Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Конкурентоспособность крупных предприятий розничной торговли на рынке РФ и пути ее повышения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Информационную базу диссертационного исследования составили законодательные и нормативные акты РФ, материалы Федеральной службы государственной статистики РФ, аналитические отчеты независимых российских и международных компаний в сфере аналитики и консалтинга (Deloitte Touche Tohmatsu, McKinsey Global Institute, A.C. Nielsen, A.T. Kearney, Planet Retail, UBS, Second-to-none… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Зарождение форматированной торговли и мировые тенденции ее развития
    • 1. 1. Эволюция крупного предприятия розничной торговли
    • 1. 2. Основные тенденции развития мировой розничной торговли
    • 1. 3. Опыт крупнейших международных операторов розничной торговли
  • Выводы по 1 главе
  • Глава 2. Перспективы развития и пути повышения конкурентоспособности крупных предприятий розничной торговли в РФ
    • 2. 1. Анализ становления и развития крупных предприятий розничной торговли в РФ
    • 2. 2. Основные подходы к оценке крупных предприятий розничной торговли на рынке РФ
    • 2. 3. Пути повышения конкурентоспособности крупных предприятий розничной торговли в РФ
  • Выводы по 2 главе

Конкурентоспособность крупных предприятий розничной торговли на рынке РФ и пути ее повышения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена необходимостью повышения конкурентоспособности крупных предприятий розничной торговли в условиях роста конкуренции по двум основаниям: во-первых, усиление устойчивости самой торговой организации и повышения эффективности ее функционирования, и, во-вторых, формирование общей конкурентной среды в сфере торговли, что, в конечном счете, выражается в расширении ассортимента и поддержании доступного уровня цен на рынке розничной торговли.

Технический прогресс и глобализация привели к тому, что покупатель имеет огромный выбор товаров разных производителей с одинаковыми качественными характеристиками и по одинаковой цене. Подобная «унификация» актуальна в настоящее время и для розничных операторов — покупатель может получить сопоставимый набор товаров и услуг в разных магазинах. При этом покупатель может дифференцировать аналогичные товары лишь по цене, во всем остальном они для него одинаковы. Данная ситуация приводит к «ценовым войнам» конкурирующих операторов, способствующим распространению дискаунтеров — торговых предприятий, работающих с минимально возможной для продолжения функционирования торговой наценкой. Постоянное увеличение количества данных предприятий розничной торговли на российском рынке постепенно приводит к невозможности дальнейшего снижения цен. Таким образом, все более актуальным становится вопрос о дифференциации товаров и услуг, предлагаемых гипермаркетами, по иному, не ценовому, критерию.

Мировой финансовый кризис 2008 г. привел к резкому ухудшению экономической ситуации, сокращению располагаемого дохода населения и, как следствие, сжатию объемов рынка розничной торговли РФ. Торговые операторы, зависимые от кредитов, были вынуждены пересмотреть стратегию развития, отказавшись от планов экспансии и сосредоточившись на оптимизации текущей деятельности. При этом гипермаркеты, прежде всего продовольственные, оказались в относительно более выигрышном положении по сравнению с другими розничными форматами, так как ввиду ценовой политики смогли удержать клиентскую базу.

Проведенное исследование позволяет утверждать, что экономическая ситуация в настоящее время способствует высокому темпу роста крупных предприятий розничной торговли — пшермаркетов, однако дальнейшее их развитие потребует от операторов дифференциации. Только выделение, учет и развитие факторов конкурентоспособности позволит формату «гипермаркет» быть конкурентоспособным в меняющихся рыночных условиях.

В результате, повышение конкурентоспособности должно стать основной целью операторов, развивающих формат «гипермаркет» на российском рынке.

Степень разработанности проблемы. В XXI в. на фоне быстроразвивающейся отрасли розничной торговли конкурентоспособность торговых предприятий становится предметом исследований многих как российских, так и зарубежных авторов: Г. А. Азоева, А. И. Акимова, М. И. Баканова, Л. А. Брагина, В. И. Иваницкого, Т. П. Данько, Л. И. Кравченко, Т. И. Николаевой, К. А. Раицкого, Р. Блэкуэлла, Г. Вайи, У. Деринга, Ф. Котлера, М. Портера, Д. Стоуна, Д. Энджела, В. Хойера и др. При этом обобщение различных источников показывает, что аналитические материалы в области российской розничной торговли быстро теряют свою актуальность по причине высокой динамичности развития данной отрасли. Таким образом, выявлена недостаточность актуальных работ, посвященных повышению конкурентоспособности крупных розничных предприятий торговли на рынке РФ.

Целью исследования является выявление факторов конкурентоспособности формата «гипермаркет» и разработка пакета рекомендаций по их развитию в России.

В соответствии со сформулированной целью были поставлены следующие задачи:

1) изучить эволюцию крупных торговых предприятий и опыт 4 международных операторов в управлении и повышении конкурентоспособности этих предприятийуточнить и раскрыть содержание формата «гипермаркет», функционирующего на рынке розничной торговли РФ;

2) определить основные тенденции розничной торговли, влияющие на развитие формата «гипермаркет» на мировом рынке;

3) исследовать состояние российского рынка розничной торговли на современном этапе экономического развития и определить перспективы развития крупных торговых предприятий на рынке розничной торговли РФ;

4) разработать алгоритм качественной оценки деятельности крупных торговых предприятий в РФ на основе адаптированного зарубежного опыта;

5) выявить факторы конкурентоспособности формата «гипермаркет» и разработать пакет практических рекомендаций для реализации потенциала формата «гипермаркет» на российском рынке в условиях роста конкуренции.

Объектом исследования являются предприятия розничной торговли России, развивающие формат «гипермаркет» в условиях роста конкуренции в период финансового кризиса и посткризисный период.

Предметом исследования являются факторы поддержания и повышения конкурентоспособности формата «гипермаркет».

Теоретико-методологической основой исследования послужили научные положения, содержащиеся в фундаментальных классических и современных трудах отечественных и зарубежных ученых, изучавших вопросы управления и организации: A.M. Година, А. И. Гретченко, Е. Мачнева, В. Никишина, Т. Н. Парамоновой, А. Н. Пахомкина, Г. Джоунза, Ф. Котлера, Э. Ньюмэна, М. Салливана, JI.A. Хасиса, С. Эстерлинга и других.

В диссертационной работе для выполнения поставленных задач применены следующие научные методы: системный анализ, историкосравнительный анализ, процессный подход, логический анализ и экономикостатистический метод исследования, экстраполяция, теория циклов, теория маркетинга и менеджмента. Основой методологии исследования послужили системный и процессный подходы, позволяющие проводить комплексный 5 анализ составляющих рассматриваемой проблемы, а также изучать в развитии экономические явления и процессы.

Информационную базу диссертационного исследования составили законодательные и нормативные акты РФ, материалы Федеральной службы государственной статистики РФ, аналитические отчеты независимых российских и международных компаний в сфере аналитики и консалтинга (Deloitte Touche Tohmatsu, McKinsey Global Institute, A.C. Nielsen, A.T. Kearney, Planet Retail, UBS, Second-to-none, «РосБизнесКонсалтинг», «Ромир Мониторинг», «Инфонлайн», «Core Competences», «Комкон-СПб»), периодические издания на русском и английском языках, информация из сети Интернет, а также эмпирические данные, полученные автором.

Научная новизна диссертации заключается в концептуальном обосновании путей поддержания и повышения конкурентоспособности крупных торговых предприятий с целью их эффективной деятельности и формирования общей конкурентной среды на рынке розничной торговли РФ.

В ходе исследования автором получены и выносятся на защиту следующие результаты исследования, обладающие научной новизной:

1) уточнено и раскрыто содержание формата «гипермаркет», функционирующего на российском рынке розничной торговливыделены параметры, определяющие формат магазинасформулированы критерии формата «гипермаркет" — показаны позитивные и негативные для потребителя и общества в целом характеристики этого формата торговли;

2) выявлены и проанализированы основные тенденции мировой розничной торговли, влияющие на развитие формата «гипермаркет», в частности ее рост в развивающихся странах и замедление темпов роста розничной торговли в развитых странах, ускорение процесса интернационализации и диверсификации розничных сетей, развитие стратегии мультиформатной торговли;

3) обоснованы тенденции развития крупных торговых предприятий на рынке розничной торговли РФрассмотрены внутренние и внешние факторы, б влияющие на развитие формата «гипермаркет» на рынке РФна основе изучения розничного рынка в развитых и развивающихся странах и анализа теории циклов в розничной торговле доказана перспективность формата «гипермаркет» для России и сделан вывод о возможных высоких темпах его развития в ближайшие годы;

4) разработан алгоритм качественной оценки деятельности крупных предприятий розничной торговли на основе адаптированного зарубежного опыта по четырем компонентам (финансы, клиенты, внутренние процессы, персонал) с учетом внутренней и внешней среды;

5) выявлены ключевые факторы повышения конкурентоспособности формата «гипермаркет»: стратегия развития, качество обслуживания (лояльность клиентов и лояльность персонала), ассортимент, собственная торговая марка, мерчендайзинг, внутримагазинная логистика, дополнительные услуги, многоканальная интеграция, социальная ответственность.

Практическая значимость диссертационной работы заключается в разработке конкретных рекомендаций по повышению конкурентоспособности крупных предприятий розничной торговли на российском рынке в условиях роста конкуренции.

Апробация результатов исследования. Пакет рекомендаций по повышению конкурентоспособности крупных предприятий розничной торговли был применен на практике в группе компаний «Дикси», развивающей современные форматы розничной торговли на рынке РФ. Предложенные оптимизационные меры подтвердили свою экономическую эффективность.

По теме диссертации опубликовано 6 статей общим объемом 5 п.л., из них три статьи (3,1 п.л.) — в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России.

Результаты исследования могут быть использованы при формировании основных образовательных программ, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования нового поколения.

Структура диссертации. Структура и содержание диссертации определяются общей концепцией, поставленной целью и задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, библиографии, приложенийсодержит 125 страниц машинописного текста. Наглядность изложения материалов обеспечена 10 таблицами, 18 рисунками и диаграммами, приложениями.

Выводы по второй главе:

На протяжении последних нескольких лет российский розничный рынок характеризовался одним из наиболее высоких темпов роста в мире, чему способствовало значительное увеличение располагаемого дохода, появление новых национальных операторов и приход зарубежных инвесторов. При этом в условиях ухудшения финансовой ситуации в 2008 году особое развитие получили дискаунтные форматы. Ввиду социально-демографических и экономических факторов с 2008 года одним из наиболее востребованных форматов является гипермаркет.

В пользу перспективности формата гипермаркет на российском рынке свидетельствует также рассмотрение теории циклов розничных форматов и сопоставление рынка розничной торговли РФ с рынком Германии. Изучение статистических и аналитических материалов позволяет утверждать, что рынок розничной торговли РФ проходит в своем развитии те же стадии, что и рынок Германии в последние несколько десятилетий. На основе изученных данных можно сделать вывод о быстрых темпах развития дискаунтеров в ближайшие годы на рынке РФ.

Стоит отметить, что, несмотря на относительно устойчивое положение розничного продовольственного сектора в условиях экономического кризиса по причине постоянного спроса на продукты питания, многие розничные операторы, экстенсивное развитие которых объяснялось зависимостью от кредитов, столкнулись с финансовыми трудностями. В сложившейся ситуации еще более актуальным стал вопрос оценки торгового предприятия с позиции эффективности бизнеса и оценки факторов конкурентоспособности.

Анализ существующих методик оценки выявил недостаточность количественной оценки эффективности на основе ресурсного и затратного подходов и необходимость предложения алгоритма качественной оценки торговых компаний с ориентацией на внешнюю среду.

Оценка крупных предприятий розничной торговли по данному алгоритму и изучение опыта крупнейших мировых операторов позволили выявить ключевые факторы конкурентоспособности формата «гипермаркет» и предложить пакет рекомендаций по их развитию.

Заключение

.

Финансовый кризис и последовавшее за ним резкое сокращение располагаемого дохода способствуют в настоящее время росту популярности дискаунтных форматов на рынке мировой розничной торговли. При этом специфика поведения российских покупателей — желание приобретать полный ассортимент товаров в одном магазине — способствует развитию крупных торговых предприятий. Несмотря на значительное увеличение конкуренции, рынок розничной торговли РФ еще далек от насыщения, что привлекает на российский рынок зарубежных инвесторов, вынужденных переориентироваться на внешние рынки по причине многочисленных регуляторов на внутреннем рынке. При этом инвесторы рассматривают российский рынок розничной торговли в качестве одного из наиболее перспективных ввиду ряда социально-экономических и демографических факторов.

Появление новых компаний на рынке розничной торговли будет способствовать формированию конкурентной среды и, как следствие, поддержанию доступного уровня цен, улучшению стандартов обслуживания и расширению ассортимента. Операторам в настоящее время следует сконцентрироваться на выявлении и развитии факторов конкурентоспособности.

Проведенный анализ позволил выявить данные факторы (стратегия развития, качество обслуживания (лояльность клиентов и лояльность персонала), ассортимент, собственная торговая марка, мерчендайзинг, внутримагазинная логистика, дополнительные услуги, многоканальная интеграция, социальная ответственность) и сформулировать конкретные рекомендации по их развитию.

В результате исследования сделан вывод о том, что формат «гипермаркет» может быть наиболее конкурентоспособным в блюкайшие годы при условии, что операторы сконцентрируются на ключевых факторах конкурентоспособности и сделают покупателю дифференцированное и качественное предложение.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официальные документы
  2. Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 N 948−1
  3. Закон о защите прав потребителей (с изменениями от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г., 25 ноября 2006 г., 25 октября 2007 г.)
  4. Приказ Минэкономразвития России № 56 от 26.02.2007 г. «Об утверждении номенклатуры товаров, определяющей классы товаров (в целях определения типов розничных рынков)»
  5. Приказ Минэкономразвития России № 94 от 20.03.2007 г. «Об организации мониторинга функционирования розничных рынков в субъектах Российской Федерации»
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03. 2007 г. № 148 «Об утверждении правил выдачи разрешений на право организации розничного рынка»
  7. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования и развития торговой деятельности в Российской Федерации» от 25.12.2009
  8. Р., Рекламный менеджмент. Издательство: Вильяме, М, 1999 г.
  9. ., Эванс Дж. Розничная торговля. Стратегический подход Издательство: Вильяме, 2008 г.
  10. Л., Торговое дело: экономика, маркетинг, организация. Издательство: М: Инфра, Москва, 2000 г.
  11. Ф. Что такое Франция? Книга вторая. Люди и вещи. Часть 1. пер. с фр. М.: Изд-во Сабашниковых, 1995.
  12. Р., Рафик М. Основы управления розничной торговлей. Издательство: Издательский дом Гребенникова, 2005 г., 456 стр.
  13. A.M. «Маркетинг»: Учебник-6-е изд.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007
  14. В.Д., Маркетинг в пищевой промышленности и торговле. Издательство: Наука, Москва, 2001 г.
  15. А.И. Национальная экономика России. Учебник/ Под общей ред. акад. РАЕН В. А. Шульги. М.: Издательство Рос. экон. акад., 2002 (Коллектив авторов)
  16. Джи Б., Имидж фирмы. Планирование, формирование, продвижение. Издательство: Питер, С.-Петербург, 2000 г.
  17. Д., Принципы и практика маркетинга. Издательство: Вильяме, Москва, 2000 г.
  18. Р., Мерфи Д. Оздоровление розничной торговли. Как установить успешные стратегические взаимоотношения Издательство: Баланс Бизнес Букс, 2005 г.
  19. С., Практическое руководство по сегментированию рынка /Дибб С. Симкин Л./ Издательство: Питер, С.-Петербург, 2001 г.
  20. Г., Торговый бизнес: как организовать и управлять. Издательство: Инфра-М, Москва, 1996 г.
  21. Е., Практический маркетинг /Дихтль Е., Хершген X./ Издательство: Высшая школа, Москва, 1995 г.
  22. Л. И., Башмачникова Е. В., Романеева Е. В. Маркетинг в оптовой и розничной торговле. Издательство: КноРус, 2007 г.
  23. Т., Омар О. Розничная торговля. Издательство: Юнити-Дана, 2007 г.
  24. Ф., Маркетинг менеджмент. Издательство: Питер, С. Петербург, 1998 г.
  25. А., Жаллж Ж., Внутренняя торговля Серия «Деловая Франция», Пер. с фр. Б. П. Нарумова Под ред. В. С. Загашвили Москва Изд-во: «Прогресс» «Универс» 1993
  26. Ламбен Ж.-Ж., Стратегический маркетинг. Издательство: Наука, Москва, 1996 г.
  27. М., Основы розничной торговли /Леви М., Вейтц Б./ Издательство Питер, С.-Петербург, 1999 г.
  28. В. Е., Первак Ю. М., Толкачев Л. А. Система розничной торговли. Использование компьютерных технологий принятия решений как основных инструментов регулирования в условиях рынка Издательство: Приор, 2002 г.
  29. Е., Развлекупки. Креатив в розничной торговле. Издательство: Питер, С.-Петербург, 2004 г.
  30. Мерчендайзинг: Управление розничными продажами. Издательство Жигульского, Москва, 2002 г.
  31. В., Маркетинг розничной торговли. Теория и методология. Издательство: Экономика, Москва, 2003 г.
  32. Э., Розничная торговля: организация и управление, Каллен П. Издательство: Питер С.-Петербург, 2004 г.
  33. Основы торговли. Розничная торговля. Издательство: Приор, Москва, 2002 г.
  34. Т.Н., Маркетинг в розничной торговле: учебно-практическое пособие /Парамонова Т.Н., Красюк И.Н./ Издательство: Наука, Москва, 2004 г.
  35. Т. Н., Красюк И. Н. Конкурентоспособность предприятия розничной торговли Издательство : КноРус, 2008 г.
  36. Правила торговли. Посредничество. Розничная торговля. Издательство: Приор, Москва, 2001 г.
  37. В. В. Захват российских территорий. Новая конкурентная ситуация в розничной торговле. Издательство: ГУ ВШЭ, 2007 г.
  38. У., Маркетинг Издательство: ДеНово, Москва, 2001 г.
  39. М., Маркетинг в розничной торговле /Салливан М., Эдкок Д./ Издательство: Едиториал УРСС, 2004 г.
  40. Сет Э., Рендалл Д. Розничная торговля. Войны гигантов Издательство: Вершина 2006 г.
  41. Современный супермаркет. Учебник по современным формам торговли. З-е издание. Издательство Жигульского, Москва, 2003 г.
  42. Р. Убийцы категорий. Революция в розничной торговле и ее влияние на культуру потребления Издательство: Добрая книга, 2005 г.
  43. С., Бузукова Е. Управление ассортиментом в рознице. Категорийный менеджмент. Издательство: Питер, 2010 г.
  44. В., Бадьин А. Брендинг в розничной торговле. Алгоритм построения «с нуля"Издательство: Эксмо, 2008 г.
  45. К. Основы розничной торговли. Международный опыт в практических решениях. Издательства: Издательство Антона Жигульского, Русское профессиональное издательство, 2007 г.
  46. Д., Ферни С., Мур К. Принципы розничной торговли Издательство: Олимп-Бизнес, 2008 г.
  47. JI.A., Розничные торговые сети в современной экономике. Издательство: Едиториал УРСС 2004
  48. С. Эффективное управление продажами FMCG. Проверено опытом Издательство: Питер, 2006 г.
  49. Д., Поведение потребителей. /Энджел Д., Блэкуэлл Р./ Издательство Питер, С.-Петербург, 1999 г.
  50. С., Мерчандайзинг в розничной торговле. 3-е изд., Флоттман Э., Джерниган М., Маршалл С. Издательство Питер, С.-Петербург, 2004 г. 1. Периодическая печать
  51. Бокова А. Мелочь, а неприятно, SmartMoney24 марта 2009
  52. В текучке кадров виноваты начальники (www.utro.ru)21 июля
  53. Выживание в сетях. Независимая Газета 21 мая 2009
  54. Выживут сильнейшие. Мое дело. Магазин 17 февраля 2009
  55. Н. Каждому по дисконту. Мое дело. Магазин. 27 октября 2008
  56. Н. Шаг вперед супермаркет, два назад — гипермаркет. Известия 27 октября 2008
  57. Долговая пропасть pHTemia (www.retail.ru)5 ноября 2008
  58. До потребительской депрессии недалеко: Исследование Nielsen. www.retail.ru 11 марта 2009
  59. И. Что изменится с приходом Carrefour: прогнозы. Финанс 8 мая 2009
  60. В. Время дилетантов SmartMoney 9 (147) 16 марта 2009
  61. ЖоховаА., Дорогой дешевый супермаркет Formas 2010
  62. Зарубежный ритейл не проходит вглубь России 17 сентября 2010 (www.bfiii.ru)
  63. Е. Россияне отказываются от покупок в супермаркетах. Новые известия 30 января 2009
  64. Играть по-крупному (www.torgrus.com).
  65. История и перспективы гипермаркетов. (www.zondir.ru), 13августа 2009
  66. Как завоевать расположение покупателя? Prod&Prod 2010 № 05−06
  67. О. Слабые звенья цепи .Компания, 18 февраля 2009
  68. о., Шириков Д. Те, чье имя не называют. Компания 03 декабря 2007
  69. Комолов А. Кризисная проверка для программ лояльности 20 ноября 2008
  70. Кризис — удачное время, чтобы усилить позиции собственного бренда/"Риа Новости» 9 февраля 2009
  71. Т. Клиент нового поколения: как кризис влияет на модель потребления. Модный магазин. 10 июня 2009
  72. М. Демпинг с наценкой. Компания. 24 марта 2009
  73. Льготы для пассажиров Metro 09.08.2010.№ 8(300) Юлиана Петрова
  74. М. Гончарова О. Режут по-быстрому. Ведомости 24 июля 2009
  75. Мелким оптом и в розницу Финансовые Известия 16 декабря 2010
  76. Методические подходы к разработке и реализации стратегий развития в розничной торговле. Николаев И. Г. № 3/ 2006
  77. М&А в ритейле сделки есть, а денег нет MAonline.ru Слияния и поглощения. 4 марта 2009
  78. Е. Французская экономия. SmartMoney 9 (147) 16 марта 2009
  79. Новиков В. Антимонопольная ошибка, SmartMoney 24 марта 2009
  80. Подъем с оборотом Юлиана Петрова 06.04.2009.№ 4(285)
  81. Покупатель боится Private-labels ноябрь 2006 (www.advesti.ru).
  82. Понятие конкурентоспособности и его эволюция. Бекетов Н. В. № 6/2007
  83. Продуктовая розница в РФ далека от совершенства (www.gvc.ru) 04июля 2008
  84. Рейтинг продуктовых ритейлеров РФ по выручке за 2008 r.(www.e-o.ru www.retail.ru) 5 августа 2009
  85. Ритейлеры режут кадры Ъ 22 октября 2008
  86. Ритейлеров ждут консолидация, экспансия и диверсификация росбалт 24 февраля 2009
  87. Розничные сети завоевывают региональный рынок. Продвижение Продовольствия. Prod&Prod. май 2010
  88. Россияне из-за кризиса фактически перешли на режим жесткой экономии продуктов. Ъ .20 марта 2009
  89. Россияне стали отказываться от дорогих непродовольственных товаров и стали реже совершать покупки. ПРАЙМ-ТАСС. 2 апреля 2009
  90. Сарафанное радио самое сильное оружие в борьбе за потребителей: исследование Nielsen (www.sostav.ru)4 октября 2007
  91. Скандально высокие цены SMI 1 (149) 30 марта 2009
  92. Скидочные программы ритейлеров Business FM 2 апреля 2009
  93. Сколько показателей нужно для достоверной оценки качества товаров? Фасхиев Х. А. № 1/2008
  94. СТМ вытащит розницу Мое дело. Магазин. 29 июня 2009
  95. В. Продуктовые стратегии в условиях кризиса. Food Business 23 июня 2009
  96. Торговая экранизация. Экономические известия. 10 августа 2010
  97. Н. Премьерная выкладка товара. Продвижение продовольствия Advertology.Ru 26 мая 2009
  98. И. Влюбить покупателя. Smart money. 15 (153) 27 апреля 200 998 «Экономические проблемы регионов и промышленных комплексов» Терещенко Н. Н., Емельянова О. Н. Проблемы современной экономики 4/12
  99. Эксперты комментируют положения закона «О торговле». Ваше дело 25 августа 2009
  100. Т. Массовый отлив. Секрет Фирмы. 14 октября 2008
  101. А. Конец сетевого диктата. E-xecutive 28 апреля 2009
Заполнить форму текущей работой