Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теории происхождения права

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обычаи поддерживались авторитетом старших. С помощью обычаев регулировались производство и обмен, брачные и семейные отношения, решения общественных проблем, отношения с другими родами и племенами, закреплялись равенство, общая собственность на землю и орудия труда и произведенный продукт. Обычаи регулировали порядок распределения общего продукта. Важное значение имели табу (запреты). С помощью… Читать ещё >

Содержание

  • С О Д Е Р Ж, А Н И Е
  • Введение
  • Глава 1. Общая характеристика процесса возникновения права
    • 1. 1. Право и социальные нормы в догосударственном обществе
    • 1. 2. Причины возникновения права
  • Глава 2. Характеристика основных подходов к проблеме происхождения права
    • 2. 1. Формально-догматическое направление
    • 2. 2. Социологическое направление
    • 2. 3. Политическое направление
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Теории происхождения права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В мире всегда существовало множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития права. Каждая из этих теорий отражает или различные взгляды различных групп, слоев, классов, наций и других социальных общностей на данный процесс, или — взгляды и суждения одной и той же социальной общности на различные аспекты данного процесса возникновения и развития права. В основе этих взглядов и суждений всегда находились различные экономические, финансовые, политические и иные интересы.

Речь идет не только о классовых интересах и связанных с ними противоречиях, как это длительное время утверждалось в нашей отечественной и отчасти — зарубежной литературе. Вопрос ставится гораздо шире. Имеется в виду весь спектр существующих в обществе интересов и противоречий, оказывающих прямое или косвенное влияние на процесс возникновения, становления и развития права.

Вопрос о происхождении, возникновении права

является «вечным» в юридической науке. Казалось бы, обращение

к нему (раз за разом) не оставляет «белых пятен». Так, более или менее устоявшейся стала хронологическая сторона складывания права. В

качестве общих могут оцениваться причинно-следственные факторы этого процесса. Одновременно все новые попытки осмысления процесса возникновения права приводят к пониманию его многофакторности, разнообразия форм перехода к государственноорганизованному обществу, синхронности либо разновременности происхождения права; восприятию опыта прошлого и перенесения его в настоящее и будущее, формирования современных новых государственных организаций и т. п. .

Таким образом, актуальность данной работы обусловлена тем, что за время существования юридической, философской и политической науки были созданы десятки самых различных теорий. Вместе с тем споры о природе права, причинах, истоках и условиях его возникновения продолжаются и по сей день.

Таким образом, целью данного исследования является всестороннее рассмотрение различных подходов к проблеме происхождения права, а его предметом основные теоретические концепции, исследующие проблему происхождения права.

Поставленная цель определила задачи исследования:

— Изучение основной научной литературы по заявленной теме, анализ взглядов различных авторов на проблему происхождения права;

— Уяснение сущности основных теоретических подходов, рассматривающих проблему происхождения права;

— Анализ сильных и слабых сторон рассмотренных научных концепций.

Глава 1. Общая характеристика процесса возникновения права.

1.1. Право и социальные нормы в догосударственном обществе

Ранний период человечества характеризовался неразвитостью производства, полной зависимостью человека от природы. Это был период присвоения преимущественно готовых продуктов природы (период собирательства): сбор плодов, кореньев, орехов и т, д., примитивная охота, рыболовство. Прошли тысячелетия, прежде чем человек научился пользоваться огнем, делать примитивные орудия из дерева, кости, а затем каменные орудия, вначале не отшлифованные, а потом и отшлифованные, изобрел лук, а много позднее произвел и железные орудия.

Примитивный способ производства, полная зависимость человека от природы вынуждали людей жить и добывать пишу сообща. Коллективному труду и образу жизни соответствовала коллективная форма собственности на земледельческие, охотничьи и прочие угодья, жилища, лодки, добытую пищу и т. д. Она была не результатом обобществления, а следствием слабости отдельной личности.

Такому экономическому базису соответствовали и определенные формы организации человеческого общества.

В ранний период люди группами, стадами, ордами бродили по обширным лесным и лесостепным территориям в поисках пропитания. По мере совершенствования способа добывания средств к существованию, что было связано с изобретением новых орудий: топора, ножа, копья с наконечником (каменным, костяным, а затем и железным) и т. д., совершенствования охоты и рыболовства (лодки, сети, железные крючки и т. д.) появляются более устойчивые объединения людей родовая община (род), складывается новая общественно-экономическая формация первобытнообщинный строй .

Род это группа лиц, которые находятся в действительном или предполагаемым родстве друг с другом. Это был личный, а не территориальный союз. Род был первичной хозяйственно-производственной единицей. Все члены рода были связаны коллективным трудом, совместным потреблением и общим имуществом, на основе которого и велось общее хозяйство. Первоначально роды были материнскими (матриархат), что было обусловлено не только тем, что ведущую роль до появления скотоводства и плужного земледелия в хозяйственной деятельности играла женщина, занимаясь мотыжным земледелием, гончарным производством, ведением домашнего хозяйства, но и тем, что потомство можно было определить только по женской линии. Не случайно первыми появились не боги, а богини.

Материнский род сменился отцовским (патриархат), родство определялось уже по мужской линии. Это было связано с повышением роли мужчины, который занимался скотоводством и земледелием, с использованием животной тягловой силы, ремеслом.

Такому способу жизни и производства соответствовали определенная организация первобытной власти и социальные нормы. Эту власть можно охарактеризовать как первобытную демократию (народовластие) .

Первобытная демократия строилась на началах самоуправления. Здесь не было особого разряда лиц, которые не занимались бы трудом, а только бы осуществляли власть, управление. Высшим органом власти было родовое собрание всех взрослых членов рода мужчин и женщин. Важнейшие вопросы жизни решались на общем собрании. Оно же избирало старейшину рода и в необходимых случаях военачальника и других лиц, которые могли быть смещены в любое время.

Во главе племени стоял совет старейшин, который заседал публично, окруженный членами племени, и они могли высказать свое мнение.

Право покоилось на традициях. Подчинение носило естественный характер, вытекало из единства интересов всех членов рода. Старейшина был первым среди равных, его власть опиралась на доверие и поддержку всех членов рода, на его личный моральный авторитет, опыт, мудрость, воинскую доблесть. Право опиралось на силу авторитета eгo носителя, а не на авторитет силы .

В качестве норм, регулирующих отношения людей, их повседневное поведение, выступали обычаи, как правила поведения, сложившиеся в силу многократного, длительного соблюдения, вошедшие в привычку, ставшие традицией.

Обычаи поддерживались авторитетом старших. С помощью обычаев регулировались производство и обмен, брачные и семейные отношения, решения общественных проблем, отношения с другими родами и племенами, закреплялись равенство, общая собственность на землю и орудия труда и произведенный продукт. Обычаи регулировали порядок распределения общего продукта. Важное значение имели табу (запреты). С помощью табу защищались все отношения в роде. Табу в своей основе были рациональны, т. е. с их помощью достигались какие-то вполне реальные, разумные цели, но, постепенно отрываясь от реальности, табу обрели мистический характер. Нарушение табу повергало первобытного человека в ужас, толкало на самоубийство, вело к болезням. Правила поведения в первобытном, обществе носили характер мононорм («моно» один), они одновременно выступали и как обычаи, и как религиозные, и как моральные нормы. Расчленения на различные виды социальных норм первобытное общество не знало, как не знало и различия между правами и обязанностями.

1.2 Причины возникновения права.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. П. История первобытного общества. М., 1990.
  2. С. С. Восхождение к праву. М., 2002.
  3. Н. П. Основные начала Российского частного права: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. М., 2002.
  4. В.С., Бабаев В. К., Баранов В. М., Гранат Н. Л. Теория государства и права. М., 2008.
  5. Г. А. Политология. Учебное пособие. М., 2004.
  6. Г. А. Теория государства и права: учебник. Белгород, 2007.
  7. А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов.М., 2000.
  8. А.Ф., Горбаток Н. А., Кучинский В. А. Общая теория государства и права. Мн., 1999.
  9. Е.А. Идеи правового государства и истории политической мысли // Политология: Курс лекций. М., 1993.
  10. Ю. И. Очерки теории и социологии права. СПб., 1996.
  11. М.И. Юридическая психология. Учебник для вузов. М., 2005.
  12. В. Д. Позитивистская теория права в России. М., 1978.
  13. История политических и правовых учений: хрестоматия. // сост. и ред. Г. А. Борисов. Белгород, 1999.
  14. Д. А. Методологические функции философии права // Государство и право, 1995, № 9.
  15. Лившиц Р.3. Теория права: Учебник. М., 1994.
  16. М.Н. Политическая организация общества. // Вопросы философии. 1997, № 12.
  17. М.Н., Мачин И. Ф. История политических и правовых учений: Учебное пособие. М., 2001.
  18. В. С. Философия права. М., 1997.
  19. , В. С. Сравнительное правоведение в системе юриспруденции. // Государство и право, 2001, № 6.
  20. Общая теория права и государства. // под ред. В. В. Лазарева. М., 2000.
  21. Теория государства и права. Курс лекций. // под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М., 2000.
  22. Теория государства и права: Учебник. // под ред. М. Н. Марченко. М., 2004 г.
  23. Ю.А. Курс сравниельного правоведения. М., 1996.
  24. Ф.Н. Проблемы теории государства и права. Казань, 1987.
  25. А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. М., 2002.
Заполнить форму текущей работой