Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Финансовое обеспечение здравоохранения в регионе: на примере Республики Саха (Якутия)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Норматив финансовых затрат будет определяться на основе федерального норматива затрат с учетом поясного, половозрастного и адаптационного коэффициентов. Поясной коэффициент удорожания условной единицы бюджетных услуг учитывает коэффициенты заработной платы, уровня цен в регионе, стоимости топливно-энергетических ресурсов и коммунальных услуг, а также коэффициент транспортной доступности… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОТРАСЛИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
    • 1. 1. Теоретическое наследие в области финансов здравоохранения и его роль в укреплении финансовой базы отрасли
    • 1. 2. Анализ современных финансовых основ развития здравоохранения
    • 1. 3. Тенденции организационно-правового развития системы ОМС
  • ГЛАВА 2. ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
    • 2. 1. Анализ факторов, обусловливающих специфику отрасли здравоохранения региона
    • 2. 2. Оценка ресурсной обеспеченности здравоохранения в Республике Саха (Якутия)
    • 2. 3. Особенности финансового обеспечения здравоохранения Республики Саха (Якутия)
  • ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА МЕР РАЦИОНАЛИЗАЦИИ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕГИОНА
    • 3. 1. Обоснование необходимости рационализации механизма финансового обеспечения здравоохранения региона
    • 3. 2. Организация финансового обеспечения учреждений здравоохранения на базе модифицированного нормативно-подушевого метода
    • 3. 3. Совершенствование метода оплаты медицинской помощи по «законченному случаю лечения»
    • 3. 4. Методика расчета стоимости медицинской услуги в медицинских учреждениях Республики Саха (Якутия)

Финансовое обеспечение здравоохранения в регионе: на примере Республики Саха (Якутия) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Успех реформы здравоохранения в значительной степени зависит от модернизации системы финансирования и оптимизации структуры отрасли здравоохранения (медицинской помощи и сети учреждений), а также структуры и методов управления отраслью. Для целей ценообразования и оценки эффективности оказания медицинской услуги необходимо создать более четкую систему расчетов, позволяющую отнести на услугу по возможности затраты напрямую либо распределить косвенные затраты в себестоимость услуги по адекватной базе.

В целях обеспечения баланса интересов участников социально-экономических отношений в сфере здравоохранения в развитых странах в последние десятилетия XX века развернуты интенсивные исследования действующих национальных систем медицинского обслуживания и охраны здоровья населения. Постоянно осуществляется поиск новых экономических, правовых, административных механизмов управления отраслью, моделей финансирования, систем оказания медицинской помощи. Усилиями ученых и практиков создаются концепции, стратегии, программы и проекты, ориентированные на экономически эффективное производство и потребление медицинских услуг.

В здравоохранении Российской Федерации существует ряд комплексных проблем финансово-экономического характера: во-первых, финансовая необеспеченность государственных гарантий бесплатной медицинской помощи. Во-вторых, значительное территориальное неравенство в финансовом обеспечении прав граждан РФ на получение медицинской помощи. В-третьих, отсутствие экономических механизмов, побуждающих субъектов отрасли здравоохранения, обоснованно использовать имеющиеся финансовые ресурсы здравоохранения.

В конечном итоге в здравоохранении региона отмечаются те же характерные проблемы, присущие всей отрасли. Это требует последовательной и комплексной модификации финансового механизма регионального здравоохранения с учетом объективно существующих условий.

Названные проблемы обусловили выбор темы исследования, структуру работы и логику изложения материала.

Степень разработанности проблемы.

Особенности финансового обеспечения здравоохранения в различных странах мира, а также финансовые и методологические механизмы регулирования национальных систем здравоохранения, применяемые в мировой практике, рассмотрены в трудах следующих зарубежных авторов: Буссе P., Jle-Гранда Д., Макки М., Моссиалоса Э., Солтмана Р. Б., Фигераса Ж. и др.

Фундаментальный вклад в разработку методологии экономики здравоохранения внесли такие российские ученые как Шейман И. М., Шевский В. И, Вялков А. И, Кадыров Ф. Н. и др. Проведенные ими исследования преимуществ и недостатков различных систем организации и развития здравоохранения позволили классифицировать существующие модели организации здравоохранения, выявить особенности внедрения различных моделей организации здравоохранения применительно к новым условиям.

В период становления медицинского страхования в России в начале 90-х гг. активизировался интерес к изучению происходящих в отрасли экономических проблем и проблем финансового обеспечения здравоохранения. В научных работах Акопяна А. С., Гришина В. В., Кравченко Н. А., Кучеренко В. З., Шамшуриной Н. Г. изучены: система современных экономических отношений в здравоохранении, государственное регулирование рыночных механизмов в здравоохранении, ресурсная обеспеченность отрасли [71,154,155].

Проблему эффективности использования финансовых ресурсов при оказании медицинской помощи населению Российской Федерации активно исследуют Стародубов В. И., Флек В. О. Это позволило им выявить некоторые тенденции в изменении основных показателей здоровья населения в зависимости от объемов финансирования медицинской помощи из средств государственного и негосударственного секторов, но требующих дальнейшего серьезного осмысления. Несмотря на широкий охват научными исследованиями организационно-правовых, экономических и финансовых проблем здравоохранения, особенности финансового обеспечения здравоохранения освещены не достаточно полно и требуют адекватных исследований.

Цель диссертационного исследования заключается в модернизации системы финансового обеспечения отрасли здравоохранения в Республике Саха (Якутия).

Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:

• раскрыть теоретическое наследие в области финансов здравоохранения и охарактеризовать его роль в развитии практики финансирования отрасли;

• проанализировать современную финансовую базу отрасли в Россиивыявить и оценить сложившиеся тенденции организационно-правового регулирования системы финансирования отрасли и на этой основе сформулировать базовые закономерности;

• выявить и оценить состояние ресурсной обеспеченности здравоохранения в Республике Саха (Якутия) — установить позитивные и негативные тенденции финансирования отрасли и определить обусловившие их факторы;

• доказать необходимость и возможность модификации системы распределения финансовых ресурсов в здравоохранении применительно к Республике Саха (Якутия);

• разработать модель модификации нормативно-подушевого финансирования с учетом особенностей Республики Саха (Якутия) — обосновать возможность применения в республике метода оплаты медицинской помощи по «законченному случаю лечения».

Объектом исследования выбрано здравоохранение Республики Саха (Якутия).

Предметом исследования послужила совокупность финансовых отношений, складывающихся на макроэкономическом и микроэкономическом уровне при планировании оказании полного спектра медицинских услуг.

Методология исследования заключается в использовании концептуального наследия отечественных и зарубежных ученых в области здравоохранения, методов сравнительного анализа, приемов дедукции и индукции применительно к процессам оказания медицинских услуг.

Нормативно-правовую основу диссертации составили законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, Республики Саха (Якутия) по вопросам финансирования и медицинского страхования в здравоохранении.

Информационной базой диссертации послужили данные Федеральной и республиканской служб государственной статистики, Министерства финансов Российской Федерации, статистические и аналитические материалы Федерального фонда ОМС, материалы докладов и коллегий Минздравсоц-развития Российской Федерации, данные Министерства здравоохранения и территориального фонда ОМС Республики Саха (Якутия), собственные материалы исследования.

Научная новизна подтверждена следующими научными результатами, выносимыми на защиту:

• развиты теоретико-прикладные аспекты финансового механизма, а именно, обосновано авторское видение его содержания как комплекса функциональных элементов (планирование, регулирование, учет, отчетность и контроль), реализующего финансовую политику;

• определены базовые закономерности финансового обеспечения здравоохранения в Российской Федерации и Республике Саха (Якутия): замещение бюджетных ассигнований средствами обязательного медицинского страхованияотсутствие тесной корреляционной связи между объемом финансирования отрасли и региональными особенностями (факторами) ее развитияусиление дисбаланса между объемом финансирования и величиной гарантированных государством медицинских услугнесоответствие между развернутой сетью учреждений и ее использованием;

• обоснована необходимость пересмотра базовых основ финансового обеспечения отрасли здравоохранения в Республике Саха (Якутия) — предложена модифицированная методика обоснованного распределения финансовых ресурсов на душу населении, отражающая конечные результаты деятельности медицинского учреждения.

Теоретическое значение результатов исследования. Примененная в диссертации последовательность проникновения в суть исследуемой проблемы (логика действий) может служить основой организации исследований в других областях экономики. Раскрыто понятие «финансовый механизм здравоохранения». В теоретико-прикладном плане финансовый механизм представляет собой единство принципов и методов управления финансовыми потоками. На практике понятие «финансовый механизм» наполняется конкретным содержанием в зависимости от целого комплекса факторов. Главными из них являются пространство и время. Следовательно, при реализации системы управления региональным здравоохранением конкретизируется и суть финансового механизма применительно к территории и времени функционирования отрасли. Таким образом, финансовый механизм здравоохранения определяет порядок формирования финансовых ресурсов на цели охраны здоровья граждан (планирование, регулирование и прогнозирование финансовых потоков), использование финансовых ресурсов по назначению (отчетность и контроль).

Обобщен материал исследований по поиску критериев и способов построения классификации моделей организации системы здравоохранения. Поиск определяющих классификационных критериев опирался на исследовании существующих в мире систем формирования финансовой базы здравоохранения.

Практическое значение результатов исследования. Предложенный в диссертации модифицированный вариант метода нормативно-подушевого финансирования лечебно-профилактических учреждений и порядок определения дифференцированных подушевых нормативов финансирования может быть использован при разработке Территориальной программы государственной гарантий бесплатной медицинской помощи не только Республики.

Саха (Якутия), но и других субъектов Российской Федерации. Предлагаемый порядок разработки и введения модели конечных результатов на уровне лечебно-профилактического учреждения может быть рекомендован для внедрения как стимулирующий элемент в систему оплаты труда медицинского работника.

• Апробация основных результатов работы. Результаты исследования докладывались и обсуждались на ряде научных конференций: в межвузовской научно-практической конференции «Государственное, регулирование рыночной экономики XXI века: проблемы и перспективы» (1−2 декабря 2005 г. во Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации) — в международной научно-практической конференции «Инновационный прорыв в развитии России и регионов» (15−16 ноября 2006 г. во Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации). Предложения автора были учтены и использованы в распоряжении Президента Республики Саха (Якутия) от 11.04.2007 г. № 190-РП;

По теме диссертации опубликовано 6 статей общим объемом 2,6 авторских печатных листа.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка литературы, приложений.

Результаты исследования позволяют заключить, что в республике созданы необходимые условия для применения способа финансирования по «законченному случаю лечения», рассматриваемого нами как альтернативный вариант модификации действующей в республике системы финансового обеспечения отрасли здравоохранения.

Основными достоинствами метода оплаты медицинской помощи по «законченному случаю лечения» являются:

1. Внедрение метода по «законченному случаю лечению» позволит обеспечить переход от сметного принципа финансирования ЛПУ к оплате за оказанный объем и качество медицинской помощи. При этом набор и объем необходимых медицинских услуг, ресурсов медикаментозного лечения должен быть регламентирован требованиями КЭС (оценка ресурсов, технологий и последствий лечения). «Законченным случаем лечения» является выздоровление пациента и, следовательно, моментом признания оплаты оказанной медицинской помощи.

2. Централизация финансовых ресурсов регионального здравоохранения в едином центре управления (республиканский центр финансового обеспечения в рамках Минздрава республики или ТФОМС) позволит оптимизировать управляемость региональной системой здравоохранения. Применяемые на сегодняшний день различные по своей сути принципы оплаты медицинской помощи не позволяют оптимизировать расходование финансовых средств в здравоохранении республики, поскольку бюджетные средства выделяются исходя из количества коек, а средства ОМС — исходя из фактической оборачиваемости койко-дней и посещений. Указанное явление затрудняет внедрение ресурсосберегающих технологий в здравоохранении региона. Централизация финансовых средств позволит перейти к программно-целевому принципу финансового планирования и распределения финансовых средств в здравоохранении в рамках применяемых методов составления Территориальной программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи.

3. В условиях функционирования метода оплаты медицинской помощи по «законченному случаю лечению», предполагается введение клиникоэкономических стандартов, позволяющих повысить качество медицинской помощи и внедрить единую методику расчета тарифа предоставляемых медицинских услуг.

4. В качестве главного ресурсоформирующего показателя используется не промежуточный показатель деятельности медицинского учреждения, т. е. «койко-день», а такой показатель как «пролеченный больной», отражающий конечный результат деятельности учреждения, что позволит обеспечить адекватное бюджетное финансирование медицинских учреждений — за законченные результаты работы ЛПУ.

По нашему мнению, метод оплаты медицинской помощи по «законченному случаю лечению» имеет ряд недостатков:

1. Объемы оказываемой медицинской помощи предопределены существующими доходными возможностями бюджета и в большей степени страховыми фондами. Со стороны пациентов вполне ожидаемо такое явление как «избыточный спрос», когда даже сами медицинские учреждения заинтересованы в оказании пациентам наиболее дорогостоящей медицинской помощи.

2. Сложности в организации учета оказанных медицинских услуг, вызванные нежеланием медицинского персонала иметь дело с излишним количеством документации и слабой оснащенностью ЛПУ техническими средствами учета оказанной медицинской помощи.

3. Значительные затраты по разработке и внедрению КЭС. Следует изучить достаточное количество историй болезней пациентов, учесть различные степени тяжести заболеваний и выработать единые подходы к лечению различных групп заболеваний.

Следует полагать, что наиболее адекватным существующим условиям республики, учитывающим объективные особенности республики, является метод нормативно-подушевого финансирования, позволяющий обоснованно распределять с учетом половозрастной структуры населения и состояния действующего коечного фонда республики финансовые средства между разными районами, муниципалитетами.

Соответственно, предлагаемая нами схема распределения финансовых ресурсов, основанная на нормативно-подушевом финансировании, подразумевает под собой разработку планов-заданий на муниципальном уровне, предполагающим консолидацию финансовых источников здравоохранениябюджетных средств, средств ОМС. Предлагаемая схема предполагает создание единого принципа финансового планирования на всех уровнях: от республиканского до уровня работника в ЛПУ. По нашему мнению, такой элемент нормативно-подушевого финансирования как модель конечных результатов, внедряемая на уровне ЛПУ, в значительной степени будет способствовать появлению мотивационного механизма в деятельности медицинского работника.

Метод оплаты медицинской помощи по «законченному случаю лечению» потребует значительных расходов на его внедрение, грамотной разработки КЭС, учитывающих все особенности различных заболеваний, но это не отменяет необходимости дальнейшей адаптации их применительно к региональным условиям. По нашему мнению, его использование возможно на одном конкретном ЛПУ в качестве альтернативы нормативно-подушевому финансированию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное нами исследование особенностей развития системы финансового обеспечения на региональном уровне дает основание сформулировать ряд основополагающих выводов. На сегодняшний день в регионах РФ, в частности в Республике Саха (Якутия) практикуются модели финансового обеспечения здравоохранения, адаптированные к региональным условиям. С учетом этого формирование унифицированного (единого для всех российских регионов) финансового механизма здравоохранения ввиду их территориально-географических, демографических и экономических факторов не имеет под собой веских оснований.

Проведенное исследование позволило нам выявить ряд устойчивых тенденций в формировании региональной специфики финансового обеспечения здравоохранения, суть которых заключается в следующем.

Суровые природно-климатические условия, низкая плотность населения (0,1−0,9 чел. на 1 кв. км) и, неравномерность заселения, недостаточно развитая сеть коммуникаций, небольшая мощность больниц, — таковы основные особенности Якутии, которые следует учитывать при планировании и организации медицинской помощи населению. В частности, свидетельством этого влияния является показатель обеспеченности койками стационаров, так в 2006 г. данный показатель превышает российский на 24%. В течение последних лет в регионе отмечается превышение показателей обеспеченности врачебным и средним медицинским персоналом на 10 тыс. жителей — в 2006 г. на 2% и 20% соответственно. Считаем необходимым, учитывать данные факторы при формировании бюджета отрасли здравоохранения.

Так свидетельством сложной транспортной доступности в Республике Саха (Якутия) является развитие многоуровневой системы регионального здравоохранения, состоящей из ЛПУ с неоднородными возможностями, а также значительное превышение показателей обеспеченности коечным фондом и средним медицинским персоналом по сравнению с общероссийскими.

Результаты проведенного анализа уровня расходов на здравоохранение из всех источников в ценах 1991 г. показали, что средний уровень финансирования региональной отрасли в течение 1991;2005 гг. оказался выше среднего уровня финансирования по РФ лишь на 3%. Финансирование отрасли здравоохранения республики в 2005 г. практически сохранилось на уровне 1991 г. При сопоставлении уровня расходов республики на здравоохранение в 2005 г. в ценах 1992 г. — базового «последнего дореформенного» года, мы отметили следующую картину: значительные колебания расходов на здравоохранение в Якутии относительно 1992 г. — реальный уровень расходов относительно 1992 г. в 2005 г. составил около 90,6% т. е. снизился на 9,4%.

К числу основных проблем ресурсного обеспечения здравоохранения в Республике Саха (Якутия) относятся: во-первых, дисбаланс между объемом финансирования и величиной заявленных гарантий бесплатной медицинской помощиво-вторых, система регионального здравоохранения разделена на три сектора, каждый из которых пользуется своими методами планирования и распределения средств. Концентрация бюджетных средств и средств ОМС происходит на уровне отдельного медицинского учрежденияв-третьих, значительный разрыв между уровнями заработной платы и нагрузки, фактически приходящейся на одного медицинского работника. В данном случае величина заработной платы таких работников не зависит от объема и качества работы.

При раскрытии особенностей финансового обеспечения здравоохранения в регионе выявлены позитивные и негативные стороны процесса. Негативным фактором считаем ориентацию механизма финансового обеспечения здравоохранения на коечный фонд. Несмотря на то, что система обязательного медицинского страхования финансирует медицинские учреждения за результирующие показатели их деятельности (стационары — по койко-днямам-булаторно-поликлиническая сеть — по посещениям), но оно покрывает лишь часть затрат медицинских учреждений (по четырем-пяти статьям расходов) и поэтому не способно стимулировать более эффективную работу и сокращение избыточных коек. Это затрудняет практику внедрения единых принципе пов финансового планирования и распределения финансовых ресурсов на потребности здравоохранения Республики Саха (Якутия). Также причинами сложившихся условий финансирования служат: необходимость содержания небольших лечебно-профилактических учреждений в труднодоступных районах республики, многоканальное финансовое обеспечение здравоохранения в регионе, существующие доходные возможности бюджета республики.

Оценка сложившихся тенденций организационно-правового регулирования системы финансового обеспечения отрасли показала что, функционирование органов управления здравоохранения осуществляется в некоторых случаях в отрыве от правовых норм Конституции России. В частности, не соблюдается нормы обеспеченности населения медицинскими услугами, гарантированными государством. На наш взгляд, следует ориентировать финансовый механизм здравоохранения на нормативно-подушевой метод финансирования отрасли и распределения ресурсов в расчете на одного жителя республики.

Содержание разработанной нами модели модификации нормативно-подушевого финансирования с учетом региональных особенностей сводится к следующему. Распределение финансовых средств на 1 жителя (душу) на муниципальном уровне будет осуществляться с учетом комплекса показателей, характеризующих нормативно-подушевой норматив.

Так, подушевой норматив медицинской помощи (амбулаторно-поликлинической, стационарной, стационарозамещающей, скорой) определяется следующим образом:

ПНМП = Ncn х Ыфз, где: ПНМП — подушевой норматив медицинской помощи (руб.) — Ncn — норматив объемов медицинской помощи на 1 жителя (койко-день, посещение, вызов);

Ыфз — норматив финансовых затрат на единицу медицинской помощи (руб.).

Норматив финансовых затрат будет определяться на основе федерального норматива затрат с учетом поясного, половозрастного и адаптационного коэффициентов. Поясной коэффициент удорожания условной единицы бюджетных услуг учитывает коэффициенты заработной платы, уровня цен в регионе, стоимости топливно-энергетических ресурсов и коммунальных услуг, а также коэффициент транспортной доступности. Адаптационный (поправочный) коэффициент устанавливается на переходный (адаптационный) период с учетом медико-экономического районирования республики, который определяется, как коэффициент, зависящий от фактически развернутых сетей, штатов, финансирования медицинских учреждений. Коэффициент половозрастных затрат — коэффициент, учитывающий не только затраты на оказание медицинской помощи по полу и возрасту, но и частоту обращаемости населения за медицинской помощью.

Применение нормативно-подушевого метода финансирования в Республике Саха (Якутия) позволит создать экономию в размере около 1,2 млрд руб. По-нашему мнению, полученные дополнительные ресурсы следует перенаправить в амбулаторно-поликлинический сектор регионального здравоохранения. Следовательно, нормативно-подушевое финансирование позволит не только в полном объеме обеспечить государственные гарантии бесплатной медицинской помощи в расчете на одного жителя республики, но и оптимально перераспределить имеющиеся финансовые ресурсы в здравоохранении.

На основе исследования предлагаемых модифицированных подушевых нормативов применительно к условиям Республики Саха (Якутия) и методов оплаты медицинской помощи выделены их основные недостатки и преимущества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Информационно-правовая система ГАРАНТ-Максимум с региональным законодательством от 01.07.2007 г.
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Информационно-правовая система ГАРАНТ-Максимум с региональным законодательством от 01.07.2007 г.
  3. Закон Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28.06.1991 г. Информационно-правовая система ГАРАНТ-Максимум с региональным законодательством от 01.07.2007 г.
  4. Закон «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 г. № 5487−1. Информационно-правовая система ГАРАНТ-Максимум с региональным законодательством от 01.07.2007 г.
  5. Инструкция по расчету стоимости медицинских услуг (временная) утв. Минздравом РФ и Российской академией медицинских наук 10.11.1999 г. «№ 01−23/4−10. Информационно-правовая система ГАРАНТ-Максимум с региональным законодательством от 01.07.2007 г.
  6. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005−2008 гг.). Информационно-правовая система ГАРАНТ-Максимум с региональным законодательством от 01.07.2007 г.
  7. Рекомендации парламентских слушаний на тему: „О законодательном регулировании финансирования здравоохранения Российской Федерации“ от 7.12.2004 г. М. Издательский дом „ГЭОТАР-МЕД“, 2005 г.
  8. Книги, монографии, научные статьи в журналах и периодической печати, доклады на конференциях и т. п.
  9. М.В., Бальчевский В. В. и другие. Основы стандартизации в здравоохранении. Учебное пособие.-М.: Ньюдиамед, 2002 Г.-216 с.
  10. А.С., Райзберг Б. А., Шиленко Ю. В. „Экономические проблемы здравоохранения“, Изд. ИНФРА-М, Москва, 2000 г.
  11. А.С., Шиленко Ю. В., Юрьева Т. В. „Индустрия здоровья. Экономика и управление“, Изд. „Дрофа“, Москва, 2003 г.
  12. Актуальные вопросы организации здравоохранения и обязательного медицинского страхования в современных социально-экономических условиях / В. И. Стародубов, A.M. Таранов, B.JI. Гончаренко и др. / М.: Федеральный фонд ОМС, 1999 г.- с. 36.
  13. О., Груздева И. Модель реформирования муниципальной системы здравоохранения (на примере муниципальной системы здравоохранения города Н. Уренгой) // Экономика здравоохранения № 9, 2005 г., с. 17−20
  14. Аналитическая справка Правительства Республики Саха (Якутия) 2004 г.
  15. Аналитическая справка Правительства Республики Саха (Якутия) и Приложение к Закону Республики Саха (Якутия) „Об утверждении отчета об исполнении Государственного бюджета Республики Саха (Якутия) за 2001 год“.
  16. Аналитический обзор, 1999. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — www.cir.ru.
  17. Е.А. К вопросу о финансировании здравоохранения в условиях медицинского страхования / Е. А. Ананьева // Экономика здравоохранения. 1996 г. — № 6−7. — С. 87−90.
  18. О.В. Исторические аспекты организации страхового обеспечения по медицинскому страхованию. Учебно методическое пособие / Андреева О. В., Петухова В. В., Цюра Е. В. и др.- Под редакцией A.M. Тарано-ва. — М: Федеральный фонд ОМС, 2003 г. — С. 41−82.
  19. В. Правовые и организационно экономические основы формирования территориальных программ ОМС / В. Анисимов // Страховоедело.- 1995 г.-№ 3.-С. 26−32.
  20. А.Д., Баженов A.M. Об актуальных вопросах финансирования здравоохранения // Экономика здравоохранения № 9, 2005 г.
  21. Г., Черниховский Д., Потапчик Е. Реформа системы финансирования здравоохранения России // Доклад Всемирного банка для ЕСЗт. -М., 1993 г.
  22. С., Гребешкова Л., Дежина И. и др. Повышение эффективности бюджетного финансирования государственных учреждений и управления государственными унитарными предприятиями М.: 2003 г. — с. 104.
  23. О.Г. Межбюджетные отношения: теория и практика реформирования // Под ред. д. э. н. М. А. Яхъяева. М., 2001 г. с. 22.
  24. В.Я. Здравоохранение и медицинское страхование в ФРГ / В. Я. Березнев // Здравоохранение Российской Федерации. 1992 г., № 5. -с.20
  25. Ф., Брехт И. Г., Райнкемайер А.-М. Здравоохранение Германии, изд. „Рарогъ“, Москва, 1994 г.
  26. Я. Здравоохранение в Нидерландах. В кн.: „Общественное и частное в здравоохранении и медицинском страховании“. Доклады проекта ТАСИС EDRUS 9605, Москва, 1999 г.
  27. Э. Система здравоохранения Германии. В кн.: „Общественное и частное в здравоохранении и медицинском страховании“. Доклады проекта ТАСИС EDRUS 9605, Москва, 1999 г.
  28. Бюджет ФОМС: Рост по всем позициям. A.M.Таранов, Н. И. Фролова, М. А. Такаева, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. 2005 г. www.Rosmedstrah.ru.
  29. Г. Д. Роль страховых компаний в развитии здравоохранения в целом и перспективы их развития в свете реформирования системы обязательного медицинского страхования. В кн.: „Развитие и совершенствование ОМС“, Якутск, 2005 г.
  30. Введение в экономику здравоохранения для стран Восточной Европы и СНГ. Под общей ред. Софи Виттер и Тима Енсора. Центр экономики здраUвоохранения. Университет Норка, Великобритания, 1998 г.
  31. В.В. Современный процесс стандартизации в российской медицине.// Международный журнал медицинской практики № 2, 2000 г. http://www.mediasphera.ru/mj шр/2000/2/г2−00−1 .htm
  32. М., Сивакова Н. Модели здравоохранения: Мировой опыт. // Медицины и мы. http://www.newcanada.com/188/medicine 1 .htm
  33. Вопросы модернизации здравоохранения в программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006−2008 гг.) // Вопросы экономики и управления для руководителей здравоохранения № 3,2006 г., с.8−11
  34. А.И., Кравченко Н. А., Флек В. О. Методология формирования территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан РФ медицинской помощью. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001 г.
  35. А.И. Основы стандартизации в здравоохранении. Изд-ство НьюДиамед. 2002 г.
  36. А.И., Райзберг Б. А., Шиленко Ю. В., Управление и экономика здравоохранения: М. ГЭОТАР-МЕД, 2004 г.
  37. А.И., Щепин В. О. Проблемы и перспективы реформирования здравоохранения. М.: ГЭОТАР-МЕД., 2001 г.
  38. И.А. О некоторых проблемах внедрения медицинского страхования // Здравоохранение Российской Федерации, 1995 г. № 4.
  39. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Республики Саха (Якутия) в 2004 г.// М-во здравоохранения Респ. Саха (Якутия), Гос. Учреждение Якут. Респ. Мед. информ.- аналит. Центр- Якутск: Сахаполи-графиздат, 2005 г., 80с.
  40. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2004 году. — М.: Г72 ГЭОТАР-Медиа, 2005 г.
  41. В.В., Киселев А. А., Кардашев B.JI. Контроль качества оказания медицинской помощи в условиях медицинского страхования в ведущих странах мира // Аналитический обзор по данным зарубежной информации. М., 1995 г.
  42. Дальний Восток: Рейтинг благосостояния субъектов РФ в апреле-мае 2005 года -http://knamur.ru/article474.html.
  43. Данные Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) за 2004 г. www.who.int/ru.
  44. Г. Х. ОМС основное направление реформирования российского здравоохранения/Ддравоохранение. 1996 г. — № 5 — с. 16
  45. М., Потапчик Е., Соловьева О., Шишкин С. Экономические проблемы реформы здравоохранения в России. Издание CASE, вып. 165, Варшава, 1999 г.
  46. Доклад Госкомстата Республики Саха (Якутия) и Якутия. XX век в зеркале статистики: Сборник. — Якутск: Государственный комитет РФ по статистике, Государственный комитет PC (Я) по статистике, 2001 г. с. 212
  47. Доклад по глобальному здравоохранению на 2000 год. Женева: Всемирная Организация Здравоохранения, 2000 г.
  48. Женщины и мужчины России. 2004: Стат.сб.// Росстат. -М., 2004 г. 219 с.
  49. М.Ю. Система здравоохранения Самарской области: 15-летний опыт экономического реформирования (1987−2001 гг.) // Экономика здравоохранения № 5−6,2002 г.
  50. Здравоохранение в России. 2005. Федеральная служба государственной статистики, 2006 г.
  51. М.Ю. Реформа: новый этап // Медицинская газета. № 36 от 14.05.2004.
  52. Инструкция по бюджетному учету утв. приказом Минфина РФ от 10.02.06 г. № 25н. Информационно-правовая система ГАРАНТ-Максимум с региональным законодательством от 01.07.2007 г.
  53. JI.E., Шейман И. М. Оплата медицинской помощи в условиях медицинского страхования: зарубежный опыт и практические рекомендации. Кемерово. Изд. ИнСЭПС. 1993 г.
  54. Ф.Н. Модернизация здравоохранения: сто ответов на актуальные вопросы. М.: Изд. Менеджер здравоохранения, 2007. -224 с.
  55. Ф.Н. Проблемы взаимоотношений бюджетных и частных медицинских учреждений // Здравоохранение № 2,2004 г.
  56. С.В., Саляхова Л. Я., Клименко В. Е. Экономические проблемы реформирования отечественного здравоохранения// Экономика здравоохранения. 2002 г. № 9−10. с. 9
  57. С.В. Специфика экономики и управления здравоохранением. Казань. Изд. Медицина, 1998 г.
  58. Л.П. Экономика и планирование здравоохранения на этапе его перестройки// Советское здравоохранение. 1989 г. № 4. с.3−9
  59. А.В., Нестеренко Е. И. и др. К вопросу об актуальности экономического регулирования в здравоохранении на современном этапе. // Экономика здравоохранения № 5−6,1999 г.
  60. Г. М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. пособие. М., 2001 г. с.118
  61. Ю.М. Основные пути выхода здравоохранения России из кризиса в 1999 2000 гг. Москва, Изд. Медсоцэкономинформ, 1998 г.
  62. Ю.М. Здравоохранение России: Взгляд будущее. С-Пб. Изд. Медицинская пресса, 2004 г.
  63. Ю.М. О принципах платности и бесплатности в здравоохранении// Вестник государственного и социального страхования, № 1, 2003 г.
  64. Концепция модернизации системы ОМС в РФ, одобрена Правительством РФ от 20.02.03, протокол № 5. Информационно-правовая система ГАРАНТ-Максимум с региональным законодательством от 01.07.2007 г.
  65. В.П. Состояние финансирования здравоохранения // Экономика здравоохранения. 1995 г. № 7. с. 13.
  66. В.П. Состояние финансирования здравоохранения // Экономика здравоохранения. 1996 г. — № 1.-е. с. 14
  67. Н.А., Поляков И. В. Научное обоснование методологии прогнозирования ресурсного обеспечения здравоохранения России (история и современность). М., 1998 г. — с.54
  68. Н.А., Флек В. О. Экономический анализ реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи в 2002 году // Здравоохранение. 2004 г. № 1.
  69. В.И. Медицинское страхование Благо или наказание? // Главный врач, 1996 г. № 6.
  70. Н.Е. Анализ финансовых потоков в системе здравоохранения и медицинского страхования в аспекте их реформирования// Проект Tacis. Москва, 1999 г.
  71. В.З., Антропов В. В. Системы финансирования здравоохранения в странах Европейского союза //Экономика здравоохранения № 7 2005 г. с. 8.
  72. В.З., Гришин В. В., Шамшурина Н. Г. и др. Экономика здравоохранения (учебное пособие), Москва, 1996 г.
  73. В.З., Данишевский К. О. Наиболее известные системы здравоохранения развитых стран // Экономика здравоохранения. № 7, 2000 г. с. 5.
  74. В.З., Татарников М., Шамшурина Н. Основные направления реформирования российского здравоохранения на современном этапе // Экономика здравоохранения № 8,2005 г., с. 11−19.
  75. Линнакко Ееро Финансирование здравоохранения в Российской Федерации. Материалы исследования в рамках проекта реформирование финансирования здравоохранения. 2002 г. с. 16 http://zdravinform.mednet.ru
  76. Ю.П. Здравоохранение в XX веке. Изд-во Медицина, М. 2002 г.
  77. Ю.П., Полунина Н. В. Общественное здоровье и здравоохранение. М.: Медицина, 2002 г.
  78. Ю.П., Стародубов В. И., Гришин В. В. Медицинское страхование. М., 1994 г.
  79. Лушина С. И, Слепов В. А. Финансы: Учебник.2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд. Экономисть, 2003 г. 682 с.
  80. В. Поликлиника не слабое звено// Медицинская газета № 1 от 9.01.2004.
  81. Материалы заседания президиума Государственного совета № 28 „О развитии обязательного медицинского страхования в Российской Федерации“. Приложение к докладу. 2.04.03 г., с. 15−16 -http://www.kremlin.ru/
  82. Материалы из доклада ВОЗ от 29 апреля 2004 г. www.who.int/ru
  83. Материалы к заседанию Правительства РФ „О приоритетных направлениях развития здравоохранения в Российской Федерации на 2005−2006 годы“. Министерство здравоохранения и социального развития РФ. М. 2005 г.
  84. Материалы парламентских слушаний и заседаний „круглого стола“ Комитете по охране здоровья ГД РФ от 22.03.2004 г. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. -172 с.
  85. Материалы парламентских слушаний Комитета Госдумы РФ по охране здоровья на тему „О повышении структурной эффективности системы здравоохранения Российской Федерации“ // Медицинская газета № 39 от 26.05.04.
  86. Медицинское страхование или налоги: опыт зарубежного здравоохранения. Вестник государственного социального страхования № 12, 2004 г. стр. 46−59.
  87. Н. Министерство здравоохранения и социального развития новые возможности управления// Медицинская газета № 43 от 9.06.2004 с. 6.
  88. С. Б. Проблемы государственного регулирования системы охраны здоровья // Экономика здравоохранения, 1999.- № 2, 3(36). с. 19−20.
  89. В.Х. К вопросу о перспективных направлениях совершенствования регионального здравоохранения // Экономика здравоохранения № 9, 2006 г., с.5−7.
  90. В.И. Итоги деятельности системы обязательного медицинского страхования в Республике Саха (Якутия). В кн.: „Развитие и совершенствование ОМС“, Якутск, 2005 г.
  91. В.И. Система обязательного страхования в Республике Саха (Якутия) за 10 лет// Якутск. -2004 г. с.8−10.
  92. О перспективах развития российского здравоохранения (по материалам интернет-пресс-конференции). Вопросы экономики и управления для руководителей здравоохранения № 9, 2005 г., с.9−19.
  93. О ходе реализации концепции развития здравоохранения и медицинской науки, задачах на 2001- 2005 гг. и на период до 2010 г. // Доклад Министерства здравоохранения РФ. М., МЗ РФ, 20.03.01 г.
  94. Обзор экономической политики в России за 1998 год. Фонд „Бюро экономического анализа“. М.: РОССПЭН, 1999. -www.cir.ru.
  95. Общественно политический журнал Федерального Собрания „РФ сегодня“ ноябрь, 2006 г. стр. 4.
  96. Основные направления государственного регулирования развития здравоохранения Российской Федерации на 2000−2010 гг. // Пробл.соц.гигиены, здравоохр. и истории медицины, 2000 г., № 3, с. 3 14.
  97. Отчет о деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2005 г. // Медицинская газета № 43, 2006 г., с.6−12.
  98. Отчет об основных итогах деятельности системы ОМС РФ за 2006 г. сайт ФФОМС www.ffoms.ru.
  99. Отчеты о кассовом исполнении бюджетных расходов Федерального казначейства, http://www.roskazna.ru/reports/cb.html
  100. С. Хэллер. Азия: готова или нет? // Финансы и развитие, Москва. сентябрь 2006 г.
  101. А.В., Симпсон Д. Концепция реформы финансирования здравоохранения в Российской Федерации: анализ, структура и приоритеты // Здравоохранение. 2002 г. — № 11.
  102. Производство и использование валового регионального продукта Республики Саха (Якутия) за 1991−1996 Статистический сборник. Якутск: Госкомитет Республики Саха (Якутия) по статистике, февраль, 1998 г. № 674 331.
  103. .Б. Здоровье населения России в XX веке. М.: МНЭПУ, 2001 г.
  104. М.Е. Планирование и повышение эффективности деятельности бюджетных медицинских учреждений // Экономика здравоохранения, 2002 г. № 3 (62). — с. 14−15.
  105. .А., Кузьмина Н. Б., Шиленко Ю. В. Российское здравоохранение. Вхождение в рынок, Изд. ИНФРА-М, Москва, 2000 г.
  106. Республика Саха (Якутия). Статистический справочник. Якутск: Государственный комитет по статистике Российской Федерации, Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по статистике, 2002 г. с. 19.
  107. Реформа больниц в новой Европе// Фигерас Ж., Макки М., Моссиа-лос Э., Солтман Р. Б. -М. Изд-во Весь мир, 2002 г.
  108. В.Д. Зарубежный и отечественный опыт организации и совершенствования национальных систем социального страхования// Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ № 13 (301) 2006 г.
  109. В. „Можно ли наконец-то снять „порчу“ с нашего здравоохранения?“ // Медицинская газета № 96 от 3.12.2004 г.
  110. Российский статистический ежегодник: Статистический сборник. -М.: Госкомитет РФ по статистике, 2001 г. — с. 171.
  111. Россия 2003: Статистический сборник. М.: Госкомитет РФ по статистике, 2004. — с. 34.
  112. Россия в цифрах, 2004: Крат.стат.сб./Федеральная служба статистики.-М., 2004 г.
  113. В.Н. Заработная плата в здравоохранении// Medicus amicus 2003 № 1. М.
  114. В.Ю. Некоторые итоги развития системы ОМС в Российской Федерации // Здравоохранение РФ. 2002 г. № 3.
  115. Синютина М. Сдача анализов на эффективность // Экономика и жизнь ВПК № 51,2006 г., с. 31.
  116. Т.М. Экономика и управление здравоохранением: Учеб. Пособие. СПб.: Издательский Дом С.-Петерб. Гос. ун-та, 2004 г.
  117. Н.М. Опыт реформирования системы здравоохранения в самарской области // Здравоохранение.- № 4, 2004 г.
  118. Социальное положение и уровень жизни населения Республики Саха (Якутия): Статистический сборник. Якутск: Государственный комитет по статистике Российской Федерации, Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по статистике, 2002 г.-с. 19.
  119. Справочно-методическая информация о деятельности системы ОМС. Материалы всероссийского совещания „Основные итоги социального развития Российской Федерации в 2001 году и задачи на 2002 год“. М.:1. ФФОМС, 2002 г.
  120. В.И., Флек В. О. Эффективность использования финансовых ресурсов при оказании медицинской помощи населению РФ. М.: Изд. Менеджер здравоохранения, 2006 г. -192 с.
  121. Статистический ежегодник Республики Саха (Якутия). Якутск: Государственный комитет по статистике Российской Федерации, Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по статистике, 2001 г. — с. 10.
  122. A.M. Система ОМС: история и перспективы // Вестник государственного социального страхования. 2003 г. — № 12. — с. 24.
  123. A.M. Сохраним систему ОМС сохраним российское здра-воохранение//Проблемы социальной гигиены и истории медицины, 1999 г. № 2, с. 35.
  124. М.А. Краткий обзор экономических реформ российского здравоохранения //Экономика здравоохранения № 3−4, 2006 г., с.55−59.
  125. М.А. Совершенствование правового регулирования финансирования здравоохранения РФ // Экономика здравоохранения № 2, 2006 г. с. 30−35.
  126. Управление здравоохранением на современном этапе: проблемы, их причины и возможные пути решения: монография. М.: „Менеджер здравоохранения“, 2007 г. -128 с.
  127. М.Ю. Правовые аспекты совершенствования российской модели обязательного медицинского страхования. // Аналитический вестник Совета Федерации № 9/2004 г.
  128. Финансирование здравоохранения: альтернативы для Европы. Ред.
  129. , А. Диксон, Ж. Фигерас, Д. Кутцин, Изд. Весь мир, Москва, 2000 г.
  130. Финансы. В. М. Родионова, Ю. Я. Вавилов, Л. И. Гончаренко и др. / Под ред. В. М. Родионовой. М., 1993 г. с. 60.
  131. Финансы в Республике Саха (Якутия). Статистический сборник. -Государственный комитет по статистике Российской Федерации, Государствевенный комитет Республики Саха (Якутия) по статистике. Якутск. 2006 г.
  132. Финансы. Под. ред. проф. М. В. Романовского, проф. О.В. Врублев-ской. М. 2000 г.
  133. В.О. Финансирование российского здравоохранения: проблемы и перспективы. М.: Издательство ООО Тэтис паблишн, 2005 г. 200 с.
  134. Фотаки М, Опыт реформирования здравоохранения в Великобритании и Швеции. В кн. „Управление в системе медицинского страхования в России“ по материалам международной конференции, Ярославль, 2000 г.
  135. М.М., Фрид X. Реформа и ее воздействие на финансирование российской системы здравоохранения, Евроздоровье том 4, 6 Спецвыпуск, зима 1998/1999 гг.
  136. В. Корни одного парадокса // Медицинская газета № 7 от 30.01.2004 г.
  137. Н.Г. Показатели социально-экономической эффективности в здравоохранении: Нормативные документы с комментариями. Библиотека журнала „Здравоохранение“, 4−2005 г. Библиотека ЛПУ М.: МЦФЭР, 2005 г. 320 с.
  138. Н.Г., Самодин В. И. Экономический анализ лечебно-хозяйственной деятельности ЛПУ в условиях становления рыночных отношений // Здравоохранение. № 12,1997 г.
  139. И.М. Возможные стратегии реформирования системы государственных обязательств в здравоохранении. Экономика здравоохранения, № 5,6 (45), 2000 г.
  140. И.М. Реформа управления и финансирования здравоохранения. М.: Издатцентр, 1998. — с. 141.
  141. И.М. Экономика здравоохранения. Учебное пособие. Изд. Тасис. М., 2001 г.
  142. С.В. и др. Политико-экономический анализ трансформации механизмов финансирования здравоохранения и образования». В кн.: «Финансовые аспекты реформирования отраслей социальной сферы. Труды
  143. Института экономики переходного периода, раздел 1. М., 2003 г.
  144. С.В. Реформа финансирования российского здравоохранения. ИЭПП Научные труды № 25Р, М., 2000 г.
  145. JT.H., Фотаки М. Сочетание общественного и частного в решении основных проблем медицинского страхования. Здравоохранение. № 6, 1999 г. с. 45−52.
  146. Andersen, Gosta-Esping. «Welfare States in Transition», ed Sage Pub, London 1996.
  147. K. (1963) Uncertainty and the welfare economics of medical care. American Economic Review № 53.
  148. Braine T. Countries test new ways to finance health care. Bull World Health Organ. 2006 Nov- 84(11):844−5. PMID: 17 143 453
  149. Ballinger G. Refining estimates of public health spending as measured in national health expenditure accounts: the Canadian experience. J Public Health Manag Pract. 2007 Mar-Apr- 13(2): 115−20. PMID: 17 299 314
  150. Buehler JW, Holtgrave DR. Who gets how much: funding formulas in federal public health programs. J Public Health Manag Pract. 2007 Mar-Apr-13(2):151−5. PMID: 17 299 318
  151. Ensor Т., Ronoh J. Effective financing of maternal health services: a review of the literature. Health Policy. 2005 Dec-75(l):49−58. PMID: 16 298 228
  152. R.G. «Financing Health Care: Taxation and the Alternatives» In: E. Mossialos, A. Dixon, J. Figueras, and J. Kutzin, eds. Funding Health Care: Options for Europe. Open University Press, Buckingham, UK and Philadelphia. 2002.
  153. France G., Taroni F., Donatini A. The Italian health-care system. Health Econ. 2005 Sep-14 (Suppl l):S187−202. PMID: 16 161 196.
  154. Johnson K.A. Public finance policy strategies to increase access to preconception care. Matern Child Health J. 2006 Sep- 10(5 Suppl):S85−91. PMID: 16 802 188.
  155. Hall M. A, Conover C.J. For-profit conversion of Blue Cross plans: public benefit or public harm? Annu Rev Public Health. 2006−27:443−63. PMID: 16 533 125.
  156. Gravelle H., Jacob R., Jones F.M., Street. A. Comparing the efficiency of national health system: a sensitivity analysis of the WHO approach. The University of York, Centre for Health Economics. 2003.
  157. Health systems: improving performance. Geneva, The World Health Report WHO, 2000.
  158. J. LeGrand et al., 1998. «The Reforms: Success or Failure or Neither?» In: J. LeGrand et al., eds., Learning from the NHS Internal Market, King’s Fund, London.
  159. Moulton A.D., Halverson P.K., Honore P.A., Berkowitz B. Public health finance: a conceptual framework. J Public Health Manag Pract. 2004 Sep-0ct-10 (5):377−82. PMID: 15 552 760.
  160. R. Klein, 1995. «Big Bang Health Reform Does it Work? The Case of Britain’s 1991 National Health Service Reforms.» Milbank Quarterly73(3).
  161. R.B. Saltman, Reinhard, Busse. Social health insurance systems in Western Europe. Open University Press. 2004.
  162. R.B. Saltman, 1994. «A Conceptual Overview of Recent Health Care Reforms in Industrialized Countries.» European Journal of Public Health, 4:28 793.
Заполнить форму текущей работой