Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развлекательные программы на радио. 
Влияние на молодежную аудиторию

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретико-методологической базой исследования стали: теория «диалога культур» и семиотические концепции (М.М.Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, У. Эко); психологические теории, отражающие особенности возрастного развития (И.С.Кон, Л. С. Выготский, Р. Немов, Ж. Пиаже, Д. Б. Эльконин и др.); концептуальные идеи раскрывающие социально-психологические проблемы воздействия массовых коммуникаций… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО РАДИОВЕЩАНИЯ
    • 1. 1. Радиостанции России: специфика вещания и аудитория
    • 1. 2. Типологическая характеристика современного радиовещания
  • ГЛАВА 2. МОЛОДЕЖНАЯ АУДИТОРИЯ И СМИ В РОССИЙСКОМ КОММУНИКАТИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
    • 2. 1. Психолого-педагогические особенности возраста старшеклассников
    • 2. 2. Влияние средств массовой коммуникации на формирование ценностных ориентаций и норм поведения подростков
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Развлекательные программы на радио. Влияние на молодежную аудиторию (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На рубеже ХХ и ХХI веков произошла окончательная переориентация молодёжной аудитории от печатного текста к аудиовизуальному. Огромную значимость для любого человека, а для молодого — особенно, приобрели масс-медиа, становясь для человека средством восприятия, познания и освоения окружающего мира.

Средства массовой коммуникации сегодня представляют собой систему неформального образования и оказывают значительное влияние на усвоение населением социальных норм и ценностных ориентаций личности.

В этих условиях самыми незащищёнными оказываются дети и молодежь: именно они существенно зависят от различного рода информационно-психологических воздействий. Одна из причин этого доверчивость в восприятии информации, а также недостаточный жизненный опыт.

Медиа, являясь одним из важнейших источников социализации личности, отрывают людей от реальности, предлагая целую индустрию ощущений взамен полноценных отношений, а также готовые образцы мыслей и поступков, оказывая манипулятивное воздействие на аудиторию.

В такой ситуации особую значимость приобретают радиопередачи развлекательного характера, рассчитанные на молодежную телеаудиторию, сейчас это — особенно популярные и яркие образцы массовой культуры.

По мнению экспертов [7], такого рода молодежные радиопередачи не являют собой образца информационной безопасности ценностно-смыслового, коммуникативного, поведенческого и личностного критерия.

Такого рода медиатексты, на наш взгляд, обладают значительными манипулятивными возможностями и часто опасны — как для физического и психического здоровья, так и для становления личности ребенка, подростка.

Конечно, не все подобные радиопередачи несут негативную информацию. Но многие молодежные радиопередачи развлекательного характера идущие в эфире ежедневно в течение нескольких лет, несомненно, имеют большое формирующее негативное влияние на вкусы современного молодого поколения.

Таким образом, становится очевидной необходимость развития критического мышления аудитории, однако не в смысле абсолютно негативного и все отрицающего. Речь идет о развитии умений ставить перед собой проблемы и вопросы, искать объяснение непонятной информации, анализировать, интерпретировать, оценивать медиатексты, находить в них скрытый смысл, выявлять манипулятивные возможности. А это посильно только медиакомпетентному человеку.

Не секрет, что сегодня именно система образования, ее качества, концепция определяют подрастающего поколения, в связи с чем особую актуальность приобретает медиаобразование, которое подразумевает обучение школьников и студентов закономерностям массовой коммуникации. Основной задачей медиаобразования является подготовка нового поколения для жизни в современных условиях всепроникающей информации, к ее восприятию, правильному пониманию. Важной задачей в этих условиях медиаобразование видит осознание степени последствий воздействия информации на психику.

Вопросы медиаобразования исследовали многие отечественные и зарубежные авторы [Усов Ю.Н., 1981, 1989, 1993, 1995, 2000; Зазнобина Л. С., 1996, 1998; Спичкин А. В., 1999; Шариков А. В., 1989, 1991; Федоров А. В., 1986, 1989, 1990, 1994, 1999, 2001;2008; Мастерман Л., 1985, 1997 и др.]. В настоящее время разработано немало концептуальных подходов и в сфере влияния телепередач на несовершеннолетнюю аудиторию [Левшина И.С., 1983; Полуэхтова И. А., 2003; Собкин В. С., 2000; Федоров А. В., 2001;2008; Шариков А. В., 1991 и др.], развития критического мышления [Мастерман Л., 1993, 1997; Симэли Л. М., 2000; Стил Дж., Меридит К., Темплер Ч., Уолтер С., 1997; Брайант Дж., Томпсн С., 2004; Заир-Бек С.И., Муштавинская И. В., 2003, 2004 и др.]. Вместе с тем, особенности влияния медиатекстов наиболее популярных молодежных передач развлекательного жанра на несовершеннолетнюю аудиторию, как и медиаобразовательный потенциал такого рода радиопередач пока еще не получили должного освещения в спектре научных исследований в области медиапедагогики и развития критического мышления.

Несмотря на выявленные исследователями сильные, часто негативные влияния современных молодежных радиопередач на несовершеннолетнюю аудиторию, в практической педагогической деятельности учителя все еще редко используют медиатексты для развития критического мышления школьников. Из этого становится явным противоречие между необходимостью развития критического мышления учащихся по отношению к медиатекстам молодежных радиопередач (особенно наиболее популярного развлекательного жанра) и неполной разработкой методов внедрения медиаобразования в учебный процесс современной школы.

Исходя из данного противоречия нами определена цель работы изучение влияния на молодежную аудиторию современных развлекательных программ на радио.

Цель исследования — разработка педагогической модели развития критического мышления старшеклассников средствами анализа медиатекстов популярных молодежных телепередач.

В соответствии с целью были определены задачи исследования:

1) определить роль и место популярных молодежных радиопередач как одного из проводников массовой культуры на современном социокультурном этапе;

2) проанализировать коммуникационные ориентации, предпочтения старшеклассников, особенности влияния на них медиатекстов молодежных радиопередач (в первую очередь, наиболее популярного развлекательного жанра);

3) обосновать необходимость использования такого рода телевизионных медиатекстов как средства развитие критического мышления учащихся, проанализировать механизмы развития критического мышления старшеклассников;

Теоретико-методологической базой исследования стали: теория «диалога культур» и семиотические концепции (М.М.Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, У. Эко); психологические теории, отражающие особенности возрастного развития (И.С.Кон, Л. С. Выготский, Р. Немов, Ж. Пиаже, Д. Б. Эльконин и др.); концептуальные идеи раскрывающие социально-психологические проблемы воздействия массовых коммуникаций (Р.Харрис, А. Бергер, Д. Брайант, С. Томпсон и др.), исследования по проблемам медиаобразования (К.Бэзэлгэт, Л. Мастерман, Л.С.Зазнобина); основные концептуальные подходы к развитию критического мышления (Л.Мастерман, Л. М. Симэли, Дж. Стил, К. Меридит, Ч. Темплер, С. Уолтер, С.И.Заир-Бек, И. В. Муштавинская и др.).

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения; двух глав; заключения, включающего выводы и списка использованной литературы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. П. Конвергенция медиа и журналистика / Г. П. Бакулев — М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2006.
  2. Н.С., Дебабова А.А и др. Отечественное радиовещание на современном этапе: Сб.ст.М., 1998.
  3. С., Коробицын В.Радиостанции России. Государственное и независимое вещание. М., 2002.
  4. Индустрия рейтингов: Введение в медиаметрию: Учебное пособие для студентов вузов / И. Д. Фомичева. — М.: Аспект Пресс, 2004.
  5. В.А. Радио в Интернете, 2008. — Сер. Филология. Журналистика. — № 1 — С. 103−110.
  6. Е.П. Технология СМИ. Выразительные средства телевидения и радио: Учеб. пособ. СПб., 1999.
  7. Предпочтения радиослушателями различных типов передач и ожидания аудитории по размещению радиопрограмм (результаты социологического опроса) / А. В. Шариков. — М.: ВГТРК, 1997.
  8. Радиовещание в Интернете: принципы функционирования, типология и структура сайтов. Канд. филолог, наук. / В. А. Колодкин. — Воронеж. 2005.
  9. Радио: музыкальное, новостное, общественное… / [под ред. В. А. Сухаревой, А. А. Аллахвердова]. — М.: Фонд независимого радиовещания, 2001.
  10. Радиожурналистика. Шерель А. А — 2-е изд. — М.: Изд-во МГУ, 2006.
  11. Российский FM: музыка в эфире: учебно-методическое пособие / Т. Ю. Пынина. — М.: МГУ, 2003.
  12. .М. Философские проблемы массовой информации и телерадиокоммуникации. — М., 1999.
  13. Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов/ Я. Н. Засурский, М. А. Алексеева, Л. Д. Болотова и др.; под ред. Я. Н. Засурского. — М.: Аспект Пресс, 2003.
  14. Л. Г., Ширяева А. А. Материалы, документы, публикации // Вест. Моск. гос. ун-та. Сер. 10, Журналистика. — 2005. — № 2. С. 24.
  15. В.В. Жанры радиожурналистики: Учебное пособие для вузов / В. В. Смирнов. — М.: Аспект Пресс, 2002.
  16. П.В. Интернет-СМИ : системные характеристики радиовещания. канд. филол. наук: 10.01.10. — М., 2007.
  17. М.В. Средства массовой информации: системные характеристики. — М.: Изд-во МГУ, 2005.
Заполнить форму текущей работой