Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методология социально-этического маркетинга как основа реструктуризации бизнеса в сфере потребительских товаров и услуг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Идея реструктуризации с учетом социально-этических норм состоит в выработке и реализации новых социальных, нравственных и этических отношений в экономической сфере и постепенное совершенствование всего общества. В связи с этим, социально-этические принципы реструктуризации рассматриваются, как средство достижения социальной гармонии, состоящей в единстве подходов к обеспечению физического… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Современные тенденции развития маркетинга в России и его 21 социальной составляющей
    • 1. 1. Влияние глобализации на социальный аспект маркетинговой дея- 21 тельности в России
    • 1. 2. Инфраструктура рынка и ее социальная составляющая
    • 1. 3. Малый и средний бизнес и его значение в социализации экономики
    • 1. 4. Роль социально-этического маркетинга в реструктуризации бизнеса
  • Выводы по первой главе. g
  • ГЛАВА 2. Социально-этические проблемы маркетинга при реструктуризации бизнеса
    • 2. 1. Социально-этический маркетинг и его элементы, используемые при реструктуризации бизнеса
    • 2. 2. Актуальные проблемы реструктуризации бизнеса с позиций учета общественных интересов
    • 2. 3. Анализ задач социально ориентированной реструктуризации с позиций интересов субъектов рынка
    • 2. 4. Оценка приоритетности социально-этических проблем маркетинга при реструктуризации бизнеса. ]
  • Выводы по второй главе. j
  • ГЛАВА 3. Теоретические и методологические основы социально-этического маркетинга как основы реструктуризации бизнеса. ]
    • 3. 1. Анализ современных подходов к реструктуризации бизнеса и степени учета в них социально-этических принципов
    • 3. 2. Теории стратегического развития бизнеса и их адаптация к процессам социальной реструктуризации. j
    • 3. 3. Модифицированная модель концепция социально-этического маркетинга
    • 3. 4. Социальная миссия, принципы и концепция реструктуризации на основе социально-этического маркетинга
    • 3. 5. Методология социально-ориентированной реструктуризации
  • Выводы по третьей главе
  • ГЛАВА 4. Методическое обеспечение социально-этического маркетинга при реструктуризации бизнеса
    • 4. 1. Классификация и принципы формирования социальных потребностей
    • 4. 2. Поиск ключевых компетенций для целей реализации социально-этической составляющей в товарах и услугах
    • 4. 3. Выбор варианта реструктуризации бизнес-процессов с учетом социальной составляющей
  • Выводы по четвертой главе
  • ГЛАВА 5. Организационный механизм социально-этического маркетинга и социально-экономическая эффективность реструктуризации бизнеса."
    • 5. 1. Выбор организационных структур управления социально- этическим маркетингом
    • 5. 2. Взаимовлияние социальных и экономических эффектов при реструктуризации бизнеса
    • 5. 3. Анализ влияния контролируемых бизнесом факторов на результаты реструктуризации
    • 5. 4. Моделирование влияния неконтролируемых факторов на итоги социально-ориентированной реструктуризации
    • 5. 5. Прогнозирование социальных эффектов реструктуризации
  • Выводы по пятой главе

Методология социально-этического маркетинга как основа реструктуризации бизнеса в сфере потребительских товаров и услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

По классификации ООН Россия отнесена к странам с переходной экономикой, так как последние пятнадцать лет в стране осуществляется переход к рыночным отношениям. Процесс становления эффективной системы хозяйствования на основе рыночных преобразований протекает сложно и противоречиво. На основе анализа происходящих в экономике преобразований, можно условно выделить три этапа реформ: 1) либеральный- 2) демократический- 3) социально-демократический.

Первый этап (1992 — 1998 г. г.) ознаменовался либерализацией всех сфер экономической жизни. В результате либеральных реформ в торговле, промышленности, сфере услуг, и во внешнеэкономической деятельности, происходивших бессистемно и без надлежащей правовой базы, сформировался так называемый стихийный рынок, т. е. дикий капитализм.

Второй этап (1998 — 2005 г. г.) — это этап становления демократических институтов и правовых норм, которые способствовали процессу стабилизации политической жизни в стране и обеспечили повышательные тенденции в развитии экономики.

В настоящее время, экономика России находится в стадии перехода на новый уровень развития. Третий этап реформ, характеризуется ярко выраженной социальной направленностью. Об этом свидетельствуют принятые в последнее время национальные программы в области здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства и сельского хозяйства, а также реализуемая в настоящее время Концепция комплексной программы развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998 — 2005 г. г. Показатели развития экономики России свидетельствуют о благоприятном социально-экономическом климате (таблица 1.1).

Реализация первых двух этапов экономического реформирования наряду с отдельными благоприятными экономическими результатами, привела к резкому и продолжительному спаду производства, усилению структурных диспропорций в экономике, сохранению напряженности в социальной сфере. К переходу на качественно новые рельсы хозяйствования оказались не достаточно подготовленными и верхние, и нижние эшелоны управления российской экономики.

Таблица 1.1.

Итоги социально-экономического развития России в 2005 году.

Показатели 2005 год.

1. Экономический рост (ВВП) 6,4.

2.Рост оборота розничной торговли 12,0.

3. Рост промышленного производства 4,0.

4. Рост добычи нефти 2,0.

5. Снижение экспорта нефти -2,1.

6. Рост внешнеторгового оборота 32,0.

7. Рост экспорта товаров 33,9.

8. Рост импорта товаров 28,5.

9. Рост инвестиций в основной капитал 10,5.

10. Увеличение реальных доходов населения 8,8.

Однако, в целом социально-экономическая ситуация остается напряженной. Отношение среднедушевого дохода населения России к значению соответствующего показателя по группе низшей социальной страты составляет^ 1 (приложение 1,2).

Особенно, большие потери понесла сфера социальных отношений, что сказалось, в первую очередь, на понижении уровня требований к решению социально — этических проблем. Неподготовленность к решению экономических и социальных проблем в условиях реформ, особенно на микроуровне, т. е. на уровне предпринимательских структур и бизнес-процессов, диктует необходимость разработки новых подходов к их перестройке на принципиально новых позициях. В качестве такого подхода может быть выбрана реструктуризация бизнеса, с использованием социально — этических принципов.

Идея реструктуризации с учетом социально-этических норм состоит в выработке и реализации новых социальных, нравственных и этических отношений в экономической сфере и постепенное совершенствование всего общества. В связи с этим, социально-этические принципы реструктуризации рассматриваются, как средство достижения социальной гармонии, состоящей в единстве подходов к обеспечению физического и духовного здоровья общества, его демографического, психографического и поведенческого совершенствования. Такому подходу в наибольшей степени отвечает социально-этическая концепция маркетинга, основы которой сформулированы Ф. Котлером в его работах по маркетингу [84−87]. Однако в обществе первичного накопления капитала, каким является российское общество в настоящее время, среди амбициозной и успешной молодежи бытует отрицательное отношение к социальным и нравственным аспектам бизнеса. Действительно, примеры прошедших лет, когда капиталы наживались часто нечестным, но даже преступным путем, изменили менталитет молодых бизнесменов в сторону пренебрежительного отношения к социальным проблемам экономики.

Мировой опыт показывает, что рост экономики страны предопределяет усиление социальной компоненты развития ее граждан и всего общества. Сравнение макроэкономических показателей стран мира (ВВП на душу населения) и соответствующих им показателей социального благополучия (индексов общественного развития) свидетельствует о наличии между ними тесной корреляционной связи. Расчеты показали, что коэффициент тесноты связи между средними значениями этих показателей по трем группам стран мира равен 0,87. По шкале Чедцока при значениях данного показателя превышающего 0,7 степень связи является высокой.

В последние несколько лет вопросам становления в России социально-ориентированной рыночной экономики стало уделяться больше внимания со стороны властных структур и общественных организаций. Приняты к разработке и внедрению государственные национальные программы социального развития страны. Большая роль в создании условий для становления социально-ориентированной рыночной экономики принадлежит Торгово-промышленной Палате Российской Федерации, которая занимается не только законотворческой деятельностью, но и оказывает правовую и социальную помощь российским предпринимателям в установлении деловых связей как внутри страны, так и с иностранными партнерами. Этим же задачам подчинена деятельность созданной в 2004 году Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Территориальные управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляют свою деятельность непосредственно через свои территориальные отделы.

Основными задачами территориальных управлений являются:

— осуществление государственного надзора и контроля исполнения требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в сфере защиты прав потребителей;

— предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания;

— профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) населения.

Реструктурирование бизнеса на основе социально-этической концепции маркетинга предполагает учет принципов, соответствующих этой концепции, таких как принцип социальной справедливости, социальной ответственности, учета социальных факторов и их влияния на потребительское поведение, предотвращение социальных конфликтов. Понятие «бизнес» будем трактовать как весь спектр незапрещенной законом коммерческой деятельности, осуществляемый на российском рынке юридическими лицами и предпринимателями без образования юридического лица.

Реструктуризации, как процесс комплексного изменения методов и условий функционирования организации, в соответствии с внешними условиями рынка и стратегией ее развития, проводилась и раньше. Отличия процессов реформирования предприятий и отраслей в предыдущие годы и реструктуризации в нынешних условиях развития рыночной экономики заключаются в следующем:

— ранее все процессы реформирования инициировались сверху государственной властью, и она несла социальную ответственность за принятые решения, в настоящее время социальная нагрузка в процессе реструктуризации в основном лежит на бизнесе;

— реструктуризация подразумевает системный характер оптимизации функционирования компании, включающий многоаспектный и взаимоувязанный процесс, начиная с социально-экономической диагностики компании и до реорганизации, как организационной структуры, так и ее социальной составляющей.

Таким образом, социальный этап преобразований экономических отношений в России требует выработки рыночного механизма, сочетающего социальную направленность с требованиями коммерческой выгодности посредством процесса реструктуризации.

Базовыми структурами, формирующими спрос, как на потребительском, так и на промышленном рынках, являются организации, государство и население. Население, как совокупность потребителей, характеризуется определенной демографической и социальной структурой, интенсивностью и типологией потребностей, определяет объективный спрос, и значит, предопределяет структуру и объем всего рынка.

На потребительском рынке государство и население формируют спрос на материальные и социальные блага, удовлетворение которого и является воплощением коммерческой и социальной целей существования любого субъекта рынка (производителя, поставщика, продавца, потребителя).

Поэтому необходимо привести системы управления российскими предпринимательскими структурами в соответствие с требованиями, как современного рыночного хозяйства, так и с социальной ответственностью бизнеса перед индивидуальным потребителем и обществом в целом.

Объективная необходимость реструктуризации бизнеса с учетом социально-этических принципов диктуется, прежде всего, следующими обстоятельствами:

— невостребованностью внутренним и внешним рынками значительной части производимой отечественными производителями товарной массы, не отвечающей социально-этическим запросам и требованиям потребителей и, в связи с этим, не обладающей конкурентоспособностью;

— системой организации и управления производственной, торговой, сбытовой и социальной деятельностью, которая не соответствует условиям современного рынка;

— низким уровнем социальной проработки управленческих решений менеджерами и маркетологами;

— низкой рентабельностью хозяйственной деятельности, которая обуславливает экономические и социальные диспропорцииотказом организаций от выполнения социально — значимых функций;

— острой конкуренцией на мировых и внутренних рынках, затрудняющей проникновение на них российских товаропроизводителей, что приводит к сокращению рабочих мест и к социальной напряженности;

— недостаточным учетом социальных и этических требований к качеству значительной доли производимых российских товаров и услуг;

— низким техническим уровнем производства, связанным со значительным как физическим, так и моральным износом основных фондов (от 50 до 70%), обуславливающим высокую потребность в инвестициях в основной капитал и переквалификации рабочей силы, что является социальной задачей бизнеса;

— высоким уровнем ресурсоемкости сферы производства и обращения, приводящим к увеличению стоимости товаров и услуг и к инфляции, что вызывает социальное противостояние общества и власти;

— игнорированием российским менеджментом и маркетингом социально-этических норм ведения бизнеса;

— неразвитостью инфраструктуры российского бизнеса и ее социальной составляющей.

Естественно, что при такой ситуации, вполне правомерна постановка вопроса о структурном и социальном преобразовании бизнеса, особенно в отраслях выпускающих социально-значимую продукцию, как пути преодоления негативных социальных тенденций.

Опыт реструктуризации российских бизнес-структур и оптимизации их деятельности в новых экономических условиях свидетельствует о недостаточном развитии системного подхода к этому важнейшему для развития российской экономики процессу. Результатом этого может стать неэффективное проведение переориентации структуры предприятия, что отрицательно сказывается на деятельности реструктуризируемых организаций в рыночных условиях.

Исследования показали, что на современном этапе развития российской экономики необходимо рассматривать процесс реструктуризации бизнеса потребительского профиля с учетом маркетинговых подходов [10, 18, 95]. Как известно, Министерством экономики Российской Федерации были разработаны «Методические рекомендации по реформе предприятий (организаций)», вышедшие в виде приложения к приказу № 118 Минэкономики РФ от 01 октября 1997 г [7]. Данный документ, призванный стать прямым руководством к действию для руководителей организаций, зачастую неосведомленных относительно современных подходов к процессу реструктуризации, также заслуживает, как самого серьезного рассмотрения, так и определенной критики. Налицо недостаточное. внимание, уделяемое принципам современного маркетинга, важнейшему и основополагающему подходу при построении стратегии субъектов рынка в современных условиях. В этих условиях весьма актуальным является совершенствование процесса реструктуризации бизнеса, базирующихся, прежде всего, на основе принципов современного маркетинга и его передовой социально-этической концепции.

В современной экономической литературе вопросам реструктуризации бизнеса уделяется довольно много внимания [10,18,32,38,71.127.141,150, 95,146 и др.]. Однако, как показывает более близкое знакомство с различными концепциями, выдвигаемыми разными авторами, в них обнаруживается один и тот же недостаток. Все они не учитывают социальную и нравственную стороны реорганизации экономики.

Такой вывод можно сделать в результате анализа нескольких подходов, как с точки зрения реализации определенных концепций маркетинга, так и с позиций методов реструктуризации, предлагаемых специалистами. Известно, что маркетинг развивался в течение нескольких этапов, что и определило разные концепции, применяемые фирмами для освоения рынка: совершенствования производства и товара, интенсификации коммерческих усилий, рыночная и маркетинговые концепции, а также социально-этического маркетинга и маркетинга взаимодействий. Наиболее приемлемым подходом при реструктуризации бизнеса в современных российских условиях является социально-этическая концепция, так как она соответствует, как социальной миссии, так и социальным целям реструктуризации отечественной экономики.

Обобщая опыт маркетинговой деятельности в российском бизнесе и за рубежом, можно выявить схожие социальные роли, как объектов, так и субъектов рынка:

— потребительские товары и услуги являются социально-значимыми для конечного потребителя (питание, жилье, охрана и укрепление здоровья человека представляют собой витальную потребность) в сочетании с низкой эластичностью спроса (поскольку снижение или рост цен в данном случае не ведет к пропорциональному росту или снижению спроса);

— потребительские товары обладают большой социальной, информационной и научной емкостью;

— высокая насущность потребности в потребительских товарах и услугах практически исключает заменяемость их на расходы, связанные с удовлетворением других потребностей, т.к. избирательность и селективность спроса ограничены;

— субъекты рынка несут значительную часть ответственности за состояние социально-этических отношений в обществе.

Оособенности социальной компоненты бизнеса, характерные для России, заключаются в следующем:

— преобладание на отечественном рынке импортных потребительских товаров (по некоторым позициям до 70%);

— снижение уровня здоровья населения (подтверждением этого может служить высокий уровень коэффициента DALY (коэффициента «глобального бремени болезней»), который в мировой практике используется как комплексный показатель уровня здоровья нации) — в России, «коэффициент глобального бремени болезней» более, чем на 50% выше по отношению к странам с развитой рыночной экономикой, т.к. совокупное бремя болезней в результате кризисных явлений в экономике и социальной сфере возрастает: повышается уровень смертности, снижается средняя продолжительность жизни, растет заболеваемость населения (сердечно-сосудистые заболевания, онкология, сахарный диабет, психические заболевания, туберкулез);

— возрастание оборота фальсифицированных товаров;

— низкая покупательская способность большинства населения страны;

— практическое отсутствие инновационных разработок в производственном секторе из-за нехватки финансовых ресурсов у субъектов рынка;

— несовершенство механизма действия фондов социального и медицинского страхования в оказании и финансировании потребителей услуг и товаров;

— необходимость создания новых организационных структур бизнеса;

— неэффективность отечественных брэндов, что затрудняет конкурентную борьбу отечественных производителей и, как следствие, снижает рентабельность их деятельности, возможность проведения научных разработок, инвестиционной привлекательности, выхода на региональные и международные рынки;

— слабая проработка концепции механизма защиты здоровья и обеспечения качества жизни и благополучия потребителей.

Социальные проблемы современного российского бизнеса можно решить путем его реструктуризации на основе принципов, заложенных в социально-этической концепции маркетинга. Кроме того, необходима организационная, функциональная, информационная и маркетинговая трансформация бизнеса с использованием инноваций, направленных на реализацию его социально-этической миссии. При этом миссия реструктурированного бизнеса изменяется с учетом требований социально-этических норм и стандартов. Суть ее состоит в обеспечении высшей потребительской ценности более эффективными по сравнению с конкурентами методами, обеспечивающими благополучие, как отдельных потребителей, так и всего общества.

Объектом исследования является социально-этическая концепция маркетинга как основа реструктуризации российского предпринимательства в сфере реальной экономики с целью разработки ее теоретических и методологических основ как условия успешной реструктуризации бизнеса.

В качестве предмета исследования выбран инструментарий реализации социально-этической концепции маркетинга, который включает методологию социально-этического маркетинга как основу реструктуризации российского бизнеса в сфере производства товаров и услуг.

Таким образом, необходимо обеспечить решение следующих задач.

1. Проанализировать современные тенденции развития маркетинга и его социально-этического аспекта в сфере потребительских товаров и услуг, в том числе влияние на него процессов глобализации мирового рынка.

2. Выявить степень реализации и оценить эффективность соблюдения социальных и этических принципов в процессе функционирования бизнеса.

3. Определить социально-этические проблемы реструктуризации бизнеса и возможности их реализации.

4. Разработать теоретические основы социально-ориентированной реструктуризации.

5. Создать методологию социально-этического маркетинга как основы реструктуризации производства товаров и услуг.

6. Разработать концепцию реструктуризации коммерческих организаций на основе социально-ориентированного маркетинга.

7. Сформировать основные направления преобразования организаций в современные рыночные структуры.

8. Разработать методическое и организационное обеспечение реализации социально-этического маркетинга и дать ему социально-экономическое обоснование, как основного способа обеспечения социальной ответственности и социальной безопасности бизнеса с учетом особенностей российского потребительского рынка.

9. Определить возможные социальные и экономические эффекты социально-этической реструктуризации на макро и микро уровнях.

В работе исследуются проблемы социально-ориентированной концепции маркетинга и его методологии для реструктуризации бизнеса, а также комплекс мер, позволяющий бизнес-структурам не только выжить в условиях становления рынка, но и реализовать стратегию социально-этического маркетинга для получения экономических результатов. Большое внимание уделено формированию социально-этических принципов и механизмов изменения организационных структур управления с целью реализации социально-этической концепции маркетинга, а также разработке методического и организационного обеспечение направлений реструктуризации в условиях становления и развития рыночных отношений.

Основные результаты исследования и их научная новизна заключаются в следующем.

1. Выявлена специфика маркетинговой деятельности в сфере российского потребительского рынка с социально-этических позиций. Она заключается в не достаточной степени соблюдения основных социально-этических принципов и требований к организации среды бизнеса (инфраструктуры рынка) — в наличии социально опасных звеньев в посреднической сетив игнорировании социально-этических требований производителями товаров и услугв слабой обеспеченности бизнеса социально-этическими нормативами и стандартами, которые обуславливают удовлетворение социальных потребностей базового рынкав неразвитости системы социального позиционирования компаний и др.

2. Макро и микро инфраструктура бизнеса выделена в самостоятельную составляющую рыночного механизма и проанализирована с социально-этических позиций как совокупность отраслей сферы услуг и необходимое условие эффективного функционирования рынка. Инфраструктура связана с понятием маркетинговой макро и микросреды причинно-следственными связями, поскольку она выполняет функции генерации и формирования последней. Анализ социальной составляющей инфраструктуры позволил сделать выводы о недостаточной степени реализации социально-этического аспекта во взаимодействии обслуживающих бизнес отраслей, а также выработать рекомендации по усилению конкурентных преимуществ данной сферы экономики.

3. На основе изучения зависимостей между динамикой экономических показателей и социальным благополучием субъектов бизнеса была выдвинута гипотеза о взаимовлиянии экономических и социальных эффектов, согласно которой высокие темпы роста экономических показателей на макро уровне обеспечивают получение социальных эффектов, повышая уровень реализации социальных потребностей общества в целом. На микро уровне реализация концепции социально-этического маркетинга способствует улучшению экономического положения всех субъектов бизнеса.

4. Закономерность взаимовлияния эффектов была положена в основу построения методологии и модифицированной модели социально-этического маркетинга, обеспечивающей баланс интересов всех участников рыночных отношений, а также общественно-правовой аспект бизнес среды. Данная модель включает, помимо атрибутов традиционного комплекса маркетинга, общественно-правовую среду маркетинга, решающую важнейшие юридические и социальные проблемы, которые возникают при управлении маркетингом. Это проблемы, связанные с урегулированием вопросов товарной и ценовой политикис организацией сбытапроведением рекламных кампанийвзаимоотношениями с поставщиками и конкурентами. Центральной осью «колеса» социально ориентированного маркетинга является не только потребитель, как в традиционном маркетинге, а триединый баланс интересов бизнеса, потребителя и общества.

5. Определена социально-этическая миссия, сформулированы принципы социально-этического маркетинга, реализуемые при реструктуризации бизнеса в реальном секторе экономики. Социально-этическая миссия бизнесаэто удовлетворение не только материальных, но и духовных потребностей конечных потребителей, путем внедрения социально-этической концепции маркетинга в процессы производства и реализации социально-значимых товаров и услуг в целях обеспечения процветания и прогресса общества. Для воплощения ее в жизнь необходимо руководствоваться определенными принципами, которые и были сформулированы с учетом факторов внешней и внутренней среды бизнеса.

6. Разработана методология социально-этического маркетинга как основа реструктуризации бизнеса. Под методологией социально-этического маркетинга понимается совокупность организационно-экономических механизмов, маркетинговых средств, методов и приемов, используемых в практиче-ски-преобразующей деятельности для реструктуризации бизнеса на принципах социально-этического маркетинга. Разработанная методология ориентирована на взаимодействие макро и микро среды бизнеса. Для этого определена роль макро среды для реализации социально-этического маркетинга на уровне субъектов рынка.

7. Методической базой для реализации данного методологического подхода послужила разработанная классификация социально-этических потребностей и технология их формирования. Выполненные разработки должны стимулировать бизнес к поиску ключевых компетенций, обеспечивающих формирование и развитие социальных составляющих товаров и услуг. Методика построена на принципах дедукции и разукрупнения более общих понятий на менее общие и более конкретные.

8. Для выявления ключевых компетенций предложен методический подход, обеспечивающий реализацию социально-этической составляющей в товарах и услугах. Методической базой для реализации данного подхода послужила теория поиска ключевых компетенций и технология их формирования. Такой подход позволяет оценить эффективность бизнес-системы с точки зрения создания социальной потребительной стоимости, а также, в соответствие с законом взаимовлияния эффектов, определить точки максимально эффективного приложения возможностей бизнеса для реализации принципов социально-этического маркетинга.

9. Для усиления ключевых компетенций, способствующих реализации социально-этических потребностей, разработан алгоритм выбора варианта реструктуризации тех бизнес-процессов, которые повышают эффективность бизнеса и снижают социально-психологичекую напряженность и сопротивляемость персонала при их трансформации. Немаловажное значение при этом имеет последовательность технического переоснащения, которая определяется исходя из ограниченности основных видов ресурсов бизнеса и их социального значения.

10. Для создания социально ориентированных маркетинговых структур, как предпосылки эффективной реорганизации бизнеса, разработан организационный механизм, включающий проектирование организационных структур и методику их адаптации к специфике производства социально-значимых товаров и услуг. При этом были учтены следующие специфичные для социально ориентированной реструктуризации бизнеса требования: концентрация на выполнении главной социальной миссии бизнесасоздание в структурах управления маркетинговых подразделений, ориентированных на изучение социальных параметров целевых потребителейформирование и расширение социально-этической компетенции всех участников товарообменных процессовнеобходимость внедрения современных управленческих и информационных технологий, реализующих общественно значимые социальные потребности.

11. Оценка влияния социально-этического маркетинга на эффективность реструктуризации проведена в соответствии с законом взаимовлияния эффектов, имеющим двойственный характер, определяемый наличием прямой и обратной зависимости между решаемыми проблемами, эффектами и факторами, их обуславливающими. Использование факторного анализа, в том числе метода цепных подстановок, позволило изучить динамику социальных эффектов в зависимости от изменения контролируемых и неконтролируемых факторов и определить степень взаимовлияния социальных и экономических эффектов.

Теоретическая и практическая значимость результатов диссертации заключается в формировании концептуальных и методологических основ социально-этического маркетинга для получения экономических и социальных эффектов, главным из которых является построение гражданского общества, что возможно при системном и комплексном подходе, который предложен в данной научной работе. Получение социального эффекта в виде баланса интересов всех субъектов рынка обусловлено сформулированным в исследовании законом взаимовлияния экономических и социальных эффектов, который положен в основу методики их прогнозирования.

Применение предложенной методологии и организационно-методического обеспечения социально-этического маркетинга в сфере производства товаров и услуг позволит участникам бизнес-процессов адаптироваться к условиям глобальной конкуренции путем социализации и гуманизации своего бизнеса и опосредованно получить искомые экономические эффекты. В свою очередь повышение экономической эффективности на микро уровне предопределит рост экономики на макро уровне, что позволит направить дополнительные средства на социальные и культурные нужды.

Полученные в результате исследования методологические и организационные разработки были опробованы на предприятиях фармотрасли в одном из районов г. Москвы (П. 14).

2. Результаты исследования макроэкономических показателей стран мира и соответствующих им показателей общественного развития выявили наличие тесной корреляционной связи между этими показателями: коэффициент тесноты связи равен 0,87. Вместе с тем, анализ уровня реализации социально-этических принципов при функционировании бизнеса дал основание предположить, что существует зависимость между степенью их воплощения и уровнем экономического развития сферы потребительских товаров и услуг. Дальнейшими исследованиями это предположение было подтверждено и названо законом взаимовлияния эффектов.

3. Как показал анализ, без развитой макро и микро инфраструктуры рынка и ее социальной составляющей, задача подъема экономического и социального потенциала страны также является неразрешимой. Поэтому предлагается реструктурировать бизнес и его среду комплексно: на макро и микро уровнях.

4. Важную роль в решении социальных и этических проблем играет малый бизнес, особенно тот, который оказывает разного рода услуги, в том числе услуги социального характера. Классификация услуг по методике ООН дает возможность четко определить их роль в обслуживании рынка и его социализации.

5. Обладая большими возможностями воздействия на участников рынка, бизнес в то же время должен нести ответственность за результаты этого воздействия. Концепцией маркетинга, которая обеспечивает социальную ответственность и этику бизнеса без ущерба для его развития, является социально-этическая концепция. Однако традиционная модель социально-этического маркетинга обладает несколькими недостатками. Во-первых, не учитывает роль правовых институтов власти и, во-вторых, ограничивает роль данной концепции интересами только потребителей. Разработанная модифицированная модель социально-этического маркетинга включает помимо атрибутов традиционного комплекса, правовую среду, а центральной осью «колеса» в ней является не только потребитель, как в традиционном маркетинге, а триединый баланс интересов бизнеса, потребителя и общества в целом.

6 Социально-этический маркетинг в мировой практике прошел через несколько стадий становления: маркетинг, ориентированный на потребителяинновационный маркетингмаркетинг ценностных достоинствмаркетинг с осознанием своей миссии и социально-этический маркетинг. Учет отмеченной эволюции положен в основу разработки методологии социально-этического маркетинга как базы реструктуризации бизнеса для достижения большего социально-экономического эффекта.

7. В качестве направлений воздействия социально-этического маркетинга на бизнес-процессы в сфере производства товаров и услуг приняты следующие: взаимоотношения субъектов бизнесасоциальная ответственность за его результатыэтика деловых отношенийкультура и бизнес. В рамках данных направлений выявлены социальные и этические проблемы маркетинга на макро и микро уровнях управления бизнесом, приоритеты которых были определены, а сами они стали ключевыми элементами в разработанной методологии.

8. На основании анализа и экспертного оценивания отобрано пять основных проблем социально-этического маркетинга, решаемых в интересах общества: формирование социальной рыночной инфраструктурысоциализация посреднической средыразработка системы социальной ориентации производителейсоздание системы социальной защиты потребителя. Построена модель макроэкономического этапа реструктуризации бизнеса на социально-этических принципах, которая может быть использована при социализации макро среды бизнеса.

9. Анализ проблем и задач социально-ориентированной реструктуризации с позиций интересов субъектов рынка и их экспертное оценивание позволили сформировать комплекс проблем, реализация которых должна повысить социальный и экономический статус как бизнеса, так и потребителей. Вот эти проблемы: формирование социально-ориентированной организационной структуры бизнесасоздание социальной системы управления персоналомреинжиниринг системы управления и информационного обеспечения бизнес-процессоворганизация системы социально-этического маркетингаразработка товарной политики с учетом социально-этических стандартов и нормформирование политики социального ценообразованияпостроение снабженческо-сбытовой системы на базе социальных принциповсоциализация инвестиционной политикиразработка инновационной политики, ориентированной на социально-экономические эффекты. Таким образом, построена проблемная модель социально-этического маркетинга на микро уровне.

10. Обобщив подходы ряда авторов к сущности и содержанию процессов реструктуризации, сделан вывод о том, что необходимость реструктуризации возникает в процессе развития бизнеса. При этом реструктуризация представляет собой революционную форму процесса развития и заключается в коренных, существенных изменениях в структуре бизнеса или в его системе управления. Анализ теоретического материала по процессам, связанным с реструктуризацией бизнеса позволяет классифицировать представленные подходы и выделить следующие: адаптационный, комплексный, маркетинговый, структурный, стратегический, интегрированный. Последний подход выбран как наиболее адекватный поставленным целям реструктуризации.

11. Выбранный подход и теоретические материалы легли в основу разработки методологии социально ориентированной реструктуризации, которая включила в себя концепцию, принципы, системные модели, организационно-экономические и маркетинговые средства, методы и приемы, используемые для реструктуризации бизнеса на принципах социально-этической концепции маркетинга. Методология предназначается для маркетинговых структур и систем управления экономикой на макро уровне и бизнес-организаций на микро уровне. Ее основными пользователями могут быть, как маркетологи, так и менеджеры разных уровней управления производством товаров и услуг.

12. В рамках методологии социально-этического маркетинга построены системные модели реструктуризации бизнеса на макро и микро уровне, учитывающие ценности, провозглашаемые экономической социологией, которые вполне созвучны принципам социально-этической концепции маркетинга, а также принципам, заложенным в теории сбалансированных показателей и стратегических карт Каплана и Нортона. Учет особенностей формирования системы сбалансированных показателей социально ориентированной реструктуризации, а также действия закона взаимовлияния эффектов позволил разработать стратегическую карту и систему взаимоувязанных социальных и экономических показателей. Представленный материал должен обеспечить не только получение социально-экономических эффектов, но и снизить трудоемкость внедрения данной методологии.

13. Этим же целям служит разработанное методическое обеспечение социально-этического маркетинга при реструктуризации бизнеса. Поскольку приоритетом социально-ориентированного бизнеса является удовлетворение социальных потребностей населения, необходимо классифицировать социальные потребности с учетом принципа обеспечения баланса интересов всех участников рыночных отношений и общества в целом. Предложенная методика классификации и формирования социальных потребностей предназначена для стимулирования создания социальных ценностей в товарах и услугах. Для оптимизации процесса создания социальных ценностей использована методика формирования ключевых компетенций, предложенная Ефремовым и Ханыковым, которая адаптирована для социально-ориентированной реструктуризации. Целью методики является создание инструмента для формирования и расширения ключевых компетенций бизнеса с целью удовлетворения социально-этических потребностей субъектов рынка. Действие методики основано на законе взаимовлияния эффектов и рекомендуется для определения точек максимально эффективного приложения социально-этического маркетинга с целью повышения экономических результатов от функционирования бизнеса.

14. Для нивелирования нежелательных социально-психологических и морально-нравственных травм в процессе реструктуризации необходимо использовать комплекс мер, направленных на выбор наиболее эффективных и наименее социально опасных вариантов технического перевооружения бизнес-процессов. Этот вывод лег в основу методики выбора варианта технической реструктуризации бизнес-процессов с учетом социальной составляющей. Методика рекомендуется для маркетологов и менеджеров среднего звена, а также супервайзеров, ответственных за конкретные бизнес-процессы.

15. Одним из выводов при исследовании проблем социально-этического маркетинга как базы реструктуризации бизнеса явился вывод о необходимости реорганизации структур управления, ориентированных на социальные цели. В связи с этим разработано организационное обеспечение процесса социально ориентированной реструктуризации, в том числе предложено несколько вариантов организационных структур, в том числе диви-зионально-штабная структура. Дивизионально-штабные структуры особенно успешно могут внедряться в крупных производственных компаниях. Однако принцип их построения может быть не менее успешно использован в средних и даже небольших организациях и бизнес-единицах, поскольку основная идея дивизионально-штабной формы заключается не в построении громоздкой структуры управления, а в самой идее взаимодействия и системности.

16. Наиболее значимым результатом исследования стал вывод о взаимообусловленности социальных и экономических эффектов. На основании его была сформулирована гипотеза о наличии устойчивой зависимости между достигаемыми в результате реструктуризации социальными эффектами и экономическими последствиями данного процесса. Дальнейшее исследование этого феномена на основе построения схем зависимости социальных проблем, социальных и экономических эффектов, а также экспертного оценивания этой зависимости с использованием матриц отношений и композиционного правила позволили вывести закон взаимовлияния социальных и экономических эффектов. Согласно ему высокие темпы роста экономических показателей на макро уровне обеспечивают получение социальных эффектов, повышая уровень реализации социальных потребностей общества в целом, соответственно, на микро уровне реализация концепции социально-этического маркетинга обуславливает улучшение экономического положения всех субъектов бизнеса.

17. Данный закон подтвержден проведенным анализом влияния контролируемых и неконтролируемых бизнесом факторов на результаты социально ориентированной реструктуризации. Такие контролируемые факторы, как социальная структура ассортимента товаров и услуг, социальная направленность бизнеса, социально-значимые цены и социальные коммуникации повышают экономическую эффективность производства товаров и услуг. Выявлены наиболее значимые неконтролируемые бизнесом факторы, которые могут быть использованы в качестве средств социального воздействия на эффективность бизнеса в процессе реструктуризации.

Заключение

.

Проведенное исследование и основанные на его материале теоретические и методологические разработки позволяют сделать выводы и дать следующие рекомендации.

1.Современный этап развития российской экономики можно характеризовать как этап реализации важнейших государственных социальных программ. Однако их реализация невозможна без осуществления подобных преобразований в сфере бизнеса и, в первую очередь, в управлении производственной и маркетинговой сферой. В этой связи предлагается осуществлять реорганизацию бизнеса в сфере потребительских товаров и услуг на основе социально-этической концепции маркетинга.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция России.- М.: сЛексЭст, 2004. 128 с.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. -М.: Издательство «Новая Волна», 1996. 512 с.
  3. Гражданский кодекс РФ. Часть 3. М.: ЛексЭст, 2004. — 80 с.
  4. Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-Ф3. //"Собрание законодательства РФ", 20.03.2006. N 12. — 1232 с.
  5. Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3520−1
  6. Законы о защите прав потребителей // potrebitel.net
  7. Методические рекомендации по реформе предприятий (организаций). Приложение к приказу № 118 Минэкономики РФ от 01 октября 1997 г.
  8. Ю.П., Щепетова С. Е. Нужна ли нам система экономики качества. Неужели да? // Стандарты и качество. 2001. — № 12. — 13−24 с.
  9. Р. Л., Планирование в больших экономических системах: пер. с англ. М&bdquo- 1972.- 476 с.
  10. А.А. Управление реструктуризацией предприятий. М.: высшая школа приватизации и предпринимательства, 2000. — 268 с.
  11. Ю.П. Организация и управление малым бизнесом: учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2001 — 160 с.
  12. Ю.П., Павлова A.M. Планирование и контроллинг: Учебник. М.: Омега-Л., 2003. — 280 с.
  13. И. Новая корпоративная стратегия. — СПб.: Питер. 1999. -427 с.
  14. Арджирис Лори К. Организационное научение. М.: Издательство: Инфра-М, 2004. — 563 с.
  15. Г. Л. Маркетинг: учебник для вузов. М.: ОАО Экономика, 1999.-344 с.
  16. Г. Л. Основы организации маркетинговой деятельности на предприятии. Материалы к научно-практическому семинару. Л.: Ленинград. Обл. правление ВНТОЭ, 1990. — 45 с.
  17. B.C. Финансово-инвестиционный комплекс: теория и практика в условиях реформирования российской экономики. М.: Финансы и статистика, 1998.-304 с.
  18. А. Реструктуризация и реформирование производства. //Экономист. 1999. — № 9. — 25−37 с.
  19. Л.П., Федотова М. А. Реструктуризация предприятия: учеб. пособие для вузов. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 399 с.
  20. Н.М. Человек и его потребности / под ред. редакцией Ди-денко В.Д. М.: Форум, 2001. — 160 с.
  21. S 21. Букина А. Стратегическое планирование как фактор повышенияконкурентоспособности промышленной организации. //Люди дела. 2003. -№ 43.-12−25 с.
  22. Вестник Банка России / Центральный банк РФ. 2005. — № 18 (816).
  23. Д.Н. Современные бизнес-технологии в торговле. М.: «Ось-89», 2005. — 208 с.
  24. Е. Этические принципы рекламы лекарственных препаратов // Фармацевтический вестник. 1997. — № 4/16. — с. 12.
  25. Д. М., Организация и управление. 2 изд. М., 1972. — 342 с.
  26. Гегель. Соч.т.8. М.-Л. 1935, с. 20.
  27. Е.П. О некоторых аспектах концепции маркетинга и его терминологии// Маркетинг в России и за рубежом. — 1999. — № 6.- 17 с.
  28. Е.П. Основы маркетинга: Учебник. — М.: Финпресс, 1999. -656 с.
  29. К. Маркетинг и менеджмент услуг. М.: Lexingston Books. 1990.-465 с.
  30. Я. М Корпоративные отношения: Правовое регулирование организационных форм. М.: Волтерс Клувер, 2005. — 243 с.
  31. Я.М. Организационное проектирование и реструктуризация (реинжиринг) предприятий и холдингов: экономические, управленческие и правовые аспекты. М.: Волтерс Клувер, 2001. — 256 с.
  32. А.Ю., Жданов С. А. Экономическое управление предприятием и корпорацией. М.: Издательство «Дело и сервис», 2002. — 416 с.
  33. Джен Ягер. Деловой этикет: Как выжить и преуспеть в мире бизнеса. -М.: Альпина Бизнес Букс, 2004 -352с.
  34. Е.В. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М.: Центр, 1998.- 233 с.
  35. Друкер Питер Ф. Задачи менеджмента в XXI веке.-М.: Вильяме, 2002.- 230 с. t 38. Друкер П. Эффективное управление. М.: Издательство: ACT, 2004. -348 с.
  36. А. Стратегия реструктуризации предприятий в условиях кризисной ситуации // Проблемы теории и практики управления. 1999. — № 3. -с. 109−113.
  37. Е.Н., Поварницына С. Е. Психология Бизнеса. М.: АРМАДА, 1998.-511 с.
  38. .Л. Стратегия поведения антикризисного управляющего и формирование рациональной кадровой политики. / Т. Ю. Базаров // Прикладная психология. М., 1998. — № 2. — С. 18−31.
  39. В. С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования. Учебное пособие. -М.: Издательство Финпресс, 1998 г. 192 с.
  40. B.C. Концепция стратегического планирования в бизнес-системах. — М: Издательство «Финпрес», 2001.- 207 с.
  41. B.C., Ханыков И. А. Ключевая компетенция организации как объект стратегического анализа. // Менеджмент в России и за рубежом. -2002.-№ 2.-21−34 с.
  42. Жан Бодрийяр. Общество потребления. Его мифы и структуры. / Пер. с фр., послесл. и примеч. Е. А. Самарской. М.: Республика: культурная революция. — 269 с.
  43. П.В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления: учебное пособие. -М.: ИВЦ «Маркетинг», 1997. 154 с.
  44. М.Г. Методы оптимизации управления для менеджеров: компьютерно-ориентированный подход: учебное пособие. -М.: Дело, 2002. 304 с.
  45. Е.А., Темкина А. А. Введение. Социальная конструкция тендера и тендерная система в России // Тендерное измерение социальной и политической активности в переходный период. Труды ЦНСИ. Вып.4.- СПб. 1996.- С.5−13.
  46. Е.А., Темкина А. А. Социальное конструирование ген-дера: феминистская теория // Введение в тендерные исследования. Ч. 1: Учебное пособие / Под редакцией И. А. Жеребкиной. -СПб.: Алетейя, 2001. 245 с.
  47. А.Г. Социология конфликта. М.: Аспект Пресс, 1994. -317 с.
  48. В.В., Бельц А. В. Основы управления проектами: учебное пособие. М.: МИЭТ, 2000. — 72 с.
  49. Э. М. Социальный маркетинг: опыт социологического исследования // Социальная безопасность женщин / Клуб «Реалисты». Информационно-аналитический бюллетень. М.: 1997. № 31. С. 49−58.
  50. А.Н., Калянов Г.Н Структурные модели бизнеса: DFD-технологии. М.: Финансы и статистика, 2003. — 256 с.
  51. Каплан Роберт, Нортон Дейвид Сбалансированная система показателей. М.: Издательство: Олимп-Бизнес, 2003.- 304 с.
  52. Каплан Роберт, Нортон Дейвид Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей. Олимп-Бизнес Год издания: 2003 г.-416с.
  53. Каплан Роберт, Нортон Дейвид. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты. М.: Издательство: Олимп-Бизнес, 2004. -512 с.
  54. Э. Анализ сложных систем: Пер. с англ. / Под ред. Ануреева И., Верещагина М. М.: Советское радио, 1969. — 520 с.
  55. М.И. Психология моды: уч.пос. для вузов. СПб.: Оникс 21 век, 2006.- 320 с.
  56. Клевцова J1. Отечественное фармпроизводство: Россия опять остается без собственных лекарств. «Московские аптеки», № 1,2003. с. 9.
  57. Клэнси К., яКриг П. Антиинтуитивный маркетинг: Перевод с английского, — СПб.: Питер, 2006. 431 с.
  58. Е.А., Луков В. А. Социология молодежи. М., 2000. — 213 с.
  59. Г., Страттон А., Хелблинг Дж. Учебник по методологии функционального учета затрат. Activity-based costing. М.: ВИП Анатех, 2000. -450 с.
  60. С.Н. Инструментарий бизнеса: современные методологии управления предприятием. М.: Издательско-консультационная компания «Статус-Кво 97″, 2001. — 336 с.
  61. Ю.В. Основные направления инвестиционной и инновационной активности в медицинской промышленности. „Московские аптеки“, № 3,2002.-с. 14.
  62. Ю.Н. Устойчивое развитие и пирамида потребностей человека. Томский государственный архитектурно-строительный университет
  63. Конспект лекций по курсу „Экономические основы предпринимательской деятельности"/Под ред. T. J1. Коротковой. М.: МГИЭТ (ТУ), 1993. -161 с.
  64. Ю. Социальная политика и предпринимательство. М.: РАГС, 1995.-156 с.
  65. Т.Л. Влияние глобализации на социальный аспект рыночных отношений в России. // Проблемы экономики. 2006. № 3 (10), 0,6 п.л.
  66. Т.Л. Исследование систем управления: Учебное пособие по специальности „Маркетинг“. М.: МИЭТ, 1998. — 216 с.
  67. Т.Л. Коммерческая деятельность: Учебник по специальности „Маркетинг“. /Под ред. Н. К. Моисеевой. М.: Финансы и статистика, 2007. — 360 с.
  68. Короткова Т. Л, Маркетинг образовательных услуг для малого предпринимательства // Проблемы практического маркетинга в сфере сервиса: 3-я всероссийская НПК 21−22 марта 2002: Сб. докл. М.: ИЭС МГУС, 2002. 3 -13 с.
  69. Т.Л., Макерова И. А. Теоретические и методические принципы реструктуризации как необходимое условие перехода государственных унитарных фармацевтических предприятий к рыночной системе управления // Проблемы экономики. 2005. -№ 3. — с. 1−11.
  70. Т.Л., Макерова И. А. Концепция и принципы реструктуризации ГУП фармации на основе классификации потребностей и факторов, влияющих на фарммаркетинг // Вопросы экономических наук.- 2005. № 3. -с. 1−10.
  71. T.JI. Методология реструктуризации бизнеса на основе социально-этической концепции маркетинга. // Проблемы современной экономики: Евразийский междунар. науч-аналит. журнал. 2006. № 4. 12 с.
  72. T.JI. О некоторых тенденциях развития рынка в России. // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. № 6. 0,4 пл.
  73. T.JI. Роль социально-этического маркетинга в реструктуризации бизнеса. // Вопросы экономических наук. 2006. № 4 (20), 0,6 п.л.
  74. T.JI. Современный маркетинг: роль в реструктуризации бизнеса. М.: Компания Спутник +, 2006. — 177 с.
  75. T.JI. Создание цепочки ценности в сфере обращения наукоемкой продукции. // Электроника и информатика: Юбилейная международная научно-техническая конференция 2005 г.: Материалы МНТК- М.: РИО МИЭТ, 2005. 0,2 п.л.
  76. T.JI. Социальная роль маркетинга как философии бизнеса.// Практический маркетинг. 2006. №. 0,4 п.л.
  77. T.JI. Социально-ориентированная реструктуризация бизнеса. //“ Менеджмент, маркетинг, реклама: отраслевой аспект» Всероссийская научно-техническая электронная конференция 27 апреля 2006: Доклад -М.: МГИМО, 2006. — 12 с.
  78. T.JI. Социально-этические проблемы реструктуризации биз-# неса на макро уровне. «Практический маркетинг" — 2006. — № - 0,4 п.л.
  79. T.JI., Проскуряков А. В. Управление персоналом (Теория и практика). Часть 1: Учебное пособие. М.: МГИЭТ (ТУ), 1996. 86 с.
  80. Кортлэнд Л. Бове и Уилльям Ф. Арене Современная реклама.- М.: Издательский дом «Довгань», 1995. С. 610
  81. Ф. Маркетинг менеджмент Экспресс-курс. СПб.: Питер, 2005.- 464 с.
  82. Ф. Маркетинг. Менеджмент.-СПб.: Питер, 2005. 800 с.
  83. Ф. Основы маркетинга.- М.: Вильяме, 2003. 944 с.
  84. Котлер, Филипп, Армстронг, Гари, Сондерс, Джон, Вонг, Вероника. Основы маркетинга: Пер. с англ. 2-е европ. изд. — М.- СПб- К.- Издательский дом «Вильяме», 2000. — 944с.
  85. И.В. Маркетинг. Социология маркетинговых коммуникаций. -М.- Центр, 1998.
  86. ., Юрьев В., Г. Шахдинаров. Методы и модели управления фирмой. СПб: Питер, 2004. — 432 с.
  87. Кузнецова Инфраструктура. Вопросы теории, методологии и прикладные аспекты современного инфраструктурного обустройства. Геоэкономиче1 ский подход. -М.: Едиториал УРСС, 2006.-456 с.
  88. Кулопулос Томас М. Необходимость Workflow. Решения для реального бизнеса. М.: Весть-метатехнология, 2000. — 384 с.
  89. Г. Я. Культура и бизнес. Европейский контекст и российская ситуация. Опыт Великобритании, Австрии и России. // Экспертный круглый стол. 2004 г. — 12 с.
  90. , А.Г. Экономика: учебник для вузов/И.В.Липсиц. М.: Омега-Л, 2006. — 656 с.
  91. Л.И. Управление организацией: учебное пособие. М.: Оме-га-Л, 2004.-360 с.
  92. Э.А. Макроэкономика: Социально ориентированный подход. -М.: «Тесей"-2003.-400 с.
  93. И.И., Шапиро В. Д. Реструктуризация предприятий и компаний: учебное пособие для вузов/ И. И Мазур., В.Д. Шапиро- под общей ред.И. И. Шапиро. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2001. — 456 с.
  94. Марченко В. В. Социальная психология предпринимательства. Ярославль, 1996.- 178 с.
  95. В.И., Айвазян З. С. О стратегии выживания российских предприятий в переходный период. Опыт управленческого консультирования.-М.: Диалог МГУ, 1996.176 с.
  96. Мак-Клелланд Дэвид. Мотивация и расширение человеческой свободы: пер. с англ. М. 1978. — 287 с.
  97. Малофеев В. И Социальная экология: учебное пособие. М.: Издательство книготорговый центр «Маркетинг», 2002. — 260 с.
  98. Малхорта, Нэреш К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство. 3-е издание.: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2002.- 960 с.
  99. А.А. Стратегия и тактика маркетинга в Интернет// Маркетинг в России и за рубежом. — 2000. — № 2.-15−28 с.
  100. Маркетинг качества жизни: Принципы продвижения товаров широкого потребления. Интернет-трейдинг. М.: 2006. — 166 с.
  101. к., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч. 2-е изд., т. 2, с. 245.
  102. А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. — 438 с.
  103. А. Маслоу о менеджменте. Самоактуализация. Просвещенный менеджмент. Организационная теория.(1954г.) СПб.: Питер, 2003. -416 с.
  104. Материалы общего собрания членов, НО «Российская Ассоциация Маркетинга», 19 апреля 2006 г. Москва.
  105. О. Т. Фокус-группы в маркетинговом исследовании: методология и техники качественных исследований в социальной психологии: Учеб. пособие для студ. психол. ф-ов. ВУЗов.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. 273 с.
  106. Милтон Фридман. Количественная теория денег. Пер. с англ. М.: «Эльф пресс», 1996. — 131 с.
  107. Н.К. Международный маркетинг: учебник. М.: Центр экономики и маркетинга, 1998. — 320 с.
  108. H.K. Управление продажами в условиях конкуренции (от маркетинга к логистике)/ А. И. Клевлин, И. А. Быков: под ред. Н. К. Моисеевой. -М.: Издательство Омега-Л, 2006. 358 с.
  109. Н.К., Конышева М. В. Управление маркетингом: теория, 9 практика, информационные технологии: учебное пособие / под ред. Моисеевой. М.: Финансы и статистика, 2002. — 304 с.
  110. Р.И. Психология рекламы: учеб. пособие /Науч. ред. М. В. Удальцова. М.: ИНФРА-М, 2000.- 230 с.
  111. Н. Практический реинжиниринг бизнеса. Инструменты и методы для эффект.измен.- М.: ЛОРИ, 2004 368с
  112. Основы предпринимательского дела. Благородный бизнес. / Под ред. Ю. М. Осипова. М., 1992. — 432 с.
  113. З.К. Становление социально-ориентированного маркетинга в переходной экономике. Диссертация д.э.н. (политичекая экономия). М.: МГЮА, 1998.-272 с.
  114. С. Л., Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем: пер. с англ. М., 1969. — 58 с.
  115. А.П. Маркетинг: Учеб. Для студентов, обучающихся по специальности 61 500 «Маркетинг"/А.П.Панкрухин- Гильдия маркетологов. 3-е изд. — М.: Омега-Л. 2005. — 656 с.
  116. А.А., Шимук А. С. Проблемы и перспективы развития электронных магазинов// Маркетинг в России и за рубежом. — 2000. — № 3. 2537 с.
  117. А. Гохан Слияния, поглощения и реструктуризация бизнеса Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. — 741 с.
  118. С. Технология формирования оптимального ассортимента на фармрынке. Московские аптеки, № 4, 2004. с. 17.
  119. Ю.С. Использование Интернет в системе маркетинга// Маркетинг в России и за рубежом. — 1999. — № 1. 24−37 с.
  120. Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ./Под ред. и с пре-ди словием В. Д. Щетинина. М.: Международные отношения, 1993.-896 с.
  121. Практический маркетинг товаров и услуг (прикладной маркетинг). Часть 2.: учебник для вузов/ Под ред.Н. К. Моисеевой / Короткова Т. Л. и др. М.: МИЭТ, 2004. — 388 с.
  122. А.П., Колесникова Н. А., Липатникова Т. Ф. Информационные технологии в коммерческой деятельности: Учебно-методическое пособие. -М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001. 191 с.
  123. П.П. Анализ понятия о преступлении. Москва, 1892 г. // Allpravo.Ru-2005.
  124. Ю 127. Рабочая книга по прогнозированию. / Ред.кол.: И.В. Бестужев-Лада (отв.ред.). М.: Мысль, 1982. — 378 с.
  125. В.В. Еще раз о предмете экономической социологии //
  126. Робсон М Реинжиниринг бизнес-процессов. Практическое руководство М.: Издательство: Юнити, 2003. — 223 с.
  127. Н.В. Особенности маркетинговых инноваций: учебное пособие /Н.В. Рычкова. М.: Кнорус, 2005. — 240 с.
  128. С., Коллинз T.JI. Новый максимаркетинг. — Челябинск: Урал LTD, 1997.-234 с.
  129. . Н. Я. Практический менеджмент. Методы и приемы деятельности руководителя.- Д.: Сталкер, 1998. 448 с.
  130. С.Г. Методы маркетинговых исследований. Санкт-Петербург.: ДНК, 2003. — 276 с.
  131. С.Г. Методы маркетинговых исследований: уч.пос. -Санкт-Петербург: ДНК, 2003.- 352 с.
  132. СлезингерГ.Э Социальная экономика: учебник. М.: Издательство: Дело и Сервис, 2001 год. — 368 с.
  133. Социальные штандатры //Экономический еженедельник «Коммерсантъ ДЕНЬГИ». 2006. — № 14(570).-21−34 с.
  134. Дж. Галпин, Марк X Полное руководство по слияниям и поглощениям компаний. М.: Издательство: Диалектика-Вильяме, 2005. — 240 с.
  135. О. Смещение власти: знание, богатство и принуждение на пороге XXI века. М.: Изд-во АН СССР, 1991. 363 с.
  136. А.К. Управление реструктуризацией в производственном секторе экономики (вопросы теории и практики). Диссертация д.э.н. Высшая школа приватизации и предпринимательства. М., 2002. — 294 с.
  137. Управление персоналом: учебник для вузов- ред. Т. Ю. Базаров, Б. Л. Еремин. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2001. — 560 с.
  138. Э.А. Этика бизнеса. М.: Издательство Теис, 2003.- 272 стр.
  139. Э.А. Основы мотивационного менеджмента. М.: Издательство ЭКМОС, 2000.-352 с.
  140. Факторы становления социального облика молодого российского предпринимателя. Н. Новгород, 1995.
  141. Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях• кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. М.: Издательство книготрого-вых центр «Маркетинг», 2002. — 892 с.
  142. Феофанов Олег. Реклама: новые технологии в России. СПб.: Питер, 2000.- 384 с.
  143. Финансы. Учебное пособие/Под ред. проф. A.M. Ковалевой. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2005. — 384 с
  144. В.Д. Социология предпринимательства. М.: 1996. — 251 с.
  145. Хьюберт Рамперсад / Hubert Rampersad. Индивидуальная сбалансиро-I ванная система показателей / Personal balanced scorecard. М.: Олимпбизнес, 2005. -176 с.
  146. О.С., Черемных С. В. Стратегический корпоративный реинжиниринг: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2005. — 736 с.
  147. E.JI. Оценка инвестиционных проектов некоммерческой организации. //Финансовый менеджмент. 2002. — № 6. — 14 с.
  148. Экономическая социология. 2002. Том 3,3 или // Социологические исследования. 2002. -№ 7.- С. 3−14.
  149. Экономические и социальные проблемы России: Социальная политика и социальные реформы в России (2000−2003гг.) // Сб. обоз. 2004. — № 1. — 345 с.
  150. Янг С., Системное управление организацией: пер. с англ. М., 1972.- 368 с.
  151. Andrews, К. The Concept of Corporate Strategy. Illinois: Irwin, Home-wood, 1987.-p 352.
  152. Ackoff R. L., Emery F. E. On purposeful systems. Chicago: Aldine-Atherton, 1972.- 228.
  153. Ackoff R. L., Gupta S. K., Minas S. J. Scientific method: optimizing ap-Ш plied research decisions. Malabar, Fla.: R.E. Krieger, 1984.- 464.
  154. Ansoff, H.I. Corporate Strategy / assisted by Edward J. McDonnell, Rev. ed. London.: Penguin, 1987. — p. 543.
  155. Ansoff, H.I. Corporate Strategy: An Analytical Approach to Business Policy for Growth and Expansion. New York: McGraw-Hill, 1965. — p. 432.
  156. Argenti, J. Systematic Corporate Planning.- Sunbury-on-Thames: Nelson, 1974.-p. 234.
  157. Barney, J.B. Looking inside for competitive advantage, in Campbell, 1995.
  158. Campbell, D., Stonehouse, G. and Houston, B. Business Strategy: An introduction. Oxford: Butterworth-Heinemann, 1999.- p 213.
  159. D’Aveni R. Hypercompetition, New York: Free Press, 1994.- p. 240.
  160. Doyle Peter. Marketing Management and Strategy. — Prentice Hall: 1994. -p. 254.
  161. Ghemaat P. Competition and Business Strategy in Historical Perspective // Business History Review, 2002, Spring, p. 37−74
  162. Hayes, R.H., Strategic planning forward in reverse? // Harvard Business Review.- 1985.- No. 6, pp. 111—119.0 169. Heene, A., Sanchez, R. Competence based strategic management.- London: John Wiley, 1997.-p. 123.
  163. Itami, H., Roehl, T. Mobilizing Invisible Assets. // Harvard University Press. 1987.-p. 45.
  164. Kay, J.A. Foundations of Corporate Success: How business strategies add value- Oxford: Oxford University Press. 1993.- p. 124.
  165. Learned, E.P., Christensen, R.C., Andrews, K.R., Guth, W.D., Business Policy: Text and Cases, Richard D.- Illinois: Irwin, Inc., Homewood, 1965 (revised edition 1969). p. 250.
  166. Levitt, T. The Globalisation of Markets.// Harvard Business Review.-May/June. 1983.-pp. 14−23.
  167. Lindblom, C.E. The Science of Muddling Through. // Public Administration Review.- 1959.-№ 19, — p. 24−35.
  168. Luchs, K.S. Core competency-based strategy, London: International Thomson Business Press, 1997.-pp. 13−29.
  169. Mintzberg Henry, Ahlstrand Bruce, and Lampel Joseph. Strategy Safari: A Guided Tour Through the Wilds of Strategic Management. New York: Simon & Schuster, 1998. — p. 345.
  170. Mintzberg, H., Quinn, J., Ghoshal, S. The strategic process.- European Edition, 1995.-p. 356.
  171. Mintzberg, H., Waters, J.A. Of Strategies, Deliberate and Emergent. // Strategic Management Journal. 1985.- Vol. 6 — pp. 257—272.
  172. Ohmae, K. The Mind of Strategist. Penguin, 1983. — p. 278.
  173. Porter Michael. What Is Strategy? // Harvard Business Review, 1996, November/December, pp. 61−78.
  174. Porter, M.E. Competitive Strategy: Techniques for Analysing Industries and Competitors.- New York: The Free Press, 1980. p. 895.
  175. Porter, M.E.Competitive Advantage.- New York: The Free Press, 1985. -p. 878.
  176. Selznick, P. Leadership in Administration. New York: Harper, 1957. -p 345.
  177. Prahalad, C.K., Hamel, G. The core competence of the corporation. // Harvard Business Review.-1990.- no. 3.- pp. 79—91.
  178. Quinn, J.B. Strategic Change: «Logic Incrementalism». // Strategic Management Journal.- 1978.-no 10.- pp 35−47.
  179. Quinn, J.B. Strategic Outsourcing: Leveraging Knowledge Capabilities. // Harvard Business Review. 1999. — Summer, pp. 9—21.
  180. Quinn, J.B. Strategic Outsourcing: Leveraging Knowledge Capabilities.// Harvard Business Review. 1999. -Summer. — pp. 9—21.
  181. Roman E. Integrated Direct Marketing: The Cutting-Edge Strategy for Synchronizing Advertising, Direct Mail, Telemarketing and Field Sales.- Lincoln-wood, 1L: NTC Business Books, 1995.- 364 p.
  182. Schultz D. E., Tannenbaum, Lauterborn R.F. Integrated Marketing Communications. Lincolnwood, IL: NTC Business Books, 1993. — p. 376.
  183. Stalk G, Evans P, and Shulmann L E. Competing on Capabilities: The New Rules of Corporate Strategy. // Harvard Business Review 1992. — March / April, pp. 57—69.
  184. Stalk G, Evans P, and Shulmann L E. Competing on Capabilities: The New Rules of Corporate Strategy. // Harvard Business Review.- 1992. -March / April. -pp. 57—69.
  185. Stevenson, H.K. Analysing Corporate Strengths and Weaknesses. // Sloan Management Review.- 1976. vol. 17, no. 3. — pp. 51—68.
  186. Stevenson, H.K., Analysing Corporate Strengths and Weaknesses. // Sloan Management Review.- Spring 1976 vol. 17, no. 3. pp. 51—68.
  187. Stonehouse, G., Hamill, J., Campbell, D., Purdie, T. Global and Transnational Business: Strategy and Management.- Chichester: Wiley, 2000. p 354.
  188. Tally Needs Inventory (программный перевод). Monterey: Calif. Brooks/Cole, 1986.-p. 177,191,202, 211.
Заполнить форму текущей работой