Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование механизма формирования результатов хозяйственной деятельности организаций потребительской кооперации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Они придерживаются одинаковых выводов о том, что основным критерием в оценке систем управления является степень достижения желаемого результата с учетом затраченных ресурсов. Таким образом, среди отечественных экономистов наибольшее распространение получила точка зрение связывающая критерий результативности с критерием эффективности. Но обилие высказываний о критерии эффективности говорит… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. 1. Экономическое содержание и классификация результатов хозяйственной деятельности
    • 1. 2. структура механизма формирования результатов хозяйственной деятельности
    • 1. 3. Система показателей оценки результативности хозяйственной деятельности кооперативных организаций
  • ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ И ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 2. 1. Тенденции изменения результатов хозяйственной деятельности организаций потребительской кооперации
    • 2. 2. Влияние экзогенных факторов на динамику результатов хозяйственной деятельности
    • 2. 3. Влияние эндогенных факторов на динамику результатов хозяйственной деятельности
  • ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
    • 3. 1. Организационный аспект управления хозяйственной деятельностью
    • 3. 2. Методика отбора наиболее значимых факторов, участвующих в формировании результатов хозяйственной деятельности
    • 3. 3. Модель формирования оборотных средств

Совершенствование механизма формирования результатов хозяйственной деятельности организаций потребительской кооперации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В общем комплексе проблем реформирования экономики страны ключевое место занимает система управления организацией, предполагающая наличие механизма, при помощи которого реализуются управленческие воздействие с целью формирования желаемых результатов.

Организации обрели самостоятельность в управлении хозяйственной деятельностью, право распоряжаться ресурсами и результатами труда и несут полную экономическую ответственность за свои решения и действия. В настоящее время объективно возросла роль и значение результатов хозяйственной деятельности в управлении. В таких условиях благополучие и успех организации всецело зависят от механизма формирования результатов хозяйственной деятельности.

Особую значимость механизм формирования результатов приобретает в потребительской кооперации. В настоящее время более половины потребительских обществ и кооперативных союзов убыточны. Такое положение во многом вызвано наличием недостатков в действующей системе управления, в частности несовершенством механизма формирования результатов деятельности, существенно сдерживающим экономическое и социальное развитие организации. Структура механизма формирования результатов хозяйственной деятельности зависит от экономической политики государства и специфики деятельности организации. Механизм формирования результатов хозяйственной деятельности в настоящее время является необходимым элементом организации, как системы, обеспечивающим ее жизнеспособность. Повышение действенности механизма требует обеспечить учет функций всех участников хозяйственной деятельности, достижение сочетания интересов пайщиков, руководителей организации с интересами работников. Именно в этом направлении возможно обеспечить увеличение масштабов деятельности и повышение ее результативности.

Таким образом, центральной проблемой диссертационного исследования является повышение результативности хозяйственной деятельности организаций потребительской кооперации на основе применения новых подходов к управлению.

Общие вопросы построения и функционирования систем управления широко освещаются в трудах А. И. Берга, J1. Бертланфи, Р. Джонсона, Ф. Каста, Д. Розенцвейга, Ю. И. Черняка. Отдельные вопросы реформирования системы управления в потребительской кооперации рассматривались в работах авторов: А. Р. Бернвальда, Л. П. Дашкова, А П. Макаренко, А. К. Семенова, А. М. Фридмана. Однако, проблемы функционирования механизма формирования результатов хозяйственной деятельности организаций потребительской кооперации исследованы недостаточно и требуют конкретных предложений. Все это определяет актуальность и практическую ценность выбора темы диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию механизма формирования результатов хозяйственной деятельности организаций потребительской кооперации.

Постановка общей цели исследования потребовала решить ряд взаимосвязанных задач:

• конкретизировать понятия «результаты хозяйственной деятельности» и «механизм формирования результатов» ;

• изучить структуру процессов формирования результатов хозяйственной деятельности организаций потребительской кооперации;

• выявить тенденции изменения результатов хозяйственной деятельности кооперативных организаций;

• исследовать влияние экзогенных и эндогенных факторов на динамику результатов хозяйственной деятельности;

• разработать формализованную модель формирования операционной прибыли (убытка) районного потребительского общества.

Предмет и объект исследования. Предметом исследования является механизм формирования результатов хозяйственной деятельности организаций потребительской кооперации.

Объектом исследования являются потребительские общества, районные и областные потребсоюзы Центрально-Черноземного, Северо-Кавказского и других регионов Российской Федерации.

Теоретической и методологической основой исследования явились диалектический и системный подходы, экономические законы, методы дедукции и индукции. Информационную базу исследования составили данные Государственного комитета статистики Российской Федерации и финансово-^ экономического управления Центросоюза РФ, статистическая и бухгалтерская отчетность областных потребсоюзов и потребительских обществ, результаты анкетирования и выборочного статистического обследования. В процессе исследования изучены законодательные и нормативные акты Российской Федерации, постановления Правления Центросоюза РФ, материалы собраний представителей потребительских обществ.

В ходе анализа и обобщения информации применялись различные методы: системный анализ, сравнительный и корреляционно-регрессионный анализ, статистические группировки, моделирование экономических процессов и ф w другие.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

• определена приоритетность результатов деятельности отдельных групп экономических субъектов в потребительской кооперации;

• исследована структура механизма формирования результатов хозяйственной деятельности организаций;

• определены критерии результативности хозяйственной деятельности и предложена система показателей ее оценки;

• разработана методика отбора наиболее значимых факторов, 4 участвующих в формировании результатов хозяйственной деятельности;

• разработана формализованная модель формирования оборотных средств, управляемыми параметрами которой являются ресурсы и результаты хозяйственной деятельности.

Практическая значимость. Реализация содержащихся в диссертации рекомендаций позволит повысить результативность хозяйственной деятельности потребительских обществ и их объединений.

Предложенная методика отбора наиболее значимых факторов, участвующих в формировании результатов хозяйственной деятельности и ® формализованная модель управления структурой оборотных средств могут использоваться в качестве средств получения информации для принятия управленческих решений работниками аппарата управления кооперативных организаций.

Апробация и внедрение результатов исследования. Содержащиеся в диссертации рекомендации по совершенствованию организации управления кооперативным хозяйством использованы при выполнении научной темы «Стимулирование экономии затрат в кооперативной торговле» и рекомендованы Правлением Центросоюза Российской Федерации для практического применения в системе потребительской кооперации России (акт внедрения от 10.07.97 г.).

Отдельные рекомендации автора приняты к внедрению и использованию в системе Белгородского областного потребсоюза (акт внедрения от 19.04.99 г.), а также в Ракитянском и Ивнянском районных потребительских обществах Белгородской области (акты внедрения соответственно 25.01.99 г. и 11.03.99 г.).

Основное содержание работы отражено в опубликованных статьях. Результаты исследования излагались в докладах на семинарах, методических научно-практических конференциях в Чебоксарах, Белгороде и Таганроге в 1997;1999 г.

Результаты исследования, представленные в методических разработках, используются в учебном процессе в Белгородском университете потребительской кооперации (акт внедрения от 20.09.99 г.).

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 8 работ общим объемом 4,4 п.л. (авторских 3,0 п.л.).

Структура диссертации обусловлена целью и задачами, поставленными и решенными в ходе исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключениясодержит 47 таблиц, 19 рисунков, 9 приложений.

Оценка Выводы результатов.

Оценка Включение в достигнутых стратегические результатов цели организации.

Оценка промежуточных Потребность в результатов, корректировке способствующих достижению Оперативное главной цели планирвание организации.

Рис. 7. Процесс управления организацией Обычно подход к определению системы управления основывается на выделении общих элементов систем определенного класса и различной природы. Такими элементами являются: процесс, имеющий пространственные и временные ограниченияэлементы, воспринимающие и оказывающие, в свою очередь, воздействие на процесс, образуя тем самым замкнутую системуналичие цели, в соответствии с которой осуществляется воздействие на процесс.

Процесс целевого управления организацией (рис. 8) включает в себя этапы, которые характеризуют содержание процесса менеджмента, качественную трансформацию управленческой деятельности по мере возрастания воздействия управляющей системы на управляемую. Можно выделить следующие основные этапы при управлении результатами: выявление проблемы и формирование целейоценка состояния управляемой системыразработка вариантов трансформации ресурсов в результатыпринятие варианта процесса трансформации ресурсов в результатыорганизация выполнения процесса трансформации ресурсов в результаты.

Рис. 8. Процесс целевого управления хозяйственной деятельности организаций потребительской кооперации.

На первом этапе происходит формулирование целей воздействия на основе информации о состоянии объекта и в соответствии с конечной целью управления. На втором этапе вырабатываются критерии для оценки решения на основе, расчетов и анализа хозяйственной деятельности организации, а также внешней информации.

На третьем этапе разрабатываются варианты процесса трансформации ресурсов в результаты хозяйственной деятельности, каждый из которых анализируется на основе критерия оценки и с прогнозом последствий. Иногда экономически обоснованный процесс трансформации может иметь нежелательные социально-психологические последствия, которые рано или поздно ослабят экономический эффект. Наилучшим процессом трансформации считается тот, который имеет преимущество по критерию и характеризуется наибольшей вероятностью выполнения.

На четвертом этапе работа разбивается на две стадии: принятия процесса трансформации ресурсов в результаты и осуществление организационно-практической работы по его реализации. Первая стадия включает акт принятия, оформления и разъяснения значения варианта процесса трансформации. Вторая стадия формализацию выбора.

Если рассматривать каждую из названных выше функций в соответствии с процессом целевого управления организацией, можно считать, что все они реализуются обязательным набором блоков, включающим: 1) блоки формулировки целей- 2) блок анализа входов и постановки проблем- 3) блок сравнения вариантов трансформационного процесса- 4) блок принятия (выбора) решения по трансформационному процессу- 5) блок воздействия на управляемый объект с целью реализации решения по трансформационному процессу- 6) блок анализа полученных результатов.

Важнейшее значение в процессе целевого управления имеет формулировка целей системы как состояний ее выхода, которые признаются наиболее желательными с точки зрения интересов данной системы и системы более высокого порядка. Блок формулировки целей является внешним по отношению собственно к системе управления организацией. При этом часть целей формулируется сверху, но не меньшую роль играет и сам коллектив людей, работающих в организации.

Формирование цели можно рассматривать как деятельность управляющих элементов или как внешнее возмущение (задающее воздействие). В последнем случае предполагается, что система управления, в свою очередь, является объектом управления для системы управления более высокого уровня. В организациях потребительской кооперации в формирование цели закладываются интересы участников хозяйственного процесса, с учетом их приоритетности. Так достаточный уровень прибыли является одной из наиболее важной целью, которая позволит удовлетворить потребности, увеличить капитал путем воспроизводства.

Для определения целей и разработки процесса трансформации ресурсов в результаты необходима информация. Подсистема сбора и обработки информации в общей схеме системы целевого управления входит в состав управляющего объекта. Собранная информация анализируется и на ее основе разрабатывают варианты процесса трансформации процесса с прогнозом получения результатов.

Совокупность аналитических и руководящих действий, связанных с формулировкой целей, и представляет одну из составных частей функции планирования. Данные функции выполняет совет и правление потребительским обществом. Другая часть этой функции выполняется функциональными отделами, которые представляют основное аналитическое звено, занятое осознанием и анализом выявленной проблемы, ее формулировкой в четких количественных показателях или качественных требованиях, что служит основой для начала поиска решений. Кроме того, в этом звене отыскиваются и оцениваются возможные пути процесса трансформации ресурсов в результаты, а затем и конкретных планов, которые позволяют преодолеть разрыв между желаемым и действительным состоянием системы.

Правление потребительского общества воспринимает информацию о целенаправленных и случайных воздействиях на систему со стороны внешнего окружения, классифицирует и агрегирует информацию по соответствующим признакам, отсекая ненужные сведения, и, не дожидаясь, когда нежелательные воздействия извне скажутся на результатах работы всей системы, передает оперативную информацию в совет, вырабатывает и принимает решения. Таким образом осуществляется функция контроля той части, которая касается входов системы.

Следующим блоком в типовом процессе выполнения функций управления является блок выбора варианта трансформации ресурсов в результаты. На основе сравнения отобранных вариантов возможных действий (по достижению приемлемых результатов) председатель правления и заместители по видам деятельности с помощью объективных критериев и субъективных суждений выбирают, какой из предложенных вариантов является предпочтительным (это может быть сделано не сразу, а путем поиска нового, улучшенного варианта плана по требованию руководства). Такой выбор, являющийся в конечном счете волевым актом руководителей, наделенных необходимой властью и личной ответственностью. К документам, фиксирующим принятое решение, относятся приказы, распоряжения, постановления, инструкции, протоколы. На второй стадии последнего этапа процесса целевого управления организуются выполнение трансформационного процесса, контроль за ходом реализации решения и подведение окончательных итогов, при которых следует оценить своевременность, полноту и качество выполнения решения, а также степень участия работников в его выполнении.

Аппарат управления, представленный председателями совета и правления потребительского общества, и начальниками функциональных отделов воздействуют на распределение материальных ресурсов между исполнителями решений и вырабатывают административные меры по распределению задач и ответственности между ними. Вырабатывают также решение о материальных и моральных стимулах выполнения заданий. Благодаря этому создаются условия для успешного выполнения принятого процесса трансформации ресурсов в результаты. При этом реализуется такая функция управления как организация (организованность всех трансформационных процессов).

Функции контроля представляет собой наблюдения за течением процесса трансформации ресурсов в результаты и реализуется на основе анализа информации о выходах системы, поступающей по другому каналу (выполнение целей) в блок сравнения, где сравнивается с желаемым результатом. Это функция подытоживает хозяйственную деятельность организации. Анализ информации при помощи каналов связи поступает в блок анализа входной информации о внешней среде. В системе управления возникают по нашему мнению еще две дополнительные функции:

1. Функция связи обеспечивает передачу информации по всем каналам от управленческого объекта в аппарат управления, а также между звеньями этого аппарата.

2. Функция координации выполняется как при разработке процесса трансформации, так и при организации их использования, то есть в блоках сравнения и воздействия.

Процесс целевого управления по своему содержанию не допускает произвольного выполнения операций. Он требует необходимой последовательности. Одни операции могут выполняться параллельно, другие последовательно, но в определенном сочетании. На протяжении всего процесса осуществляется информационная работа, поэтому без информационного обеспечения невозможно сформулировать объективную и обоснованную цель воздействия. Весь процесс целевого управления можно представить как постепенное нарастание воздействующей силы (на первых этапах) и перехода его в своеобразный импульс воздействия, толчок трудовой активности.

Для трансформации целей в результаты, необходимо фактически выполнять задачи согласно процессу трансформации. Для этого руководство обязано найти эффективный способ сочетания ключевых переменных, характеризующих задачи и алгоритм достижения целей, а также эффективное взаимодействие служащих организации и оперировать рычагами воздействия на хозяйственную деятельность организации.

При этом процесс управления предполагает использование различных методов. Эти методы можно разделить на три группы:

1) методы подготовки и обоснования решений;

2) методы выбора решении;

3) методы воздействия на исполнителей с целью реализации решений.

В экономической литературе к методам управления относят лишь способы воздействия на коллективы трудящихся с целью осуществления задач, стоящих перед каждым звеном производства, обслуживания, управления. В математической и экономико-математической литературе, напротив, под методами управления понимаются лишь методы подготовки и обоснования решений.

К арсеналу методов управления в широком смысле можно было бы отнести и различные методы формулировки целей, а также методы подготовки и анализа информации для управления. Однако в интересах укрупнения методов, а также исходя из того, что наиболее отработанными и в то же время важными для рационализации процессов управления являются методы указанных трех групп, остановимся именно на этих разновидностях.

Выбор методов подготовки и обоснования решений зависит от характера решаемых проблем. В современной литературе по управлению принято деление решений на два больших класса: программируемые — повторяющиеся, рутинные, и непрограммируемые — неповторяющиеся, творческие решения.

Отнесение решений к тому или иному классу зависит от полноты знаний (степени неопределенности) об основных логических элементах проблемы, которую предстоит решить. К этим элементам относятся: 1) цели, достижение которых будет означать, что проблема решена- 2) альтернативные средства и действия, с помощью которых могут быть достигнуты цели- 3) затраты ресурсов, требуемых для достижения целей- 4) модели, с помощью которых отображаются связи между целями, альтернативами и затратами- 5) критерии, с помощью которых сопоставляются в каждом конкретном случае цели и затраты, а также выбирается оптимальное решение.

Исходя из выполняемых функций системы управления можно выделить следующие подсистемы управления: подсистема планированияподсистема выбора трансформационного процесса и воздействия на объект управления с целью его реализацииподсистема контроля.

Подсистема планирования состоит из двух основных блоков формулировки целей и сравнения (осознание и анализ выявленной проблемы). Следующей подсистемой в типовом процессе выполнения функций системы управления является блок выбора трансформационного процесса и блок воздействия на объект управления с целью его реализации. Подсистема контроля реализуется на основе функции контроля (блок контроля), результаты которой передаются при помощи каналов связи в подсистему планирования. Задача данных подсистем заключается в трансформации имеющихся ресурсов в запланированные результаты, степень достижения последних определяет результативность всей системы целевого управления.

1.3. Система показателей оценки результативности хозяйственной деятельности кооперативных организаций.

Управление процессами формирования результатов требует наличия широкого круга информации, которая должна быть определенным образом обработана и обобщена. Исходя из этого мы рассматриваем систему показателей результатов и факторов их формирующих, как инструменты, посредством которых можно выявлять тенденции их изменения и оказывать влияние на их формирование в процессе управления.

Результаты хозяйственной деятельности организации анализируются с разных сторон, но глубина этого анализа, как правило, продиктована целью, поставленной аналитиками и стратегией поведения организации.

Результативность — сложная категория, выражающая совокупность различных социально-экономических процессов и явлений, связанных с достижением результатов и рациональным использованием имеющихся ресурсов. Сущность результативности раскрывается в тесной увязке с системой производственных отношений, так как природа результатов, ресурсов, затрат непосредственно зависит от способа производства.

Результативность выступает обобщающей характеристикой системы управления в отличие от других категорий, характеризующих частную результативность.

Одной из наиболее спорных методологической проблемой результативности системы управления является вопрос о критерии. Многие ученые нередко отождествляют критерий и показатели результативности, что связано с недостаточно четким разграничением их задач и функций.

Слово «критерий» происходит от греческого kriterion и обозначает главный признак, на основе которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, это мерило оценки. Критерий — это качественная характеристика результативности системы управления, позволяющая подойти к количественному выражению ее сущности. Поэтому критерием результативности системы управления должен выступать главный ее признак, наиболее верно характеризующий сущность результативности. Показатель же результативности есть количественная оценка, получаемая на основе критерия и служащая для определения ее уровня и динамики. Таким образом, очевидно, что выявление критерия результативности системы управления предшествует ее качественной оценке и, более того, является необходимым условием последней.

В отечественной науке исследованием вопросов результативности систем управления занимаются многие экономисты: Черняк Ю. В., Кравченко Р. Г., Скрипка А. Г. и др.

Они придерживаются одинаковых выводов о том, что основным критерием в оценке систем управления является степень достижения желаемого результата с учетом затраченных ресурсов. Таким образом, среди отечественных экономистов наибольшее распространение получила точка зрение связывающая критерий результативности с критерием эффективности. Но обилие высказываний о критерии эффективности говорит о сложности и нерешенности даже этого вопроса. Ряд ученых видит критерий эффективности в росте производительности общественного труда поскольку именно он обеспечивает в конечном счете удовлетворение потребностей населения (А. Е. Пробст, Н. Н. Филанович Ф. С. Мартинкевич, В. П. Большакова, Н. В. Корызно и др.). Многие ученые высказываются за признание роста результата хозяйственной деятельности критерием эффективности При этом в качестве измерителя результата хозяйственной деятельности предлагаются различные показатели: валовой доход, объем деятельности, финансовый результат и др.

Следует отметить, что эффективность многие экономисты рассматривают, как субъективную категорию, считают ее оценочной и связывают с отношением ценности результата к ценности затрат, хотя и указывают на наличие в эффективности объективного компонента. Так, П. Хейне меру эффективности определяет в виде отношения ценности выхода к ценности входа. В отечественной экономической литературе эффективность рассматривается как соотношение между получаемым эффектом хозяйственной деятельности с одной стороны и затратами труда и средств производства — с другой. Однако в данном определении нет главного — что понимать под эффектом. Многие экономисты отмечают, что эффект — это результат хозяйственной деятельности. В такой трактовке эффективность, как категория, шире результативности.

Авторская позиция состоит в том, что под результативностью системы управления следует понимать ее способность достигать желаемых результатов хозяйственной деятельности, а также степень достижения того или иного результата, соотнесенную с потребленными при этом ресурсами. Такое определение отражает понятие результативности с позиций действенности и эффективности системы управления, как соотношение между результатами системы управления и произведенными затратами.

Учитывая, что критерий должен отражать сущность категории результативность системы управления, автор считает наиболее обоснованным выделение двух критериев:

• степень достижения желаемого результата (действенность);

• максимизацию результата производства на единицу текущих затрат и единовременных вложений.

Таким образом, рассматривая результативность с авторской позиции можно утверждать, что данная категория шире эффективности. При этом рост экономической результативности состоит в сокращении затрат на единицу продукта или в увеличении результата при прежней величине затрат.

Однако выделение нескольких критериев экономических категорий подвергается критике. Так, А. М. Омаров отмечает: «Наличие нескольких критериев предполагает, что они могут действовать в различных направлениях и вступать друг с другом в противоречие. В подобных случаях неизбежны попытки согласования этих критериев, что, в сущности, означает не что иное, как поиск единого критерия». [104, с. 49]. По нашему мнению такая критика не относится к определению критериев результативности, скорее она должна найти отражение при попытках создания системы критериев эффективности. Отмеченные автором два критерия результативности не противоречат, а скорее дополняют друг друга.

Определение критериев позволяют подойти к обоснованности показателей результативности системы управления. Нельзя измерить и выразить результативность системы управления как отдельной организации, так и всей отрасли в целом единым показателем, каким бы обобщающим он не был. Для этого необходимо использовать систему показателей, из которых каждый в отдельности выражал бы ту или иную сторону результативности исходя из двух определенных критериев, а взятые вместе, они давали бы полную характеристику эффективности системы управления отдельной организации.

Система показателей, выражающих оценку результативности системы управления организаций потребительской кооперации, должна строиться исходя из сформулированного критерия. В рыночной экономике организация, оценивая результативность системы управления, вынуждена решать две относительно самостоятельные задачи. Во-первых, необходимо оценить в каждом из периодов времени получаемые результаты хозяйственной деятельности. Во-вторых оценивается эффективность применения в процессе хозяйственной деятельности имеющихся ресурсов.

Для оценки системы управления организаций потребительской кооперации можно использовать систему показателей, отражающих социальную и экономическую стороны хозяйственной деятельности (табл. 3).

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.Т. Анализ хозяйственной деятельности потребительской кооперации. — М.: Экономика, 1989. — 316 с.
  2. И.Т., Пардаев М. К. Анализ показателей по труду в кооперативной торговле. — М.: Экономика, 1978. — 215 с.
  3. И.А., Щенков В. В. Совершенствование организации труда в розничной торговле. — М.: Экономика, 1979. — 186 с.
  4. B.C., Ильенкова Д., Сиротина Т. П., Смирнова А. Экономика и статистика фирм. — М.: Экономика, 1997. — 353 с.
  5. Р. Г. Эстетика и психология для менеджера.— Калуга: Золотая аллея, 1992.— 101 с.
  6. А.Ф., Баканов М. И., Иваненко А. Ф. Курс экономического анализа. — М.: Финансы и статистика, 1984. — 182 с.
  7. О. В., Дорогавцев А. Е. Неплатежи: способы предотвращения и сокращения: Практ. пособие.— М.: Аркаюр, 1994.— 55 с.
  8. И. Г., Стратегическое управление. — М.: Экономика, 1989. — 324 с.
  9. А.И. Наука, техника, экономика. — М.: Экономика, 1989. — 156 с.
  10. А. Прибыль: Пер. с фр. / Общ. ред. и коммент. В. И. Кузнецова.— М.: Прогресс-Уни-верситет, 1993.— 176 с.
  11. А. С, Шнейдман Л. 3. Учетная политика предприятия.— 2-е изд., перераб.— М.: Бух. учет, 1995.— 112 с.
  12. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: Учебник. — М.: Финансы и статистика, 1995. — 386 с.
  13. И. Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта: Учеб. пособие.— М.: Финансы и статистика, 1994.— 79 с.
  14. И. Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом?.— М.: Финансы и статистика, 1995.— 384 с.
  15. И. Т. Финансовый менеджмент: Учеб. пособие.— М.: Финансы и статистика, 1994.— 222 с.
  16. В.З. Общая экономическая теория: Учебное пособие. — Новосибирск: ЮКЭА, 1998. — 486 с.
  17. Д. Состояние региональных рынков труда Российской Федерации и проблемы их регулирования //Проблемы теории и практики управления. — 1998. — № 4.
  18. Р., Кокс Д., Браун Р. Информация и риск в маркетинге: Пер. с англ.— М.: Финстат-информ, 1993.— 96 с.
  19. У. Д. Экономическая теория и исследование операций /Пер. С англ. — М.: Прогресс, 1965 — 183 с.
  20. М.С. Закон о занятости в Российской Федерации. Часть вторая //Юридический бюллетень предпринимателя. — 1998. — № 5,6.
  21. В. Я. Современные проблемы территориального управления эффективностью производства и качеством продукции в условиях становления рынка.— М.: Изд-во стандартов, 1994.— 140 с.
  22. Ю. И., Панясенко Г. В. История и культура менеджмента: Учеб. для учащихся ср. школ, учеб.-произв. центров, лицеев, школа менеджеров.— Красноярск: Кн. изд-во, 1994.— 350 с.
  23. А. 3. Как убыточному предприятию стать прибыльным: Практ. руководство.— М.: Айтолан, 1992— 64 с.
  24. А.И., Черняк Ю. И. Информация и управление. М., Финансы и статистика, 1996. — 213 с.
  25. А.Р., Цихоцкий А. В. Потребительская кооперация в условиях перехода к рыночной экономике. — Новосибирск: Наука, 1993. — 296 с.
  26. Бизнес и менеджер /Сост. И. Драховский, И. П. Черноиванов, Т. В. Прехул.— М.: Азимут-центр, 1992.— 448 с.
  27. Д. Ф. Вопросы теории экономического анализа. М.: Финансы, 1973. -491 с.
  28. Л. и др. Введение в менеджмент: Учеб. пособие / Л. Бляхман, В. П. Галенко, А. В. Минкин— СПб.: Изд-во СП6УЭФ, 1994.— 112 с.
  29. В. Н. Прибыль: О рыночной экономике и эффективности капитала.— М.: Финансы и статистика, 1993.— 287 с.
  30. Большая Советская энциклопедия. — т. 44/Гл. ред. Б. А. Введенский — 2-е издание. — М.: БСЭ, 1956.— 672 с.
  31. В. Ф, Маркетинг: Путь к успеху на рынке.— Ставрополь: Ред.-изд. центр «Развитие», 1994— 362 с
  32. Е. М., Павлов И. Т. Инвестиционная политика в регионе.— М.: Наука, 1994.— 141 с.
  33. Е. В., Стоянова Е. Финансовое искусство коммерции.—М.: Перспектива, 1995.— 154 с.
  34. Ван Хорн. Основы управления финансами. — М.: Финансы и статистика", 1996. —800 с.
  35. И. Н. Экономические основы технологического развития: Учеб. пособие для вузов. — М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1995.—160 с
  36. П. Искусство менеджмента: Новые идеи для мира хаотических перемен: Пер. с англ.— М.: Новости, 1993.— 222 с.
  37. В. Р. Менеджмент для всех.— М.: Юрист, 1994.— 248 с
  38. В. Р. Менеджмент для предпринимателей: Кн. 1.— М.: Антиква, 1993.—144 с
  39. В. Р. Менеджмент для предпринимателей: Кн. 2.— М.: Антиква, 1993.—208 с
  40. О. С, Наумов А. И. Менеджмент: Учеб.— М.: Высш. школа, 1994.—224 с
  41. О. С&bdquo- Наумов А. И. Обучение менеджменту (человек, стратегия, организация): Пособие для преподавателей.— М.: Шк. упр. МГУ, 1994.— 180 с.
  42. Н.А., Николаев СВ. Доходы работника и результативность производства (проблемы, реалии, перспективы). — М., Экономика, 1994. -255 с.
  43. Вопросы потребительской кооперации Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 24 января 1994 г., № 24. //Собр. актов Президента и Правительства РФ. — 1994. — № 5, с. 351.
  44. И., Ревентлоу П. Экономика фирмы: Учеб. / Пер. с дат. А. Н. Чеканского, О. В. Рождественского.— М.: Высшая школа, 1994.— 272 с.
  45. М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя- практика: Пер. с англ.— 2-е изд., перераб.— М.: Дело Лтд., 1994.— 320 с
  46. М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя- практика: Пер. с англ.— М.: Дело, 1991.— 320 с.
  47. И. Н. Менеджмент: Учеб.— 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1995—478 с
  48. В. В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала: Опыт лучших пром. фирм США, Японии и стран Зап. Европы.— М.: МП «Сувенир», 1993.— 488 с.
  49. А. Р. Налоговое планирование и снижение финансовых потерь.— М.:Б. и., 1993.—77 с
  50. Т. Ю. Третьяков В. А. Стратегия предпринимательства.— СПб.: Знание, 1992.—39 с.
  51. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.1, 4.2. — Екатерингбург: АРД, ЛТД, 1997.-448 с.
  52. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть 1. Принят Государственной Думой 21 октября 1994 г.: Введ. 01.01.95. — М.: Инфра-М, 1995.
  53. П.И., Леусский А. И., Тарасевич Л. С. Микроэкономика /Под ред. Л. С. Тарасевича. — С-Пб.: Госуд. университет экономики и финансов, 1996.
  54. Дж., К. Ил., О’Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века: Пер. с англ. /Авт. предисл. Б. 3. Мильнер.— М.: Экономика, 1991.— 319 с.
  55. Д.Е. Показатели и оценка эффективности экономики в условиях рыночных отношений. — Ставрополь: Кавказский край, 1998.
  56. Л.П. Комплексная рационализация кооперативной торговли: лекция. — М.: МКИ, 1987. — 72 с.
  57. В. Е. Выход из кризиса: Пер. с англ.— Тверь: Альба, 1994.— 497 с.
  58. B.C., Милета В. И. Системный анализ деятельности предприятий. — М.: Финансы и статистика, 1990. -353 с.
  59. Р., Каст Ф., Розенцвейг Д. Системы и руководство (Теория систем и руководство системами).—М.: Экономика, 1971. — 453 с.
  60. Дин С, Сесмен Л. Верный путь к успеху: 1600 советов менеджерам: Пер. с англ.—М: Вече: Персей: ACT, 1995—382 с
  61. Е., Хершген X. Практический маркетинг: Учеб. пособие: Пер. с нем. / Под ред. И. Минко.— М.: Высш. школа, 1995.— 255 с.
  62. Доклад Ермакова В. Ф. — Председателя Совета Центросоюза Российской Федерации «О социально-экономическом положении потребительской кооперации Российской Федерации в 1997 г.» — М.: Центросоюз, 1998.
  63. А. Ю. Комплексный анализ в системе маркетинговой деятельности.^М.: СП «Вся Москва», 1994.— 255 с.
  64. В.Т. Организация и эффективность управленческого труда в системе потребительской кооперации. — М.: МКИ, 1976. — 115 с.
  65. Л. А. Маркетинг: Основы теории и реализации. Концепция потребителя: Учеб. пособие.— Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1993.—136 с.
  66. Жих Е. М&bdquo- Панкрухин А. П&bdquo- Соловьев В. А. Маркетинг: Как завоевать рынок.—Л.: Лениздат, 1991.— 139 с.
  67. В. И. Менеджмент: Теорет. курс авториз. излож.— М.: Моск. экстер. гуманит. ун-т, 1992.— 160 с.
  68. Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации в Российской Федерации». — М.- 1997. — 42 с.
  69. А. В. Экономическое саморегулирование.— Нижний Новгород: Изд-во Нижегород. гос. ун-та, 1992.— 137 с.
  70. А. В. Основы менеджмента: Учеб. пособие для вузов.— М.: Финстатинформ, 1995.— 48 с.
  71. Информатика: данные, технология, маркетинг / В. П. Божко, В. В. Брага, Н. Г. Бубнова и др.- под ред. А. Н. Романова.— М.: Финансы и статистика, 1991.—224 с.
  72. Л.В., Горетко А. В. Оптимальные решения в экономике. — М., Связь, 1972.-353 с.
  73. Ю. А., Дмитриев О. Н. Эффективные технологии маркетинга.— М.: Машиностроение, 1994.— 455 с.
  74. В. Л. Ваша прибыль в условиях рынка.— М.: Финансы и статистика, 1994— 96 с.
  75. Комментарий к Закону Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» /Общ. ред. Ермакова В. Ф. — М.: Центросоюз, 1998.
  76. Конкурентные взаимодействия в экономике России /Авдашева СБ. и др. //Экономический журнал. — 1997. — № 2.
  77. В. А., Филина А. И. Маркетинг, рынок, финансы: Терминолог. слов.-справ. — К.: ИМЭКС, 1992.— 184 с.
  78. Конъюнктура и цены потребительского рынка. Газета «Экономика и жизнь», № 19,1993.
  79. Э. Б., Шетов В. X. Каким быть управлению: Воззрения российских экономистов 20-х годов.— Нальчик: Эльбрус, 1995.—142 с.
  80. В.И. Общественный труд: затраты и результаты. — М.: Мысль, 1981.-254 с.
  81. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. Е. М. Пеньковой.— М.: Прогресс, 1993—73бс.
  82. Р. Макконнелл, Стэнли Л.Брю. Экономикс. Принципы, проблемы и политика: В 2 т. /Пер. с англ. — М.: Республика, 1992.
  83. Ф.М. и др. Мировые рынки: конъюнктура и цены. М: Международные отношения, 1987. — 273 с.
  84. А.Д. Введение в рыночную экономику. Курс лекций. М: ТПО" Квадрат", 1991.-156с.
  85. И.В. Коммерческое ценообразование. Учебник для студентов экономических специальностей. -М., Изд-во «БЕК», 1997., — 353 с.
  86. В. А., Воробьев П. В. Финансовый менеджмент (управление финансами фирмы).— СПб., 1994.^ 108 с.
  87. А. П. Функции и задачи кооперации в переходный период от капитализма к социализму: Учеьное пособие для студентов вузов. — М.: Центросоюз, 1998 — 117 с.
  88. Г. Н. Командно-административный монополизм и его модификации в условиях постсоциалистической экономики.— Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1994.— 219 с.
  89. А. Б., Хартуков Е. М. Экономическая конъюнктура: Как изучать соврем, рынок: Учеб. пособие.— М.: Шк. междунар. бизнеса МГИМО, 1991.—127 с.
  90. К. Капитал. Критика политической экономики. (4 том «Капитал») — М.: Политиздат, 1978. — 674 с.
  91. A.M. Размышления экономиста о торговле. — М.: Экономика, 1990. — 139 с.
  92. М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М.: Дело, 1992−703 с.
  93. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования: Офиц.-е изд.— М.: НПКВЦ"Техинвест", 1994.— 80 с
  94. Методологические положения по статистике. — М.: Госкомстат России, 1996.
  95. Михальски Тино. Японские организационные формы в западной экономике //Проблемы теории и практики управления. — 1997. — № 2.
  96. Налоговое планирование на предприятиях и в организациях: В 2 ч.— 4-е изд., испр. и доп. / Науч. рук. пред. Б. А. Рагозин: Ч. 2. Док. и матер. — М.: Междунар. центр труда и труд-ва, 1994.— 442 с.
  97. Налоговое планирование на предприятиях и в организациях: Оптимизация и минимизация налогообложения: Док. и материалы: Учеб. пособие для рук. и бухт.— 4-е изд., испр. и д о п. ^ М., 1994.— 442 с.
  98. Налоговое планирование на предприятиях и в организациях: Оптимизация и минимизация налогообложения: Рек.: Учеб. пособие для рук. и бухг.—4-е изд., испр. и доп.—М., 1994.—332 с.
  99. Налоговое планирование на предприятиях и в организациях: Оптимизация и минимизация налогообложения: Док. и материалы: Учеб. пособие длярук.ибухг./Науч. рук, пред. Б. А. Рагозин.— 5-е изд., испр. и доп.—М., 1994.—452 с.
  100. Налоговое планирование на предприятиях и в организациях: Оптимизация и минимизация налогообложения: Рек.: Учеб. пособие для рук. и бухг.— 5-е изд., испр. и доп. (1-е изд.— 1992 г., 2 иЗ-еизд— 1993 г., 4-е изд.— 1994 г.: 9000 экз.). —М., 1994,—349 с.
  101. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации в Российской Федерации»: Закон РФ //Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 28. — ст. 3306.
  102. О потребительской кооперации в Российской Федерации //Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. — 1992. — №. 30. — ст. 1788.
  103. А. М. Повышение эффективности производства. — М.: Финансы и статистика, 1980. — 213 с.
  104. П Бунич. Спад и инфляция. Газета «Экономика и жизнь», № 23, 1993.
  105. Г. X. Эффективное управление. — М.: Экономика, 1985. — 335 с.
  106. Потребительская кооперация Российской Федерации в 1993 году. — М.: Центросоюз, 1994.
  107. Программа развития потребительской кооперации Российской Федерации на 1998−2002 годы. — М.: Центросоюз, 1998.
  108. Пути социально-экономического развития Российской Федерации в 1997 году //Вестник экономики. — 1998. — № 6, 7. ПО. Пфрундер Андреа. Индивидуализация экономики персонала //Проблемы теории и практики управления. — 1997. — № 2.
  109. .А. Рыночная экономика. — М.: Деловая жизнь, 1995. — 187 с.
  110. РайзбергБ.А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. — М.: ИНФРА- М, 1998.
  111. Д. Начала политической экономики и налогообложения. Антология экономической классики: в 2-х т. — М.: Экономика, 1993 т.1, т.2
  112. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. — М.: Прогресс, 1982.-250 с.
  113. Дж. Эренберг, Роберт Смит. Современная экономика труда. — М.: МГУ, 1996.-353 с.
  114. Российский статистический ежегодник /Госкомстат России. — М.: Логос, 1996.-341 с.
  115. Россия в цифрах: Краткий статистический сборник /Госкомстат России. — М.: Финансы и статистика, 1997. — 987 с.
  116. A.M., Яковенко Е. Г., Янаев С И . Инструментарий экономической науки и практики. — М.: Знание, 1985. — 224 с.
  117. Рыночная экономика. Учебник. АСВЭК ассоциации экономических вузов. М: Соминтек, 1992.- 350 с.
  118. П., Нордхауз В. Экономикс. (Реферат): 12-е изд./Пер. с англ.: Под ред. Камаева В. Д. //Экономические науки 1989. № 1−12
  119. П. Экономика. Вводный курс. — М., Мысль, 1964. — 258 с.
  120. СИ., Столяренко А. Д. Менеджмент персонала. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 289 с.
  121. Сборник кодексов Российской Федерации. — М.: Славянский дом книги, 1997.-1253 с.
  122. А. К. Интенсификация управления: Текст лекций. — М.: МКИ, 1989−51 с.
  123. А., Кузнецов Факторы производительности труда //Экономист. — 1998.-№ 4.
  124. А.К. и др. Управление кооперативным хозяйством. — М.: Экономика, 1990. — 253 с.
  125. Л.А. Направления стабилизации и развития потребительской кооперации: Автореф. диссертации канд. экон. наук: 08.00.05. -Новосибирск, 1998.
  126. А. Исследование о природе и причине богатства народа. Т-1 — Петрозаводск: Петроком, 1993. — 320 с.
  127. Л.Т. Оценка эффективности хозяйственно-финансовой деятельности предприятия: Учебное пособие. — Белгород: БУПК, 1998.
  128. Современное управление. Энциклопедический справочник. Под ред. Карпухина Т. — М.: Издатцентр, 1997. — Т1. Т2.
  129. Современный маркетинг / Под ред. В. Е. Хруцкого.— М.: Финансы и статистика, 1991.— 258 с.
  130. Социально-экономическое положение потребительской кооперации в 1994 году: Статистический ежегодник. — М.: Центросоюз, 1995.
  131. Социально-экономическое положение потребительской кооперации в 1995 году: Статистический ежегодник. — М.: Центросоюз, 1997.
  132. Социально-экономическое положение потребительской кооперации Российской Федерации в 1997 году: Статистический ежегодник. — М.: Центросоюз, 1998.
  133. Статистика рынка товаров и услуг: Учебник/И.К. Белявский, Г. Д. Кулагина, А. В. Коротков и др.- Под ред. И. К. Белявского. -М.: Финансы и статистика, 1995.
  134. Стоянова Финансовый менеджмент. — М.: Перспектива, 1995. — 263 с.
  135. Н. Социальная эффективность управления //Персонал. — 1977. — № 2,3.
  136. Управление по результатам /Пер. с фин.: Общ. ред. Я. А. Леймана. — М.: Прогресс, 1993.-259 с.
  137. Управленческое консультирование: В 2 т.: Пер с англ.— 2-е изд., перераб. / Под ред. М. Кубра: Т. 2.— М.: Интерэксперт, 1992— 350 с.
  138. Э. А. Профессия — менеджер.^ — М.: Экономика, 1992.— 176 с.
  139. В. Г. Маркетинг средств производства: Учеб. пособие.— Ярославль, 1993— 112 с.
  140. А. Общее и промышленное управление: Пер. с фр. / Науч. ред. и предисл. Е. А. Кочерина.— М.: Контроллинг, 1992.— П1 с.
  141. М. А. Доходы предпринимателя.— М.: Финансы и статистика, 1993.—96 с.
  142. Финансовое искусство предпринимателя: Учеб.-практ. рук. /Авт. колл. под рук. Е. Стояновой.— М.: Перспектива, 1992.— 68 с.
  143. Финансовое управление компанией / Общ. ред. Е. В. Кузнецовой.— М: Фонд «Правовая культура», 1995.— 383 с.
  144. Финансово-хозяйственная деятельность предприятия: Практ. пособие.— М.: Приор, 1993.— 123 с.
  145. Финансово-хозяйственная деятельность: Аннот. библиогр. перечень (указ.) новых нормат. актов и книг / Сост. Р. П. Харитонов, Т. А. Чернова.— М.: СВЕА, 1995.—80 с.
  146. Финансовые решения: Финансы и бух. учет (1 ч.): Учеб. пособие: Пер. с англ.— М.: Инжиниринго-Консалтинговая Компания «ДеКА», 1993. — 72 с.
  147. Финансовый рост: Финансы и бух. учет (П ч.): Учеб. пособие: Пер. с англ.— М.: Инжиниринго-Консалтинговая Компания «ДеКА», 1993.— 80 с.
  148. Ф и ш е р е, Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика — М.: Дело, 1993.-487 с.
  149. А.Ф. Математические методы анализа динамики и прогнозирования производительности труда. — М.: Экономика, 1972. — 253 с.
  150. A.M. Аудит. Контроль затрат и финансовых результатов при анализе качества продукции. — М.: Аудит Юнити, 1997. — 286 с.
  151. A.M. Хозяйственный механизм кооперативной торговли. — М.: Экономика, 1991. — 195 с.
  152. Д. Управляй или подчиняйся!: Проверенная техника эффективного менеджмента: Пособие для школ бизнеса: Пер. с англ.— М.: Фонд «За экон. грамотность», 1992.— 288 с.
  153. В. М., Никифорова В. Д., Михайлов М. Н. Экономическое регулирование: Формы и методы: Финансово-кредитный аспект.—СПб.: РЬд-во СН6УЭФ, 1992.- 171 с.
  154. Хейне Пол. Экономический образ мышления /Пер. с англ. — М.: Дело, 1993. — 482 с.
  155. В. Как делать бизнес в Европе /Общ. ред. Ю. В. Пискулова. — М.: Прогресс, 1990.-185 с.
  156. Р. Н. Основы финансового менеджмента: Пер. с англ.— М.: Дело, 1993.—128 с.
  157. Э. Практика управления: Опыт современного менеджментапредприятийФРГ: Пер. с нем. / Общ. ред. Р. М. Гринева.— Обнинск: Титул, 1992.— 240 с.
  158. Ценообразование и рынок: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. Е. И. Лунина и Б. Рычкова. — М.: Прогресс, 1992.— 320 с.
  159. Ценообразование: Учеб. пособие / Под ред. И. К. Салимжанова.— М.: Финстатинформ, 1995. —122с. • ^
Заполнить форму текущей работой