Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование системных технических решений в базовых дизелях при формировании модельного ряда

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Повышение технического уровня дизелей является важнейшей технико-экономической задачей отечественного двигателестроения. В последнее десятилетие ведущими мировыми производителями в ряд актуальнейших экономических и экологических проблем развития дизелей выдвигаются снижение расхода топлива, выбросов вредных веществ с отработавшими газами (ОГ), шумности и вибрации. Ужесточающиеся обострение… Читать ещё >

Содержание

  • Основные обозначения
  • Глава 1. ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО УРОВНЯ ДИЗЕЛЕЙ
    • 1. 1. Особенности рабочего цикла и тенденции развития дизелей
    • 1. 2. Разработка и производство дизелей за рубежом
    • 1. 3. Принципы повышения технического уровня дизелей
    • 1. 4. Цель и задачи исследования
  • Глава 2. ОБОСНОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ И ТЕХНИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ БАЗОВЫХ ДИЗЕЛЕЙ
    • 2. 1. Основные положения концепции базовых дизелей
    • 2. 2. Базовые дизели как элементы структуры модельного ряда
    • 2. 3. Параметры технического уровня базовых дизелей
    • 2. 4. Принципы организации малотоксичного рабочего цикла в дизелях
    • 2. 5. Методы теоретического анализа технических решений
  • Глава 3. РАСЧЕТНО — ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СИСТЕМНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
    • 3. 1. Улучшение индикаторных показателей рабочего цикла
    • 3. 2. Разработка системы питания топливом и ее элементов
    • 3. 3. Совершенствование системы газообмена в базовых дизелях
    • 3. 4. Снижение тепловой нагруженности поршня
    • 3. 5. Совершенствование силовой схемы и системы охлаждения картера
    • 3. 6. Повышение работоспособности подшипников коленчатого вала
  • Глава 4. МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ, СТЕНДОВАЯ УСТАНОВКА И ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ АППАРАТУРА
    • 4. 1. Особенности экспериментальной установки
    • 4. 2. Методика исследования
    • 4. 3. Измерительная аппаратура и оценка погрешности измерений
  • Глава 5. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ОЦЕНКА СИСТЕМНЫХ ТЕХНИ ЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В БАЗОВОМ ДИЗЕЛЕ
    • 5. 1. Обеспечение заданной мощности базового дизеля
    • 5. 2. Оценка топливной экономичности базового дизеля
    • 5. 3. Удовлетворение требований к экологическим параметрам дизеля

Совершенствование системных технических решений в базовых дизелях при формировании модельного ряда (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Повышение технического уровня дизелей является важнейшей технико-экономической задачей отечественного двигателестроения. В последнее десятилетие ведущими мировыми производителями в ряд актуальнейших экономических и экологических проблем развития дизелей выдвигаются снижение расхода топлива, выбросов вредных веществ с отработавшими газами (ОГ), шумности и вибрации. Ужесточающиеся обострение мирового энергетического кризиса и экологические нормы по ограничению загрязнения атмосферы активизировали поиск новых технических решений по совершенствованию основных процессов рабочего цикла и устройств их реализации. При этом повышенные требования предъявляются к качеству применяемых топлив. Совершенствование рабочего цикла и процессов его составляющих на основе современных технологий и прогрессивных технических решений позволит обеспечить высокий технический уровень дизелей [1]. Повышение степени автоматизации конструкторско-технологических и производственных процессов на основе математического моделирования позволит обеспечить пониженную удельную стоимость производства дизелей.

Актуальность темы

.

Оценка технического уровня показывает, что рост удельной мощности следует рассматривать как объективную закономерность, следуя которой необходимо сосредоточить усилия на решении проблем рабочего цикла и его процессов, конструкции и эксплуатационных материалов. Повышение технического уровня включает несколько аспектов: проектирование и производство дизелей с использованием современных передовых технологий, воплощение и развитие в конкретных конструкциях новых и известных апробированных технических решений, использование эксплуатационных материалов повышенного качества.

Достигнутые уровни удельной мощности и топливной экономичности отечественных дизелей несколько уступают аналогичным показателям лучших зарубежных образцов. Это относится и к уровням надежности, ресурса, выбросов вредных веществ, шума и вибрации дизелей. В России ощущается дефицит в отечественных дизелях практически всех типов и назначений, отвечающих требованиям мирового технического уровня. Обилие импортной техники на российском рынке является красноречивым тому подтверждением. Интегрирование России в мировое экономическое сообщество неминуемо приведет к обострению конкурентной ситуации для современных отечественных дизелей с позиций обеспечения высоких технико-экономических показателей во многих важнейших отраслях народного хозяйства и обороноспособности страны. С учетом многообразия областей применения дизелей проблема выхода отечественного дизелестроения на мировой уровень является актуальной и сложной в реализации. Однако резервы в этой области далеко не исчерпаны.

Для этого необходимо использование современных схемных, развитие известных и разработка новых системных технических решений с применением прогрессивных технологий и новых материалов при совершенствовании рабочего цикла, создании корпусных деталей и основных систем, обслуживающих дизель, а также микропроцессорного управления важнейшими процессами высокоэффективного малотоксичного рабочего цикла дизеля с диагностикой его состояния.

Важнейшей проблемой является реализация в условиях отечественного производства передового опыта фирм США, Европы и Японии. Решающим условием решения этой проблемы является использование достижений отечественной науки, существующих и новых технологий и технических решений при создании дизелей с повышенными потребительскими свойствами, характеризуемыми надежностью, расходом топлива, токсичностью ОГ, шум-ностью и вибрацией. Для выполнения этого условия требуется научно-обоснованный анализ и выбор наиболее эффективных технологий, технических средств и решений на основе выполненных экспериментальных исследований и прежде всего отечественного опыта по достижению следующих показателей технического уровня отечественных дизелей: ресурс не менее 15.

ООО моточасовудельный эффективный расход топлива не более 200 г/(кВт-ч) — расход масла на угар 0,05.0,1% от расхода топливасодержание вредных компонентов в отработавших газах и дымность ОГ дизеля должны соответствовать требованиям ГОСТ Р41.96−2005 для внутреннего рынка и Tier 4 (STAGE IV) для экспорта. Достижение этих показателей представляет собой сложную теоретическую и экспериментальную задачу.

Цель работы заключается в повышении технического уровня базовых дизелей при создании модельного ряда с широким диапазоном мощностей за счет совершенствования системных технических решений.

Объектом исследования является система «базовый дизель — механизмы и устройства, его обслуживающие», обеспечивающая соответствие показателей технического уровня современным мировым требованиям.

Предметом исследования являются процессы рабочего цикла, особенности тепломеханической нагруженности деталей, конструкции механизмов, трибосопряжений, корпуса и функционирования основных систем базовых дизелей. Методы исследования. Математическое моделирование внутрицилинд-ровых процессов рабочего цикла, теплообмена и теплопередачи в цилиндре, гидродинамических процессов в трибосопряжениях базового дизеля, а также теплового и напряженно-деформированного состояния деталей с использованием методов конечных элементов. Экспериментальные исследования дизеля и элементов его систем с использованием стандартных и оригинальных измерительной аппаратуры и методов испытаний.

Научная новизна результатов диссертации заключается в следующем:

1 .Теоретически обоснованы и определены показатели эффективности и экономичности базового дизеля новой размерности с открытой камерой сгорания при комплексном изменении: относительного объема, доли объемного смесеобразования, вихревого отношения воздушного заряда в камере сгорания и запальной порции при разделенном впрыскивании топлива. Выявлены закономерности влияния и предложены соотношения между этими параметрами, позволившие, в конечном итоге, существенно улучшить рабочий цикл двигателя.

2. Разработана оригинальная модель системы «корпус — головки цилиндров — поршень — систем охлаждения и газообмена» на основе использования технологии FSI (Fluid-Structure Interaction analysis), объединяющей современные методы механики жидкости и газа, теплофизики и механики деформируемого твердого тела, позволившая комплексно оценить тепломеханическую напряженность базовых узлов дизеля.

Практическая ценность состоит в следующем:

1. Для формирования модельного ряда обоснованы системные положения концепции создания базовых дизелей жидкостного охлаждения новой размерности с заданным диапазоном мощности и метод их осуществления с учетом общности схемных, функциональных и конструктивных решений;

2. Разработана методика расчета показателей эффективности и экономичности дизеля с открытой камерой сгорания с учетом влияния относительного объема, доли объемного смесеобразования, вихревого отношения воздушного заряда камеры сгорания и запальной порции при разделенном впрыскивании топлива;

3. Разработана методика оценки тепломеханических параметров дизеля на основе использования конечно-элементных твердотельных и газожидкостных моделей, позволившая учесть особенности течения газожидкостных потоков для оценки теплового и напряженно-деформированного состояния картера, цилиндропоршневой группы, головки цилиндров, подшипников и в конечном итоге повысить их надежность.

4. Уточнена методика расчета подшипников коленчатого вала, учитывающая отклонения форм поверхностей трения подшипника не только в окружном (некруглость), но и в осевом (нецилиндричность) направлениях, что позволило обосновать технологические отклонения опор и шеек коленчатого вала базового дизеля.

Реализация результатов работы.

Результаты работы использованы ООО «ЧТЗ-Уралтрак» при создании конкурентоспособных базовых дизелей жидкостного охлаждения серии Т. В базовых дизелях реализованы системные технические решения по обеспечению основных показателей рабочего цикла, корпусным деталям, основным механизмам и устройствам.

На основе базовых дизелей разработан модельный ряд дизелей жидкостного охлаждения с диапазоном мощностей от 44 до 550 кВт, показатели технического уровня которого отвечают современным требованиям. Разработанные основные положения концепции позволяют совершенствовать параметры и повысить конкурентоспособность дизелей других модификаций.

Результаты диссертационной работы использованы при проектировании основных систем новых дизелей в ОАО «Научно-исследовательский институт двигателей», при сертификационной оценке тракторных дизелей в ОАО «Научно-исследовательский институт автотракторной техники», в учебном процессе кафедры «Двигатели внутреннего сгорания» Южно-Уральского государственного университета.

Апробация работы.

Основные результаты диссертационной работы обсуждены и одобрены на региональных, межрегиональных и международных научно-технических конференциях: в Челябинском государственном агроинженерном университете (ЧГАУ, 2008 г) — Московском государственном автодорожном техническом университете (МАДИ (ГТУ), 2009 г) — МГТУ им. Баумана (2010), ЮжноУральском государственном университете (Челябинск: ЮУрГУ, 2008;2011 гг).- Санкт-Петербург: ВИТУ, 2009 г, Самарском государственном аэрокосмическом университете (Самара: СГАУ, 2011).

Диссертационная работа одобрена на научных семинарах кафедры «Двигатели внутреннего сгорания» ЮУрГУ и кафедры «Тракторы и автомобили» ЧГАА.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 12 работ, в том числе 10 в изданиях, рекомендованных ВАК и 2 в материалах международных конференций.

Структура и объем диссертации

.

Диссертационная работа состоит из введения, пяти глав, заключения, библиографического списка (129 источников) и приложения. Диссертация содержит 187 страниц, 32 таблицы, 75 иллюстраций.

Результаты исследования предполагается использовать для разработки рекомендаций для создания ООО «ЧТЗ-Уралтрак» модельного ряда.

4.1. Особенности экспериментальной установки.

Испытания проводились на стенде С-67 СЦ АТТ аттестованном для проведения сертификационных испытаний. Стенд оснащен нагрузочным устройством SCHENCK W-700. Установка и закрепление дизеля на испытательном стенде, оборудованном нагружающим устройством, соединение маховика с нагружающим устройством, условия питания топливом выполнены с учетом требований ГОСТ 18 509, ГОСТ 7057 и ГОСТ 23 734.

Оценка эффективности системных технических решений проводилась на дизеле 4Т371 с механическим регулятором частоты вращения, укомплектованном в соответствии с рекомендациями главы 3 (рис. 4.1).

Рис. 4.1. Дизель 4Т371 с механическим регулятором частоты вращения на испытательном стенде С-67.

В остальном дизель укомплектован согласно техническим условиям. В соответствии с ГОСТ 18 509 вместо штатного воздухоочистителя для подвода воздуха установлено стендовое устройство, эквивалентное ему по влиянию на мощность дизеля. Вместо штатных глушителя шума выпуска, выпускной трубы и нейтрализатора отработавших газов при отводе отработавших газов использовалось стендовое устройство, эквивалентное им по влиянию на мощность дизеля. Вместо штатных радиаторов систем охлаждения и смазки дизеля использовались стендовые устройства, эквивалентные им по влиянию на мощность и удельный расход топлива. Испытуемый дизель подключался к внешней системе охлаждения стенда, в которой циркуляция охлаждающей жидкости в контуре системы осуществлялась штатным насосом.

В связи с отсутствием радиатора в систему охлаждения устанавливался расширительный бак. В качестве охлаждающей жидкости использовалась вода. Температура охлаждающей жидкости на выходе из дизеля и температура масла в поддоне поддерживались в пределах 90 ± 5 °C. Температура топлива не регулировалась. Результаты анализа физико-химических свойств топлива и смазочного масла, используемых при испытаниях, приведены в табл. 4.1 и 4.2.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Достижение заданного технического уровня базовых дизелей модельного ряда требует прежде всего удовлетворение экологических требований по выбросам вредных веществ с отработавшими газами, повышение топливной экономичности и параметров надежности, тесно связанных с вопросами снижения тепломеханической нагруженности основных деталей.

Актуальной проблемой отечественного и зарубежного дизелестроения является совершенствование элементов, образующих внутрицилиндровое пространство, процессов смесеобразования и сгорания топлива в целях снижения выбросов вредных веществ отработавшими газами и повышения топливной экономичности. Решением этой проблемы в дизелях с наддувом и открытыми камерами сгорания являются минимизация пассивного и интенсификация процесса смешения элементами активного (камеры сгорания) объемов внутрицилиндрового пространства, оптимизация вихревого отношения воздушного потока совершенствованием конфигурации впускного канала. При этом обеспечивается увеличение доли топлива, участвующей в «объем-, ном смесеобразовании, мелкомасштабной турбулентностью элементов смеси в области контакта со стенкой и распада топливного факела.

Исследованиями открытых камер сгорания в дизелях накоплен большой практический опыт, позволяющий выделить наиболее существенные из них для интенсификации смесеобразования и сгорания топлива. Без мероприятий по интенсификации вихревого движения воздушного заряда, совершенствованию элементов открытой камеры сгорания, уменьшения пассивного объема пространства сжатия и управления процессом впрыскивания топлива требуемые топливная экономичность и содержание вредных веществ в отработавших газах дизелей становятся труднодостижимыми. В этой связи определены дополнительные резервы по повышению эффективности смесеобразования и сгорания совершенствованием системных технических решений.

На топливную экономичность и выбросы вредных веществ отработавшими газами дизеля оказывает влияние множество конструктивных факторов. Это форма меридионального сечения впускного канала, определяющая вихревое отношение воздушного заряда, и элементы пассивного объема пространства сжатия: подклапанные выточки, надпоршневой и боковой зазоры головки поршня, зазор в газовом стыке блока и головки цилиндров, глубина расположения верхнего компрессионного кольца от днища поршня. Долю объемного смесеобразования определяют элементы активного объема (камеры сгорания) пространства сжатия: наклон вертикальной стенки, диаметр горловины, глубина камеры и профиль днища и т. п. Эти факторы различаются эффективностью в достижении заданных уровней топливной экономичности и выбросов вредных веществ с ОГ.

В результате анализа способов снижения расхода топлива и выбросов вредных веществ с ОГ выяснено, что уровень минимизации пассивного и интенсификации мелкомасштабной турбулентности элементами активного объемов пространства сжатия в цилиндре является строго индивидуальным для ' '• << дизеля новой размерности с наддувом и открытой камерой сгорания. Эффективность рассматриваемых способов оценена теоретически с использованием современных методов математического моделирования и проверена экспериментально в дизеле новой размерности. Теоретическая оценка эффективности рассматриваемых способов выполнена математическим моделированием рабочего цикла с учетом особенностей и характера изменения кинетических констант процесса сгорания топлива при различных способах смесеобразования.

Достижение требуемых параметров надежности, тесно связанных с вопросами снижения тепломеханической нагруженности основных деталей дизеля, в частности поршня, картера, головки цилиндров и подшипников коленчатого вала. Указанное обеспечивается применением локального охлаждения поршня и совершенствованием системы охлаждения за счет оптимизации распределения и интенсификации потоков жидкости в «рубашке» охлаждения. При этом особенности теплообмена газов и жидкостей с твердым телом, адаптированные к условиям теплообмена в поршне и картере, включая головку цилиндров, конкретного дизеля, позволили осуществить математическое моделирование температурного и напряженно-деформированного состояния последних методом конечных элементов.

Совершенствование основных трибосопряжений коленчатого вала выполняется оптимизацией подвода и распределения смазочного масла, а также основных размеров вкладышей.

Экспериментальные исследования включали определение результирующих показателей рабочего цикла дизеля при работе по нагрузочным характеристикам на частотах вращения коленчатого вала, соответствующих режимам номинальной мощности и максимального вращающего момента.

Моторными исследованиями дизеля 4Т371 по нагрузочным характеристикам определена эффективность минимизации пассивного, интенсификации мелкомасштабной турбулентности элементами активного объемов пространства сжатия и оптимизации вихревого отношения воздушного отношения по повышению топливной экономичности рабочего цикла и снижению выбросов вредных веществ с отработавшими газами.

В результате выполненного диссертационного исследования можно предложить следующие рекомендации и выводы:

1. Теоретически обоснованы параметры дизеля с открытой камерой сгорания при комплексном изменении: относительного объема, доли объемного смесеобразования, вихревого отношения воздушного заряда в камере сгорания и запальной порции при разделенном впрыскивании топлива. Выявлены закономерности влияния и предложены определенные соотношения между этими параметрами, позволившие, существенно улучшить рабочий цикл двигателя.

2. Поставлена и решена задача тепломеханического расчета системы базовых деталей и узлов с созданием оригинальной комплексной СББ модели на основе использования твердотельных и газожидкостных конечно элементных моделей системы «корпус-головки цилиндров-поршень-системы охлаждения и газообмена», позволившая на стадии доводки разработать эффективные конструктивные мероприятия и увеличить надежность дизеля.

3. Обоснованы системные положения концепции создания базовых дизелей жидкостного охлаждения нового модельного ряда с заданным диапазоном мощности и с учетом общности схемных, функциональных и конструктивных решений. Определены показатели эффективности и экономичности базового дизеля нового модельного ряда для дорожно-строительных и тяговых машин класса 10−50 т.

4. Математическим моделированием рабочего цикла дизеля 4Т371 установлено:

— увеличение отношения УУС, до 0,75 (на 15%) обеспечило повышение топливной экономичности, оцениваемой удельным индикаторным расходом топлива на 3,8%;

— увеличение доли топлива ст, участвующей в объемном смесеобразовании, в открытой камере сгорания до 0,95 (на 18,7%), повысило топливную.

V 4 экономичность на 2,3%- ." V д *.

— величина запальной порции при разделенном впрыскивании топлива, обеспечивающая снижение максимальных давления на 5,3%, скорости нарастания давления на 32% и температуры на 8% цикла без ухудшения топливной экономичности составляет 16 ± 2% от общей цикловой подачи.

5. Повышение интенсивности вихревого движения воздушного потока (вихревого отношения до 2,0) в открытой камере сгорания, позволило уменьшить удельный эффективный расход топлива ge на 3,0.3,5 г/кВтч и выбросы вредных веществ ОГ: сажи — на 13. 15% по шкале Хартриджа и окиси азота — на 7. .9%.

6. Математическим моделированием теплового и напряженно-деформированного состояния на режиме номинальной мощности установлено:

— применение галерейного масляного охлаждения поршня сопровождается снижением максимальных температур поршня на 18%;

— изменения конструкции блок-картера, выполненные на основании анализа тепловых полей, позволили улучшить охлаждение гильз крайних цилиндров и головок, снизить температуры огневого днища и выпускных каналов на 18−20%, снизить максимальные тепловые напряжения в 1,85 раза;

— конструктивные решения по снижению максимальных напряжений, возникающих в результате совместного действия теплового и силового нагружений, позволили снизить максимальное по блок-картеру значение первых главных напряжений в 1,7.2 раза.

7. Анализом работоспособности подшипников коленчатого вала определены оптимальные геометрические параметры трибосопряжений, предельные значения допусков на форму поверхностей трения и осевые отклонения шеек и подшипников коленчатого вала, схемы подачи смазки в подшипники, а также определены классы вязкости масел для использования в базовых дизелях. Это позволяет в среднем на 20% улучшить значения важнейших гидромеханических характеристик и обеспечить требуемый ресурс тяжелонагру-женных подшипников коленчатого вала.

8. Реализация системных технических решений на дизеле 4Т371 обеспечила на номинальном режиме работы снижение удельного эффективного расхода топлива §-е на 5.7 г/кВтч и выбросов вредных веществ ОГ: сажина 10. 15% по шкале Хартриджа и окиси азота-на 7.9%.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В.П. Физические основы процессов в камерах сгорания поршневых ДВС/В.П. Алексеев, Д. Н. Вырубов.-М.: МВТУ, 1977.-84 с.
  2. , И.В. Подача и распиливание топлива в дизелях / И. В. Астахов, В. И. Трусов, A.C. Хачиян, JI.H. Голубков. М.: Машиностроение, 1972.-359 с.
  3. , В.Н. Высокоэффективные модификаторы трения на основе наноразмерных материалов/ В. Н. Бакунин, Г. Н. Кузьмина, О. П. Паренго // Трение, износ, смазка. 2009. — Том 12. — № 40. — С. 10−15.
  4. , В.Н. Повышение конкурентоспособности дизеля Д-160 промышленного трактора Т-130 применением нового процесса смесеобразования / В. Н. Белоусов, М. С. Гиттис, JI.H. Басистый // Тракторы и сельскохозяйственные машины.- 1993.- № 4.- С. 11−13.
  5. , И.И. Трибология. Физические основы, механика и технические приложения: Учебник для вузов / И. И Беркович, Д.Г. Громаковский- под ред. Д. Г. Громаковского. Самар. гос. техн. ун-т. Самара, 2000. — 268 с.
  6. , А.К. Мурзин, В. С. Обоснование предельных значений ' допусков для шатунных и коренных подшипников коленчатых валов дизельных двигателей //А.К. Бояршинова, B.C. Мурзин, Д. С. Бобин / Тракторы и сельхозмашины, № 11. 2010. — С. 30−33.
  7. , В.В. Исследование влияния закрутки заряда на показатели рабочего процесса высокооборотного дизеля / В. В. Бордуков // Экспериментальные и теоретические исследования по созданию новых дизелей и агрегатов.- Л., 1980.- С. 31−42. (Тр. ЦНИДИ).
  8. Д.Д. Сгорание в поршневых двигателях— М.: Машиностроение, 1969.-267 с.
  9. , В.М. Исследование влияния составляющих надпоршневого объема на экономические показатели дизеля / В. М. Бунов, В. Д. Лукин, М. С. Гитис // Исследование силовых установок и шасси транспортных и тяговых машин. Челябинск, 1987. — С.32−37. — (Тр. ЧПИ).
  10. .А., Мордухович М. М. Форсирование тракторных двигателей. М.: Машиностроение, 1974. — 151 с.
  11. .А., Адамович A.B., Арабян А. Г. и др. Тракторные дизели.-М.: Машиностроение, 1981. 535 с.
  12. И.И. Новое о рабочем цикле двигателей. М. — Свердловск: Машгиз, 1962.-271 с.
  13. А.Н. Сгорание в быстроходных поршневых двигателях. — М.: Машиностроение, 1977, — 277 с.
  14. , В.М. Методика и результаты исследования впускных каналов автотракторных дизелей / В. М. Володин, Б. Н. Давыдков // Тракторы и сельхозмашины 1976- № 9-С. 16−19.
  15. В.М. Исследование воздушных потоков в камере сгорания типа ЦНИДИ. Дис. канд.техн.наук: 05.04.02. Защищена 20.06.69. — МА-МИ.-1969.- 108 с.
  16. , В.М. Исследование и сравнительный анализ камер сгорания полуразделенного типа для дизеля 8ДВТ-330 / В. М. Володин, Е. А. Лазарев, С. А. Жуковский и др. // Тракторы и сельхозмашины. 1977. — № 4. -С. 8−10.
  17. , Д.Н. Проблемы совершенствования процессов смесеобразования и сгорания в дизелях / Д. Н. Вырубов // Рабочие процессы в ДВС. -М., 1978. С. 56−64. — (Тр. МАДИ).
  18. .Г. Химизм предпламенных процессов в двигателях.- JL: ЛГУ, 1970.- 181 с.
  19. , К.В. Применение алгоритма сохранения массы при расчете гидромеханических характеристик и оптимизации конструктивных параметров сложнонагруженных подшипников скольжения. Дисс. канд. тех. наук. — Челябинск, 2006. — 157 с.
  20. , В.Р. Влияние отношения объема камеры сгорания к объему сжатия на показатели рабочего процесса дизеля / В. Р. Гальговский, Н. И. Бессонов, Т. Р. Филипосянц // Автомобильная промышленность, — 1981. -№ 7. С.5−8.
  21. , В.Р. Тепловые потери в камере сгорания дизеля с непосредственным впрыском / В. Р. Гальговский // Двигателестроение. -1983.-№ 6.-С. 53−58.
  22. , В.В. Токсичность двигателей внутреннего сгорания / В. В. Горбунов, H.H. Патрахальцев. М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 1998. — 216 с.
  23. , М.С. Токсичность тракторного дизеля и возможности ее снижения / М. С. Гитис, Л. Н. Басистый, Е. В. Бунова // Исследование силовых установок и шасси транспортных и тяговых машин. Челябинск, 1991. — С.3−8. — (Тр. ЧГТУ).
  24. , М.С. Совершенствование камеры сгорания тракторного дизеля / М.С. Гиттис// Научно-технические достижения и передовой опыт в области с.-х. и тракторного машиностроения. Инф. сб. М.: ЦНИИТЭИтракторо-сельхозмаш. Вып. 5,1 -44,1991-С. 9−14.
  25. , Л.В. Топливная аппаратура и системы управления дизелей / Л. В. Грехов, H.A. Иващенко, В. А. Марков. М.: Легион-Автодата, 2004. -176 с.
  26. Двигатель внутреннего сгорания. A.c. 1 453 070 СССР, М.КлЗ. F02B 23/06 / Е. Г. Пономарев, JI.H. Басистый, О. Б. Рябиков, М. С. Гитис, М. Н. Клинкевич, В .А. Поваляев № 4 245 579/25−06. Заявлено 14.05.87. Опубл. 23.01.89. Бюл. № 3.-2 е.: ил.
  27. Двигатели внутреннего сгорания. Конструирование и расчет на прочность поршневых и комбинированных двигателей / Под ред. A.C. Орли-на и М. Г. Круглова. М.: Машиностроение. 1984. — 383 с.
  28. Динамика и смазка трибосопряжений поршневых и роторных машин. Часть 1: монография / В. Н. Прокопьев, Ю. В. Рождественский, В. Г. Караваев и др. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2011. — Ч. 1. — 136 с.
  29. , Г. Д. Исследование рабочего цикла двигателя Д-160 при форсировании наддувом / Г. Д. Драгунов, JI.K. Зайцев, В. В. Егоров // Автомобили, тракторы и двигатели. Челябинск, 1974. — С. 166−170. — (Тр. ЧПИ, № 148).
  30. Р. Д. Повышение эффективности и экологических показателей ДВС газодинамическими методами: дисс.докт. техн. наук / Р. Д. Еникеев. Уфа, 2009. — 290 с.
  31. М.Я. К вопросу о связи динамики выделения тепла с развитием сгорания во времени и пространстве камеры / М. Я. Завлин // Рабочие процессы дизелей. -JI. 1975. — С. 48- 52. — (Тр. ЦНИДИ, № 67).
  32. JI.K. Исследование рабочего цикла при форсировании тракторного дизеля с использованием математического моделирования.- Дис. .канд. техн. наук: 05.04.02. Защищена 18.12.78. — Челябинск, ЧПИ. -1978.-190 с.
  33. , В.И. Создание федерального научно-технического центра развития двигателестроения / В. И. Захаров, B.C. Мурзин, Ю. В. Рождественский, А. П. Маслов // Транспорт и связь Российской Федерации, 2010. № 1. -С. 13−17.
  34. В.А. Токсичность двигателей внутреннего сгорания. М.: Машиностроение, 1973.-200 с.
  35. Я.Б., Садовников П. Я., Франк-Каменецкий Д.А. Окисление азота при горении. М.: Академия наук СССР, 1947.
  36. H.H., Семенов Б. Н., Соколов B.C. Рабочий процесс дизелей с камерой в поршне.- JL: Машиностроение, 1972.-231 с.
  37. H.H., Балакин В. И. Проблемы высокого наддува дизелей // Двигателестроение. 1979. — № 1. — С. 11−13.
  38. , H.A. Математическое моделирование процессов в ДВС / H.A. Иващенко, A.C. Кулешов. Протвино: МНТК «Турбонаддув автомобильных и тракторных двигателей» 24−25 июня 2009 — С. 5−8
  39. H.H., Красовский О. Г., Соколов С. С. Высокий наддув дизелей. JL: Машиностроение, 1983. — 198 с.
  40. Р., Мюнценмей М., Кулл X. Дизельная аккумулирующая система впрыскивания COMMON RAIL/ Учебное пособие. (Перевод с немецкого). Челябинск, 2003. 75 с.
  41. Камера сгорания дизеля. A.c. 1 100 415 СССР, F02B 23/06 / В. М. Володин, Е. А. Лазарев (СССР). № 3 549 007/25−06. Заявлено 04.02.83. Опубл. 30.06.84. Бюл. № 24. — л.2 е.: ил. «я/4, f •
  42. А.К., Ларионов В. В., Михайлов Л. И. Теплонапряженность двигателей внутреннего сгорания. Справочное пособие.-Л.Машиностроение. 1979. — 222 с.
  43. Г. М. Рабочий процесс высокооборотных дизелей. Методы и средства совершенствования. Минск: БГПА, 1999. — 180 с.
  44. , А.Н. Расчет и анализ рабочего цикла ДВС на различных то-пливах: монография / А. Н. Лаврик. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1985. -104 е., ил.
  45. , Е.А. Совершенствование процесса сгорания топлива изменением относительного объема камеры сгорания в поршне тракторного дизеля / Е. А. Лазарев, М. С. Гитис, Е.Г. Пономарев//Двигателестроение.-1990.- № 3.- С. 39−40.
  46. , Е.А. Основные принципы, методы и эффективность средств совершенствования процесса сгорания топлива для повышения технического уровня тракторных дизелей: монография / Е. А. Лазарев. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ-2010.-289 с.
  47. , В.Е. Улучшение теплового состояния распылителя топливоподающей форсунки тракторного дизеля использованием заградительного экранирования: дис.. канд. техн. наук / В. Е. Лазарев. Челябинск, 1998. — 225 с.
  48. Д.И. Роль основных факторов смесеобразования при управлении процессом сгорания в дизелях // Двигатели внутреннего сгорания. Харьков, 1971. — Вып. 14, — С. 19−25.-(Тр. ХГУ).
  49. , В.Н. Двигатели внутреннего сгорания. В 3-х книгах. Кн. 2. Динамика и конструирование: Учебник для вузов / В. Н. Луканин, И. В. Алексеев, М. Г. Шатров и др.- под ред. В. Н. Луканина и М. Г. Шатрова. 3-е изд. перераб — М.: Высш. шк., 2007. — 400 с.
  50. , А.П. Профилирование и результаты исследований работы поршней с трибологическим профилем / А. П. Маслов, B.C. Мурзин // Двигателестроение, 2008. № 3 (233). — С. 13−17.
  51. А.П., Повышение технического уровня дизелей оптимизацией геометрических параметров поршней. Дисс.канд.техн.наук. — Челябинск, 1999.-159 с.
  52. Д.Д. Исследование тепловыделения и показателей работы тракторного дизеля Ч 13/14 с полуразделенной камерой сгорания. Ав-тореф. дис. канд.техн.наук. Л.: ЛПИ. — 1972. — 24 с.
  53. Д.Д. Влияние степени эффективного использования воздушного заряда цилиндра дизеля на сажевыделение и индикаторный КПД // Двигателестроение. 2004. — № 2. — с. 53−56.
  54. Мозер, Франц К. Тенденции и решения в разработке коммерческих дизелей / Франц К. Мозер. Протвино: МНТК «Турбонаддув автомобильных и тракторных двигателей» 24−25 июня 2009.
  55. , B.C. Эффективность разделенного впрыскивания топлива в камеру сгорания дизеля / B.C. Мурзин, А. П. Маслов, Е. А. Лазарев // Двигате-лестроение, 2008. -№ 3 (233).- С. 13−17.
  56. , B.C. Температурное состояние поршней различных конструкций в дизеле с неразделенной камерой сгорания / B.C. Мурзин, А. П. Маслов, Е. А. Лазарев, В. Н. Прокопьев // Двигателестроение, 2009 № 1 (235). -С. 6−9.
  57. , B.C. Развитие двигателестроения на ЧТЗ / B.C. Мурзин // Двигателестроение, 2008.- № 2 (232). С. 6−9.
  58. , B.C. Малолитражные дизельные двигатели ЧТЗ /
  59. B.C. Мурзин, Б. А. Мурдасов, В. А. Карасев, A.A. Храмцов // Двигателестроение, 2008. № 3 (233). — С. 13−17. /i К
  60. , B.C. Расчетная оценка нагруженности картера дизельного двигателя промышленного трактора / B.C. Мурзин, В. А. Романов,
  61. C.Б. Сапожников, H.A. Хозенюк // Сборник научных трудов международнойt %лконференции Двигатель 2010, посвященной 180-летию МВТУ им. Н. Э. Баумана. — М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2010. — С. 71−75.
  62. , B.C. Совершенствование рабочего процесса дизелей серии Т для достижения параметров мирового технического уровня / B.C. Мурзин // Двигателестроение 2011. № 2 (244). — С. 17−21.
  63. С.О., Диденко А. А., Бирюк В. В. Использование пакета STAR-CD в задачах гидрогазодинамики. Часть 1. (начальный курс). СГАУ. Самара 2006. 125 с.
  64. Новоселов A. JL, Русаков В. Ю. Влияние организации движения воздушного заряда на вредные выбросы дизелей // Совершенствование быстроходных дизелей. Межвуз. сб. науч. трудов. Барнаул. — 1991. — С. 165−171.
  65. В.Н. Формирование и обеспечение качества автомобильного дизеля. // Наб. Челны, 2006. 452 с.
  66. , В.Н. Влияние на гидромеханические характеристики сложнонагруженных подшипников скольжения неклуглостей цапфы и вкладыша / В. Н. Прокопьев, А. К. Бояршинова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Машиностроение». 2008. — Вып. 12. — № 23(123). С. 4−12. /
  67. , В.Н. Гидромеханические характеристики коренных подшипников коленчатого вала двигателя 4Т371 / В. Н. Прокопьев, Ю. В. Рождественский, К. В. Гаврилов, B.C. Мурзин // Двигателестроение, 2008. № 2 (232).- С.
  68. , В.Н. Термогидродинамическая задача смазки сложнонагруженных опор скольжения неньютоновскими жидкостями / В. Н. Прокопьев, В. Г. Караваев // Вестник ЮУрГУ. Серия Машиностроение. 2003. — № 1 (17), вып.З.-С. 56−66.
  69. , M.JI. Исследование тепловой и механической напряженности охлаждаемого поршня с камерой сгорания ЦНИДИ дизеля форсированного наддувом / M.JI. Перлов. Дис. .канд. техн. наук: 05.04.02. — Защищена 26.05.83 — Ленинград, ЦНИДИ.- 1983.- 232 с.
  70. А.Н. Согласование параметров камеры сгорания и топливных факелов в малогабаритном быстроходном дизеле. Автореф. дис.. канд. техн. наук. Минск: БГПА, 1998. — 19 с.
  71. P.M. Физические основы внутрицилиндровых процессов в двигателях внутреннего сгорания. Л.: ЛГУ, 1983. — 244 с.
  72. Е.Г. Снижение токсичности и дымности тракторных дизелей воздействием на процессы смесеобразования и сгорания. Автореф. дис. канд.техн.наук. М.: МВТУ, 1983. — 18 с.
  73. . A.c. 979 679 СССР, М.КлЗ. F02 °F 3/20 / Е. А. Лазарев, В. С. Кукис, Л. В. Кривошеина (СССР) № 3 254 584/25−06. Заявлено 04.03.81. Опубл. 07.12.81. Бюл. № 45. — 3 е.: ил.
  74. Г. Б. Теплопередача в дизелях. -М.:Машиностроение, 1977.-216 с.
  75. , Ю.В. Связные задачи динамики и смазки сложно-нагруженных опор скольжения: дисс.докт. техн. наук / Ю. В. Рождественский. Челябинск, 1999. — 347 с.
  76. , Ю. В. Совершенствование конструкции поршня тракторного дизеля // Ю. В. Рождественский, A.A. Дойкин, В. С. Мурзин /Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета, № 3(19), 2009. С. 338−341.
  77. , В.Ю. Результаты исследований параметров рабочего процесса дизеля с различными камерами сгорания / В. Ю. Русаков, В. А. Вагнер // Труды факультета пищевых производств. Сб. статей АлтГТУ им. И.И. Пол-зунова. Барнаул, 1994. — 40 с.
  78. Ю.Б. Смесеобразование и сгорание в дизелях. Л.: Машиностроение, 1972. — 222 с.
  79. , К.П. Методика синтеза рабочего цикла газодизеля с комбинированным смесеобразованием / К. П. Седелев, Д. К. Алексеев, А. Н. Лаврик и др. // Автомобильная техника / Силовые установки. Челябинск, 1998.-Вып.7. — С. 114−123. — (Тр. ЧВВАИУ).
  80. .Н., Павлов Е. П., Копцев В. П. Рабочий процесс высокооборотных дизелей малой мощности. Л.: Машиностроение. 1990. — 240 с.
  81. , Б.Н. Задачи повышения топливной экономичности дизелей и пути их решения / Б. Н. Семенов, H.H. Иванченко // Двигателестроение. 1990. -№ 11.-С. 3 -7.
  82. В.И. Малотоксичные дизели. Л.: Машиностроение, 1972. -128 с.
  83. , В.И. Современное состояние и новые проблемы экологии дизелестроения / В. И. Смайлис // Двигателестроение. 1991. — № 1. — С.3−6.
  84. , В.И. Смазка тракторных дизелей: Монография / В.И. Сур-кин, Челябинск. 2009. — 226 с.
  85. Н.С., Аболтин Э. В., Лямцев Б. Ф. и др. Автомобильные двига- -тели с турбонаддувом. — М.: Машиностроение, 1991. — 336 с.
  86. A.C., Гальговский В. Р., Никитин С. Е. Доводка рабочего про- '4 цесса автомобильных дизелей. -М.: Машиностроение, 1976. 105 с.
  87. , В.И. Современные тенденции развития дизелестроения за рубежом / В. И. Федышин // Двигателестроение. 1985. — № 11. — С. 48−51.
  88. , В.М. Перспективный малотоксичный дизель с двухстадийным способом смесеобразованием / В. М. Фомин, И. В. Ермолович, В. Е. Тимофеев, Н. И. Носков // Тракторы и сельскохозяйственные машины. -2001. № 12. — С.20−22.
  89. .А., Фарафонтов М. Ф., Клементьев В. В. Двигатели внутреннего сгорания: теория, моделирование, расчет процессов. Издательство ЮУрГУ. Челябинск. — 2004.-344 с.
  90. М.Г., Алексеев И. В., Богданов С. Н. Автомобильные двигатели. М.: Академия. — 2011. — 256 с.
  91. Г. Д., Хачиян A.C., Пикус В. И. Рабочий процесс и тепло-напряженность деталей двигателей. М.: Машиностроение. -1986. 216 с.
  92. Н.Д., Заренбин В. Г., Иващенко H.A. Тепломеханическая на-груженность деталей двигателей.- М.: Машиностроение, 1977. 153 с.
  93. Н.Д., Иващенко H.A., Краснокутский А. Н., Мягков JI.JI. Конструирование двигателей внутреннего сгорания. М.: Машиностроение, 2011.495 с.
  94. В.В. Перспективы развития двигателей в тракторном и комбайновом машиностроении / В. В. Эфрос // Двигателестроение. 1985. — № 11.-С.З-5.
  95. Anisitis F., Ypma М., Hiemesh О. Leistungssteigerung an MWM -Saugmo-toren D226 mit Hilfe verbrennungstechnischer Ma? nahmen. MTZ, 41 (1980) 9.-S.387.
  96. Ball W.F. Einflusse der Einspritzdruckes auf die Verbrennung bei Dieselmotoren mit Direckteinspritzung ohne Luftdrall. MTZ, 42 (1981) 4, S. 141−149.
  97. Barthelma L., Spindler W., Woschni G. Messung der ortlichen Luftbewegung im Brennraum eines direckteinspritzenden Dieselmotors. MTZ, 44 (1983) 2, S. 67.
  98. Das, S. On the steady-state performance of misaligned hydrodynamic journal bearing lubricated with micropolar fluids / S. Das, S.K. Guha, A.K. Chat-topadhyay // Tribology International. 2002. — V.35. — P. 201−210.
  99. Diesel-Einspritztechnik / Bosch. Chefred.: Ulrich Adler. 1. Ausg. -Dusseldorf: VDI-Verl., 1993, 201 s.
  100. Ekkert K., Kowalewicz A. Einflu? des Foderbegigungs der Einspritzung auf die Abgasemissionen bei Dieselmotoren. MTZ, 42 (1981) 4, S. 153−157.
  101. Garg, H.C. Thermohydrostatic analysis of capillary compensated symmetric hole-entry hybrid journal bearing operating with non-Newtonian lubricant / H.C. Garg, Vijay Kumar, H.B. Sharda / Industrial Lubrication and Tribology. -2009. V.61 1 .-P. 11−21.
  102. Isenburg, R. Diesel-Speichereinspritzsystem Common Rail: Techn. Unterrichtung, 2. Ausgabe, Nov. / R. Isenburg, M. Munzenmay, H. Kull // Stuttgart: Robert Bosch GmbH. 1998. — 49 s.
  103. Kammerdiener, T. A new common rail concept with pressure modulated injection / T. Kammerdiener, L. Burgler, P. Herzog // ImechE, 1998.
  104. Kraftfahrzeugmotoren Auslegung und Konstruktion / Autorenkoll. Martin Behrens. Hrsg. von Volkmar Kuntscher- l. Aufl — Berlin: Verl. Technik, 1987.-720 S.
  105. Leonhard, R. Druckubersetztes Common-Rail-System fur Nutzfahrzeuge / R. Leonhard, M. Parche, C. Alvarez-Avila, J. Krauss, B. Rosenau // MTZ 70 (2009) Nr. 5.-S. 368−375.
  106. Meyer, S. Ein flexibles Piezo-Common-Rail-System mit direktgesteuerter Dusenadel / S. Meyer, A. Krause, D. Krame, G.P. Merler // MTZ 63 (2002) Nr. 2.-S. 86−93.
  107. Neitz A., Muller E. Abgasverbesserung an M.A.N. Fahrzeugdieselmotoren durch gesteuerte Einspritzung. MTZ, 43 (1982) 9, S. 389−392.
  108. Pischinger F., Schmidt G. Untersuchung uber Moglichkeiten zurPro-zeB-verbesserung bei Verbrennungsmotoren. MTZ, 37 (1976) 4, S. 127−130.
  109. Hirani, H. Lubricant shear thinning analysis of engine journal bearings / H. Hirani, K. Athre, S. Biswas // Tribology Transactions. 2001 .-V.44. — P. 125−131.
  110. Saito T. et al. Effect of combustion chamber geometry on diesel combustion, SAE Paper 861 186, 1986.
  111. Sakata I. et al. Development of Toyota reflex burn /TRB/ system in DI diesel, SAE Paper 900 658, 1990.
  112. Taylor, R.I. Lubrication, Tribology & Motorsport/ SAE Paper 2002−13 355 Society of Automotive Engineers, Detroit. 2002.
  113. Williamson, B.P. The viscoelastic properties of multigrade oils and their effect on journal-bearing characteristics / B.P. Williamson, K. Walters, T.W. Bates, R.C. Coy, A.L. Milton // J. Non-Newtonian Fluid Mech. 1997.- V.73. — P. 115−126.
  114. Woschni G., Anisitis F. Eine Methode zur Vorausberechnung der Anderung des Brennverlaufs mittelschnellaufen der Dieselmotoren bei geanderten Betriebs-bedingungen. MTZ, 34 (1973) 4.
  115. Scharp R. Verschraubte Nutzfahrzeugkolben fur die Euro-6-Norm und folgende. MTZ, 02 (2009) 07. S. 138−143.
  116. Merker G. P., Delebinski T. Dieselmotorische Einspritzverlaufsformung mit Hilfe optischer Messsysteme. MTZ, 09 (2007) 13. S. 726−733.
  117. Egermann J., Leipertz A. Lokales Luft-Kraftstoff-Verhaltnis wahrend•v 'des Verdampfungsprozesses eines Einspritzstrahls unter dieselmotorischen Bedingungen. MTZ, 10 (2001) 12. S. 846−854.
  118. Yurusoy. Numerical method in the analysis of sider bearing with Power-law fluid / Yurusoy, Bayrakceken // Appl. math, and comp.-2005.-V.162.- P.491−501.
  119. Zhang, C. Transient Non-Newtonian Thermohydrodynamic Mixed Lubrication of Dynamically Loaded Journal Bearings / C. Zhang, H.S. Chang. // Transactions of the ASME. 2000. — V.122.-P.156−161.
  120. На основании значительных теоретических и экспериментальных исследований автором предложены и внедрены мероприятия по повышению технического уровня нового модельного ряда тракторных дизелей.
  121. Зав. кафедрой «Тракторы и автомобили» ЧГАА, докт. техн. наук, профессор, заслуженный работник ВШ РФ1. В.И. Суркинй
  122. УТВЕРЖДАЮ Директор координационногоцентра дизелестроения ¦ОСЮ «ЧТЗ-УРАЛТРАК»
  123. Акт использования результатов научно-исследовательской работы
  124. Предложенные технические решения позволяют повысить параметры разрабатываемых дизельных двигателей серии «Т» до уровня, соответствующего требованиям госконтракта.
  125. Помощник директора ООО «СКВ «ДСМ», ученый секретарь НТС ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК», кандидат технических наук
  126. Главный инженер Дивизиона дизельных двигателей1. Г. П. Мицин1. В.Ю. Черняев1. Утверждаю
  127. Генеральный директор ОАО «НИИД»
  128. Кандидат технических наук, 1. Троицкий Н.И.1. ЗЛ «25» октября 2011 г.1. СПРАВКА
  129. Наряду с этим, разработанная Мурзиным B.C. концепция использованапри выполнении научно-исследовательских работ по грантам Министерства образования и науки РФ (2009−2011 г. г., 2010−2012 г. г.).
  130. Зав.каф. ДВС д.т.н., проф.1. В.Е. Лазаревт/
Заполнить форму текущей работой