Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Философия права: понятие и место в системе юриспруденции

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Хорошо известный своими работами по философско-правовой тематике Н. Н. Алексеев выделяет вопросы философии права в самостоятельный круг проблем в подготовленной монографии «Основы философии права». В работах более раннего периода эти вопросы рассматривались им в рамках общей теории права. Основные труды Алексеева, посвященные философско-правовым проблемам, были написаны в годы крушения в России… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Понятие философии права, и его задачи
  • 2. Место и роль философии права в системе юридических наук
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Философия права: понятие и место в системе юриспруденции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общая философия включает в свой предмет познание основных закономерностей развития природы и общества, в том числе и права под углом зрения его места в общем историческом движении. Однако право наряду с общесоциальными имеет и свои специфические закономерности развития. Отсюда вытекает, что юридическая наука должна не только опираться на теорию и метод общей философий, но и разрабатывать на ее основе тот конкретно-методологический фундамент, который позволит углубляться в познании правовой действительности, обеспечит исследование специфических ее закономерностей.

В комплексе юридических наук эту роль выполняет философия права, особенности предмета которой являются, во-первых, более конкретное (по сравнению с общей философией) познание правовых объектов; во-вторых, основной сферой познания являются правовые явления и процессы; в-третьих, преимущественно гносеологический аспект познания; в-четвертых, функциональное назначение познания состоит в методологическом обслуживании комплекса юридических наук.

Если в общей философии признаются достаточными общие понятия и определения правовых явлений и процессов для познания и объяснения всеобщих закономерностей общественного развития в целом, то философия права такими понятиями и определениями ограничиться не может, поскольку должна не только проникать в сущность соответствующих правовых объектов, но и вскрывать их особенное, специфическое содержание, формы внутренней организации и внешнего выражения, условия функционирования, механизм действия, результаты реализации и т. д. И в этом смысле, философия права шире общей философии, поскольку должна разрабатывать не только философские, но и нефилософские методы познания (в частности, правовые общенаучные и частнонаучные методы). Если, далее, предметом общей философии является познание всех сфер общественной жизнедеятельности в контексте всеобщих закономерностей их развития, то философия права ограничивается познанием лишь одного звена этой жизнедеятельности — права.

Если общая философия познает соответствующие объекты как в онтологическом, так и в гносеологическом аспектах (хотя вовсе не исключается разделение этих аспектов на соответствующие направления или части общей, философии), то философия права, опираясь на онтологию права, преимущественно познает гносеологическое их значение. Наконец, если общая философия методологически обслуживает все общественные, гуманитарные, естественные и технические науки, то функциональное назначение философии права огра-ничивается методологическим обслуживанием лишь комплекса юридических наук.

Таким образом, «философия права возникает и действует „на стыке“ общей философии и отраслевых юридических наук. И в силу этого ее предмет не только в известной мере совпадает с предметами общей философии и отраслевыми юридическими науками, но и отличается от них. Общая философия не подменяет философию права, но, опираясь на ее данные и выводы, определяет сущность, социальное назначение и роль права в жизнедеятельности общества, в историческом процессе. Именно потому общая философия является теоретической базой и методологическим ориентиром для всех общественных наук, в том числе и для юридической науки». Философское осмысление явлений и процессов правовой жизни выступает в качестве необходимой предпосылки творческого развития юридической науки. В свою очередь, юридические науки, и, прежде всего философия права, «поставляют» общей философии, разработанные юридические понятия, определения и выводы для широких общесоциальных обобщений, углубления социального познания и действия. В этом — огромная ценность взаимодействия наук.

Целью реферата является изучение понятия «философия права» и определения ее места в системе юриспруденции. Задачами реферата являются: изучение природы и сущности философии права, и определением роли философии права в системе юридических теорий.

Данный реферат состоит из введения, двух глав и заключения.

1. Понятие философии права, и его задачи

Понятие «философия права» имеет несколько относительно самостоятельных значений. Прежде всего, философия права трактуется как раздел социальной философии, предметом которого выступает феномен права.

Но при исследовании природы и сущности права выясняется, что для социальной философии право не является единственным и исключительным предметом, а предстает в виде предметной области, определение каковой философия осуществляет с помощью своего специального познавательного инструментария. Из этого следует, что право должно рассматриваться с точки зрения таких его особенностей, которые также присущи и всем другим формам общественной жизни и общественного сознания. Иными словами, только в контексте отличия от морали, от политики, от религии и т. д. право может быть проявлено и понято. А это значит, что понимание права на самом деле связано с первоначальным выяснением того, чем право не является, в зависимости оттого, что остается в результате «вычитания» этих негативных характеристик, и складывается, в конечном счете, представление о сущности права. Сущностью оказывается особенность права, и эта осо-бенность вторична по отношению к тому, что свойственно не только праву.

Подход к праву как к фрагменту социальной реальности, однако, не позволяет всесторонне и достаточно долго выявить и выразить его природу. Распространение общей философии на проблемы права, в конце концов, приводит к схематизму, к созданию аб-страктных схем, мало, что говорящих о глубинных характеристиках правовой действительности. Кроме того — и это главное, — сам правовой субъект в данном случае принципиально элиминируется из познавательного процесса.

Другое понимание философии права также весьма распространено. Согласно ему, философия права является частью общей теории права и сконцентрирована исключительно на решении проблем методологии. Однако неясно, существует ли, в рамках такой позити-вистской интерпретации, отличие философии права от методологии познания права. Думается, что такое понимание философии права своими корнями уходит в толкование философии как «царицы наук», толкование давно устаревшее. Из сказанного вовсе не следует, что философия права в рамках общей теории права и государства не имеет своим предметом методологию юридического познания. Напротив, данная задача является одной из основных для философии права. Как верно отметил Д. Б. Керимов: «Важно, чтобы в таком случае возможности и назначение философии права не ограничивались. Эта ограниченность некоторым образом преодолевается в модели «юридической философии права». Согласно данному пониманию, философия права представляет собой ту часть юриспруденции, в которой сосредоточивается общенаучная методология юридического познания и выявляется предельная (для юридической теории, конечно) глубина понимания всего массива юридической проблематики. Такой подход в целом разделяется и автором. Однако данное толкование философии права имеет определенные недостатки: во-первых, оно предполагает только количественное различие между философией права и любой другой юридической наукой, а во-вторых, оно оставляет вне поля зрения ту часть философской методологии, которая не имеет научного характера. И главное — здесь также в познавательный процесс не включен субъект в своем правовом качестве.

Хорошо известный своими работами по философско-правовой тематике Н. Н. Алексеев выделяет вопросы философии права в самостоятельный круг проблем в подготовленной монографии «Основы философии права». В работах более раннего периода эти вопросы рассматривались им в рамках общей теории права. Основные труды Алексеева, посвященные философско-правовым проблемам, были написаны в годы крушения в России государствен-ной и правовой системы. На годы революции, гражданской войны и неустроенности первых лет эмиграции, приходится необычайно плодотворный период философско-правового творчества Н. Н. Алексеева.

Алексеевское понимание философии права как учения об общественном идеале, где он предлагает различать идеалы: социальный, политический (государственный) и правовой, которые часто смешиваются.

Итак, поставленная самим временем задача, которой руководствуется философия права Н.Н.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Н. Основы философии права. Прага. — 1924;
  2. И.В. Философия права // Государство и право. — 2006. — № 1. — С.68−75;
  3. Д.Б. Предмет философии права // Государство и право. — 1994. — № 7. — С.3−10;
  4. Г. Д. Философия права в системе юридических наук // Государство и право. — 1998. — № 9. — С.38−39;
  5. В.П. Философия права. М.: Академический проект, 2002. — 447 с.
Заполнить форму текущей работой