Модернизация структуры и содержания образовательной системы Российской Федерации, осуществляемая в русле основополагающих документов, определяющих образовательную стратегию страны на современном этапе сопровождается усилением научного интереса к историческому пути развития средней и высшей профессиональной школы, в контексте которого формирование контингента квалифицированных кадров для военной промышленности выступает как часть более крупной проблемы. Среди предприятий оборонного значения в середине XIX — начале XX в. особое место занимали заводы по выпуску наиболее массового оружия армии — стрелкового, а именно, винтовок, пулемётов, пистолетов. Данные заводы — Тульский, Сестрорец-кий и Ижевский — назывались оружейными в отличие от предприятий, производивших орудия и боеприпасы — орудийных, патронных, трубочных заводов.
Проблемы накопления потенциала специалистов в области производства стрелкового оружия во многом определяли векторы развития профессионального образования в стране, что было обусловлено значением оружейных заводов для обороноспособности России. Следовательно, при построении исторического фундамента в изучении отечественной системы профессионального образования важно учитывать традиции кадрового комплектования этих предприятий. Именно поэтому в высокой степени актуальным является комплексное изучение и обобщение исторического опыта подготовки кадров оружейных заводов во второй половине XIX — начале XX в.
Обращение к традициям решения кадровых проблем оружейных заводов приобретает в современных условиях особый интерес. Перепрофилирование предприятий оборонного комплекса, осуществлённое в рамках демилитаризации экономики страны в 90-е гг. XX в., негативно отразилось на.
1 Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г.- Федеральная целевая программа развития образования на 2006;2010 годыКонцепция модернизации российского образования на период до 2010 г. и др. системе подготовки кадров этой отрасли промышленности. В сфере профессионального образования произошло перераспределение инвестиций в пользу специальностей, востребованных на рынке труда. В результате многие достижения школы подготовки кадров предприятий по выпуску вооружения оказались утраченными.
Восстановление позиций оборонной промышленности требует возрождения данного компонента системы профессионального образования, что актуализирует обращение к истокам становления системы образовательных учреждений, осуществлявших подготовку кадров для оружейных заводов военного ведомства. Следовательно, проблематика диссертации является научно значимой, актуальной, требующей дальнейшей научной разработки.
Хронологические рамки исследования охватывают период с середины XIX в. по 1914 г. Нижняя временная граница исследования обусловлена коренными переменами в принципах организации подготовки кадров для артиллерийских технических заведений, к числу которых относились и оружейные заводы. Подготовка заводских военных техников была сосредоточена в офицерских классах Михайловского артиллерийского училища, которые 1855 г. были преобразованы в Михайловскую артиллерийскую академию.
Динамичный процесс развития системы образовательных учреждений, обеспечивавших государственные оружейные заводы квалифицированными кадрами, был прерван Первой мировой войной. Интенсификация производства потребовала значительного увеличения численности штата этих предприятий, что было осуществлено преимущественно путем найма крестьян, а также назначения на руководящие технические должности выпускников и студентов высших и средних гражданских учебных заведений. В результате был существенно понижен средний уровень профессиональной подготовки работников этих предприятий, а система учебных заведений, выполнявших функцию кадрового обеспечения оружейных заводов, утратила свою целостность, что обусловливает верхнюю временную границу диссертационного исследования.
В ряде случаев для более полного и точного осмысления рассматриваемых проблем предприняты экскурсы, выходящие за указанные пределы.
Географические рамки исследования охватывают территорию Российской империи. Для более полного анализа тенденций развития подготовки кадров оружейных заводов в работу введены данные о постановке дела в области технического образования за рубежом.
Объектом исследования является система образовательных учреждений, включавшая обширный спектр разноуровневых учебных заведений, обеспечивавших в рассматриваемый период подготовку личного состава оружейных заводов военного ведомства.
Предметом исследования является процесс развития системы подготовки кадров оружейных заводов с учётом потребностей комплектования этих предприятий, последовательное накопление в их штате специалистов с техническим образованием, изменение среднего уровня квалификации заводского персонала.
В основу методологической базы диссертации положены принципы объективности и историзма, а также признание причинно-следственной закономерности событий и явлений, важной роли субъективного фактора в истории. Использование этих методов позволило осуществить конкретно-исторический анализ развития профессиональной подготовки кадров оружейных заводов военного ведомства.
Поставленные в диссертации задачи решаются на основе системного подхода. С этих позиций профессиональная подготовка рассматривается в системе многомерных оценок: как форма организации обучения потенциальных и реальных работниковкак совокупность способов решения кадровых задачкак определяющий признак уровня квалификации персонала оружейных заводов.
Для проведения комплексного исследования в работе использованы специальные исторические методы: историко-типолошческий, проблемно-хронологический, а также сравнительно-исторический, позволяющий выявить общие и различные черты у отдельных рассматриваемых явлений. Интересный результат даёт, например, сопоставление способов решения проблем комплектования технической администрации государственных оружейных заводов в России и за рубежом.
При изучении вопросов подготовки кадров заводов, выпускавших стрелковое оружие армейского образца, были применены общенаучные методы — структурно-системный, статистический, функционального и количественного анализа. Обработка материалов статистической отчётности была проведена на основе структурирования типовых показателей и сравнительного анализа качественных и количественных изменений системы подготовки кадров оружейных заводов на определённых этапах ее развития. Использование структурно-системного метода дало возможность реконструировать основные компоненты исследуемого образовательного комплекса, определить механизм их взаимодействия и взаимовлияния.
В целом методика исследования позволила выявить системообразующие факторы, способствовавшие возникновению и функционированию многоуровневого комплекса учебных заведений, обеспечивавших оружейные заводы квалифицированными кадрами. Применение названных методов обеспечило возможность проведения объективного анализа основных закономерностей формирования системы подготовки кадров оружейных заводов, рассмотрение этого исторического явления в контексте совокупности общественно-политических, экономических и культурных процессов и исторических событий, имевших место в России во второй половине XIX в. — 1914 г.
Анализ состояния научной разработанности проблемы, осуществлённый в первой главе диссертации, показал, что, несмотря на наличие большого количества литературы по широкому спектру вопросов истории профессионального образования, подготовка кадров оружейных заводов до настоящего времени не являлась предметом специального исследования. Значительный корпус трудов по истории заводов, вследствие обширности темы, также не обнаруживает комплексного системного подхода к изучению исторического опыта подготовки специалистов для этих предприятий.
В связи с тем, что техническая администрация среднего и высшего звена на оружейных заводах бйла представлена, в основном, выпускниками военно-учебных заведений, важнейшим результатом научного освоения поставленной проблемы следует считать формирование содержательно насыщенного историографического пространства проблемы военного образования. Однако данные учебные заведения рассмотрены преимущественно с точки зрения комплектования войсковых частей, в результате чего техническая составляющая их курса не подверглась комплексному анализу с учётом вопросов обеспечения оружейных заводов специалистами соответствующей квалификации.
Подготовка технических руководителей нижней ступени и рабочих высокой квалификации осуществлялась непосредственно на оружейных заводах. История заводских школ фрагментарно присутствует в трудах по истории этих предприятий, а также исследуется как один из аспектов региональной и отраслевой истории профессионального образования.
Дальнейшее научное освоение проблематики подготовки специалистов для оружейных заводов следует ориентировать на выявление зависимости развития системы мероприятий по обеспечению заводов квалифицированными кадрами от потребностей производства, определение эффективности каждого из компонентов системы и данного структурного образования в целом.
Изучение становления системы подготовки кадров оружейных заводов является полем для актуальных исследований, результаты которых непосредственно связаны с перспективами российской образовательной системы, возрождением отечественной оборонной промышленности. Способы обеспечения оружейных заводов кадрами необходимой квалификации являются актуальной проблемой, нуждающейся в дополнительном изучении на основе современной научной методологии и новых архивных материалов.
Актуальность и научная значимость темы, а также её- недостаточная разработанность определили цель и задачи исследования.
Целью исследования является комплексное изучение истории становления учреждений профессионального образования, осуществлявших подготовку специалистов для оружейных заводов военного ведомства в период с середины XIX в. по 1914 г.- выявление основ, тенденций и этапов развития системы такого образованияоценка эффективности её- функционирования.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач исследования:
1. выявить основные профессиональные группы работников оружейных заводов, проанализировать их состав, численность, условия труда, особенности профессиональной деятельности;
2. определить основные способы и проблемы комплектования штата оружейных заводов, проанализировать процесс формирования численного состава работников (условия, источники, механизм), оценить роль учебных заведений различного типа в пополнении штата этих предприятий;
3. выявить совокупность учебных заведений, осуществлявших подготовку квалифицированных кадров для заводов по производству стрелкового оружия, установить основные их типы, рассмотреть взаимодействие, дать оценку деятельности;
4. изучить процесс становления системы подготовки кадров оружейных заводов, выявить роль государства в развитии данного сектора профессионального образования;
5. определить место ведомственных музеев в системе подготовки кадров для предприятий военного ведомства в избранный хронологический период, исследовать специфику функционирования музеев оружейных заводов с учётом требований к профессиональной подготовке их персонала;
6. на материале диссертации выявить объективные и субъективные факторы профессиональной занятости и обучения малолетних рабочих на производстве (политические, социально-экономические, производственно-технические, правовые и др.), повлиявшие на реформирование, методику и практику подготовки квалифицированных рабочих;
7. изучить состав заводской технической администрации в его динамике и оценить уровень образования, квалификации и служебной опытности сотрудников разных категорий, определить особенности и этапы профессионального становления военно-технической интеллигенции, занятой в сфере производства стрелкового оружия;
8. дать оценку вклада заводской администрации в организацию профессионального обучения рабочих и их детейвыявить общее и частное в подходе к решению проблемы подготовки рабочих кадров на каждом из оружейных заводов.
Научная новизна настоящей работы заключается в том, что в ней впервые в отечественной науке предпринята попытка комплексного исследования исторического опыта подготовки кадров государственных оружейных заводов. Впервые предметом самостоятельного анализа стал процесс развертывания сети разноуровневых учебных заведений, ориентированных на обеспечение этих предприятий специалистами соответствующей квалификации. В исследовании сформулировано целостное представление о генезисе и эволюции данного структурного образования, выявлены и исследованы преемственные связи, особенности, предпосылки, тенденции формирования и развития системы профессиональных учебных заведений по подготовке кадров оружейных заводов.
В диссертации определены структурные составляющие системы подготовки кадров для оружейных заводов, установлена эффективность деятельности каждой ступени, дана оценка вклада учебных заведений различного уровня в наращивание заводами потенциала технически образованного персонала. Впервые в обобщённом виде показаны конкретные результаты функционирования образовательных учреждений, обеспечивавших оружейные заводы квалифицированными кадрами.
Подробный анализ динамики развития аппарата управления производством на оружейных заводах, равно как и динамики комплектования штата этих предприятий рабочими кадрами позволил установить факторы формирования системы детерминант в развитии профессионального образования, ориентированного на удовлетворение кадровых потребностей этих предприятий.
В диссертации представлен конкретно-исторический анализ результатов, содержания, форм реализации кадровой политики, проводимой в отношении оружейных заводов в рассматриваемый период. Впервые разностороннему анализу были подвергнуты специализация в производстве стрелкового оружия, уровень образования технических руководителей, зависимость квалификационных показателей от объёмов государственного заказа.
В результате исследования установлены 195 представителей технической администрации оружейных заводов. Данные их послужных списков, нашедшие отражение в именном указателе диссертации, в значительной мере способствовали выявлению условий и предпосылок становления двух крупных отечественных центров разработки вооружения — Тулы и Ижевска.
На основе значительного объёма не привлекавшихся ранее исторических источников, а также уже использованных, но в контексте данной темы, впервые предпринята попытка проследить диалектику развития подготовки квалифицированных кадров оружейных заводов как предмета комплексного научного знания.
Научно-практическая значимость работы обусловлена возможностью использования её- положений и выводов для определения перспективных направлений реформирования системы профессионального образования на современном этапе. Данные о содержании и формах подготовки кадров оружейных заводов, как часть связанного с ними исторического опыта, представляют интерес при выработке современной кадровой политики в сфере оборонной промышленности. Результаты исследования позволяют уточнить исторический портрет российского офицерства, являющегося весьма заметной частью общества. Сделанные на основании исследования выводы способствуют более полному освещению истории отечественных вооруженных сил.
Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при подготовке учебных пособий и учебно-методических изданий, в рамках лекционных курсов и монографических исследований по истории России, истории российского офицерского корпуса, истории профессионального образования, а также истории отечественной оборонной промышленности.
Материалы и выводы, полученные в результате исследования, могут значительно обогатить региональный аспект в преподавании отечественной истории в высших и средних учебных заведениях Тулы, Ижевска, Сестро-рецка.
Положения, выносимые на защиту:
1. Стимулом совершенствования системы подготовки персонала оружейных заводов являлись проблемы комплектования их штата. Составляющие этой системы в своём поступательном развитии стремились заполнить квалификационные лакуны, образовывавшиеся по мере роста технического уровня оружейных заводов.
2. К числу основных факторов, обусловивших кадровые проблемы заводов, следует отнести наличие узкой специализации, характерной для производства стрелкового оружия, а также нестабильность государственного заказа, являвшуюся после освобождения оружейников от обязательного труда причиной резких колебаний численности работников.
3. В процессе численного накопления оружейными заводами квалифицированного технического персонала допустимо выделить три этапа, основанием для чего служит временное значительное сокращение штата технической администрации, пришедшееся на период арендно-коммерческого управления этими предприятиями, что для тульского завода имело место в 1864—1869 гг., для ижевского — 1867—1884 гг., для сестрорецкого — 18 681 884 гг.
4. Изменение образовательного уровня технической администрации оружейных заводов отличала положительная динамика. Нестабильность интенсивности данного процесса даёт достаточно оснований для его периодизации, базовой датой которой является 1870 г., послужившей точкой отсчёта кардинальных перемен в накоплении заводами специалистов с высшим военно-техническим образованием.
5. Заметную роль в распространении на заводах научно-технической информации в области стрелкового оружия и его производства играла отечественная и зарубежная профильная литература (отдельные и продолжающиеся издания), а также периодическая печать. Ещё- одним фактором, способствовавшим трансляции сведений, необходимых для формирования соответствующего потребностям производства уровня технического образования, являлись музеи, существовавшие при военно-учебных заведениях и оружейных заводах.
6. Во второй половине XIX в. — 1914 г. подготовка рабочих кадров для оружейных заводов осуществлялась при активном участии заводской технической администрации, что обусловило максимальную приближенность курса учебных заведений, учреждённых при этих предприятиях, к потребностям производства.
7. Заводские учебные заведения, несмотря на отличия в организации их деятельности, развивались в условиях взаимовлияния и взаимодействия, чему в значительной мере способствовала их общая ведомственная принадлежность, а также имевшая место миграция офицерских технических кадров в пределах этих предприятий.
8. В программе школ оружейных заводов нередко реализовывались передовые взгляды на постановку народного образования. Наибольший инновационный потенциал обнаруживают образовательные учреждения, функционировавшие при Тульском оружейном заводе в конце XIX в. — 1914 г.
9. Подготовка кадров российских оружейных заводов в изученный период как совокупность мер по обеспечению этих предприятий работниками необходимой квалификации эволюционировала в завершённую систему, в составе которой допустимо выделить два самостоятельных структурных компонента. Один из них способствовал решению проблемы профессионально-технического обучения потенциальных и реальных рабочих, другой был частично ориентирован на обеспечение заводов руководящими кадрами.
10. Наиболее ё-мкая характеристика эффективности системы профессиональной подготовки кадров оружейных заводов связана с изменением уровня сложности решаемых заводами задач производственного характера, среди которых следует выделить освоение выпуска новых образцов оружия, т. е. изготовление новой как с конструктивной, так и технологической точки зрения продукции, причём в крайне сжатые сроки.
Апробация основных положений работы осуществлена автором в форме докладов на международных и всероссийских научно-практических конференциях, проводившихся Москве в 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2008 гг., С.-Петербурге в 2001, 2002 гг., Златоусте в 2003 г., Екатеринбурге в 2004 г., Кирове в 2004 г., Туле в 1999, 2003, 2004 гг., Можайске в 2006 г., Малоярославце 2007 г., Елабуге в 2009 г.- во время выступлений на ежегодных научно-методических семинарах в Государственном архиве Тульской области, в Тульском государственном университете и Тульском государственном педагогическом университете им. JI. Н. Толстого в 2002;2008 гг. Вынесенные на защиту положения диссертационного исследования нашли отражение в монографии, 28 статьях, методическом пособии, а также ряде проектов выставочной, экскурсионной и экспозиционной направленности, реализованных Тульским государственным музеем оружия, наиболее значимым среди которых является авторская концепция экспозиции музея.
Структура работы соответствует целям и задачам исследования и представлена введением, шестью главами, заключением, списком использованных источников и литературы, приложениями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Подготовка кадров оружейных заводов России во второй половине XIX в. — 1914 г. претерпела значительные изменения, обусловленные проблемами комплектования этих предприятий работниками соответствующей квалификации. Основной причиной сущностной трансформации кадровых потребностей производства являлось развитие техники и, прежде всего, оружейной. Перевооружение армии новым образцом винтовки становилось причиной технического переоснащения заводов, что влекло за собой рост требований к квалификации их личного состава.
Выявление подлежащей исследованию социальной группы, включающей персонал, профессиональная подготовка которого соответствовала специфике оружейного производства, позволило установить отсутствие терминологического единства в обозначении работников, выполнявших аналогичные операции на различных оружейных заводах, что характерно как для вертикального, так и горизонтального временных срезов. Данные семантические особенности явились следствием особой организации тульского оружейного производства, существовавшей до 1873 г. и заключавшейся в выполнении многих видов заводских работ в собственных мастерских оружейников.
В перечень категорий, составлявших персонал, непосредственно занятый изготовлением оружия, оказались, в итоге, внесены (в соответствии с терминологией третьей четверти XIX в.) мастера, подмастерья, оружейники и мастеровые, в то время как работники, рабочие, непременные работники и приписные крестьяне, представлявшие неквалифицированную часть заводского штата, были выведены за рамки рассматриваемой темы.
Однако позднее в тех случаях, когда это не имело принципиального значения, термины «мастеровые», «оружейники» и «рабочие» стали применять как синонимы, что явилось основанием для распространения такого подхода на изложение результатов настоящего диссертационного исследования.
Проблемы комплектования заводов мастеровыми, так же как и организации их профессиональной подготовки, усугублялись узкой специализацией работников, необходимой для выполнения различных операций, составлявших технологическую цепочку производства. Выявленные факты позволяют утверждать, что число специализаций на каждом из заводов было различным, причём в Туле данный показатель оказался значительно ниже. Это позволяет предположить наличие там сдерживающего фактора развития специализации, которым могла являться существовавшая в период становления местного оружейного дела возможность выполнения урока, данного мастеру, силами всех членов его семьи.
Многие из проблем, сопряжённых с комплектованием, являлись следствием необходимости соответствия численного состава рабочих объёму полученного заводами государственного заказа. Возможность массовых увольнений, открывшаяся в результате освобождения оружейников от обязательного труда, породила проблему их набора, возникавшую при необходимости резко увеличить интенсивность производства.
При выявлении источников комплектования заводов рабочими кадрами необходимо различать малочисленные регулярные пополнения и эпизоды массового рекрутирования рабочей силы в пореформенный период, вызванные увеличением нарядов. В первом случае основным источником являлись дети рабочих этих предприятий, прошедшие ученичество, а с последней четверти XIX в. — и обучение в заводских ремесленных школах. Во втором случае состав рабочих пополнялся преимущественно набором крестьян близлежащих деревень, а также работников других местных предприятий.
С освобождением оружейников проблема комплектования штатов оружейных заводов вступила в фазу устойчивого дефицита мастеровых, владевших навыками работы с металлом. Наименее остро такой дефицит ощущался в Туле, где изобиловали кустарные мастерские, специализировавшиеся на металлообработке. Кустари-оружейники представляли наиболее надёжный источник комплектования заводов квалифицированными рабочими кадрами. При сокращении нарядов они возвращались к своим прежним занятиям, формируя, таким образом, постоянный резерв для пополнения штата этих предприятий.
Среди способов профессионально-технического обучения наиболее устойчивые традиции имело ученичество. Его становление на оружейных заводах осуществлялось в русле регламентирующих указов, отражавших стремление властей обеспечить эти предприятия квалифицированной рабочей силой. Результатом подобной политики в отношении детей казённых мастеровых стало закрепление обязательности их обучения оружейному делу.
Сравнительный анализ отдельных аспектов ученичества на каждом из заводов позволил выявить имевшиеся отличия в его организации. В дореформенный период это касалось вопросов финансирования, что предполагало, прежде всего, содержание ученика. Так, в отличие от Тулы, где ученик поступал на полное содержание мастера, работая в его домашней мастерской, на двух других рассматриваемых предприятиях ученичество было организовано по образцу обучения кантонистов, которое подлежало финансированию со стороны государства.
В том, что касается срока ученичества, его продолжительность зависела от вида специализации и способностей ученика, а также его возраста. Особое значение возраст имел в домашинный период, когда многие технологические операции требовали значительных физических усилий. В середине XIX в. нижняя возрастная граница ученичества на оружейных заводах составляла 15 лет. Позднее на этих предприятиях имелось значительное число учеников 12 лет, а иногда и младше.
Количество учеников не являлось величиной постоянной и формировалось стихийно, иногда достигая 25% штатного состава работников. Многочисленность учеников служила серьёзным препятствием для осуществления тщательного контроля за процессом обучения со стороны заводской администрации, что представляло основной недостаток этого способа подготовки рабочих кадров на оружейных заводах. Кроме того, занятые на производстве дети часто оставались безграмотными. Ученичество как способ обучения рабочей профессии не выдерживало критики и требовало реорганизации.
Решением проблемы были призваны стать заводские ремесленные школы. Первая из них была открыта в 1876 г. при ижевском заводе, что надлежит рассматривать как значимый шаг в развитии системы учебных заведений по подготовке кадров оружейных заводов. Особенно рельефно данный факт выступает на фоне общего положения в деле профессионально-технического образования в России того времени, где детский труд и ученичество оставались преобладающими формами профессиональной подготовки молодого рабочего.
Открытие ижевской ремесленной школы оказалось возможным в результате изыскания необходимых финансовых средств непосредственно на заводе. Среди условий, способствовавших учреждению в 1899 г. ремесленных школ при тульском и сестрорецком заводах, следует выделить:
— техническое переоснащение заводов в связи с перевооружением армии новым образцом винтовки, обострившее дефицит квалифицированных рабочих;
— острую критику эксплуатации детского труда, с которой выступили педагоги, экономисты, социологи, многие из которых настаивали на запрещении детского труда и замене его обучением в профессиональных школах;
— сформировавшуюся в обществе убеждённость о необходимости профессионально-технического образования, нашедшую выражение в росте сети фабрично-заводских училищ в 90-х гг. XIX в.;
— поддержку рабочими инициатив, направленных на решение данного вопроса, что позволило осуществить добровольный сбор средств, необходимых для открытия при заводах ремесленных школ;
— появление на заводах личности, возглавившей движение по созданию системы образовательных учреждений для рабочих и их детей, а именно, С. А. Зыбина.
Анализ деятельности ремесленных школ позволил выявить наличие особенностей, характерных для каждого из этих образовательных учреждений. Так, в ижевской школе, существовавшей на средства, собранные рабочими и служащими завода, преимущество при поступлении предоставлялось детям бывших участников составления капитала. В Сестрорецке и Туле, где такие школы финансировались государством, предпочтение при поступлении отдавали сиротам рабочих, что позволяет говорить об определённой благотворительной направленности данных учебных заведений.
Различия в деятельности ремесленных школ имелись и в продолжительности курсов. Так, в ижевской школе, организационно построенной по типу школ, учреждённых Русским техническим обществом, курс был 4-летним, последний год которого был полностью посвящён практическим занятиям в мастерских. В школах сестрорецкого и тульского заводов, где за основу была взята программа ремесленных училищ Министерства народного просвещения, продолжительность обучения составляла 3 года, а практические занятия занимали ежедневно по 5 часов на протяжении всего курса обучения.
Программа ремесленных школ позволяла подготовить не только квалифицированных рабочих, но и руководителей нижней ступени. Однако освоение этой программы предполагало определённый уровень начальной подготовки учащихся, которым большинство из них не располагали. Выходом из данной ситуации должно было стать учреждение при заводах начальных учебных заведений.
Реализовать подобный проект удалось лишь администрации тульского завода. Начальная школа, открытая там в 1911 г., стала важным составляющим звеном в стройной системе образовательных учреждений, осуществлявших подготовку рабочих кадров для этого предприятия. Окончив начальную школу, дети рабочих переходили в ремесленную школу, а затем либо поступали на завод, либо в учреждённую при заводе оружейную школу, что позволяла обеспеченная усилиями заводской администрации преемственность программ этих учебных заведений.
Так, в курс начальной школы были включены элементы профессионально-технического обучения: ознакомление с приёмами работы с металлом и деревом, устройством некоторых станков. Особое место было отведено рисованию, позволявшему выявить в детях способности, необходимые мастерам по художественной отделке оружия.
Учитывая, что подобное построение учебной программы начальной народной школы было предусмотрено Министерством народного просвещения лишь в 1913 г., следует признать подход к организации начального обучения детей рабочих, реализованный на тульском заводе, новаторским. При этом важно отметить, что данный подход не получил распространения не только на двух других оружейных заводах, но и в государственной оборонной промышленности в целом. Преподавание в школах для детей рабочих на заводах военного ведомства велось обычно по программе начальных учебных заведений Министерства народного просвещения.
Завершённость системы заводских образовательных учреждений была достигнута включением в её- состав заведений профессионально-технического образования для мастеровых. Тульский завод был единственным из рассматриваемых предприятий, где удалось добиться учреждения в 1909 г. вечерней технической школы. В Ижеве учебное заведение этого уровня было представлено только воскресной школой, открытой в начале XX в. на добровольные пожертвования офицеров, чиновников и рабочих этого предприятия. В Сестрорецке инициативы данной направленности не вышли за пределы лекций, читаемых рабочим.
Заводские школы функционировали при активном содействии технической администрации этих предприятий. Офицеры из состава управления производством преподавали специальные дисциплины, состояли в педагогических комитетах заводских учебных заведений различного уровня, курировали практические занятия в мастерских завода. Тесное взаимодействие заводских школ и технической администрации позволило при разработке учебных программ учесть специфику оружейного производства, максимально ориентировав содержание курса на удовлетворение кадровых потребностей оружейных заводов, что следует рассматривать как отличительную особенность данных образовательных учреждений.
Наиболее весомо участие заводских офицеров в учебном процессе представлено на тульском заводе, что, несомненно, явилось следствием стратегии, реализуемой на этом предприятии в вопросе профессионального образования рабочих. Автором и персонификатором данной стратегии являлся начальник мастерской этого предприятия С. А. Зыбин, которому в значительной мере принадлежит заслуга решения проблемы подготовки кадров младшего технического персонала на этом предприятии.
Выявленные отличия в организации подготовки рабочих кадров на оружейных заводах не отрицают взаимовлияния и взаимодействия предприятий в этой сфере, чему в значительной мере способствовало Главное артиллерийское управление, стремившееся распространить положительный опыт, имевшийся на каждом из заводов. Сотрудничество существовало и на уровне администрации предприятий, что подтверждает факт одновременного зарождения ряда инициатив, касавшихся деятельности школ.
Информационному обмену в сфере подготовки рабочих кадров способствовала также миграция военно-технических специалистов, переводимых с одного оружейного завода на другой и обеспечивавших таким образом трансляцию и рецепцию идей дальнейшего развития системы мероприятий, направленных на повышение уровня образования мастеровых.
В отличие от профессионально-технического обучения рабочих проблема подготовки руководящих кадров для оружейных заводов решалась без существенного участия самих предприятий. Стратегия комплектования штата технической администрации вырабатывалась центральными органами управления этой отраслью промышленности.
Структура административно-управленческого аппарата определялась на каждом из заводов штатным расписанием и отражала потребности производства в каждый конкретный временной период. Ввиду того, что наиболее существенные изменения в организации деятельности рассматриваемых предприятий связаны с освобождением мастеровых от обязательного труда и передачей заводов в арендно-коммерческое управление, а также с последующим возвращением их в управление государственное, представляется возможным выделить три этапа в процессе численного накопления заводами квалифицированного технического персонала.
Для первого этапа характерно постепенное накопление в составе заводского управления офицеров и последовательное вытеснение вольнонаёмных лиц, иностранных мастеров и оружейников высокой квалификации с руководящих позиций низшего и среднего уровня. С 30-х гг. XVTII в. руководство оружейным производством осуществляли преимущественно артиллерийские офицеры. Данный факт следует рассматривать как значимую веху в истории подготовки кадров оружейных заводов, поскольку с этого времени исследуемые предприятия становятся средоточием наиболее образованных в техническом отношении офицеров российской армии. Как следствие, система артиллерийского образования со временем станет развиваться с учётом потребностей оборонной промышленности.
Становление штата управленцев на каждом из предприятий имело свои особенности, что нашло выражение в структуре администрации и в наименовании отдельных должностных позиций. При проведении сравнительного анализа способов заполнения вакансий в штате управления производством на каждом из оружейных заводов также обнаруживается наличие характерных особенностей, присущих отдельным предприятиям. Так, на раннем этапе развития данного органа управления отличительной чертой тульского завода являлась его первоочерёдность в отношении реализации новых проектов по реорганизации штата управленческого аппарата. Следовательно, тульский завод выполнял функцию своеобразной экспериментальной базы по выявлению жизнеспособности тех или иных решений, направленных на усовершенствование структуры управления производством на этих предприятиях.
Другой отличительной чертой становления администрации тульского завода является более интенсивное внедрение в её- состав военнослужащих, в то время как на двух других родственных ему предприятиях эти должности часто занимали чиновники. Допустимо предположить, что назначение на тульский завод большего числа офицеров было обусловлено его определяющим значением в снабжении армии стрелковым оружием.
Анализ последовательных изменений как должностного состава, так и функциональных обязанностей представителей заводской администрации позволяет утверждать, что к середине XIX в. административно-управленческий аппарат оружейных заводов имел чётко выраженный структурный состав, позволявший разграничить функции по управлению производством.
Отличительной особенностью второго этапа, охватывающего период арендно-коммерческого управления, который на тульском заводе продолжался с 1864 по 1869 гг., на ижевском — с 1867 по 1884 гг., на сестрорецком — с 1868 по 1884 гг., является сокращение численности офицеров в составе административно-управленческого аппарата. Процесс численного накопления инженерных кадров на оружейных заводах оказался не только приостановлен, но возвращён в состояние, характерное для более раннего этапа его развития.
Начальной точкой отсчёта третьего этапа стало возвращение тульского завода в государственное управление, что совпало с началом перевооружения армии винтовками образца 1870 г. Интенсификация работ требовала увеличения численности технического руководящего персонала, а внедрение передовых технологий предполагало более высокий уровень его квалификации. В результате процесс последовательного формирования отряда специалистов оружейного дела получил толчок к развитию. При возвращении сестрорецкого и ижевского заводов в казённое управление штаты всех трёх заводов были приведены к единообразию и в дальнейшем отличались лишь численностью отдельных должностных позиций. В начале XX в. численный состав технической администрации заводов составлял в целом 69 чел.
Наиболее распространёнными способами комплектования заводов техническими специалистами являлись назначение на эти предприятия выпускников соответствующих учебных заведений и перевод военных техников с одного оружейного завода на другой. Реже подбор кандидатур осуществлялся в штате других заводов военного ведомства, а также среди вольнонаёмных лиц. Последнее применялось лишь в случае невозможности назначения на вакантную должность военнослужащего и более характерно для третьей четверти XIX в., так же как и привлечение иностранцев на контрактной основе.
В отношении образовательного уровня технической администрации среднего и высшего звена представляется возможным выделить последовательные этапы роста этого показателя.
1850−1869 гг. — образование подавляющего большинства офицеров не превышает кадетских корпусов;
1870−1908 гг. — происходит постепенное накопление мощного потенциала высококлассных военно-технических специалистов;
1909;1914 гг. — образовательный уровень технической администрации определяют выпускники Михайловской артиллерийской академии, составляющие около 2/3 всех военных техников на заводах.
Проведённый анализ уровня образования представителей технической администрации заставляет ввести в число составляющих системы подготовки кадров оружейных заводов все типы военно-учебных заведений от специальных школ до академий.
Подавляющее большинство военных техников на заводах являлись выпускниками кадетских корпусов, причём с 70-х гг. XIX в. эти учебные заведения были лишь начальной ступенью их образования. Наиболее значимо в перечне кадетских корпусов, выпускники которых в разные годы входили в состав заводской администрации, представлен 1-й кадетский корпус.
Осуществлённое в ходе реформ 60-х гг. XIX в. отделение общего образования от военного и сосредоточение последнего в военных училищах не внесло существенных изменений в подготовку кадров оружейных заводов. Данные послужных списков не позволяют выделить ни одно из военных училищ, выпускники которого численно преобладали бы в штате исследуемых предприятий.
Среди образовательных учреждений, незначительно представленных в списке военно-учебных заведений, оконченных офицерами, служившими на оружейных заводах, — юнкерские училища и Офицерская стрелковая школа. Последняя представляет интерес в связи с возложенным на это учреждение производством опытов, связанных с исследованием предлагаемых изобретений, относящихся к артиллерии. Следовательно, выпускники этого учебного заведения, направляемые на заводы, располагали сведениями о последних достижениях в данной области.
Названные военно-учебные заведения не были ориентированы на подготовку техников для оборонных заводов. Однако до внедрения машинного способа изготовления оружия обеспечиваемый этими учреждениями образовательный уровень был достаточным для освоения профессии руководителя производством. Тем не менее, развитие промышленной техники требовало реформирования военного образования. В программу артиллерийского училища были введены расширенные курсы практической механики и химии. Специализация техников-производственников осуществлялась в офицерских классах училища. Для ознакомления с производством были организованы командировки выпускников в технические артиллерийские заведения.
После того, как офицерские классы были преобразованы в Михайловскую артиллерийскую академию, училище стало осуществлять подготовку к поступлению в это учебное заведение на математическом отделении старшего класса. Однако и строевое отделение училища представляет для данного диссертационного исследования некоторый интерес, поскольку незначительное число заводских управленцев, являясь его выпускниками, впоследствии окончили артиллерийскую академию.
Программа академии постоянно изменялась под влиянием требований времени. В результате прибывавшие на заводы офицеры являлись носителями новейших сведений из области технологии производства вооружения.
Сравнение программы Михайловской артиллерийской академии и технических учебных заведений аналогичного уровня за рубежом позволяет говорить о более узкой специализации последних. Присутствие в программе академии значительного объёма общих сведений рассматривалось в начале XX в. как основной недостаток постановки технического военного образования в России, препятствовавший обеспечению заводов военного ведомства специалистами необходимого уровня.
Другим существенным недостатком организации обучения в академии считали низкий уровень практической подготовки слушателей. Краткосрочность командировок на заводы, а также отсутствие должного руководства прохождением практики со стороны администрации предприятий вызывали многочисленные нарекания. Тем не менее, уровень технического образования, полученный в академии, позволял её- выпускникам в достаточно короткий срок изучить производство настолько, чтобы успешно осуществлять руководство вверенным участком технологической цепочки.
Военно-учебные заведения обеспечивали оружейные заводы руководящими кадрами среднего и высшего звена, в то время как нижняя ступень иерархической лестницы в штате заводской технической администрации с 70-х гг. XIX в. была предназначена для выпускников Тульской и Ижевской оружейных школ. (Ранее для замещения административной должности нижнего уровня специального образования не требовалось.) Иногда выпускники этих школ замещали на заводах должности помощников начальников мастерских, предназначенные для техников-офицеров. В то же время низшие административные позиции могли быть заняты и мастеровыми, окончившими заводские ремесленные учебные заведения. Следовательно, оружейные школы допустимо рассматривать как связующий элемент, позволяющий объединить в единое целое две самостоятельные подсистемы образовательных учреждений, одна из которых осуществляла подготовку рабочих, другаяинженерно-технического состава оружейных заводов.
Повышению уровня профессиональной подготовки представителей администрации оружейных заводов способствовали специальные печатные издания, среди которых следует выделить обязательные к подписке этими предприятиями журналы «Оружейный сборник» и «Артиллерийский журнал». Значительная часть материалов, размещаемых на страницах этих изданий, была посвящена последним достижениям в области оружейного дела как в России, так и за рубежом. Библиотеки заводов пополнялись также изданиями отечественной и иностранной печати, направляемыми на предприятия непосредственно Главным артиллерийским управлением.
На уровень подготовки кадров оружейных заводов в значительной мере влияли музеи военно-учебных заведений. Их фонды составляли, прежде всего, предметы вооружения, представлявшие интерес как в отношении конструкции, так и технологии их производства. Непосредственно на предприятиях повышению профессиональной подготовки способствовали заводские музеи, собрания которых целенаправленно пополняли новейшими образцами оружия, многие из которых были приобретаемы заводскими военными техниками во время заграничных командировок.
Однако критерием уровня профессиональной подготовки кадров оружейных заводов является не столько объём полученных работниками этих предприятий специальных знаний, сколько содержание задач, решаемых в процессе производственной деятельности. Наиболее ё-мкой характеристикой этого плана следует считать выполнение работ в рамках государственного заказа, поскольку такой вид деятельности предполагал максимально полный охват заводского персонала.
Задачи этого типа приобретали повышенную сложность в периоды перевооружения армии, что было обусловлено освоением выпуска новых образцов в жёстко установленные сроки. В отдельных случаях возникала необходимость адаптировать принятый на вооружение иностранный образец к технологическим возможностям завода, что достигалось внесением изменений в его конструкцию.
Несмотря на то, что прочие задачи, решаемые оружейными заводами, характеризуют лишь отдельные группы персонала этих предприятий, пристальное рассмотрение этих видов работ позволяет уточнить средний уровень профессиональной подготовки кадров, занятых в этой отрасли оборонной промышленности.
Весомой составляющей характеристики профессионального уровня работников оружейных заводов выступает изготовление на этих предприятиях опытных образцов оружия. Сравнение интенсивности этого вида деятельности на каждом из рассматриваемых предприятий позволяет сделать вывод о том, что сестрорецкий завод получал больше подобных заданий, представляя, таким образом, экспериментальную базу по отработке нового вооружения. Причину этого следует искать в территориальном расположении предприятия, находившемся на незначительном удалении от С.-Петербурга, а, следовательно, и от центральных органов управления оружейными заводами.
Несомненно, реализация идей сторонних изобретателей являлась мощным стимулом активизации внутризаводской изобретательской деятельности. Настоящим исследованием установлены многочисленные случаи выдвижения предложений по усовершенствованию как производимого оружия, так и используемого оборудования непосредственно на заводах. Вершиной конструкторской деятельности представителей этих предприятий явилось принятие на вооружение трех образцов оружия, разработанных при участии заводских изобретателей Э. Колета, И. Нормана, С. И. Мосина.
Анализ изобретательства на заводах приводит к выводу, что как в разработке оружия, так и совершенствовании станков и инструментов в большей степени были задействованы представители заводской администрации. Однако это утверждение в определенной мере условно, поскольку в том, что касается технологий, соответствующие документы заводского делопроизводства, составленные начальниками мастерских, не содержат сведений об авторах тех или иных предложений.
Значимой вехой в последовательном росте профессиональной подготовки кадров оружейных заводов явилась установка машинного производства охотничьих ружей, более успешно осуществленная в Туле. Как следствие, искусство художественного оформления оружия получило толчок к развитию, в результате чего было поднято на качественно новый уровень. В определенной мере родственной украшению оружия гранью профессионализма, присущего работникам оружейных заводов, являлось изготовление миниатюрных действующих моделей ружей, пистолетов и пушек, также требовавших ювелирной техники исполнения.
Полнота характеристики подготовки кадров оружейных заводов требует обращения и к их внеслужебной деятельности, которая существенно дополняет профессиональный портрет исследуемой социальной группы. Если для рабочих такая деятельность была ограничена изготовлением в домашних мастерских изделий из металла на продажу, то внеслужебная активность техников административно-управленческого аппарата представлена значительно шире.
Особого внимания достойна литературная деятельность заводских военных техников, статьи которых размещались преимущественно в журнале «Оружейный сборник» и были посвящены производственным вопросам. Наиболее активно публиковавшимся автором из числа офицеров оружейных заводов являлся С. А. Зыбин. Его перу принадлежали не только работы, затрагивающие отдельные аспекты технологии промышленности стрелкового оружия, но и труды по истории Тульского оружейного завода, а также несколько учебников для заводских школ.
При выявлении офицеров, чью профессиональную характеристику следует расширить включением такого вида активности, приходится констатировать невозможность установить их общую численность, поскольку значительная часть статей, посвященных оружейному производству, публиковалось без указания автора. С большой долей вероятности допустимо предположить, что подавляющее большинство этих работ были написаны офицерами рассматриваемых предприятий. Следовательно, писательская активность военных техников на оружейных заводах была на порядок выше, чем это следует из общего количества выявленных статей.
Уровень профессиональной подготовки кадров оружейных заводов конкретизирует научно-просветительская деятельность представителей технической администрации этих предприятий. Её- содержанием являлись выступления с научными сообщениями в офицерском собрании завода, чтение лекций для рабочих, преподавание специальных дисциплин в заводских школах.
Для процесса изменения уровня подготовки кадров, занятых на оружейных заводах, в целом, характерна положительная динамика, обусловленная ростом сложности решаемых предприятиями задач. Однако отдельные эпизоды названного процесса имели иную векторную направленность. Снижение среднего уровня квалификации происходило при массовых наборах рабочих в связи с резким увеличением объёма государственного заказа. В качестве некоторой компенсации утраты высоты показателя профессионального уровня персонала в такие периоды следует рассматривать создававшиеся при этом оптимальные условия для профессионального роста технических руководителей, что было обусловлено усложнением технологии и численным увеличением работников на каждом участке производства.
При сравнении квалификации персонала каждого из заводов удалось установить определённое преобладание в уровне подготовки рабочих кадров тульского завода. Среди выявленных причин данного феномена:
— наличие у оружейников собственных мастерских, что способствовало совершенствованию в ремесле;
— комплектование обученными в семьях детьми оружейников в отличие от двух других предприятий, комплектовавшихся долгое время преимущественно рекрутами;
— обучение мастеров в Московской оружейной палате, практиковавшееся на этапе становления местного оружейного дела;
— выполняемые по распоряжению центральной власти задания повышенной сложности в период, предшествовавший основанию завода;
— стабильная обеспеченность заказами на оружие, в то время как сестрорецкий завод был вынужден периодически заниматься изготовлением дверных затворов, утюгов, подков, гвоздей и т. п.;
— численно преобладающие визиты членов царской семьи, сопровождавшиеся поднесением оружейниками в качестве подарка изделий, отличавшихся новизной системы и тщательностью отделки.
Сравнительный анализ фактов, формирующих показатель уровня квалификации кадров оружейных заводов, позволил выделить из числа военных техников наиболее выдающиеся личности. К ним принадлежат Василий Николаевич Бестужев-Рюмин, Сергей Иванович Мосин, Павел Петрович Третьяков, Сергей Александрович Зыбин, Иван Александрович Крылов. Их профессиональные достижения существенно влияют на совокупный уровень подготовки кадров заводов по выпуску стрелкового оружия.
Средний уровень квалификации работников оружейных заводов при сравнении с аналогичным показателем в промышленности России в целом оказывается несколько выше, что обусловлено точностью оружейного производства, предполагающего взаимозаменяемость деталей военного оружия. Характерный для этих предприятий высокий профессиональный уровень персонала, необходимый для успешного решения задач по обеспечению армии стрелковым оружием, являлся свидетельством эффективности системы подготовки кадров этой отрасли военной промышленности.