Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие предпринимательства в условиях формирования рынков сельскохозяйственной продукции: На материалах Ставропольского края

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Организационная структура агропродовольственного рынка Ставропольского края включает сельское хозяйство, первичные рынки, перерабатывающие предприятия, предприятия пищевой промышленности, оптовое и розничное звено, общепит. Анализ общей ситуации обеспеченности края продовольственными товарами показал, что дефицит продовольствия не наблюдается, рынок достаточно насыщен, обширен ассортимент… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические основы формирования рынков сельскохозяйственной продукции и развитие предпринимательства в аграрной сфере
    • 1. 1. Основы развития предпринимательства в сельском хозяйстве
    • 1. 2. Рынок сельскохозяйственной продукции как объект управления
    • 1. 3. Принципы и основные рычаги воздействия государства на аграрный сектор экономики
  • 2. Анализ развития предпринимательской деятельности в Ставропольском крае и оценка состояния сельскохозяйственных рынков
    • 2. 1. Анализ показателей функционирования АПК Ставропольского края
    • 2. 2. Развитие предпринимательства в аграрной сфере Ставропольского края
    • 2. 3. Динамика спроса, предложения и уровень развития реализации сельскохозяйственной продукции в Ставропольском крае
  • 3. Совершенствование экономического механизма регулирования предпринимательства и рыночной инфраструктуры
    • 3. 1. Система государственного регулирования сбытовой деятельности субъектов предпринимательства
    • 3. 2. Развитие оптовых продовольственных рынков как элемента рыночной инфраструктуры
    • 3. 3. Маркетинговый центр как ассоциация производственно-коммерческого предпринимательства

Развитие предпринимательства в условиях формирования рынков сельскохозяйственной продукции: На материалах Ставропольского края (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Развитие рыночной системы в аграрной сфере проявляется в эволюционных изменениях отношений производства, распределения, обмена и потребления продукции сельского хозяйства. Этот процесс ускоряется за счёт использования экономических и правовых инструментов государственной поддержки аграрного рынка и предпринимательства.

Продовольственное обеспечение края отечественными продуктами питания является одним из ключевых аспектов проблемы продовольственной безопасности страны. От устойчивого функционирования АПК, зависит уровень и качество жизни населения, социально-экономическая стабильность общества.

Поскольку, производственно-сбытовая структура предпринимательства характеризуется нецелостностью, необходимо теоретическое осмысление процесса развития предпринимательства в аграрной сфере, которое позволит разработать комплекс мероприятий позволяющих обеспечить повышение уровня экономической эффективности производства и сбыта продукции сельского хозяйства.

Исследование состояния предпринимательства в условиях формирование рынков сельскохозяйственной продукции и обоснование предложений по использованию государством наиболее эффективных экономико-правовых инструментов, являются актуальными как с теоретической позиции, так и с точки зрения хозяйственной практики.

Эффективность организации сбыта сельскохозяйственной продукции обусловлена наличием развитой инфраструктуры. Без ее правильной организации невозможно выработать стратегию и тактику реализации отечественной продукции сельского хозяйства. Недостаточное исследование инфраструктуры ведет к принятию неэффективных управленческих решений, замедлению товарообменных операций и отрицательно влияет на предпринимательскую деятельность всего края в целом.

Степень разработанности проблемы. Вопросы, связанные с организационно-экономическими формами хозяйствования в аграрной сфере, рассматривали в своих трудах известные представители отечественной экономической науки: Буздалов И. Н., Гершкович Б. Я., Губин Е. П., Катков Н. С., Михалёв A.A., Попов H.A., Ушачев И. Г., Шутьков A.A.

Фундаментальный экономический анализ особенностей функционирования системы агробизнеса осуществлен в работах современных зарубежных экономистов: Р. Ванвейера, М. Кента, Дж. Маккормика, М. Паркина, М. Трейси, Т. Хаузера, и других.

Проблемы теоретико-методологического анализа особенностей становления рыночных отношений в аграрной сфере, а также государственной поддержки предпринимательства в сельском хозяйстве, были исследованы Гурнович Т. Г., Давыдова Ю. С., Коныгина A.A., Переверзина Ю. Н., Романова А. Е., Солдатовой И. Ю., Ушаковой Э. Т, Ломакиной О.В.

Вместе с тем, изучение содержания работ отечественных и зарубежных ученых показывает, что они содержат спорные и незавершенные концептуальные положения, а проблема развития предпринимательства в условиях формирования рынков сельскохозяйственной продукции находится на одном из начальных этапов исследований.

Соответствие темы диссертации требованиям паспорта специальностей ВАК (по экономическим наукам). Исследование выполнено в рамках специальности 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством (предпринимательство), п. 10.6 — «становление и развитие форм предпринимательства по сферам предпринимательской джеятельности», п. 10.8 — «государственное регулирование и поддержка предпринимательской деятельности» Паспорта специальностей ВАК Министерства образования РФ (по экономическим наукам).

Цель и задачи исследования

Цель исследования состоит в том, чтобы опираясь на результаты экономико-теоретического исследования производственно-сбытовой структуры предпринимательства в сельском хозяйстве, выявить наиболее эффективные инструменты экономического и правового воздействия на ее развитие, а также разработать практические рекомендации по совершенствованию управления рынком сельскохозяйственной продукции.

В соответствии с целью исследования были определены задачи: проанализировать производственно-сбытовую деятельность предпринимательства в аграрной сфереохарактеризовать рынок сельскохозяйственной продукции, как объект управленияисследовать современное состояние рынка сельскохозяйственной продукциираскрыть роль предпринимательства в продовольственном обеспечении краяопределить наиболее эффективные инструменты государственной поддержки предпринимательства в сельском хозяйстверазработать предложения по совершенствованию инфраструктуры системы реализации.

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования являются предпринимательство в сельском хозяйстве, рынок сельскохозяйственной продукции, действующие структуры управления агропродовольственным рынком муниципального и регионального уровней, государственные контролирующие органы.

Предметом исследования выступают социально-экономические и организационно-экономические отношения, складывающиеся между фермерскими хозяйствами, коллективными сельхозпредприятиями, субъектами отраслей перерабатывающей промышленности и торговли, а также государством.

Теоретико-методологическую основу работы составили труды классиков аграрной экономической науки, работы современных отечественных и зарубежных экономистов. Использовались также законодательные и нормативные акты, определяющие аграрную политику страны на современном этапе, постановления главы администрации Ставропольского края, нормативно-правовые акты и распоряжения администрации г. Ставрополя в области развития предпринимательства и продовольственного рынка. В процессе работы были использованы положения экономической теории, теории переходной экономики, теории институциональной экономики, индикативные и нормативно-правовые акты органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.

Инструментарно-методический аппарат работы. В процессе исследования применялись методы: абстрактно-логический, экономико-статистический, графический, социологического опросаэмпирический и субъектно-объектный анализ, сопоставительный анализ, восхождение от абстрактного к конкретному, и неоинституциональный подход.

Категориальный анализ проведен при исследовании содержания категорий: «предпринимательство в аграрной сфере» и «рынок сельскохозяйственной продукции», эмпирический — при анализе состояния предпринимательства в сельском хозяйстве Ставропольского края, а также выявлении инструментов его государственной поддержкиэкономико-статистический — при обработке данных по динамике сельскохозяйственного производства на региональном уровняхсопоставительный анализ — при изучении, обобщении, систематизации и сопоставлении статистических данных по отраслям аграрной сферы края, метод социологического опросапри выявлении факторов, повышающих эффективность функционирования фермерских хозяйств и коллективных сельхозпредприятий.

Информационно-эмпирическую базу исследования составляют официальные статистические данные Госкомстата РФ, материалы Министерств сельского хозяйства Российской Федерации и Ставропольского края.

Нормативно-правовую основу работы представляют законы, указы и нормативные акты Президента и Правительства Российской Федерации.

Рабочая гипотеза исследования состоит в обосновании экономической сущности предпринимательства в аграрной сфере как структурно-организованной системы производственно-сбытовых отношений, и оценка механизмов управления сельскохозяйственным рынком. Их развитие предопределяет необходимость использования дополняющих инструментов государственной поддержки, а также развитие маркетингового центра ускоряющего процесс производства, распределения, обмена и потребления продукции сельского хозяйства.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Предпринимательство в аграрной сфере представляет собой систему социально-экономических и организационно-экономических отношений, складывающихся между индивидуальными собственниками средств производства — фермерскими хозяйствами, партнёрствами, коллективными сельхозпредприятиями и государством, по поводу производства сельскохозяйственного сырья, его переработки и реализации готовой продукции потребителю с наименьшими затратами;

2 Формирование оптового продовольственного рынка, как открытого акционерного общества, предполагающего объединение коммерческих и производственных структур с обязательным вовлечением предпринимателей края, а также участием муниципалитета, как инициативного и регулирующего субъекта;

3. Обоснование структурно-функциональной модели организации маркетингового центра в форме ассоциации производственно коммерческого предпринимательства края, направленного на упрощение создания и применения маркетинговых структур в части обеспечения рыночной информацией сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что в нём представлено обоснование целесообразности повышения уровня развития предпринимательской деятельности в условиях формирования рынков сельскохозяйственной продукции и разработаны дополняющие меры государственной поддержки, способствующие их развитию. На основе реализации такого подхода получены следующие результаты, которые содержат элементы новизны:

— уточнено определение предпринимательства в аграрной сфере как структурно организованной системы производственно-сбытовых отношений, складывающихся между фермерскими хозяйствами, партнёрствами, коллективными сельскохозяйственными предприятиями и государством. предложен комплекс организационно-экономических мер обеспечивающих совершение операций по купле-продаже сельскохозяйственной продукции через специализированные постоянно действующие универсальные биржи;

— выявлены основные направления развития информационной инфраструктуры посредством создания единой системы электронных торгов;

— предложен вариант размещения оптовых рынков в Ставропольском крае;

— обосновано формирование оптового продовольственного рынка, как открытого акционерного общества, предполагающего объединение коммерческих и производственных структур с обязательным вовлечением предпринимателей края, а также участием муниципалитетаопределена структура маркетинга в хозяйственной деятельности производственнокоммерческого предпринимательства.

Теоретическая и практическая значимость работы Теоретические выводы и предложения, сформулированные в диссертации, вытекают из логики анализа предпринимательства в аграрной сфере, обобщения статистических данных и социологических обследований различных субъектов собственности, хозяйствующих на земле, и изучения научной литературы.

Теоретические выводы исследования могут быть использованы в учебном процессе при разработке программ учебных курсов по экономической теории, экономике сельского хозяйства, государственному регулированию и экономической политике в аграрной сфере.

Непосредственное практическое значение состоит в возможности использовании органами краевой законодательной власти разработок по формированию рынков сельскохозяйственной продукции и обоснованию их количества.

Сформулированные в диссертации выводы и предложения по формированию и развитию предпринимательства в условиях формирования рынков сельскохозяйственной продукции носят универсальный характер и могут использоваться в регионах Российской Федерации.

Апробация работы.

Основные положения диссертационной работы докладывались и получили положительную оценку: на ежегодных региональных научно-практических конференциях СГАУ (2002;2004 гг.), на Всероссийских научно-практических конференциях г. Ставрополь (2004 г.).

Публикации. По материалам диссертации опубликовано 5 научных работ, общим объемом 3,5 п.л.

Структура диссертационной работы отражает логику, порядок исследования и решения поставленных задач. Диссертация изложена на 187 страницах машинописного текста, содержит 21 таблицу, 18 рисунков, 5 приложений, а также список использованных источников из 150 наименований.

Во введении обосновываются актуальность исследования, его цель и задачи, объект, предмет, инструментарно-методический аппарат, рабочая гипотезаположения, выносимые на защиту, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе «Теоретические основы формирования рынков сельскохозяйственной продукции и развитие предпринимательства в аграрной сфере» проводится оценка развития предпринимательской деятельности и рынков сельскохозяйственной продукции в аграрной сфере, выделяются основные рычаги воздействия государства на аграрный сектор экономики.

Во второй главе «Анализ развития предпринимательской деятельности в Ставропольском крае и оценка состояния сельскохозяйственных рынков» представлены исследования организационно-экономического развития рынка сельскохозяйственной продукции в Ставропольском крае, его конъюнктуры и структуры управления, а также положение предпринимательства.

Третья глава «Совершенствование экономического механизма регулирования предпринимательства и рыночной инфраструктуры» определены и обоснованы пути повышения эффективности управления рынком сельскохозяйственной продукции края, а также маркетинговой деятельностью субъектов предпринимательства, расположенных на территории Ставропольского края.

В заключении диссертации обобщаются результаты и формулируются выводы проведенного исследования.

1. Теоретические и методологические основы формирования и развития рынков сельскохозяйственной продукции в условиях предпринимательства.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Проведенные исследования организационного и экономического развития рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия Ставропольского края, анализ конъюнктуры и структуры управления рынком позволяют сделать следующие выводы:

1. Предпринимательство в сельском хозяйстве представляет собой систему социально-экономических и организационно-экономических отношений, складывающихся между индивидуальными собственниками средств производствафермерскими хозяйствами, партнерствами, коллективными предприятиями и государством, по поводу производства сельскохозяйственного сырья, его переработки и доставки готовой продукции конечному потребителю с наименьшими затратами.

2. Рынок сельскохозяйственной продукции и продовольствия представляет сложную динамическую систему. В его состав входит большое количество элементов: товарное предложение, покупательский спрос, уровень и структура цен, элементы инфраструктуры рынка и т. д. Эту сложность многократно усиливают связи и отношения, складывающиеся между элементами в процессе функционирования рынка.

3. Эффективность системы реализации сельскохозяйственных товаров зависит главным образом от применения, разработки и реализации маркетинговой деятельности, механизма государственной поддержки, включающей бюджетное финансирование, финансовое стимулирование, льготное кредитование и налогообложение, привлечение иностранных кредитов под гарантии правительства РФ, совершенствования внешнеторговой деятельности.

4. Переход к рыночным условиям хозяйствования обусловливает необходимость регулирования форм реализации при помощи рыночного механизма, который определяет условия обновления форм реализации. После проведенной приватизации государственной собственности, централизованная система распределения продовольствия полностью заменена отношениями свободной купли-продажи. Возникли нетрадиционные рыночные структуры, произошла диверсификация продуктовых цепочек на всех уровнях продуктовой вертикали, развивается конкурентная среда.

5. Существующие организационно-экономические условия реализации сельскохозяйственной продукции в Ставропольском крае отражают сложившуюся систему многоканальности сбыта продукции. Некоторые передовые хозяйства края, используя отечественный и зарубежный опыт, активизировали свою деятельность по реализации продукции. В других продолжает существовать система государственных заготовок при приоритетном экономическом положении предприятий перерабатывающей промышленности.

6. Установлено, что слабо развита переработка сельскохозяйственной продукции на предприятиях. Хозяйства края не имеют в достаточном количестве вспомогательных средств, цехов по переработке, хранению, упаковке. Переработка сосредоточена главным образом, на предприятиях районных центров, куда поступает около 70% сельскохозяйственной продукции. Не развита инфраструктура реализации. Остается низким уровень торгового обслуживания продовольственными товарами сельскохозяйственного назначения. Почти все мелкие производители реализуют свою продукцию на колхозных рынках.

7. Экономическая ситуация на рынке сельскохозяйственной продукции края требует координации объемов производства, системы' распределения и потребления этой продукции, развития новых форм реализации в рамках действия рыночного механизма. Большая часть рыночного спроса удовлетворяется за счет закупок сельскохозяйственной продукции предприятиями перерабатывающей промышленности. Роль других заготовительных организаций в насыщении потребительского спроса продукцией сельского хозяйства остается незначительной.

8. Позитивные тенденции развития • предпринимательства сопровождаются рядом негативных тенденций. В первую очередь сокращается производство сельскохозяйственной продукции и продовольствия отечественными товаропроизводителями. Наблюдается снижение платежеспособного спроса большей части населения, потребление основных продуктов сельского хозяйства на душу населения. В сферах распределения и обмена происходит неоправданное увеличение цен реализации из-за роста звенности товародвижения, увеличились диспропорции в перераспределении доходов между производителями и торговлей, не сформирована эффективная рыночная инфраструктура. Нет действенных рычагов управления рыночными процессами, организационно-экономического механизма регулирования с учетом интересов всех субъектов продовольственного рынка.

9. Организационная структура агропродовольственного рынка Ставропольского края включает сельское хозяйство, первичные рынки, перерабатывающие предприятия, предприятия пищевой промышленности, оптовое и розничное звено, общепит. Анализ общей ситуации обеспеченности края продовольственными товарами показал, что дефицит продовольствия не наблюдается, рынок достаточно насыщен, обширен ассортимент продукции. Производство сосредоточено в основном в хозяйствах населения и сельскохозяйственных предприятиях, они составляют основу сельскохозяйственного рынка. Анализ динамики производства уровня производства за ряд лет показал сокращение по многим видам продукции.

10. Изменения в организационной структуре управления на сельскохозяйственных предприятиях сводится только к совмещению некоторых должностей работников аппарата управления и не способствуют переориентации существующей системы управления предприятием на рыночную систему. Руководители не владеют достаточной экономической информацией о реальных и потенциальных возможностях предприятия, о его положении на рынке, о состоянии и тенденциях развития внешней среды, конъюнктуры рынка. Наблюдается недостаток специалистов в области маркетинга, у большинства хозяйств нет достаточных финансовых средств для организации полноценной маркетинговой службы.

Проведенные исследования позволяют сделать следующие предложения:

1. В Ставропольском крае назрела проблема разработки программы создания инфраструктуры и системы государственного регулирования эффективного регионального оптового рынка сельскохозяйственной продукции, базирующегося на новой технологической основе организации торгов — электронных торгах. Поскольку в основе электронной торговли лежат информационные сети и потоки, интегрированные в сеть Интернет, то это будет способствовать предотвращению криминализации рыночных процессов, уклонения от налогов, упорядочению миграции капитала. Внедрение предложенных схемных решений товарно-денежного оборота при поставках сельскохозяйственной продукции и материально-технических ресурсов будет способствовать активизации государственного и муниципального заказов в целях стабилизации регионального рынка.

2. Формирование оптового продовольственного рынка в форме открытого акционерного общества, предполагающего объединение коммерческих и продовольственных структур с обязательным вовлечением сельскохозяйственных товаропроизводителей края, а также участием муниципалитета, как инициативного регулирующего субъекта.

3. Предложен вариант размещения оптовых рынков сельскохозяйственнойпродукции на территории Ставропольского края и получен оптимальный план снабжения рынков плодоовощной продукции.

4. Создание маркетингового центра в форме ассоциации производственно-коммерческого предпринимательства в сельском хозяйстве для расширения их маркетинговых возможностей и укрепления рыночных позиций, повышения конкурентоспособности продукции.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Земельный кодекс Российской Федерации. М.: «ЭКМОС», 2002. — 95 с.
  2. Закон РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве «// Ставропольская правда. 1990. — 29 ноября.
  3. Закон РФ «О плате за землю» // Советская Россия. 1991.- 11 января.
  4. Федеральный закон «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» // Российская газета.- 1994. 29 ноября.
  5. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» // Российская газета. 1995. — 30 мая.
  6. Федеральный закон «О государственном регулировании агропромышленного производства» // Экономика сельского хозяйства России. 1997. — № 9. — С. 18−20.
  7. Федеральный закон «О землеустройстве» // Экономика сельского хозяйства России, 2001. № 8. — С. 17−19.
  8. Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». М.: «ЭКМОС», 2002. — 16 с.
  9. Федеральный закон «О разграничении государственной собственности на землю» // Экономика сельского хозяйства России. 2001. — № 9. — С. 17−19.
  10. Федеральный закон «Об индексации ставок земельного налога» // Экономика сельского хозяйства России. 2002. — № 1. — С. 33−35.
  11. Указ президента РФ «О реформировании хронически неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций (предприятий)» // Экономика сельского хозяйства России, 1997. -№ 10. С. 21−22.
  12. Указ президента РФ «О распределении средств, поступающих от продажи гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной собственности, или права их аренды» // Экономика сельского хозяйства России, 2001. № 4. — С. 17−19.
  13. Постановление правительства РФ «О мерах по стабилизациипотребительского рынка Российской Федерации» // Российская газета. 1998. -12 октября.
  14. Постановление правительства РФ «О ценовой политике в сфере агропромышленного производства» // Российская газета. 1999. — 9 апреля.
  15. Постановление правительства РФ «О государственной поддержке развития фермерства и других субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве» // Экономика сельского хозяйства России, 2001. № 2. -С. 19−20.
  16. Постановление правительства РФ «Об утверждении правил осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» // Российская газета. 2001. — 4 сентября.
  17. Постановление правительства РФ «О государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства» // Экономика сельского хозяйства России, 2002. № 1. — С. 33−35.
  18. Постановление правительства РФ «О предоставлении в 2002 году субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных программ и мероприятий в сельском хозяйстве» // Экономика сельского хозяйства России, 2002. № 3. — С. 33−35.
  19. Постановление правительства РФ «Об утверждении положения о лицензировании деятельности по хранению зерна и продуктов его переработки» // Экономика сельского хозяйства России, 2002. № 9. — С. 3335.
  20. Постановление правительства РФ «О совершенствовании лизинговой деятельности в агропромышленном комплексе РФ» // Экономика сельского хозяйства России, 1997. № 12. — С. 20−21.
  21. Постановление правительства РФ «О критериях отнесениясельскохозяйственных организаций к сельскохозяйственным организациям индустриального типа» // Экономика сельского хозяйства России, 2002. № З.-С. 33−35.
  22. Постановление правительства РФ «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» // Земля и люди, 1991. № 2. — С. 3−5.
  23. Концепция становления и развития экономики Ставропольского края на 2002 2006 годы // Ставропольская правда. — 2002. — 15 июня.
  24. Комплексная программа развития инфраструктуры товарных рынков РФ на 1998 2005 годы // Российская газета. — 1998. — 1 июля.
Заполнить форму текущей работой