Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

История психологии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Введение. Список использованной литературы. Заключение. Развитие психологической мысли в России в XIX—XX вв. История психологии как наука — её предмет, метод, задачи и функции. Б. Г. Ананьев и его методология в истории психологии. Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. История психологии как наука — её предмет, метод, задачи и функции
  • 2. Развитие психологической мысли в России в XIX—XX вв.
  • 3. Б.Г.Ананьев и его методология в истории психологии
  • Заключение
  • Список использованной литературы

История психологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

История психологии — одна из немногих комплексных наук, синтезирующих знания по отдельным областям и проблемам психологии. С одной стороны, ее содержание основано на тех знаниях, которые получены из общей, возрастной, социальной психологии и т. д. С другой стороны, история психологии позволяет привести эти знания в систему, понять логику становления психологии, причины изменения ее предмета, ведущей проблематики.

Человек весьма мало изменился за последние несколько столетий, а многие открытия в области психологии, сделанные несколько сот лет назад остаются актуальными до нашего времени. При этом современная наука, использующая новейшие достижения, нередко всего лишь дополняет и развивает то, что было открыто ранее. В этом и состоит актуальность данной работы.

В ходе данной работы была последовательно изложена история развития психологии, начиная с возникновения и становления науки о душе (психике) от древнегреческих и древневосточных мыслителей до исследований современности.

Целью данной работы является описание и краткий анализ истории развития психологии.

Данная цель конкретизируется в виде следующих задач:

— выявить вклад античных мыслителей в развитие научной психологии;

— оценить влияние философских концепций XVII в. на дальнейшее развитие научной психологии;

— рассмотреть этапы психологической мысли XVIII в.;

— рассмотреть развития психологической мысли в России;

— рассмотреть развитие психологической мысли в России в XIX—XX вв.;

— сделать выводы о проделанной работе.

1. История психологии как наука — её предмет, метод, задачи и функции

Психология как наука изучает факты, механизмы и закономерности психической жизни. История психологии описывает и объясняет, как эти факты и законы открывались человеческому уму.

Задачи истории психологии:

 Изучить закономерности развития знаний о психике

 Раскрыть взаимосвязь психологии с другими науками, от которых зависят её достижения.

 Выяснить зависимость зарождения и восприятия знаний от социокультурного контекста

 Изучить роль личности, её индивидуального пути в становлении самой науки.

В своем развитии психология прошла несколько этапов. Донаучный период заканчивается примерно в VII—VI вв. до н.э., т. е. до начала объективных, научных исследований психики, ее содержания и функций. В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами). Второй, научный период начинается на рубеже VII—VI вв. до н.э. Психология в этот период развивалась в рамках философии, а потому он получил условное название философского периода. Также несколько условно устанавливается и его длительность — до появления первой психологической школы (ассоцианизма) и определения собственно психологической терминологии, отличающейся от принятой в философии или естествознании.

В связи с условностью периодизации развития психологии, естественной практически для любого исторического исследования, возникают некоторые разночтения при установлении временных границ отдельных этапов. Иногда

Показать весь текст

Список литературы

  1. . Г. О проблемах современного человекознания. — М., 2007. — 380с. — С.310
  2. .Г. Человек как предмет познания. — СПб., 2008. — 337с. — С.277
  3. А.А., Ломов Б.Ф., Фришман Е. З. Б.Г.Ананьев — виднейший советский психолог //Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 2000. Т.1. С. 5−12
  4. А.В., Кольцова В. А., Олейник Ю. Н. Борис Герасимович Ананьев: путь творчества и открытий. // Б. Г. Ананьев. Человек как предмет познания. / Памятники психологической мысли. — М., 2000. — С.345
  5. В.А. Методологические проблемы истории психологии в трудах Б.Г.Ананьева. / Теоретико-методологические основы истории психологии. — М., 2004
  6. А.А., Куницына В. Н., Логинова Н. А. Творческий путь Б.Г.Ананьева (к 90-летию со дня рождения). // Вопросы психологии. — 1997. — № 6. — С.83
  7. Н.А. Б.Г. Ананьев — выдающийся ученый в истории отечественной психологии. — Алматы, 1999. — С.47
  8. Н.А. Биографический метод в свете идей Б.Г.Ананьева. // Вопросы психологии. — 1986. — № 5. — С.104−112
  9. Н.А. Жизненный путь человека как проблема психологии // Вопросы психологии. — 1985. — № 1. — С.103−109
  10. Э. Ю. Биографический анализ как вид историко-философского исследования // Вопросы философии. — 1981. — № 7, 9
Заполнить форму текущей работой