Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Индивидуальное предпринимательство как объект государственного регулирования: институциональные условия и механизмы поддержки на этапе восстановительного роста экономики региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По своей экономической сущности и правовому положению всю предпринимательскую деятельность можно подразделить на индивидуальную и коллективную. Субъектом индивидуальной предпринимательской деятельности является индивидуальный предприниматель, а коллективной — предприятие, обладающее правом юридического лица. В настоящее время в стране насчитывается около 3,8 млн. индивидуальных предпринимателей… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Развитие индивидуального предпринимательства в период рыночных реформ: предпосылки, динамика, противоречия
    • 1. 1. Институциональные, условия и особенности становления и развития предпринимательства в России
    • 1. 2. Малый бизнес как ресурс развития экономики регионов России
    • 1. 3. Индивидуальное предпринимательство в системе императивов развития региональной экономики
  • 2. Содержание и функции государственного регулирования индивидуального предпринимательства
    • 2. 1. Создание институциональных условий государственного регулирования индивидуального предпринимательства
    • 2. 2. Механизмы налогообложения индивидуальных предпринимателей
    • 2. 3. Основные направления и формы использования государственных финансовых ресурсов в развитии индивидуального предпринимательства
  • 3. Инструменты государственной поддержки индивидуального предпринимательства в условиях посткризисного развития региональной экономики
    • 3. 1. Целевые программы развития индивидуального предпринимательства в регионе
    • 3. 2. Государственная инвестиционная поддержка индивидуального предпринимательства в регионе
    • 3. 3. Инновационные инструменты совершенствования организации индивидуального предпринимательства

Индивидуальное предпринимательство как объект государственного регулирования: институциональные условия и механизмы поддержки на этапе восстановительного роста экономики региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Мировой опыт подтверждает, что индивидуальное предпринимательство — важный элемент рыночной экономики, без которого ни одно государство не может гармонично развиваться. Развитие индивидуального предпринимательства выступает необходимым слагаемым современной модели рыночно-конкурентного хозяйства. Индивидуальное предпринимательство, как важная составляющая современной экономики, во многом способствует поддержанию в ней конкурентного тонуса, создает естественную социальную опору общественному устройству, формирует слой предпринимателей.

В условиях глобальной трансформации экономики, процессов регионализации и рыночных реформаций развитие индивидуального предпринимательства приобретает новое качество, которое имеет первостепенную значимость как для России в целом, так и для ее региональных составляющих, чьи перспективы роста и развития во многом сопряжены с наличием действенного, взаимоувязанного механизма государственной поддержки.

Однако, несмотря на провозглашенный курс на полномасштабную государственную поддержку, индивидуальное предпринимательство в России развивается медленно и противоречиво. При этом до настоящего времени далеко не в полной мере осознана роль индивидуального предпринимательства в обеспечении устойчивого роста развития региональной экономической системы. В этой связи возникла необходимость исследования развития индивидуального предпринимательства с позиций институционально — экономического характера его регулирования. Видение данной проблемы, на наш взгляд, заключается в необходимости определения эффективности экономических рычагов воздействия на индивидуальное предпринимательство, разработки инструментов реализации региональных налоговых механизмов и финансовых инструментов государственного регулирования.

Степень разработанности проблемы. Наиболее глубоко институциональные основы деятельности индивидуального предпринимательства исследовались в трудах таких авторов как А. Агеев, В. Афанасьев, Л. Бабаева, А. Блинов, Р. Брюк, Ж. Виане, Д. Десхулместер, В. Зевелев, Н Кетова. Д. Кузин, Е. Калинкин, Ю. Колесников, М. Лапуста, Л. Никулин, В. Овчинников, В. Плакся, Б. Райсберг, В. Радаев, Ю. Л. Старастин, А. Чепуренко, Й.Шумпетер.

Проблемы налогообложения рассматриваются в работах Э. Аткинсона, Дж. Стиглица, А Дадашева, Д. Львова, Л. Павловой, А. Тамбиева, О. Тимофеевой, Д. Черника, С. Шаталова, Т. Юткина и других.

Основные классические вопросы применения экономических рычагов воздействия на индивидуальное предпринимательство, закладывающие теоретико-методологическую базу развития индивидуального предпринимательства, изложены в трудах Альгина А., Бригхем Ю., Бусыгина А., Власовой В., Винслава Ю., Виленского А., Гранберга, Заславской Т., Дж. К. Ван Хорн, Муравьева А., Томилова В., Шамхалова Ф., Шестоперова А., Шулуса А.

Вопросам развития инновационных инструментов финансовокредитной поддержки развития малого предпринимательства посвящены работы Балабанова И., Бочарова В., Буйлемишевой О., Газеева Н., Гитмана Л., Джона М., Идрисова А., Мелкунова Я., Лащенко О., Роберта Н. Холта, Самохвалова Ю., Турбина Н., Хелферта Э., Шарп У.

Цели и задачи исследования.

Цель диссертационной работы заключается в разработке и эмпирической верификации теоретической модели совершенствования экономического механизма государственного регулирования сферы индивидуального предпринимательства как ресурса посткризисного развития и роста многоукладной экономики региона.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих основных задач, отражающих логику и последовательность этапов предпринятого исследования:

— анализ институциональных особенностей становления и развития предпринимательства в России;

— анализ места и роли малого бизнеса, в том числе индивидуального предпринимательства, в региональной экономике;

— определение особенностей, противоречий и динамики развития индивидуального предпринимательства в период рыночных реформ;

— определение роли государственного регулирования в процессах институционализации индивидуального предпринимательства, в том числе механизмов налогообложения индивидуальных предпринимателей в РФ;

— оценка потенциальных возможностей использования инструментов государственного регулирования в сфере индивидуального предпринимательства;

— описание опыта применения инвестиционных инструментов и анализ программно-проектных инструментов поддержки развития индивидуального предпринимательства в регионе;

— анализ использования инновационных инструментов в совершенствовании организации индивидуального предпринимательства в регионе.

Объектом исследования в настоящей работе является сфера индивидуального предпринимательства как составная часть региональной экономики и процессы его государственного регулирования.

Предметом исследования являются условия и механизмы развития индивидуального предпринимательства в составе сегмента малого бизнеса в экономике, приоритеты и инструменты государственной поддержки индивидуального предпринимательства на уровне региона на основе использования программно — проектных финансовых, налоговых, инвестиционных и организационных инструментов государственного регулирования экономики.

Методологической и теоретической базой исследования послужили труды ведущих отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам организации региональной экономики, роли государственного регулирования в процессах институционализации индивидуального предпринимательства.

В процессе исследования были использованы методы системного и структурно-функционального анализа, методы статистических группировок, экономико — статистические методы.

Информационно-статистической базой исследования и обоснования основных положений диссертационной работы явились данные Федеральной службы государственной статистики, территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Карачаево-Черкесской республике, Центра развития предпринимательства и Фонда поддержки малого предпринимательства КЧР.

Концепция работы состоит в совокупности теоретических положений, в соответствии с которыми преодоление институциональных дефицитов в развитии индивидуального предпринимательства в контексте модернизации региональной экономики является одной из макроэкономических функций и императивом государственной политики по регулированию и поддержки сферы малого бизнеса, особенно в регионах с доминированием мелкого товарного производства и традиционных форм хозяйствования.

Положения диссертации, выносимые на защиту.

1. Экономическая и социальная роль малого предпринимательства определяется тем, что в этом секторе экономики действует большинство предприятий, сосредоточена значительная часть экономически активного населения и производится примерно половина валового регионального продукта. Малый бизнес выполняет важные социальные функциирасширение сферы занятости трудоспособного населения, обеспечение источников дополнительных доходов, реализация предпринимательского потенциала отдельных слоев населения.

2. На развитие малого бизнеса в стране оказывают влияние мотивационный, институциональный и инфраструктурный факторы. Мотивационный фактор включает общую оценку предпринимателем финансового состояния, условий и перспектив ведения собственного бизнеса, а также степень поддержки властью предпринимательства в регионе. Институциональный — предполагает наличие конкурентных условий, приемлемого уровня трансакционных издержек и комплексной безопасности ведения бизнеса (включая защиту от административного прессинга и недобросовестной конкуренции со стороны крупных компаний). Инфраструктурный фактор определяется степенью развитости правовой инфраструктуры и наличия материальной инфраструктуры, которая для малого предпринимателя, как правило, выражается в обеспеченности производственными, офисными площадями.

3. Проведенное экономико-социологическое исследование факторов, сдерживающих развитие индивидуального предпринимательства в регионе, выявило, что эффективность функционирования данного сектора экономики сопряжена с необходимостью обеспечения соответствующих институциональных условий: привлечения региональных консалтинговых фирм к консультированию субъектов индивидуального предпринимательства (путем частичного компенсирования затрат малых предприятий на оплату услуг консультантов) — формирования инфраструктуры поддержки и развития индивидуального предпринимательствасоздания льготных условий использования субъектами индивидуального предпринимательства государственных финансовых, материально-технических, информационных ресурсов, научно-технических разработок и технологийустановления упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, предоставления государственной статистической и бухгалтерской отчетностиподдержки внешнеэкономической деятельности субъектов индивидуального предпринимательства, включая содействие развитию торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с иностранными партнерамиорганизации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

4. Индивидуальное предпринимательство в экономике такого депрессивного региона, как Карачаево-Черкесская республика, играет роль особого социально-экономического стабилизатора, придающего устойчивость социально-экономической динамике, а его развитие связано с освоением действенных экономических механизмов, направленных на формирование системы его инфраструктурно — рыночной поддержки.

5. Анализ основных налоговых режимов, применяемых в отношении индивидуальных предпринимателей показал, что в ходе проведения налоговой реформы достигнуты определенные позитивные результаты, однако выявились и недостатки: сложная процедура заполнения и представления налоговых деклараций, недостаточная дифференциация налогового бремени для начинающих предпринимателей.

6. При рассмотрении финансовых инструментов стимулирования развития индивидуального предпринимательства установлено, что необходимо разработать комплекс мероприятий, направленных на адаптацию существующих финансовых инструментов к потребностям индивидуального предпринимательства. Следует обозначить приоритетные направления развития индивидуального предпринимательства с учетом региональной специфики. Финансовая поддержка индивидуального предпринимательства должна быть основана на использовании определенных финансовых инструментов, таких как льготное кредитование индивидуального предпринимательствастрахование рисков и имущества индивидуальных предпринимателейсубсидирование предпринимательской деятельности в приоритетных сферах региональной экономикилизинг.

7. В целях эффективного финансирования инновационных предпринимательских проектов в Карачаево — Черкесской республике предлагается использование схемы партнерского участия государства и частных инвесторов, реализуемой посредством создания специального фонда, образованного на паритетных началах за счет равных по сумме средств, с одной стороны, бюджетных, а с другой — венчурных фирм, страховых компаний, пенсионных фондов и иных финансовых институтов. Реализация предлагаемой схемы возможна при совершенствовании правовой основы венчурного инвестирования пенсионными фондами и страховыми компаниями.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в разработке институциональных условий, направлений и форм развития индивидуального предпринимательства, механизмов и инструментов его государственной поддержки в регионе. Отдельные элементы научной новизны состоят в следующем:

1. Определены, исходя из социально-экономических особенностей развития Карачаево-Черкесской республики, приоритетные сегменты экономики, в которых развитие индивидуального предпринимательства особенно нуждается в непосредственной государственной поддержке и регулировании — сельское хозяйство, отрасли социальной инфраструктуры, сегмент этноэкономики.

2. Обоснованы институциональные инструменты создания условий для развития инфраструктуры поддержки индивидуального предпринимательства, связанные с укреплением системы районных фондов поддержки малого и индивидуального предпринимательства и созданием республиканской сети бизнес — инкубаторов, повышающих стабильность и управляемость системы государственной поддержки индивидуального предпринимательства республики, обеспечивающие выработку и проведение последовательной политики по финансированию развития индивидуального предпринимательства.

3. Обосновано, что основными приоритетными направлениями программы поддержки индивидуального предпринимательства в регионе должны стать следующие: осуществление комплекса институциональных преобразований, направленных на информационную и финансовую поддержку индивидуальных предпринимателейреализация механизмов стимулирования активной селекционной и сбытовой политики региональных сельхозтоваропроизводителейприоритетная поддержка домашних хозяйств, производящих сельскохозяйственную продукцию на товарной основеразвитие сектора индивидуального предпринимательства в сфере туризма.

4. Предложено, в рамках целевой региональной программы поддержки индивидуального предпринимательства использовать инновационные инструменты кредитования:

— гарантии республиканских властей и общественных фондов банкам, кредитующим перерабатывающие и обрабатывающие предприятия, индивидуальных предпринимателей, занятых в надомных хозяйствах;

— налоговые договоры;

— лизинговые договоры;

— складские свидетельства;

— развитие касс взаимопомощи.

5. Разработана форма расчета по налогам для индивидуальных предпринимателей, позволяющая оптимизировать объем налоговой отчетности индивидуального предпринимателя в конце финансового периода.

6. Аргументировано, что одним из эффективных экономических механизмов привлечения в регион инвестиций является реализация принципов и технологий частно — государственного партнерства и формирование новых лизинговых отношений с предпринимателями с участием ресурсов регионального бюджета и крупных компаний.

7. Разработана информационная система, позволяющая предоставить WEB-услуги малым предприятиям: помощь при создании собственных интреактивных сайтов, электронных торговых площадок, с последующим их размещением в разделе электронная витринаобеспечить предпринимателю доступ к информационным ресурсам (об изменениях в законодательстве, базам данных о предприятиях региона, базам данных о порядке предоставления кредитов и т. д.).

Теоретическая значимость определяется актуальностью поставленных целей и задач и заключается в углубленном осмыслении стратегий, концепций и механизмов государственного регулирования поддержки и развития индивидуального предпринимательства в регионе, представленная в таких аспектах, как определение приоритетных направлений совершенствования налоговой базы индивидуального предпринимательства, определение экономической эффективности инновационной поддержки активизации индивидуального предпринимательства.

Практическая значимость заключается в том, что научные положения, выводы и рекомендации диссертации могут быть использованы органами государственного и регионального управления при выработке и реализации мер по совершенствованию системы регулирования и развития индивидуального предпринимательства.

Основные результаты исследования нашли свое применение в процессах регулирования и поддержки малого предпринимательства в КЧР. Разработанные автором предложения использованы Союзом промышленников, предпринимателей и работодателей Карачаево-Черкесии, Фонд поддержки малого предпринимательства КЧР при разработке стратегии развития малого бизнеса в регионе.

Ряд разработок диссертационной работы используются в учебном процессе при чтении курсов: «Предпринимательство», «Основы бизнеса», «Налоги и налогообложение», «Региональная экономика».

Апробация результатов диссертационной работы. Основные положения диссертационного исследования докладывались соискателем на научно-практических конференциях в г. Черкесск, г. Кисловодск в 20 052 006гг.

Публикации. Основное содержание диссертации и результаты проведенных исследований опубликованы в пяти работах общим объемом 5,5 п.л.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников (170). Диссертация содержит 11 рисунков, 13 таблиц. Общий объем диссертации составляет 193 страниц.

1 Результаты исследования, посвященного условиям работы малого бизнеса в России и проведенного при поддержке компании «Интеррос» и Центра предпринимательства США-Россия Общероссийская организация «ОПОРА РОССИИ» и Всероссийский центр изучения общественного мнения. МОСКВА, изд-во «Опора» 2005 г. зафиксирован самый высокий объем производства малых предприятий и инвестиций, но очень низок прирост инвестиций. Эти предпринимательские рынки практически исчерпали потенциал роста, и их развитие может быть интенсифицировано только в случае решения ряда крайне серьезных проблем. Поэтому Москву и другие регионы этой группы можно назвать «остывающими». Предпринимателям из этих регионов приходится действовать в очень неблагоприятной среде: свободная конкуренция ограничена, риски предпринимательской деятельности велики, администрации, поддерживая на словах предпринимателей, сами практически доминируют на 2отдельных рынках. В этих регионах предприниматели не надеются на правовую защиту и не могут воспользоваться ресурсами собственности, а их трансакционные издержки запредельны.

Данные исследования свидетельствуют о необходимости учета трех основных факторов, способствующих развитию предпринимательства в России. Первый из них — мотивационный — включает общую оценку финансового состояния, условий и перспектив ведения собственного бизнеса, а также степень поддержки властью предпринимательства в регионе. Второй фактор — институциональныйпредполагает характеристику конкурентных условий, уровень трансакционных издержек и комплексной безопасности ведения бизнеса (включая защиту от административного прессинга и недобросовестной конкуренции со стороны крупных компаний). Третий фактор — инфраструктурный — определяется степенью развитости правовой инфраструктуры (проще говоря, возможности предпринимателя решать возникающие проблемы легальным судебным путем) и наличия материальной инфраструктуры, которая для малого предпринимателя, как правило, выражается в обеспеченности производственными, офисными площадями.

Таким образом, присущие малому предпринимательству гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране. Однако этому сектору свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе. Это приводит к постоянному обновлению в секторе малого предпринимательства вследствие массовых банкротств или переспециализации деятельности.

Развитие малого предпринимательства способствует развитию региональной экономики, снижению уровня бедности, как за счет дополнительных рабочих мест создаваемых предпринимателями, так и за счет увеличения налоговых поступлении и соответственно роста размеров социальных выплат государства. В этой связи особенно актуальной является задача формирования комплекса мероприятий по стимулированию развития малого предпринимательства, развитию его институциональной базы и инфраструктурного обеспечения.

1.3 Индивидуальное предпринимательство в системе императивов развития региональной экономики.

Развитие предпринимательства зависит в основном от двух условий: внутренней экономической обстановки в стране в целом и ее регионах и способности конкретного предпринимателя использовать данные ему права для реализации своих хозяйственных целей. В результате деятельности и воздействия факторов внешней среды субъектов предпринимательства возникают проблемы, которые тормозят его развитие.

По своей экономической сущности и правовому положению всю предпринимательскую деятельность можно подразделить на индивидуальную и коллективную. Субъектом индивидуальной предпринимательской деятельности является индивидуальный предприниматель, а коллективной — предприятие, обладающее правом юридического лица. В настоящее время в стране насчитывается около 3,8 млн. индивидуальных предпринимателей. Это в полтора раза больше, чем всех предприятий различных форм собственности, вместе взятых. Гражданский кодекс РФ в правах сближает индивидуального предпринимателя с предприятием. Индивидуальный предприниматель, как и предприятие, вправе иметь расчетный счет в банке, товарный знак, заключать сделки и подписывать договора, получать банковский кредит. Что касается использования наемного труда других граждан, то индивидуальный предприниматель имеет право привлекать их на основе договоров гражданского правового характера (договоры подряда, поручения, комиссии и т. д.).

Преимущества индивидуального предпринимательства по сравнению с коллективной предпринимательской деятельностью следующие:

— Упрощенная процедура организации и регистрации предпринимательства;

— Упрощенная система учета, отчетности и налогообложения при возможности ее ведения без специального бухгалтерского образования;

— Снижение налогов и обязательных платежей;

— Широкая государственная поддержка и финансово-кредитная помощь как субъекта малого предпринимательства;

— Наименьшая потребность в стартовом капитале для открытия предпринимателем своего дела;

— Полная свобода предпринимательства, не ограничиваемая компаньонами;

— Максимально полная и прямая заинтересованность в результатах предпринимательской деятельности;

— Возможность сочетания обычной домохозяйственной деятельности с предпринимательством;

— Более гибкое реагирование на конъюнктуру рынка;

— Отсутствие хозяйственного риска за деятельность компаньонов.

При всех названных преимуществах индивидуальное предпринимательство обладает другой особенностью, повышающей риск и ответственность индивидуального предпринимателя за свою деятельность. Эта особенность состоит в том, что при индивидуальном предпринимательстве не проводится различие между капиталом, приносящим доход, и имуществом, используемым предпринимателем для личных нужд. Его имущественная ответственность законом распространяется на все имущество, ему принадлежащее. При коллективном предпринимательстве каждый из компаньонов отвечает за результаты деятельности всего предприятия лишь тем имуществом, которое вложено в предприятие. Названная существенная особенность индивидуального предпринимательства подчеркивает и усиливает необходимость его тщательного обоснования и основательной подготовки.

Значение индивидуального предпринимательства в развитии региональной экономики заключается в том, что его развитие несет в себе ряд преимуществ1: увеличение числа собственников, а значит, формирования среднего класса — главного гаранта политической стабильности в демократическом обществерост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных группселекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализациивыполняет роль крупного работодателя, к тому же использующего рабочую силу социально уязвимых слоев (женщин,.

Борлакова, А Р, Особенности индивидуального предпринимательства тенденции и перспективы его развития в КЧР // МИТС — НАУКА МНВ, СЭН — М, 2006 иммигрантов, инвалидов) и выполняющего в силу этого важную социальную функциюсоздание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживанияподготовка кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работыкосвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкимигибкий производитель, оперативно реагирующий на изменения конъюнктуры рынка и придающий рыночной экономике необходимую эластичностьформирование конкурентной среды, ликвидация монополийулучшение взаимосвязи между различными секторами экономикиамортизатор колебаний экономической конъюнктурыэкологическая (природоохранная) функция малого предпринимательства. амортизатор социальной напряженности, поскольку именно малое предпринимательство является фундаментальной основой формирования «среднего класса» и, следовательно, ослабления присущей рыночной динамике тенденции к социальной дифференциации;

Правовой статус индивидуального предпринимателя определяется исходя из того, что наряду с коммерческими организациями он является полноправным участником хозяйственного оборота. Индивидуальные предприниматели вправе заниматься любыми не запрещенными законом видами деятельности, а при осуществлении предпринимательской деятельности, требующей лицензирования — при наличии лицензии. Порядок лицензирования предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей, как и юридических лиц, установлен Законом о лицензировании и не содержит какой-либо специфики, определяемой организационной формой. Очевидно, что такой подход является правильным, поскольку лицензированию подлежит не лицо, а вид предпринимательской деятельности.

Предприниматели без образования юридического лица вправе заключать любые предпринимательские договоры, за исключением тех договоров, в отношении которых изъятия предусмотрены непосредственно законом. Лица, занимающиеся индивидуальным предпринимательством, могут быть участниками полных товариществ, а также заключать договоры о совместной деятельности (простого товарищества).

К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правовые нормы, регулирующие деятельность коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

По своим обязательствам индивидуальные предприниматели отвечают всем своим имуществом, на которое может быть обращено взыскание, в отличие от граждан, создавших коммерческую организацию, поскольку суть конструкции юридического лица заключается в обособлении его имущества от имущества участников и ограничении риска их ответственности размером внесенного ими вклада. Это означает, что взыскание по долгам индивидуального предпринимателя может быть наложено и на его личное имущество, и на долю в общем имуществе, не принимающие участия в хозяйственном обороте.

Особенности статуса индивидуального предпринимателя определяются спецификой налогообложения предпринимательской деятельности, осуществляемой без образования юридического лица. В отношении индивидуальных предпринимателей, как и для малых предприятий, являющихся субъектами малого предпринимательства, установлены специальные налоговые режимы:

1. Упрощенная система налогообложения1;

2. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности2.

При применении к индивидуальным предпринимателям специальных налоговых режимов предусматривается замена уплаты непосредственно указанных в Налоговом кодексе налогов: налога на доходы физических лиц, полученные от занятия предпринимательской деятельностью, налога на добавленную стоимость, налога с продаж, налога на имущество, используемое для осуществления предпринимательской деятельности, единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, уплатой соответственно единого налога, исчисляемого по упрощенной системе налогообложения, или единого налога на вмененный доход.

Индивидуальный предприниматель наряду с юридическими лицами является полноправным участником хозяйственного оборота. Необходимыми условиями занятия гражданином предпринимательской деятельностью является его дееспособность и государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя. Гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью, отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание. Споры с участием граждан, связанные с их предпринимательской деятельностью, рассматриваются арбитражными судами.

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства признается индивидуальным предпринимателем. Имеется значительная специфика правового статуса главы крестьянского (фермерского) хозяйства в сравнении с индивидуальным предпринимателем, требующая адекватного правового регулирования и дальнейших научных исследований.

1 Согласно главы 26 2 НК РФ.

2 Согласно главы 26 3 НК РФ.

Исследование воздействия индивидуального предпринимательства на разнообразные общественные процессы позволяет сделать вывод об объективно высокой социально-экономической и политической значимости его функций.

Рассмотрение специфики индивидуального предпринимательства невозможно без анализа правовых основ его регулирования. Впервые о возможности индивидуальной трудовой деятельности в нашей стране заговорили еще в 1986 г., когда был принят Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», разрешивший частную хозяйственную деятельность, но без применения наемного труда. Затем, в период перестройки, появился Закон СССР «О кооперации» от 26.05.1988 г., который продолжил процесс активизации индивидуальной трудовой деятельности, начатый в 1986 г. Однако массовое пополнение предпринимательских структур произошло лишь спустя 5 лет. Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25.12.1990 г. вызвал к жизни становление новых организационно-правовых форм, к числу которых относилось и индивидуальное предпринимательство, ведущееся без привлечения наемного труда и регистрируемое соответственно как индивидуальная трудовая деятельность.

Нормативная база современного предпринимательства чрезвычайно многообразна. Прежде всего, отметим Конституцию РФ, закрепляющую право каждого на использование своих способностей и имущества для занятия предпринимательством, а также гарантирующую свободу экономической деятельности и множество форм собственности. Далее, исходные начала в области предпринимательства граждан закреплены в Гражданском кодексе РФ (ст. ст. 17, 18, 21, 23, 25). Гражданин приобретает право заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица только с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. По собственным обязательствам он отвечает всем своим имуществом, за исключением имущества, на которое по закону не может быть обращено взыскание. Его перечень установлен гражданским процессуальным законодательством. Кроме того, действующий Налоговый кодекс РФ содержит свое определение индивидуального предпринимателя, используемое в целях налогообложения. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» регламентирует порядок признания гражданина-предпринимателя несостоятельным (банкротом). Следует заметить, что ГК РФ не проводит четкой границы между имущественной ответственностью по обязательствам гражданина как индивидуального предпринимателя и ответственностью по личным обязательствам, не связанным с осуществлением гражданином предпринимательской деятельности. Поэтому при осуществлении процедуры признания индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) одновременно могут быть заявлены как требования кредиторов по обязательствам, связанным с его предпринимательской деятельностью, так и требования, не связанные с ней. Особую роль в правовом регулировании статуса индивидуального предпринимателя играет ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 14.06.1995 г., который под субъектами малого предпринимательства понимает также физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Данный ФЗ направлен на реализацию установленного Конституцией РФ права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской деятельности, а также определяет общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства в РФ, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.

В настоящее время в России действуют два режима налогообложения доходов индивидуальных предпринимателей, предусмотренные ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого бизнеса» от 29.12.1995 г., а также ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» от 31.07.1998 г. Однако, стоит отметить, что в Государственной Думе РФ были рассмотрены три варианта законопроекта «Об упрощенной системе налогообложения субъектов малого предпринимательства и НК РФ установлена ответственность предпринимателя перед государством за совершение различных правонарушений.

В законодательстве зарубежных стран также существуют нормы, регулирующие деятельность индивидуальных предпринимателей. Например, в финском праве существует понятие индивидуальный предприниматель, деятельность которого не обязательно регистрировать в торговом реестре. В странах, где действуют торговые кодексы, вводится понятие коммерсанта. Например, согласно Торговому кодексу, Японии коммерсантом считается лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность от своего собственного имени. В США индивидуальный предприниматель — это индивидуальная собственность (The sole propership). Собственник несет неограниченную ответственность своим имуществом по его долгам. В Англии это единоличный предприниматель (The sole trader). Его ответственность также неограниченная. Во Франции — это единоличное предприятие (Entreprise individuelle). По долгам такого предприятия собственник также отвечает всем своим имуществом. Таким образом, общим по законодательству всех стран является то, что индивидуальный предприниматель — единственный владелец, который ведет дело на свой страх и риск и по собственным обязательствам отвечает всем своим имуществом, кроме отдельных случаев.

Небольшому предприятию нелегко противодействовать всем негативным факторам современной российской экономики. Сегодня защиту интересов малых предприятий в КЧР осуществляет Фонд поддержки малого предпринимательства, созданный при правительстве КЧР.

По имеющимся данным Регионального подразделения Агентства статистики «Росстат», наибольший удельный вес среди малых предприятий составляют индивидуальные предприниматели (35,6%). малые предприятия, всего ш индивидуальные предприниматели ддцдц^ашм — in torn I. вшштт. am i.ш шмиш, а — i ш шшшяшшшяшяшшшяшшшшшшшяяшмшшшш .———;

—-yfr*" .

Рисунок 1.3.1 — Процентное соотношение доли индивидуальных предпринимателей в числе малых предприятий КЧР в динамике за 2004;2006гг. (в % от общего числа)1.

Как видно из рисунка 1.3.1, доля индивидуального предпринимательства в регионе растет, что вызывает необходимость определения основных проблем, сдерживающих его развитие, на основе подробного исследования потребностей индивидуальных предпринимателей региона.

В 2004 году региональными органами статистики по заказу Фонда поддержки малого предпринимательства КЧР было проведено анкетирование среди индивидуальных предпринимателей КЧР, в ходе которого большое внимание уделялось всестороннему и комплексному исследованию условий их деятельности, в частности исследовались вопросы.

1 Сравнительные показатели социально-экономического положения городов и районов КЧР. Стат. сборник // Черкесск. — 2005. С42. бизнес — образования и компетентности в вопросах организации бизнеса, воздействие рэкета, особенности занятия частным предпринимательством и другие.

Особую актуальность для индивидуальных предпринимателей приобретает бизнес-образование, поскольку все функции планирующих, снабженческих, реализующих служб, имеющихся на любом предприятии, приходится выполнять самим.

Вместе с тем современные условия развития малого бизнеса требуют профессионализма и грамотности в вопросах планирования собственной деятельности, ее нормального функционирования и прибыльности.

Анализ статистических данных показывает, что специальную подготовку для ведения собственного дела имеют около 38,.9% индивидуальных предпринимателей, большинство же предпринимателей (61,1%) такой подготовки не имеет (таблица! .3.1).

Заключение

.

В настоящее время индивидуальное предпринимательство, в России несмотря на общепринятое мнение, о его приоритетности остается на периферии проводимой экономической реформы, развивается медленно и противоречиво. При этом до настоявшего времени не в полной мере осознана роль индивидуального бизнеса в обеспечении устойчивого развития регионов РФ.

Противоречивая практика применения механизмов регулирования и поддержки развития индивидуального предпринимательства вызывает необходимость совершенствования инструментов регулирования и поддержки индивидуального предпринимательства. Проведенное автором исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Данные исследования свидетельствуют о необходимости учета трех основных факторов, способствующих развитию предпринимательства в России. Первый из них — мотивационный — включает общую оценку финансового состояния, условий и перспектив ведения собственного бизнеса, а также степень поддержки властью индивидуального предпринимательства в регионе. Второй фактор — институциональный — предполагает характеристику конкурентных условий, уровень трансакционных издержек и комплексной безопасности ведения бизнеса (включая защиту от административного прессинга и недобросовестной конкуренции со стороны крупных компаний). Третий фактор — инфраструктурный — определяется степенью развитости правовой инфраструктуры (проще говоря, возможности предпринимателя решать возникающие проблемы легальным судебным путем) и наличия материальной инфраструктуры, которая для малого предпринимателя, как правило, выражается в обеспеченности производственными, офисными площадями.

2. Индивидуальное предпринимательство находится в критическом состоянии. Для повышения эффективности деятельности индивидуального предпринимательства необходима разработка государственной политики в сфере регулирования и поддержки индивидуального предпринимательства;

3. Необходимо создание обратной связи между бизнесом и государством, предпринимателями и обществом, дальнейшая самоорганизация и консолидация предпринимательского общества, поиск путей упрочения позиций бизнеса во взаимодействии с властями всех уровней.

4. Государственная политика должна координировать действия всех ветвей власти с деятельностью общественных предпринимательских объединений федерального, субфедерального и муниципального уровней.

5. Индивидуальному предпринимательству необходимы финансово-кредитное, инвестиционное, информационное, нормативно-правовое обеспечениеустранение административных барьеровподготовка кадров в сфере индивидуального предпринимательстваобеспечение безопасности бизнесаразвитие инновационного предпринимательстварегулирование социально-трудовых отношенийусловия для участия малых предприятий и их субъектов во внешнеэкономической деятельностиинтеграционная поддержка, осуществляемая в форме предпринимательских сетей, субподряда, венчурного финансирования и лизинга.

6. Изучив налоговые механизмы можно, сделать следующий вывод: даже существующие специальные режимы налогообложения имеют много недостатков и тормозят процесс развития индивидуального предпринимательства.

7. Для планомерного проведения мероприятий по инвестиционной поддержке индивидуального предпринимательства в республике ежегодно реализуется «Региональная программа государственной поддержки малого предпринимательства в КЧР». Однако в действующей на сегодняшний день программе направления развития индивидуального предпринимательства не разработаны в полной мере. В этой связи автором предлагается дополнить действующую Республиканскую целевую программу «Государственная поддержка и развитие малого предпринимательства в КЧР» на 2006.

2008годы, либо разработать новую программу, сконцентрированную на развитии такого узкого сектора как индивидуальное предпринимательство. Автору видится целесообразной разработка следующих мероприятий подпрограммы поддержки индивидуального предпринимательства в регионе.

• информационная поддержка индивидуальных предпринимателей (учреждение консалтингового центра);

• стимулирование селекционной работы и формирование сбытовой политики сельхозпроизводителей,.

• Формирование единой региональной сбытовой политики в области животноводства, представляющей сельхозтоваропроизводителей КЧР как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

• формирование программ обучения основам бизнеса, новациям в области сельского хозяйства, народным промыслам;

• обеспечение сбыта продукции в специализированных пунктах приемки: (сельскохозяйственной продукцииизделий из шерсти, пуха и кожипродукции народных промыслов).

• обеспечение доступа к финансовым ресурсам, предоставление гарантий местных органов власти при получении кредитов;

• предоставление сельскохозяйственного оборудования в лизинг;

• предоставление льготных кредитов домохозяйствам, функционирующим в сфере туризма в форме гостевых домов.

8. Для развития системы информационного обеспечения малого предпринимательства предлагается регулярное проведение экономических переписей субъектов малого предпринимательства и информационная поддержка предпринимателей через средства массовой информации. Информационная и консультационная поддержка предпринимателей должна осуществляться по таким направлениям, как: предоставление информации о действующих нормативных актахраспространение пакетов типовых документов, необходимого программного обеспечения, информации о реестрах государственного и муниципального имущества, предназначенного для сдачи в аренду или продажипредоставление специализированной справочной информацииконсультирование по перспективным направлениям развития бизнеса, финансовым, кадровым и правовым вопросам.

9. В сложившейся ситуации особую актуальность при поддержке индивидуального предпринимательства приобретает поиск неординарных способов финансирования, таких, как лизинг, который занимает особое место в условиях рынка в плане отработки новых механизмов инвестирования и обеспечивает обновление производственно-технической базы предприятий при отсутствии соответствующих объемов первоначального капитала, венчурное финансирование, новационные приемы страхования, форфейтинг, франчайзинг, и т. д.

Поддержка индивидуального предпринимательства должна осуществляться по трем основным направлениям: нормативно — правовому, социально — экономическому, организационно — техническому, что позволит планомерно развивать и поддерживать индивидуальное предпринимательство, позволит решать проблемы, связные с финансированием индивидуальных предпринимателей, четко определятся механизмы и сферы ответственности всех участников финансовой системы, а так же разработать и принять нормативный правовой акт, регламентирующий межбюджетные отношения при планировании и исполнении бюджетных ассигнований на финансирование государственной поддержки индивидуального предпринимательства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г.
  2. Постановление Правительства РСФСР «О мерах по поддержке малых предприятий в РСФСР» от 18 июля 1991 г. № 406
  3. Постановление Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 11 мая 1993 г. № 446.
  4. Указ Президента РФ «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» от 22 декабря 1993 г. № 2270
  5. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 18 июня 1995 г. № 88-ФЗ (в ред. последних изменений)
  6. Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ
  7. Указ Президента РФ «О Государственном комитете Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства» от 6 июня 1995 г. № 563
  8. Указ Президента РФ «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации» от 4 апреля 1996 г. № 491
  9. Постановление Правительства РФ «О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации» от 27 июня 1996 г. № 752
  10. Приказ МНС РФ «Об утверждении форм документов и порядка постановки на учет налогоплательщиков единого налога на вмененный доход в налоговых органах по месту осуществления предпринимательской деятельности» от 19.12.2002 г. № БГ-3−09/722.
Заполнить форму текущей работой