Сущность муниципальной жилищной политики
Нормы, регулирующие отношения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, содержатся также в Гражданском кодексе РФ. Так, глава 18 ч. 1 кодекса раскрывает содержание права собственности на жилые помещения, в том числе квартиры, и вытекающего отсюда права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, устанавливает право собственников квартир образовывать товарищества… Читать ещё >
Сущность муниципальной жилищной политики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Введение
- 1. Жилищно-коммунальное хозяйство
- 1.1 Муниципальное хозяйство и особенности его функционирования
- 1.2 Жилищно-коммунальное хозяйство, его структура
- 1.3 Жилой фонд, его состояние и структура, учет
- 1.4 Нормативно-правовое регулирование деятельности муниципального образования в жилищной сфере
- 2. Жилищная политика муниципального образования
- 2.1 Содержание жилищной политики
- 2.2 Социальные стандарты в жилищной политике
- 3. Пути совершенствования жилищной политики муниципального образования
- 3.1 Решение жилищной проблемы для молодых семей в городе Нижний Новгород
- Заключение
- Список литературы
Жилищная политика является важнейшей составляющей экономической стратегии государства в целом. Она позволяет решить комплекс задач по улучшению жизненных условий граждан, социальному оздоровлению и стабилизации общества, созданию надежного инструмента накоплений и ликвидного обеспечения для внутренних и внешних инвесторов, направляющих свои ресурсы на развитие жилищной сферы.
Современная государственная жилищная политика должна наряду с прежней ориентацией на основную часть работающего населения, располагающего средними доходами, накоплениями и имеющую жилье в собственности в результате бесплатной приватизации, сделать новый акцент на решение жилищных проблем социально незащищенных групп населения.
Развитие рынка доступного жилья является одним из направлений работы. В нашей стране потребность улучшить свои жилищные условия испытывают десятки миллионов человек. Такая постановка вопроса получила живой отклик в обществе, об этом говорят публикации в средствах массовой информации, об этом говорят и данные опросов общественного мнения, и реакция со стороны участников жилищного рынка.
Жилищная политика занимает уникальное положение в общей системе государственной стратегии и политики, поскольку, с одной стороны, затрагивает экономические интересы каждого гражданина, а с другой — находится в тесной связи с прочими направлениями социально-экономической политики государства.
Актуальность темы
курсовой работы обусловлена тем, что жилищный вопрос — один из наиболее социально значимых вопросов, который нельзя решить раз и навсегда. Он требует постоянного внимания к себе со стороны властей. И от того, насколько остро обстоят дела в жилищной сфере, в большей степени зависит и социально-политическая и социально-экономическая обстановка в регионе.
Целью работы является изучение сущности муниципальной жилищной политики, для достижения которой необходимо решить следующие задачи:
· рассмотреть общие положения о жилищной политике, ее цели и задачи;
· проанализировать жилищную политику города: состояние и организацию эксплуатации жилищного фонда, роль муниципальных органов власти в управлении жилищной политикой;
· рассмотреть основные проблемы жилищной политики в муниципальном образовании, а также перспективы развития жилищной политики.
Объектом исследования в работе является жилищная политика, а предметом исследования — муниципальное образование «Город Нижний Новгород».
В работе мною были использованы следующие методы исследования:
· системный подход, позволивший изучить основные элементы жилищной политики, методологию программного подхода, наиболее полно отобразить проблему исследования, выявить основные принципы и задачи, направления реализации программ по государственной поддержке в получении жилья; определить полномочия государства и органов местного самоуправления по реализации жилищной политики;
· структурно-функциональный метод (были изучены структура и функции системы жилищной политики).
Нормативную базу работы составляют: Конституция РФ, ФЗ «Об основах федеральной жилищной политики», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Жилищный кодекс РФ.
Научная новизна курсовой работы направлена на изучение новых направлений развития жилищной политики в рамках целевых программ, а также в стратегических перспективах разработанных органами местного самоуправления г. Нижний Новгород.
1. Жилищно-коммунальное хозяйство — важнейшая составляющая муниципального хозяйства
1.1 Муниципальное хозяйство и особенности его функционирования
Термин «муниципальное хозяйство» отражает политико-правовое и экономическое своеобразие исторически сложившейся городской общины. Говоря о понятии «муниципальное хозяйство», необходимо, прежде всего, понимать, что представляет собой «хозяйство». Как правило, под хозяйством понимают совокупность хозяйствующих субъектов, ограниченных видом собственности, определенным характером деятельности и территорией, на которой осуществляется деятельность.
Исходя из этого, муниципальное образование можно определить, как совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей его населения.
Муниципальное хозяйство отличается от государственного достаточно широкими правами в области производственной деятельности и, прежде всего, в области распоряжения собственным ресурсами, а от частного хозяйства — общественным характером использования результатов деятельности.
Из определения муниципального хозяйства следует, что некоторое число предприятий и учреждений, выполняющих общественно значимые функции, нуждается в координации их деятельности. Именно эту функцию на практике и выполняют органы местного самоуправления. Полномочия органов местного самоуправления в сфере регулированиях хозяйственных отношений не просто разделены по двум видам, но в отношении муниципальных предприятий органы местного самоуправления выступают и как собственник, и как власть, поскольку в отношении общеобязательных норм и правил, принимаемых органами местного самоуправления в пределах компетенции, все предприятия, в том числе муниципальные, равны.11 Воронин А. Г. Муниципальное хозяйствование и управление. — М.: Финансы и статистика, 2010, с. 54.
Основной вид деятельности органов местного самоуправления — подчинение деятельности предприятий и учреждений, расположенных на территории муниципального образования, удовлетворению общественных интересов граждан.
Структуру муниципального образования достаточно легко обозначить, зная, что муниципальное образование — это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность в целях удовлетворения общественных потребностей и интересов населения.
Исходя из этого, основным признаком, по которому можно классифицировать элементы муниципального хозяйства является роль и место элемента в реализации общественных потребностей. Можно выделить следующие элементы:
— муниципальные предприятия, деятельность которых полностью подчинена интересам населения муниципального образования;
— иные предприятия и учреждения, чья деятельность частично связана с реализацией общественных интересов населения муниципальных образований;
— органы местного самоуправления.
Роль каждого из названных элементов различна. Муниципальные предприятия свои результаты, будь то прибыль или конкретные товары (услуги), направляют на общественные нужды. Иные предприятия и учреждения вынуждены участвовать в реализации общественных интересов в силу нормативного либо общественного принуждения. Органы местного самоуправления осуществляют особую функцию — регулируют деятельность двух вышеназванных элементов в интересах населения муниципального образования.
Ценность такого выделения элементов муниципального образования состоит в том, оно позволяет определить место и роль каждого элемента в решении вопросов местного значения, цели деятельности этих элементов в процессе управления муниципальным хозяйством, учитывать их особенности, а также увидеть как строятся отношения между населением муниципального образования и хозяйствующими субъектами по вопросам местного значения.
В свою очередь, структура управления муниципальным образованием должна обеспечивать процесс формирования и исполнения управленческих решений на всех этапах цикла, комплексность и внутреннюю координацию деятельности всех структурных подразделений, завершенность и поступательность развития.
1.2 Жилищно-коммунальное хозяйство, его структура
Согласно Статье 7 Конституции РФ Россия признается социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // Российская газета, 1993, № 237, ст. 7. Одним из этих условий является обеспечение человека необходимыми для его жизнедеятельности жилищно-коммунальными услугами: жилищем, теплом, электрической энергией, горячей и холодной водой, водоотведением, санитарной уборкой придомовых территорий и т. д.
Процессом производства и оказания населению и юридическим лицам (в том числе государству в лице его органов власти) всех перечисленных услуг в нашей стране занята отдельная крупная отрасль экономики — жилищно-коммунальное хозяйство.
Жилищно-коммунальное хозяйство — самая жизненно важная, капиталоемкая и трудоемкая отрасль социальной сферы, в которой занято около 4 млн. чел. Характерная ее черта состоит в централизации финансирования и децентрализации управления. ЖКХ тесно связано с местным самоуправлением, не имеющим, как правило, надежных собственных источников финансирования.
В настоящее время производственная структура многопрофильного жилищно-коммунального хозяйства включает в себя более 30 видов деятельности, ведущие из которых: жилищное хозяйство, электро-, теплои газоснабжение, водоснабжение и канализование сточных вод, гостиничное и банно-прачечное хозяйство, оказание ритуальных услуг, благоустройство (дорожные покрытия, тротуары, мосты, путепроводы, набережные, зеленые насаждения, уличное освещение, сооружения и средства по очистке городских улиц (проездов) от мусора и снега и т. д.
На федеральном уровне к органам исполнительной власти, осуществляющим управление ЖКХ, относятся Правительство РФ, Министерство регионального развития РФ, Росстрой и Ростехнадзор. Функции государственного контроля за деятельностью органов, занятых эксплуатацией, содержанием, ремонтом жилья и предоставлением населению жилищно-коммунальных услуг, возложены на Государственную жилищную инспекцию РФ, состоящую из Главной государственной жилищной инспекции и государственных жилищных инспекций субъектов Федерации.
На региональном уровне реализацию функций публичной власти в сфере ЖКХ осуществляют органы государственной власти субъектов РФ. Они обеспечивают организацию исполнения единой государственной жилищной политики, осуществление связи органов государственной власти с органами местного самоуправления, регулирование, информационно-правовое обеспечение, финансирование, контроль и надзор, т. е. деятельность органов субъектов РФ в жилищной и коммунальной сферах направлена, прежде всего, на обеспечение в рамках своих полномочий социальных гарантий жилых прав граждан. Органами отраслевой компетенции в сфере ЖКХ являются структурные подразделения, находящиеся в подчинении заместителей главы субъекта РФ.
1.3 Жилой фонд, его состояние и структура, учет
Жилищный фонд в муниципальном образовании представляет собой совокупность всех жилых помещений, находящихся на его территории, независимо от форм собственности, включая жилые и специализированные дома, квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
Жилищные фонды различают по порядку формирования, целевому назначению, правилам использования и другим элементам.
Согласно части 2 статьи 19 Жилищного кодекса РФ, в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:
1. частный — совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и юридических лиц;
2. государственный — ведомственный фонд, состоящий в государственной собственности и находящийся в управлении государственных предприятий или учреждений, относящийся к федеральной собственности или собственности субъектов РФ;
3. муниципальный — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:
1. жилищный фонд социального использования — совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
2. специализированный жилищный фонд — совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
3. индивидуальный жилищный фонд — совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами-собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи или иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами-собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;
4. жилищный фонд коммерческого использования — совокупность жилых помещений, которые используются их собственниками для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение или в пользование.
В соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса РФ государственный контроль над жилищным фондом, его использованием и сохранностью независимо от его формы собственности, над соответствием жилых помещений и коммунальных услуг установленным требованиям проводят уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом и иными нормативными правовыми актами.
Согласно части 4 статьи 19 Жилищного кодекса РФ, жилищный фонд подлежит государственному учету, основная задача которого — получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов жилищного фонда и изменении этих показателей. Государственный учет наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию.
1.4 Нормативно-правовое регулирование деятельности муниципального образования в жилищной сфере
На региональном уровне реализацию функций публичной власти в сфере ЖКХ осуществляют органы государственной власти субъектов РФ. Они обеспечивают организацию исполнения единой государственной жилищной политики, осуществление связи органов государственной власти с органами местного самоуправления, регулирование, информационно-правовое обеспечение, финансирование, контроль и надзор. Органами отраслевой компетенции в сфере ЖКХ являются структурные подразделения, находящиеся в подчинении заместителей главы субъекта РФ.11 Гришина Е. Ю. Административно-правовое регулирование в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Проблемы и пути их решения //Административное право, М.: Издат, 2009, с. 138.
В настоящее время нормативно-правовая база регулирования деятельности муниципальных образований в жилищной сфере имеет достаточно развитую структуру.
Основополагающий принцип, на котором должна базироваться деятельность жилищно-коммунального комплекса, заложен в статье 7 Конституции РФ, провозглашающей Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В статье 40 Конституции говорится, что органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Одним из основных системообразующих законодательных актов является Жилищный кодекс РФ, устанавливающий основные начала жилищного законодательства, предмет регулирования жилищного законодательства, круг участников жилищных отношений, их основные права и обязанности, объекты жилищных прав, четко разграничивает полномочия РФ, органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений (ст.ст.12, 13, 14 ЖК РФ).
Принципиальным нововведением явилось установление Жилищного кодекса РФ обязанности собственников помещений в многоквартирных домах выбрать способ управления многоквартирным домом.
Нормы, регулирующие отношения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, содержатся также в Гражданском кодексе РФ. Так, глава 18 ч. 1 кодекса раскрывает содержание права собственности на жилые помещения, в том числе квартиры, и вытекающего отсюда права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, устанавливает право собственников квартир образовывать товарищества собственников жилья и определяет организационно-правовую форму ТСЖ как некоммерческой организации.22 Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ //Собрание законодательства РФ, 1994, N 32, ст. 3301. Часть 2 кодекса в главе 30 параграфе 6 «Энергоснабжение» устанавливает правовые основы отношений между энергоснабжающими организациями и абонентами по поводу поставки энергии абонентам, учета ее количества и качества, оплаты принятой энергии, содержания и эксплуатации сетей, приборов и оборудования, порядка заключения, изменения, продления и расторжения договора энергоснабжения, а также ответственности сторон по договору энергоснабжения.33 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ //Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410.
Немаловажная роль в сфере регулирования деятельности муниципального образования в жилищной сфере принадлежит федеральным законам, к числу которых можно отнести, например:
1. Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, устанавливает виды цен в сфере теплоснабжения, определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения и др.).
2. Федеральный закон от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и др.).
3. Федеральный закон от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в РФ» (определяет правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в РФ и направлен на обеспечение удовлетворения потребностей государства в стратегическом виде энергетических ресурсов).
4. Федеральный закон от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», принятый с целью создания правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Среди законов, регулирующих сферу жилищно-коммунального хозяйства на территории нашего региона, можно отметить Закон Нижегородской области от 03.10.2008 г. № 131−3 «О предоставлении гражданам социальных выплат на приобретение жилья, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита либо займа на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства», Закон Нижегородской области от 05.02.2009 г. № 3−3 «О предоставлении гражданам служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях в Нижегородской области», Закон Нижегородской области от 12.03.2012 г. № 26−3 «Об осуществлении органами государственной власти Нижегородской области государственного контроля и надзора в жилищной сфере», Закон Нижегородской области от 03.10.2008 г. № 131−3 «Об обеспечении реализации областных целевых программ, направленных на улучшение жилищных условий граждан», Закон Нижегородской области от 05.09.2012 № 117−3 «Об энергосбережении о повышении энергетической эффективности на территории Нижегородской области» и др.
2. Жилищная политика муниципального образования
2.1 Содержание жилищной политики
Потребность в жилье входит в число первичных потребностей человека, а жилищная проблема является одной из основных социальных проблем. Под жилищной политикой понимается целенаправленная деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по удовлетворению потребности граждан в жилище.
Муниципальная жилищная политика представляет собой совокупность систематически принимаемых решений и мероприятий по реализации государственной жилищной политики с целью удовлетворения потребностей населения в жилье. Ее реализация является одной из главных задач муниципальных органов власти. В каждом муниципальном образовании должны быть установлены нормативы жилищной обеспеченности, учитывающие местные условия. На органы местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов в сфере жилищной политики возложены две главные задачи:
1. обеспечение малоимущих граждан, проживающих на территории муниципального образования и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями из муниципального жилищного фонда на условиях социального найма;
2. создание условий для жилищного строительства с целью приобретения жилья иными категориями граждан.
Жилищный кодекс РФ относит к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений следующие вопросы:
— учет муниципального жилищного фонда;
— установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
— ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
— определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного, в том числе маневренного жилищного фонда;
— предоставление малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
— принятие решений о переводе жилых помещений в нежилые, и наоборот;
— согласование переустройства и перепланировки жилых помещений;
— признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания;
— осуществление контроля использования и сохранности муниципального
жилищного фонда, его соответствия установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;
— иные вопросы, предусмотренные законодательством.
Решение перечисленных вопросов призвано обеспечить конституционные права граждан на жилище на местном уровне.
Существенную роль в формировании рынка доступного жилья призваны играть органы местного самоуправления, ответственные за развитие своих территорий.
Муниципалитеты, заинтересованные в увеличении объемов жилищного строительства, должны обеспечивать предложение земельных участков, обустроенных инженерной инфраструктурой. Они должны производить работы по формированию земельных участков и подготовке разрешительной документации для их предоставления под жилищное строительство на конкурсной основе. Однако необходимо решение вопросов финансирования этих работ путем муниципальных займов и поступления в местные бюджеты в полном объеме средств от продажи сформированных земельных участков.
Важная роль в управлении жилищной политикой и жилищно-коммунальным хозяйством в городе отведена Министерству жилищной политики и жилищного фонда г. Нижний Новгород.
Основными задачами комитета являются:
— разработка и реализация государственной политики в жилищной сфере, предоставлению государственных услуг гражданам в сфере реализации их права на жилище, а также по распоряжению и управлению государственным имуществом города Нижний Новгород в виде жилых помещений, а также на обеспечение гарантий и защиту законных интересов лиц, участвующих в жилищных правоотношениях;
— организует разработку целевых программ и их реализацию по направлениям деятельности комитета:
— участвует в разработке программ и условий передачи в муниципальную собственность жилищного фонда, объектов внешнего благоустройства и коммунального назначения;
— вносит предложения мэру города по обеспечению повышения эффективности функционирования жилищно-коммунального хозяйства;
представляет интересы администрации города по вопросам жилищно-коммунального хозяйства на предприятиях и организациях различных форм собственности;
— проведение анализа структурных, количественных и качественных показателей жилищного фонда с целью повышения эффективности использования государственного и муниципального жилищного фонда. Планирование, прогнозирование и участие в выполнении городских, социальных и экономических программ развития города и административных округов с учетом объемов и пропорций жилищного строительства;
— создает конкурентную среду для решения задач по реформированию и модернизации жилищно-коммунального хозяйства, а также обобщения передового опыта по проведению жилищно-коммунальной реформы и внедрению его в г. Нижний Новгород и др.
Помимо Министерства также действует Министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области.
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области образовано в соответствии с Законом Нижегородской области от 3 октября 2007 года № 129-З «О Правительстве Нижегородской области» и Указом Губернатора Нижегородской области от 10 августа 2010 года № 50 «Об утверждении структуры органов исполнительной власти Нижегородской области» и является органом исполнительной власти Нижегородской области.
Основными его задачами являются осуществление формирования и проведения государственной политики, государственного управления и регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса, координация развития и функционирования жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области; оказание содействия органам местного самоуправления в разработке и реализации мер по обеспечению финансово-экономического оздоровления организаций жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса, надежной и устойчивой работы жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса; диверсификация структуры топливно-энергетического баланса, совершенствование системы газоснабжения и топливообеспечения жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Нижегородской области, разработка программ газификации Нижегородской области и обеспечение их реализации.
2.2 Социальные стандарты в жилищной политике
Жилищная политика — одна из главных составляющих социальной направленности государства. Важнейшее значение для успешной реализации жилищной политики является ее политическая составляющая. Внутренняя политика государства, неотъемлемой частью которой является жилищная политика, не может быть эффективной в условиях нестабильной политической системы и находящихся в состоянии кризиса экономики и финансов. Не существует достойной цивилизованного общества социальной защиты граждан, в т. ч. и в жилищной сфере, при отсутствии политической воли и решимости властных структур не на словах, а на деле создать условии обеспечения всех нуждающихся жильем и способа его справедливого распределения". Данное мнение о необходимости заинтересованности социально-правовых направлений государственной политики в области жилищного вопроса не просто предположение, а исторически подтвержденный факт.
Для становления и развития государства необходима гарантированная обеспеченность его населения. Одним из важнейших факторов в удовлетворении естественных потребностей человека является наличие у него жилого помещения, которое он может использовать как необходимый атрибут существования.
До сих пор в полной мере не решен вопрос о должном исполнении конституционного права человека и гражданина на жилье. Не существует достаточных критериев определения невозможности предоставления населению огромной страны реализации права на жилье. Попытки переложить трудности россиян, связанные с улучшением их жилищных условий, на низкий доход большинства населения России, не должны менять направленность социальной политики государства. Действительно, соотношение среднего дохода гражданина и стоимости одного квадратного метра жилья в муниципальном образовании дает возможность говорить о неспособности приобретения жилых помещений практически 90% граждан.
В этих условиях на федеральном уровне определяется жилищная политика и устанавливаются минимальные социальные стандарты площади жилья (12 кв.м. на человека), доли платежей граждан в затратах на ЖКХ и допустимой доли их в семейном бюджете. Устанавливаются также льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг для определенных групп населения (инвалиды войны, военнослужащие) из средств федерального бюджета.
На уровне субъекта РФ разрабатываются региональные программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства, аккумулируются материально-финансовые ресурсы для перехода на новую систему оплаты жилья и услуг ЖКХ. Однако при отклонении региональных нормативов от федерального стандарта недостающие финансовые ресурсы должны обеспечиваться за счет собственных средств субъекта РФ.
Органы местной власти должны обеспечивать реализацию права граждан на жилье и на предоставление в необходимом объеме услуг жилищно-коммунального хозяйства. С этой целью ими осуществляются учет и распределение жилищного фонда, решаются вопросы его реконструкции и ремонта, обеспечивается возможность найма жилых помещений, организации жилищного строительства за счет бюджетных средств и внебюджетных фондов, а также на долевых началах с последующей передачей жилья гражданам путем продажи, аренды и найма. Органы местного самоуправления решают также вопросы отвода земель и предоставления прав на строительство.
На уровне муниципального образования планируются необходимые объемы услуг жилищно-коммунального хозяйства, определяются дотации на возмещение его убытков, регулируются цены и тарифы на предоставляемые услуги, организуются товарищества собственников жилья и т. д.
Стандартизировать не отдельные моменты, а целиком мало-мальски нормальный уровень жизни россиянина должен федеральный закон.
Повсеместное соблюдение минимального социального стандарта должно стать основным принципом и главным критерием успешности государства.
жилье муниципальный коммунальный
3. Пути совершенствования жилищной политики муниципального образования
3.1 Решение жилищной проблемы для молодых семей в г. Нижний Новгород
С внедрением рыночных отношений начал функционировать рынок жилья, изменилась структура жилого фонда по формам собственности, однако жилищная проблема осталась по-прежнему актуальной. Суть ее заключается в острой нехватке жилья, соответствующего нормативным и потребительским требованиям, для значительной части населения.
Жилищная проблема имеет несколько важных аспектов:
— дефицит жилья — количественный аспект;
— несоответствие структуры жилищного фонда демографической структуре семей — структурный аспект;
— несоответствие имеющегося жилищного фонда требованиям к потребительским качествам жилья — качественный аспект;
— несоответствие требований к техническому содержанию жилищного фонда — эксплуатационный аспект.
Средняя жилищная обеспеченность в муниципальных образованиях составляет не более 18 кв.м. общей (полезной) площади жилья на одного жителя, многие семьи имеют менее 9 кв.м. на душу населения. О недостаточных темпах решения жилищной проблемы свидетельствует невыполнение государственных и муниципальных программ в сфере обеспечения жильем определенных категорий населения (военнослужащие, вынужденные переселенцы и т. д.). Многие семьи проживают в коммунальных квартирах и общежитиях.
Важным аспектом данной проблемы является несоответствие существующего жилищного фонда функционально-потребительским требованиям, предъявляемым к жилым помещениям: неудобная планировка, недостаточный уровень производства, влагостойкость, звукоизоляция и другие параметры жилых помещений.
Основными причинами обострения жилищной проблемы являются отсутствие реального собственника и эффективного управления жилищным фондом в современных условиях, а также бесхозяйственное отношение к жилью. Таким образом, жилищная проблема является весьма многогранной, требующей значительных усилий по ее решению.
Основные пути решения жилищной проблемы:
— поиск и привлечение централизованных и децентрализованных источников финансирования строительства, капитального ремонта и реконструкции жилья (разработка и реализация государственных и муниципальных жилищных программ и проектов, формирование городских фондов строительства, реконструкции и ремонта жилищного фонда, привлечение средств инвесторов, предприятий и организаций, населения путем сооружения элитного и массового коммерческого жилья, строительство жилых домов на паевых основах, концентрации средств в конкретных фондах и проектах);
— повышение доступности жилья для широких слоев населения (создание благоприятных условий для развития рынка жилья и жилищных услуг по эксплуатации жилищного фонда, оказание реальной помощи населению в приобретении жилья на первичном и вторичном рынках в разных формах, стимулирование развития систем жилищного кредитования, в том числе ипотеки, использование муниципальных жилищных займов);
— совершенствование системы обеспечения жильем социально незащищенных категорий населения (разработка эффективных систем целевой поддержки социально незащищенных групп населения, усиление принципа адресности государственной и муниципальной помощи, предоставление бесплатного или дешевого муниципального жилья и т. д.);
— совершенствование градостроительных, архитектурно-планировочных и экологических подходов к формированию благоприятной жилой среды (развитие качественной малоэтажной и смешанной застройки, переход от типовых проектов к индивидуальным и образцовым, развитие комплексной застройки, включающей благоустройство территории);
— повышение качества эксплуатации жилищного фонда (существенное улучшение содержания и ремонта жилищного фонда, экономия энергетических ресурсов, стимулирование снижения издержек и повышения качества жилищно-коммунальных услуг, развитие систем самоорганизации граждан).
Как показывает современный опыт, наиболее перспективными и массовыми направлениями решения жилищной проблемы являются государственная поддержка молодых семей. Программа реализуется путем предоставления социальных выплат. Правительством Нижегородской области реализуется областная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в Нижегородской области» на период 2011;2017 годов", утвержденная постановлением от 10.11.2010 № 772 (в редакции от 21.09.2011).
Реализация мероприятий по обеспечению жильем молодых семей в городе Нижнем Новгороде демонстрирует ежегодный рост числа молодых семей, желающих получить государственную поддержку в решении жилищной проблемы.
По ряду оценок одна из основных причин сокращения населения заключается в отсутствии перспектив решения жилищной проблемы молодого населения. Молодежь не менее чем другие возрастные группы населения нуждается в жилье, так как именно в этом возрасте создаются семьи. Отсутствие жилья для молодой семьи является частой причиной разводов, ведет к снижению рождаемости.
Подпрограмма предусматривает создание системы поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в целях стимулирования и закрепления положительных тенденций в изменении демографической ситуации в городе Нижнем Новгороде.
В ходе реализации Программы ожидается:
— предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей, которые соответствуют всем требованиям к участникам Программы;
— обеспечение предоставления первичной финансовой поддержки молодым семьям, нуждающимся в жилых помещениях, при приобретении (строительстве) отдельного благоустроенного жилья (в том числе компенсация процентной ставки по кредитам в рамках областной целевой программы «Молодой семье — доступное жилье», утвержденной Законом Нижегородской области от 10 ноября 2010 года № 772 «Об утверждении областной целевой программы „Молодой семье — доступное жилье“ на 2011 — 2017 годы».);
— обеспечение предоставления государственной поддержки молодым семьям, нуждающимся в жилых помещениях, при рождении детей;
— обеспечение возможности строительства объектов социальной и транспортной инфраструктур с привлечением средств вышестоящих бюджетов в целях создания комфортной и благоприятной среды проживания горожан при дальнейшем развитии существующих и новых микрорайонов жилой застройки;
— предоставление социальной поддержки отдельным категориям граждан для решения жилищных проблем;
— обеспечение ежегодного роста объемов ввода в эксплуатацию жилья.
Информация об основных мероприятиях программы приведена в таблице 1:
Таблица 1
Наименование программы | «Обеспечение жильем молодых семей» | |||||
Ответственный исполнитель программы | Департамент строительства администрации города Нижнего Новгорода (далее ДС) | |||||
Соисполнители программы | Управление по учету и распределению жилья администрации города Нижнего Новгорода (далее — УУРЖ) Администрации районов города Нижнего Новгорода | |||||
Задачи программы | Обеспечение первичной финансовой поддержки молодых семей, нуждающихся в жилых помещениях, при приобретении (строительстве) отдельного благоустроенного жилья (в том числе компенсация процентной ставки по кредитам, выданным до 31 декабря 2006 года) Государственная поддержка молодых семей, нуждающихся в жилых помещениях, при рождении (усыновлении) детей | |||||
Этапы и сроки реализации программы | Программа реализуется на период до 2017 года Программа реализуется в 1 этап | |||||
Объем бюджетных ассигнований программы за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода | ГРБС | 2015 год | 2016 год | 2017 год | Всего | |
Всего, в том числе | 5 151 600,0 | 5 051 600,0 | 4 911 600,0 | 15 114 800,0 | ||
ДС | 5 151 600,0 | 5 051 600,0 | 4 911 600,0 | 15 114 800,0 | ||
Индикаторы достижения цели | Доля молодых семей, улучшивших жилищные условия (от общего количества граждан данной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий), на 01.01.2018 — 4,7%; площадь приобретенных жилых помещений молодыми семьями за 2015 — 2017 годы — 2,4 тыс. кв. м | |||||
Заключение
В настоящее время проблемы, связанные с жильем относятся к самым сложным и болезненным проблемам. Для решения этих проблем необходимо иметь четко сформулированную жилищную политику и механизмы ее реализации, позволяющие обеспечить осуществление целого ряда мероприятий в различных отраслях народного хозяйства области. Жилищная сфера очень многогранна и соприкасается практически со всеми сферами человеческой деятельности, поэтому для выработки и реализации необходимо привлечение специалистов из различных сфер государственного и муниципального управления. Жилье является одной из базовых ценностей, обеспечивающих гражданам ощущение экономической стабильности и безопасности, стимулирующих к эффективному и производительному труду и в значительной степени формирующих отношение граждан к государству, поскольку именно государство является гарантом реализации конституционного права граждан на жилище.
В ходе проведенного исследования данной курсовой работы можно подвести следующие выводы.
Главной задачей жилищной политики является повышение уровня обеспеченности граждан собственным жильем на основе формирования рынка доступного жилья. Решение этой задачи требует взаимоувязанного решения вопросов увеличения платежеспособного спроса населения и возможностей его удовлетворения на рынке существующего жилья и при увеличении жилищного строительства. Одним из основных механизмов приобретения жилья гражданами является ипотека, при которой занимаемое семьей помещение вносится в качестве залога при приобретении нового или улучшенного жилья.
Муниципальная жилищная политика представляет собой совокупность систематически принимаемых решений и мероприятий по реализации государственной жилищной политики с целью удовлетворения потребностей населения в жилье. Ее реализация является одной из главных задач муниципальных органов власти. В каждом муниципальном образовании должны быть установлены нормативы жилищной обеспеченности, учитывающие местные условия.
Жилищная проблема имеет несколько важных аспектов: количественный аспект — дефицит жилья; структурный аспект — несоответствие структуры жилищного фонда демографической структуре семей; качественный аспект — несоответствие имеющегося жилищного фонда требованиям к потребительским качествам жилья; эксплуатационный аспект — несоответствие требований к техническому содержанию жилищного фонда.
Основными направлениями решения жилищной проблемы являются: поиск и привлечение централизованных и децентрализованных источников финансирования строительства, капитального ремонта и реконструкции жилья; повышение доступности жилья для широких слоев населения; совершенствование системы обеспечения жильем социально незащищенных категорий населения; совершенствование градостроительных, архитектурно-планировочных и экологических подходов к формированию благоприятной жилой среды; повышение качества эксплуатации жилищного фонда.
На основании представленных стратегических направлений в городе на ближайшие годы также предполагается развитие жилищной политики, путем жилищного строительства, ликвидации ветхого и аварийного жилья, удовлетворения жилищных потребностей населения города.
Кроме того, рассмотрев основные этапы реформы ЖКХ и ее намеченные направления реализации, отмечу, что этот процесс носит длительный, комплексный, крупномасштабный характер и затрагивает все сферы жизни государства и общества: экономическую, правовую, социально-политическую, экологическую, демографическую и другие.
1. Конституция Российской Федерации /Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Российская газета, 1993, № 237, ст. 1.
2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 2005, № 1, ст. 14.
3. Закон РФ от 04.07.1991 г. № 1541−1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"// Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1991, N 28, ст. 959.
4. Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» // Российская газета, 2007, N 162, ст. 33.
5. Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» // Собрание законодательства РФ, 2010, N 31, ст. 4159.
6. Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» // Собрание законодательства РФ, 2003, N 13, ст. 1177.
7. Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 1999, N 14, ст. 1667.
8. Указ Президента РФ от 28.04.1997 г. № 425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации"/ / Российская газета, 1997, N 88, ст. 3019.
9. Постановление Правительства РФ от 17.09.2001 г. № 675 «О федеральной целевой программе „Жилище“ на 2002;2010 годы» // Российская газета, 2001, N 187, ст. 20.
10. Постановление Правительства РФ от 31.12.2005 г. № 865 N 865″ О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002;2010 годы" // Собрание законодательства РФ, 2006, N 6, ст. 694.
11. Закон Нижегородской области от 10.10.2006 N 75/2006;ОЗ «О предоставлении жилых помещений в Нижегородской области» // Сборник законов и нормативных правовых актов Нижегородской области, 2006, N 47, ст. 17.
12. Постановление Правительства Нижегородской области от 18.03.2010 N 101-П «О министерстве жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области» // Сборник законов и нормативных правовых актов Гижегородской области, 2010, N 13, ст. 27.
13. Постановление Правительства астраханской области от 18.03.2010 № 101-П44 «Положение о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области» 2010, № 9, ст. 67.
14. Воронин А. Г. Муниципальное хозяйствование и управление. — М.: Финансы и статистика, 2010, с. 54−56.
15. Дронов А. А. О состоянии ЖКХ России и перспективах его реформирования // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ, 2001, № 6, с. 7.
16. Генеральный план развития города Астрахани до 2025 года. — Санкт-Петербург: Дело, 2011, с. 17−20.
17. Гришина Е. Ю. Административно-правовое регулирование в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Проблемы и пути их решения. — М.: Проспект, 2009, с. 17−20.
18. Российский статистический ежегодник — 2011: Стат.сб. // Росстат. — Р76 М., 2010.
19. Ряховская А. Н. Проблемы антикризисного управления ЖКХ в муниципальных образованиях. — Астрахань: Волга, 2010, с. 38−43.
20. Социальная политика: Учебник/Ю.П. Алексеев, А. И. Берестова, В. Н. Бобков и др.; Под общей ред. Н. А. Волмна. — 2-е изд. — М.: Экзамен, 2004.
21. Смирнов Е. Б. Воспроизводство жилищного фонда крупного города в условиях формирования экономических отношений рыночного типа.
22. Чернышев Л. Н. Жилищно-коммунальная реформа в России. Финансово-экономические особенности: Нормативные документы. — М.: МЦФЭР, 1997.
23. Чернышев Л. Н. Экономика городского хозяйства. — М.: Изд-во «Люберецкая газета», 1999.
24. Шапиро М. Д. Демонополизация управления и обслуживания жилищного фонда. — М.: Риза-М, 1997 — 204с.
25. Проект административного регламента министерства ЖКХ и ТЭК Нижегородской области.