Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Самоактуализация как фактор преодоления психологических барьеров у студентов-психологов в процессе профессиональной подготовки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Психологический барьер «агрессия», снижающий учебную активность студентов-психологов, характерен для 45% студентов третьего курса и 11% студентов пятого курса. При этом следует отметить, что среди первокурсников данный барьер не выявлен. В процессе профессиональной подготовки это затруднение проявляется во враждебном настроении студентов по отношению к учебному процессу. Для студентов-психологов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические исследования психологических барьеров у студентов-психологов в процессе профессиональной подготовки
    • 1. 1. Основные подходы к изучению психологических барьеров в зарубежной и отечественной психологии
    • 1. 2. Сущность психологических барьеров
    • 1. 3. Особенности возникновения психологических барьеров у студентов-психологов в процессе профессиональной подготовки
  • Глава 2. Самоактуализация как психологический феномен
    • 2. 1. Теоретические подходы к понятию самоактуализации личности
    • 2. 2. Психологическая сущность самоактуализации личности
    • 2. 3. Специфика самоактуализации у студентов-психологов в процессе профессиональной подготовки
  • Глава 3. Эмпирическое исследование самоактуализации как фактора преодоления психологических барьеров у студентов-психологов в процессе профессиональной подготовки
    • 3. 1. Организация и методы исследования
    • 3. 2. Эмпирическое исследование психологических барьеров у студентов-психологов в процессе профессиональной подготовки
    • 3. 3. Эмпирическое исследование самоактуализации у студентов-психологов в процессе профессиональной подготовки
    • 3. 4. Эмпирическое исследование влияния самоактуализации на преодоление психологических барьеров у студентов-психологов в процессе профессиональной подготовки

Самоактуализация как фактор преодоления психологических барьеров у студентов-психологов в процессе профессиональной подготовки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях социально-экономических изменений, происходящих в современном обществе, важную роль в становлении специалиста играет профессиональное образование. В период обучения в вузе у студента происходят наиболее существенные изменения как в его самосознании, так и в личности в целом.

Психологическая наука достигла весомых результатов в рассмотрении специфики различных профессий, но остается недостаточно освещенной психологическая профессия, ее особенности.

Массовая подготовка специалистов психологического профиля без соответствующей сформированной профессиональной направленности приводит к тому, что процент студентов, поступающих на психологические факультеты, не соответствует проценту работающих по специальности.

Одним из недостатков подготовки специалистов, в том числе и психологов, на сегодняшний день является господство в высшей школе гностического подхода, в рамках которого основной образовательной задачей считается формирование у студентов прочных научно-предметных знаний, что само по себе является необходимой, но недостаточной составляющей подготовки высококвалифицированных специалистов-психологов.

Образовательная система вуза готовит в настоящее время студента-психолога, главным образом владеющего определенным инструментарием для профессиональной работы, а не специалиста, способного самостоятельно осваивать и творчески воплощать эффективные технологии в своей будущей профессии. В итоге, выходит специалист, способный лишь подчиняться общепринятым принципам работы и выполнять определённый набор усвоенных им методик и техник в работе с клиентом.

В процессе обучения в вузе у студентов-психологов возникают различного рода затруднения, комплексы, которые, оставшись неразрешенными, приводят к различного рода личностным кризисам и выступают в качестве психологических барьеров: социальных, ценностных, духовных, нормативных, возникающих на различных этапах профессиональной подготовки.

Сегодня вырабатывается новое представление о профессионале-психологе как о гибкой саморазвивающейся и самоактуализирующейся личности, способной профессионально грамотно решать не только проблемы клиентов, но и свои собственные (Бондаренко А.Ф., Вишняков И. А., Габдреев Р. В., Дубровина И. В., Кабиров Ф. З., Лебедчук П. В., Ляудис В .Я., Маркова А. К., Пинегина Н. М., Поддубная Т. К., Шарапов O.A. и др.).

Таким образом, возрастающая значимость проблемы самоактуализации личности будущего специалиста, с одной стороны, и недостаточная изученность проблемы преодоления психологических барьеров, возникающих у студентов в процессе обучения в вузе, с другой стороны, определяет актуальность диссертационного исследования.

Объект исследования — психологические барьеры у студентов-психологов, возникающие в процессе профессиональной подготовки.

Предмет исследования — самоактуализация как фактор преодоления психологических барьеров студентами-психологами в процессе профессиональной подготовки.

Цель исследования заключается в выявлении влияния самоактуализации личности на преодоление психологических барьеров студентами-психологами в процессе профессиональной подготовки.

В основу исследования была положена рабочая гипотеза, состоящая из следующих основных допущений:

— если в процессе профессиональной подготовки уровень самоактуализации личности у студента-психолога низкий, то преодоление возникающих у него психологических барьеров, проявляющихся в виде различного рода затруднений в самовыражении (неуверенности в себе, тревоге перед будущей профессиональной деятельностью, конформном поведении), затруднительно;

— если в процессе профессиональной подготовки у студента-психолога уровень самоактуализации личности высокий, то преодоление психологических барьеров осуществляется более успешно и ведет к его личностному развитию.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой в работе решались следующие задачи:

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность, структуру и функции психологических барьеров у студентов-психологов.

2. Раскрыть сущностные характеристики самоактуализации личности, особенности ее проявления и развития у студентов-психологов в процессе профессиональной подготовки.

3. Выявить психологические барьеры у студентов-психологов в процессе профессиональной подготовки.

4. Эмпирическим путем определить влияние самоактуализации на преодоление психологических барьеров у студентов-психологов.

Методологической основой исследования являются:

— идеи личностно-деятельностного подхода в психологии (Абульханова-Славская К. А, Ананьев Б. Г., Выготский Л. С., Запорожец A.B., Леонтьев А. Н., Рубинштейн С. Л. и др.);

— общепсихологический принцип детерминизма (Асеев В.Г., Асмолов А. Г., Орлов А. Б., Рубинштейн С.Л.), который понимается в психологии как закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов;

— принцип активности личности (Петровский A.B., Петровский В. А., Узнадзе Д. Н. и др.).

Теоретической основой исследования являются:

— теоретические положения о профессиональном образовании и профессиональной деятельности (Климов Е.А., Кузьмина Н. В., Маркова А. К., Пова-ренков Ю.П., Пряжников Н. С., Шадриков В. Д. и др.);

— теоретические положения о психологических барьерах (Маркова А.К., Сластенин В. А., Шакуров Р.Х.);

— концепция самоактуализации (Маслоу А., Роджерс К., Шостром Э. и др-);

— положения о современном состоянии и инновационных формах профессиональной подготовки студентов-психологов в вузах (Бондаренко А.Ф., Габд-реев Р.В., Ляудис В. Я. и др.).

В исследовании использовались методы, применение которых определялось спецификой решения исследовательских задач: наблюдение, анкетирование, индивидуальная беседа со студентами, метод экспертной оценки, анализ продуктов деятельности, констатирующий эксперимент, методы математической статистики: описательная статистика, методы корреляционного и факторного анализов, проведенные с помощью пакета программ STATISTICA for Windows — 98 и Microsoft Excel — 98.

В качестве диагностических процедур применялись специальные методики, адаптированные к предмету и объекту исследования: «Методика диагностики психических состояний» Г. Айзенка- «Методика определения доминирующего состояния» JI.B. Куликова, «Методика изучения психических состояний студентов» А. О. Прохорова, «Самоактуализационный тест», адаптированный Э. Шостром.

Эмпирическая база и этапы исследования. Исследование проводилось на базе Омского государственного педагогического университета в течение 2001;2006 годов. В качестве испытуемых выступили студенты-психологи 3 курса в количестве 60 человек.

На первом этапе (2001 — 2002 гг.) осуществлялся анализ теоретических положений, раскрывающих природу, сущность, функции психологических барьеров и феномена самоактуализации. Определялись научная концепция исследования, понятийный аппарат, цель, задачи, гипотеза.

На втором этапе (2002 — 2003 гг.) производился подбор диагностических методик, формировалась выборка испытуемых, проводилось первичное пилотажное исследование.

На третьем этапе (2003 — 2004 гг.) осуществлялась диагностика психологических барьеров и самоактуализации, а также проводилась математическая обработка данных по выявлению взаимосвязи показателей самоактуализации и показателей психологических барьеров.

На четвертом этапе (2004 — 2006 гг.) в соответствии с заключительным анализом и систематизацией полученных данных разрабатывались и апробировались в учебном процессе психолого-педагогические рекомендации по созданию оптимальных условий преодоления психологических барьеров у студентов-психологов в процессе профессиональной подготовки.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— установлено, что психологические барьеры, возникающие у студентов-психологов в процессе профессиональной подготовки, являются результатом рассогласования между идеальным образом профессионального психолога и реальными индивидуально-личностными особенностями студента-психолога;

— выявлено и обосновано, что основными психологическими барьерами у студентов-психологов являются высокий уровень тревожности, самокритичности, ригидности и фрустрированности;

— раскрыта сущность и выделены уровни процесса самоактуализации, обусловленные степенью развития гибкости поведения, сензитивности, спонтанности, синергичности, самопринятия, познавательной активности студентов;

— теоретически доказано и эмпирически подтверждено влияние уровня самоактуализации на преодоление психологических барьеров у студентовпсихологов.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

— на основе анализа психологической литературы раскрыты сущностные характеристики психологических барьеров, выявлен механизм их возникновения, специфика проявления и определены функции;

— уточнено понятие психологического барьера как психического состояния, обусловленного рассогласованием между идеальным образом профессионального психолога и реальными представлениями о себе в сознании студента-психолога, переживаемое им как трудность и выражающееся в поведении в виде неадекватного снижения активности.

— осуществлено теоретическое обобщение крупной научной проблемысамоактуализации, раскрыты особенности ее проявления и развития у студентов-психологов.

Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что полученные результаты непосредственно связаны с задачами совершенствования профессиональной подготовки студентов-психологов в вузе. Разработанные психолого-педагогические рекомендации по преодолению психологических барьеров у студентов-психологов могут быть использованы для более эффективной организации учебного и воспитательного процессов в вузе, в профессиональной диагностике абитуриентов, студентов и выпускников вуза, в системе послевузовского образования. Кроме того, материалы исследования могут быть использованы в качестве специального учебного курса, направленного на развитие процесса самоактуализации личности и преодоления психологических барьеров у студентов-психологов.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивалась репрезентативностью выборки, использованием надежных и валидных, адаптированных методик, адекватных предмету изучения, а также применением соответствующих методов математической обработки.

Апробация и внедрение результатов. Апробация основных положений диссертационного исследования осуществлялась на заседаниях кафедр общей и педагогической психологии, практической психологии Омского государственного педагогического университета.

Основные положения исследования прошли апробацию на научных конференциях: «Социальная работа с молодежью: психологические и социально-педагогические аспекты» (Омск, 2004) — «Наука и образование: проблемы и перспективы» (Тара, 2004) — «Инновационные процессы в теории и практике современного образования» (Омск, 2005).

Результаты исследования положены в основу спецкурса «Основы преодоления психологических барьеров», читаемого автором на факультете психологии и педагогики ОмГПУ.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Психологический барьер — это переживаемая трудность, выражающаяся в неадекватном снижении активности студента-психолога. Психологические барьеры у студентов-психологов проявляются в тревоге перед будущей профессией, ригидности в процессе освоения знаний, агрессивности по отношению к себе и окружающим. В развитии личности студента-психолога психологические барьеры выполняют следующие функции: индикаторная — сигнализирует о назревшем противоречиистимулирующая — активизирует творческую активность в деятельноститормозящая — останавливает деятельность и снижает активность.

2. Актуализация психологических барьеров у студентов-психологов в процессе профессиональной подготовки происходит при обострении противоречия между индивидуально-личностными особенностями студентов и социально-нормативными требованиями, предъявляемыми к их учебной и будущей профессиональной деятельности.

3. Самоактуализация выступает фактором преодоления психологических барьеров у студентов-психологов. У студентов с низким уровнем самоактуализации выявляется наибольшее количество психологических барьеров, снижающих эффективность процесса профессиональной подготовки. Низкий уровень 9 самоактуализации выражается в неправильной ориентации во времени, слабо выраженных ценностных ориентациях, искаженном взгляде на природу человека, в слаборазвитых способностях к спонтанности, сензитивности, синергично-сти, неадекватной самокритичности, в заниженном уровне познавательных потребностей и творческой активности. Высокий уровень самоактуализации обуславливает эффективное преодоление студентом-психологом психологических барьеров, ведущее к его личностному развитию.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 196 источников, и 6 приложений. Текст иллюстрирован 11 таблицами, отражающими основные положения и результаты исследования.

Результаты исследования студентов-психологов по методике «Диагностика психических состояний» Г. Айзенка.

Психологические барьеры Общее количество студентов (%).

1 курс 3 курс 5 курс ф* критерий Фишера.

Тревога 77 75 75 2,23*.

Фрустрация 69 73 59 3,34**.

Агрессия — 45 11 1,76**.

Ригидность 74 64 40 1,36*.

Примечание: * р<0,05- **р<0,01.

Как видно из таблицы 7, так же, как и в предыдущем исследовании, очень высокие количественные показатели на всех исследуемых курсах имеет психологический барьер «тревога» характерный для 77% студентов первого курса, 75% студентов третьего курса и 75% студентов 5 курса.

Наряду с этим, отмечается очень большое количество студентов, для которых характерен психологический барьер «фрустрация»: 69% студентов пер-I вого курса, 73% студентов третьего курса и 59% студентов пятого курса. Данный барьер возникает при столкновении студентов с противоречиями, возникающими у них в сознании между «Я-реальным» и «Я-идеальным» образами специалиста-психолога. При этом возможность преодоления этого противоречия представляется студентам крайне затруднительной. В этот период у студентов возникает дезорганизация сознания и учебной активности, снижается самооценка. Вследствие данных причин, в процессе профессиональной подготовки снижается учебная активность, наблюдается снижение интереса к будущей профессии, обесцениваются или безосновательно занижаются собственные способности. Г.

Как показывают результаты исследования, для 74% студентов первого курса, 64% студентов третьего курса и 70% студентов пятого курса характерен психологический барьер «ригидность» Данный барьер вызывает у студентов снижение учебной активности при решении творческих учебных задач, а также при переключении их с одной учебной деятельности на другую. Основным проявлением ригидности у студентов-психологов считается однотипность и стандартность в выполнении различных по своему содержанию учебных заданий. Для студентов, имеющих данный психологический барьер характерно снижение творческой активности, отсутствие стремления искать новые способы решения проблем. Кроме этого, у студентов наблюдается склонность к подражанию и копированию чужих действий и идей без привнесения собственных авторских решений.

Психологический барьер «агрессия», снижающий учебную активность студентов-психологов, характерен для 45% студентов третьего курса и 11% студентов пятого курса. При этом следует отметить, что среди первокурсников данный барьер не выявлен. В процессе профессиональной подготовки это затруднение проявляется во враждебном настроении студентов по отношению к учебному процессу. Для студентов-психологов характерно обострение конфликтов с преподавателями. Причем конфликты чаще всего носят скрытый характер и проявляются в косвенном выражении неудовольствия: пропуск занятий, игнорирование. Как показывают наблюдения, у студентов третьего и пятого курсов обостряются отношения с однокурсниками, выражающиеся в некорректных замечаниях по поводу учебных действий последних, безосновательной критике, что в свою очередь негативно отражается на продуктивности учебных занятий. «Агрессивность» крайне затрудняет организацию групповой работы на учебных занятиях, так как многие студенты-психологи отказываются от сотрудничества с однокурсниками.

Что касается студентов первого курса, то можно сделать вывод, что на данном этапе профессиональной подготовки студенты не склонны к конфликтам, поскольку отношения с преподавателями и однокурсниками находятся у них в процессе первоначального становления.

Исходя из анализа полученных результатов, можно сказать, что все представленные в данной методике психологические барьеры характерны для.

120 преобладающего количества студентов-психологов первого, третьего и пятого курсов, исключение только составляет психологический барьер «агрессия», нехарактерный для первокурсников.

Подводя итоги исследования психологических барьеров у студентов-психологов исследуемых курсов, мы обобщили данные, полученные в ходе анализа результатов проведенных методик, и выделили основные, наиболее характерные для них психологические барьеры: раскованность, ригидность тревога, агрессия, фрустрация, эмоциональное возбуждение.

Результаты данного анализа представлены в таблице 8 и приложении 1.

Заключение

.

В нашей работе была предпринята попытка применения личностно-деятельностного и экзистенциально-гуманистического подходов к изучению психологических барьеров и самоактуализации у студентов-психологов в процессе профессиональной подготовки. Последовательное решение задач позволило нам получить данные о психологической сущности, особенностях проявления, функциях и типологии таких психологических категорий, как психологический барьер и самоактуализация.

Предпринятый анализ теоретических и экспериментальных исследований психологических барьеров позволил выявить многообразие и неоднозначность мнений как в зарубежной, так и в отечественной психологии в определении трактовки типологии, психологической сущности и природы данного понятия. При этом было установлено, что на сегодняшний день большинство исследователей придерживаются мнения, что психологический барьер — это психическое состояние, переживаемое как трудность, проявляющееся в неадекватном снижении активности человека. Психологические барьеры, возникающие у студентов-психологов в процессе профессиональной подготовки, обусловлены противоречием, возникающим в сознании студентов между идеальным образом профессионального психолога и своими реальными возможностями соответствовать данному образу. В качестве основных функций психологических барьеров были определены индикаторная функция (психологические барьеры сигнализируют о назревшем нарушении в деятельности), стимулирующая (психологические барьеры могут стимулировать развитие при условии адекватного осознания личностью критической ситуации и наличии у неё ярко выраженной потребности в актуализации своих потенциальных возможностей и способностей), тормозящая (при определённых условиях психологические барьеры могут препятствовать развитию). В связи с этим возникло предположение, что.

148 психологические барьеры при определенных условиях могут не только препятствовать личностному развитию студентов-психологов, но и при определенных условиях стимулировать его.

Для того чтобы подтвердить данное теоретическое предположение, автором была предпринята попытка детального анализа самоактуализации личности, а именно ее структуры, основных характеристик и роли в личностном и учебно-профессиональном развитии человека. В ходе данного анализа мы выяснили, что самоактуализация представляет собой сложный многофункциональный и многослойный психологический феномен, представляющий собой непрерывный процесс самовыражения, самоутверждения и саморазвития человека, выражающийся в полной самореализации им потенциальных возможностей.

Исследование самоактуализации личности позволило нам выделить такие ее сущностные характеристики, как стремление человека к интеграции и си-нергичности, индивидуальные различия потенциальных возможностей людей и направленность. В логике заявленной проблемы исследования нами был проведен теоретический анализ исследований, посвященных изучению особенностей самоактуализации студентов-психологов в процессе профессиональной подготовки. На этом этапе исследования было выявлено, что самоактуализация студентов-психологов рассматривается как интеграция профессионального и личностного роста, заключающаяся в формировании у студентов-психологов профессионального мировоззрения, позиции и способности преобразовывать себя.

Проведенный теоретический анализ в итоге позволил сделать вывод, что в большинстве исследований, проводимых в различных психологических школах и направлениях, исследование психологических барьеров строилось в основном на определении сущности, типологии, причин возникновения и способов их преодоления в различных сферах жизнедеятельности человека, но при этом практически неизученной осталась проблема психологических барьеров и роли.

149 самоактуализации в их преодолении у студентов-психологов в процессе профессиональной подготовки.

Эмпирическое исследование психологических барьеров, актуализирующихся у большинства студентов-психологов первого, третьего и пятого курсов в процессе профессиональной подготовки, позволило нам выделить психологические барьеры, снижающие учебную активность студентов и проявляющиеся в виде различных психических состояний, обусловленные противоречием в сознании студентов-психологов между идеальным образом профессионального психолога и реальными представлениями о своих индивидуально-личностных способностях соответствовать данному образу. В ходе анализа полученных результатов, мы пришли к выводу, что для студентов-психологов первого, третьего и пятого курсов наиболее характерны такие психологические барьеры, как «тревога», выявлена у 64% студентов первого курса, 80% студентов третьего курса и 70% студентов пятого курса- «фрустрация», характерна для 72% студентов первого курса, 73% студентов третьего курса и 40% студентов пятого курса- «ригидность» наблюдается у 70% студентов первого курса, 64% студентов третьего курса и 15% студентов пятого курса- «раскованность», выявлена у 5% студентов первого курса, 60% студентов третьего курса и 78% студентов пятого курса- «агрессия», характерна для 42% студентов третьего курса и 52% студентов пятого курса- «эмоциональная неустойчивость», наблюдается у 20% студентов первого курса, 32% студентов третьего курса и 25% студентов пятого курса.

Исследование самоактуализации студентов-психологов первого, третьего и пятого курсов показало, что среди испытуемых большинство студентов обладают низким уровнем самоактуализации.

Проведенный корреляционный и факторный анализ позволил установить влияние самоактуализации на преодоление психологических барьеров студентами-психологами в процессе профессиональной подготовки. При этом было выявлено, что студентам с низким уровнем самоактуализации присуще наибольшее количество психологических барьеров, снижающих эффективность процесса профессиональной подготовки. Низкий уровень самоактуализация выражается в несамостоятельности, пассивности, тревожности, замкнутости, затруднениях в самовыражении и проявляется в виде неуверенности студентов в себе, страхах, неадекватной раскованности, агрессивности, состоянии отчаяния. Высокий же уровень самоактуализации обуславливает эффективное преодоление психологических барьеров студентов-психологов. Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Психологический барьер — это переживаемая трудность, выражающаяся в неадекватном снижении активности студента-психолога. Психологические барьеры обусловлены внутриличностным противоречием между идеальными представлениями студента о профессиональном психологе и его реальными возможностями. В развитии личности студента — психолога психологические барьеры выполняют следующие функции: индикаторная — сигнализируют о назревшем противоречиистимулирующая — активизируют творческую активность в деятельноститормозящая — останавливают деятельность и снижают активность.

2. Актуализация психологических барьеров в виде психологических состояний у студентов — психологов в процессе профессиональной подготовки происходит при обострении противоречия между индивидуально-личностными особенностями студентов и социально-нормативными требованиями, предъявляемыми к их учебной и будущей профессиональной деятельности.

3. Выявлено, что самоактуализация влияет на преодоление человеком психологических барьеров. У студентов с низким уровнем самоактуализации выявляется наибольшее количество психологических барьеров, снижающих эффективность процесса профессиональной подготовки. Низкий уровень самоактуализация выражается в несамостоятельности, пассивности, тревожности, замкнутости, затруднениях в самовыражении и проявляется в виде неуверенности студентов в себе, страхах, неадекватной раскованности, агрессивности, со.

151 стоянии отчаяния. Высокий уровень самоактуализации обуславливает эффективное преодоление психологических барьеров.

5. В результате эмпирического исследования установлено наличие связей между показателями психологических барьеров и показателями самоактуализации. Это подтверждает выдвинутую нами гипотезу, что самоактуализация является фактором преодоления психологических барьеров.

Основываясь на результатах, полученных в ходе теоретического и эмпирического исследования влияния самоактуализации на преодоление психологических барьеров у студентов-психологов в процессе профессиональной подготовки, в качестве психолого-педагогических мероприятий, направленных на развитие самоактуализации, с целью повышения эффективности преодоления психологических барьеров у студентов психологов в процессе профессиональной подготовки мы предлагаем, дополнительный диагностический материал, для более детального исследования психологических барьеров и характерных черт самоактуализирующейся личности (см. приложение 5 и приложение 6).

Проведенное исследование не в полной мере раскрывает всю сложность и глубину проблемы преодоления психологических барьеров. В перспективе возможно более детальное рассмотрение дополнительных факторов, влияющих на преодоление психологических барьеров у студентов-психологов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , К. А. Психология и сознание личности / К.А. Абульха-нова // Избранные психологические труды. М.: МПСИ- Воронеж: НПО МОДЭК, 1999. — С. 92 — 106.
  2. Абулъханова-Славская, К.А., Брушлинский, A.B. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения / К.А. Абульханова-Славская К.А., A.B. Брушлинский -М., 1989.-248 с.
  3. , А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. М.: Академия, 1993. — 230 с.
  4. , Е.Е. Теория и методика развития творческого потенциала студентов вуза Автореф. Дисс. док. пед. наук / Е. Е. Адакин Кемерово, 2006. — 46 с.
  5. , Г. М. Психология социального познания / Г. М. Андреева -М.: Аспектпресс, 2000. 325 с.
  6. , Е.В. Феномен профессиональной деятельности учителя / Е. В. Андреенко М.: Педагогика, 2002. № 6. — с. 66−77.
  7. , Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев Л.: ЛГУ, 1968.-338 с.
  8. , П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем / П. К. Анохин Избранные труды. М.: Наука, 1980. — 196 с.
  9. , П.К. Философские аспекты теории функциональной системы: Избр. труды / П. К. Анохин. М.: Наука, 1978. — 400 с.
  10. , Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования / Л. И. Анцыферова \ Психологический журнал, 1992. № 5. С. 36−42.
  11. , Э.П. Педагогическая поддержка самоактуализации студентов в педвузе Дис. канд. пед. наук./ Э. П. Бакшеева Сургут, 2002 -246с.
  12. , Г. С. Противоречие как категория диалектической логики. / Г. С. Батищев М., 1963. — 246 с.
  13. , СЛ. Профессиональные деформации личности. Автореф дисс. .док. психол. наук./С.П. Безносов-СПб., 1997 -217с.
  14. , Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений- Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы./ Э. Берн —М.: Прогресс, 1988. — 400 с.
  15. , Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии / Н.Р. Битянова- М.: «Флинта», 1998. 48 с.
  16. , Е.М. Психологические особенности профессионального самопознания студентов педвуза Автореф. дис.канд. психол. наук / Е. М. Боброва М., 1989. — 44 с.
  17. , A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия движения / Бодалев A.A. М.: «Флинта" — Наука, 1998. -168 с.
  18. , A.A. Стопин, В.В. Общая психодиагностика / A.A. Бодалев В .В. Столин СПб.: Изд-во „Речь“, 2003. — 440 с.
  19. , Л.И. Проблемы формирования личности. / JI.И. Божович -М., Воронеж, 2001. 376 с.
  20. , А.Ф. Личностное и профессиональное самоопределение отечественного психолога-практика / А. Ф. Бондаренко // Московский психотерапевтический журнал. — № 1, 1993. — с. 28 — 39.
  21. , Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности / Е. М. Борисова // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1981. 254 с.
  22. , Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь- М.: Мысль, 1988. -302 с.
  23. , C.JI., Миронова, М.Р. Личностный рост и его критерии электронный ресурс. / С. Л. Братченко, М. Р. Миронова Режим доступа: http://www hpsy.ru/ public/x894. htm.
  24. , С.Л. Экзистенциально-гуманистический подход в психологии и психотерапии Электронный ресурс./С.Л. Братченко Режим доступа: http://www hpsy.ru/ public/x894. htm.
  25. , Е.Д. Проблемы затрудненного профессионального общения начинающих психологов-практиков / Е. Д. Бреус // Развивающая психология основа гуманизации образования. Материалы Первой Всероссийской научно-методической конференции. -М., 1998. — с. 47 -56.
  26. , Дж. Психология познания / Дж. Брунер -М.: Прогресс, 1977.-214 с.
  27. Брылева, Л. Г. Самореализация личности (онтокультурологический подход) / Л. Г. Брылева СПб.: ИОВ Pao, 2002 — 188с.
  28. , Л.П. Социальная среда и сознание личности /Л.П. Буева.-М.: „Мысль“, 1968.-217 с.
  29. , Л.П. Человек: деятельность и общение /Л.П. Буева, — М.: „Мысль“, 1976.
  30. , Дж. Исскуства психотерапевта / Дж. Бьюджентарь СПб: Питер, 2001. С. 217 247.
  31. , Е.А. Восприятие и понимание механизмов профессионализации студентами психологического факультета (на материале формирования профессиональной компетентности) Автореф дисс.. .канд. психол. наук / Е. А. Быкова // Казань — 2007. — 22 с.
  32. , Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций / Ф. Е. Василюк М.: Изд-во МГУ, 1984−200с.
  33. , Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации / Е. Е. Вахрамов М.: Международная педагогическая академия, 2001. — 215 с.
  34. , Е.Е. Развитие теории самоактуализации в отечественной педагогики и психологии. Электронный ресурс. / Е. Е. Вахрамов. -Режим доступа: http://www hpsy.ru/ public/x 044. htm.
  35. , И.В. Психологические условия развития профессионального самосознания учителя Автореф. дис.канд. психол. наук / И.В. Бачков-М., 1995.-23 с.
  36. И.Ф. Бытие человека: деятельность и смысл / И. Ф. Ведин — Рига: Зинатне, 1987. — 212 с.
  37. , A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / A.A. Вербицкий М: Высшая школа, 1991. — 207 с.
  38. , JI.C. Собр. соч.: В 6-ти томах / JI.C. Выготский М.: Педагогика, 1982 — 1984гг.
  39. , Р.В. Моделирование в познавательной деятельности студентов / Р. В. Габдреев. Казань: Изд-во Казанского университета, 1983 — 108 с.
  40. , Р.В., Фукин, А.И. Психологические механизмы овладения профессиональной деятельностью / Р. В. Габдреев, А. И. Фукин Набережные Челны, 2000 — 143 с.
  41. , Г. В. Наука логики Соч. /Г. Гегель М.: Изд-во „Мысль“, 1999.
  42. , С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную психологию / С. И. Гессен М.- „Школа-ПРЕСС“, 1995 448 с.
  43. , В.И. О видах противоречий / В. И. Горбач Минск: Изд-во „Наука и техника“, 1964.
  44. , М.В., Беленко, М.А. Особенности негативных переживаний эмоциональных состояний социального работника в ситуациях взаимодействия с клиентом / М. В. Горянина. М. А. Беленко // Развитие личности. 2002. — № 1.-С. 150−170.
  45. , Э.А. Саморегуляция личности в индивидуальном сти- ' ле жизнедеятельности / Э. А. Гребенникова. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. -М., 1995. 20 с.
  46. , Д.А. Определение понятия „профессионал“ как основа проектирования процесса профессионализации / Д. А. Григорьев // Проблемы проектирования образования в работах аспирантов ИЛИ РАО за 1994 г.-М., 1995.
  47. , Т.А. Влияние когнитивного стиля на эффективность педагогического общения Автореф. дис. .канд. психол. наук / Т. А. Гудкова -М., 1990.- 18 с.
  48. , Т.М. Рефлексивное управление школой: теория и практика. Монография / Т. М. Давыденко Москва — Белгород: изд-во МГПУ, 1995.-251 с.
  49. , O.E. Психологические барьеры социализации в подростковом возрасте Автореф. дисс. канд. психол. наук / O.E. Ельникова -Курс, 2004- 19 с.
  50. , Н.Д., Ломов, Б.Ф., Понаморенко, В. А. Образ в системе психической регуляции деятельности / Н. Д. Завалова, Б. Ф. Ломов, В. А. Понаморенко -М., 1986.
  51. , А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков / А.И. За-заров. Л.: Медицина, 1982. — 405 с.
  52. , Б.В., Братусъ, B.C. Очерки по психологии аномального развития личности / Б. В. Зейгарник, Б. С. Братусь, М.: Мысль, 1980.
  53. , A.M. Психологические основы интенсификации профессиональной подготовки Автореф дис. док. психол. наук / A.M. Зимичев Киев, 1989. -38 с.
  54. , И.А. Педагогическая психология: ученик для вузов / И. А. Зимняя М.: Наука, 2003. — 425 с.
  55. , В. П. Интуиция H.A. Бернштейна: Движение это живое существо / В. П. Зинченко // Вопросы психологии. — 1996. — № 6. — С. 135- 139.
  56. , В.П. Психологические основы педагогики / В. П. Зинченко М.: „Гардарики“, 2002. — 403 с.
  57. , Н.И. Психологические особенности профессионального самосознания студентов педвуза. Дисс. канд. психол. наук / Н.И. Исаева-М., 1984, — 19 с.
  58. Ф.З. Позиция психолога в практике психокоррекции / Ф. З. Кабиров. Омск, 2001. 47 с.
  59. , Л.В. Становление профессионального самосознания молодого учителя / Л. В. Кандыбович М., 1999. 267 с.
  60. , Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия / Б.Д. Кар-васарский // СПб.: ЗАО Изд-во „Питер“, 1999. 752 с.
  61. , Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере / Л. А. Коростылева. СПб.: „Речь“, 2005.-222 с.
  62. , Г. С. Принцип развития в психологии / Г. С. Костюк // Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1969. С. 118−152.
  63. , Е.С. Внутриличностные противоречия и условия их разрешения Дисс. канд. психол. наук / Е. С. Калмыкова М ., 1986 — 20 с.
  64. , Н.Ю. Социально-педагогические условия профессионального становления социального работка Автореф. дис.канд. пед. наук / Н. Ю. Клименко -М., 1997. 16 с.
  65. , Е.А. О предполагаемых путях развития психологического образования в России / Е. А. Климов // Вестник МГУ, 2000, № 1. С 23 -37.
  66. , Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях / Е. А. Климов -М.: Изд-во МГУ, 1995. 178 с.
  67. Е.А. Путь в профессию. Пособие для старших классов общеобразовательной школы / Е. А. Климов Л., 1974.
  68. , С. Холл, Гарднер, Линдсней. Теории личности / С. Холл Кэлвин, Гарднер Линдсней. М., 1999. 590 с.
  69. Кон, И.С. В поисках себя. Личность и её самосознание / И. С. Кон М., 1984,-255 с.
  70. Кон, КС. Социология личности / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1967.-383 с.
  71. , O.A. Стурктурно-функциональный анализ процесса осознанного регулирования производственной деятельности / O.A. Ко-нопкин // Психологические проблемы эффективной качественности трудаМ., 1977.
  72. Краткий психологический словаре Сост. Карпенко JI.A.- Под общ. Ред. Петровского A.B., Ярошевского М. Г. М.: Политиздат, 1985. -177 с.
  73. , Т.В., Шегурова, В.Ю. Психологический анализ профессионального самоопределения личности / Т. В. Кудрявцев, В.Ю. Ше-гурова\ Вопросы психологии, 1983. № 2. С. 15 23 .
  74. , Н.В. Культуротворческая среда как фактор саморазвития педагогического коллектива образовательного учреждения. Дис.канд. пед. наук / Н.В. Кузьмина- Тобольск, 2002, 213 с.
  75. , Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. М.: Высшая школа, 1990.- 119 с.
  76. , О.В. Психологические особенности внутриличностных противоречий профессионального развития учителя Дис.канд. пед. наук. / О. В. Кузьменкова. М., 1997. — 23 с.
  77. , Ю.Г. Профессиональные особенности межличностного познания. Автореф. дисс. док. психол. наук. / Ю. Г. Кукасян. Краснодар, 1982.-45 с.
  78. , JI.H. Проблемы саморазвития личности / JI.H. Куликова -Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2001. 342 с.
  79. , JI.B. Диагностика психического состояния / JI.B. Куликов// Психология состояний. Хрестоматия / Под ред. А. О. Прохорова. -М.: ПЕР СЭ- СПб.: Речь, 2004.
  80. , Н.М., Иванова, RA. Путешествие в гештальт: теория и практика / Н. М. Лебедева, Е. А. Иванова СПб.: „Речь“, 2005 — 560с.
  81. , П.В. Особенности формирования профессионального самосознания студента педвуза Автореф. дисс. канд. психол. наук / П. В. Лебедчук М., 1995. — 48 с.
  82. , К. Типы конфликтов / К. Левин // Психология личности / Под. Ред. Гиппенрейнер Ю. Б., Пузырея A.A. М., 1982. 577 с.
  83. , Н.Д. Определение психического состояния / Д. Н. Ливитов // Психология состояний. Хрестоматия / Под ред. А. О. Прохорова. -М.: ПЕР СЭ- СПб.: Речь, 2004. С. 31 34
  84. , В. А. Субъект. Объект. Познание. / В. А. Лекторский -М.: Наука., 1977. С. 67−78.
  85. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/ А. Н. Леонтьев * М, 1975.
  86. , А.Н. Избранные психологические труды: В 2-х томах / •<* А. Н. Леонтьев М.: Педагогика, 1983. Т. 1. — 391 с.
  87. , А.Н. Избранные психологические труды: В 2-х томах / •» А. Н. Леонтьев М.: Педагогика, 1983. Т. 2. — 393 с.
  88. , Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев М.: «Смысл», 2003. -487с.
  89. , Д.А. Динамика смысловых процессов / Д. А. Леонтьев // Психологический журнал. 1997. Том 18. — № 6. С 13−28.
  90. , А.Г. Особенности позиции психолога по отношению к клиенту / А. Г. Лидере // Журнал практического психолога, 1996. — № 3. -С. 15−28.
  91. , В.Т., Дмитриева, А.И. Личность студента / В. Т. Лисовский, А. И. Дмитриева Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.
  92. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов -М.: «Наука», 1984. 448 с.
  93. , В.Я. Методика препдавания психологии. Учебно-методическое пособие / В .Я. Ляудис М.: Изд-во МГУ, 2003.
  94. , В.Я. Изменение функций и типа психологического знания в системе современного образования / В. Я. Ляудис // Ежегодник РПО. Психология сегодня. Т.2, вып. № 3. М., 1996. С. 34 — 46.
  95. В.Я. Методы психолого-педагогического исследования в свете новой научной парадигмы текст. / В. Я. Ляудис // Методы психологии. Ежегодник РПО. Т. З вып. 1. Ростов-на-Дону, 1997. С. 26 34 .
  96. МарголисДж. Личность и сознание / Дж. Марголис М.: «Прогресс» 1986−307 с.
  97. , В.Г. Основы сампознания и саморазвития / В. Г. Маралов -М.: «Академия», 2002. 256 с.
  98. , А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу М.: Смысл, 1999−425 с.
  99. , А. Мотивация и личность / А. Маслоу // Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Самара.: Изда-телький Дом «БАХРАР», 1996. — С. 422- 449.
  100. , В.В. Психотерапия нового века / В. В. Макаров. -М.:Академический Проект, 2001 496 с.
  101. , А.К. Психология труда учителя / А. К. Маркова М.: «Просвещение», 1993.-292с.
  102. Мак-Вшьямс, Н. Психоаналитическая диагностика / Н. Мак-Вильямс -М.: Класс, 1998, С 480.
  103. , B.C. Самосознание / B.C. Мерлин // Проблемы экспериментальной психологии личности. Уч. записки. Т. 77 Вып. VI. Пермь, 1970.
  104. , JI.M. Психология профессионального развития учителя / Л. М. Митина М., 1998. — 198 с.
  105. , Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя / JI.M. Митина М.: «Едиториал УРСС», 2004. — 200 с.
  106. , М.В. Личностные компоненты профессиональной успешности практических психологов / инструкторов учебно-тренировочных групп. Автореф. дисс.канд. психол. наук / М.В. Молоканов-М., 1994. 18 с.
  107. , О.П. Актуализация ценностно-смысловых аспектов профессиональной деятельности учителя / О. П. Морозова // Педагогика. 2002. № 1.-С 61−67.
  108. , В.Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев М., Воронеж, 1973.
  109. Ожегов, С. К, Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка /С.И. Ожегов, Н. Ю. Шведова М.: «АЗЪ», 1994. — 928 с.
  110. , О.П. Современные технологии обучения в вузе: Сущность, принципы проектирования, тенденции развития / О. П. Околелов // Высшее образование в России. 1994. — № 2. — С. 45 -50.
  111. , А.Б. Карл Роджерс и современный гуманизм /А.Б. Орлов // Вести Моск. Университета. Сер. 14. 1990. — № 2. — С. 55−58.
  112. , А.Б. Психология личности и сущности человека. Парадигмы, проекции, практики /А.Б. Орлов М.: «Академия», 2002. — 272 с.
  113. , Ю. М. Восхождение к индивидуальности. Книга для учителя / Ю.М. Орлов-М.: Просвещение, 1991. -254 с.
  114. , А.К. Вопросы исследования субъективной активности / А. К. Осницкий \ Вопросы психологии, 1996, № 1. С. 41 48.
  115. , Ф. Практика гештальттерапии / Ф. Перлз. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2005 — 480 с.
  116. , В.Ф. Психосемантика сознания / В. Ф. Петренко М.: Изд-воМГУ, 1988.-208 с.
  117. , В.А. К психологии активности личности / В. А. Петровский // Вопросы психологии. 1975. — № 3. — С. 26 — 38.
  118. , ИИ. Процесс и структура самостоятельной деятельности учащихся в обучении / П. И. Пидкасистый Дисс. Док.пед.наук. — М., 1973. -392с.
  119. , H.A., Подымова, Н.В. Психологические особенности профессиональной деятельности учителя / H.A. Подымов, Н. В. Подымова Курск, 1996.
  120. , H.A. Психологические барьеры в педагогической деятельности / H.A. Подымов М.: «Прометей», 1998. — 237 с.
  121. ХЪА.Подымов, H.A., Шабарова, М. Г. Психологический барьер как условие организации речевой деятельности студентов в условиях обучения иностранному языку в вузе / Н. А. Подымов, М. Г. Шабарова // Мир психологии. № 2 (42) — 2005. С 230 — 239.
  122. Практикум по психологии состояний / Под ред. А. О. Прохорова. -Спб.: Речь, 2004. 480 с.
  123. Проект Положения о службе практической психологии образования в Российской Федерации \ Детский практический психолог, 1995, № 7. С 12 17 с.
  124. , А.О. Феменология неравновесных состояний./ А. О. Прохоров. // Психология состояний. Хрестоматия / Под ред. А. О. Прохорова.-М.: ПЕР СЭ- СПб.: Речь, 2004. С. 251 -261.
  125. , Е.Ю., Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого' достоинства / Е.Ю. Пряжников, Н.С. Пряжникова. М.: ИЦ «Академия», 2003. — 408 с.
  126. Психология состояний. Хрестоматия / Под ред. А. О. Прохорова. -М: ПЕР СЭ- СПб.: Речь, 2004. 608 с.
  127. Психология труда / Под ред. Мацумото. Д СПб.: «Питер», 2003. -718 с.
  128. АО. Психология труда / Под ред. Карпова A.B. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС", 2003.-352 с. 141 .Психология самосознания Хрестоматия- Самара: Издателький дом «БАХРАХ-М», 2003. 672 с.
  129. Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. -Спб.: «Питер», 2003. 1096 с.
  130. , А. Большой толковый психологический словарь: В 2-х т / А. Ребер М.: Вече, 2000. — 591 с.
  131. , М.А. Гуманистические ценности в системе «учитель -школьный психолог» / М. А. Резниченко // Славянский мир: единство и многообразие. Белгород, 1995.
  132. , З.А. Психологические основы профессионального обучения / З. А. Решетникова М., 1985.
  133. , К. Искусство консультирования и терапии / К. Роджерс. -М.: Апрель-Пресс, 2002. 996 с.
  134. , К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. М: Медицина, 1994. — 356 с.
  135. , C.JI. Основы общей психологии / СЛ. Рубинштейн -СПб.: Питер, 2002. 720 с.
  136. , К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. Спб.: «Питер», 2000.-384 с.
  137. Саврасов, В. П. Особенности развития профессионального самосознания молодого учителя. Автореф. дисс. канд. психол. наук / В. П. Саврасов. -Л 1986. 20 с.
  138. , В.Н. Системный подход и общая теория систем: статус, основные проблемы и перспективы развития / В. Н. Садовский // Системные исследования: Ежегодник, 1979.
  139. , Э.В. Методологические аспекты стадиального подхода. К изучению цивилизации как явления всемирно-исторического процесса / Э. В. Сайко // Цивилизации. Выпуск 2. М.: Наука, 1993, С. 123 -134.
  140. , Н.В. Психология профессиональной деятельности / Н. В. Самоукина СПб.: «Питер», 2003. — 224 с.
  141. Сарсенбаева, Б. И Психология личностного и профессионального самосовершенствования будущих учителей. Монография / Б. И. Сарсенбаева -М.: Изд-во МПСИ, 2005. 176с.
  142. , В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе.
  143. , Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности / Е. Т. Соколова М.: Изд-во МГУ, 1989. — 218 с.
  144. , В.В. Самосознание личности / В. В. Столин М.: Изд-во МГУ, 1983.-284 с.
  145. Словарь иностранных слов. М.: Рус.яз., 1998. — 608 с.
  146. Словарь практического психолога // Сост. Головин С. Ю. Минск: Харвест, 1997. 587 с.
  147. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 4-е изд.-М.: Полит- издат, 1981.-445 с.
  148. Фрейд, 3. Психология бессознательного / 3. Фрейд. М.: Просвещение, 1989.-415 с.
  149. Фрейд, 3. Психоаналитические этюды / 3. Фрейд / Сост. Д. И. Донской. Минск: ООО «Попурри», 1997. — 660 с.
  150. , U.M. Изучение процесса личностного развития ученика / Л. М. Фридман М., Воронеж, 1998 — 378 с.
  151. ХЫ.Фром, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фром. -М. .-Республика, 1994−447с.
  152. , Р.И. Мотивационная сфера личности современного стукдента: факторы, условия и средства ее формирования в процессе профессионального становления. Автореф. Дис.док. психол. наук/ Р. И. Цветкова Иркутск, 2007. — 48 с.
  153. , Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов / Г. А. Цукерман М., Рига: ПЦ «Эксперимент», 1995.
  154. , В.Б. Методы социальной психологии /В.Б. Шапарь-Ростов нД.: «Феникс», 2003−280 с.
  155. , A.C. О-граниченный человек: значимость, активность, рефлексия: Монография / A.C. Шаров Омск: Изд-во ОмГПТУ, 2000. -358 с.
  156. , A.C. Психология обазования и развития человека / A.C. Шаров-Омск: ОмГПУ, 1996.- 150 с.
  157. , A.C. Психология познания человека: Учебное пособие для студ. пед. институтов / A.C. Шаров Омск: Изд-во ОмГПТУ, 1994. -215 с.
  158. , Р.Х. Эмоции. Личность. Деятельность (механизмы психодинамики) / Р. Х Шакуров Казань: центр инновационных технологий, 2001.-180 с.
  159. Ш. Шиянов, E.H., Котов, КБ. Развитие личности в обучении / E.H. Шиянов, И. Б. Котов М.: ИЦ «Академия», 2000 — 288 с.
  160. S.Шмелев, А. Г. Введение в экспериментальную психосемантику /А.Г. Шмелев. -М.: МГУ, 1983.- 158 с.
  161. Х.Э., Еленский, В.И. Психология жизненного пространства / Х. Э. Штйнбах, В .И. Еленский.- СПб.: «Речь», 2004. 239 с.
  162. , А.Т. Проблемы теории творчества / А. Т. Шумилин М., 1989.-289 с. 181 .Шутенко, А. И. Строение и развитие профессионального самосознания учителя. Дисс. канд. психол. наук / А. И. Шутенко. -М., 1994. -20 с.
  163. , Э. Идентичность: Юность и кризис / Э. Эриксон М., 1960. — 340с.
  164. , В.А. Регуляция и саморегуляция социального поведения личности: постановка проблемы / В. А. Ядов JL: Наука, 1979. — С. 632.184. http: // regionforum. Metod. Ru /section/criterion/materials/б электронный ресурс.
  165. Freud, S. New introductory lectures on psychoanalysis. In standard edition. London: Hogarth, 1955.
  166. Goldstein, K. The Structure of Organism. New York, 1934.
  167. Kelly, G.A. The psychology of personal construct. Vol. 1. New York, Norton, 1955.191 .Levin, K.A. Dynamic theory of personality. New York: McGraw-Hill, 1953.
  168. Maslow, A.N. Motivation and personality. 2-nd ed. N. Y.: Harper and Row, 1970.-396 p.
  169. Perls, F.S. Gestalt Therapy Verbatim. New York: Bantam Books, 1969a.
  170. Rogers, C.R. Client-centered therapy: Its current practice, implications, and theory. Boston: Houghton Mifflin, 1951.
  171. Rogers, C.R. Counseling and psychotherapy: New concepts in practice. -Boston: Houghton Mifflin, 1955.
  172. Rogers, C.R. Some issues concerning the control of human behavior. (Symposium with B. F. Skinner.) Science, 1956. f
  173. Выраженность психологических барьеров у студентов -психологов 1,3 и 5 курсов1 курс 3 курс 5 курс1. Раскованность1. Тревога «I Фрустрация1. Ригидность1. Агрессия1. Эмоц. Неустойчивость
  174. Распределение уровней самоактуализации у студентов 1. 3. и 5 курсов.10 080
Заполнить форму текущей работой