Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Принятие маркетинговых решений на малых предприятиях на основе внутрифирменной информационно-аналитической базы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующих положениях: обоснованны и проанализированы возможности практического применения внутрифирменной информации на каждом этапе принятия маркетингового решения на малом предприятииопределена структура маркетинговой информационной системы для использования на малых предприятиях, в которой предложен механизм использования внутренних… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ стр
  • Глава 1. Маркетинговые решения в предпринимательской деятельности малого предприятия
    • 1. 1. Теоретические аспекты маркетинговых решений и их особенности на малом предприятии
    • 1. 2. Этапы принятия маркетингового решения
    • 1. 3. Теоретические подходы к экономической эффективности маркетингового решения на малом предприятии и её оценка
  • Глава 2. Информационное обеспечение принятия маркетингового решения на малом предприятии
    • 2. 1. Роль информации в управлении малым предприятием
    • 2. 2. Маркетинговые информационные системы (МИС)
    • 2. 3. Место внутрифирменной информации в МИС
  • Глава 3. Разработка внутренней информационно-аналитической базы поддержки маркетинговых решений на малом предприятии
    • 3. 1. Структурирование внутрифирменной маркетинговой информационной базы для поддержки маркетинговых решений
    • 3. 2. Оценка эффективности маркетингового решения в экономическом, инвестиционном и финансовом аспекте
    • 3. 3. Практическая апробация внутренней информационно-аналитической базы

Принятие маркетинговых решений на малых предприятиях на основе внутрифирменной информационно-аналитической базы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современная российская экономика с каждым годом усиливает связи с глобальным мировым хозяйством, становясь его полноправным участником при этом разделяя большинство проблем и тенденций ему присущих. Нельзя переоценить роль," которую играют малые предприятия в развитии национальных экономик стран Запада и особенно США. Похожая тенденция прослеживается и в России, где малые предприятия в скором времени займут полагающееся им место в национальном хозяйстве и их доля в нем достигнет среднемировых значений.

Многолетнее отсутствие частного предпринимательства, в том числе малого, в нашей стране привело к дефициту научных методических разработок для ведения малого бизнеса и рекомендации по их практическому применению, учитывающих российские особенности. Это вынуждает предпринимателя перенимать западный опыт, часто, без необходимой корректировки. В связи с этим стоит задача по разработке собственных методик для эффективного ведения малого бизнеса.

Отсутствие научных разработок привело, в частности, к запоздалому внедрению маркетинга в практику экономической деятельности российских предприятий, особенно это прослеживается в работе малых предприятий. Для эффективного руководства малым предприятием необходима хорошая информационно-аналитическая база. Однако, её создание и поддержка ведет к существенным финансовым вложениям, которые не всегда возможны в условиях малого бизнеса. В таком случае, весьма важным является генерация собственной внутрифирменной маркетинговой информации, базирующейся на глубоком анализе и обработке показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Информацией о хозяйственной деятельности малого предприятия, как правило, располагают специалисты по финансовому анализу и бухгалтерскому учету, не используя её при этом в маркетинговых целях, а маркетологи, в большинстве своем используют только легкодоступную часть этой информацией. На российских малых предприятиях ведется бухгалтерский и статистический учет, и иногда собираются разрозненные внешние данные, но система сбора и анализа информации необходимой для принятия маркетинговых решений отсутствует. Существует актуальная проблема разработки методик сбора и анализа маркетинговой информации, ориентированных на малые предприятия, согласующихся с их целями и задачами, имеющих невысокую стоимость и повышенную эффективность. Создание методической базы по обработке, систематизации, анализу и использованию внутрифирменной информации для принятия маркетинговых решений, не требующей дополнительных материальных вложений, в условиях малого предприятия обуславливает актуальность выбранной темы исследования.

В настоящее время накоплен достаточный опыт российских и зарубежных исследователей по проблемам информационного обеспечения маркетинга, принятия маркетинговых решений.

Методики принятия маркетинговых решений в целом и процесса информационного обеспечения маркетинга разработали многие ученые, в том числе: Азоев Г. Л., Алексунин В. А., Андреева О. Д.,., Беляевский И. К., Голубков Е. П., Данько Т. П., Кретов И. И., Кузьмина Е. Е., Ноздрева Р. Б., Парамонова Т. Н., Соловьев Б. А., Чавкин A.M., Шереметьева Е. Н., Питер Р. Диксона, Robert A. Peterson и другие. Проблемы изучения теории принятия маркетинговых решений рассмотрены и изучены в работах следующих российских и зарубежных ученых Аренкова И. А., Багиева Г. Л., Голубкова Е. П., Эдоуса М., Стэнсфилда P., Colin Druri, Philip Kotler. Изучением вопросов функционирования и управления малыми предприятиями и особенности маркетинга на малых предприятиях занимались следующие ученые: Браверман А. А., Синяева И. М., Дихтль Е., Паттен Д., Швальбе X., Роджерс Л., Хершген X., Richard F. Gerson, Kenneth J. Cook.

Вопросы сбора, учета и анализа внутренней экономической и маркетинговой информации исследованы в работах Андреевой О. Д., Абрютина М. С., Баканова М. И., Балабановой И. Т., Бердниковой Т. Б., Войленко В. В., Ефимовой О. В., Ковалева А. И., Ковалева В. В., Карповой Т. П., Шеремета А.Д.

При этом, ни в одной работе не предложен подход к систематизации, обработке и анализу финансово-хозяйственной информации применительно к задачам маркетинга малого предприятия.

Цель диссертационной работы — разработка методических рекомендаций по созданию маркетинговой внутренней информационно-аналитической базы малого предприятия на основе сбора, обработки и анализа финансово-хозяйственной информации.

Для достижения поставленной цели в рамках работы следует решить следующие задачи: выявить и проанализировать особенности маркетинговых решений на малых предприятияхизучить возможности использования внутрифирменной информации на каждом этапе принятия маркетинговых решенийпроанализировать существующие системы информационного обеспечения процесса принятия маркетингового решения и предложить структуру маркетинговой информационной системы для малого предприятиясформулировать задачи маркетинговой диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятияисследовать методы и механизмы маркетингового анализаисследовать показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия для использования их при маркетинговом анализе деятельности предприятияизучить возможность систематизации показателей деятельности предприятия в единую информационно-аналитическую базу поддержки принятия маркетинговых решенийизучить возможности применения методов экономической, инвестиционной и финансовой оценки для анализа проектируемых и реализованных маркетинговых решений.

Объект исследования — информационный массив о финансово-хозяйственной деятельности малого предприятия для построения системы внутрифирменной маркетинговой информации.

Предметом исследования является процедура формирования маркетингового решения на малом предприятии на основе внутренней информационно-аналитической базы.

Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам маркетинга и информационного обеспечения, материалы научных конференций, периодические издания, сборники статистической информации, нормативные материалы, результаты собственных маркетинговых исследований. В диссертационной работе применялись методы наблюдения, сравнительного анализа, экспертных оценок, прогнозирования.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующих положениях: обоснованны и проанализированы возможности практического применения внутрифирменной информации на каждом этапе принятия маркетингового решения на малом предприятииопределена структура маркетинговой информационной системы для использования на малых предприятиях, в которой предложен механизм использования внутренних систем учета в информационном обеспечении процесса принятия и оценки маркетинговых решенийсформулированы и обоснованы задачи маркетинговой диагностики экономической деятельности малого предприятия на основе использования данных внутренних систем учета и отчетностиразработана методика маркетингового анализа деятельности предприятия, основанная на использовании внутренней информационно-аналитической базы, сформированной в виде электронной таблицы, основанной на показателях экономической деятельности малого предприятия. Аналитическая таблица содержит порядка пятнадцати прямых и сорока производных показателей, позволяющих проводит маркетинговый анализ деятельности малого предприятия в полном объемеразработана методика оценки маркетинговых решений с помощью инструментов экономического, инвестиционного и финансового анализа.

Практическая значимость работы заключается в разработке рекомендаций и предложений по систематизации внутренней информации и построению на её основе внутренней информационно-аналитической базы поддержки принятия маркетинговых решений. В рамках работы сформирован механизм экономической оценки маркетингового решения и определения его эффективности.

Разработанные методики и предложения могут быть использованы при формировании и реализации маркетинговых решений на малых предприятиях, включены в информационно-методические справочники для малых предпринимателей по основам ведения бизнеса. Отдельные результаты исследования могут служить материалами для методического обеспечения учебной дисциплины «Маркетинговые исследования».

Основные положения и отдельные результаты работы докладывались и обсуждались на Международной научно-практической конференции «Экономика, государство и общество в XXI веке» в 2005, 2006, 2007 и 2009 годах, на Международной научно-практической конференции «Национальные традиции в торговле» в 2005 и 2006 годах, на межвузовской научно-практической конференции, посвященной 75-летию ВАВТ и 30-летию маркетинга в России в 2006 году.

Методика построения базы анализа внутренней информации для поддержки маркетинговых решений и механизма оценки их эффективности используется при формировании маркетинговой политики и выработке решений на малых предприятий ООО «ТрансАЗС-Красногорск» и ООО «Мир-21», что подтверждается официальными актами о внедрении (справка № 84к от 29.05.2009, выданная ООО «ТрансАЗС-Красногорск», справка № 79 от 08.06.2009, выданная ООО «Мир-21»).

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 11 печатных работ, общим объемом 6,5 п.л., в том числе лично автора — 6,3 пл., из них в изданиях, рекомендованных ВАК, опубликовано 2 печатные работы общим объемом 1,4 пл., в том числе лично автором — 1,2 пл.

Диссертационная работа состоит из введения, 1 трех глав, заключения, приложения и библиографического списка.

Выводы по главе 3.

1. Выявлена необходимость учета интересов маркетинга в процессе ведения бухгалтерского и управленческого учета, составления бухгалтерской и статистической отчетности и проведения анализа финансово-экономической деятельности.

Каждое из этих предприятий в отведенные сроки составляет бухгалтерскую отчетность. Однако данная бухгалтерская отчетность не содержит какого-либо специального раздела или отдельной формы, посвященной оценке финансовой устойчивости и экономическому анализу конкретного предприятия. А раз так, то эти вопросы решаются на предприятии факультативно: данный анализ может проводиться, а может и не проводиться. В тех же случаях, когда проводится анализ финансовой и хозяйственной деятельности, руководствуются не маркетинговыми, а иными управленческими задачами, и такой анализ, как правило, не удовлетворяет потребности маркетинга во внутренней вторичной информации. В связи с нарастанием роли маркетингового подхода в управлении предприятием, возникает необходимость в проведении анализа финансового и хозяйственного состояния с учетом требований маркетинга к маркетинговой информации.

Весь вопрос заключается в методической стороне — разработке такой системы анализа бухгалтерской информации, материалы которой подготавливались бы непосредственно в учетном отделе (бухгалтерии), а для анализа затем поступали бы на дальнейшую обработку в отдел маркетинга.

Весь вопрос заключается в методической стороне — разработке такого системы анализа бухгалтерской информации, материалы который подготавливались бы непосредственно в учетном отделе (бухгалтерии), а затем поступал бы на дальнейшую обработку в отдел маркетинга. На малых предприятиях лицо, ответственное за маркетинг, могло бы самостоятельно проводить анализ финансово-экономической деятельности на основании управленческих учетных данных для принятия маркетинговых решений.

Выявлены преимущества, которые получает специалист по маркетингу, в случае введения на предприятии системы управленческого учета, ориентированной на маркетинг. Во-первых, Маркетолог может самостоятельно проводить анализ финансово-экономической деятельности предприятия, что актуально для малых предприятий в отсутствии на них квалифицированного персонала. Во-вторых, маркетолог будет иметь возможность провести анализ в нужный, удобный для него момент времени. В-третьих, маркетолог становиться независим от бухгалтерского или финансового отдела: имея данные бухгалтерского и управленческого учета, он может самостоятельно интерпретировать их и проводить необходимый ему анализ.

2. Выявлены показатели финансово-экономической деятельности, которые могут быть использованы в анализе деятельности предприятия для целей маркетинговых исследований и принятия маркетинговых решений. Произведена группировка показателей по степени важности и области исследования. Показана возлюжность их расчета на предприятии сферы услуг ООО «ТрансАЗС-Красногорск».

Для конкретных целей при принятии маркетинговых решений отбираются конкретные показатели с учетом вида, методики, отраслевой специфики объектов анализа и диагностики финансовоэкономической деятельности. Порядок проведения анализа будет следующим: сначала следует рассчитать общие показатели, являющиеся базой для последующих расчетов, а затем, исходя из тематики исследования показатели использования материальных оборотных средств, показатели платежеспособности, показатели прибыльности (рентабельности), показатели эффективности использования активов. После расчета каждого показателя, специалист по маркетингу может сделать экономические выводы, исходя из интервала нормальных значений того или иного показателя. Возможные выводы и интервалы нормальных значений представлены в главе.

При анализе финансово-экономической деятельности также проводиться анализ использования и стимулирования трудовых ресурсов и производительности труда. Анализ использования трудовых ресурсов предполагает исследование механизма поведения и активизации работников предприятия, который включает мотивацию, стимулирование и контроль.

3. Предлолсеи вариант построения базы анализа внутренней информации для поддержки принятия маркетинговых и управленческих решений на примере малого предприятия сферы услуг ООО «ТрансАЗС-Красногорск».

Информационно-аналитическая база представляет собой последовательность показателей, рассчитанных на основе данных бухгалтерской отчетности и управленческого учета. Данные представлены за последние три года, что позволяет проследить тенденции и делать прогнозы. Информация, используемая в базе, является внутренней первичной и внутренней вторичной. Источниками информации для базы поддержки маркетинговых решений являются данные бухгалтерского и статистического учета, а также специально организованная в рамках бухгалтерского учета система управленческого учета, которая снабжает базу данными, не содержащимися в бухгалтерском и статистическом учете.

Возможно, представить аналитическую базу в виде, следующем логике исследования показателей от общих показателей к частным в зависимости от направления маркетингового анализа и принимаемого маркетингового решения, который был изложен выше.

На основании данных информационно-аналитической базы в 2005 на предприятии были приняты и реализованы несколько маркетинговых и управленческих решения. Описывается характер проблем, стоящих перед предприятием, цели, поставленные для решения этих трудностей, и способы их решения. В процессе анализа деятельности предприятия был составлен прогноз развития, при условии реализации запланированных маркетинговых мероприятий.

4. Разработан один из возможных вариантов экономической оценки маркетингового решения и определения его эффективности. Предложенный вариант включает способы определения эффективности разных по срокам реализации маркетинговых решений. Произведен анализ эффективности и выбор на этой основе маркетингового решения.

Сформулировать единый метод экономической оценки любого маркетинговых решений крайне сложно. Специфика и проблематика маркетинговых решений достаточна широка, для того чтобы к её оценке было возможно применять некие единые стандартизированные подходы. Для решения проблемы оценки маркетинговых решений будет допустимо сгруппировать маркетинговые решения в зависимости от характера проблемных ситуаций. Для групп маркетинговых решений с идентичными проблемными ситуациями будет возможно использовать однотипные методики экономические оценки, которые будут зависеть от продолжительности действия маркетингового решения.

5. Предложен вариант оценки маркетингового решения как инвестиционного проекта. Произведен анализ двух маркетинговых проектов и выбор лучшего из них с инвестиционной точки зрения.

Маркетинговые решения, особенно среднеи долгосрочные, можно рассматривать как вложение денежных средств в материальные, а чаще нематериальные активы предприятия. Эти вложения направлены на изменения активов таким образом, чтобы стоимость их увеличилась или выросла доходность их использования. С такой точки зрения, маркетинговые решения являются подобием инвестиционных решений. Такие процессы достаточно протяженны во времени и этот фактор необходимо учитывать при анализе маркетинговых решений и их результатов.

6. Рассмотрена возможность оценки платежеспособности и финансовой устойчивости маркетингового решения. Предложены коэффициенты расчета платежеспособности и финансовой устойчивости маркетингового проекта.

При проведении маркетинговой кампании полезно производить замеры показателей финансовой устойчивости на каждом этапе реализации проекта, тем самым, обеспечивая оперативный контроль не только в рамках маркетинга, но и в рамках всего предприятия. Анализ показателей финансовой устойчивости помогает обнаружить негативные тенденции на ранних стадиях их развития и предотвратить их с минимальным экономическим ущербом. Финансовая устойчивость характеризуется финансовой независимостью, способностью маневрировать собственными средствами. Неустойчивое финансовое положение может оказать влияние на потребителей и поставщиков, в виде не выполнения контрактов перед покупателями и потери своих поставщиков.

Заключение

.

Небольшие размеры и мобильность малых предприятий позволяют обнаруживать проблемы еще на стадии их появления, принимать нестандартные маркетинговые решения, серьезно изменяющие алгоритм функционирования предприятия. Однако малые предприятия часто сталкиваются с дефицитом оборотных средств, что приводит к отказу от большого числа вариантов действий, невозможности реализовать крупные маркетинговые решения, а главное — увеличивает цену ошибки: неверное маркетинговое решение может нанести серьезный экономический ущерб и даже поставить предприятие на грань банкротства. Часто имеет место единоличное управление малым предприятием. Это, с одной стороны, обеспечивает быстрое принятие маркетинговых решение, отсутствие долгих согласований между отделами, повышает оперативность, дает возможность лично контролировать ход исполнения решения, а иногда и лично его реализовывать. С другой стороны, увеличивается риск принятия неверного и непродуманного маркетингового решения из-за отсутствия квалифицированных консультантов и недостаточности информационного обеспечения.

Успех деятельности малого предприятия может быть достигнут путем эффективного маневрирования и адаптации к постоянно изменяющемуся внешнему воздействию и внутренним процессам. Своевременный и достоверный анализ внутренних показателей о положении и потенциале предприятия, о тенденциях его развития, оценка опасностей и возможностей позволяет принимать эффективное маркетинговое решение.

Механизм принятия маркетингового решения на малом предприятии имеет циклический характер, в котором выявленная проблема модифицируется в направленное воздействие на экономическое положение предприятия с целью приведения его в желаемое состояние, с последующим анализом результата и выявлением новой проблемной ситуации. По мнению автора, процесс принятия маркетингового решения на малом предприятии можно представить в виде алгоритма, который состоит из пяти основных этапов, разделенных на две части: подготовительную, включающую этапы постановки проблемы, разработки вариантов маркетинговых решений и выбор одного из вариантов, и оперативную, в рамках которой происходит реализация маркетингового решения и осуществляется контроль результатов и корректировка действий. Ограниченность ресурсов малого предприятия вынуждает предпринимателя повышать эффективность их использования. Это в полной мере справедливо и для информационных ресурсов. Их рациональное использование становиться залогом успеха предприятия. Принятие маркетинговых решений сопровождается потреблением большого объема информации. В рамках исследования впервые показана возможность анализа каждого этапа маркетингового решения с использованием внутренней информации как наиболее доступной (табл. 14).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский Кодекс Российской Федерации ПринятГосударственной Думой 21 октября 1994 года
  2. Федеральный Закон РФ «О бухгалтерском учете» ПринятГосударственной Думой 23 февраля 1996 года, Одобрен Советом Федерации 20 марта 1996 года
  3. Федеральный Закон РФ от 24.07.2007 «О развитии малого и среднегопредпринимательства в Российской Федерации»
  4. М.С., Грачева А. В. Анализ финансово-экономическойдеятельности предприятия: Учебно-практическое пособие. — М.: Издательство «Дело и Сервис», 1998. — 256 с.
  5. П.В. Введение в теорию принятия решений. — М., 1977.
  6. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика. — М. , 1996.
  7. Г. Л., Челенков А. П. Конкурентные преимущества фирмы(НФПК). — М.: Издательство: Новости, 2000. — 256 стр.
  8. Академия рынка: маркетинг. /А.Дайан, Ф. Букерель, Р. Данкар и др.- М.: Экономика, 1993. — 572с.
  9. В.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности — М.:Издательский дом «Дашков и К», 2007. — 716 стр.
  10. Али М. Практический маркетинг и PR для малого бизнеса. Изд. 2СПб.: ИД Нева.-416 с.
  11. О.Д. Технология бизнеса: маркетинг. Учебное пособие.М.Издательская группа ИНФРА • М — НОРМА, 1997. — 224 с.
  12. А.В., Андрейчикова О. Н. Принятиестратегических управленческих решений (компьютерные методы и примеры применения). — Волгоград: ВолгГТУ, 1998. — 140 с.
  13. И. Стратегическое управление / Пер. с англ. М.: Экономика, 1989.—519 с.
  14. И.А. Теория и методология принятия маркетинговыхрешений на принципах бенчмаркетинга /Под. науч. ред. академика Г. Л. Багиева. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998. — 263 с.
  15. И.А., Багиев Е. Г. Бенчмаркетинг и маркетинговыерешения. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1997.-144 с.
  16. В.Е. Принципы эффективного менеджмента и маркетинга.М.: ИНФРА-М, 1998.-47 с.
  17. А.С. Уточнились ли экономические оценки сразвитием методологии? // Экономика и математические методы. 2000. — № 4 — с. 36−47.
  18. Ш. Структурный подход к организации баз данных. М: Финансы и статистика, 1983. — 317 с.
  19. Ф.Ф. Научные методы принятия решений. — М.: Экономика, 1974.
  20. В.Г. Общество: системность, познание, управление. — М.:Политиздат, 1981.
  21. В.Г. Системность и общество. — М.: — Политиздат, 1980.368 с.
  22. Г. Л. Проблемы энергосберегающих нововведений иэффективность промышленного производства. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. — 190 с.
  23. Г. Л., Аввакумов В. Г. Технико-экономическая оценкакачества электроэнергии в промышленности. -— Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977.—131 с.
  24. Г. Л., Жданов И. А. Маркетинг взаимодействия.Интеграция. Координация. Контроллинг и аудит: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.-110 с
  25. Г. Л., Зайталь X., Татаренко В. Н. Исследование операциймаркетинга: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2000. — 125 с.
  26. Г. Л., Семененко Е. А. Оценка и прогнозированиеэффективности предпринимательства транснациональных корпораций. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000. — 245 с.
  27. Г. Л., Тарасевич В. М., Анн X. Маркетинг: Учебник длявузов./ Под общей ред. д.э.н., профессора Багиева Г. Л. — М.: изд-во «Экономика», 1999. — 703 с.
  28. М.И., Ващекин Н. П. Информационное обеспечениекоммерческой деятельности // Маркетинг. — 1996. — N 3. — 40−49.
  29. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа:Учебник. * 4-е изд., доп. и перераб. -М.: Финансы и статистика, 1999, — 416 с: ил.
  30. И.Т. Финансовый анализ и планированиехозяйствующего субъекта. — 2-е изд., доп. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 208 с.
  31. Л.Е. Прогнозирование и планирование в условияхрынка. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2001. — 260 с
  32. Л.Е. Маркетинг: Курс лекций. М. ИНФРА-М, 2000. -218с.
  33. У.Дж., Квандт Р. Э. Эмпирические методы и оптимальнонесовершенные решения // Теория фирмы. — СПб.: Экономическая школа, 1995.-С. 448−477.
  34. О.Э. Коммерция- статистика, информация, анализ, прогнозы". — М.: МГУКЮ, 1996. — 225 с.
  35. И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 2001.320с.:ил.
  36. Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственнойдеятельности предприятия. Учебное пособие. — М.: Инфра-М, 2002.215 с.
  37. И. Системный подход/ И. Блауберг, Э. Юдин// Философскийэнциклопедический словарь. -М.: Советская энциклопедия, 1989.
  38. Ю.В., Швандар В. А. Оценка эффективности бизнеса иинвестиций: Учебное пособие для вузов. — М.: Финансы, ЮНИТИДАНА, 1999.-254 с.
  39. Бор М. З. Основы экономических исследований. Логика, методология, организация, методика. — М.: Издательство «ДИС». 1998. — 144 с.
  40. М.А. Бухгалтерский управленческий учет Учебник дляВУЗов. 2-е изд., доп. и пер. — М.: ИКФ Омега-Л- Высшая школа, 2002. -528 с.
  41. Н.П. Маркетинговая информация: стоимостной аспект //Маркетинг, 1997, № 2.- 35−38.
  42. Н.П. О системе маркетинговой информации // Маркетинг, 1996.-N1.-С. 27−34
  43. . Н. Кибернетика, или управление и связь в животном мире имашине. — М.: Советское радио, 1968. -397 с.
  44. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. 2-е изд. — М.: «Фирма Гардарика», 1996.-416 с.
  45. И.И. Методы и модели принятия решений в сфереобращения потребительских товаров. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997. — 144 с.
  46. А.И., Пармененков К. Н., Савкина Р. В. Основыкоммерческой деятельности. — М.: Изд-во МГУК, 2000. — 170 с.
  47. Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. — М.: Издательство «Финпресс», 1998. 416с.
  48. Е.П. Маркетинг. М: Экономика, Дело Ltd, 1994. — 324 с.
  49. Е.П. Основы маркетинга: Учебник.- 2-е изд., перераб. идоп.-М.: Издательство «Финпресс», 2003.-688 с.
  50. Е.П. Планирование маркетинга, М: Дело, 1992. — 278 с.
  51. Гончару к В. А. Маркетинговое консультирование. — М.:Дело, 1998.248 с.
  52. П.Н. Маркетинг и международное коммерческое дело.М.: Внешторгиздат, 1990. — 263 с.
  53. В.В., Островкин И. М. Оценка предприятий.Имущественный подход. Учебно-практическое пособие. — М.: Дело, 1998.-284 с.
  54. А. Бунерель Ф. Академия рынка: маркетинг. М: Дело, 1995.462 с.
  55. Т.П. Управление маркетингом (методологический аспект).М.: ИНФРА-М, 1997. — 283 с.
  56. Р.Л. Менеджмент.- СПб: Питер, 2001.-832с.:ил.
  57. Д. Принципы и практика маркетинга. — М.: Вильяме, 2000.679с.
  58. Диксон Питер Р. Управление маркетингом / Пер. с англ. — М.:ЗАО «Издательство БИНОМ», 1998. — 560 с: ил.
  59. Е., Хершген X. Практический маркетинг: Учеб. пособие /Пер. с нем. A.M. Макарова- Под ред.И. С. Минко. — М.: Высшая школа, 1995. -255 с: ил.
  60. К. Управленческий учет для бизнес — решений: Учебник /Пер.с англ. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 655 с.
  61. А.П. Маркетинг в предпринимательской деятельности.-Мн.:YG: «Финансы, учет, аудит», 1997 — 464 с.
  62. Л.Г. Теория и практика принятия решений. — М.:Экономика, 1984.
  63. О.В. Финансовый анализ.- 4-е изд., перераб. и доп. — М.:Изд-во «Бухгалтерский учет», 2002. — 528 с.
  64. И. С. Садовников В.И. Семенов А. И. Производство, информация, управление. М: Наука, 1976. — 160 с.
  65. У.Г. Маркетинг в деятельности вузов: теория и методырешения. М.-Уфа: УГАТУ, 1993.- 226 с.
  66. У.Г. Основы маркетинговых исследований. Уфа: УГАТУ, 1996.-110 с.
  67. И.М., Земляк СВ., Синяев В. В. Маркетинг в маломбизнесе. -М.:Издательство: Юнити-Дана, 2006 г. — 288 стр.
  68. Ю. Н. Теория информационных объектов и системауправления базами данных. М: Наука, 1988. — 232 с.
  69. .Н. Бухгалтерский учет в торговле (мелкооптовой ирозничной). Учебно-практический курс. — М.: АО «ДИС», 1994.- 184с.
  70. Инновационный менеджмент: Справочное пособие / Под ред. П. Н. Завлина, А. К. Казанцева, Л. Э. Миндэли. — М.: ЦИСН, 1998. — 568 с.
  71. Инфосфера: Информационные структуры, системы и процессы внауке и обществе / Ю. М. Арский, Р. С. Гиляревский, И. С. Туров, А.И. Черный- РАН, ГК РФ по науке и технологиям, ВИНИТИ. — М., 1996.-489 с.
  72. Н.И. Основы менеджмента: Учебник. — Мн.: БГЭУ, 1996.284 с.
  73. A.M., Нестеров П. В. Информатизация бизнеса. — М.:Финансы и статистика, 1997. — 416 с.
  74. Е.В. Ресурсы торгового предприятия: учебное пособие.М.: КНОРУС, 2005. — 256 с.
  75. Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. -М.:Юнити, 2000.-350 с.
  76. А.Н., Северцев Н. А. Исследование операций, принципыпринятия решений и обеспечение безопасности. — М.: Физ.-мат. Лит., 2000.-318 с.
  77. Дж. Кук. — Малый бизнес: Маркетинг.(пер. с англ.) — М.:Издательский дом «Довгань», 1998.-168 с.
  78. В.Э. Бухгалтерский управленческий учет. Учебник. — 5-еиздание — М.: Издательский дом «Дашков и К», 2006. — 460 стр.
  79. А.И., Войленко В. В. Маркетинговый анализ. — М.: Центрэкономики и маркетинга, 1996. — 176с: ил.
  80. В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры.- М.:Финансы и статистика, 2002. — 560 с: ил.
  81. Е.П. и др. Бухгалтерский учет в организациях / Е. П. Козлова, Т. Н. Бабченко, Е. Н. Галанина.-2-е изд., перераб. и доп.М.: Финансы и статистика, 2001,-800 с: ил.
  82. А.Н. Кибернетика // БСЭ. — М., 1958. — 149 с. 86 .Коломийцев СП. Структура маркетинга и его генезис. — Маркетинг, 1997,№ 5.С.101−116.
  83. Т.П., Рачков В. И. Маркетинг для начинающихпредпринимателей: самоучитель. М: Из-во МГОУ, АО Росвузнаука, 1993.- 198 с.
  84. Ф. Основы маркетинга — М.: Прогресс, 1990. — 736 с.
  85. Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга.К.- М.- СПб.: ИД «Вильяме», 1998. -1056 с.
  86. А.И. Экономика предприятия. Учебное пособие, — М.:Национальный институт бизнеса, 1999 — 128 с.
  87. И.И. Маркетинг на предприятии: Практическое пособие.М.: АО «Финстринформ», 1994. — 181 с.
  88. М.Е., Кублин И. М., Гончаренко М. А. Маркетинговаядеятельность на промышленном предприятии. — Саратов: Издательский центр СГЭА, 1998. — 108 с: ил.
  89. ., Леви Ж., Линдон Д. Меркатор. Теория и практикамаркетинга / пер. с франц.: В 2 т. — Т.2.-М.:МЦФЭР, 2006.- 512 с.
  90. О.И. Наука и искусство принятия решений. — М.: Наука.1979
  91. О.И., Мошкович Е. М., Качественные методы принятиярешений. Вербальный анализ решений. — М.: Наука, 1996. — 207 с.
  92. А.А. Восприятие текста как психологический процесс //Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия. — Киев, 1979. — 22−28.
  93. В. Экономические эссе. Теории, исследования, факты иполитика. — М.: Политиздат, 1990. — 415 с.
  94. В.З. Информационное обеспечение маркетинговых систем(учебное пособие) / Санкт-Петербургский университет экономики и финансов, кафедра маркетинга. СПб: Из-во Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 1994. — 88 с.
  95. В.З. Информационные технологии в коммерческойдеятельности: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1994. -128 с
  96. В.Н. Оптимизация при перспективном планировании ипроектировании. — М.: Экономика, 1984. — 224с.
  97. Л. И. Экономико-математический словарь: Словарьсовременной экономической науки. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело, 2003. —520 с.
  98. Д.С. Единство методов экономического обоснованияпланово-проектных решений и оценки хозрасчетной эффективности производства. — Изд. АН СССР. Сер. эконом., 1986, № 1
  99. Г. Л. Система банковского маркетинг: Учебное пособиедля вузов/ВЗФЭИ.-М.:Финстатинформ, 1997.-110 с.
  100. Малый бизнес России — состояние, проблемы и перспективы: Аналитический обзор. — М., 1996. — 14
  101. Малый бизнес: выход из экстремальной ситуации / Р. Брюк, Е. В. Калинкие, Ж. Виане, Д.Десхулместер.- М.: ЗАО"Издательство «Экономика», 2001.-214 с.
  102. В.И. Математика в экономике. Вып. 1: Основы линейнойалгебры и математического анализа. — М.: Изд-во УРАО, 1997. — 131 с.
  103. Маркетинг во внешнеэкономической деятельности: терминологический словарь. М: Международные отношения, 1992. 244 с.
  104. Маркетинг для прибыльности среднего бизнеса. Под редакциейБравермана А.А. — М.: Издательство: Экономика, 2006. — 188 с.
  105. Маркетинг на предприятиях малого и среднего бизнеса: Теория, практика, организация: Научный сборник. — Саратов: Издат. центр СГСЭУ, 2000.-231с.
  106. Маркетинг на предприятиях малого и среднего бизнеса: Теория, практика, организация: Научный сборник.- Саратов: Издат. центр СГСЭН, 2000.-231с.
  107. Маркетинг. Принципы и технология маркетинга в свободнойрыночной системе: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. — М.: Банки и биржи: Изд. объединение «ЮНИТИ», 1998. — 255 с.
  108. Маркетинг: Учебник / Под ред. А. Н. Романова. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. — 560 с.
  109. Маркетинг: Учебник/ А. Н. Романов, Ю. Ю. Корлюгов, А. Красильников и др.- под ред. А. Н. Романова. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. — 560 с.
  110. Маркетинговые исследования для среднего бизнеса: состояние рынкаи перспективы развития / Г. Л. Азоев- В. Е. Яхин // Маркетинг и маркетинговые исследования в России.- 2001 N 2. — 14−20.
  111. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента/ Пер. сангл. — М.: Дело, 1996.-704 с.
  112. Методы научно-технического, экономического исоциального прогнозирования: Программа и методические указания. — Спб.: Изд-во СПбУЭФ, 1993.-57 с.
  113. А.И. Проблемы измерения, оценки и планированияповышения эффективности производства. — Ленинград.: Издво Ленинградского университета, 1981. — 111 с.
  114. А.И. Теория экономического анализа: проблемы ирешения. — М.: Финансы и статистика, 1988. — 142 с.
  115. А.Н. Избранное. -М.: ЗАО «Издательство „Экономика“, 2001.-275 с
  116. Л.И., Морозова З. А. Вероятностные методы вэкономике и бизнесе: Учеб. пособие/ РГЭУ. Ростов н/Д, 2000. — 159 с.
  117. И.Б. Философские и социологические проблемы. — М., 1963.207 с.
  118. Р.Б. Международный маркетинг. — М.: Экономисты. 2005.992 стр.
  119. Д.В. Основы менеджмента: Учеб. Пособие. — СПб.: Изд-воС-Петерб. ун-та, 1999.-234 с.
  120. А.Б. Склонность к прогрессии. — М.: Знание, 1981.
  121. Основы менеджмента / Под ред. А. А. Радугина. — М.: Центр, 1997.— 432 с
  122. Основы предпринимательского дела. Благородный бизнес. / Под. ред.Ю. М. Осипова — М.: Тритон, 1992. — 432 с.
  123. О’Шонесси Дж. Принципы организации управления фирмой. — М.:МТ-Пресс, 1999.-420 с
  124. А.П. Маркетинг: основы теории, стратегии и технологии, становление в России, особенности в различных сферах деятельности: Учебное пособие. — М.: ООО „Агент“, 1997
  125. А.П. Маркетинг: Учебник (3-е издание) М.: ИКФ ОмегаЛ, 2005. — 656 с.
  126. В.Г. Структура и характер предложения на рынкефинансово — экономических программных продуктов //Маркетинг в России и за рубежом. — 2000. — № 5, с. 47 — 54.
  127. Т. Н. Красюк И.Н. Маркетинг в розничной торговле:Учебно-практическое пособие/ Под общей редакцией профессора Т. Н. Парамоновой.- М.:ИД ФБК-ПРЕСС, 2004.- 224 с.
  128. Т.Н., Шереметьева Е. Н. Информационноеобеспечение маркетинга: Учебное пособие.- Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2004. — 132 с.
  129. Паттен Д Успешный маркетинг для малого бизнеса. — М.:Издательство — Фаир-Пресс, 2003 — 142 с.
  130. Л.А. Принцип обратной связи. — М., 1967.-270 с.
  131. Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. — М.:"Ось-89″, 1997.-80 с.
  132. Р.Л., Плакунов М. К. Количественный анализ в экономике.-М.: Наука, 1987.-391 с.
  133. Ю.И. Основы экономики и управления производством.Таганрог: Издательство ТРТУ, 2000 — 145с.
  134. Л. Маркетинг в малом бизнесе: Пер. с англ./ Под ред.Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996.-256 с.
  135. Российская научно-методическая конференция с международнымучастием „Управление экономикой: методы, модели, технологии“»: сборник научных трудов: в 3-х ч. Ч.З. -Уфа: УГАТУ, 2001. — 347 с.
  136. Россия в цифрах. 2003: Крат. стат. сб. — М.: Госкомстат России, 2003.-С. 159−160.
  137. Россия в цифрах. 2005: Краткий статистический сборник — М.:Росстат, 2005.-477 с.
  138. Т.Н. Управление процессом маркетинга на предприятиях:теоретико-методологические аспекты. — М.: Радио и связь, 2001. — 160 с: илл.
  139. В.Н. Основания общей теории систем: логикометодологический анализ. — М.: Наука, 1974.
  140. Г. Эконометрические методы прогнозированияспроса (на примере промышленной энергетики) /Под ред. Г. Л. Багиева. — М.: Изд-во МГУ, 1993. -123 с.
  141. Г., Аренков И. А. Логика маркетинговых решений /Под ред.проф. Г. Л. Багиева: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000.-96с.
  142. Севрук В. Т, Банковские риски. — М.: «Дело ЛТД», 1994. — 72 с.
  143. Л. Б. Проблемы информационного обеспеченияэкономической деятельности предприятия. М: Издательский Дом «Аудитор», 1997. — 112с.
  144. А.П. Экономико-математические модели и методы. —Самара: СГЭА, 1997.-131 с.
  145. Словарь современного русского языка. Т. 3. — М.: Рус. язык, 1983. — 710.
  146. М.И., Ноздрева Р. Б., Крылова Г. Д. Маркетинг. Учебноепособие — М.: Велби, 2007. — 232 стр.
  147. .А. Маркетинг: учебник. — М.: Издательство: Инфра-ММ., 2005.- 383 с.
  148. .А. Управление маркетингом: 17-модульная программадля менеджеров «Управление развитием организации». — М.: ИнфраМ, 1999 г., с-336
  149. И.О., Спицын Я. О., Маркетинг в банке. Тернополь: Тарнекс, 1993.- 656 с.
  150. Статистическое моделирование и прогнозирование: Учеб. пособие/Г.М.Гамбаров, Н. М. Журавель, Ю. Г. Королев и др.- Под ред. А. Г. Гранберга. — М.: Финансы и статистика, 1990. -383с.
  151. Г. Статистика и экономика. — М.: Наука, 1979.- 490с.
  152. В.В., Песоцкая Е. В. Маркетинг в системепредпринимательства.—СПб.: «Геликон Плюс», 2000. — 520 с.
  153. Управленческий учет: учебное пособие / Под редакцией А. Д. Шеремета. — 2-е изд., испр. — М.: ИД ФБК-Пресс, 2001. — 512 с.
  154. Э.А. Управление фирмой. — М.: «Акалис», 1996. — 516 с.
  155. П. В Маркетинг для малого бизнеса. // Соврем. аспекты экономики., — N 8.2003 — 210−215
  156. Р.А. Принятие управленческих решений. — М. ЗАОБизнес-школа. Интел-Синтез, 1997. — 256 с.
  157. Р.А. Стратегический маркетинг. — М.: Бизнес-школа"Интел-Синтез", 2000 — 637 с.
  158. М.А. Сколько стоит бизнес. М.: Перспектива, 1996. — 103с.
  159. Финансовый менеджмент. /Под ред. Е. С. Стояновой. — М.:Перспектива, 1993.-268 с.
  160. А. Гуру менеджмента. Дорога к успеху / Пер. с англ. под.ред. Ю. Н. Каптуревского. — СПб: Питер, 2002. — 480 с.
  161. П. Экономический образ мышления. /Пер. с англ. — М.: Дело,-1992.-704 с.
  162. X., Эриашвили Н. Д., Соловьев Б. А., Цыпкин Ю.А.Маркетинг. Принципы и технология маркетинга в свободной рыночной экономике. -М.: ИНФРА-М, 1998. — 224 с.
  163. В. Как делать бизнес в Европе: Вступительное слово Ю. В, Пискулова. — М.: Прогресс, 1992, — 253 с.
  164. А. Курс предпринимательства / Пер. с англ.М.Международные отношения, 1993. — 352 с.
  165. A.M. Методы и модели рационального управления врыночной экономике: разработка управленческих решений. — М., 2001.-145 с.
  166. Четыркин Е. М, Методы финансовых и коммерческих расчетов. — 2-еизд., испр. и доп. — М.: Дело, 1995. — 319 с.
  167. Е.М. Статистические методы прогнозирования. — М.:Статистика, 1977. — 200 с.
  168. Л.М. Оценка и анализ обобщающего показателяработы объединения (на примере ПО «Кировский завод»), — Л: ЛДНТП, 1976.-31 с.
  169. A.M., Федорук Г. Основы маркетинговых исследований4.1: Учебное пособие.- Калининград: Издательство КГУ, 2003. — 174 с.
  170. X. Практика маркетинга для малых и средних предприятий:пер. с нем. — М.: Республика, 1995.- 317 с.
  171. Е.Н. Методологические основы прямого маркетинга.Монография. — М.: КНОРУС, 2005. — 125 с.
  172. Р.А., Райт X. Финансовые аспекты маркетинга. — М.:КНИТИ-ДАНА, 2000. — 527 с.
  173. И.А. Теория экономического развития. М.: Прогресс.1983.
  174. М., Стэнсфилд Р. Методы принятия решений / Пер. с англ. подред. член-корр. РАН И. И. Елисеевой. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997. — 590 с.
  175. Экономика и управление предприятием питания / Под общ. ред. В. И. Малышкова. — М.:ОАО «Московские учебники и картолитография», 2005.-522 с — ил.
  176. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф.В. Я. Горфинкеля, В. А. Швандара. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-670с.
  177. Л.Л. Интерполирование // Математическая энциклопедия, т.2. — М.: Советская Энциклопедия, 1979. — с. 622 -628.
  178. А. Управление рынком продукции предприятия //Маркетинг.- 2002 № 6, с. 103 — 109
  179. Е.Г. Теория информации и экономические исследования. — М.:Статистика, 1970. — 112 с.
  180. Abel D.E. Defining of Busyness: The Starting Point of Strategic Planning. Englewood Cliffs, NY, Prentice Hall, 1980.
  181. Alexsandr Chernev & Gregory S. Carpenter The Role of MarketingEfficiency Intuitions in Consumer Choice: A Case of Compensatory 1. ference // Journal of Marketing Research, — 2001 August
  182. Colin Druri Management accounting for small business decisions. 2edition. — Int. Thomson Business Press, 2002. — 584 p.
  183. James Stepherson Ultimate small business marketing guide: over 1500great marketing tricks that will drive your business through the roof. l edition. — Entrepreneur Press, 2003.- 478 p.
  184. Kenneth J. Cook AMA complete guide to small business marketing. McGraw-Hills Contemporary, 1994. — 192 p.
  185. Kotler P. Marketing-Management. 2. Auflage. Stuttgart, 1974
  186. Mc Murtry, Jeanette Maw Big business marketing for small businessbudgets. 1 edition. — Mc Graw-Hill, 2003.-256 p.
  187. Pezzullo M.A. Marketing for bankers. Washington, 1989.
  188. Richard F. Gerson, Ph.D. Marketing strategies for small business.(TheCrips Small Business & Entrepreneurship).l edition — Crips Leaning, 1993.-309 p.
  189. Robert A. Peterson. Marketing Research. — Dallas: Business Publication, 1982.-297 p. j
  190. Wilson R.M., Gilligan C, Pearson D.J. Strategic MarketingManagement: implementation and control. Butterworth-Heinemann Ltd. Oxford, 1994
  191. Dilip Soman & John T. Gourvilee Transaction Decoupling: How PriceBundling Affects the Decision to Consume // Journal of Marketing Research, — 2001 February
  192. Homburg C, John P., Workman Jr., Krohmer H. Marketing InfluenceWithin the Firm// Journal of marketing — April 1999 — Volume 63, Number 2-p. 1−17.
  193. Joseph P. Cannon & Christian Homburg Buyer-Supplier Relationshipsand Customer Finn Costs // Journal of Marketing, — 2001 January. Volume 65, Number 1
  194. Rakesh N. and other. Customer Profitability in a Supply Chain. //Journal of Marketing, — 2001 July .- Volume 65, Number 3
  195. Ресурсный центр малого предпринимательстваhttp://www.rcsme.ru/
Заполнить форму текущей работой