Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Моделирование и оптимизация инструментов эколого-экономического регулирования производственных выбросов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. Экономические преобразования начала 90-х годов привели к резкому снижению влияния государства на процессы регулирования промышленного производства, что привело к возникновению целого ряда проблем финансового, организационно-экономического, законодательного и политического характера, последствия которых ощутимы и в наше время. Наиболее заметно негативное воздействие этих проблем… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. НЕГАТИВНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МЕТОДЫ ИХ НЕЙТРАЛЬЗАЦИИ
    • 1. 1. Частные и общественные издержки, отрицательные экстерналии и неэффективность рынка
    • 1. 2. Формы государственного вмешательства и интернализация внешних эффектов
    • 1. 3. Экономическое стимулирование снижения негативного воздействия производственных процессов на окружающую среду
  • ГЛАВА 2. МОДЕЛИРОВАНИЕ И РАНЖИРОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КАК СТИМУЛЯТОРОВ РАЗРАБОТКИ БОЛЕЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
    • 2. 1. Экономико-математическая модель регулирования выбросов производственного сектора и разработки более экологически чистых технологических процессов научно-исследовательским сектором
    • 2. 2. Реализация эколого-экономической политики с использованием экологических налоговых платежей
    • 2. 3. Численный анализ эффективности инновационного технологического процесса
  • ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗЛИЧНЫХ СХЕМ И ИНСТРУМЕНТОВ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
    • 3. 1. Эффективность рынка экологически чистых технологий при использовании в качестве инструмента экологической политики продаваемых разрешений на выбросы загрязняющих веществ
    • 3. 2. Анализ эффективности фиксированного и корректируемого технологического стандарта на выбросы как инструментов экологического регулирования
    • 3. 3. Налогообложение фирм-загрязнителей и субсидирование отрасли, разрабатывающей инновационные экологически чистые технологии
      • 3. 3. 1. Оптимум с точки зрения максимизации национального благосостояния
      • 3. 3. 2. Комбинированная схема экологического налогообложения и субсидирования предприятий производственного сектора
      • 3. 3. 3. Комбинированная схема экологического налогообложения и субсидирования организаций научно-исследовательского сектора
      • 3. 3. 4. Влияние экономических искажений при осуществлении общественных трансфертов

Моделирование и оптимизация инструментов эколого-экономического регулирования производственных выбросов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Экономические преобразования начала 90-х годов привели к резкому снижению влияния государства на процессы регулирования промышленного производства, что привело к возникновению целого ряда проблем финансового, организационно-экономического, законодательного и политического характера, последствия которых ощутимы и в наше время. Наиболее заметно негативное воздействие этих проблем на промышленный сектор экономики: остановился рост числа внедряемых прогрессивных технологий, резко замедлился процесс обновления производственных мощностей, снизились значения показателей, характеризующих уровень развития промышленного производства, ухудшилась технологическая структура инвестиций и т. д. Постепенная стабилизация экономической ситуации в стране привела к определенному улучшению положения и в сфере промышленного производства. Стала осознаваться важность проблемы совершенствования управления развитием промышленных предприятий, необходимость применения моделей, методов и инструментальных средств поддержки принятия управленческих решений. Очень часто внешние издержки трудно оценить количественно, т. е. придать им денежное выражение. Как правило, они представляют собой издержки для общества, а иногда — и для будущих поколений. Проблемы экстерналий, а также тесно связанные с ними «провалы рынка», т. е. ситуации невозможности автоматического отражения в цене экономической ценности экологических ресурсов, являются одними из главных для современной экономики. Одним из подходов к защите окружающей среды является использование рынка. Ведь, как отмечал еще А. Пигу, когда предельные общественные издержки больше предельных частных затрат, то госрегулятор должен облагать налогом товар или экономическую деятельность, имеющую отношение к дополнительным издержкам, для последующего отражения в цене этих внешних издержек.

Однако основными трудностями в реализации на практике системы А. Пигу является, как известно, отсутствие корректного математического обоснования эффективности использования конкретных инструментов регулирования эколого-экономической деятельности. Поэтому результаты диссертационного исследования, разработанные автором модели и методы анализа эффективности инструментов государственного регулирования вредных производственных выбросов — продаваемых разрешений на загрязнение и использование в качестве регулирующего инструментария целенаправленного налогообложения — представляют большой теоретический и прикладной интерес.

Степень разработанности проблемы. Анализу взаимосвязи экономических и экологических проблем, определению показателей эффективности природопользования и охраны окружающей среды, анализу экологических издержек хозяйственной деятельности, а также определению экономического ущерба от загрязнения окружающей среды и экономического оптимума загрязнения окружающей среды посвящены труды отечественных ученых Бобылева С. Н., Герасимовича В. Н., Глухова В. В., Глушковой В. Г., Голуба A.A., Дудова A.C., Лисичкиной Т. В., Макара C.B., Минца A.A., Нестерова А. П., Нестерова П. М., Папенова К. В., Русина И. И., Тяглова С. Г., Ходжаева А. Ш. и др., также зарубежных ученых Бейтмана И., Вэриана X., Гулдера JL, Кроппера М., Отса У., Пирса Д., Робинсона Н., Скотта Э., Тайтенберга Т. и др.

Методам административного регулирования в области разработки экологических нормативов и стандартов и административно-контрольным механизмам управления снижением негативного воздействия производственных процессов на окружающую среду, а также принципам определения платы за пользование окружающей средой и за выбросы загрязняющих веществ посвящены работы отечественных и зарубежных ученых Биглайзера Ж., Блэкмана А., Витта М. Б., Герасимовича В. Н., Голуба A.A., Гофмана К. Г., Гусева A.A., Дасгупты П., Джаффе А., Коуза Р.,.

Овчинниковой Н.В., Петракиса Е., Пигу А., Скотта Э., Смита Ф., Солоу Р., Струковой Е. Б., Стэвинса Р., Тарнера К., Тихонова О. В., Ульфа Д., Фишера А. и др.

Проблемы взаимодействия экономического роста и окружающей среды, механизмы государственного стимулирования инвестиций в экологически чистые технологии исследуются в работах Бобылева С. Н., Бовенберга А., Гроссмана Ж., Дорнбуша Р., Коскела Е., Крюгера А., Нордхауса У., Наталухи И. А., Перри Я., Потерба Дж., Реквейта Т., Сандмо А., Смалдерса С., Скитер Н. Н., Стиглица Дж., Тарновского С., Элайсона Л. и др.

Наряду с этим, недостаточно исследованы проблемы оптимального эколого-экономического регулирования при наличии рынка инновационных более экологически чистых технологических процессов и услуг. Важна проблема исследования эффективности таких инструментов снижения воздействия производственной деятельности на окружающую среду, как продаваемые квоты на загрязнение и налогообложение производственных предприятий. Решение этих проблем требует создания адекватных экономико-математических моделей, что и определяет тему и постановку задач диссертации.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются производственные предприятия, загрязняющие окружающую среду, и научно-исследовательские организации, разрабатывающие экологически чистые технологические процессы. Предметом исследования являются процессы эколого-экономического регулирования.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационного исследования заключается в анализе эффективности и оптимизации различных инструментов и схем реализации эколого-экономической политики. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

— разработка экономико-математических моделей регулирования выбросов производственного сектора и разработки более экологически чистых технологических процессов научно-исследовательским сектором;

— моделирование и ранжирование инструментов эколого-экономического регулирования как стимуляторов разработки более экологически чистых технологических процессов;

— анализ эффективности различных схем и инструментов эколого-экономического регулирования (реализация эколого-экономической политики с использованием экологических налоговых платежей, эффективность рынка экологически чистых технологий при использовании в качестве инструмента экологической политики продаваемых разрешений на выбросы загрязняющих веществ, эффективность фиксированного и корректируемого технологического стандарта на выбросы как инструментов экологического регулирования);

— анализ эффективности комбинированной схемы экологического налогообложения и субсидирования предприятий производственного сектора;

— анализ эффективности комбинированной схемы экологического налогообложения и субсидирования организаций научно-исследовательского сектора.

Теоретическая и эмпирическая база исследования.

Диссертационное исследование основывается на фундаментальных исследованиях отечественных и зарубежных ученых по региональной экономике, теории внешних эффектов и несостоятельности рынка, фискальному федерализму, экономике благосостояния, теории предприятия, теории налогообложения, методам оптимизации.

Информационно-документальной базой исследования послужили статистические материалы Федеральной службы государственной статистики, законодательные акты Российской Федерациирешения и нормативные акты Правительства Российской Федерации и Министерства природных ресурсов РФ, регулирующие загрязнение окружающей среды субъектами рынка в процессе их производственной деятельностиматериалы научно-практических конференций, публикации в периодической печати, тематические Интернет-ресурсы.

Представленное диссертационное исследование выполнено в рамках п. 1.4 «Разработка и исследование моделей и математических методов анализа микроэкономических процессов и систем: отраслей народного хозяйства, фирм и предприятий, домашних хозяйств, рынков, механизмов формирования спроса и потребления, способов количественной оценки предпринимательских рисков и обоснования инвестиционных решений» паспорта специальности 08.00.13 — Математические и инструментальные методы экономики.

Методы исследования В диссертации, в рамках системного подхода, использовались различные методы и приемы экономических исследований: экономико-математического моделирования, теории динамической оптимизации, теории игр, теории полезности, анализа обыкновенных дифференциальных уравнений и дифференциальных уравнений в частных производных, сравнительной статики равновесия, графический, расчетно-конструктивный.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в развитии методов экономико-математического моделирования и оптимизации инструментов и схем эколого-экономического регулирования. В диссертации получены следующие результаты:

— разработана экономико-математическая модель регулирования загрязнения окружающей среды производственными предприятиями, учитывающая наличие научно-исследовательского сектора, разрабатывающего инновационные технологии сокращения вредных выбросов, которая позволяет оптимизировать эколого-экономическую политику с Использованием таких инструментов регулирования, как налоги на выбросы загрязняющих веществ, продаваемые квоты на выбросы загрязняющих веществ и технологические стандарты на вредные производственные выбросы;

— проведен количественный сравнительный анализ эффективности инструментов реализации эколого-экономического регулирования (эмиссионного налогообложения, квот на производственные выбросы и технологических стандартов) с точки зрения стимулов к разработке инновационных экологически чистых технологических процессов и повышения национального благосостояния в широких интервалах таких параметров, как: эффективности инновации, качество копирования инновационной технологии, доли отраслевого выпуска продукции с использованием новой технологии, предельного ущерба окружающей среде, затрат на сокращение промышленного загрязнения и др. Эмиссионное налогообложение имеет значительное преимущество перед другими инструментами регулирования только в случае крупных инноваций, а копирование инновационных технологий не приводит с необходимостью значительную неэффективность рынка инноваций;

— проанализирована эффективность использования комбинированной схемы экологического регулирования, состоящая в эмиссионном налогообложении фирм-загрязнителей и субсидировании фирм научно-исследовательского сектора, разрабатывающих инновационные более экологически чистые технологии, в условиях, когда производственные фирмы-загрязнители приобретают инновационную продукцию и услуги экологического назначения на специализированном олигополистическом рынке (регулятор эколого-экономической политики сталкивается с двумя экстернальными эффектами, один из которых связан с загрязнением окружающей среды производственными предприятиями, а другой с наличием рыночной власти у научно-исследовательских фирм);

— установлено, что оптимум с точки зрения максимизации национального благосостояния требует, чтобы размер субсидии был равен надбавке к .цене продукции научно-исследовательского сектора. Любое увеличение цены q инновационной продукции и услуг экологического назначения должно быть поэтому быть полностью компенсировано приращением субсидии я. Вследствие этого спрос загрязнителя на продукцию и услуги экологического назначения становится нечувствительным к цене, т. е. эластичность спроса по цене на продукцию и услуги экологического назначения стремится к нулю. Если инновационная продукция и услуги экологического назначения предоставляются специализированным научно-исследовательским сектором, в котором имеет место несовершенная конкуренция, то налогообложение предприятий, допускающих вредные выбросы, дополненное прямым субсидированием деятельности предприятия-загрязнителя по сокращению выбросов, обеспечивает максимальную рыночную власть фирм научно-исследовательского сектора.

— доказано, что налогообложение предприятий, допускающих вредные выбросы, дополненное предоставлением ограниченной субсидии фирмам научно-исследовательского сектора, позволяет достичь оптимума с точки зрения максимизации национального благосостояния. Если общественные трансферты предполагают значительные административные затраты, комбинированная схема эмиссионного налогообложения фирм-загрязнителей и субсидирование фирм научно-исследовательского сектора, разрабатывающих инновационные более экологически чистые технологии, более эффективна, чем использование только эмиссионных налоговых платежей, если интенсивность конкуренции фирм на рынке инновационной продукции и услуг экологического назначения низка.

Практическая значимость полученных результатов. Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанные в диссертации модели, методы и алгоритмы ориентированы на решение тактических и стратегических задач при осуществлении регулирующими органами деятельности, связанной со снижением вредных производственных выбросов и стимулированием разработки более чистых технологий.

Разработанная в диссертации модель конкурентного производственного и научно-исследовательского секторов позволяет определять оптимальную ставку эмиссионного налога в различных условиях с учетом копирования инновационной технологии производственными предприятиями. Результаты численного анализа эффективности различных инструментов реализации эколого-экономической политики (налогов и продаваемых квот на выбросы, а также технологических стандартов) дают возможность выбирать наилучший инструмент экологического регулирования с точки зрения максимизации национального благосостояния и/или стимулирования разработки инновационных технологий.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались автором на Всероссийском симпозиуме «Математические модели и информационные технологии в экономике» (г. Кисловодск, 2007), IX Всероссийском симпозиуме по прикладной и промышленной математике (г. Кисловодск, 2008, весенняя сессия), Всероссийской научной конференции «Актуальные проблемы социально-экономического развития» (г. Кисловодск, 2009), XI Всероссийском симпозиуме по прикладной и промышленной математике (г. Сочи, 2010, осенняя сессия), Всероссийских научных чтениях «Математическая экономика и экономическая информатика» (г. Кисловодск, 2010), Всероссийской научной конференции «Формирование, развитие и прогнозирование социально-экономических систем: методы и способы управления» (г. Кисловодск, 2011).

Результаты диссертационного исследования используются Кисловодским институтом экономики и права в учебном процессе и включены в структуру учебных дисциплин «Экономико-математическое моделирование», «Экономика природопользования» и «Микроэкономика».

Публикации. Основные результаты исследования отражены в опубликованных автором 7 печатных работах общим объемом 2,8 п.л.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Экстернальные эффекты, к которым относится загрязнение окружающей среды в результате производственной деятельности, влекут за собой дополнительные издержки хозяйствующих субъектов. С точки зрения двух субъектов собственности — общества и предпринимателя, -экономические интересы различны: общество заинтересовано уменьшить ущерб от загрязнения, а предприниматель — природоохранные издержки, которые отражаются на основных экономических показателях производства. Таким образом, необходим механизм регулирования воздействия на окружающую среду. Суть регулирования заключается в интернализации экстернальных издержек, т. е. обществу необходимо превратить внешние издержки во внутренние и заставить предпринимателя оплатить ущербы окружающей среды, связанные с его деятельностью. Государственные механизмы регулирования вредных выбросов выполняют две функции: возмещают экономический ущерб от загрязнения и стимулируют разработку экологически чистых технологий. Надежные количественные результаты, касающиеся оптимального налогообложения фирм, производящих вредные выбросы, а также принятия оптимальной стратегии экологического аудита, могут быть получены в рамках адекватных экономико-математических моделей процессов разработки и распространения инновационной технологии и сокращения вредных выбросов.

Регулирование выбросов загрязняющих веществ играет ведущую роль в стимулировании разработки инновационных экологически чистых технологий. В последние несколько десятилетий ужесточение эколого-экономической политики в развитых странах привело к формированию научно-исследовательской отрасли, специализирующейся на производстве инновационных технологий сокращения вредных выбросов.

Важной характеристикой научно-исследовательской отрасли, специализирующейся на производстве инновационных экологически чистых технологий, как всех отраслей, разрабатывающих новые технологии, является несовершенная конкуренция. Эффект экономии от масштаба (проявляющийся в снижении долговременных средних издержек производства на единицу продукции), высокие постоянные затраты в форме инвестиций в исследование, разработку и производство инновационных технологий, защита прав интеллектуальной собственности патентами — вот основные черты рыночной структуры научно-исследовательского сектора. В силу наличия рыночной власти в научно-исследовательской отрасли цена, которую должны платить загрязняющие окружающую среду предприятия производственной отрасли для очистки единицы выпуска продукции, превышает «реальные экономические затраты сокращения выбросов загрязняющих веществ. Однако в большинстве работ, посвященных анализу взаимодействия между экологическим регулированием и технологическими инновациями, игнорируются несовершенства рынка инноваций и предполагается, что цена инновационных экологически чистых технологий соответствует истинным экономическим затратам.

В настоящей работе получены следующие основные результаты. Выяснено, при каких условиях может иметь место значительный эффект от внедрения инновационных более экологически чистых технологических процессов при использовании в качестве инструмента реализации эколого-экономической политики экологических налоговых платежей по сравнению с другими инструментами регулирования вредных производственных выбросов. Сначала рассчитаны уровни снижения вредных производственных выбросов, объема производства продукции и уровня экологических инновационных разработок, максимизирующих национальное благосостояние. Далее прибыль научно-исследовательского сектора, разрабатывающего более экологически чистые технологические процессы, проанализирована на основе модели, учитывающей конкуренцию предприятий производственного сектора, при условии применения таких инструментов регулирования, как налоги на выбросы загрязняющих веществ, продаваемые квоты на выбросы загрязняющих веществ и технологические стандарты на вредные производственные выбросы. В широком интервале значений параметров модели представлены численные расчеты прибыли, получаемой научно-исследовательским сектором при использовании каждого из инструментов реализации эколого-экономической политики, по сравнению с прибылью, соответствующей оптимуму национального благосостояния.

Выяснено, что прибыль научно-исследовательского сектора не обязательно значительно ниже при использовании в качестве инструмента реализации эколого-экономической политики квот на выбросы загрязняющих веществ, чем при использовании экологических налоговых платежей, при условии, что регулирование соответствует оптимальному доинновационному уровню. Прибыль научно-исследовательского сектора, разрабатывающего более экологически чистые технологические процессы, при использовании различных инструментов реализации эколого-экономической политики существенно зависит от эффективности инновации, т. е. от того, насколько экологическая инновация способна сократить затраты на сокращение вредных производственных выбросов. Это, в свою очередь, определяет цену квот на выбросы загрязняющих веществ. Например, прибыльность экологических научно-исследовательских разработок при использовании в качестве инструмента реализации эколого-экономической политики квот на выбросы загрязняющих веществ может составлять около 90% от соответствующей прибыльности при использовании в качестве инструмента экологических налоговых платежей при условии, что инновация приводит к снижению затрат на сокращение вредных производственных выбросов на 40%, прибыльность научно-исследовательского сектора при разрешениях на выбросы загрязняющих веществ составляет 60−70% от соответствующей прибыльности при использовании в качестве инструмента реализации эколого-экономической политики экологических налоговых платежей. Относительное различие между технологическим стандартом на выбросы и использовании в качестве инструмента реализации эколого-экономической политики экологических налоговых платежей несколько больше, и оно также существенно зависит от эффективности инновации. Более того, различия между инструментами регулирование исчезает, если они корректируются к постинновационному оптимальному уровню.

Проведенное исследование показывает, что наличие эффекта копирования инновации само по себе с необходимостью не предполагает существенную неэффективность рынка экологических инновационных разработок. Например, если частный выигрыш от инновации составляет 50% от выигрыша национального благосостояния, прибыльность научно-исследовательского сектора при использовании в качестве инструмента реализации эколого-экономической политики экологических налоговых платежей составляет по крайней мере 90% оптимума с точки зрения максимизации национального благосостояния. Это объясняется эффектом экстерналий, связанным с конкуренцией за патентную ренту: предприятия входят в научно-исследовательский рынок до тех пор, пока средняя прибыль в расчете на предприятие, а не предельная прибыль, равна предельным издержкам. Однако, когда эффект копирования инновационной технологии существенен, неэффективность на рынке экологических инноваций может быть более значительной. Так, если частный выигрыш от инновации составляет 25% от выигрыша национального благосостояния, прибыльность экологических инноваций при использовании в качестве инструмента реализации эколого-экономической политики экологических налоговых платежей падает до 60−70% от соответствующего оптимума с точки зрения максимизации национального благосостояния.

Проанализирована комбинированная схема экологического регулирования, состоящая в эмиссионном налогообложении фирм-загрязнителей и субсидировании фирм научно-исследовательского сектора, разрабатывающих инновационные более экологически чистые технологии, в условиях, когда производственные фирмы-загрязнители приобретают инновационную продукцию и услуги экологического назначения на специализированном олигополистическом рынке. Регулятор эколого-экономической политики сталкивается с двумя экстернальными эффектами, один из которых связан с загрязнением окружающей среды производственными предприятиями, а другой с наличием рыночной власти у научно-исследовательских фирм.

Проведенный анализ показывает, что если инновационная продукция и услуги экологического назначения предлагаются специализированной отраслью, в которой имеет место олигополистическая конкуренция, то налогообложение предприятий, допускающих вредные выбросы, в комбинации с субсидированием деятельности предприятия-загрязнителя по сокращению выбросов, обеспечивает максимальную рыночную власть фирм научно-исследовательского сектора. Размер субсидии, необходимой для достижения оптимума с точки зрения максимизации национального благосостояния, в таком случае неограничен.

Далее показано, что налогообложение предприятий, допускающих вредные выбросы, дополненное предоставлением ограниченной субсидии фирмам научно-исследовательского сектора, позволяет достичь оптимума с точки зрения максимизации национального благосостояния. Если общественные трансферты предполагают значительные административные затраты, комбинированная схема эмиссионного налогообложения фирм-загрязнителей и субсидирование фирм научно-исследовательского сектора, разрабатывающих инновационные более экологически чистые технологии, более эффективна, чем использование только эмиссионных налоговых платежей, если количество фирм в научно-исследовательском секторе мало.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.А., Хаскин В. В. Основы экоразвития, М., 1994,
  2. Ю.М., Данилов-Данилъян В.И. и др. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать. М., 1997.
  3. Бабурин B. JL, Мазуров Ю. Л. Географические основы управления: Курс лекций по экономической и политической географии. М., 2000.
  4. О.Ф., Мельник Л. Г., Яковлев А. Ф. Экономика и качество окружающей среды. Л., 1984.
  5. В.Г. Финансы фирмы. -М.: «ИНФА-М», 1998.
  6. С.Н. Экологизация экономического развития. М., 1993.
  7. С.Н. Эффективность природоохранных мероприятий. М.: 1990.- 187 с.
  8. С.Н., Ходжаев А. Ш. Экономика природопользования. М., 1997.
  9. С.А. Экологическое право. М., 1998.
  10. Ю.И., Колосов A.B. Экономика и экология. М.: 1988. — 230 с.
  11. В.А., Канторович Г. Г. Многоярусная экономика России // Экономика и математические методы. 1995. Т. 31. Вып. 3. С. 111−124.
  12. В.Н., Голуб A.A. Методология экономической оценки природных ресурсов. М., 1988.
  13. В.В., Лисочкина Т. В., Некрасова Т. П. Экономические основы экологии. СПб., 1995.
  14. В. Г., Макар С. В, Природопользование. Тесты и задания. М., 2000.
  15. A.A., Струкова Е. Б. Экономика природных ресурсов. М., 1998.
  16. A.A., Струкова Е. Б. Экономика природопользования. М., 1995.
  17. A.A., Струкова Е. Б. Экономические методы управления природопользованием. М., 1993.
  18. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей природной среды в Российской Федерации в 2001 году» М.:
  19. Министерство природных ресурсов РФ, 2002.
  20. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации в 2000 году». М.: Министерство природных ресурсов РФ, 2001.
  21. К.Г. Природопользование и макроэкономические показатели развития народного хозяйства // Экономические проблемы социалистического природопользования. М., 1985.
  22. К.Г., Витт М. Б. Платежи за природные ресурсы// Экономика и организация производства. 1990. № 2. С. 15−21.
  23. К.Г., Рюмина Е. В. Кредитные отношения общества и природы // Экономика и математические методы. 1994. Т. 30. Вып. 2: С. 155−161.
  24. A.A. Проблемы совершенствования управления качеством воздушного бассейна // Экономические проблемы социалистического природопользования. М., 1985. С 21−34.
  25. С.Ю. Федерация и энергетический кризис: Опасность коллизии, путь к компромиссу // США: экономика, политика, идеология. 1992. № 1. С. 68−74.
  26. К. Введение в эконометрику. М.: «ИНФА-М», 2001.
  27. Комментарий к Земельному кодексу РФ / Под ред. С. А Боголюбова M 2001.
  28. Комментарий к Лесному кодексу РФ / Под ред. С. А. Боголюбова. М., 1997.
  29. H.H. Экономико-организационный механизм управления окружающей средой и природными ресурсами. М., 1999.
  30. Д. С. К. научному обоснованию экономических реформ в России // Экономика и математические методы. 1995. Т. 31. Вып. 3. С. 5−33.
  31. Я.Р., Катышев П. К., Пересецкий A.A. Эконометрика. М.: «Дело», 1997.
  32. C.B. Основы экономики природопользования. М., 1998.
  33. Материалы парламентских слушаний Государственной Думы
  34. Федерального Собрания РФ по проблемам устойчивого развития. М., 2002.
  35. A.A. Экономическая оценка естественных ресурсов. М., 1972.
  36. Т.А. Эколого-экономическая сбалансированность промышленных узлов. Саратов: 1989. — 212 с.
  37. Национальный план действий по охране окружающей среды Российской Федерации на 1999−2001 годы. М.: Государственный комитет по охране окружающей среды РФ, 1999.
  38. Наше общее будущее: Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию. М.: Прогресс, 1989.
  39. А.П., Нестеров П. М. Экономика природопользования и охрана природы. М.: 1999. — 316 с.
  40. П.М. Экономика природопользования. М.: 1984. — 256 с.
  41. A.JI. Управление эколого-экономической деятельностью предприятия: Учеб. пособие /А.Л. Новоселов, Г. А. Аракелова, O.E. Астафьева- М-во образования Рос. Федерации, Гос. ун-т упр., Ин-т упр. в хим. и металлург, пром-сти. М.: ГУУ, 2001. — 68 с.
  42. К. Основы экологического менеджмента. (Введение в экологию промышленного производства). М.: Премьер, 1994.
  43. Обзор деятельности по охране окружающей среды. Российская Федерация. ОЭСР, Париж, 1999.
  44. Х.Б. Эколого-экономическая эффективность мероприятий по охране атмосферного воздуха от выбросов загрязняющих веществ предприятиями по добыче угля: Автореф. дис.. канд. экон. наук / Моск. горн. ин-т. М., 1991. — 17 с.
  45. КВ. Экономика и природопользование. М., 1997.
  46. P.C., Рабинфельд Д. Л. Микроэкономика. СПб: «ПИТЕР», 2002.
  47. Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок. М., 2001.
  48. Постановление Правительства РФ от 17.05.96 № 597 «О порядке использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и освобождения пользователей недр от указанных отчислений» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 21. Ст. 2518.
  49. Постановление Правительства РФ от 17.05.97№ 588 «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов РФ» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 21. Ст. 2483.
  50. Постановление Правительства РФ от 26.02.96 № 168 «Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 10. Ст. 937.
  51. Постановление Правительства РФ от 28.08.92 № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» // Закон. 1993. № 3. С. 40−41.
  52. Постановление Правительства РФ от 29.09.97 № 1251 «О плате за пользование объектами животного мира и ее предельных размерах» // Российская газета. 1997. 9 окт. № 196.
  53. Г. А., Волкова И. Н. Эколого-географические противоречия природопользования. М., 1997.
  54. Природопользование / Э. А. Арустамов, А. Е. Волощенко, Г. В. Гуськов и др. М., 2002.
  55. В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России М., 2001.
  56. Путь в XXI век. Стратегические проблемы и перспективы российской экономики / Под ред. акад. РАН Д. С. Львова. М., 1999.
  57. Регионы России: Статистический сборник. М., 2004. Т. 2.
  58. H.A. Правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды/ Пер. с англ. М., 1990.
  59. М.П. Экологические основы общественного производства.1. Смоленск, 1999.
  60. Российский статистический ежегодник-2004. М., 2005.
  61. И.И. Экологизация экономики: методы регионального управления. М.: 1990. — 200 с.
  62. И.И. Экономика природопользования. М.: 1989. — 46 с.
  63. П. Экономика. В 2-х томах. Пер. с англ. М.: НПО «АЛГОН», ВНИИСИ, 1992.
  64. Э. Проблемы управления канадскими ресурсами // США: экономика, политика, идеология. 1990. № 8. С. 71−76.
  65. Ф.Л. Рыночная экология: использование частной собственности для защиты окружающей среды//Экономика и математические методы. 1992. Т. 28. Вып. 1. С. 29−39.
  66. Соколов~В.И. Природопользование в США и Канаде: экономические аспекты. М., 1990.
  67. Е.Б. Проблемы экономического регулирования добывающего сектора экономики // Экономика и математические методы. 1993. Т. 29. Вып. 1. С. 88−96.
  68. Ю.В. Методологические вопросы оценки природных ресурсов. Раздумья о земле. М., 1985. С. 184−200.
  69. О.В. Современная система налогообложения в США: федеральный уровень // США: экономика, политика, идеология. 1990. № 5.С. 59−65.
  70. А.П. Глобалистика: начала науки о современном мире. М., 2002.
  71. П.К. Теория полезности для принятия решения. М.: «Наука», 1978.
  72. Е.М. Финансовая математика. М.: «Дело», 2002.
  73. Экология, экономика, социум: состояние, тенденции, перспективы. М., 2002.
  74. Эколого-экономические проблемы России и ее регионов / Под ред. В. Г. Глушковой, А. Т. Шевченко. М., 2002.
  75. Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства М., 1997.
  76. , Т., 1998. The effects on competitiveness of coordinated versus unilateral fiscal policies reducing GHG emissions in the EU: an assessment of a 10% reduction by 2010 using the E3ME model. Energy Policy 26, 10 831 098.
  77. Barnett H., Morse Ch. Scarcity and Growth: The Economics of Natural Resources Activity. Johns Hopkins Press, Baltimore, 1963.
  78. Brooks N., Sethi R. The distribution of pollution: community characteristics and exposure to air toxics // J. Environ. Econ. Management. 32 (1997). P. 233−250.
  79. Burtraw, D., A.J. Krupnick, E. Mansur, D. Austin, and D. Fairell. The Costs and Benefits of Reducing Air Pollutants Related to Acid Rain. // Contemporary Economic Policy, 1998. 16:319−400.
  80. Carlson, C., D. Burtraw, M. Cropper, and K. Palmer. S02 Control by Electric Utilities: What are the Gains from Trade? // Journal of Political Economy, 2000. 108: 1292−1326.
  81. Carraro, C., and J. C. Houreade. Climate modeling and Policy Strategies. The Role of Technical Change and Uncertainty. // Energy Economics, 1998. 20: 463−71.
  82. Clarke J.M., Zalaha J. W., Zinsse AA. The Trust Business. Wash. D. C., American Bankers Association, 1988.
  83. Coase R.H. The Problem of Social Cost // Journal of Law and Economics. 1960. N3. P. 1−44.
  84. Cohen M.A. Empirical research on the deterrent effect of environmental monitoring and enforcement // Environ. Law Inst. News Anal. 30 (2000). -P. 10 245−10 252.
  85. Cohen M.A. Monitoring and enforcement of environmental policy, in: H. Folmer, T. Tiltenberg (Eds.), The International Year-book of Environmental Resource Economics 1999/2000, Edward Elgar Publishing, 1999.
  86. Cropper, M. L., and W. E. Gates. Environmental Economics: A Survey. // Journal of Economic Literature, 1990. XXX: 675−740.
  87. Dowlatabadi, H. Sensitivity of Climate Change Mitigation Estimates to Assumptions about Technical Change. // Energy Economics, 1998. 20: 473 493.
  88. Economics, Growth and Sustainable Environments: Essays in Memory of Richard Lecomber. Ed. by Collard D., Pearce D., Ulph D. London, MacMillan Press, 1988.
  89. EIA. Annual Energy Outlook 2003 (December). U.S. Department of Energy, Washington, DC: Energy Information Administration. 2003.
  90. Foulon J., Lanoie P., Laplante B. Incentives for pollution control: regulation or information? // J. Environ. Econ. Manage. 44 (2002). P. 169−187.
  91. Franckx L. The use of ambient inspections in environmental monitoring and enforcement when the inspection agency cannot commit itself to announced inspection probabilities // J. Environ. Econ. Management. 43 (1) (2002). P. 71−92.
  92. Goulder, L. H., and K. Mathai. Optimal C02 Abatement in the Presence of Induced Technological Change. // Journal of Environmental Economics and Management, 2000. 3: 1−38.
  93. Goulder, L. H., and S. Schneider. Induced Technological Change, Crowding Out, and the Attractiveness -of C02 Emissions Abatement. // Resource and Energy Economics, 1999. 21: 211−253.
  94. Hammitt, J. K. Stratospheric-Ozone Depletion. In Richard D. Morgenstern (Ed.), Economic Analyses at EPA: Assessing Regulatory Impact. Washington, DC: Resources for the Future. 1997.
  95. Hardin G. The Tragedy of the Commons // Science. 1968. Vol. 162. P. 12 431 248.
  96. Heiland E. The enforcement of pollution control laws: inspection, violations and self-reporting // Rev. Econ. Statist. 80 (1) (1998). P. 141−153.
  97. Heyes A. Implementing environmental regulation: enforcement and compliance // J. Regul. Econ. 17 (2) (2000). P. 107−129.
  98. Hotelling H. The Economics of Exhaustible Resources // Journal of Political Economy. 1931. Vol. 39, N2. P. 137−175.
  99. Jaffe, A. B., R. N. Stavins. Dynamic Incentives of Environmental Regulations: The Effects of Alternative Policy Instruments on Technology Diffusion. // Journal of Environmental Economics and Management, 1995. 29: S 43−63.
  100. Jaffe A.B., R.O.Newell, R.N.Stavins. Technological Change and the Environment // Kari-Goran Maler and Jeffrey Vincent (Eds.), Handbook of Environmental Economics. Amsterdam: North-Holland / Elsevier Science. 2000.
  101. Jung, C., K. Krutilla, and R. Boyd. Incentives for Advanced Pollution Abatement Technology at the Industry Level: An Evaluation of Policy Alternatives. // Journal of Environmental Economics and Management, 1996. 30:95−111.
  102. Kemp.R. Environmental Policy and Technological Change: A Comparison of the Technological Impact of Policy Instruments. Northampton, MA- Edward Elgar, 1997.
  103. Kolstad C.D. Learning and Stock Effects in Environmental Regulation: The Case of Greenhouse Gas Emissions. // Journal of Environmental Economics and Management, 1996. 31: 1−18.
  104. Krutilla J. V., Fisher A.C. The Economics of Natural Environments. Studies in The Valuation of Commodity and Amenity Resources. Baltimore, John Hopkins Univ. Press, 1975.
  105. Lecomber R. The Economies of Natural Resources. London, MacMillan Press, 1979.
  106. Malik A. Self-reporting and the design of policies for regulating stochastic pollution // J. Environ. Econ. Manage. 24 (1993). P. 241−257.
  107. , J. R. (1997). «Costly Pollution Abatement, Competitiveness and Plant Location Decisions.» Resource and Energy Economics 19, 299−320.
  108. Miller J.R., Miller L. Principles of Environmental Economics and the Political Economy of West German Environmental Policy // Environment and Planning. Government and Policy. London, 1988. Vol. 6. № 4. P. 457−474.
  109. Milliman, S. R., and R. Prince. «Firm Incentives to Promote Technological Change in Pollution Control.» Journal of Environmental Economics and Management, 1989. 17: 247−265.
  110. Mintz, J. and H. Tulkens. (1996). «Optimality Properties of Alternative Systems of Taxation of Foreign Capital Income.» Journal of Public Economics 60(3), 373−399.
  111. Misiolek, W.S., Elder, H.W., 1989. Exclusionary manipulation of markets for pollution rights. Journal of Environmental Economics and Management 16, 156−166.
  112. , R. D. (Ed.) Economic Analyses at EPA: Assessing Regulatory Impact. Washington, DC: Resources for the Future, 1997.
  113. Muradian, R. Ecological Thresholds: A Survey. // Ecological Economics 38: 7−24. 2001.
  114. Nelson R.N. The Public Lands / Current Issues in Natural Resources Policy. Wash. D. C., Resources for The Future, Inc., 1982. P. 14−73.
  115. Newell, R. G., and W. A. Pizer. Discounting the Distant Future: How Much do Uncertain Rates Increase Valuations? // Discussion paper 00−45. Washington, DC: Resources for the Future. 2000.
  116. Nichols, A. L. Lead in Gasoline. // In Richard D. Morgenstern (Ed.), Economic Analyses at EPA: Assessing Regulatory Impact. Washington, DC: Resource’s for the Future. 1997
  117. Nordhaus, W. D. Managing the Global Commons. The Economics of Climate Change. Cambridge, MA: MIT Press. 1994.
  118. Nordhaus, W. D. Modeling Induced Innovation in Climate-Change Policy. Discussion paper. New Haven, CT: Yale University. 1998.
  119. Norgaard R.B. Sustainable Development: a Co-Evolutionary View 11 Futures. 1988. Vol. 20, № 6. P. 606−620.
  120. Palmer, K., W. E. Oates, and P. R. Portney. «Tightening Environmental Standards: The Benefit-Cost or the No-Cost Paradigm?» Journal of Economic Perspectives, 1995.9: 119−132.
  121. Pearce D., Turner K. Economics of Natural Resources and the Environment. N.Y., Harvester Wheatsheaf, 1990.
  122. Pearce D., Turner K., Bateman I. Environmental Economics. An Elementary Intriduction. The John Hopkins University Press, Baltimore, 1993.
  123. Peck, S. C., and T, J. Teisberg. «Optimal Carbon Emissions Trajectories when Damages depend on the rate or level of Global Warming.» Climatic Change, 1994.28: 289−314.
  124. Petrakis, «E., E. Sartzetakis, and A. Xepapedeas. Environmental Regulation and Market Power. Northampton, MA: Edward Elgar. 1999.
  125. Pigou A.C. The Economics of Welfare. 2nd ed. London, MacMillan & Co., 1924.
  126. Porter, M. E., and C. van der Linde. Toward a New Conception of the Environment-Competitiveness Relationship. // Journal of Economic Perspectives, 1995. 9: 97−118.
  127. Portney, P. R., and R. N. Stavins. Public Policies for Environmental Protection. (Second edition). Washingon, DC: Resources for the Future. 2000.
  128. Redclift M. Sustainable Development: Exploring the Contradictions. London-N.Y., Methuen, 1987.
  129. Rees J. Natural Resources: Allocation, Economics and Policy. London N.Y., Methuen, 1985.
  130. Sandmo A. The Public Economics of Environment. Oxford University Press: Oxford, 2000.
  131. Sollow P.M. The Economics of Resources or the Resources of Economics //
  132. The American Economic Review. 1974. Vol. 54, N 2, P. 1−14. 132. Stair R. Legal Aspects of Natural Resources Projects in the CIS // Natural Resources Forum. 1994. Vol. 18. № 1. P. 63−68.
Заполнить форму текущей работой