвычайно богата — эти вопросы так или иначе присутствуют в работах У. Джеймса, К. Роджерса, Р. Бернса и многих других выдающихся ученых.
Изучение свойств самосознания, адекватности самооценок, структуры и функций «образа «Я» представляет не только теоретический, но и практический интерес в связи с формированием жизненной позиции личности.
Постановка проблемы. С развитием и становлением рыночных отношений в нашем современном обществе возникает ряд проблем у всего человечества. Не каждый человек способен адаптироваться к новым условиям, требованиям, предъявляемым со стороны общества. Отсюда задачей психологической науки и практической психологии является разработка и организация методов помощи населению для оптимизации их личностных качестве и свойств требованиям окружающей действительности.
Теоретической основой исследования выступила теория современной психологии, акмеологии, персонологии. В рамках проведенного исследования особую значимость имела опора на такой принципы психологии как развития, единства личности и деятельности, детерминизма и др. Первостепенное значение данных теоретический принципов обусловливалось тем, что концептуально исследование проводилось более в контексте личностного развития самооценки, а не ситуативных самооценочных реакций человека. В силу этого особую методологическую роль в исследовании играли работы, посвященные анализу самосознания личности (Ананьев Б.Г., Базылевич Т. Ф., Божович Л. И., Леонтьев А. Н., Мерлин B.C., Рубинштейн С. Л., Спиркин А. Г., Чеснокова И. И.