Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Временная динамика социальных установок в процессе профессиональной адаптации учителя

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Задача нашего исследования — изучить процессы формирования социальных установок, их влияния на профессиональную адаптацию личности в контексте их временной динамики. Опираясь на концепцию социально-психологической и временной компетентности в межличностном взаимодействии (Л. А. Петровская, Ю. М, Жуков, Г. М. Андреева, А. К. Болотова), а также на представление о временной компетентности как… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Социальные установки. Историко-хронологический анализ
    • 1. 1. Социальная установка в трудах зарубежных психологов
    • 1. 2. Изучение социальных установок в отечественной психологической науке
    • 1. 3. Адаптивная функция социальных установок и динамика их формирования
  • ГЛАВА 2. Временной аспект профессиональной адаптации личности
    • 2. 1. Профессиональная адаптация и ее анализ в зарубежной и отечественной психологии
    • 2. 2. Профессиональная адаптация учителя. Критерии адаптированности
    • 2. 3. Временная компетентность и профессиональная адаптация личности
  • ГЛАВА 3. Методы, организация и анализ эмпирического исследования
    • 3. 1. Гипотеза, цели и задачи исследования
    • 3. 2. Этапы и методы проведения исследования
    • 3. 3. Анализ и обсуждение результатов исследования

Временная динамика социальных установок в процессе профессиональной адаптации учителя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Адаптация человека и сегодня остается одной из наиболее актуальных медико-биологических, социальных, психологических и других гуманитарных проблем, что обусловлено многими факторами. Прежде всего, необходимо выделить многообразные столкновения человеческого организма с количественными и качественными изменениями окружающей среды. На протяжении всего онтогенеза человек проходит ряд этапов социальной адаптации, каждый из которых заключает в себе множество особенностей и различных требований.

В условиях постоянно меняющейся социально-экономической обстановки, человек вынужден постоянно и быстро приспосабливаться к новым видам деятельности, а так же к постоянно меняющимся условиям своего профессионального сообщества. Зачастую успех в профессии обусловлен особенностями протекания адаптационного процесса в профессиональной среде. Профессиональная адаптация предполагает овладение определенными знаниями и умениями в рамках данной профессии, осознание ее мотивов и целей, сближение ориентиров человека и профессиональной группы.

Профессиональные установки являются основным аспектом общих жизненных установок и ценностей. Существует взаимосвязь процессов адаптации личности к группе, в данном случае к профессиональной общности, и формирования у данной личности социальных установок и стереотипов, присущих данной группе.

Учитель, занимаясь развитием личности ребенка в процессе обучения не должен забывать, что он сам является постоянно развивающейся личностью. На протяжении своего жизненного и профессионального пути педагог является субъектом процесса профессиональной адаптации и процесса формирования социальных установок. Определить временную динамику этих процессов, детерминирующую роль времени в их протекании представляется чрезвычайно актуальной проблемой на сегодняшний день.

Целью профессионального пути личности выступает достижение компетентности. Компетентность в современном обществе выступает новой ценностью. Частью этой общей и профессиональной компетентности личности является временная компетентность.

Теоретическая основа исследования.

В отечественной психологической литературе сложилось представление о профессиональном самоопределении личности как о процессе, который не заканчивается с получением диплома об образовании, а только начинается (А. К. Маркова, М. А. Дмитриева, Ф. Б. Березин). Рассогласование прошлого опыта человека с новым социальным сигналом диктует необходимость выработки им адекватных объектам социальной среды и своим индивидуальным особенностям способов поведения и деятельности, т. е. адаптации личности.

Профессиональную адаптацию принято рассматривать как один из этапов социализации личности в целом. Существует представление о социализации как о двустороннем процессе, включающем в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, а с другой стороны, -активное воспроизводство социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду (Г. М. Андреева). Таким образом, профессиональная адаптация понимается как, с одной стороны, процесс вхождения индивида в профессиональную среду, усвоения профессионального опыта, овладения стандартами и ценностями профессионального сообщества, а с другой стороны, — процесс активной реализации накапливаемого профессионального опыта, в котором различные типы адаптивного поведения проявляются не как слепое подчинение внешним требованиям, а как выбор оптимального поведенческого решения, предполагающего непрерывное профессиональное саморазвитие (А. К. Маркова, В. Д. Шадриков).

Теоретической основой нашего исследования служит представление о том, что профессиональная адаптация имеет активный характер, т. к. человек не только приспосабливается к профессии, но и профессию приспосабливает к себе, творчески преобразовывает ее опыт (А. К. Маркова). А так же тезис об адаптированности как о динамическом равновесии в системе «человек — профессиональная среда» (Ф. Б. Березин).

Формирование социальных установок — центральный механизм социально-психологической адаптации, включая формирование установки к определенной профессиональной деятельности и различным ее сторонам (условиям протекания, характеру, специализации и т. д.). Социальная деятельность, как и всякая другая активность, так же начинается с готовности, установки, в которой наряду со всеми другими, отражены и социальные стремления, цели, требования, ожидания.

В области представлений о феномене социальной установки мы опираемся на исследования П. Н. Шихирева, Ш. А. Надирашвили и др., согласно которым установка, определяющая социальное поведение и представляющая собой его психологическую основу, является социальной установкой, так как в ее формировании, наряду с другими факторами, участвуют факторы социальные.

В настоящем исследовании процессы формирования социальных установок и профессиональной адаптации личности рассматриваются в контексте их временной динамики. Основой профессионального становления личности выступает достижение профессиональной компетентности.

Задача нашего исследования — изучить процессы формирования социальных установок, их влияния на профессиональную адаптацию личности в контексте их временной динамики. Опираясь на концепцию социально-психологической и временной компетентности в межличностном взаимодействии (Л. А. Петровская, Ю. М, Жуков, Г. М. Андреева, А. К. Болотова), а также на представление о временной компетентности как составной части профессиональной компетентности, мы рассматриваем временной фактор как один из показателей адаптированности личности педагога к своей профессии. В этой связи временной фактор выступает важнейшей детерминантой становления и развития личности, одной из составляющих регуляционных возможностей человека, определяющих его успешную социализацию, включенность в деятельность и профессиональную адаптацию.

Методологической основой настоящего исследования выступают принципы личностного подхода в изучении жизненного пути личности, заложенные в отечественной психологии С. Л. Рубинштейном и развиваемого К. А. Абульхановой-Славской, подчеркивающей творческий характер профессионального самоопределения личности и построения стратегии жизни. В своей работе мы ориентировались также на системный подход (В. Д. Шадриков), основанный на идее о том, что процесс овладения профессиональной деятельностью происходит первоначально в сжатом виде, а впоследствии разворачивается в своей системе.

В своей работе мы ориентировались также на системный подход (Б. Ф. Ломов, В. Д. Шадриков), основанный на идее о том, что процесс овладения профессиональной деятельностью происходит первоначально в сжатом виде, а впоследствии разворачивается в пространственно-временном континууме, а также на идею гетерохронности развития профессионально-важных качеств (В. Д. Шадриков). В нашем исследовании принцип гетерохронности рассматривается в аспекте разновременного развития различных содержательных компонентов социальных установок педагогов.

Цель настоящей работы состоит в изучении временной динамики социальных установок и их содержательных компонентов в процессе профессиональной адаптации учителей.

Объектом исследования является процесс формирования и изменения социальных установок на различных этапах профессиональной адаптации учителя.

Гипотезы исследования.

1. Временная динамика развития и изменения социальных установок в процессе профессиональной адаптации педагогов определяется содержанием и длительностью различных периодов профессиональной адаптации.

2. Процесс профессиональной адаптации педагогов обуславливается изменением содержательных компонентов социальных установок на различных ее этапах в направлении доминирования собственно профессиональных установок над внепрофессиональными.

3. Системообразующую роль в развитии социальных установок в процессе профессиональной адаптации играет временная компетентность педагогов. Адекватность временных представлений и временных перспектив выступает одним из критериев профессиональной адаптированности педагогов.

Задачи исследования:

1) Провести историко-хронологический анализ научной литературы по проблеме изучения социальных установок и профессиональной адаптации личности.

2) Изучить временную динамику и временные этапы формирования и изменения содержательных компонентов социальных установок педагогов.

3) Выявить влияние временной компетентности на развитие содержательных компонентов социальных установок в ходе профессиональной адаптации педагогов.

Методы исследования.

Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы: историко-хронологический анализ литературы по проблематике исследования, методы наблюдения и опроса, элементы частотно-конфигурального анализа.

Запросу оценки такого критерия адаптированности как удовлетворенность профессионала отвечает Анкета степени удовлетворенности профессией (И. В. Журин, Е. П. Ильин). Целям изучения компетентности во времени отвечает одна из базовых шкал (шкала компетентности во времени) Самоактуализационного теста (CAT) Э. Шостpo.ua в модификации Л. Я. Гозмана и др. Для оценки общей социально-психологической адаптированности педагогов, его эмоционального состояния, направленности личности мы использовали Методику диагностики социально-психологической адаптации К. Род: мсерса и Р. Даймонда (СПА). Профессиональные установки педагогов изучались с помощью Опросника профессиональных установок педагогов (Д. М. Багд. ж'/онене, в модификации Г. О. Машиной).

Достоверность и надежность полученных результатов исследования обеспечивается использованием валидного психодиагностического инструментария, отвечающего целям и задачам исследования, математико-статистической обработкой эмпирических данных, включая качественные и количественные методы (коэффициент корреляции Пирсона, критерий Стьюдента, анализ распределения Гаусса, элементы частотно-конфигурального анализа и др.).

Новизна исследования заключается в изучении влияния временного аспекта развития социальных установок на процесс профессиональной адаптации учителей. В работе значительно расширены временные параметры исследования адаптационного процесса по сравнению с традиционно выделяющимися, вплоть до полного охвата всей педагогической деятельности, включая подготовку к профессии, начальный адаптационный период, период стабилизации в профессии, а также возможные периоды дезадаптации и вторичной адаптации. Кроме того, выявлено определяющее влияние временной компетентности, временных представлений личности на процессы развития социальных установок и профессиональной адаптации педагогов.

Практическая значимость. Результаты данного диссертационного исследования можно использовать в подготовке будущих педагогов, а также в работе школьных психологов и психологов-консультантов. Полученные данные можно использовать в области профориентации и профессионального консультирования в центрах занятости, а так же при разработке адаптационных программ и тренингов в рамках высшей школы, при подготовке и переподготовке педагогических кадров. Теоретические данные в области временной динамики процессов формирования социальных установок и профессиональной адаптации личности можно использовать в лекционных курсах и семинарских занятиях ВУЗов.

Апробация работы. Полученные в исследовании результаты были представлены на российских и международных научно-практических конференциях «Психолого-педагогические проблемы социальной работы» (Магнитогорск, 2000), «Психология общения 2000: Проблемы и перспективы» (Москва, 2000), «Теория и практика психологии образования» (Смоленск, 2002) и др. Материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедры психологии Московского.

Педагогического Государственного университета, аспирантском объединении кафедры психологии МПГУ.

Положения, выносимые на защиту:

1) Профессиональная адаптация педагогов опосредуется социальными установками личности, содержательное изменение которых наблюдается на различных этапах адаптационного процесса.

2) Временная динамика изменения социальных установок на протяжении всего адаптационного процесса включает целый ряд этапов, отличающихся различным уровнем сформированное&tradeсоциальных установок.

3) На каждом этапе профессиональной адаптации наблюдается изменение содержательной структуры социальных установок педагогов и увеличение социально-психологических структурных составляющих на заключительных этапах адаптационного процесса, а также отмечена тенденция снижения их разнообразия.

4) Успешность профессиональной адаптации зависит от степени развития и изменения содержательных компонентов социальных установок, временной компетентности в целом, адекватности временных представлений и временных перспектив, а также от уровня общей социально-психологической адаптивности личности.

5) Временная компетентность личности как система психологических умений в области овладения адекватными представлениями о временных границах и лимитах организации межличностного взаимодействия обуславливает процесс успешной профессиональной адаптации педагога.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Настоящее исследование посвящено изучению временной динамики социальных установок педагогов в процессе их профессиональной адаптации.

В ходе исследования были изучены социальные установки педагогов с различным стажем профессиональной деятельности и студентов педагогических вузов, проанализирована временная динамика их изменения.

Были также выявлены направления содержательного развития социальных установок педагогов в ходе профессиональной адаптации.

В работе были установлены взаимосвязи между показателями развития социальных установок учителей с различным стажем профессиональной деятельности и показателями их профессиональной адаптированности. Обнаружена сходная временная динамика процессов формирования социальных установок и профессиональной адаптации личности учителя.

Была определена роль временной компетентности в процессах развития социальных установок и профессиональной адаптации педагогов на различных этапах овладения своей профессией.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Сравнение различных групп испытуемых по показателям стажа профессиональной деятельности выявило определенную временную динамику развития социальных установок на протяжении всего адаптационного периода.

2. Временная компетентность, адекватные временные представления и временные ориентиры учителя является системообразующим фактором в процессах развития социальных установок деятельности и профессионального становления.

3. Элементы частотно-конфигурального анализа, позволили выявить значение временной компетентности личности для формирования профессиональной компетентности педагога. Частью этого процесса является и формирование социальных установок личности в ходе профессиональной адаптации.

4. Этапы профессиональной адаптации и развития социальных установок деятельности педагогов имеют сходную временную динамику, обусловленную длительностью педагогической деятельности и изменением содержательных компонентов социальных установок.

5. В исследовании выявилась определенная содержательная динамика в развития социальных установок педагогов. Выявлено два основных направления содержательных изменений, происходящих в установочной системе учителя в процессе социальной и профессиональной адаптации, которые заключаются в смещении их содержания от внепрофессиональной ориентации к собственно профессиональным установкам, а также в сокращении многообразия установок с увеличением стажа профессиональной деятельности.

6. Профессиональная адаптированность учителя не обязательно сопровождается удовлетворенностью своей профессией. Данные нашего исследования показывают, что в педагогической деятельности профессионалы высокого уровня часто бывают неудовлетворены своей профессией. Данное обстоятельство можно объяснить, как мы полагаем, социально-экономическим статусом профессии учителя в современном российском обществе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М. А., Агеев В. С. Анатомия взаимопонимания. — М., 1990.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.
  4. К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2002.
  5. В. С. Психология межгрупповых отношений. М., 1983.
  6. В. С. Механизмы социального восприятия. // «Психологический журнал». М., 1989, № 2.
  7. В. С. Межгрупповое взаимодействие (социально-психологические проблемы). М., 1990.
  8. А. А. Особенности личной адаптации в малых изолированных коллективах: Автореф. канд. дис. Л., 1984.
  9. Г. Практика эффективного использования времени. СПб.: Питер, 2001.
  10. . Г. Человек как предмет познания. Л ., 1968.
  11. А. Психологическое тестирование. М., 1982. В 2-х кн.
  12. Г. М. Актуальные проблемы социальной психологии. М., 19 881. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высшей школы. -М., 1998.
  13. Г. М. Психология социального познания. М., 2000.
  14. Е. Л. Социально-психологические и социально-профессиональные факторы адаптации молодого специалиста в трудовом коллективе. М.: ЦИПК руководящих работников и специалистов металлургии, 1991.
  15. Л. И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования. // Психологический журнал. 1980, № 2. С. 52−66.
  16. М. Психология счастья: Пер с англ. М.: «Прогресс», 1990.
  17. Е. Ю., Стрелков Ю. К. Профессиональная составляющая образа мира. // Мышление и общение. Ярославль, 1998.
  18. А. Г. Деятельность и установка. М., 1979.
  19. А. Г. Психология личности. М., 1990.
  20. А. Г., Ковальчук М. А. О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии. // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 1977.
  21. Н. И. Психологические аспекты первого впечатления о другом человеке у младших школьников. Автореф. дис. М., 1989.
  22. Т. Ю. Управление персоналом. М., 1998
  23. Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М.: Аспект Пресс, 2001.
  24. П. Г., Емельянов Е. Н., Иванов М. А. Социальная психология научного коллектива. М.: Наука, 1987.
  25. Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. -Л.: Наука, 1988.
  26. М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978.
  27. А. А. Восприятие человека человеком. Л., 1965.
  28. А. А. Личность и общение: Избранные психологические труды.- М., 1995.
  29. В. А. Психология профессиональной пригодности. Уч. Пособие.- М.: ПЕР СЭ, 2001.
  30. Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  31. А. К. Психология времени в межличностных отношениях. М. 1997.
  32. С. С. Ценностные ориентации личности как многомерная линейная система. М., «Психологический журнал», 1999, № 5.
  33. Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер Ком, 1999.
  34. В. Г. Психологическая адаптация курсантов в условиях вуза. // Вестник МГУ. 1985, № 27.
  35. Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев, 1988.
  36. Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев, 1994.
  37. Р. М., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб: OMS, 1994.
  38. А. Н., Измайлов Ч. А., Михалевская М. Б. Измерение в психологии. М.: Смысл, 1997.
  39. Э. Феноменология внутреннего сознания времени. М., 1994.
  40. А. А. Психология социальной установки: Экологическая концепция социальной установки. Калининград: Кал. гос. ун-т, 1996.
  41. Т. Г., Тарасов К. Е. Проблемы адаптации и здоровья человека. -М., 1976.
  42. М. А., Крылов А. А., Нафтульев А. И. Психология труда и инженерная психология. М.: ЛГУ, 1979.
  43. А. Б. Общение: наука и искусство. М., 1996.
  44. А. И., Белокрылова Г. М. Профессиональные представления студентов-психологов. М., «Вопросы психологии», 1999, № 2.
  45. А. И., Жуков Ю. М., Петровская Л. А. Введение в практическую социальную психологию. М., 1996.
  46. В. Н. Структура и логика психологического исследования. -М., 1994.
  47. Н. А. Творческая активность педагогической деятельности молодых учителей как фактор профессиональной адаптации. Автореф. канд. дис. М., 1987.
  48. И. А. Адаптация и прогнозирование деятельности. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1991.
  49. Ю. М. Точность и дифференцированность межличностного восприятия. Автореф. дис. М., 1982.
  50. Ю. М., Сосновский Б. А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека. // Вопросы психологии, 1989, № 6.
  51. Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. / Пер с англ. СПб.: Питер Ком, 2000.
  52. В. В. Понимание в познании и общении. М., 1994.
  53. О. И., Кряжева И. К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности. // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979.
  54. В. П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск, 1980.
  55. Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995.
  56. Е. А. Психология профессионала. Психологи Отечества. М.: Воронеж: НПО «Модек», 1996.
  57. В. П., Дружинин В. Н. Мотивационная сфера личности и ее динамика в процессе профессиональной подготовки. // «Психологический журнал», Т. 3, № 6. М., 1982.
  58. Н. В., Оссовский В. Л. Ценности профессиональной деятельности. Киев, 1986.
  59. Краткий психологический словарь. / Под общ. ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. Ростов н/Д., 1998.
  60. А. А. Установки и эталоны межличностного оценивания. (Модель и гипотезы) // Социальная психология личности. / Под ред. Е. В. Шороховой, М. И. Бобневой. М., 1979.
  61. И. К. Социально-психологические факторы адаптации личности. Автореф. канд. дис. М., 1980.
  62. Л. Ю. Личностные особенности организации времени: Автореф. канд. дис. М., 1989
  63. П. С. Адаптация как функция развития личности. Саратов, 1991.
  64. О. Г. Вопросы психологии познания людьми друг друга и общения. Краснодар, 1978.
  65. О. Г. Профессия и познание людей. Р.н.Д., 1981.
  66. С. И. Роль установок личности в восприятии другого человека. Автореф. канд. дис. М., 1984.
  67. Т. А. Адаптация молодых специалистов-инженеров: Автореф. канд. дис. Л ., 1980.
  68. Г. У. Этнические стереотипы в системе межэтнических отношений. Автореф. канд. дис. М., 1985.
  69. В. И. Личность в экстремальных условиях. М., 1989.
  70. А. А. Психология общения. Тарту, 1974.
  71. Г. А. Частотно-конфигуральный анализ (Краткая история создания и развития метода). // Иностранная психология. № С. 56−62.
  72. Э. Э. Психологические аспекты взаимопонимания: Прогнозирование в процессе общения. Л., 1982.
  73. . Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1984.
  74. . Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности. М., 1985.
  75. Д. Социальная психология. / Пер с англ. СПб.: Питер Ком, 1997.
  76. А. К. Психология профессионализма. М., 1996.
  77. А. Г. Мотивация и личность. Пер. с англ. СПб.: Евразия, 1999.
  78. О. Г. Профессиональные установки в деятельности педагогов. Автореф. канд. дис. СПб., 1999.
  79. Межличностное восприятие в группе. / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М., 1.981.
  80. Г. А. Коллективная установка в совместной деятельности при бригадной организации труда. Автореф. канд. дис. М., 1985.
  81. Л. М. Проблемы профессиональной социализации личности. -Кемерово, 1996.
  82. Л. М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.
  83. Д. Тайм менеджмент. М.: Добрая книга, 2001.
  84. Э. Ц. Социально-психологическая адаптация молодых учителей в условиях сельской школы. Автореф. канд. дис. М., 1996.
  85. Р. Г. Распознавание социальных установок через грамматические параметры речи. Автореф. канд. дис. Тбилиси, 1984.
  86. В. Н. Психология отношений. Избр. психол. труды. М. Воронеж: Институт практической психологии, 1995
  87. Ш. А. Понятие установки в общей и социальной психологии. Тбилиси, 1974.
  88. Ш. А. Социальные ориентации личности. // Социальная психология личности. / Под ред. Е. В. Шороховой, М. И. Бобневой. М., 1979.
  89. А. А. Социапьно-психологичесая адаптация личности: (формы, механизмы, стратегии). Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1988.
  90. А. П. Взаимосвязь особенностей личности с характером понимания других людей. Автореф. канд. дис. М., 1989.
  91. В.Г. Темперамент личности и фиксированная установка. -Тбилиси, 1970
  92. Н. Н. Психологическая культура отношений: Методическое пособие. СПб., 1995.
  93. Н. Н. Психология межличностных отношений. Киев, 1990.
  94. Общение и оптимизация совместной деятельности. / Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М., 1987.
  95. С. В. Проблемы социально-психологической и профессиональной адаптации молодых учителей. Автореф. канд. дис. Л., 1978.
  96. С. В. Статистические методы в психологии. Набережные Челны: Институт управления, 2000.
  97. Перспективы социальной психологии. / Пер. с англ. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
  98. Л. А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. М., 1989.
  99. Л. А. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания социально-психологической помощи. // Введение в практическую социальную психологию. / Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. М., 1996.
  100. Л. А. Самоутверждение: Пути истинные и ложные. Беседы психолога. М.: Знание, 1987, № 9.
  101. В. А. Психология неадаптивной активности. М., 1992.
  102. В. И. Время вокруг нас: Психология времени. М.: РОСТ книга, 2002.
  103. . Избранные психологические труды. М., 1969.
  104. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: Издательский дом «Бахрах», 1999.
  105. Проблемы адаптации учителя к профессиональной деятельности. Сб. ст. Ульяновск, 1998.
  106. Профессиональная адаптация молодежи. / Под ред. Н. А. Гуревича. -М., 1969.
  107. Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Ин-т практической психологии. Воронеж: МОДЕК, 1996.
  108. Е. Ю. Факторы самоопределения преподавателей пед.вузов. М., «Вопросы психологии», 1996, № 6.
  109. Психологическая диагностика. / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. М.: Издательство У РАО, 1997.
  110. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. / Под ред. В. А. Бодрова. М., 1991.
  111. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1991.
  112. Психология межличностного познания. / Под ред. А. А. Бодалева. М., 1981.
  113. Психология труда и личности учителя. Сб-к науч. тр. / Под ред. А. И. Щербакова. Л.: ЛГПИ, 1976.1 15. Психология формирования и развития личности. / Под ред. Л. И. Анцыферовой. М.: Наука, 1981.
  114. Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер с англ. М.: «Когито-Центр», 2002.
  115. А. А. К проблеме социальной адаптации личности. // Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. 6, 1995, вып. 3, (№ 1).
  116. В. С., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. -М&bdquo- 1984.
  117. С. Л. Человек и мир. М., 1997.
  118. Е. В. Социальная психология. Курс лекций. М.- Новосибирск, 1997.
  119. В. И. Этика общения. М., 1991.
  120. Н. А. Социальная адаптация личности в трудовом коллективе. Автореф. канд. дис. Л., 1974.
  121. Г. Очерки об адаптационном синдроме. М., 1960.
  122. Г. Стресс без дистресса. Рига, 1992.
  123. Н. К. Личность и время. Л.: Лениздат, 1989.
  124. Е. В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: ООО «Речь», 2001.
  125. А. В. Психологические особенности адаптации студентов в сфере познания и общения в вузе: Автореф. канд. дис. Л., 1985.
  126. Современная личность: социальные представления, мышление, развитие в норме и патологии. М., 2000.
  127. Г. У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998.
  128. Социальная психология и общественная практика. М., 1985.
  129. Т. Г. Социальные стереотипы и межличностные отношения. // Общение и оптимизация совместной деятельности. / Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М., 1987.
  130. Ю. К. Инженерная и профессиональная психология. М.: Издательский центр «Академия" — Высшая школа, 2001.
  131. Теория установки и актуальные проблемы психологии. Тбилиси: Мецниереба, 1990.
  132. Н. Н. Время человеческого бытия. М., 1987
  133. Д. Н. Психологические исследования. М., 1968.
  134. Д. Н. Психология установки. СПб., 2001.
  135. Я. И. Адекватность отражения внешнего облика других людей как условие межличностного понимания. Автореф. канд. дис. -Киев, 1988.
  136. Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб.: Речь, 2000.
  137. В. Психологическая адаптация эмигрантов. СПб.: Речь, 2002.
  138. . И. Восприятие времени и психологическая устойчивость личности. // Психологическая устойчивость профессиональной деятельности. М, — Одесса, 1984.
  139. Г. Я. Влияние фактора «свой» на процесс восприятия и оценки действий человека. Автореф. канд. дис. Тбилиси, 1978.
  140. Д. А. Структурные и функциональные особенности трудовых установок личности. Тбилиси: Мецниереба, 1988.
  141. К. У. Процессы адаптации и реадаптации в структуре профессионализации личности. Автореф. канд. дис. Ярославль, 1996.
  142. Г. М. Функции социальной установки в процессе адаптации личности. Автореф. канд. дис. Ереван, 1989.
  143. В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982.
  144. В. Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1995.
  145. В. Д. Психология деятельности и способности человека. -М., 1996.
  146. Т. Социальная психология. Ростов н/Д., 1998.
  147. П. Н. Социальная установка как предмет социально-психологического исследования. // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976.
  148. П. Н. Современная социальная психология. М., 1999.
  149. Д. Г. Восприятие времени. М., 1960.
  150. В. А. Диспозиционная концепция личности. // Социальная психология. Л., 1979.
  151. В. А. Социальная идентичность личности. М., 1994.
  152. Allan L. The perception of time // Perc. a. Psychophus. 1979 V. 26 p. 340 354.
  153. Anderson J. A. Cognitive psychology and its implication, (third ed.) N.Y., W.H. Freeman, 1990.
  154. Doob L. W. Pattering of Time. N. H. and L.: Vale University Press. 1971
  155. Duck S. W. The personal and interpersonal in construct theory: Social and individual aspects of relationships. London: Academic press 1979 p. 279−297.
  156. Evans R. Gordon Allport: A conversation // Psychology today, 1971, № 4 p. 62−65.
  157. Fraser J. T. On time, passion and knowledge. Braziller. N.Y., Fraser J. T. Lawrence N. Whitrow G. J. The study of time. Vol. 1 3. N.Y., 1978
  158. Lewin K. Field theory and experiment in social psychology: concepts, and methods (1939) // Field Theory in Social Science / Ed. By D. Cartwright, 1963.
  159. Maslow A. Motivation and personality. N.Y., 1954
  160. Nuttin J. R. The future time perspective in human motivation and learning // Acta. Psychologica, 1964. Vol.23 p. 60−82.
  161. Snyder M., Ickes W. Personality and social behavior. In G. Lindzey & E. Aronson (Eds.) Handbook of social psychology (third ed.) Vol. 2 Special Fields and applications, N.Y. 1985.
Заполнить форму текущей работой