Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Трансформация конфликта добра в романе Лукьяненко «Ночной дозор»

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема Добра — это вечная тема человеческого познавания, и, как любая вечная тема, она не имеет однозначных ответов. Сложность этой проблемы объясняется тем, что понятия «добро» и «зло» относятся к оценочным категориям познавательной практики человека. Они представляют собой наше суждение о мире, о взаимодействии природных сил и человека, о взаимоотношениях людей и т. д. Определение соотношения… Читать ещё >

Содержание

  • План
  • Введение
  • Глава 1. Природа жанрово-обусловленных форм фантастики
    • 1. 1. Общелитературная и жанрово-обусловленная фантастика: точки соприкосновения
    • 1. 2. Принципы создания «реальности» в фольклорной волшебной сказке и общелитературной фантастике
    • 1. 3. К вопросу соотношения «факта» и «фантастики» в литературе
    • 1. 4. Фэнтези как синтез жанров
  • Глава 2. Социокультурные, фольклорные и фэнтезийные пласты в романе С. Лукьяненко «Ночной дозор»
    • 2. 1. Социокультурная метаморфоза «Ночного дозора»
    • 2. 2. Фольклорный аспект образов вампиров в фэнтезийно-игровом контексте романа
  • Глава 3. Древний Договор: отражение сюжета романа С. Лукьяненко в настоящем времени
    • 3. 1. История возникновения Договора
    • 3. 2. Ветхозаветные основы образа «сумрака» и мотив добровольной жертвы
    • 3. 3. Добро и Зло в философской системе Иных
  • Заключение
  • Литература

Трансформация конфликта добра в романе Лукьяненко «Ночной дозор» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Сергей Лукьяненко — явление в мире фантастики уникальное и неповторимое, потому что впервые в истории жанра рамки, приемы, декорации фэнтези наложились на русскую классику. С. Лукьяненко недаром выиграл конкурс европейской фантастики. За его спиной стояла русская литература с ее простертыми к небесам руками и мировыми вопросами, на которые нет «мировых» ответов.

Такой литературы «фэнтези» мы еще не видели. Даже у Урсулы Ле Гуин силы Добра действуют, а не рассуждают. А силы Зла вообще молчат. Их никто не слушает. У Лукьяненко же все иначе. Вечные, мировые, роковые вопросы волнуют равно и темных, и светлых магов. Вурдалаков, оборотней, ведьм тянет к нормальной семейной жизни, они могут быть хорошими отцами, матерями, они любят своих детей. Они не виноваты, что родились иными и стали темными. Это был не их выбор, это был случай. Или рок.

С. Лукьяненко забывает о том, что он фантаст, и предается традиционной рефлексии на тему: всегда ли прав свет? Всегда ли виновна тьма? Нужно ли с порога гробить зло или от этого сумма зла только увеличится? Сидят на кухнях, в офисах, в сумраке ведьмы, вурдалаки, оборотни, ведьмаки, темные маги и рассуждают о вечном, и пытаются решить те же мировые вопросы, что и светлые маги и волшебники на своих кухнях и в своих офисах.

Проблема Добра — это вечная тема человеческого познавания, и, как любая вечная тема, она не имеет однозначных ответов. Сложность этой проблемы объясняется тем, что понятия «добро» и «зло» относятся к оценочным категориям познавательной практики человека. Они представляют собой наше суждение о мире, о взаимодействии природных сил и человека, о взаимоотношениях людей и т. д. Определение соотношения этих понятий зависит не только от объективного содержания происходящего в мире или имевшего место быть в прошлом, но и от уровня развития нравственного сознания познающего человека, от его способности проникать в суть явления, от широты мировоззрения и стремления к достижению истины. В своей работе мы пробуем разобраться в этой проблеме, обращаясь к социокультурным кодам и религиозно-филосовским мировоззренческим пластам, накладывающимся друг на друга в первом романе тетралогии о Дозорах С. Лукьяненко.

Объект нашего исследования — роман С. Лукьяненко «Ночной дозор». Предмет исследования — трансформация конфликта Добра в системе фэнтезийной поэтики произведения.

Цель работы — интерпретация контекстуальных смыслов библейской культуры в русле логики фэнтезийного романа С. Лукьяненко.

Задачи исследования:

1. Установить сущность жанрово-обусловленных форм фантастики;

2. изучить социокультурные, фольклорные и фэнтезийные пласты в романе С. Лукьяненко «Ночной дозор»;

3. исследовать природу трансформации Добра в анализируемом произведении, выявить онотологические и социокультурные связи этой проблемы.

Научно-методическую базу исследования составили труды В. Вундта, А. Д. Гусаровой, В. Захарова, Э. Ильенкова, Ю. М. Лотмана, Р. Семенова, Э. В. Померанцевой, В. Н. Топорова, Г. Флоровского и др. Подробный аналитический обзор этих и других работ представлен в первой главе.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И. О формах фантастического у Гоголя // Анненский И. Книга отражений. М., 1979. — С. 207 — 212.
  2. А. Поэтические воззрения славян на природу. Т.I. М., 1997. — 520 с.
  3. Н.Н. К вопросу о происхождении сказки // Педагогическая мысль. — 1999. — № 3−4. — с. 63 — 66.
  4. Битва за Кадеш // Вопросы истории. — 2004. — № 1. — С. 15.
  5. В. Миф и религия. СПб., 2000. — 477 с.
  6. Г. Ф. Эстетика. Т. I. М., 1968. — 416 с.
  7. Я.Э. Логика мифа // Вопросы философии. — 2006. — № 5. — С. 154.
  8. А.М. Событие текста // Человек. — 1995. — № 3. — с. 39.
  9. Иларион (Алфеев), игумен. Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. Клин, 2000. — 219 с.
  10. Э. Об эстетической природе фантазии // Вопросы эстетики. Вып. 6. М., 1964. — С. 90 — 97.
  11. Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение Православной Веры // Полное собрание творений. СПб.: Санкт-Петербургская Духовная Академия, 1993. — С. 118 — 232.
  12. Ю.М. Заметки о структуре художественного текста// Труды по знаковым системам. Тарту, 1971. — С.286 — 287.
  13. С. Ночной дозор. М., 2004. — 679 с.
  14. И.П. Русская народная сказка в творчестве писателей первой половины ХIХ века. М., 1993. — 266 с.
  15. Е.М. Мифологический словарь. М., 1991. — 579 с.
  16. В.В., Дрогалина Ж. А. Вероятностная модель бессознательного. Бессознательное как проявление семантической Вселенной // Психологический журнал. — 1984. — Т.5. — № 6. — С.113 — 114.
  17. Е.М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики. Л., 1986. — 286 с.
  18. С.Ю. Чудо в былине // Труды по знаковым системам. М., 2003. -С. 139 -147.
  19. В. Нечистая сила second hand // Новое время. — 2004. — № 37. — С. 11.
  20. Л. Българските вълшебни приказки. Въведение в поэтиката // Научные записки ВолГУ. Волгоград, 2008. — С. 17 — 19.
  21. Э.В. Русская народная сказка. М., 1963. — 429 с.
  22. Р. Молодёжное «Евангелие» для взрослых «Ночной Дозор». Спб., 2005. — 398 с.
  23. Е. Факт и фантастика // Поиск-90. Пермь, 1990. — С. 365 — 368.
  24. В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. М., 1995. — 399 с.
  25. .А. История и семиотика // Успенский Б. А. Избранные труды, Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. М., 1994. — С. 10 -15.
  26. Ю. Кинофантастика: возможности жанра и практика кинопроизводства// Жанры кино. М., 2001. — С.191−192.
  27. Н.С. Краткая энциклопедия славянской мифологии. М., 2001. — 199 с.
  28. Библия. Книги священного писания ветхого и нового завета [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.vehi.net/bible/. — Загл. с экрана.
  29. Григорий Богослов, святитель. Пять слов о богословии. Слово 29, о Богословии третье, о Боге Сыне первое [Электронный ресурс] // Портал Кредо. — Режим доступа: http://www.portal-credo.ru/site/index.php?act=lib&id=28. — Загл. с экрана.
  30. Писания мужей апостольских [Электронный ресурс] // Biblical studies. Русские страницы. — Режим доступа: http://www.biblicalstudies.ru/apostol.html. — Загл. с экрана.
  31. Синаксарий утрени Великой Субботы [Электронный ресурс] // Московский патриархат. Екатиринославская и Кабанская епархия. Женский монастырь. — Режим доступа: http://www.vsetsaritsa.ru/dsQsdsEndsAmodedsEarticlesdsAoptiondsEfulldsAsdsEndsAiddsE4496.htm. — Загл. с экрана.
  32. Г. Богословские статьи. О воскресении мертвых [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.holytrinitymission.org/books/russian/ theology_resurrection_florovsky.zip. — Загл. с экрана.
Заполнить форму текущей работой