Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Автоматизированное проектирование малорасходных турбоприводов с осесимметричными соплами на базе интегрированных САПР

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Личный вклад автора. При непосредственном участии автора проводились: постановка задач исследованияразработка математической и оптимизационной моделей МРТсоздание программного комплекса по оптимальному проектированию с условием технологичности изготовления МРТ с осесимме-тичными сопламиразработка компьютерной модели центробежного турбонасосаразработка средств, повышающих эффективность… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Состояние вопроса и задачи исследования
    • 1. 1. Основные направления совершенствования малорасходных турбоприводов
    • 1. 2. Современные проблемы автоматизированного проектирования турбоприводов в составе судовых энергетических установок
    • 1. 3. Анализ существующих САПР различного направления
    • 1. 4. Методы и системы, позволяющие повысить эффективность автоматизированного проектирования судовых турбоприводов
    • 1. 5. Цель и задачи работы
  • ГЛАВА 2. Математическая, геометрическая и оптимизационная модели судовых МРТ с осесимметричными соплами
    • 2. 1. Оптимизация газодинамических и геометрических характеристик парциальных МРТ. ^
      • 2. 1. 1. Постановка задачи
      • 2. 1. 2. Построение оптимизационной модели
      • 2. 1. 3. Результаты численного эксперимента
    • 2. 2. Математическая модель МРТ на основе прямой задачи турбинной ступени
    • 2. 2. 1. Математическая модель МРТ
    • 2. 2. 2. Метод решения прямой задачи турбинной ступени
    • 2. 2. 3. Апробация математической модели парциальных МРТ
    • 2. 3. Геометрическая модель соплового аппарата с осесимметричными соплами
    • 2. 3. 1. Газодинамическое обоснование геометрической модели соплового аппарата. ^
    • 2. 3. 2. Трехмерная геометрическая модель соплового аппарата с осесимметричными соплами
    • 2. 3. 3. Геометрическая модель сечения сопла турбины
    • 2. 3. 4. Проверка работоспособности геометрической модели соплового аппарата MPT
    • 2. 4. Оптимизационная модель судовой МРТ с осесимметричными соплами с учетом конструкторско-технологических ограничений
  • Выводы по второй главе
  • ГЛАВА 3. Компьютерное моделирование элементов САПР судовых турбоприводов
    • 3. 1. Разработка системы автоматизированного проектирования судовых центробежных насосов «ЦЕНТР»
    • 3. 2. Разработка алгоритмов и программ
      • 3. 2. 1. Предварительный расчет. 1^
    • 3. 2. 2. Расчет основных параметров рабочего колеса
    • 3. 2. 3. Геометрический и гидравлический расчет методом по- 11 следовательных приближений
    • 3. 2. 4. Построение плана скоростей
    • 3. 3. Автоматизация профилирования меридионального сечения рабочего колеса
  • Выводы по третьей главе
  • ГЛАВА 4. Средства повышения эффективности автоматизированного проектирования судовых турбоприводов
    • 4. 1. Структура программно комплекса для повышения эффективности автоматизированного проектирования судовых турбоприводов
    • 4. 2. Предметно-ориентированные программные
  • приложения для повышения эффективности автоматизированного проектирования
    • 4. 2. 1. Программы моделирования резьбовых соединений
    • 4. 2. 2. Программы дополнительных команд AutoCAD
    • 4. 2. 3. Программы геометрического моделирования деталей запорной арматуры трубопроводов
    • 4. 3. Разработка автоматизированного комплекса для изучения графической дисциплины- базовой для любого процесса проектирования
  • Выводы по четвертой главе

Автоматизированное проектирование малорасходных турбоприводов с осесимметричными соплами на базе интегрированных САПР (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы.

По оценке научно-технического совета РАО «ЕЭС России» стратегическим направлением в решении проблемы электроэнергетики и теплоэнергетики России в ближайшие годы должно стать создание новейших газотурбинных и парогазовых установок (ГТУ и ПТУ) отечественного производства. Проблема создания высокоэффективных двигателей представляет собой задачу повышенной актуальности, особенно в условиях роста цен на энергоресурсы. В значительной мере это относится к малорасходным турбоприводам (МРТП), которые широко применяются в судостроении как вспомогательные двигатели, а также в качестве главных двигателей автономных морских подводных аппаратов. Кроме того, МРТП используются в тех областях техники, где жесткое требование мобильности и массогабаритные показатели ограничивают расход рабочего тела (РТ). Область применения турбоприводов предопределяет необходимость получения высоких удельных мощностей при ограниченных массогабаритных показателях турбоагрегата, что требует больших перепадов энтальпий при сравнительно малых расходах РТ. При таких параметрах, как правило, используются сверхзвуковые малорасходные турбины (МРТ) с полным и парциальным подводом рабочего тела. Использование таких МРТ предъявляет повышенные требования к сопловому аппарату (СА), так как его эффективность оказывает наибольшее влияние на КПД ступени. В настоящее время одна из наиболее актуальных задач — это совершенствование малорасходных осевых турбин с осесимметричными соплами, которые обладают рядом преимуществ перед турбинами с лопаточным направляющим аппаратом с точки зрения их экономичности и технологичности.

Решение задач повышения эффективности турбоприводов требует использования современных достижений науки и техники в судовой энергетике и широкого внедрения результатов исследований в практику конструкторских бюро и заводов [21]. Лидирующее направление в области проектирования новых сложных объектов занимает автоматизация проектирования (САПР), которая позволяет в 2 раза ускорить разработку новой техники. Традиционные методы проектирования и расчетов не достаточно обеспечивают полное соответствие условиям эксплуатации, ограничивают применение методов оптимизации и способов повышения надежности. Развитие и широкое применение информационных и коммуникационных технологий является глобальной тенденцией мирового развития и научно-технической революции последних десятилетий. [134]. Актуальность этой проблемы подтверждена тем, что принята федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002;2010)», утвержденная постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65, в которой намечены сроки, основные направления работы, финансирование, механизм реализации программы, ожидаемые результаты.

Процесс создания новых судовых турбоприводов требует значительных затрат средств, труда и времени. Поэтому закономерно стремление ускорить и удешевить этот процесс за счет автоматизации процесса проектирования [6]. Проблема автоматизации процесса проектирования должна рассматриваться комплексно. На рис. 1 представлена структура комплексной системы автоматизированного производства и эксплуатации технических объектов. Каждая из этих подсистем при относительной независимости, вытекающей из различия целей, взаимодействует с остальными функциональными подсистемами в соответствии с определенными задачами. Исследования и научные разработки необходимо проводить по каждой из подсистем, однако процесс проектирования судовой техники желательно начинать с выбора автоматизированных систем проектирования (АСП). Для этих целей удобно применять предметно — ориентированные системы. Особую роль играет обучение инженерных кадров работе в информационном пространстве, так как автоматизированная система обучения и переподготовки инженерно технических работников замыкается на все подсистемы [44, 53, 88].

Одним из перспективных способов повышения эффективности разработки судовых МРТП является автоматизация процесса проектирования отдельных узлов и всего МРТП в целом с использованием интегрированных САПР (САБ/САМ/САЕ-системы) на основе разработанных проблемно-ориентированных программных комплексов. Поэтому разработка как самой САПР МРТП, так и отдельных ее элементов: математической модели рабочего процесса, оптимизационной и геометрической модели, части конструкторско-чертежной документации, на базе специализированных сред инженерного проектирования является актуальной задачей.

Рис. 1. Структура обобщенной комплексной системы автоматизированного производства и эксплуатации

Цель работы — разработка элементов САПР: математической, оптимизационной и геометрической моделей судовых малорасходных турбоприводов с осесимметричными соплами на базе интегрированных систем автоматизированного проектирования, а также разработка предметно-ориентированных программных приложений для CAD/CAM/CAE — систем.

Объектом исследования является процесс автоматизированного проектирования судовых малорасходных турбоприводов с учетом технологических требований.

Предмет исследования — судовые малорасходные турбоприводы с осесимметричными соплами.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:

1. Разработать и апробировать математическую модель парциальной МРТ с осесимметричными соплами на базе решения прямой задачи турбинной ступени, позволяющие проводить вариантные и оптимизационные расчеты в широком диапазоне геометрических и термодинамических параметров.

2. Разработать компьютерную геометрическую модель соплового аппарата с осесимметричными соплами на базе интегрированной САПР для анализа пространственной компоновки и проверки на технологичность конструкции.

3. Разработать оптимизационную модель судовой МРТ с осесимметричными соплами, позволяющую осуществить формализованный выбор оптимального варианта проточной части с учетом геометрических, термодинамических и технологических ограничений.

4. Разработать компьютерную модель автоматизированного проектирования центробежного турбонасоса.

5. Разработать предметно-ориентированные программные приложения для CAD/CAM/CAE — систем, позволяющие повысить эффективность автоматизированного проектирования элементов судовых турбоприводов.

Основные методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: математического программированияматематического и компьютерного моделированияинтерактивной компьютерной графикистатистической обработки результатов экспериментов.

Научную новизну диссертационной работы составляют:

• результаты математического, геометрического и оптимизационного моделирования парциальных МРТ с осесимметричными соплами;

• математическая модель парциальной сверхзвуковой МРТ;

• компьютерная геометрическая модель соплового аппарата с осесимметричными соплами;

• оптимизационная модель судовой МРТ с осесимметричными соплами;

• компьютерная модель автоматизированного проектирования центробежного турбонасоса;

• методика создания предметно-ориентированных систем автоматизации в среде AutoCAD — AutoLISP и средства повышения эффективности решения прикладных задач в интегрированных САПР.

Научная новизна подтверждена шестью полученными авторскими свидетельствами на разработанные программы для ЭВМ, позволяющими повысить эффективность автоматизированного проектирования элементов судового оборудования.

Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечивается использованием основных законов сохранения энергии и массыопределяется проверкой математической, геометрической и оптимизационной моделей на адекватность, применением современных методов решения экстремальных задач, проведением сравнительных экспериментов, накопленным научным и практическим опытом создания МРТ.

Практическая ценность работы

• Разработанные методика расчета и вычислительный программный комплекс позволяют проводить автоматизированное проектирование судовых МРТ с осесимметричными соплами на номинальном режиме.

• Разработанные алгоритм расчета и его программная реализация, позволяют осуществить выбор оптимального варианта проточной части судовой МРТ с осесимметричными соплами с учетом геометрических, газодинамических и технологических ограничений.

• Разработанный пакет прикладных программ в среде AutoCAD — Auto-LISP, позволяет проводить автоматизированное проектирование малорасходных турбоагрегатов, в том числе центробежных турбонасосов.

• Разработанная методика позволяет создавать предметно-ориентированные системы автоматизации в среде AutoCAD — AutoLISP, а пакет прикладных программ позволяет повысить эффективность решения прикладных задач в интегрированных САПР.

Личный вклад автора. При непосредственном участии автора проводились: постановка задач исследованияразработка математической и оптимизационной моделей МРТсоздание программного комплекса по оптимальному проектированию с условием технологичности изготовления МРТ с осесимме-тичными сопламиразработка компьютерной модели центробежного турбонасосаразработка средств, повышающих эффективность автоматизированного проектирования элементов судовых турбоприводов.

Апробация работы осуществлялась в Морском государственном университете имени адм. Г. И. Невельского, Дальневосточном государственном техническом рыбохозяйственном университете. Основные результаты работы докладывались и обсуждались на международных, российских научно — технических конференциях и симпозиумах: на 28-м международном симпозиуме «Инженерная педагогика 99», Стамбул, Турция, 1999; Международной научной конференция «Рыбохозяйственные исследования мирового океана», Владивосток, 1999; 9-ой международной конференции «Информационные технологии в образовании», Москва, 1999; VI международной конференции «Современные технологии обучения», Санкт — Петербург, 2000; 3-ей международной научной конференции «Рыбохозяйственные исследования мирового океана», Владивосток, 2005.

Реализация результатов работы: пять актов внедрения.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 16 печатных работ, в том числе: статья в рецензируемом научном журнале «Известия ТИНРО» — 4 авторских свидетельства о регистрации программ в Реестре программ для ЭВМ Российского агентства по патентам и товарным знакам- 2 авторских свидетельства об отраслевой регистрации разработок в Государственном координационном центре информационных технологий, зарегистрированных в Отраслевом фонде алгоритмов и программ.

На защиту выносятся.

1. Математическая модель парциальной МРТ с осесимметричными соплами на базе решения прямой задачи турбинной ступени.

2. Компьютерная геометрическая модель CA с осесимметричными соплами на базе интегрированной САПР для анализа пространственной компоновки и проверки технологичности конструкции.

3. Оптимизационная модель судовой МРТ с осесимметричными соплами.

4. Компьютерная модель автоматизированного проектирования центробежного турбонасоса.

5. Результаты разработки предметно-ориентированных программных приложений для CAD/CAM /CAE — систем.

Выводы по четвертой главе:

1. Разработан программный комплекс, способствующий эффективному внедрению компьютерных технологий в процесс подготовки специалистов и внесены изменения в интерфейс AutoCAD для работы с программным комплексом.

2. Разработаны программные средства автоматизированного проектирования резьбовых соединений в среде AutoCAD, которые дают экономию времени.

3. Разработаны программы дополнительных команд AutoCAD, которые внесены в банк данных.

4. Разработаны программы для автоматизированного выполнения чертежей деталей запорной арматуры.

5. Методы мультимедиа в системах «LECTOR» и «ГЕОМЕТР» способствуют подготовке специалистов к автоматизированному проектированию.

6. Автоматизированное проектирование МРТ опирается на систему взаимосвязанных программных комплексов. Широкие возможности современных интегрированных САПР делают реальным комплексное решение задач, связанных с повышением эффективности МРТ.

7. Предложена методика разработки предметно-ориентированных систем в среде AutoCAD — AutoLISP и комплекс программ для CAD/CAM-систем, позволяющие повысить эффективность автоматизированного проектирования элементов судовых турбоприводов.

Реализовано эффективное применение разработанного автоматизированного комплекса при подготовке соответствующего инженерного персонала к работе с программными блоками, включающими в себя ММ, и показаны методы освоения САПР разного направления. Проведенные эксперименты показали эффективность использования автоматизированных систем при освоении компьютерных технологий по сравнению с традиционными методами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Разработана математическая и оптимизационная модели газодинамических характеристик парциальных МРТ с осесимметричными соплами на базе решения прямой задачи турбинной ступени, позволяющие проводить вариантные и оптимизационные расчеты в составе интегрированных САПР.

2. Проведенная апробация ММ МРТ по результатам экспериментальных исследований различных авторов в широком диапазоне геометрических и термодинамических параметров показала хорошее совпадение расчетных значений с экспериментальными данными. Абсолютная погрешность расчетных значений составляет не более 2.5%. Это позволяет использовать ее для автоматизированного проектирования новых МРТ.

3. Проведенный численный эксперимент на оптимизационной модели показал, что предложенный подход к оптимизации МРТ на основе прямой задачи турбинной ступени позволяет снизить расход топлива (увеличить автономность) при условии обеспечения заданной мощности энергетической установки и автоматически решает проблему выбора расчетного скоростного режима при неоптимальных значениях параметра U/Co*.

4. Разработана геометрическая модель соплового аппарата с осесимметричными соплами на базе интегрированной САПР в среде AutoCADAutoLISP, позволяющая производить пространственную компоновку и проверку на технологичность конструкции.

5. Разработан алгоритм оптимизационной модели судовой МРТ с осесимметричными соплами, позволяющий осуществить формализованный выбор оптимального варианта проточной части с учетом геометрических, газодинамических и технологических ограничений. Эта задача решена при разделении всей совокупности независимых геометрических параметров С, А на две части:

• определяющие параметры (a, h A th d^ fc, dh т, Dlcp, zc, пвх, 0onm), которые могут варьироваться в широком диапазоне и изменение которые сильно влияет на эффективность МРТ;

• конструкторско-технологические параметры (d вХ) I вх, г кр, R/rkPi hJfkp, R), для которых существует узкая область возможных значений, определенная на основе опыта проектирования сверхзвуковых МРТ, в пределах которой обеспечивается высокий уровень экономичности СА и слабое влияние этих параметров на потери в соплах.

При указанных условиях оптимизация газодинамических характеристик судового турбопривода осуществляется по основным определяющим параметрам, а удовлетворение технологических требований осуществляется по конст-рукторско-технологическим параметрам с небольшой (до 1−1.5% КПД МРТ) потерей экономичности работы турбопривода.

6. Разработана компьютерная модель автоматизированного проектирования центробежного турбонасоса — потребителя механической энергии турбины (в составе турбопривода), позволяющая проводить автоматизированное проектирование малорасходных турбоприводов с позиций системного подхода.

7. Предложена методика разработки предметно-ориентированных систем в среде AutoCAD — AutoLISP и комплекс программ для CAD/CAM-систем, позволяющие повысить эффективность автоматизированного проектирования элементов судовых турбоприводов.

Реализовано эффективное применение разработанного автоматизированного комплекса при подготовке соответствующего инженерного персонала к работе с программными блоками, включающими в себя ММ, и показаны методы освоения САПР разного направления. Проведенные эксперименты показали эффективность использования автоматизированных систем при освоении компьютерных технологий по сравнению с традиционными методами.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В.Х. Теория авиционных газовых турбин. М.: Машиностроение, 1979. — 246 с.
  2. , В.И., Филиппов, Г.А., Фролов, В. В. Тепловой расчет турбин. -М.: Машиностроение, 1974. 184 с.
  3. Автолисп версии 10. Руководство по программированию. -AUTODESK Limited, London, 1989. 180 с.
  4. Автолисп версии 12. Руководство программиста. AUTODESK BV, Switzerland, 1992.-251 с.
  5. , Т.Н., Муругов, B.C. Морские подводные двигатели. М.: Транспорт, 1964. — 124с.
  6. , А. В. Механизация и автоматизация проектно конструкторских работ. М.: Машиностроение, 1973. — 192 с.
  7. , В.Н., Шкляр, В.А. Определение профильных потерь в решетках осевых турбин // Энергетическое машиностроение. -1986. Вып. 42. С. 27 — 35.
  8. , Л.В., Тырышкин, В.Г. Комбинированные установки с газовыми турбинами. Л.: Машиностроение, 1982. -247 с.
  9. , Г. К., Симашов, Р. Р. Судовые центробежные насосы: Конструкция и расчет: Уч. пос. Владивосток: Дальрыбвтуз, 2000. 81 с.
  10. , A.C., Караханьян, В.К. Гидродинамика вспомогательных трактов лопастных машин. М.: Машиностроение, 1982. — 112 с.
  11. , О. М. Разработка метода синтеза 3D моделей изделий по информации, регламентированной ЕСКД. Дисс. канд. техн. наук. Н-Новгород, 1995.-200 с.
  12. , Л. У. Методика использования современных средств визуализации. Казань, 1999. 96 с.
  13. , И.И., Мышкис, А.Д., Пановко, Я. Г. Механика и прикладная механика: логика и особенности приложений математики. М.: Наука, 1990.-360 с.
  14. , Ю. А., Борков, В. М., Гаврилов, В.М. и др. Самоходные необитаемые подводные аппараты / под общей ред. И. Б. Иванникова. Л.: Судостроение, 1986.-264 с.
  15. , A.B., Говорущенко, Ю.Н. Основы теории оптимального проектирования проточной части осевых турбин. -X.: Выща шк., 1989. 217 с.
  16. , В. П. Геометрия. САПР. МГУ им. адм. Г. И. Невельского, Владивосток, 2004. 386 с.
  17. , И. А. Исследование и разработка технологии автоматизированного проектирования в интегрированных конструкторских САПР. Ав-тореф. дисс. канд. техн. наук. С — Петербург, 1993. — 30 с.
  18. , H.H., Емин, О.Н. Выбор параметров и расчет маломощных турбин для привода агрегатов. -М.: Машиностроение, 1972. 228 с.
  19. Ваншейд, т В. А. Конструирование и расчеты прочности судовых дизелей. JL: Судостроение, 1969. 640 с.
  20. , А. Г. Судовые турбомашины. Устройство и эксплуатация. М: Транспорт, 1971.-384 с.
  21. Высшее техническое образование: мировые тенденции развития, образовательные программы, качество подготовки специалистов, инженерная педагогика / под редакцией В. М. Жураковского М., 1998. — 304 с.
  22. , A.B., Субботович, В.П. Методика выбора оптимальных расчетных режимов при проектировании ступеней турбины, работающей с переменными расходами пара// Энергетическое машиностроение. -1988. № 45. — С. 7−14.
  23. , С. А. Программирование на языке Автолисп в системе САПР Автокад. М., «Диалог- МИФИ», 1991. — 96 с.
  24. , Л. Г. Сообщение о международной конференции по компьютерной графике и визуализации ГРАФИКОН-94// Тез. докл. Росс, конф
  25. Проблемы методологии и методики применения компьютерных технологий в графических дисциплинах" М., 1995.- С10−14.26. «Графикон 99″: 9 м межд. конф. по компьютерной графики и машинному зрению: тр. конф. — М., Диалог — МГУ, 1999. — 114 с.
  26. , М.Е., Трояновский, Б.М. Исследование и расчеты ступеней осевых турбин. М.: Машиностроение, 1964. — 628 с.
  27. , М.Е., Филиппов, Г.А., Лазарев, Л. Я. Атлас профилей решеток осевых турбин. М.: Машгиз, 1965. — 96 с.
  28. , Д. К. Методы проектирования. М.: Мир, 1986. — 326 с.
  29. , Л.А. Гидродинамическое сопротивление и теплоотдача вращающихся тел. М.: Физматгиз, 1960. — 260 с.
  30. , В.И., Лелюх, H.H., Бабак, Л.Н., Ваулин, Ю.В., Щербатюк,
  31. A.Ф. О применении необитаемых подводных аппаратов для исследованя водных экосистем.// Подводные технологии. 2005. — № 1. — С. 59 — 67.
  32. , С. Н. Исследование и разработка диалоговой графической системы для акгоматизации работ конструктора. Дисс. канд. техн. наук.-Л., 1990.-146 с.
  33. , О.Н., Зарицкий, С.П. Воздушные и газовые турбины с одиночными соплами. М.: Машиностроение, 1975. — 216 с.
  34. , Г. В., Марченко, Ю.А., Терентьев И. К. Тепловые расчеты паровых и газовых турбин с помощью ЭВМ.-Л: Машиностроение, 1961.-290 с.
  35. , В. М., Приходько, В. М., Луканин, В. Н., Мануйлов,
  36. B. Ф., Митин, Б. С., Федоров, И. В., Вражнова, М. Н. Высшее техническое образование в России: история, состояние, проблемы развития. М., „РИК Русанова“, 1997.-200 с.
  37. , С. А. Современные средства визуализации информации на вузовской лекции. Киев: Выща школа, 1989. — 146 с.
  38. , С.А., Либерман, М.А., Симкин, М.А., Сироткин Я. А. // Энергомашиностроение. 1978. — № 7. — С. 13−15.
  39. , А. Д., Ижванов, Ю. JI. Образование в мире и в России на базе компьютерных сетей и информационных технологий: достижения и перспективы. Лекция доклад. М.: Исслед. центр, 1998. — 12 с.
  40. , А. Д., Ижванов, Ю. JL, Кривошеев, А. О. Перспективные информационные технологии в концепции информатизации высшего образования // Компьютерные технологии в высшем образовании. Сб. науч. тр. М.: МГУ, 1994.-С. 10−16
  41. , А. А. Автоматизированное размещение информации в 2D графических системах. Дисс. канд. техн. наук. -Н. Новгород, 1996. 141 с.
  42. , А. П., Шестериков, Э. JI. Организация и использование видео- компьютерных систем в компьютерной технологии обучения/ Сб. науч. тр. Международн. семинара „Разработка компьютерных технологий обучения и их внедрение“. Киев, 1991.
  43. Информационные технологии и проблемы микроэлектроники. Сб науч. тр. МГИЭТ (ТУ). -М., 1999. 98 с.
  44. , А. К. Исследование и разработка методов и средств предикативной обработки проектной документации в САПР. Дисс. канд. техн. наук. Ульяновск', 1997. — 178 с.
  45. , Е. Н. Основы систем автоматизированного проектирования. Тамбов: ТГТУ, 1996. — 40 с.
  46. , И.С., Кукоба, Н.П. Влияние формы сопла Лаваля на КПД агрегатных микротурбин // Изв. ВУЗов. Энергетика. № 5. — 1988. — 53 с.
  47. , И.И. Теория турбомашин. Л: Машиностроение, 1972. — 536 с.
  48. , И.И., Кириллов, А.И., Теория турбомашин. Примеры и задачи. Л: Машиностроение, 1974. — 320 с.
  49. , И.И., Родин К. Г., Бусурин, В.Н., Раков, Г. Л. Влияние шага осесимметричных сопел на эффективность соплового аппарата и турбинной ступени. // Изв. ВУЗов, Авиационная техника. № 5. — 1985. — С. 28−32.
  50. Компьютерная графика и геометрическое моделирование в САПР: Сб. науч. тр. Вып. 11. СПб.: ПИМ, 1997. — 173 с.
  51. , В. Н. Автоматизация проектирования образовательного процесса в области САПР с использованием методов экспертного оценивания. Дисс. канд. техн. наук. Воронеж, 1996. — 190 с.
  52. Кречко, Ю. A. AutoCAD: программирование и адаптация. М.: „ДИАЛОГ — МИФИ“, 1995. — 235 с.
  53. , Ю. А., Полищук В. В. АВТОКАД. Курс практической работы: Диалог МИФИ, 1994.
  54. , В. В. Средсва автоматизированного проектирования судовых механизмов. Дисс. докт. техн. наук. Владивосток, 1996. — 340 с.
  55. , А.Г. Теория судовых паровых и газовых турбин. Л.: Судостроение, 1970. — 592 с.
  56. Лантух Лященко, А.И., Высокович, Е. В. Введение в AutoCAD версии 12, 13: Книга первая.- М.: ЭКОМ, 1996. — 352 с.
  57. , К. Л. Методы оптимизации проточных частей осевых тепловых турбин. М.: НИИЭинформэнергомаш, 1984. — 38 с.
  58. , К. Л. Оптимизация проточных частей многоступенчатых турбин. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета. 1992. — 196 с.
  59. Лашко В. А, Кучин С. Н. Совершенствование проточной части ра-диально-осевой турбины с повышенной степенью радиальности // Вопросы повышения эффективности судовых технических средств: Тез.докл. регион.науч.-техн. конф. Владивосток, 1990. — с. 49−50.
  60. В.А. Проектирование проточных частей центростремительной турбины комбинированного двигателя внутреннего сгорания: Учеб. пособие. Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 2000. — 135 с.
  61. , Г. Б., Попырин, Л. С. Методы математического моделирования и оптимизации теплоэнергетических установок. -М.: Наука, 1972.-248 с.
  62. , А. А. Центробежные и осевые насосы. М., Л.: Машиностроение, 1966. -364 с.
  63. , В.И., Максутова. М.К., Стрункин, В. А. Газовые турбины двигателей летательных аппаратов. М.: Машиностроение, 1991. — 512 с.
  64. , А. А. Автолисп и его применение в начертательной геометрии и инженерной графике. Уч. пос. Омск, 1994. — 60 с.
  65. , Н.Т. Программа курса компьютерных лекций „LECTOR“. Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ № 2 001 611 648 от 04.12.2001// Реестр программ для ЭВМ. М.: Российское агентство по патентам и товарным знакам, 2001.
  66. , Н.Т. Программа моделирования резьбовых соединений. Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ № 2 002 610 310 от 04.03.2002// Реестр программ для ЭВМ. М. Российское агентство по патентам и товарным знакам, 2002.
  67. , Н.Т. Комплекс программ дополнительных команд Авто-када. Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ № 2 002 610 311 от 04.03.2002// Реестр программ для ЭВМ. М.: Российское агентство по патентам и товарным знакам, 2002 г.
  68. , Н.Т. „Центр“ система автоматизированного проектирования рабочих колес судовых центробежных насосов» Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ № 2 004 611 129 от 07.05.2004// Реестр программ для ЭВМ. М.: ФИПС, 2004.
  69. , Н.Т. Свидетельство об отраслевой регистрации разработки № 3272 Государственного координационного центра информационных технологий на разработку «ГЕОМЕТР" — электронный учебник- Отраслевой фонд алгоритмов и программ.
  70. , Н.Т. Автоматизированное проектирование рабочих колес судовых центробежных насосов: Материалы III международной научной конференции. Владивосток, 19−21 мая 2005 г.
  71. Н. Т. Введение в Автокад версии 12: Уч. пос. Владивосток: Дальрыбвтуз, 1998. 150 с.
  72. Н. Т. Компьютерные лекции по начертательной геометрии: Уч. пос. Владивосток: Дальрыбвтуз, 2001. 208 с.
  73. Н. Т. Автолисп язык программирования в Автокаде: Уч. пос. Владивосток: Дальрыбвтуз, 1999. — 57 с.
  74. Н. Т. Компьютерная технология на занятиях по теме «Резьбовые соединения». Тез. межвуз. научно- метод, конф. «Наука и учебный процесс». Владивосток, Дальрыбвтуз, 1996. -1 том С. 27.
  75. Н. Т. Подготовка специалистов в соответствии с требованиями научно технического процесса. Тез. межвуз. научно- метод, конф. «Наука и учебный процесс». Владивосток, Дальрыбвтуз, 1996. — I том — С. 3132.
  76. Н. Т. Методические особенности преподавания системы Автокад последних версий. Материалы шестой регион, научно метод, конф. «Современные проблемы высшего образования в странах АТР». Владивосток, ДВГТУ, 1998 год.-С. 194- 196.
  77. Н. Т. Исследование эффективности использования компьютерных лекций при изучении инженерной графики. Тез. VI межд. конф. «Современные технологии обучения». С Пб., 2000. — Ч. 1 — С. 204 -206.
  78. , Н.М., Теория и расчет лопаточного аппарата осевых тур-бомашин. Л.: Машиностроение, 1966. — 240 с.
  79. , Э. А., Суровцев И. Г. Конструирование и расчет на прочность. М.: Машиностроение, 1990. — 400 с.
  80. Наука и учебный процесс. Тез. межвуз. научн. метод, конф. Владивосток, 1996. -1 том — 105 с.
  81. Новые информационные технологии и их аппаратно методическое обеспечение. Сб. учебно — метод, тр. — Челябинск: ЧГТУ, 1997. — 116 с.
  82. , А. М. Обработка графической информации в САПР. -Уч. пос. М.: МЛТИ, 1992. 100 с.
  83. , Б. В., Боровский, Б. И. Теория и расчет агрегатов питания жидкостных ракетных двигателей. М.: Машиностроение, 1986. — 376 с.
  84. , А.И., Семенков, О.И. Основы построения систем автоматизированного проектирования: Учебник для вузов. Киев: Выща школа, 1985.- 294 с.
  85. , Р. М., Батурин, С. А., Исаков, Ю. Н. и др. Элементы систем автоматизированного проектирования ДВС: Алгоритмы прикладных программ / под ред. P.M. Петриченко. Л.: Машиностроение, 1990. — 328 с.
  86. , В. В., Нинциева, Г. В. Использование автоматизированных систем в учебном процессе. Уч. пос. Л.: ЛФЭИ, 1990. — 32 с.
  87. , Л. С. Математическое моделирование и оптимизация теплоэнергетических установок. М.: Энергия, 1978. — 416 с.
  88. Проблема оценки качества подготовки специалистов на базе компьютерных технологий: Сб. науч. ст./ Иссл. центр Гос.ком.обрУ-М, 1993.-204с.
  89. Проблемы методологии и методики применения компьютерных технологий в графических дисциплинах: Тез. докл. Росс. конф.-М., 1995.- 114 с.
  90. Разработка компьютерных технологий обучения и их внедрение. Сб. науч. тр. АН УССР Институт кибернетики им. В. МГлушкова.-Киев: ИК, 1991.-83 с
  91. , Г., Рейвиндран, А., Рэгсдел, К. Оптимизация в технике / пер. с англ. М.: Мир, 1986.
  92. , К. Г., Носов, В.В., Раков Г. Л. Газодинамические характеристики сопловых аппаратов с цилиндрическими соплами парциальных сверхзвуковых турбин // Изв. ВУЗов. Энергетика. 1981. — № 4. — С. 106 — 109.
  93. , Э. Т., Сидорова, Т. М., Сидоров, С. Ю. AutoCAD. Практическое руководство: -М.: ДМК, Радио и связь, 1998.
  94. , Э. Т. и др. Компьютерная технология инженерной графики в среде AutoCad-12, AutoLisp «язык» инженера. Интерфейс пользователя. — Уч. пос. М.: МГИЭТ, 1996. — 100 с.
  95. , Э. Т. и др. Инженерная и компьютерная графика. М.: Высш. шк., 1996.-370 с.
  96. , Э. Т. Методологические основы автоматизации разработки и выполнения проектно конструкторской и другой графической документации РЭА на базе компьютерных технологий. Дисс. докт. техн. наук. — М., 1997.- 106 с.
  97. Рыбохозяйственные исследования Мирового океана: Тр. межд. на-учн. конф. Владивосток: Дальрыбвтуз, 1999. 144 с.
  98. , P.P., Бусурин, В.Н., Рассохин, В. А. Газодинамический расчет сверхзвуковой ступени турбины, работающей в переменном режиме // Тез. научн.-техн. конф. «Вопросы повышения эффективности судовых технических средств». Владивосток, 1990. С. 15−20.
  99. , P.P., Бусурин, В.Н., Рассохин, В. А. Оптимальное проектирование многоцелевых, многорежимных, автономных энергетических установок // Тез. научн.-практ. конф. «проблемы транспорта Дальнего Востока». Владивосток, 1995.-С. 19.
  100. , P.P., Морозова, Н. Т. Оптимизация малорасходных турбин в составе энергетических установок автономных подводных аппаратов для разведки и исследования морских биоресурсов // Известия ТИНРО. Т. 145. Владивосток, 2006. С. 381−396.
  101. , P.P., Морозова, Н.Т. Элементы САПР судовых малорасходных турбоприводов. Материалы III Международной научной конференции. Владивосток, 19−21 мая 2005 г. С. 22.
  102. , Я.А. Поверочный расчет многоступенчатых паровых турбин // Теплоэнергетика. 1982. — № 12. — С. 21 — 24.
  103. Сироткин, Я. А. Одномерный проверочный аэродинамический расчет охлаждаемых газовых турбин // Известия АН СССР. Энергетика и транспорт. 1980.-№ 1.-С. 137 -148.
  104. , А. В. и др. АВТОКАД для новичков и профессионалов: Финансы и статистика, 1991.
  105. , Ф.Л. Оптимальное автоматизированное проектирование проточных частей осевых турбин. Киев: Наука думка, 1989. — 176 с.
  106. , В.П. Об оптимизации группы турбинных ступеней и решений прямой задачи расчета течения по среднему диаметру по единой вычислительной схеме //Энергетическое машиностроение. 1990. — № 49. -С. 28−31.
  107. Судовые насосы: Метод, разработка. Герасимов.А.П., Нагорняк B.C. Владивосток, 1983. — 26 с.
  108. , Р.К. Численное исследование течения в осесимметричных соплах Лаваля, включая режимы перерасширения с отрывом потока// Изв. АН СССР. Механика жидкости и газа. № 3. — 1978. — с. 161−165.
  109. , Б.А., Столярова С. Ф. Определение оптимальных вариантов судового ГТД // Труды ЖИ: Автоматизация проектирования судовых энергетических установок. Л.: Изд-во ЛКИ, 1989. — С. 50−59.
  110. , A.M. Теория судовых турбин.- Л.: Судостроение, 1985.-472 с.
  111. Транспортные машины с газотурбинными двигателями /Н.С. Попов, СЛ. Изотов, В. В. Антонов и др. Л.: Машиностроение, 1987. — 259 с.
  112. , А.П. Методы оптимизации при доводке и проектировании газотурбинных двигателей. -М.: Машиностроение, 1979. 184 с.
  113. , А. П., Басов, К. А. AutoCAD 2000: практический курс. М.: «ДЕСС КОМ», 2000. 431 с.
  114. , Ю.В., Лапшин, K.JL, Гаев В. Д. К выбору оптимального режима ЦВД влажнопаровой турбины с большими нерегулируемыми отборами пара // Теплоэнергетика. -1988. -№ 11. С. 64−65.
  115. Финкельштейн, Элен. AutoCAD 2000. Библия пользователя.: Пер. с англ. -М.: «Вильяме», 2000. 1040 с.
  116. , Г. А., Пряхин, В.В. К расчету расходных характеристик сопловых аппаратов //Теплоэнергетика. -1965. -№ 11. С. 29−34.
  117. , Г. А. и др. Исследования и расчеты турбин влажного пара /Г.А. Филиппов, O.A. Поваров, В. В. Пряхин. М.: Энергия, 1973. — 232 с.
  118. Фомин, Ю. Я, Горбан, А.И., Добровольский, В.В., Лукин А. И. и др. Судовые двигатели внутреннего сгорания: Учебник / Л.: Судостроение, 1989. — 344 с.
  119. , В.В., Игнатьевский, Е.А. О краевых потерях энергии в турбинных ступенях с парциальным впуском // Теплоэнергетика. -№ 1. -1971. -С. 77−79.
  120. , В.М., Декин, Б.Г., Занько, О.Н., Писклов, В. Т. Судовые вспомогательные механизмы системы: Учеб. для вузов/-М:Транспорт, 1992−319с.
  121. , И. В. Совершенствование методов автоматизации проектирования газотурбинных установок. Дисс. док. техн. наук Омск, 2004. -340 с.
  122. , Дж. X. Осевые турбины. М.: Машиностроение, 1972. -212 с.
  123. А.Б. Потери от парциальности и методы их снижения в малоразмерных турбоприводах: Дис.канд. техн. наук / Нижегор. политех, ин-т -Н.-Н., 1992.- 198 с.
  124. А.Ю. Методологические основы построения систем автоматизированного проектирования двигателей внутреннего сгорания: Учебное пособие. Л.: ЛПИ, 1989. — 84 с.
  125. В.А. Исследование активных парциальных турбин //Теплоэнергетика. -1963. -№ 10. -С. 10−13.
  126. С. Н., Голиков В. А. Расчет центробежных и осевых насосов лопастных гидромашин: Уч. пос. JL: ЛГТУ, 1990. 76 с.
  127. Е. Н., Михеев Е. Г., Лалаев Г. Г. и др. Судовые вспомогательные механизмы: Учеб. для мореходных и арктического училищ/. М.: Транспорт, 1984. — 309 с.
  128. , A.B. Паровые турбины. М.: Энергия, 1976. — 368 с.
  129. A.B., Кирюхин В. И. Регулирующие ступени скорости малой и средней мощности //Теплоэнергетика. 1961. — № 9. — с. 36 — 40.
  130. Электронная Россия: федеральная целевая программа, постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65.
  131. В. С., Горлов А. А., Симинский В. В. Электроэнергетические установки подводных аппаратов. Л.: Судостроение, 1987. — 208 с.
  132. AutoCAD RELEASE 12. Справочное пособие по системе Автокад: AUTODESK BV, 1995. 620 с.
  133. AutoCAD RELEASE 12. Учебное пособие по системе Автокад: AUTODESK BV, 1995. 540 с.
Заполнить форму текущей работой