Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие менеджмента качества на промышленном предприятии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предложена методология формирования системы менеджмента качества нововведений, основанная на принципах TQM применительно к этапам жизненного цикла процесса совершенствования продукции: фундаментальные исследованияприкладное теоретическое исследованиеэкспериментальное исследование и проверкиэкспериментальные моделиопределение технических характеристик изделия (образца) — проектирование… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Стр
  • Глава 1. Теория и методология обеспечения качества в сфере совершенствования
    • 1. 1. Качество нововведений как фактор 10 конкурентоспособности
    • 1. 2. Система менеджмента качества в сфере 35 совершенствования и нововведений
    • 1. 3. Методология построения системы менеджмента качества 54 нововведений на промышленном предприятии
  • Глава 2. Анализ состояния менеджмента качества машиностроительных предприятий в области нововведений
    • 2. 1. Анализ соотношения уровня зрелости менеджмента 78 качества и инновационной активности на промышленных предприятиях
    • 2. 2. Систематизированный подход к оценке качества проектов
  • Глава 3. Механизм и инструментарий формирования системы менеджмента качества нововведений
    • 3. 1. Формирование процессов системы менеджмента качества 119 в сфере совершенствования
    • 3. 2. Организационно-экономические условия управления 137 качеством в сфере совершенствования

Развитие менеджмента качества на промышленном предприятии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время экономика России находится на этапе перехода от экономического подъема, вызванного процессами импортозамещения и благоприятной внешней конъюнктуры, к периоду устойчивого экономического роста, ориентируясь на собственные возможности. В этих условиях использование нововведений и научно-технических достижений приобрело стратегически важное значение, породившее качественно иные проблемы управления исследованиями и разработками в промышленности и проведения государственной научно-технической политики в области НИОКР. Действительность заставляет руководителей иначе, чем прежде, интегрировать управление нововведениями в систему менеджмента качества, более тесно увязывать его с общим механизмом принятия решений.

Непременной предпосылкой решения многочисленных проблем в этой области является более глубокое осознание взаимосвязи между специфическими естественнонаучными и техническими проблемами, с одной стороны, и преимущественно экономическими и социальными проблемами управления предприятием — с другой.

В связи с обострением экономических и социальных противоречий, обусловленным методами использования научно-технических достижений, возросла значимость проблемы лучшего приспособления потенциала промышленных НИОКР к запросам потребителей и интересам других заинтересованных сторон. Конкурентоспособность организации в настоящее время зависит, прежде всего, от ориентации всей ее деятельности на потребителя. И нововведения, обеспечивающие конкурентные преимущества, также должны быть нацелены на удовлетворение потребителя, и качество этих нововведений становится ключевым фактором успеха.

Вместе с тем, многообразие процессов в сфере совершенствования, их сложность и разнообразие условий осуществления чрезвычайно затрудняют любую попытку типизации и стандартизации процессов управления ими или их регламентации, без чего немыслимо управление качеством.

В целом, актуальность настоящего исследования определяется потребностями разработки теории и совершенствования практики управления качеством нововведений.

Степень разработанности проблемы. Процессы в сфере совершенствования относятся к числу достаточно изученных вопросов развития экономики России. Наибольший вклад в становление и развитие теории инновационной деятельности внесли отечественные и зарубежные исследователи: П. Друкер, П. Н. Завлин, Н. В. Казакова, Г. Д. Ковалев, Н. Д. Кондратьев, О. П. Молчанова, Б. Санто, Е. С. Стоянова, Б. Твисс, В. Ю. Тюрина, P.A. Фатхутдинов, X. Фримен, В. А. Швандар, Й. Шумпетер и многие другие. Однако, несмотря на значительный интерес ученых как в нашей стране, так и за рубежом, до настоящего времени не выработан единый подход к проблемам системного управления качеством нововведений.

В настоящей работе сделана попытка использования идей и разработок таких ведущих специалистов в области управления качеством, как A.B. Гличев, В. В. Окрепилов, В. М. Ларин, В. Е. Швец, P.A. Фатхутдинов, А. Фейгенбаум, Н. С. Яшин, Дж. Ситтинг, К. Исикава, Ф. Кросби, Дж. Харрингтон, Дж. Джуран, Э. Деминг, X. Кумэ и др. на область деятельности в сфере совершенствования, осуществляемой промышленными предприятиями в современных конкурентных условиях хозяйствования.

Вышесказанное предопределяет важность и своевременность диссертационной работы, а также позволяет очертить проблемное поле исследования.

Цель и задачи диссертационного исследования.

Целью работы является разработка наиболее значимых для предприятий промышленности России организационно-методических основ формирования системы менеджмента качества нововведений, направленной на развитие и повышение эффективности отечественного производства.

В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи: определена сущность и содержание качества нововведений как фактора конкурентоспособности предприятия в современных условиях развития экономикирассмотрены основные подходы к определению системы менеджмента качества предприятия в сфере совершенствованияобоснована методология построения системы менеджмента качества нововведений на промышленном предприятиипроведена оценка соотношения уровня зрелости менеджмента качества и инновационной активности на промышленных предприятияхпредложен систематизированный подход к оценке качества проектовпредложена методика формирования системы менеджмента качества нововведенийопределены организационно-экономические условия управления качеством нововведений на предприятии.

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в системе менеджмента качества нововведений.

Объектом диссертационного исследования выступают предприятия машиностроения, осуществляющие деятельность в сфере совершенствования своей продукции и управления.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретико-методологической основой исследования служат диалектический метод исследования, теория экономического анализа, труды отечественных и зарубежных исследователей по инновационному менеджменту и управлению качеством, а также опубликованные автором материалы и рекомендации.

В процессе работы применялся значительный спектр приемов экономического анализа. В качестве инструментов исследования использованы методы экспертных оценок, элементы статистического анализа, моделирование.

В качестве информационной базы исследования использовались нормативные документы, международные и отечественные стандарты, результаты хозяйственной деятельности предприятий машиностроения, а также публикации периодической печати по проблемам, относящимся к теме диссертации.

Научная новизна диссертационного исследования определяется разработкой теоретических положений и соответствующих практических рекомендаций по совершенствованию менеджмента качества нововведений на предприятиях машиностроения и заключаются в том, что:

1. предложено определение качества нововведений, как степени соответствия их характеристик прогнозируемым требованиям участников конкурентного рынка. Введено понятие «Система менеджмента качества нововведений», как часть менеджмента качества, направленная на увеличение способности выполнить прогнозируемые требования к качеству всех участников конкурентного рынка;

2. предложено рассматривать менеджмент качества нововведений как комплекс действий, методов и средств эффективной обработки и трансформации информации о прогнозе требований в комплекс технических параметров для обеспечения эффективного комбинирования организационной структуры, методик, процессов и ресурсов в целях обеспечения удовлетворенности всех заинтересованных сторон;

3. предложена методология формирования системы менеджмента качества нововведений, основанная на принципах TQM применительно к этапам жизненного цикла процесса совершенствования продукции: фундаментальные исследованияприкладное теоретическое исследованиеэкспериментальное исследование и проверкиэкспериментальные моделиопределение технических характеристик изделия (образца) — проектирование изделияконструирование и технологическое обеспечение изделияизготовление, испытание и доводка изделияпроверка в производствеподготовка производствазапуск производствауправление основным производствомпоставка продукции и ввод в эксплуатациюиспользование у потребителя и модернизация;

4. предложен алгоритм системного проектирования в сфере совершенствования из четырех этапов: постановки задачи прогноза и создания нового решения, поискового проектирования, концептуального проектирования и инженерного конструирования с учетом принципов TQMориентации на потребителя, системного и процессного подходов;

5. на основе проведенного сравнительного анализа относительной степени зрелости СМК на машиностроительных предприятиях и их инновационной активности сделан вывод, что показатели, характеризующие деятельность предприятия в СМК и в сфере совершенствования находятся в прямой корреляционной зависимости, а система менеджмента качества нововведений является функциональной подсистемой всей системы менеджмента качества предприятия. Предложенный подход к оценке качества инновационных проектов (достижение научного, научно-технического, экономического и социального эффектов) отвечает интересам всех заинтересованных сторон, то есть может быть оценен как качественный;

6. предложены в процессе обеспечения качества нововведений выделять следующие этапы: FMEA-анализ (составление перечня свойств и характеристик нововведения, оценка возможных дефектов, реакций и их последствий, определение возможных причин и предотвращающих мер, оценка степени риска) — проверка документации на соответствие нормам ЕСКД и т. д.- конструктивно-технологическая отработка проектаопределение необходимости в освоении новых материалов, новых технологических процессов и дополнительной потребности в универсальном и специальном оборудованииуточнение и актуализация программы осуществления нововведения. Определены организационно-экономические условия управления качеством нововведений на предприятии. В частности, предложено использовать адаптивность организации работ, учета положения предприятия на отечественном рынке и факторов национальной, профессиональной и корпоративной культуры.

Достоверность научных результатов подтверждается применением в ходе диссертационного исследования научных методов, использованием фактических исходных данных, экспериментальной проверкой разработанных теоретических положений и методических рекомендаций на конференциях различного уровня, публикациями и реализацией полученных результатов исследования на практике повышения эффективности качества нововведений на предприятиях машиностроения.

Практическая значимость работы. Предложенные в диссертации методические и организационные аспекты формирования системы менеджмента качества нововведений позволяют наиболее эффективно использовать ресурсы предприятия и нацеливать стратегию развития на удовлетворение всех заинтересованных сторон.

Апробация и реализация результатов исследования. Основные положения диссертации докладывались автором на научных семинарах, международных, всероссийских и вузовских конференциях, проводившихся в городах Саратов, Пенза, Саранск, Челябинск, Тамбов в 2006 — 2008 гг.

Разработанные методические положения и рекомендации по совершенствованию деятельности предприятия в сфере совершенствования нашли практическое применение, что подтверждено соответствующими справками о внедрении.

Отдельные положения диссертационной работы были внедрены в учебный процесс и используются при подготовке специалистов по курсам «Инновационный менеджмент», «Стратегический менеджмент», «управление качеством» .

Публикации. По результатам диссертационной работы опубликовано 9 статей общим объемом 4,9 п.л.- две статьи опубликованы в рекомендуемом ВАК научном издании.

Состав и структура работы. Диссертация объемом 175 страниц основного текста, состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 191 наименование. Работа содержит 20 таблиц, 23 рисунка, 3 приложения.

Заключение

.

Развитие системы менеджмента качества в сфере совершенствования является проблемой, решение которой способствует повышению конкурентоспособности и эффективности деятельности предприятия. Исследование, проведенное с целью решения данной проблемы, позволило сделать определенные выводы по ее сущности. К ним относятся следующие значимые положения.

1. Определена сущность и содержание качества нововведений как фактора конкурентоспособности предприятия в современных условиях развития экономики. Предложено определение качества нововведения, как степени соответствия его характеристик прогнозируемым требованиям участников конкурентного рынка. Введено понятие «Система менеджмента качества нововведений», как часть менеджмента качества, направленная на увеличение способности выполнить прогнозируемые требования к качеству всех участников конкурентного рынка.

2. Рассмотрены основные подходы к определению системы менеджмента качества предприятия в сфере совершенствования. Предложено рассматривать менеджмент качества нововведений как комплекс действий, методов и средств эффективной обработки и трансформации информации о прогнозе требований на язык технических параметров для обеспечения эффективного комбинирования организационной структуры, методик, процессов и ресурсов в целях обеспечения удовлетворенности всех заинтересованных сторон.

3. Обоснована методология построения системы менеджмента качества нововведений на промышленном предприятии. Предложена методика построения системы менеджмента качества нововведений, основанная на принципах TQM применительно к этапам жизненного цикла процесса совершенствования: фундаментальные исследованияприкладное теоретическое исследованиеэкспериментальное исследование и проверкиэкспериментальные моделиопределение технических характеристик.

158 изделия (образца) — проектирование изделияконструирование и технологическое обеспечение изделияизготовление, испытание и доводка изделияпроверка в производствеподготовка производствазапуск производствауправление основным производствомпоставка продукции и ввод в эксплуатациюиспользование у потребителя и модернизация.

4. Проведена оценка соотношения уровня зрелости менеджмента качества и инновационной активности на промышленных предприятиях. На основе проведенного сравнительного анализа относительной степени зрелости СМК на машиностроительных предприятиях и их инновационной активности сделан вывод, что показатели, характеризующие деятельность предприятия в СМК и в сфере совершенствования находятся в прямой корреляционной зависимости, а система менеджмента качества нововведений является функциональной подсистемой всей системы менеджмента качества предприятия.

5. Предложен систематизированный подход к оценке качества проектов. Описана схема системного проектирования процесса совершенствования, которая состоит из четырех этапов: постановки задачи прогноза и создания нового решения, поискового проектирования, концептуального проектирования и инженерного конструирования с учетом принципов TQM — ориентации на потребителя, системного и процессного подходов.

6. предложен механизм формирования системы менеджмента качества нововведений. Предложено процесс обеспечения качества нововведений разбить на следующие этапы: FMEA-анализ (составление перечня свойств и характеристик нововведения, оценка возможных дефектов, реакций и их последствий, определение возможных причин и предотвращающих мер, оценка степени риска) — проверка документации на соответствие нормам ЕСКД и т. д.- конструктивно-технологическая отработка проектаопределение необходимости в освоении новых материалов, новых технологических процессов, дополнительной потребности в универсальном и.

159 специальном оборудованииуточнение программы осуществления инновации.

7. Определены организационно-экономические условия управления качеством нововведений на предприятии. В частности предложен механизм организации финансирования качества деятельности в сфере совершенствования за счет инвестиционного консорциума, сформированного на основе взаимодействия банковского пула, венчурного фонда и бюджета развития. Отличительной особенностью здесь является консорциальный или синдицированный через банковский пул кредит заинтересованных сторон, что определяет качество нововведения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ГОСТ Р ИСО 9001−2001 Системы менеджмента качества. Требования. М.: ИПК Издательство стандартов, 2001
  2. ГОСТ Р ИСО 19 011−2003 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента. ИПК Издательство стандартов, 2004.
  3. Международный стандарт ИСО 9000. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. 2-е изд. 2000−12−15. ISO 2000.
  4. Международный стандарт ИСО 9001. Системы менеджмента качества. Требования. 3-е изд. 2000−12−15. ISO 2000.
  5. Международный стандарт ИСО 9004. Системы менеджмента качества. Руководство по улучшению деятельности. 2-е изд. ISO 2000.
  6. Международный стандарт ИСО 8402:1994 (E/F/R). Управление качеством и обеспечение качества Словарь. ИСО, 1994.
  7. Европейский стандарт EN 45 001: Общие требования к деятельности испытательных лабораторий. Москва, ВНИИС, 1993.
  8. Европейский стандарт EN 450 011: Общие требования к органам по сертификации, проводящим сертификацию продукции. Москва, ВНИИС, 1993.
  9. ЕОК 6−89. Словарь терминов, используемых в области общего руководства качеством, Русская версия, 6-е изд. Европейская организация по качеству. 1989.
  10. Международный стандарт ИСО МЭК РУК.2−86. Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видов деятельности. (Руководство).
  11. Международный стандарт МЭК 50 (191)-90. Надежность и качество услуг. Термины и определения.
  12. Европейский стандарт ЕК 450 014: Общие требования к декларации поставщика о соответствии. Москва, ВНИИС, 1993.
  13. Международный стандарт ИСО 2382/14−78. Обработка информации: Словарь. 4.1: Надежность, техобслуживание и пригодность.
  14. Международный стандарт МЭК 271А-78. Первое дополнение.
  15. Международный стандарт МЭК 271−74. Надежность. Основные термины и математические формулы.
  16. ГОСТ 27.002−89. Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения.
  17. ГОСТ 15 467–79. Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения.
  18. ГОСТ РВ 15.002−2003. Система разработки и постановки продукции на производство. Военная техника. Системы менеджмента качества. Общие требования. М., ИПК Издательство стандартов, 2004.
  19. Международный стандарт ИСО 9000−1:1994. Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества Часть 1: Руководящие указания по выбору и применению.
  20. Международный стандарт ИСО 9004−4:1994. Общее руководство качеством и элементы системы качества Часть 4: Руководящие указания по улучшению качества.
  21. Международный стандарт ИСО 9004−5:1994. Общее руководство качеством и элементы системы качества Часть 5: Руководящие указания по программе качества.
  22. Международный стандарт ИСО 9001:1994. Система качества -Модель для обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании.
  23. ИСО/ТУ 16 949:2002. Системы менеджмента качества. Особые требования по применению стандарта ИСО 9001:2000 в автомобилестроении и организациях, поставляющих соответствующие запасные части. Пер. с англ., 2003 г. -Н.Новгород: СМЦ «Приоритет», 2003. -46 с.
  24. ГОСТ Р 51 814.3−2001 Системы качества в автомобилестроении. Методы статистического управления процессами. М, Издательство стандартов, 2001. -33с.
  25. ГОСТ Р 51 814.1−2004 (ИСО/ТУ 16 949−2002) Системы качества в автомобилестроении. Системы качества для предприятий поставщиков автомобильной промышленности. Общие требования. — М.: ИПК Издательство стандартов, 2004.
  26. ГОСТ Р 51 814.2−2004 Системы качества в автомобилестроении. Метод анализа видов и последствий потенциальных дефектов. М.: ИПК Издательство стандартов, 2001.
  27. ГОСТ Р ИСО 11 462−1-2007 Статистические методы. Руководство по внедрению статистического управления процессами. Часть 1. Элементы. -М.: ИПК Издательство стандартов, 2007.
  28. ТК РБ 4.2-Р-05−2001. Методика и порядок работ по определению, классификации и идентификации процессов и построению карт процессов. Методические рекомендации. НТК по стандартизации «Управление качеством» Госстандарта РБ. 2001.
  29. Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 25, ст. 2942- 1999, № 42, ст. 5037- 2001, № 20, ст. 20−23.
  30. Система ГОЕР0/ЕМТоо1 1.1. Руководство пользователя. ЗАО Ориентсофт. Минск, РБ, 1997.
  31. ГОСТ Р 50 779−42−99 Статистические методы. Контрольные карты Шухарта. М.: ИПК Издательство стандартов, 1999.
  32. ГОСТ Р 50.1.028−2001. Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Методология функционального моделирования. М.: ИПК- Изд-о стандартов, 2001. — 50 с.
  33. В.М. Ситниченко, Е. А. Стоякин Интегрированная система менеджмента основа устойчивого развития предприятия. // Методы менеджмента качества, № 8, 2004.
  34. ГОСТ Р ИСО 14 001−2004 Системы управления окружающей средой. Требования. М.: ИПК Издательство стандартов, 2004.
  35. ГОСТ Р 12.0.006−2002. Система стандартов безопасности труда. Общие требования к управлению охраной труда в организации. М.: ИПК Издательство стандартов, 2002.
  36. Анализ измерительных систем. MSA. Пер. с англ. Н. Новгород: АО НИЦ КД, СМЦ «Приоритет», 2002, изд. 2-е, исправленное. 138с.
  37. М.И., Швец В. Е. «К вопросу определения эффективности территориальных систем управления качеством продукции» // Стандарты и качество, № 3 2004.
  38. К.А. Ценовые методы стимулирования новых технологий.Юкономика и математические методы. 1995. — т. 31. — вып. 4.
  39. А.Н. Алешин, Е. А. Воронцова, П. И. Пашков, A.B. Полев, А. И. Тарасов Управление проектами на малом предприятии. Методические рекомендации М.:МЦС, 2007
  40. Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов / О. П. Глудкин, и др.- под ред. О. П. Глудкина. М.: Горячая линия- Телеком, 2001. -600 е.: ил.
  41. Дж.П., Джонс Д. Т. Бережливое производство: Как избавится от потерь и добиться процветания вашей компании. Пер. с англ. -2-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 472 с.
  42. Е.В. Методика оценки результативности качества научно-исследовательских работ. / Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета, 2008, № 18(4).
  43. Е.В. Совершенствование оценки результативности качества научно-исследовательских работ. Современный Российскийменеджмент: состояние проблемы, развитие. Материалы 9 международной научно-практической конференции. Пенза, 2008.
  44. Е.В. предложения по уточнению нормативной базы в системе менеджмента качества предприятия. /Экономика и бизнес. Взгляд молодых. Материалы Всероссийской научно-практической конференции аспирантов и студентов 30 октября 2008 г. Челябинск, 2008 г.
  45. Е.В. Мотивация в системе повышения квалификации управленческих работников / Экономика качества: теория методология практика. Сборник научных статей научного семинара. / Тамбов, ТГТУ, 2008.
  46. Е.В. Актуальные вопросы документирования инновационной деятельности в системе менеджмента качества: Материалы 5 Всероссийской научно-практической конференции. Камышин 4−6 декабря 2008 г. изд-во ВолГТУ, Волгоград, 2008.
  47. Е.В. Совершенствование нормативной базы, установленной ГОСТ Р ИСО 9001−2001./Сборник научных статей 3 Международной научно-практической конференции / Тамбов, ТГТУ, 2009.
  48. В.В., Елиферов В. Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес процессов. 3-е изд., испр. — М.: РИА «Стандарты и качество», 2005. — 408 с.
  49. Ф.И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ: Учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1989. — 367 с.
  50. Ю.П. Теория систем и системный анализ: Учебное пособие. К.: МАУТТ, 2003. — 368 с.
  51. Н.Е., Майминас Е. З., Смирнов А. Д. Экономическая кибернетика: Учебник для студентов вузов и факультетов, обучающихся по специальности «Экономическая кибернетика». М.: Экономика, 1982. — 408 с.
  52. В.В. «Сквозные» процессы в системе управления: миф или реальность? // Методы менеджмента качества, № 6, 2003.
  53. М.Г., Шишков Г. М. Менеджмент качества как он есть. -М.: Эксмо, 2007.-544 с.
  54. Дж. Системное мышление: Как управлять хаосом и сложными процессами: Платформа для моделирования архитектуры бизнеса. Пер. с англ. Минск: Гревцов Паблишер, 2007. — 480 с.
  55. И.И. Что будет со стандартами ИСО серии 9000 в 2008 году?// Стандарты и качество, № 3, 2006.
  56. В.Е., Вакулич Е. А., Дмитриев, А .Я., Литвинов A.B., Файн K.M., Шабанова Е. А. Система менеджмента качества на основе ИСО/ТУ 16 949−2002. Самара: ГП «Перспектива», 2002. — 288 с.
  57. A.M. Метод анализа видов и последствий отказов //Методы менеджмента качества, № 11, 2004.
  58. А. В. Основы управления качеством продукции. М.: Изд-во стандартов, 1988.-234с.
  59. Давид Марка, Клемент Марк Гоуэн. Методология структурного анализа и проектирования: пер. а снгл. -М., 1993.
  60. С., Ваймерскирх A. TQM. Всеобщее управление качеством. СПб.: Изд-во «Виктория-плюс», 2002. — С. 253.
  61. К. Японские методы управления качеством. М.: Экономика, 1998. -216 с.
  62. А.Г., Серенков П. С. Использование IDEF0 для описания и классификации процессов в рамках системы качества МС ИСО серии 9000 версии 2000 года. Минск, 2001.
  63. В.А. Всеобщее управление качеством в российских компаниях. М.: Новости, 2000. — 430 с.
  64. О.П., Горбунов Н. М., Гуров А. И., Зорин Ю. В. Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов. М.: Радио и связь, 1999. — 600 с.
  65. С. В. и др. Управление качеством продукции. Введение в системы менеджмента качества. М.: РИА «Стандарты и качество», 2005. -206 с.
  66. Дж. Управление качеством в американских корпорациях. М.: Экономика, 1990. — 272 с.
  67. В. А., Рекшинский А. Н. Диалог консультанта с руководителем компании: Н. Новгород: СМЦ «Приоритет», 2000. — 84 с.
  68. Менеджмент систем качества: Учеб. пособие / М. Г. Круглов и др. М.: ИП К- Изд-во стандартов, 1997.
  69. В.В. Управление качеством. СПб.: Ун-т экономики и финансов, 1998. — 690 с.
  70. Руководство по экономике качества. М.: НТК «ТРЕК», 2001. -26 с. — 4.1: Модель затрат процесса.
  71. Статистические методы повышения качества: пер. с англ.- под ред. X. Кумэ. М.: Финансы и статистика, 1990. — 270 с.
  72. И. А. Обеспечение качеством: Учеб. пособие. -Новосибирск: НГТУ, 2002. 62 с.
  73. В.Н. Системы качества. СПб.: Бизнес, 2000.
  74. В. В., Епифанов В. Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. М.: РИА «Стандарты и качество», 2004. -405 с.
  75. В. А., Филончева В. В. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000−2000. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 127 е.: ил. -(Серия «Теория и практика менеджмента»).
  76. Н. И., Олексюк В. Н, Кривенков А. В., Пуровская Е. Э. Управление качеством продукции: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. — М.: «ООО Новое знание», 2002. — 361 с.
  77. Т. Самооценка в организациях. М.: РИА «Стандарты и качество», 2002. — 328 с.
  78. В.Б. и др. Информационные методы в управлении качеством. М.: РИА «Стандарты и качество», 2001. — 200 с.
  79. В. Е., Куприянов Т. М. Упорядочение путь к созданию качественного рабочего места. — М.: РИА «Стандарты и качество», 2004.-230 с.
  80. Ю. Д. Научно-техническая подготовка производства. М.: Экономика, 1989.
  81. Ю. Д. Основы конструирования: творчество, стандартизация, экономика. М.: Изд-во стандартов, 1991.
  82. Г. И., Витчинка В. В., Остапенко С. Н. Особенности построения методического обеспечения управления развитием сложных систем специального назначения в современных условиях // Экономика и математические методы, 1999, 35, № 2.
  83. И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.
  84. И. А., Багиев Е. Г. Бенчмаркетинг и маркетинговые решения. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1997.
  85. Л. А., Соколов Д. В., Франева Л. К. Модели и методы рационализации и проектирования организационных структур управления. Л.: ЛФЭИ, 1991.
  86. Г. Л. Методы получения и обработки маркетинговой информации. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
  87. В. Н., Денисов А. А. Основы теории систем и системного анализа. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1999.
  88. Ю. Б. О свертывании векторных критериев эффективности в единый критерий при наличии неопределенности в параметрах свертывания. В сб. «Кибернетика на службу коммунизма», 1971, т.6.
  89. Р. Н. Менеджмент. М.: «Банки и биржи». Изд-во ЮНИТИ, 1995.
  90. Е. П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология. М.: Финпресс, 1998.
  91. Г. Я. Оценка ожидаемой эффективности инвестиционных проектов в сфере НИОКР // Труды АГУ, 1989, вып. 5.
  92. Г. Я. Адаптивное управление инвестициями в сфере НИОКР // Труды АГУ, 1991, вып. 6.
  93. Г. Я. Проблематика использования математических моделей в управлении экономико-производственными системами //Сб. трудов «Системный анализ в экономике». Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000, с. 68−78.
  94. А. А. Экономический рост и глобализация технологического развития // Менеджмент в России и за рубежом, 1999, № 1.
  95. А. А. Передача технологий из государственного сектора в промышленность как инструмент государственной инновационной политики // Проблемы теории и практики менеджмента, 1999, № 5.
  96. Т. П. Управление маркетингом (методологический аспект). М.: Инфра-М, 1997.
  97. Л. Инновационная деятельность: состояние, необходимость государственной поддержки, налоговое стимулирование. // Менеджмент в России и за рубежом, 1998, № 3.
  98. Ю. А., Травкин С. И., Якимец В. Н. Многокритериальные модели формирования и выбора вариантов систем. М.: Наука, 1986.
  99. JI. А. Основы нового подхода к анализу сложных систем и процессов принятия решений. В кн. Математика сегодня. М.: Знание, 1974.
  100. Е. 3. Новое системное проектирование: информационные технологии и бизнес-реинжиниринг. Ч. 2. Бизнес-реинжиниринг. // СУБД, 1996, № 1.
  101. Е. 3. Новое системное проектирование: информационные технологии и бизнес-реинжиниринг. Ч. 3. Методы нового системного проектирования. // СУБД, 1996, № 2.
  102. Комплект форм стратегического планирования. // Международный электронный журнал, www.rayter.com, 1998, № 3.
  103. М. Ш. Комбинаторика проектирования систем. // Автоматизация проектирования, 1997, № 4.
  104. С. Технологически эффективное предприятие. // В сб. «Как добиться успеха». М.: Политиздат, 1991.
  105. М., Мако Д., Такахара И. Теория иерархических многоуровневых систем. М.: Мир, 1973.
  106. Е. А. Стратегический менеджмент и стратегический маркетинг: проблемы взаимосвязи и взаимопроникновения. // Менеджмент в России и за рубежом, 1998, № 2.
  107. И. Б. Многоэкстремальные задачи в проектировании. М.: Наука, 1967.
  108. В. В. Статистические методы в гидролокации. Л.: Судостроение, 1983.
  109. А. Ф. Системное проектирование технических средств. // Автоматизация проектирования, 1998, № 1.
  110. С. В. Стратегическое планирование. Достаточно ли семи нот, чтобы сочинять музыку? // Computer -world Россия, 1999, № 12.
  111. С. В. Стратегическое планирование. Как строить крупный бизнес. // Computer -world Россия, 1999, № 13.
  112. С., Акопов П., Мельникова Г. Научно-техническое прогнозирование и программно-целевое планирование в машиностроении. М.: Машиностроение, 1987.
  113. В. И., Забродский В. А., Копейченко Ю. В. Адаптивные системы управления машиностроительным производством. М.: Машино-строение, 1989.
  114. . Управление научно-техническими нововведениями. М.: Экономика, 1989.
  115. В. А. Теорема Геделя о неполноте. М.: Наука, 1982.
  116. . С. Основы системологии. М.: Радио и связь, 1982.
  117. JI. В. Динамическое моделирование в стратегическом анализе и планировании. // Менеджмент в России и за рубежом, 1998, № 3.
  118. Чжан Луган. Анализ практики стратегического менеджмента фирм КНР. Магистерская диссертация. Научный рук. Г. Я. Гольдштейн. Таганрог: ТРТУ, 1999.
  119. Дж. Р., Берман Б. Маркетинг. М.: Экономика, 1993.
  120. В. И. Надежность технических систем: экономическая оценка. М.: Экономика, 1989.
  121. А. Проблемы становления инновационного предпринимательства. // Маркетинг, 1998, № 2.
  122. Ю. Финансирование инновационных проектов и его законодательное обеспечение. // Инновации, 1997, № 2−3.
  123. Aguilar Т. J. Scanning the business environment. N. Y.: Macmillan, 1967.
  124. Archibugi D., Miche I. Technological globalization or national systems of innovations. // Future, 1997, v. 25, № 2.
  125. Board I. F., Balachandra R., Kaufman P. E. An interactive approach to R&D project selection and termination. // IEEE Transactions of Engineering Management, 1988, v.35, pp. 139−146.
  126. Clemons E. C. Using scenario analysis to manage the strategic risks of reengineering. // Sloan Management Review, 1995, v.36, № 4.
  127. Coffin M. A., Taylor B. W. R&D project selection and scheduling with a filtered beam search approach. // HE Transactions, 1996, v. 28, № 2.
  128. Coutwell J., Fai F. Firms as the source of innovation and growth: the evolution of technological competence. // J. of Evolutionary Economics, 1999, № 9.
  129. Cusumano M. A., Selby B. W. Microsoft secrets: how the world’s most power software company greates technology, shapy markets and manages people. N.Y.: Simon&Schuster Free Press, 1995.
  130. Cusumano M. A. How Microsoft makes large teams work like small teams. // Sloan Management Review, 1997, v. 39, № 1.
  131. Diffenbach J. Corporate environmental analysis in large US corporation. // Long Rang Planning, 1983, v. 16, № 3.
  132. Erickson T. J. Managing the link to corporate strategy. // Management Review, 1993, v. 82, № 12.
  133. Frankwick G. L. at al. Evolving patterns of organizational beliefs in the formation of strategy. // Journal of Marketing, 1994, v. 58, № 2.
  134. Galbraith J. K. Economics, Peace and Laughter. N.Y.: Macmillan, 1971.
  135. Geoffrion A. M. Proper Efficiency and the Theory of Vector Maximization. // J. Math. Ann. and Appl., 1968, № 22.
  136. Goldstein G., Ivanov O. Optimization of Design of Fish-Finder Sonar. Arlington Va.: JPRS-65 383, 1975.
  137. Goldstein G., Olshevsky V. A. R&D Projects Efficiency Ranging. Arlington Va.: JPRS-65 383, 1975.
  138. Gupta S. K., Kyparisis J., Ip C. Project selection and sequencing to maximize net present value of the total return. // Management Science, 1992, v.38, № 5.
  139. Gutenberg E. Zum Methodenstreit. // Zeitschrift fur handelswissen schaffliche Forschung, 1953, № 5, S. 327−355.
  140. Hammer M. Reengineering work: don’t automate, obliterate.// Harvard Business Review, 1990, July-August.
  141. Hammer M. Reengineering the corporation. A manifesto for business revolutions. Harper Business, 1993.
  142. Hill C. W. L., Jones G. R. Strategic Management. Boston: Houghton Mifflin Co., 1992.
  143. Hutt M. D., Walker B. A., Frankwick G. L. Hurdle the cress-functional barriers to strategic change. // Sloan Management Review, 1995, v.36, № 3.
  144. Jin K. H., Namwoon K, Rajendra K. S. Market orientation and organizational performance: is innovation a missing link? // Journ. of Marketing, 1998, v. 62, № 4.
  145. Mercer D. Marketing. Oxford UK: Blackwell Pb., 1992.
  146. Morton T. E., Pentico D. W. Heuristic Scheduling Systems with Applications to Production Systems and Project Management. N.Y.:Wiley, 1993.
  147. Oral M., Kettani O., Lang P. A metodology for collective evaluation and selection of industrial R&D projects. // Management Science, 1991, v. 37, pp. 871−885.
  148. Pasckal L. D., Ben-Israel A. Vectorvalued criteria in geometric programming. // Oper. Res., 1971, v. 19, № 1.
  149. Piercy N. F., Harris L. C., Peters L. D, Lane N. Marketing management, market strategy and strategic management: domain realignment and redifinition. // Journal of Strategic Marketing, 1997, № 5.
  150. Porter M. The competitive avantage of nations. L. Besingstock: McMillan press, 1990.
  151. Retting M., Simons G. A project planning and development process for small teams. 11 Communications of the ACM, 1993, v. 36, № 10.
  152. Schmidt R. L., Freeland J. R. Recent progress in modeling R&D project-selection processes. // IEEE Transactions in Engineering Management, 1992, v. 39, pp. 189−201.
  153. Schoemaker P. J. H. Scenario planning: a took of strategic thinking. // Sloan Management Review, 1995, v. 36, № 2.
  154. Schwartz P. The Art of the Long View. N. Y.: Double day, 1991.
  155. Sitter L. U., Hertog J. F., Dankbaar B. From complex organizations with simple jobs to simple organizations with complex jobs. // Human Relations, 1997, v. 50, № 5.
  156. Thompson A. A. Jr., Strikland A. J. Strategic Management. Homewood II.: Irwin inc., 1990.
  157. M. E. Конкуренция. СПб., M., Киев: Изд. дом «Вильяме», 2000.
  158. М. Глобальный капитализм // Экономическая стратегия, 2000, № 3.
  159. С.А. Основные тенденции развития инвестиционного рынка в эпоху глобализации // www.delovoy.newmail.ru, 2000.
  160. Г. Я. Стратегические аспекты управления НИОКР. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000.
Заполнить форму текущей работой