Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование организации и нормирования труда на предприятиях железнодорожного транспорта

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рис. 1. Резервы повышения эффективности труда на прелмримтиих дороги совете управления Свердловской железной дороги (г. Екатеринбург, апрель 1995 г.), разработана и утверждена программа «Повышение эффективности организации и дисциплины труда на предприятиях дороги» (приказ начальника Свердловской железной дороги № 58/Н от 05. 05. 95), на сетевом (отраслевом) совещании-семинаре «Об опыте работы… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Анализ теоретических и практических проблем организации и нормирования труда в развитых зарубежных странах
    • 1. 1. Становление нормирования труда: исторический аспект
    • 1. 2. Современный механизм нормирования труда за рубежом

    2. Сущность изменений в концепции организации и нормирования труда на государственных предприятиях, обусловленных новыми экономическими условиями и основные направления по совершенствованию этой работы.

    2.1. Основные тенденции современного развития нормирования труда.

    2.2. Сущность изменений в концепции организации и нормирования труда на государственных предприятиях, обусловленных новыми экономическими условиями и основные направления по совершенствованию этой работы

    3. Новые пути совершенствования и повышения эффективности организации нормирования труда на предприятиях железнодорожного транспор- 88 та.

    3. 1 Анализ проблем труда на железнодорожном транспорте (на примере Свердловской железной доро

    3. 2 Новые пути повышения эффективности организации и нормирования труда на предприяти- 97 ях.

    3.2.1 Разработка и внедрение новой технолого-нормировочной карты как основного документа по улучшению организации труда.

    3.2.2 Операционная карта.

    3.2.3 Новая система показателей оперативной оценки качества выполняемой работы на рабочем месте.

    3.2.4 Система оценки трудовой деятельности рабочих и работников массовых профессий.

    3.2.5 Рационализация трудовых процессов с применением ЭВМ и технических видеофильмов.

    3.2.6 Новый подход в определении уровня качества норм трудовых затрат и их аттестации с применением нормативных темпов работы и интенсивности труда.

    3.2.7 Новые варианты регламентов работы специалистов и служащих применительно к специфике должности (специальности), рекомендации по оценке труда машинистов-инструкторов локомотивных бригад.

    3.3 Рекомендации по совершенствованию организации и нормирования труда.

    3.3.1 Повышение уровня нормирования труда путем строгого соединения ее с технологией трудового процесса и установления норм времени на основе нормативных темпов работы и интенсивности труда.

    3.3.2 Установление нового порядка расчета и приведения производственной численности на рабочем месте, исходя из нормы времени по каждому виду работы, их повторяемости и фактического объема выполняемых ра- 143 бот.

    3.3.3 Практические меры по повышению эффективности коллективных (бригадных) форм организации и оплаты труда.

    3.3.4 Рекомендации по уточнению методики аттестации рабочих мест.

    3.3.5 Баланс рабочего времени по основной и совмещаемой работе.

Совершенствование организации и нормирования труда на предприятиях железнодорожного транспорта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Труд, как известно, является основой жизнедеятельности человека и общества. Особенно проблемы труда проявились в переходный период от централизованно планируемой к рыночной экономике. Экономика труда в условиях рыночных преобразований занимает особое место и приоритетную роль в социально-трудовой среде экономики и становится неотъемлемой частью решения экономических и социальных задач предприятия, отрасли, региона и подъема экономики страны в целом.

Вопросы экономики труда в годы переходного периода приобрели настолько острый характер, что их нерешенность вызывает социальные конфликты.

При этом возникают такие ситуации: сохранение незагруженных работников (скрытой безработицы), снижает оплату труда продуктивно занятыхпредприниматель скорее предпочитает (или вынужден) выплачивать рабочим компенсации за неудовлетворительные условия труда, чем затрачивать средства на их улучшениесам работник готов работать в неблагоприятных условиях ради получения надбавок к заработной платедругой работник благодаря интенсивному труду, используя индивидуальную норму, может справиться с заданием за сокращенный рабочий день или взять дополнительные обязанности (функции), чтобы увеличить заработную плату. Эти и многие другие подобные проблемы постоянно возникают как на индивидуальном, так и на структурном уровне. Их решение требует выработки определенной политики на каждом предприятии с учетом его конкретных условий и возможностей.

Все острее возникает проблема низкого уровня организации и нормирования труда, нерациональных затрат и использования рабочего времени, некачественного выполнения работ, браков, простоев и потерь, повлекших материальный ущерб.

Для успешной деятельности предприятий, особенно в условиях рынка, необходим поиск наилучших решений в сфере трудовой деятельности, выработка стратегии и тактики повышения эффективности труда.

Тактика при достижении более высоких результатов сокращения затрат на единицу этих результатов, предусматривает разработку и осуществление текущих мероприятий по выявлению и использованию резервов повышения эффективности труда на основе устранения непроизводственных затрат.

Стратегия предполагает определение основных направлений повышения эффективности труда на основе комплексного использования всех имеющихся факторов и ресурсов и поиска новых путей для быстрейшего преодоления кризисного состояния экономики.

В современных условиях эффективность труда как на стратегическом, так и на тактическом уровне становится чрезвычайно важным решением для жизнеобеспечения человека и общества путем удовлетворения их материальных и духовных потребностей.

К сожалению, в настоящее время наукой по экономике труда недостаточно изучены проблемы труда, вопросы повышения его эффективности, а выдаваемые рекомендации слабо применяются в хозяйственной деятельности.

Работа в области организации и нормирования труда на железной дороге, автор диссертации выявил проблемы труда и некоторые новые пути их совершенствования на примере предприятий железнодорожного транспорта.

Железнодорожный транспорт относится к социально значимым отраслям, которые во всем мире подлежат общественному регулированию. Предприятия железнодорожного транспорта осуществляют финансово-экономическую деятельность на принципах сочетания государственного регулирования и рыночных отношений.

Хотя железнодорожный транспорт обладает рядом монопольных характеристик, он все же не является чистым монополистом на рынке транспортных услуг. Кроме того, он приобретает ресурсы на конкурсной основе по рыночным ценам.

Согласно Федерального Закона Российской Федерации «О Федеральном железнодорожном транспорте» железные дороги, как основные государственные унитарные предприятия железнодорожного транспорта, обеспечивают при централизованном управлении и во взаимодействии с другими видами транспорта потребности экономики и населения в перевозках в обслуживаемом регионе на основе регулирования производственно-хозяйственной и иной деятельности предприятий и учреждений, входящих в их состав.

Важнейшей обязанностью работников железнодорожного транспорта является обеспечение безопасности движения поездов, сохранение жизни и здоровья пассажиров при их перевозке, создание безопасных условий транспортирования грузов, грузобагажа и багажа.

Соблюдение графика движения поездов является обязательным условием для всех подразделений железнодорожного транспорта (локомотивного, вагонного хозяйств, пути, пассажирского, грузового, сигнализации и связи, электроснабжения и др.), поэтому четкость в работе, безотказность устройств и обеспечение безопасности движения характерны в целом для всего железнодорожного транспорта.

Строгая регламентация норм эксплуатационной деятельности и взаимосвязь всех предприятий различных хозяйств для выполнения общей задачи, по перевозке пассажиров и грузов являются непременной особенностью транспорта.

В целях обеспечения указанных требований по безопасности движения поездов на железнодорожном транспорте действуют централизованно разработанные Типовые технологические процессы, Правила и инструкции по ремонту подвижного состава, пути и искусственных сооружений, по организации работы сортировочных, грузовых и пассажирских станций, на погрузочноразгрузочных работах, по обслуживанию устройств сигнализации и связи, электроснабжения и на других работах.

До 70 процентов эксплуатационного штата и расходов на железнодорожном транспорте необходимы для поддержания в исправном состоянии производственной инфраструктуры независимо от перевозочной работы, объем которой за последние годы снизился и привел к напряженному финансово-экономическому понижению на железных дорогах.

В этих условиях качественное выполнение работ, соблюдение технологий трудового процесса, повышение эффективности организации труда работников железнодорожного транспорта в целом приобретают особое значение.

Проходящие в стране рыночные преобразования требуют от каждого коллектива более разумного и экономичного решения по стабилизации и улучшению финансового потенциала, по созданию принципиально нового хозяйственного механизма, удовлетворяющего насущные проблемы рынка и создавшегося положения в переходный период.

Резкое падение объемов перевозок при сохранении практически неизменными инфраструктуры и контингента работающих, усиление в условиях рынка конкуренции со стороны других видов транспорта, напряженность финансово-экономического положения железных дорог России потребовали принятия радикальных мер по повышению доходности и снижению эксплуатационных расходов на основе улучшения использования основных фондов, совершенствования структуры управления, организации труда и внедрения ресурсосберегающих технических средств и технологий.

На сети железных дорог стали известными опыты работы: Московской железной дороги — по сокращению работы в ночное время за счет вывода из ночных смен маневровых локомотивов и погрузочно-выгрузочных средств на основе концентрации грузовой и сортировочной работы в дневной период, закрытия или постановки на консервацию малодеятельных линий и пунктов, перевода ряда станций на работу в ночное время в автоматическом режиме без участия дежурных работников и др.- Восточно-Сибирской железной дорогипо созданию безотделенческой структуры управления на дорогеСвердловской железной дороги — по улучшению использования трудовых ресурсов, повышению эффективности организации и дисциплины труда.

В течение ряда лет на Свердловской железной дороге действует система мер, направленных на сокращение потерь рабочего времени, простоев, сверхурочных работ, применение раздробленного рабочего дня, дежурств на дому и в приспособленных помещениях на производстве с правом отдыха, совместительства внутри предприятия, введение режима неполного рабочего времени для различных категорий работников (табл.1).

Однако, применение тактических мер эффективности труда в настоящее время является недостаточным и требуется принятия более глубоких и радикальных мер.

С этой целью на Свердловской железной дороге разработана и внедряется Программа по повышению эффективности организации и дисциплины труда.

Диссертант является автором разработки программы и непосредственным исполнителем ее внедрения на предприятиях Свердловской железной дороги.

В основу программы приняты материалы автора по затронутому вопросу.

В диссертации использованы различные аспекты повышения эффективности труда, освещенные в трудах ученых-экономистов и специалистов по труду: В. А. Дмитриева, А. В. Никитина, Н. А. Кольцова, И. А. Самарина, В. Беляева, М. Г. Мошенского, С. А. Кузьмина, А. А. Пригорина, В. Ф. Потуданской, В. С. Серова, Г. Э. Слезингера и др.

Таблица 1.

Система действующих мер по улучшению использования трудовых ресурсов.

Снижение затрат труда на единицу продукции Улучшение использования фонда рабочего времени.

Установление дежурств на дому и в приспособленных помещениях на производстве с экономией рабочего времени (до 2-х% от общей численности работников) — Установление раздробленного рабочего дня, применение гибкого графика рабочего времени (до 2-х % от общей численности работников) — Использование совместительства внутри предприятия (до 3-х% от общей численности) — Установление регламентированных перерывов для приема пищи и отдыха сменным работникам (до 90−95% от их численности) — Возложение на работника согласно коллективного договора дополнительной работы без доплаты, когда нормальное рабочее время не загружено (до 10% от общей численности) — Введение режима неполного рабочего времени: — для работников с помесячным учетом на 10 12% меньше месячной нормы- - для работников с ежедневным учетом рабочего времени неполный рабочий день на 1 -1,5 часа меньше нормальной продолжительности- - для руководителей, специалистов и служащих предприятий, отделений и управления дороги неполная рабочая неделя на один день в месяц и неполный рабочий день на 2 часа по пятницам. Сокращение времени на поставку рабочих на работу и обратно на перегонахСокращение (ликвидация) целосменных потерь рабочего времени (несогласованности в организации работ, прогулов, выполнения общественных работ в рабочее время и др.) — Сокращение внутрисменных потерь рабочего времени (простоев, просидки локомотивных бригад на станциях по отправлению и прибытию и в пути следования, отвлечения на другие несвойственные работы, несогласованность по времени работы столовых, учреждений здравоохранения, детских учреждений, транспортаСокращение (ликвидация) сверхурочных работ (неправильная регулировка часов работы локомотивных и поездных бригад, неукомплектованности штата сменных работников, подмены их на часть дежурств, высвобождения от ночных работИсключение перевода по производственной необходимости высокооплачиваемых работников (особенно локомотивных бригад) на другие работы с сохранением среднего заработкаВнедрение системы фотохронометражных наблюдений на рабочих местах силами специалистов по труду, технологамиВнедрение критериев оценки использования фонда рабочего времени по цеху, участку, предприятии.

Приняты некоторые рекомендации из разработок научно-исследовательского института труда Министерства труда Российской Федерации: «Пути повышения эффективности труда» (опыт капиталистических предприятий) 1992 г., «Зарубежные методы повышения производительности на предприятиях», 1995 г., концепция совершенствования организации и нормирования труда в условиях перехода к рыночной экономике, 1990 г., концепция совершенствования организации заработной платы при переходе к рыночной экономике на предприятиях железнодорожного транспорта, 1996 г., а также из материалов зарубежной литературы и мыслей известных ученых: Тейлора, Ганнта, Эмерсона и др.

В то же время следует отметить недостаточную разработанность изложения определенной комплексной системы повышения эффективности труда на предприятиях, связанных с формированием рыночных отношений.

Актуальность вопроса и недостаточная разработанность решения проблемы труда и повышения его эффективности на предприятиях государственной и других форм собственности в условиях реформирования экономики определили выбор темы диссертационной работы.

Цель исследования заключается в определении сущности проблем труда на предприятиях железнодорожного транспорта и выработке новых путей совершенствования и повышения эффективности организации и нормирования труда.

Ход исследования определялся предположениями:

— Существует прямая зависимость состояния и подъема экономики от эффективности труда на предприятии.

— В условиях рыночной экономики и хозяйственной самостоятельности предприятий функция управления трудовыми ресурсами перемещается непосредственно на предприятия.

— Работа предприятия и его трудового коллектива в новых условиях требует по-новому рассматривать проблему организации трудовой деятельности, особое значение придается технологии трудовых процессов, гуманизации условий труда и развитию творчества работников.

— Изменение прав трудовых отношений (принцип конституционной сво-бодности труда, но не обязанности, индивидуальный подход к определению, оценке и умению мотивов к труду каждого человека, исходя из его интересов, правовые гарантии обеспечения занятости и компенсации вынужденной безработицы и др.).

На основании цели и гипотез исследования были поставлены и решались следующие задачи:

— Определить состояние проблем труда в теории и практике работы государственного предприятия.

— Выявить пути и средства, способствующие совершенствованию и повышению эффективности организации и нормирования труда, взаимную увязку трудовых, технических и финансовых ресурсов производства на предприятии.

— Разработать организационноэкономические мероприятия и методическое обеспечение реализации программы повышения эффективности труда.

Объект исследования — трудовые производственные коллективы предприятий Свердловской железной дороги.

Предмет исследования совершенствование организации и нормирования труда на предприятиях.

Теоретической и методической основой диссертационного исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам организации и нормирования труда, зарубежные методы повышения производительности труда, опыт капиталистических предприятий по повышению эффективности труда. В диссертации исследованы также документы, регулирующие экономические и трудовые вопросы на железнодорожном транспорте, текущая отчетность форм по труду на железнодорожных предприятиях, анализ состояния организации и нормирования труда на предприятиях Свердловской железной дороги.

Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем:

1. На основе теоретического анализа взаимодействия человека с предметами и средствами труда, а также с окружающей средой разработана новая модель технолого-нормировочной карты (ТНК) и операционной карты к ней как основного технологического документа по организации труда на рабочем месте, отличающейся от ранее действующей тем, что она включает в себя полный комплекс объективных параметров по организации трудового процесса, доведенного до уровня микро-элементного нормирования.

2. Впервые на железнодорожном транспорте разработана система показателей оценки качества каждого вида выполняемой работы не за длительные, гарантийные сроки (в километрах, сутках, отказах устройств), а оперативно (за рабочий день, за смену) с определением конкретной характеристики понятий «качественного» и «некачественного» выполнения работ.

3. Разработаны:

— новый подход в определении уровня качества норм трудовых затрат и их аттестации с применением нормативных темпов работы и интенсивности труда.

— алгоритм рационализации производственных процессов с участием непосредственных исполнителей, применением ЭВМ и технических видеофильмов, заменяющих трудоемкую работу хрономегражных наблюдений, исключающих субъективизм в установлении норм затрат труда, повышающих технологическую дисциплину работников.

4. Разработана система объективной оценки трудовой деятельности рабочих и работников массовых профессий, а также новые варианты регламентов работы специалистов и служащих, порядок выполнения их должностных обязанностей применительно к специфике должности (специальности).

5. Разработана новая система планирования, наиболее рационального использования рабочего времени и оценки трудовой деятельности на примере одной из ведущих специальностей на железнодорожном транспорте — машиниста-инструктора локомотивных бригад.

Кроме того при диссертационном исследовании проблем труда выработано ряд рекомендаций по совершенствованию организации и нормированию труда:

1. Радикальное изменение и повышение уровня нормирования труда за счет исключения установления норм времени на основе опыта работы исполнителей и фактических затрат рабочего времени путем строгого соединения нормирования труда с технологией трудовых процессов и определением оперативного времени на каждую трудовую операцию, предусмотренную в новой технолого-нормировочной карте.

2. Установление нового порядка расчета производственной численности на рабочем месте, исходя из нормы времени по каждому виду работу, их повторяемости и фактического объема работы, исключающих пользование усредненными (зачастую нереальными) нормативами численности, направляемыми «сверху» .

3. Рекомендации по практическому применению базовой системы микроэлементных нормативов времени (БСМ-1).

4. Практические меры по повышению эффективности коллективных (бригадных) форм организации и оплаты труда.

5. Рекомендации по формированию баланса рабочего времени по основной и совмещаемой работе.

Основные недостатки, проблемы, новизна и разрешение проблем труда отражены на рис. 1.

В работе использованы следующие методы исследования: анализ социально-экономической литературы и по труду, теоретическое моделирование, изучение опыта предприятий промышленности с командировкой на места (Санкт-Петербург, Подмосковье, Курган, Екатеринбург), анализ специального опроса и предложений по организации и нормированию труда линейных предприятий железнодорожного транспорта, самофотографии и фотографии рабочего дня.

Апробация результатов диссертационного исследования:

Результаты исследования и материал по подготовке программы повышения эффективности труда были обсуждены на технико-экономическом.

РБЗЕРЬЫ ПОВЫШЬНИН ЭФФыаИЬИОС1И 1НУДА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ДОРОГИ.

Основные действующие недостатки.

Мошнана решения основных проблей.

Трудовые (.

Бессистемное высвобождение численности.

Установление лимитов численности.

Централизованное планирование сокращения численности и заданий по росту производительности труда.

Применение типовых норм времени, нормативов численности, обслуживания, трудоемкости (10—20-летней давности).

Субъективная оценка труда рабочих и работников массовых профессий на производстве.

Отсутствие оценки трудовой деятельности специалистов и служащих.

Система мер по улучшению использования трудовых ресурсов.

Разработка и внедрение новых технолого-нормиро-вочных карт на рабочих местах производства и регламентов работы специалистов и служащих.

Повышение уровня нормирования строго на основе технологии выполняемых работ и применения критериев нормативных темпов работы и интенсивности труда.

Приведение производственной численности, исходя из технически обоснованных норм трудовых затрат и фактического обьемв работы на рабочем мести наиболее точное выявлении риэериои использования трудоиык ресурсов и росте производительности труда на предприятии через рабочие места.

Объективная оценка уровня организиции груда на рабочем месте, трудовой деятельности рабочих и работников массовых профессий, споциэлисши и служащих.

Технические.

Проектирование типовых технологических процессов без разработки технологий выполняемых работ (трудового процесса) и других факторов методов труда.

Введение

новых мощностей предприятий без учета передовых технологий и необходимых изменений в организации производства и труда.

Недостаточное удовлетворение современной пргос-насткой рабочих мест.

Отсутствие непрерывного контроля и оперативной оценки качества выполняемых рлбот.

Аттестаций рабочих мест на основе неконкретных (субъективных) факторов.

Проектирование технологий трудовых процессов на каждлм рабочем месте.

В результате разработки и внедрения технолого-норми-ровочиых кврт более конкретное и рациональное оснащение рабочих мест средствами труд", их оснащенности, планировки, обслуживания и условий труда.

Устпноплоние нопрпрып-ною контроля и оперативной оценки качества выполняемых робот на рабочем месте.

Выдаче, но руки исполнителям работ операционных карт (выписок из твхнолого-норми-ровочных карт), содержащих: технологию выполнения работ по трудовым операциям, оперативное время по каждой операции, технические требования, применяемые средства труда и показатели оценки качества.

Разработка и внедрение регламентов работы специалистов и служащих.

Ч финансовые [.

Жесткое планирование затрат и экономических показателейCllupxy.

Финансировянив затрат предприятий согласно сметам, преподанных вышестоящими инстанциями.

Наличие необоснованных затрет в себестоимости (издержках) приработка за счет необъективного перевыполнения норм выработки.

Неприменение норм ответственности к исполнителям за низкое качество работ в соответствии с трудовым законодательством (ст. 93 КЗОТ РФ) ввиду отсутствия технологии выполнения работ и оперативной оцлики кячястяя.

ОшуммНИИ И III нмннции риОочих Muci |рибивиний экономической оценки.

Планирование затрат н себестоимости работ на пред-приытии строго ив осноне расчетов по рабочим местам в полной увязке трудовых, технических и финансовых ресурсов.

Получение дополнительных доходов за счет разработки технологий выполняемых работ, соблюдения требований технологий и показателей оперативной оценки качестве.

Установление нового порядка аттестации рабочих мест с обязательной оценкой экономических факторов (эффективности).

За счет нововведения в нопмирпнпнии 1 рудп ликпи.

М*11(ин НПНГн. пк 1ИНН1Н О ПП|Н1' выполнении норм и соответственно издержек.

Введение

нового порядка баланса рабочего времени и оплаты по основной и совмещаемой работе.

Повышение эффективности коллективных (бригадных) форм организации и оплоты труда.

Рис. 1. Резервы повышения эффективности труда на прелмримтиих дороги совете управления Свердловской железной дороги (г. Екатеринбург, апрель 1995 г.), разработана и утверждена программа «Повышение эффективности организации и дисциплины труда на предприятиях дороги» (приказ начальника Свердловской железной дороги № 58/Н от 05. 05. 95), на сетевом (отраслевом) совещании-семинаре «Об опыте работы Свердловской железной дороги по внедрению программы повышения эффективности организации и дисциплины труда на предприятиях дороги (г. Пермь, октябрь 1995 г.), на сетевом совещании начальников отделов организации труда и заработной платы железных дорог Российской Федерации (г. Москва, 1996).

Научные разработки, использованные в программе Свердловской железной дороги по повышению эффективности организации и дисциплины труда, одобрены в постановлениях заседаний Коллегии Министерства Путей Сообщения РФ № 29 от 27.09.95 г., № 33 от 22.11.95 г., № 20 от 25.06.96 г., в приказе министра путей сообщения РФ от 15.12.97 № 24/Ц с рекомендацией для распространения на других железных дорогах Российской Федерации.

Результаты диссертационного исследования используются в учебных планах и программах учебного процесса в УрГАПС на факультете повышения квалификации руководителей и специалистов по организации труда Свердловской и других железных дорог Российской Федерации. На основе материалов диссертационной работы разработан и внедрен спецкурс «Повышение эффективности организации труда» в специализированном (учебном) центре «СПЕКТР» РФ (г. Екатеринбург), материалы исследования применяются при чтении курсов «Управление персоналом», «Менеджмент», «Экономика труда».

Публикации. Основные положения и результаты исследования опубликованы в монографии (21,0 п. л.), сборнике методических материалов под общей редакцией Б. И. Колесникова «Улучшение использования трудовых ресурсов в условиях рыночных отношений» (г. Екатеринбург, 1996), специальном выпуске отраслевого журнала «Железнодорожный транспорт» (Свердловская магистраль: курсом реформ, № 5,1997), 6 статьях и 8 тезисах докладов (2,2 п. л.).

Объем и структура работы. Исходные положения, цели, задачи исследования легли в основу для написания диссертации, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В соответствии с целью и задачей диссертационной работы, проведенные исследования проблем и выполненных разработок теоретического и практического характера позволяют сделать ряд выводов и конкретных предложений, направленных на совершенствование организации труда и повышение его эффективности на государственных предприятиях в условиях реформирования экономики.

В диссертации изложены основные проблемы труда, присущие прежним традиционным методам управления трудовыми ресурсами, которые пришли в противоречие с требованиями современной жизни в условиях перехода от ад-министративно-распределенческой системы к условиям рыночных отношений.

Диссертационное исследование и конкретные меры по повышению эффективности организации и нормирования труда позволяют сделать вывод, что результаты производственной деятельности предприятий во многом зависят не столько от форм собственности, сколько от организации и дисциплины труда.

Об этом свидетельствует опыт развитых зарубежных стран, когда при одинаковой форме собственности уровень производительности и эффективность труда на разных предприятиях могут быть различными.

Диссертационное исследование проблем труда на предприятиях железнодорожного транспорта Российской Федерации показало в ряде случаев отсутствие взаимосвязи теории с практикой по организации труда, большие отставания в этой области от зарубежных развитых стран.

В современных условиях для государственных предприятий со стороны государства должны быть обеспечены определенные направления и под держка в качественном преобразовании их деятельности, развитии экономике, крайне необходимых в условиях рыночных преобразований.

Однако, за годы перестройки каких-либо новых разработок, форм и методов по повышению эффективности труда централизованно на предприятия железнодорожного транспорта поступало очень мало и они не имеют системного характера.

В диссертационном исследовании на основе анализа состояния организации и нормирования труда на предприятиях Свердловской железной дороги изложены необходимые первоначальные новые пути совершенствования и повышения эффективности труда.

Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем:

На основе теоретического анализа взаимодействия человека с предметами и средствами труда, а также с окружающей средой разработана новая модель технолого-нормировочной карты (ТНК) и операционной карты к ней как основного технологического документа по организации труда на рабочем месте, отличающейся от ранее действующей тем, что она включает в себя полный комплекс объективных параметров по организации трудового процесса, доведенного до уровня микро-элементного нормирования.

Впервые на железнодорожном транспорте разработана система показателей оценки качества каждого вида выполняемой работы не за длительные, гарантийные сроки (в километрах, сутках, отказах устройств), а оперативно (за рабочий день, за смену) с определением конкретной характеристики понятий «качественного» и «некачественного» выполнения работ.

Разработаны:

— новый подход в определении уровня качества норм трудовых затрат и их аттестации с применением нормативных темпов работы и интенсивности труда.

— алгоритм рационализации производственных процессов с участием непосредственных исполнителей, применением ЭВМ и технических видеофильмов, заменяющих трудоемкую работу хронометражных наблюдений, исключающих субъективизм в установлении норм затрат труда, повышающих технологическую дисциплину работников.

Разработана система объективной оценки трудовой деятельности рабочих и работников массовых профессий, а также новые варианты регламентов работы специалистов и служащих, порядок выполнения их должностных обязанностей применительно к специфике должности (специальности).

Разработана новая система планирования, наиболее рационального использования рабочего времени и оценки трудовой деятельности на примере одной из ведущих специальностей на железнодорожном транспорте — машиниста-инструктора локомотивных бригад.

Кроме того при диссертационном исследовании проблем труда выработано ряд рекомендаций по совершенствованию организации и нормированию труда:

Радикальное изменение и повышение уровня нормирования труда за счет исключения установления норм времени на основе опыта работы исполнителей и фактических затрат рабочего времени путем строгого соединения нормирования труда с технологией трудовых процессов и определением оперативного времени на каждую трудовую операцию, предусмотренную в новой технолого-нормировочной карте.

Установление нового порядка расчета производственной численности на рабочем месте, исходя из нормы времени по каждому виду работу, их повторяемости и фактического объема работы, исключающих пользование усредненными (зачастую нереальными) нормативами численности, направляемыми «сверху» .

Рекомендации по практическому применению базовой системы микроэлементных нормативов времени (БСМ-1).

Практические меры по повышению эффективности коллективных (бригадных) форм организации и оплаты труда.

Рекомендации по формированию баланса рабочего времени по основной и совмещаемой работе.

Основные недостатки, проблемы, новизна и разрешение проблем труда отражены на рис. 1.

В работе использованы следующие методы исследования: анализ социально-экономической литературы и по труду, теоретическое моделирование, изучение опыта предприятий промышленности с командировкой на места (Санкт-Петербург, Подмосковье, Курган, Екатеринбург), анализ специального опроса и предложений по организации и нормированию труда линейных предприятий железнодорожного транспорта, самофотографии и фотографии рабочего дня.

На основе материалов исследования на Свердловской железной дороге разработана и внедряется программа повышения эффективности организации и дисциплины труда.

Первоначально в 1996 году мероприятия программы на Свердловской железной дороге активно внедрились на 41 базовом предприятии, затем их число возросло еще на 26, а с 1997 года внедрение программы распространено на все предприятия дороги.

В результате осуществления мероприятий программы на предприятиях железной дороги разработано более 5-ти тысяч новых технолого-нормировочных карт, направленных на повышение эффективности и улучшение организации труда рабочих и работников массовых профессий, вновь около 27 тыс. регламентов работы специалистов и служащих, пересмотрено и разработано в точной увязке с технологией трудового процесса свыше 12 тысяч норм затрат труда.

Приведение мер по улучшению использования трудовых ресурсов и совершенствованию технологий выполнения работ позволили в 1996;1997гг получить экономический эффект 300 млн. деноминированных рублей.

Используя материал и предложения автора настоящего диссертационного исследования на Свердловской железной дороге 1998 год объявлен решающим годом соблюдения технологий трудового процесса и повышения качества выполняемых работ. (Приказ начальника железной дороги от 04. 03. 98 № 15/Н, г. Екатеринбург).

В соответствии с решениями Коллегий Министерства путей сообщения № 29 от 27.09.95 г., № 33 от 22.11.95 г., № 20 от 25.06.96 г. и приказом Министра путей РФ от 15. 12. 97 № 24/Ц опыт Свердловской железной дороги по повышению эффективности организации и дисциплины труда распространяется и на других дорогах Российской Федерации.

Исследования и пути совершенствования организации и нормирования труда, изложенные в диссертационной работе, могут быть приемлемы для предприятий всех отраслевых хозяйств железнодорожного транспорта и могут быть использованы для других предприятий различных форм собственности.

Безусловно, проблем совершенствования организации и нормирования труда в современных условиях реформирования экономики значительно шире, а их методологическое и методическое обеспечение представляется перспективным направлением науки по экономике труда.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.M. Система: философская категория и реальность. М.: Мысль, 1976. 176 с.
  2. Н. А. Социальное развитие регионов. М.: Мысль, 1985. — 220с.
  3. Акофф Планирование будущего корпорации. М.: Прогресс, 1982.124 с.
  4. А., Пигалов В., Деловое администрирование на практике: инструментарий руководителя. М.: Технологическая школа бизнеса, 1994 г.
  5. Альманах. Теория и история экономических и социальных институтов и систем. Пресса, 1993 г.
  6. Г., Ритчи Дж., Модик. Организация производства и управление в американских корпорациях. / пер. с англ. М.: 1991 г.
  7. Анализ трудовых показателей: Учебное пособие для вузов / А. В. Никитин, Н. А. Кольцов, И. А. Самарина и др.- под ред. П. Ф. Петроченко 2-е изд., перераб. — М.: Экономика, 1989. — 288 с.
  8. Г. М. Социальная психология: Учебник. М.: Издательство МГУ, 1988.-432 с.
  9. Н.И. Экономический эксперимент: социальные аспекты. -М.:Мысль, 1987. 252 с.
  10. Е., Кокин Ю. Реформа заработной платы ожидание и реальность//Экономист. — 1997. — № 4. — с.29−39
  11. Л. Проблемы и перспективы народнохозяйственной структурной перестройки// Российский экономический журнал. 1996. — 11−12. — с.28−37.
  12. С. Убыточное производство в российской промышленности// Вопросы экономики. 1996. — № 11. — с. 153−159.
  13. Т.А. Экономический потенциал и эффективность его использования. Алма Ата, Наука, 1990. — 360 с.
  14. В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1989. 260 с.
  15. М., Шеремет А. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 1994 г.
  16. В. Какой должна быть норма труда в условиях рынка. Человек и труд. 1997, № 8.
  17. Е. В. Человечкский фактор общественного производства. М.: Мысль, 1989. — 174 с.
  18. С. А. Факторы эффективности управленческого труда в промышленности. М.: Наука, 1988. — 168 с.
  19. М. Социальная психология. М.: Международная педагогическая академия, 1994.
  20. Г. Чтобы усилить заинтересованность в результатах работы. Человек и труд. 1996, № 8.
  21. Бир С. Мозг фирмы: Пер. с англ. М.:Радио и связь. — 1993. — 416 с.
  22. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. 250 с.
  23. Л. С. Сидоров В. А. Качество работы: роль человеческого фактора. М.: Экономика, 1990. — 191 с.
  24. Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт. М.: Наука, 1988.
  25. В.Д. Человек и производство. М.: Мысль, 1989. 266 с.
  26. И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом. М.: Высшая школа, 1989. 176 с.
  27. Д. В. Экономика в человеческом измерении. М.: Политиздат, 1988. — 384 с.
  28. Д.В. О причинах рекордного кризиса российской экономики и путях его преодоления// Проблемы теории и практики управления. 1997. -№ 2. — с.52−57
  29. В. Принципы японского управления. М.: Технологическая школа бизнеса, 1992.
  30. М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя практика // Пер. с англ. М.: Дело, 1991.
  31. Вопросы организации труда на промышленных предприятиях капиталистических стран. Под общей редакцией д. э. н. Мошенского М. Г. М.: 1966.
  32. О.С. Стратегическое управление: Учебник для студентов и аспирантов вузов по спец. «Менеджмент». М.: МГУ, 1995. 270 с.
  33. Н. И проснешься боссом. Справочник по психологии управления (в 3-х томах). М.: Инфра-М, 1994.
  34. А.Д. Организация работы по нормированию труда на машиностроительном предприятии. М. Машиностроение. — 1984. — 200 с.
  35. М. В. и др. Капиталистическое управление: уроки 80-х гг. М.: Экономика, 1994.
  36. М.В. Суперкадры: управление персоналом международной корпорации. М.: Дело, 1993. 148 с.
  37. М. В. Управление трудом/ Теория и практика капиталистического хозяйствования/ Отв. ред. Климов Н. А. М.: Наука, 1990. — 136 с.
  38. В. Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 232 с.
  39. Дж. (мл.), О Делл К. Американский менеджмент на пороге XX века. Пер. с англ. М.: Экономика, 1991. 228 с.
  40. В., Эндрю С. Высокоэффективный менеджмент. Пер. с англ. М.: Информационно издательский дом «Филикъ», 1996. — 280 с.
  41. Н. В. Я и другие: общение в трудовом коллективе. Ленинград.: Лениздат, 1990.
  42. А.А., Мирская М. И. Социология труда: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1989.
  43. П.М., Мак Кинли Раньян Ч. Поведение человека в организации. Пер. с англ. М.: Фонд за экономическую грамотность, 1993. — 272 с.
  44. К. Т., Неугоров В. В. Качество рабочей силы / Вопросы теории и методологии / Известия СО АН СССР серия экономики и прикладной статистики. 1989.
  45. М. Политика социальных расходов в современной России// Вопросы экономики. 1996. — № 10. — с.49−63.
  46. П. Управление, нацеленное на результаты. Пер. с англ. М.: Технологическая школа бизнеса, 1992. 262 с.
  47. М.И., Брык М. В., Марьенко Б. С. и др. Качество трудового потенциала/ Социально экономический аспект. Киев: Наукова румка, 1986. -229 с.
  48. Г. О. О механизме мотивации труда. Экономист. 1992, № 3. с.58−62.
  49. А.А., Овчинников О. В. Мастер в жизни производственного коллектива. М.: Мысль, 1984. 219 с.
  50. Г. Заработная плата в период реформ// Экономист. 1996. -№ 7. — с.64−68
  51. Е.В. Человек и организация труда в условиях современного капитализма: философско социологический анализ. — М.: Изд-во МГУ, 1988. -136 с.
  52. В.Я. Воспроизводство общества и человека. М.: Мысль, 1988. 235 с.
  53. Ю.Ю. Управление ситуации: анализ и решения. М.: Экономика, 1988. 191 с.
  54. Т. И. Актуальные проблемы экономико социологической теории/ Известия СО АН СССР. — 1987.
  55. Зарубежные методы повышения производительности труда на предприятиях. М.: Минтруд РФ, Всероссийский центр производительности, 1995.
  56. Жан Йеннекенс. Менеджмент в условиях рыночной экономики. Теория и практика. Минск: МП ЭНИС, 1992.
  57. А. К формированию экономической теории переходного периода// Проблемы теории и практики управления. 1996. — № 6. — с.25−30.
  58. Н. И. Лукманова И. Г. и др. Управление проектами. Спб.: «Два-три», 1996.-610с.
  59. Г. К. Труд создателей новой техники: стимулы и эффективность. М.: Экономика, 1989. — 112 с.
  60. А.Н. Кадры управления в корпорациях США. М.: Наука, 1988.-210 с.
  61. Как добиться успеха: Практические советы деловым людям. М.: Политиздат, 1991.
  62. Келлер Пфрундер Андреа Индивидуализация экономики персонала// Проблемы теории и практики управления. — 1997. — № 2. — с.95−100.
  63. Р. П. Трудовой потенциал промышленности. М.: Изд-во МГУ, 1987.- 164 с.
  64. Котляр 3. А. Структура занятости населения: проблемы совершенствования. М.: Наука, 1989.
  65. И.В. Теоретические основы социального проектирования -Минск, Наука и техника, 1989.
  66. Ю. Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы (на материалах 120 российский компаний): Практическое пособие. М.: ИНФРА — М, 1997. — 368 с.
  67. В. В. Автоматизация и удовлетворенность трудом. М.: Мысль, 1987.
  68. . Деловая стратегия: концепция, содержание, символы. М.: Экономика, 1993. 367 с.
  69. М. А. Обновление рабочих кадров. М.: Мысль, 1989.222 с.
  70. X., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. М: Стрингер, 1992.214 с.
  71. С. Научные основы административного управления. Пер. с польского. По. ред. Качалиной Л. Н. М.: Экономика, 1979. 190 с.
  72. . И. Социально-экономическая стратегия на железнодорожном транспорте в современных условиях. «СВ», 1997.
  73. А. Кто вы, Фредерик Тейлор?. Социалистический труд. № 8, 1990.
  74. Кроссворды для руководителя. Практические советы руководителя. М.: Дело, 1992.
  75. М. Управленческое регулирование. М.: Интер-Эксперт, 1992.
  76. Кунц., 0"Деннел С. Управление: система и ситуационный анализ управленческих функций. М.: Прогресс, 1981.
  77. Концепция совершенствования организации заработной платы при переходе к рыночной экономике на предприятиях железнодорожного транспорта. М.: НИИ труда, 1996.
  78. Котлер Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ./Обгц. ред. и вступ. сл. Паньковой Е.М./. М.: Прогресс, 1992. 736 с.
  79. Комплексная социально психологическая методика изучения личности инженера. Учебное пособие. Чугунова Э. С., Чикер В. А., Михеева С. М. идр. Под ред. Чугуновой Э. С. JL: Издательство Ленинградского университета, 1991.- 180 с.
  80. Н.В. Количественная оценка содержательности труда. М.: Экономика, 1987. 160 с.
  81. Д., Клинг В. Системный анализ и целевое управление. М.: «Сов. радио», 1974. — 170 с.
  82. С. А. Эффективная занятость населения. М.: Экономика, 1990.-218 с.
  83. В.М. Основное звено экономики: условия и стимулы саморазвития. М.: Политиздат, 1989. — 110 с.
  84. Куликов Социальный вектор изменения реформационной модели// Российский экономический журнал. 1996. — № 9. — с.13−24.
  85. .П. Стратегия социального развития коллектива: Теория и практика социального управления на предприятиях. Новосибирск: Наука -Сиб. отделение, 1990. — 166 с.
  86. С. А. Рыночная экономика и труд. М.: 1993.
  87. Курс для высшего управленческого персонала (перевод с английского). М.: Экономика, 1970. 807 с.
  88. А.Н. Управление в Японии: Организация и методы. М.: Наука, 1988.- 230 с.
  89. . И. Влияние улучшения использования трудового потенциала на эффективность производства Омск, 1986.
  90. Ш. Стратегия и политика предприятия// Проблемы теори и практики управления. 1995. — № 5. — с.92−93.
  91. Личностный потенциал работника: проблемы формирования и развития. Отв. ред. Нестеров В. Г., Иванько Л. И. М.: Наука, 1987. — 227 с.
  92. И. В. Секреты умелого руководителя. М.: Экономика, 1991.
  93. В. США: модели компетентности руководителей государственных учреждений// Проблемы теории и практики управления. 1996. — № 1. с.72−77.
  94. Д. К обновлению ориентиров экономической политики// Российский экономический журнал. 1996. — № 10. с.3−15.
  95. Майталь Экономика для менеджеров: десять важных инструментов для руководителей. Пер. с англ. М.: Дело. 1996. — 416 с.
  96. Н. Обеспечение занятости населения// Экономист. № 4,1992.
  97. Н. Менеджмент персонала ключевое звено внутрифирменного управления// Проблемы теории и практики управления. — 1995. — № 6. -с. 100−104.
  98. Д. Социология труда: Пер. с сербохорватского/Общ. ред. и послесловие Дряхлова Н. И. и Князева Б. В. М.: Прогресс, 1988. — 632 с.
  99. У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации: Пер. с англ. М.: ИНФРА — М, 1996. — 262 с.
  100. И. П. какой руководитель нам нужен. М.: Экономика, 1993.
  101. Менеджмент в условиях рыночной экономики. Теория и практика, 1992.
  102. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. /Общ. ред. и вст. ст. Л. И. Евенко./ М.: Дело, 1994. 702 с.
  103. Менеджмент организации. Учебное пособие /Под ред. Румянцевой З. П., Н.А. Солонатина/. М.: Инфра М, 1995. — 432 с.
  104. А.М. Доминанты трудовой мотивации (аналитический обзор). Социологические исследования. 1996, № 2. с. 134−143.
  105. Л. Система оплаты труда на олеумном заводе. Человек и труд. 1997, № 3.
  106. Монден Я.'Тоета": методы эффективного управления: сокр. пер. с англ./Научн. ред. Бенедиктов А. Р., Мотылев В. В. М.: Экономика, 1989. — 288 с.
  107. Р.С. Проблемы качества жизни крупного города/опыт социологического исследования/. Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. — 143 с.
  108. Н. К., Анискин Ю. П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. Внешторгиздат, 1993.
  109. Я. Как работают японские предприятия. М., 1989.
  110. Н. Ф. Социалогические и психологические аспекты целено-правленного поведения. М.: Наука, 1988. — 200 с.
  111. А. Экономическая политика государства в странах Восточной Европы// Вопросы экономики. 1997. — № 1. — с. 104−115.
  112. Р. Об эффективности урправления государственной собственностью// Проблемы теории и практики управления. 1997. — № 1. — с.86−91.
  113. В.Г. Методология и методика в прикладном социологическом исследовании. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. — 136с.
  114. Осада Такаси. Пять «С» пять ключей к созданию комплексной качественной Среды. М.: ВЦ производительности Минтруда РФ, 1993.117.: Способы реализации. Учебно методическое пособие (перевод с японского языка).
  115. Основы управления персоналом. /Под ред. Б.М. Генкина/. М.: Высшая школа, 1996. 280 с.
  116. О концепции совершенствования организации и нормирования труда в условияях перехода к рыночной экономике. М.: Госкомтруд, 1990.
  117. Ю. Основы теории хозяйственного механизма. М.: МГУ, 1994.
  118. А. Использование трудового потенциала республи-ки//Плановое хозяйство. 1987. — № 9. — с. 102−105
  119. А.С. Управление воспроизводством трудового потенциала. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 279 с.
  120. Н. Ю. Новый механизм оплаты труда // Человек и труд, 1994 № 5.
  121. А. Ю. Управленческое общение: практические советы. -М.: Экономика, 1990.
  122. С. Н. Закон Паркинсона. М.: Панорама, 1992.
  123. А. Сильный государственный сектор и планирование// Экономист. 1996. — № 5. — с.43−50.
  124. Н.М. Формирование квалифицированных рабочих кадров. М.: Экономика, 1982. — 174 с.
  125. И. И. Социалистические тенденции в экономике капиталистических стран. Екатеринбург, изд-во Уральского университета, 1994.
  126. Н. К., Аиискии Ю. П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. Внешторгиздат, 1993.
  127. Я. Как работают японские предприятия. М., 1989.
  128. Н. Ф. Социалогические и психологические аспекты целено-правленного поведения. М.: Наука, 1988. — 200 с.
  129. А. Экономическая политика государства в странах Восточной Европы// Вопросы экономики. 1997. — № 1. — с. 104−115.
  130. Р. Об эффективности урправления государственной собственностью// Проблемы теории и практики управления. 1997. — № 1. — с.86−91.
  131. Олигин-Нестеров В. И., Самуйлов В. М. HTP система машин и человек.-М.: Экономика, 1990.-175с.
  132. В.Г. Методология и методика в прикладном социологическом исследовании. JL: Изд-во ЛГУ, 1989. — 136с.
  133. Осада Такаси. Пять «С» пять ключей к созданию комплексной качественной Среды. М.: ВЦ производительности Минтруда РФ, 1993.
  134. Основы управления персоналом. /Под ред. Б.М. Генкина/. М.: Высшая школа, 1996. 280 с.
  135. О концепции совершенствования организации и нормирования труда в условияях перехода к рыночной экономике. М.: Госкомтруд, 1990.
  136. Ю. Основы теории хозяйственного механизма. М.: МГУ, 1994.
  137. А. Использование трудового потенциала республи-ки//Плановое хозяйство. 1987. — № 9. — с.102−105
  138. А.С. Управление воспроизводством трудового потенциала. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 279 с.
  139. Н. Ю. Новый механизм оплаты труда // Человек и труд, 1994 № 5.
  140. А. Ю. Управленческое общение: практические советы. -М.: Экономика, 1990.
  141. С. Н. Закон Паркинсона. М.: Панорама, 1992.
  142. А. Сильный государственный сектор и планирование// Экономист. 1996. — № 5. — с.43−50.
  143. В.И. Диагностика управления: Практический опыт и рекомендации. М.: Экономика, 1988. 127 с.
  144. Развитие личности: проблемы, поиски, решения. Под. ред. Меренко-ва Л. В. Свердловск, Изд-во Уральского университета, 1989. — 122 с.
  145. Рекомендации по разработке внутрипроизводственных тарифных условий оплаты труда работников предприятий. М.: НИИ труда, 1996.
  146. Я.Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. М.: Финансы и статистика, 1989. — 206 с.
  147. A.M. Логистика: терминологический словарь. М. Экономика, 1995. 251 с.
  148. О. Социальные проблемы труда и их регулирование в трудовых коллективах// Проблемы теории и практики управления. 1995. — № 5. -с.98−102.
  149. А.И. Экономика и социология труда: Учебное пособие. М.: Издательство «МИК», 1996. 128 с. с илл.
  150. Т. и др. Управление по результатам М.: Прогресс, 1988.
  151. Г. и др. Менеджмент в организациях. Сокр пер. с англ. с 15-го изд. /Сайман Г., Смитбург Д., Томпсон В./. Общ. ред. и вст. ст. A.M. Емельянова и В. В Петрова. М.: Экономика, 1995. 335 с.
  152. Т.Г. Экономическое поведение работников. М.: Экономика, 1988. — 143 с.
  153. Э.Р. Социально экономические проблемы управления рабочей силой при социализме. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1981. — 142 с.
  154. A.M. Научный потенциал современных общества: методология исследования. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 144 с.
  155. Д.С. Управление производительностью. М.: Прогресс, 1990.528 с.
  156. М.И., Баландин И. Ю., Тянсов А. И. Трудовой потенциал социалистического общества. М.: Экономика, 1987. 102 с.
  157. Н. Нормирование и сокращение издержек производства. Социалистический труд, № 5,1990.
  158. Развитие личности: проблемы, поиски, решения / Под. ред. Мерен-кова А. В. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1989. 122 с.
  159. Рабочая книга социлога. М.: Наука, 1983. 480 с.
  160. Рабочий и инженер. Социальные факторы эффективности труда. Под ред. Шкаратана О. И. М.: Мысль, 1985. 272 с.
  161. В.И. Диагностика управления: Практический опыт и рекомендации. М.: Экономика, 1988. 127 с.
  162. Развитие личности: проблемы, поиски, решения. Под. ред. Меренко-ва JI.B. Свердловск, Изд-во Уральского университета, 1989. — 122 с.
  163. Рекомендации по разработке внутрипроизводственных тарифных условий оплаты труда работников предприятий. М.: НИИ труда, 1996.
  164. Я.Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. М.: Финансы и статистика, 1989. — 206 с.
  165. A.M. Логистика: терминологический словарь. М. Экономика, 1995.-251 с.
  166. О. Социальные проблемы труда и их регулирование в трудовых коллективах// Проблемы теории и практики управления. 1995. — № 5. -с.98−102.
  167. Т. и др. Управление по результатам М.: Прогресс, 1988.
  168. Г. и др. Менеджмент в организациях. Сокр пер. с англ. с 15-го изд. /Сайман Г., Смитбург Д., Томпсон В./. Общ. ред. и вст. ст. A.M. Емельянова и В. В Петрова. М.: Экономика, 1995. 335 с.
  169. В. М. Проблемы управления трудовыми ресурсами // Железнодорожный транспорт, 1997.-№ 5.- с. 78−79.
  170. Т.Г. Экономическое поведение работников. М.: Экономика, 1988. — 143 с.
  171. Э.Р. Социально экономические проблемы управления рабочей силой при социализме. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1981. — 142 с.
  172. A.M. Научный потенциал современных общества: методология исследования. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 144 с.
  173. Д.С. Управление производительностью. М.: Прогресс, 1990.528 с.
  174. В. Н. Что мешает современному левше?//Философская и социологическая мысль. 1989. — № 12. — с.39−42.
  175. А., Форд Г. Управление это наука и искусство. — М.: Республика, 1992. — 351 с.
  176. Р.А. Система менеджмента. Учебно практическое пособие. М.: АО «Бизнес — школа «Интел — синтез», 1996. — 367 с.
  177. Федеральный Закон «О федеральном железнодорожном транспорте», 1995.
  178. Фундаментальные и прикладные социальные исследования: Методологические проблемы взаимодействия/Ельмеев В. Я., Ожерельев О. И. и др./ -Д.: Изд-во ЛГУ, 1988. 120 с.
  179. Харрингтон Дис. X. Управление качеством в американских корпорациях. Сокр. пер. с англ. /Авт. и вст. ст. и научн. ред. Л.А.Конарева/. М.: Экономика, 1990. 272 с.
  180. Ф., Майнер М. Побуждения к труду и производственная мотивация. Социологические исследования, 1990, № 3. с. 122−131.
  181. Хоскинг Алан. Курс предпринимательства. М.: Международные отношения, 1993. 352 с.
  182. Е. И. Производственные бригады и ускорение интенсификации народного хозяйства. Кишинев: Картя Молдовенского, 1988. — 362 с.
  183. А. Н. Анализ интенсификации производства. Вопросы методологии и практики. М.: Финансы и статистика, 1990. — 174 с.
  184. Человек и его работа/социологическое исследование/ Под ред О. Г. Здравомыслова и др. М.: Мысль, 1967. — 392 с.
  185. А. М. Трудовая активность в обновляющемся общест-ве//Экономические науки. 1990. — № 5. — с.26−31.
  186. В. Н. Производственные забастовки как объект социологического анализа//Социологические исследования. 1990.
  187. С. С. Гайдар Е.Т. Экономическая реформа: причины, направления, проблемы. М.: Экономика. — 1989. — 110 с.
  188. Ф.И. Американский менеджмент. Теория и практика. М.: 1993.-210 с.
  189. ., Швальбе X. Личность, карьера, успех/ Пер. с нем. М.: А/О Издательская группа «Прогресс», «Прогресс — Интер», 1993. — 240 с.
  190. С.В. Управление персоналом современной организации. М.: Бизнес школа «Интел — Синтез», 1996. — 300 с.
  191. В. Экономика Западной Европы в 90-е гг.// Экономист. -1996. № 10. — с.89−96.
  192. П. Трудовой потенциал Дальневосточного регио-на//Экономические науки. 1987. — № 12. — с.12−19.
  193. Экономика железнодорожного транспорта. Под ред. доктора экономических наук В. А. Дмитриева. М.: Транспорт, 1996.
  194. Ю. Особенности управления качеством в ФРГ//Мировая экономика и международные отношения. 1988. — № 4. — с.94−100.
  195. В.А. Социологическое исследование (методология, программа, методы). М.: Наука, 1972. 240 с.
  196. Н. Ю. Революция в экономике. Ключевые проблемы противоречия, перспективы перестройки. М.: Экономика, 1990. — 191с.
  197. Ю. Трудовой потенциал общества: тенденции и перспекти-вы//Социалистический труд. М.: 1988. — № 8. — с.43−50.
  198. Р. А. концепция совершенствования организации заработной платы при переходе к рыночной экономике на предприятиях железнодорожного транспорта. М.: НИИ труда, 1996.
Заполнить форму текущей работой