Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование предпосылок и развитие социально-ориентированной рыночной экономики в Республике Таджикистан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. Реформирование экономических отношений в Таджикистане, начатое после приобретения республикой независимости, должно способствовать переводу экономики республики на рыночные рельсы. В процессе реформ в стране создаются институты рыночной экономики, приобретают большую силу законы рынка, экономика начинает развиваться более динамично и целенаправленно. Однако рыночные преобразования… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы социально- ориентированной рыночной экономики
    • 1. Развитие концепции социального рыночного хозяйства
    • 2. Характерные черты и принципы социально- ориентированной рыночной экономики
    • 3. Страновая модификация моделей социально- ориентированной рыночной экономики
  • Глава 2. Предпосылки формирования социально-ориентированной рыночной экономики в Республике Таджикистан
    • 1. Формирование слоя эффективных субъектов собственности
    • 2. Реструктуризация предпринимательства
    • 3. Социальное партнерство как консолидирующая функция политики
  • Доходов
  • Глава 3. Развитие социально — ориентированной модели национальной экономики
    • 1. 0. национальной модели социально-ориентированной рыночной экономики
    • 2. Основные направления развития конкурентной среды в Республике
  • Таджикистан
    • 3. Проблемы распределения доходов и совершенствование механизмов социальной защиты населения

Формирование предпосылок и развитие социально-ориентированной рыночной экономики в Республике Таджикистан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Реформирование экономических отношений в Таджикистане, начатое после приобретения республикой независимости, должно способствовать переводу экономики республики на рыночные рельсы. В процессе реформ в стране создаются институты рыночной экономики, приобретают большую силу законы рынка, экономика начинает развиваться более динамично и целенаправленно. Однако рыночные преобразования, происходящие в экономике страны на основе либерализации всех сторон общественной жизни привели к обострению ситуации в социальной сфере: неравенству в распределении доходов, росту уровня безработицы и числа бедных, снижению уровня социальной защиты населения. Поэтому одной из важнейших научных и практических проблем на современном этапе развития экономики Республики Таджикистан является поиск таких форм и методов управления экономикой, которые могли бы сочетать идеи рыночной свободы и либерализма с принципами социальной справедливости, социальной ответственности и гуманистическими целями. В данном случае речь идет о социально — ориентированной рыночной экономике.

В теориях социального государства, социально-ориентированной рыночной экономики сохраняется множество дискуссионных и нерешенных вопросов методологического характера. К ним можно отнести такие теоретические вопросы, как формирование слоя эффективных и ответственных собственников, реструктуризация предпринимательства, развитие социального партнерства, конкурентной среды и др. Общие для всех стран постсоветского пространства, эти проблемы особенно актуальны для Таджикистана, где показатели уровня жизни населения одни из самых низких в мире. Кроме того, научное исследование проблем формирования и развития в Республике Таджикистан социально-ориентированной рыночной экономики находится всё ещё на начальной стадии. Это и определило выбор темы диссертационного исследования.

Объективность процессов социализации рынка и государства заставляет изменять действовавшие до сих пор экономические концепции, создавать новые теоретические конструкции, изменять стереотипы общественного поведения, нормы и правила, приспосабливать общественное сознание к новой экономике и общественной реальности. Острая необходимость в этом объясняется тём, что современная экономическая система совершенно отличается от классического рынка. В структуре рыночного хозяйства в последние десятилетия происходят серьезные трансформации, к которым относятся увеличение социальных расходов в государственных бюджетах большинства развитых стран, развитие социальной ответственности бизнеса, экологизация экономики и др., что свидетельствует об активно эволюционирующем процессе социализации рынка.

Рыночные преобразования, происходящие в экономике республики за годы суверенитета, показывают, что рыночная экономика является довольно жёсткой в социальном плане, она не допускает уравниловки и сдерживания, исключает возможность равного распределения доходов и богатства общества, и поэтому характеризуется хронической социальной нестабильностью. Ей свойственно нерациональное использование ресурсов, ярким проявлением которого являются экономические кризисы с их разорительным влиянием на созданные обществом производительные силы, увеличением неполного использования производственных мощностей и безработицы. Но обеспечить более достойный жизненный уровень всем членам общества без перехода к социально — ориентированной рыночной экономике, как признает сейчас большинство экономистов и практиков в Таджикистане, невозможно. Рынок выступает не конечной целью радикальной перестройки экономической системы общества, а только способом решения его кардинальных социально-экономических проблем с целью реального повышения уровня благосостояния народа. То есть речь идет не об использовании чисто либеральной модели развития, а о формировании социально-ориентированной рыночной экономики. Именно социально-ориентированная рыночная экономика сможет, с одной стороны, «удержать» экономику республики в русле общецивилизованных закономерностей рынка, а с другой — оптимально учесть её постсоциалистические особенности.

Наличие этих и многих других нерешенных и дискуссионных вопросов, объективная необходимость их научного осмысления и анализа предопределили' выбор направления, цель и задачи данного исследования.

В связи с многоплановостью и многогранностью проблемы, в данной диссертации исследованы особенности формирования предпосылок и развитие социально-ориентированной рыночной экономики в Республике Таджикистан.

Степень разработанности проблемы. Вопросы смешанной экономики вообще и социально-ориентированной рыночной экономики в особенности, давно привлекали внимание зарубежных исследователей и ими уже разработаны некоторые подходы к формированию и развитию социально-ориентированной рыночной экономики. Однако это были проблемы, касающиеся развитых стран, перешедших от традиционной системы хозяйствования к современной рыночной. Для постсоциалистических стран, экономическая система которых в последние годы претерпела глубокую трансформацию, эти рецепты пригодны лишь частично, и они не придают желаемой социальной направленности осуществляемым экономическим преобразованиям. Эта задача еще далеко не решенная и является могучим стимулом к развитию теоретической мысли.

Наибольшие заслуги в создании теории социально-ориентированной рыночной экономики и ее воплощении в хозяйственную жизнь имеет немецкая экономическая школа. Она является, в первую очередь, заслугой ордолиберализма и ученых фрайбургской школы — Ф. Бёма, А. Мюллер-Армака, В. Ойкена, А. Рюстова, В. Рёпке, Л. Эрхарда и др.

Большое значение для исследования содержания понятия социальной рыночной экономики сыграли работы В. Автономова, А. Алексеева,.

A.Бузгалина, А. Булатова, Г. Гринберга, В. Гутника, Е. Зотовой, В. Иванова, Н. Казанцева, В. Клауса, А. Колганова, Т. Койчуева, М. Койчуевой, Ю. Князева,.

B.Кулькова, Л. Куракова, Х. Ламперта, А. Нестеренко, В. Патрушева, Н. Пилипенко, А. Радионова, А. Рубинштейна, Г. Слезингера, Г. Солодкова, Ю. Филякина, С. Ходарева, А. Чепуренко, С. Шишкина, Ю. Эланского, Т. Юрьевой, Л.Якобсона.

Оценить степень соответствия экономической реальности республики принципам социальной рыночной экономики позволили работы А. Абдугафарова, Г. Абдусамадова, И. Асророва, Х. Гафурова, Ш. Зокировой, Н. Каюмова, С. Комилова, М. Кошоновой, М. Нурмахмадова, Л. Саидмурадова, Х. Умарова и др.

В настоящее время в исследованиях, посвященных развитию экономики республики, преобладают традиционные отраслевые подходы, преимущественно направленные на изучение производственной сферы, без достаточного учета изменений в преобразовании форм собственности, степени удовлетворения потребностей населения. В совершенно недостаточной степени исследованы основы социальной рыночной экономики, её сущность, структура, характерные черты, принципы и особенности становления этой новой модели рыночной экономики в странах с переходной экономикой. В предлагаемой работе, посвященной анализу предпосылок формирования социально — ориентированной рыночной экономики в Республике Таджикистан, сделана попытка решить именно те вопросы, которые остались пока вне сферы внимания ученых-экономистов республики.

Цель диссертации состоит в исследовании основных направлений и механизмов формирования и развития социально-ориентированной рыночной экономики в Республике Таджикистан.

В соответствии с указанной целью в диссертационной работе были поставлены следующие задачи:

— исследовать методологию и систематизировать концептуальные подходы к определению содержания категорий «смешанная экономика» и «социально-ориентированная рыночная экономика»;

— определить характерные черты и принципы социально-ориентированной рыночной экономики;

— изучить страновую модификацию моделей социально-ориентированной рыночной экономики;

— исследовать предпосылки формирования слоя эффективных субъектов собственности;

— проанализировать процесс социально-ориентированной реструктуризации предпринимательства;

— исследовать систему социального партнерства как консолидирующей функции политики перераспределения доходов;

— с учетом специфики Республики Таджикистан разработать теоретическую модель социально-ориентированной рыночной экономики;

— определить основные направления развития конкурентной среды в Республике Таджикистан;

— изучить проблемы формирования и распределения доходов в условиях переходной экономики.

Объект исследования составили процессы становления и развития социально-ориентированной рыночной экономики (СОРЭ).

Предметом исследования является совокупность теоретических проблем формирования и становления СОРЭ в условиях переходной экономики Республики Таджикистан.

Методологические, теоретические и информационные основы исследования. Методологическими и теоретическими основами диссертационного исследования послужили фундаментальные концепции, обоснованные в классических и современных исследованиях отечественной и мировой экономической науки. При этом использовались методы анализа и синтеза, исторические и логические методы, методы восхождения от абстрактного к конкретному, индукции и дедукции. Нами было проведено социологическое обследование в четырех городах и районах Согдийской области, результаты которого подтвердили многие наши выводы.

Информационную базу исследования составили монографии известных отечественных ученых-экономистов, труды зарубежных исследователей, а также публикации в специализированных средствах информации, документы органов государственной власти Таджикистана, управления, профсоюзных организаций, аналитические материалы, собственные исследования автора, а также материалы официальных страниц, опубликованных в сети Internet.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

— уточнена сущность, характерные черты и принципы СОРЭ, которое представлено как наиболее высокая стадия развития рыночной экономики, социальная направленность которой обеспечивается согласованным и упорядоченным взаимодействиям рынка, государства и общества в целом. Систематизированы теории социальной рыночной экономики через выделение макроэкономического подхода и экономической теории благосостояния, специальных теорий социальной экономики;

— конкретизированы особенности процесса становления СОРЭ в Таджикистане, характеризующиеся сохранением традиционных форм государственного патернализма, стремлением государства свести свои функции к поддержанию минимальных социальных стандартов, отсутствием системности в развитии социальной ответственности бизнеса и недостаточным уровнем социальной ответственности индивидов;

— для изучения особенностей функционирования и развития СОРЭ разработана её национальная модель, включающая взаимодействие рынка, государства, домохозяйств и общества в целом, результатом которого является удовлетворение базисных потребностей общества;

— социальная ориентация рыночной экономики охарактеризована как развитие «третьего пути» или новой экономики, т. е. либеральная экономика дополняется социальным началом в широком смысле: это предполагает рост общественно-группового и государственного регулирующего фактора, развитие социально-трудовых отношений, становление социально-культурных отраслей и сфер народного хозяйства. Все это вместе ставит на передний план не предпринимателя и наёмного работника, а «социального» человека как представителя среднего класса;

— проанализировано экономическое содержание и формы реализации собственности применительно к СОРЭ, сформулированы принципы преобразований в области отношений собственности в контексте формирования слоя ответственных и эффективных собственников, показаны мотивы и проблемы приватизации в Республике Таджикистан;

— сформулировано положение о том, что большинство социальных целей в современном обществе может быть достигнуто в результате социально-ориентированной реструктуризации предпринимательства, перераспределительной политики государства и развития социального партнерства как консолидирующей функции политики доходов.

Автор считает, что, в связи с выдвижением на первый план интересов индивида («социального» человека), необходимы развитие социальноэкономических функций государства, реализация экономических задач, оберегающих рынок от провалов и позволяющих ему успешно развиваться путем установления права на собственность, корректировки размещения ресурсов, стабилизации и улучшения макроэкономических показателей, 9 обеспечение устойчивого и долговременного социального и экономического роста.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что полученные в процессе исследования результаты могут быть использованы для дальнейших разработок в области решения проблем социальной ориентации экономических преобразований и формирования социальной политики, формирования социального государства и социального партнерства, направленных на развитие многоуровневой системы повышения социальной ответственности.

Важнейшие результаты и методологические положения исследования использованы исполнительным органом государственной власти Согдийской области (справка о внедрении № 965−6/6 от 4 августа 2009 г.), Федерацией профсоюзов Согдийской области (справка о внедрении № 78 от 27 мая. 2009 г.), а также в преподавание курсов экономических дисциплин в Таджикском государственном университете коммерции (справка о внедрении № 3 от 2 октября 2009 г.).

Особое значение имеет представленная в работе теоретическая модель СОРЭ для социально-экономического прогнозирования и конструирования механизмов взаимодействия рынка, государства и общества в целом.

Отдельные теоретические положения и выводы диссертации рекомендуются для использования в процессе преподавания и изучения дисциплины «Экономическая теория», «История экономики», «История экономических учений», «Государственное регулирование экономики».

Апробация работы. Основные положения диссертации опубликованы в 15 авторских работах, общим объемом 7,25 п.л. Теоретические и методологические положения диссертационной работы неоднократно докладывались на республиканских, областных и международных научно-практических конференциях 2006;2009гг.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, включающих 9 параграфов, заключения и библиографии, содержит 8 таблиц,.

Заключение

.

Проведенное исследование формирования предпосылок и развития социально-ориентированной рыночной экономики в Республике Таджикистан позволяет сделать следующие выводы и предложения:

1. СОРЭ является продуктом естественноисторического развития общества, присущего всем странам рыночной экономики. Теоретическими источниками (фундаментом) формирования доктрины экономического строя, основанного на социально-рыночном хозяйстве, являются труды представителей новейшей исторической школы, интеллектуальное наследие классической политэкономии, Макса Вебера, теория экономического развития Й. Шумпетера, британско-американская концепция «государства всеобщего благосостояния» и, в первую очередь, немецкая экономическая школа.

2. СОРЭ — это ориентация на социум, на общество в целом, обеспечивающая снижение социальной напряженности в обществе, способствующая достижению определенного социального равновесия и гармонизации социальных отношений. При определении сущности категории СОРЭ следует исходить не из того, что она охватывает, а из того, на каком уровне функционирования способа производства действует и на решение какой социально-экономической задачи нацелена. СОРЭ — это наиболее высокая стадия развития рыночной экономики, социальная направленность которой обеспечивается согласованным и упорядоченным взаимодействием рынка, государства и общества в целом.

3. Научное обобщение и выделение присущих СОРЭ характерных черт, признаков и принципов необходимы для выработки конкретных программ перехода к этой новой экономической системе, поиска самых рациональных и оптимальных путей осуществления социально-экономических, трансформационных преобразований. Создать экономическую систему с социальной ориентацией можно только при ясном понимании сходства и отличия республиканской экономики от других моделей экономического развития. Смешанная экономика и СОРЭ имеют как общие, так и отличительные черты. Проведенный нами анализ позволяет сформулировать следующие характерные черты СОРЭ, к которым относятся:

— упорядоченное и согласованное взаимодействие рынка, государства и общества в целом на равновесных началах;

— господство социально — экономического и конкурентного порядка, основанного на свободе и ответственности каждого индивидуума;

— экономика, сочетающая в себе установки на обеспечение интересов как общего, так и единичного, соединяющая принцип свободы на рынке с принципом социального выравнивания или обеспечением социальной справедливости;

Вместе с тем каждая страновая модель СОРЭ обладает специфическими характерными чертами и особыми принципами.

4. Ордолиберальная теория порядка и практика социально-рыночного хозяйства в Германии представляет большой интерес для сравнительного анализа методологии экономической науки в её теоретическом и прикладных аспектах, для проведения институциональных преобразований и изучения их закономерностей в процессе трансформации переходной экономики Республики Таджикистан, для определения основных черт и принципов формирования и становления национальной модели СОРЭ.

Формирование модели социального рыночного хозяйства в Германии основано на сочетании индивидуальных стимулов (рынка) и коллективных устремлений (организаций и государства), взаимодействии институтов («правил игры») и всей нации, доверии и воли масс, на исполнительности, ответственности трудолюбии нации. В связи с этим, мощным фактором процесса формирования и становления новой экономики в Республике Таджикистан, модернизации и выбора новой парадигмы экономической системы является развитие воли нации к.

146 социально-экономическим преобразованиям, склонности населения к порядку в широком смысле — экономическому, политическому, социальному и конкурентному.

Для республики наиболее подходящей является модель СОРЭ Германии по следующим причинам: во-первых, эта модель наиболее близка к нашей исторической практике государственного устройства и менталитету обществаво-вторых, она придает экономическим преобразованиям (трансформационному процессу) социальную направленность, что позволяет повернуть экономику лицом к человекув — третьих, эта модель прошла полувековую проверку в странах Европы, имеющих высокий жизненный уровень.

5. Формирование (создание) широкого слоя ответственных и эффективных собственников в Республике Таджикистан, с одной стороны, обеспечивть стабильность в обществе на основе принципа социальной справедливости в разгосударствлении и наделении собственностью большинства населения страны, а с другой, будет способствовать изменению структуры экономики и устойчивому экономическому росту. Очень важно, с теоретической точки зрения, определить мотивы и причины демонополизации, разгосударствления и приватизации. Исходной целью последней должны выступать создание совершенно нового социально-ориентированного слоя частных собственников, появление «среднего класса», берущего на себя ответственность за развитие страны. Более того, для осуществления многообразия отношений собственности нужен не только объект, но и субъект, осознающий самое себя, т. е. субъект отношений собственности с определенным опытом и навыками предпринимательской деятельности. В республике необходимо широкое развитие не только частной, но и общественных форм собственности, особенно корпоративной.

Корпоративная собственность, являясь созвучная с идеями и концепцией.

СОРЭ, теориями народного капитализма, и «экономики участия», способствует диффузии собственности, ликвидации большого разрыва.

147 между уровнями дохода различных слоев населения республики. Наряду с этим без институциональных реформ, укрепления прав собственности и корпоративного управления, устранения излишних административных барьеров трудно ожидать серьёзных социальных результатов от формируемого частного сектора.

6. Решение социально-экономических проблем в условиях трансформации экономической системы, особенно на микроуровне диктует необходимость разработки иных подходов к ее перестройке на принципиально новых позициях: специализация предприятий, реструктуризация предпринимательства на основе социально — этической концепции маркетинга с учетом республиканских условий и нравственно — трудовых традиций населения. В этом плане повышение социальной ответственности бизнеса перед обществом рассматривается как средство достижения социальной гармонии. Мы полагаем целесообразным и необходимым в самое ближайшее время внести изменения и дополнения в Закон «О социальном партнерстве, соглашениях и коллективных договорах». Социальное партнерство выступает как консолидирующая функция политики доходов и заработной платы, и оно должно обеспечиваться государством, профсоюзами, работодателями и товаропроизводителями в интересах гармонизации общества и формирования социально — ориентированной рыночной экономики. С его помощью, как специфического типа общественно-экономических отношений, достигаются: определенный баланс реализации основных интересов различных слоев обществаобеспечение исторически обусловленного компромисса в реализации интересов главных субъектов социально-экономических процессов рыночного обществасоциальный мир, как одного из условий политической стабильности и устойчивого экономического развития. Предпосылками внедрения принципов социального партнёрства являются:

— разработка законодательных актов, устанавливающих направления социального и экономического развития отраслей;

— установление прогрессивных норм оплаты и условий труда;

— определение социальных гарантий для работников всех профессиональных групп;

— регулирование вопросов занятости;

Министерству труда и социальной защиты Республики Таджикистан, Федерации профсоюзов Таджикистана в целях совершенствования и дальнейшего развития системы гармонизации общественных отношений целесообразно подготовить Концепцию по реализации принципов социального партнерства.

7. Для снижения уровня социальной дифференциации в обществе необходима научно обоснованная, выверенная с учетом реально сложившейся ситуации политика распределения и перераспределения доходов. По нашему мнению, это будет способствовать равенству (выравниванию доходов) и укреплению солидарности и ответственности в обществе. Вместе с тем, при всем разнообразии критериальных подходов, применяемые в разных странах модели и схемы распределения и перераспределения доходов должны иметь как общие принципиальные характеристики, так и разную национальную специфику. Для республики наиболее подходящим является «гибридная» модель распределительных и перераспределительных отношений, адекватно отражающая переходность экономических процессов, особенности экономики страны и менталитет её граждан, предполагающая большую гетерогенность, множественность и неоднозначность в распределительных отношениях.

Кроме уровня удовлетворенности населения отдельными показателями жизнедеятельности, условия и труда, размерами доходов, качеством питания и др., понятие «социальное самочувствие населения» выступает своего рода интегральным показателем, свидетельствующим о результативности проводимой социальной политики государства. В этом.

149 показателе отражаются все сложности и противоречия переживаемого переходного периода, он также характеризует степень или уровень социальной ориентации экономики.

8. Современный процесс развития социально-экономических систем идет по восходящей линии, но с учетом национально — исторических и социокультурных особенностей стран, он многопланов, неоднозначен и противоречив. Поскольку изменения экономике республики ещё не приобрели системного характера, постольку движение страны к специфической национальной (таджикской) модели является поисковым и длительным процессом. Главная проблема здесь заключается в совмещении в этой модели национальной экономики универсальных, выработанных мировой экономической мыслью подходов, в ней должны быть отражены сложная картина современной и очень противоречивой экономической действительности, взаимодействие рынка, государства и общества.

Выбор модели СОРЭ может быть успешным на основе использования так называемой теории социальных альтернатив. Дело в том, что общественное развитие многовариантно. Представление о многовариантности общественного развития предполагает многообразие, опирающееся на исторически сложившиеся типы цивилизации и социокультурные особенности страны. Речь идет не о создании универсальных моделей СОРЭ, а об их закономерном многообразии, многовариантности общественного развития.

9. Формирование и становление социально-ориентированной модели рыночной экономики в Республике Таджикистан должно происходить путем комбинации характерных черт и принципов, наиболее подходящих экономических моделей и сочетать условия для развития конкурентной экономики, элементы довольно жесткого экономического регулирования рынка, сильную государственную политику и безусловный приоритет экономической эффективности, неприкосновенность и всемерную.

150 поддержку частной собственности. Она должна быть основана на существовании смешанной (двухсекторной) экономики с её сильной государственной распределительной политикой, на интеграции либеральных и социальных ценностей. Либерально-социальная модель СОРЭ должна включать, таким образом, «творца» СОРЭ — конкурентный рынок, формирование социального государства и гражданского общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официальные документы и материалы статистики
  2. Конституция Республики Таджикистан, принята в ноябре 1994 года на всенародном референдуме. Душанбе: Ирфон, 1994. — 70 с.
  3. Программа конкретных мероприятий по стабилизации экономики и переходу к рынку в Таджикской ССР. Душанбе: 1990, ноябрь. 128 с.
  4. Программа приватизации государственной собственности Республики Таджикистан на 1994 1995 г. // Хакикати Ленинобод. — 1994. — 10−11 мая.
  5. Программа экономических преобразований Республики Таджикистан на 1995−2000 гг. // Народная газета. 1995. — 30 августа.
  6. Закон Республики Таджикистан «О собственности» // Народная газета. — 1990.- 10 ноября.
  7. Указ Президента Республики Таджикистан «О мерах по дальнейшему углублению и расширению процессов приватизации государственной собственности», 2 августа 1995 г., № 294.
  8. Вестник Национального банка Таджикистана, № 1−40, 1997−2005 гг.
  9. Сборник законов, постановлений Правительства Республики Таджикистан, нормативных актов, разъяснений к Законам о социальном обеспечении.
  10. Программа экономического развития Республики Таджикистан на период до 2015 г.
  11. Сборник материалов по Стратегии сокращения бедности (часть II ст.51−68, там же ст.131−136).
  12. Социально-экономическое положение Республики Таджикистан в 2008 г. (опер.информ), Душанбе 2009, С.5−101.
  13. Информация Всемирного банка. Доклад о мировом развитии 1999/2000 года. Изд. «Весь мир».- М.: 2000, с. 276 277.
  14. Информационный бюллетень по продовольственной безопасности и бедности в республике Таджикистан. -Душанбе, 2004. № 2.
  15. Обзор, Таджикистан: Реформа государственных предприятий. Всемирный Банк, Департамент, Европейский и Центральноазиатский регионы. Май 2004. 235
  16. Отчет по человеческому развитию Таджикистана/ЯТрограмма Развития ООН,-Изд.,. Алмата, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005.
  17. Стратегия сокращения бедности на 2007−2009 годы
  18. Концепция реформирования системы социального обеспечения в Республике Таджикистан.
  19. Монографические исследования и сборники научных трудов
  20. Л.И. Экономическая система социализма. М.: Прогресс, 1982.-149 с.
  21. Л.И. Неиспользованный шанс: Полгода в правительстве. М.: Политиздат. 1991.
  22. А.А. Экономическая обособленность и самостоятельность предприятий в условиях перехода к рыночной экономике. Худжанд. 1993. — 235 с.
  23. А.А. Собственность, предпринимательство и проблемы перехода экономики Республики Таджикистан к рыночному хозяйству. Худжанд, 1997.- 165с.
  24. А., Ахмедова Д. А. «Теоретические проблемы формирования модели рыночной экономики Таджикистана». Изд-во Рахима Джалила, Худжанд, 2006. — 132 с.
  25. Дж.Дж. «Максад чалби чомеаи шахрванди ба идоракунии чамъиятист». // Садои мардум, № 24, 19 феврали соли 2009, сах. 1−2.
  26. Г. С. Таджикистан и рынок. Душанбе, Шарки Озод, 1994, С. 52.
  27. Г. С. Закономерности становления и развития рыночных отношений в Республике Таджикистан. — Душанбе, «Ирфон», 1995. с. 184.
  28. Г. С. Переход к рынку: социально-экономические аспекты. -Душанбе, 1999, с. 205.
  29. Ф.Х., Каримов Д. Х., Мальцев В. Н. Словарь справочник терминов рыночной экономики. -М.: Ирдаш, 1992. — 176 с.
  30. А.Д., Ходжаев С. Х. Основы рыночной экономики. Худжанд, 1996, 63 с.
  31. А.А. Народное потребление в Таджикистане. Душанбе: Ирфон, 1980.-96 с.
  32. А.А. Приватизация государственной собственности основа развития предпринимательства. Материалы областной научно-практической конференции. — Худжанд, 1995.
  33. А.В. Переходная экономика. Курс лекций по политической экономии. -М.: Таурус, Просперус, 1994.
  34. Букреев В, Рудык Э. Труд и власть на предприятии // Москва, 2004. № 6. С. 12.
  35. О.С. Теория переходной экономики. Учебное пособие. Серия «Учебники и учебные пособия». — Ростов на Дону: «Феникс». 2002, С. 56.
  36. A.M. «Швеция : социально-экономическая модель».- М.:Мысль, 1991.-С.43.
  37. Ю.А. Социальное управление как вид управленческой деятельности в общественных системах.// Социально-политический журнал.- 1997.-№ 3.- С. 19.
  38. Вопросы экономики. Ежемесячный журнал. 1992−2006 гг.
  39. X. Таджикистан на рубеже и в XXI веке: Президент Эмомали Рахмонов и национальная экономика (первое издание). — Душанбе, 1999. 206 с.
  40. X. Богата та республика, народ которой богат. Научно-практ. Концепция и программа перехода республики Таджикистан к рыночным отношениям. Куляб, 1993. — 56 с.
  41. С.Ю. Теория долгорочного технико-экономического развития. -М.: ВлаДар, 1993.
  42. .Г. Таджики. — Душанбе: Ирфон, 1989. — 405 с.
  43. Н.В. Социальная напряженность в трудовом коллективе // Социологические исследования. 1998. -№ 11.-С. 17−25.
  44. В. Политика хозяйственного порядка в Германии. М.: Экономика, 2002. С. 114.
  45. Г. М. Экономическая теория : проблемы «новой экономики» Изд. 2-е. СПб.: Питер, 2003. — С 131.
  46. Д., Абдугафаров А. Становление рыночной экономики Республики Таджикистан: первоначальное накопление капитала, этапы развития и пути перехода к рынку (учебное пособие). Худжанд, Частное МП «Мехнатдуст», 1999. — С. 32−36.
  47. Дж. Экономические теории и цели общества. М.: Прогресс, 1976.
  48. И. Межрегиональная интеграция в экономической системе социализма. Душанбе: Дониш, 1987. — 244 с.
  49. Т.Д. Проблемы обмена в расширенном воспроизводственном процессе в условиях развитого социализма. — Душанбе: Дониш, 1983. — 226 с.
  50. Е.Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. М.: Изд-во МГУ, 1995.
  51. Е.Б. Основы формирования смешанной экономики. Алма-Ата, 1992.-106 с.
  52. В.И. Внедрение социальных технологий в практику управления. -Москва, 1998. -179 с.
  53. Ш. М. Проблемы регулирования доходов населения. — «Хуросон». Худжанд, 2007.- 148 с.
  54. И.И. История хозяйственного быта. СПб., 1909, С. 391.
  55. Г. Ю. Социально ориентированная рыночная экономика — цель развития России // Вестник ОГУ. № 2. 2000 — С. 80.
  56. В.А. К теории постэкономической общественной формации. -М.: Таурус-Век, 1995.
  57. Р.И. Экономическая теория прав собственности (методология, основные понятия и круг проблем). М.: ИМЭиМО, 1990, с. 9.
  58. Н.К., Комилов С. Д., Нурмахмадов М. Н. Стратегия движения к рыночной экономике.- Душанбе, 1998.- Вып. 2. — 141 с.
  59. Н.К. Меры по стимулированию экономического роста // Ж. «Экономика Таджикистана: Стратегия развития». — Душанбе, 2000. № I.e. 47−59.
  60. Н.К. Экономическая безопасность Таджикистана: угрозы и их предотвращения. // Материалы научно — практической конференции. «Угрозы экономической безопасности Республики Таджикистан». (10 мая 2007 г.).- Душанбе: «Ирфон» 2007. — С. 14
  61. Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Гелиос АРВ, 1999.
  62. Ю. Современный взгляд на теорию социальной рыночной экономики // Общество и экономика. 2004. — № 5−6. — С.24.
  63. П. Принципы этической экономии. Пер. с нем. Под ред. B.C. Автономова. — СПб.: Экономическая школа. 1999.
  64. Т.К., Алышбаева А., Дыйканбаева Т., Мырзабаева М. Вопросы социальной рыночной экономики (опыт Германии и экономика Кыргызстана на современном этапе). — Бишкек, 1994. — 172 с.
  65. Т., Брудный А. Независимый Кыргызстан: третий путь. Бишкек: Илим, 1993.- 142 с.
  66. Т. Постсоветская Центральная Азия: состояние, поиск путей, возможности. Алматы: КНСН, 1994. — 104 с.
  67. С.Д., Каюмов Н. К., Нурмахмадов М. Н. Стратегия движения к рыночной экономике. Душанбе: Диловар-ДДМТ., 1998.-132 с.
  68. С.Д., Каюмов Н. К., Нурмахмадов М. Н. Стратегия движения к рыночной экономике. Вып. 2. — Душанбе, 1998.-260 с.
  69. Я. «Путь к свободной экономике» М.:Экономика, 1993.
  70. А. Проблемы рыночного преобразования экономики Казахстана. // Вопросы экономики. — 1994. № 3.
  71. М.Р. Таджикистан: Рынок и проблемы социально-экономических преобразований.- Душанбе: Шарки озод, 2000.-100 с.
  72. Кошонова М. Р Таджикистан: Бедность и социальная защита населения.-Душанбе: Шарки озод 2002.- 180 с.
  73. М.Р. Проблемы занятости населения в Республике Таджикистан в свете социологических исследований // Проблемахои таракиёти иктисоди ва ичтимоии Точикистон, — Душанбе, 1997. — С. 183 — 186
  74. Кошонова М. Р Социальная сфера в условиях переходной экономики: факты, проблемы, суждения. Душанбе: «Ирфон». 2007. — 144 с.
  75. Г. Управление корпоративными предприятиями в переходный период.- Вопросы экономики, 1999, № 8, С. 71−72.
  76. В. Рынок и приватизация. // МЭиМО. 1992. — № 7.
  77. В.В. К политико экономической трактовке перехода к регулируемому рынку. // Экономические науки. — 1990. — № 9.
  78. В.В. Становление социалистических производственных отношений. -М.: Моск. ун-т, 1978. 144 с.
  79. А.Р. Вопросы взаимодействия государства и предпринимательских структур. Душанбе: «Ирфон», 2006. — 128 с.
  80. X. Социальная рыночная экономика. Германский путь./ Пер. с нем.-М.: 1994.-С. 66.
  81. X. Социальная рыночная экономика. М.: Дело, 1994, С. 7
  82. Ю. История культуры. Пер. с нем. СПб., 1902. — с. 223.
  83. Д. Слепое следование западным рецептам доказало свою несостоятельность. — НГ — Политэкономия, 1999, № 13, 21 сентября.
  84. В.И. О кооперации. // Полн. СОБР. Соч., т. 45, с. 369- 370.
  85. В. Экономические эссе. Теории, исследования, факты и политика. Пер. с англ. М.: Политиздат, 1990. — 415 с.
  86. Ли Яккока. Карьера менеджера. М.: Прогресс, 1991. — 380 с.
  87. B.C., Бухвальд Е. М. Собственность и предпринимательство в переходной экономике современной России. М.: «Высшая школа», 1999.136 с.
  88. A.M., Мирсаидов А. Б. Цена и рынок: вопросы регулирования. — Худжанд, 1995. 102 с.
  89. К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Т.2.-М.Республика, 1992.- С. 218.
  90. А.Б. Ценообразование в условиях перехода от централизованно плановой к рыночной экономике. — Автореферат, дисс. на соиск. учен. степ, д.э.н. — Ташкент, 1994 — 45с.
  91. Т.Н. Финансово кредитные методы повышения эффективности капиталовложений. — Душанбе: Ирфон, 1992. — 345 с.
  92. T.JI. Социально-рыночная модель экономики. Вестник ОГУ, № 8, 2004, с. 45−46
  93. А.Н. Экономика и институциональная теория / Отв. ред. Л. И. Абалкин. М.: Эдиториал УРСС. 2002. С. 90.
  94. К.В. Социальное рыночное хозяйство и правовой порядок Германии. СПб.: Экономическая школа, 1999.
  95. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики.- М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997.
  96. Р. Инфраструктура рыночного хозяйства.// Российский экономический журнал. 1994. — № 3.
  97. М.Н. Рыночная экономика: проблемы организации труда.- Душанбе: Дониш, 1991.- 129 с.
  98. М., Комилов С. Д. Стратегия движения к рыночной экономике. Выпуск 1. — Душанбе, 1995. — 48 с.
  99. М., Комилов С. Д. Экономический кризис, оценка, стратегия преодоления. — Душанбе, 1993.-41 с.
  100. Ю. Институционализм новая панацея для России. — Вопросы экономики, 1999, № 6, с. 40.
  101. Ю.М. теория хозяйства. Т. III. М.: Издательство МГУ, 1998. с. 282
  102. О.Шлехт. Этическое содержание социального рыночного хозяйства. — СПб.: Экономическая школа, 1999.
  103. B.C. Германский неолиберализм. // История экономических учений. Современный этап: Учебник // Под общей ред. А. Г. Худокормова. — М.: 1999. С. 76.
  104. А. Экономическая теория благосостояния. — М., 1925. 401 с.
  105. А.К. Историческое и логическое в экономической теории социализма. М.: Мысль, 1978.- 248 с.
  106. Ю. Ф. Гафуров X. Таджикская модель развития: вопросы теории.- Душанбе, 1996. 46.
  107. Г. О модели будущего России // Вопр. Экономики. -2002. № 6. -С.107−120.
  108. Платон. Законы.- М.: 1972. Т. III. ч. 2.
  109. А.И. Современное состояние экономики ФРГ и поучительные уроки немецкой модели развития. Статья написана во время научной стажировки в 2002 г. в Свободном университете Берлина. -С.З.
  110. Е.А. Институционализация социальной ориентации экономики в современной России. Автореферат дисс. на соиск. учен, степ, к.э.н., Волгоград, 2007.-С.11−16.
  111. Ю., Гимади И., Добродей В. Влияет ли приватизация на деятельность предприятий? Вопросы экономики, 1999, № 6, с. 89.
  112. А. Перераспределение прав собственности впостприватизационной России. — Вопросы экономики, 1999, № 6, с. 65.160
  113. Р.К., Каюмов Н. К., Нурмахмадов М. Н. и др. Социальная политика Республики Таджикистан в условиях переходной экономики // Иктисодиёти Точикистон: Стратегияи тараккиет (Экономика Таджикистана: Стратегия развития). Душанбе, 2000, № 2, с. 99 — 142.
  114. Р.К. Теоретические вопросы стратегии развития экономики Таджикистана в переходной период // Экономика Таджикистана: стратегия развития. Душанбе, 2001.- № 2. С. 55−75.
  115. Р.К. Некоторые вопросы инвестирования экономического роста // Экономика Таджикистана: стратегия развития. 2003.- № 1. — С. 99−111.
  116. A.M. Проблемы повышения конкурентоспособности экономики Республики Таджикистан. — Худжанд, 2004.-С.202−204.
  117. Э. Экономические реформы — веление времени.- Душанбе: Ирфон, 1998.- 62 с.
  118. Т.Р. Проблемы инфляции в экономике Республики Таджикистан.-Душанбе.: «Ирфон», 2006−232 с.
  119. Н. Т. Наш прожиточный минимум // Соц. Труд.-1990.-№ 8.-С. 66−72
  120. Э.Ш. Независимость — великое благо для страны и народа.//Экономика Таджикистана: стратегия развития.-Душанбе, 2004, № 4, с. 520.
  121. Ф. Национальная программа продовольственной безопасности в Таджикистане: социально-экономические аспекты. — Душанбе, 2004.127. «Стратегия по сокращению бедности». Промежуточный документ. Правительство РТ. Душанбе, октябрь 2000.
  122. Социальная сфера в условиях перехода к рынку II Под ред. Е. Н. Жильцова. М.: Изд-во РАУ, 1993. — 223 с.
  123. П.А. Человек, цивилизация, общество. Москва: Просвещение, 2002. — 365 с.
  124. Социальная политика Республики Таджикистан в условиях переходной экономики // Р. К. Рахимов, Н. К. Каюмов, М. Нурмахмадов, Социально-ориентированная экономика в действии // Реформа.- 1995. № 1. С. 1315.
  125. Слезингер Г. Э.-Социальная экономика. Учебник. М: Издательство «Дело и Сервис». 2001. С. 13−14.
  126. У.Дж. Идеология в экономическом анализе. Современная экономическая мысль. Серия: «Экономическая мысль Запада"/Ред.: Афанасьева B.C. и Энтова Р.М./-М.:Прогресс, 1981, С. 13.
  127. Трансформация экономических институтов в постсоветской России (микроэкономические аспекты). Под ред. Р. Нуреева. М.: 2000. С. 14−20.
  128. В. «Какую модель мы выбираем?», «Экономика и жизнь», № 7, 1992 г.
  129. Х.У., З.С. Зарифова. Денежно-кредитные проблемы развития национальной экономики.-Душанбе.: «Ирфон», 2005, с. 8.
  130. Х.Н. Теория и практика становления инфраструктуры потребительского рынка. Душанбе: Ирфон, 2002.-136 с.
  131. Е.И. Социальная работа как феномен цивилизованного общества // Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии.- М., 1992.-№ 5.- С.76
  132. П. Экономический образ мышления. М.: 1991. — С. 4
  133. Э.Рахмон: Великий имам и национальная самобытность.//Согдийская правда, 18 марта 2009.-С.З.
  134. Экономика переходного периода / Под. ред. Радаева В. В., Бузгалина А. В. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995. С. 37.
  135. Экономическая теория (Политическая экономия): Учебник / Под. ред. И. К. Ларионова, Н. Н. Пилипенко, В. Н. Щербакова.- 2-е изд. перераб. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2008. — С. 23.
  136. Л. Благосостояние для всех. — М.: Начала — Пресс, 1991. — С. 167. 143.Э.Ясаи. Социальное рыночное хозяйство: социализм в иной форме /
  137. Социальное рыночное хозяйство // Политэконом. — 1996. № 1.
  138. Muller Armack Andr. Das Konzept der Sozialen Marktwirtschaft — Grundlagen, Entwicklung, Aktualitat / Soziale Markt — wirtschaft: Geschichte — Konzept — Leistung / Dieter Grosser u.a. — 2. Auft. — Stuttgart u. a., 1990. S. 7.
  139. Mtiller Armack A. Die wissenschaftlichen Ursprunge der: Sozialen Marktwirtschaft. S. 180−181.
  140. Miiller — Armack A. Die wissenschaftlichen Ursprunge der, Sozialen Marktwirtschaft. S. 180−181.
  141. XV.Karsten, S.G. Walter Eusken: Social economist // Inter national Journalof Social Economics. Bradford: 1992. Vol. 19, /ss. 10−12.
Заполнить форму текущей работой