Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Институциональная специфика трансформации системы социальной защиты населения в регионе с восстанавливаемой экономикой

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Показано на основе обобщения научных концепций, что декомпозиция трехуровневого института социальной защиты населения требует раскрытия ее мезодетерминанты, имеющей в Чеченской Республике свою специфику, обусловленную особенностями внешней и внутренней институциональных сред социальных рисков проблемного региона (как производной последствий гипертрофированной степени зависимости от экзогенных… Читать ещё >

Содержание

  • 1. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ХАРАКТЕРИСТИКЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ЕЕ РОЛИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ’СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
    • 1. 1. Страховая сущность социальной защиты населения как институционального элемента и атрибута рыночной экономики
    • 1. 2. Институциональный аспект исследования взаимосвязи социальной защиты населения и государственной социальной политики
  • 2. СИСТЕМНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ И МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РФ
    • 2. 1. эволюционно-ретроспективный вектор функционирования института социальной защиты населения в россии
    • 2. 2. институционализация системы социальной защиты населения в контексте макроэкономической динамики

    3 УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ КАК СТАБИЛИЗИРУЮЩЕГО ИНСТРУМЕНТА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА ЭТАПЕ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО РОСТА ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА.

    3.1 формирование управленческого механизма социальной защиты населения Чечни в контексте развития мезоэкономических характеристик государственной социальной политики.

    3.2 Совершенствование деятельности органов социальной защиты населения как фактор социально-экономической стабилизации региона и скорейшего восстановления его разрушенного хозяйства

Институциональная специфика трансформации системы социальной защиты населения в регионе с восстанавливаемой экономикой (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В начале третьего тысячелетия перед человечеством во весь рост встали социальные проблемы, свидетельствующие о наступлении кризисных явлений, которые ставят под угрозу само его существование. Особое беспокойство вызывают экономическая и экологическая ситуации, неравномерность роста народонаселения на планете, нарастающее увеличение нищеты, безработицы, болезней, нарушения в генофонде. Из-за этих опасных тенденций в демографическом плане, явственно ощутимых и в России, прежняя система социальной защиты и социальных услуг населению все чаще дает сбои. Процесс коммунитарной1 глобализации как часть всеобщей глобализации существенно влияет на складывающиеся коммунитарные отношения в пределах национальных общественно-экономических систем.

Вплоть до начала XXI века коммунитарные институты как объект научного исследования сводились к описательству, исключающему междисциплинарный подход. В настоящий момент для отечественных исследователей трансформационных изменений, происходящих в коммунитарной системе России под воздействием коммунитарной глобализации, самым важным вопросом являются следующие: как возникают, изменяются, трансформируются коммунитарные институты, и как развитие этих институтов влияет на состояние всех звеньев коммунитарной системы. Принятие решений по вопросам возникновения, проектирования, импортирования, трансплантирования и ис.

1 КОММУНИТАРНОЕ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО — (community саге) — забота об индивидуумах в рамках общности. Его истоки связаны с выходом в 1963 г. работы «Здоровье и благополучие: развитие коммунитарного попечительства». В Великобритании это направление зародилось в 1982 г. с ряда публикаций, но наибольшее значение имели «Зеленая книга» сэра Роя Гриффитса под названием «Коммунитарное попечительство: программа действий», приведшая к «Белой книге» в 1989 г., названной «Попечительство о людях: коммунитарное попечительство в следующем десятилетии и далее». В 1980;х гг. идеи данного вида попечительства были разработаны правительствами ряда европейских стран в качестве средства обеспечения поддержки возрастающего числа нуждающихся в нем людей. В «Белой книге» коммунитарное попечительство определяется как средство обеспечения «услуг и поддержки, в которых нуждаются люди, столкнувшиеся с проблемами старости, душевных заболеваний, умственного расстройства или физической, чувственной неприспособленности и стремящиеся обрести способность жить по возможности независимо у себя дома либо в „домашних“ общественных учреждениях». Проведение коммуннтарных программ в других странах, в частности, в Швеции, доказало их преимущества в предоставлении нуждающимся людям возможности жить с определенной степенью независимости в обществе.// http://slovari-online.ru/?v=I 15 679. пользования коммунитарных институтов с точки зрения институционализма является артефактом использованных процедур. Институциональные трансформации влекут за собой изменение соответствующей структуры коммуни-тарной системы, формирование новых формальных и неформальных институтов, изменение содержания существующих или расширение сферы действия отдельных, в особенности базовых, институтов.

Основными критериями социально ориентированной экономики должны стать стабильность экономического роста государства, повышение жизненного уровня населения, гарантированная защищенность людей, не занятых в сфере материального производства, товаров и услуг. А это требует создания системы надежно специфицированной социальной защиты населения (далее — СЗН). Формирование этой системы невозможно без прочной экономической основы, в создании которой должно участвовать не только государство, но и общество в целом. Вместе с тем, возрастает роль семьи и каждого конкретного индивида в самообеспечении, укреплении экономической базы для нормальной жизнедеятельности и развития творческого потенциала личности, что становится особенно очевидным в рассмотрении системы социальной защиты населения, прежде всего, в конкретных регионах.

В середине 90-х гг. произошел переход к осознанной и активной федеральной региональной политике. К этому времени регионализм оформился как самостоятельное течение экономической науки в России, возникшее в ответ на напряженный спрос практики экономических реформ. Постепенно складывается парадигма регионализма — концепция регионального саморазвития, которая ориентирована как на более полный учет технологического, ресурсного потенциала регионов, интересов региональных сообществ, так и на сохранение, воспроизводство и развитие человеческого капитала.

Процесс формирования социального рыночного хозяйства возможен на разных уровнях — на национальном и на региональном, так как любые системные изменения на государственном уровне должны иметь адекватное отражение на уровне региона, чтобы все элементы новой системы обладали сходными свойствами и характеристиками. Решение проблемы функционирования и развития системы СЗН как совокупности взаимодействующих региональных подсистем СЗН — актуальная задача.

Следовательно,' особенно важной становится разработка концептуальных основ системы социальной поддержки населения в регионе, так как в каждом регионе страны этот феномен имеет свои качественные и количественные особенности. Особую систему мезоэкономики представляет собой Чеченская Республика в силу совокупности факторов, обусловивших институциональную специфику предшествующего пути развития этого региона. Эта специфика не могла не наложить отпечаток на те проблемы, которые испытывает население этой территории — как нынешнее, так и выехавшее по разным причинам за его пределы в течение последних двух десятилетий. Принимая во внимание, что миграционные потоки именно из этого региона были значительными, и что часть граждан уехала в страны ближнего и дальнего зарубежья, а потом начался процесс возвращения, проблемы оформления пенсий, пособий, социальных льгот и другие вопросы из сферы СЗН для этих групп населения сейчас имеют особую остроту.

С другой стороны, социальная помощь в ее различных вариантах осуществляется за счет федерального и региональных бюджетов на началах софи-нансирования, а финансовая система Чеченской Республики, как ни одна другая региональная финансовая система России, носит экзогенный характер. Поэтому экономическая сторона деятельности региональной подсистемы СЗН в Чечне также нуждается в тщательном научном анализе для выработки действенных рекомендаций по ее совершенствованию.

Вплоть до начала XXI века институты СЗН как объект научного исследования сводились к описательству, исключающему междисциплинарный подход. В настоящий момент для исследователей трансформационных изменений, происходящих в системе СЗН России, самым важным вопросом являются следующие: как возникают, изменяются, трансформируются институты СЗН, и как их развитие влияет на состояние всех звеньев системы СЗН. Институциональные трансформации влекут за собой изменение ранее существовавшей структуры СЗН, проектирование новых формальных институтов, преобразование содержания неконгруэнтных или изменение сферы действия базовых институтов.

Вопрос институционального совершенствования СЗН в региональном аспекте на примере Чеченской Республики оказывается, таким образом, на пересечении нескольких векторов научных интересов, и в силу этого — одной из актуальных, практически и теоретически значимых проблем, стоящих перед специалистами и практиками в области социального и регионального менеджмента.

Степень разработанности темы. Главной проблемой современного периода научных изысканий в отечественной экономической науке можно считать проблему релевантности выработанных мировой экономической мыслью универсальных научных и методологических подходов российской действительности.

Исследование отдельных вопросов совершенствования действующей системы СЗН на протяжении последних десятилетий представлено в научных трудах многих специалистов. В исследованиях Адамчука В., Аникеевой Л., Астрахана Е., Бабкина В., Бобкова В., Бочкаревой В., Бурнашова Р., Волгина Н., Воронина Ю., Гонтмахера Е., Дегтярева Г., Дмитриева М., Захарова М., Захаровой Е., Колесника А., Костина Л., Куликова В., Коржовой Н, Куртиной А., Ланцева М., Люблина Ю., Микульского К., Пешехонова Ю., Пав-люченко В., Ракитского Б., Ржанициной Л., Римашевской Н., Ройка В., Соловьева А., Чернышева С., Шохина А., Яковлева Л., Якушева Л. и др. обоснованы ключевые направления ее реформирования, очерчены методологические подходы к их реализации, экономически обоснованы последствия реализации различных вариантов реформы в конкретных социально-экономических условиях.

Однако весьма широкий круг теоретических и практических вопросов по проблемам определения закономерностей эволюции институтов СЗН остался недостаточно проработанным. Вне поля зрения исследователей оказались адаптационные процессы к институциональным инновациям в российской системе СЗН, не разработана система мер защиты данных процессов, нет четкой стратегии развития институциональной структуры российской системы СЗН и — особенно — ее региональных составляющих.

В предлагаемом диссертационном исследовании институционализм будет использоваться как масштабный фундамент для изучения широкого круга эмпирических проблем, связанных с постепенной адаптацией системы СЗН России и ее чеченской региональной подсистемы к процессам коммунитарной глобализации. В этом плане большим эвристическим потенциалом обладают научные идеи, высказанные такими сторонниками институциональной теории, как Аузан А., Белокрылова О., Вольчик В., Иншаков О., Кирдина С., Коуз. Р., Лебедева Н., Норт Д., Нуреев О., Олейник А., Шаститко А. и др.

Подсистемами социального рыночного хозяйства страны выступают ее региональные составляющие, которые, синтезируясь, собственно и представляют макромодель. Поэтому если социальная ориентация рыночного хозяйства свойственна макроуровню как системе, то и отдельные его подсистемы (регионы) также должны представлять собой региональные социальные рыночные хозяйства, что нашло свое отражение в трудах таких ученых-регионологов, как Дружинин А., Ермоленко А., Кетова Н., Колесников Ю., Мамедов О., Овчинников В., Слепаков С., Тяглов С. и др.

Часть ученых и практиков уже обратилась к анализу социально-экономических проблем Чеченской Республики на этапе восстановления ее экономики и перехода в режим устойчивого эндогенного развития (Джанхотов И., Кадыров Р., Хачукаева Л. и др.), однако создание целостной научно обоснованной характеристики всей совокупности происходящих в этом регионе социально-экономических процессов — пока еще дело будущего. Следовательно, к настоящему времени накопился достаточный научный багаж, позволяющий сделать определенные теоретические выводы об основных тенденциях возрождения социально-экономической сферы Чеченской Республики.

Актуальность и важность теоретического и практического гибридного (основанного на симбиозе различных методолого-теоретических платформ) исследования институциональной трансформации региональной подсистемы СЗН Чеченской Республики и,.как следствие, необходимость адаптации к данным процессам, и ее недостаточная научная разработка определили выбор направления данного исследования.

Цель и задачи. Несомненная актуальность и недостаточная разработанность перечисленных направлений исследования, а также практическая значимость обусловили выбор темы данного исследования, цель которого состоит в том, чтобы выявить институциональную специфику трансформации и обосновать направления дальнейшей модернизации и улучшения экономических параметров системы социальной защиты населения в Чеченской Республике как в регионе с восстанавливаемой экономикой. Поставленная цель потребовала решения следующих задач:

— вычленить и охарактеризовать страховую институциональную сущность социальной защиты населения как атрибута рыночной экономики;

— установить параметры институциональной взаимосвязи социальной защиты населения и государственной социальной политики;

— провести ретроспективно-прогнозный анализ института социальной защиты населения в России для выявления и элиминации нежелательных последствий разнонаправленного воздействия несбалансированности ее институциональных элементов;

— охарактеризовать макроэкономический уровень институционального пространства социальной защиты населения в РФ и выявить наиболее острые проблемы функционирования механизма социальной защиты населения на региональном уровне и варианты их разрешения;

— выявить мезофакторы и исследовать организационно-экономический механизм управления системой социальной защиты населения как стабилизирующего инструмента мезоэкономики Чеченской Республики на этапе восстановительного роста- - обосновать и предложить органам социальной защиты населения Чеченской Республики рекомендации по скорейшему достижению социально-экономической стабильности региона в контексте повышения степени институциональной зрелости мезоэкономических параметров государственной социальной политики. Объектом исследования является региональная система социальной защиты населения в условиях рынка, адаптирующаяся к процессам перехода экономики региона в режим устойчивого экзогенного развития.

Предмет исследования — организационно-экономические отношения, возникающие в процессе осуществления социальной защиты населения Чеченской Республики на этапе восстановления экономики и определения приоритетов и направлений ее совершенствования в контексте повышения степени институциональной зрелости составляющих элементов.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составляют концептуальные исследования в рамках экономической теории, менеджмента, региональной экономики, посвященные проблемам социальной защиты населения в условиях рыночной экономики, представленные в отечественной и зарубежной литературе, реализующие политико-экономический, институциональный и неоклассический подходы к социальной защите населения в условиях рыночной экономики.

Официально-нормативная база исследования. В ходе исследования использованы законодательные и нормативные документы Российской Федерации по вопросам управления социальной защитой населенияофициально-документальные материалы по Чеченской Республике, МЭРТ РФ и МЭРТ Чеченской Республики, Счетной палаты РФ, инструктивные, методические и внутрисистемные нормативно-правовые документы.

Информационно-эмпирическую базу исследования составили собранные и обобщенные автором данные Росстата РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Института социологии РАН, материалы специальных обследований, проведенных отечественными специалистами, данные сети Интернет. Информационные источники, используемые в диссертации, включают в себя документарные источники и ведомственные материалы органов социальной защиты Чеченской Республики, программы социальной поддержки населения в Республикесоциально-демографические данные по составу населенияспециальную литературу по теме исследования и материалы СМИматериалы семинаров, совещаний, «круглых столов» по проблемам, анализируемым в исследовании.

Инструментарно-методический представлен комплексом фундаментальных общенаучных методов научного познания, в частности, теории систем, историзма, единства качественного и количественного анализа, единства исторического и логического, индукции и дедукции, позитивного и нормативного анализа, теории принятия решений, взаимосвязи экономической теории, политики и практики. В процессе обоснования теоретических положений, выводов и рекомендаций использовался инструментарий структурно-функционального, субъектно-объектного, экономико-статистического, социологического и эмпирического методов познания. Системное применение общенаучных и частных методов исследования позволило избежать фрагментарности исследования и обеспечило достаточный уровень надежности полученных соискателем научных результатов.

Соответствие темы диссертации требованиям паспорта специальности ВАК. Работа выполнена в рамках паспорта специальностей 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: региональная экономика: 5.7. Исследование реакций региональных социально-экономических систем на изменение национальных макроэкономических параметров и институциональных условий- 5.15. Региональная социально-экономическая политикаанализ особенностей и эффективности экономической политики на различных уровнях территориальной организации (национальный, крупные экономические районы, субъекты федерации, муниципальный).

Научная новизна диссертационного исследования. В диссертации получены следующие самостоятельные научные результаты, отличающиеся научной новизной, которые обогащают и конкретизируют современное знание об особенностях становления, развития и эффективных способах применения институционального инструментария социальной защиты населения в экономике современной России, и о вариантах комбинации этих инструментов в целях совершенствования социальной защиты населения с учетом специфики мезосистемы хозяйства Чеченской Республики.

Определены посредством применения эволюционной теории институциональные предпосылки возникновения социальной защиты населения: риск наступления страхового события (бедность и ограничение жизнедеятельности) и социальный риск воздействия этих негативных факторов на социальное благополучие как общества, так и каждого конкретного индивида, и историческая перспектива развития взаимоотношений потребителя услуги социального страхования (индивида) с учетом исторических вариаций субъектного состава ее производителей, начиная с единичного страхования от несчастных случаев и завершая образованием единого наднационального страхового пространства, интегрирующего национальные системы социальной защиты на основе коммунитарного социального законодательства и координации национальных систем права в области социальной защиты, что позволяет расширить методологическую и информационную базу повышения эффективности менеджмента в сфере социальной защиты.

2. Доказано с помощью системного подхода, что параметры взаимосвязи социальной защиты населения и государственной социальной политики очерчены социальными особенностями организации современной рыночной экономики с превалированием числа наемных работников и необходимостью страхования геополитических, катастрофических и системных макроэкономических рисков, предупреждения и минимизации негативного воздействия гранд-форсмажора или циклических колебаний (военные действия, массовые стихийные бедствия, безработица и инфляция) на процесс воспроизводства человеческого капитала, что позволило номинировать государственную социальную политику как самый универсальный и мощный макроэкономический инструмент делегированного управления социальными рисками.

3. Выявлены на основе ретроспективно-прогнозного анализа базисные (принципы социального страхования, социального обеспечения и вспомоществования, социальной солидарности), этапные (нарастание степени институциональной зрелости элементов) и функциональные (качественные изменения институционального облика субъектов системы социальной защиты) характеристики рыночной трансформации института социальной защиты населения в России по мере преобразования феномена социального призрения сначала в средство сохранения общественного порядка, а затем — в систему социальной защиты населения, что позволило конкретизировать особенности управления компенсаторной функцией социальной защиты населения в России и ее регионах при переходе к рынку.

4. Установлено посредством структурно-функционального подхода, что рыночная трансформация института социальной защиты как сложного органического единства макро-, мезои микросистем (институты: обязательного социального страхования, государственного социального обеспечениясоциальной самозащиты семьи) с трехканальным формированием страховых фондов за счет взносов работников, работодателей и государства в формате интертемпорального и интерперсонального видов перераспределения обусловливает разноскоростную динамику институционального созревания ее субъектно-объектного состава, что позволяет создавать инструменты устранения институциональной несбалансированности элементов этой макросистемы с учетом особенностей мезоэкономической ситуации и рефлексии на уровне регионов, фирм и домохозяйств.

5. Показано на основе обобщения научных концепций, что декомпозиция трехуровневого института социальной защиты населения требует раскрытия ее мезодетерминанты, имеющей в Чеченской Республике свою специфику, обусловленную особенностями внешней и внутренней институциональных сред социальных рисков проблемного региона (как производной последствий гипертрофированной степени зависимости от экзогенных политико-экономических условий, высокодепрессивности и высокодотационности территории, теневизации экономики, общей низкой территориально-хозяйственной динамики, устойчиво-неблагоприятной локальной экономической конъюнктуры), что позволило обосновать необходимость доработки конкретных форм и методов государственной социальной политики в регионах в части не только финансовой составляющей, но и посредством сглаживания остроты ее региональных различий.

6. Доказана посредством анализа регионального эмпирико-фактологического материала необходимость рационализации использования страховых принципов СЗН в Чеченской Республике (структурных изменений форм СЗН, адресной помощи и порядка ее оказания, льготных выплат и их источниковой базыповышения роли предприятий в управлении еюстимулирования занятости и увеличения доходов граждан, самозанятости и самообеспечения, в том числе с помощью создания условий для развития малого бизнеса и наиболее полного вовлечения домохозяйств в общественное производство через развитие личных подсобных и фермерских хозяйств и этно-экономики, создания условий для максимального вовлечения населения в процесс совершенствования функционирования мезосистемы социальной защиты) по мере передачи государству роли доминантного регулятора и центрального арбитра и развития в Чеченской Республике институтов гражданского общества, что позволило выработать ряд практических предложений по повышению транспарентности и результативности работы органов СЗН в регионе, в т. ч. создание условий для беспрепятственного функционирования различных видов самоуправляемых социальных институтов, в которых ключевую роль играют работодатели и работники: социальное страхование, кооперативы, общества потребителей и др.

Теоретическая и практическая значимость работы выражается в том, что проведенный анализ институциональной специфики системы социальной защиты населения Чеченской Республики имеет прямое отношение к социально-управленческой практике в регионе и дает возможность уточнить целый ряд положений институциональной основы регулирования СЗН и формирования механизмов, обеспечивающих ее высокую эффективность на микро-, мезои макроуровнях.

Результаты проведенного анализа позволяют уточнить понятие социальной эффективности в программной части деятельности региональных государственных социальных служб, выявить главные направления повышения социально-экономической эффективности р! аботы органов СЗН.

Разработанные в диссертации положения и выводы могут служить теоретической базой для дальнейших исследований актуальных проблем развития и становления системы СЗН и разработки теоретико-методологических основ целевых программных документов по вопросам совершенствования СЗНсоставлении учебных и рабочих программ по дисциплинам «Региональная экономика», «Экономика социальной сферы», при разработке спецкурсов, читаемых для студентов в высших образовательных учреждениях, для слушателей системы профессиональной переподготовки руководителей и специалистов региональных и территориальных учреждений СЗН и др.

Апробация результатов исследования. Работа выполнена на кафедре экономики и менеджмента Кисловодского института экономики и права.

Основные концептуально-теоретические положения и выводы, а также прикладные рекомендации диссертационного исследования нашли отражение в докладах и выступлениях автора и получили положительную оценку на Первом международном научном форуме «Толерантное пространство современности: экономика — право — мораль» (Кисловодск, 2008 г.), а также на региональных научно-практических конференциях Грозненского государственного нефтяного института им. акад. М. Д. Миллионщикова «Современное образование: проблемы и новации» (2007;2008 гг.), «Возрождение и перспективы развития нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности Чеченской Республики» (Туапсе, 2008 г.) и научно-методологических семинарах Кисловодского института экономики и права «Методология системных исследований в гуманитарных отраслях знаний» (2006;2008 гг.).

Результаты исследования апробированы, внедрены и нашли применение в учебных программах и в методическом оснащении учебного процесса при преподавании ряда учебных курсов на факультете управления Грозненского государственного нефтяного института им. акад. М. Д. Миллионщикова, что подтверждается справками о внедрении.

Ряд положений диссертационного исследования был использован при разработке мероприятий по организации социальной адаптации нуждающегося в различных формах социальной защиты населения в системе учреждений СЗН Чеченской Республики, что нашло подтверждение в соответствующих документах.

Публикации. Основные положения диссертационного исследования отражены в 5 опубликованных работах автора общим объемом 2,22 печатных листа.

Структура диссертационной работы. Тема работы и внутренняя логика исследования определили структуру диссертации. Она состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ процесса институциональной трансформации системы СЗН и изучение внешних и внутренних факторов минимизации социального риска и вариантов их делегирования их управления различным государственным органам позволил выявить функциональный и организационно-процессный аспекты повышения эффективности действующего организационно-экономического механизма института социальной защиты населения и обосновать ее концептуальную модель для Чеченской Республики, а также сделать следующие выводы.

С началом формирования рыночных основ российской экономики резко возросла социальная рискогенность внутренней и внешней среды функционирования всех экономических субъектов, что необходимо потребовало поиска эффективных механизмов управления социальными рисками. Достижение поставленной цели дает возможность не только трансформировать российское общество к нарастающему потоку перемен, но и обеспечить устойчивое и поступательное развития всей российской экономики в целом.

В работе рассмотрены модели и специфика института социальной защиты населения в системе государственной социальной политики и ее сущностные характеристики, при этом выделено, что современный этап трансформации института социальной защиты носит связанный с неоднозначностью и отсутствием системности проводимых преобразований противоречивый характер, как с точки зрения объекта управления, субъектов социальной помощи, так и различных видов льготных выплат и источников их финансирования. В результате институт социальной защиты сталкивается с решением задач, нередко прямо противоположных, принципиально новых.

Реализация экономических и социальных функций государства требует учета сущностных характеристик динамично развивающегося, многовариантного и многоцелевого процесса, имеющего определенный набор унифицированных по назначению и специфических по уровню исполнения управленческих решений системной трансформации института социальной защиты.

Системная трансформация, в отличие от структурного реформирования, отражает институциональные преобразования инструментов и механизмов управления в сфере социальной защиты с учетом изменений объектно-субъектного состава СЗН, структуры социальных выплат, источников и уровней их финансирования.

Диссертационная работа строится на признании института социальной защиты сложной социально-экономической системой, которая характеризуется возможностью ее функциональной и процессной по разным целевым основаниям трансформации и выявлением концептуальных подсистем под воздействием внутренних и внешних факторов социально-экономической рискогенности, управление которыми требует создания условии для расширенного воспроизводства и реализации общественных потребностей всех членов общества и поддержания устойчивого баланса интересов всех экономических субъектов.

В работе раскрыта эволюция института СЗН и показано, что в результате эволюционных изменений института социальной защиты в нем сосуществуют, как элементы социалистической системы (особенно в образовании, здравоохранении и культуре), так и рыночные новации (проверка нуждаемости, попытка введения страховых начал в пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание, ЕСН).

В работе проанализированы в качестве объекта государственной политики социальные риски, дано расширенное понимание их природы и специфики в качестве объекта государственного регулирования, проявляющиеся в их дуальной природе, которая определяется целенаправленным влиянием на качество жизни населения и социальную безопасность.

Формирование внешних факторов социальных рисков обусловливается направленностью государственной социальной политики на изменение качества жизни населения, уровнем социально-экономического развития, охватывает проблемы организационной декомпозиции по разным целевым основаниям (таким, как политическим, правовым, техническим, информационным) при оптимизации процессов управления в социальной сфере. Формирование внутренних факторов социальных рисков, в свою очередь, предопределяется сущностными характеристиками домохозяйства как составной части социально-экономического воздействия государства в качестве экономического субъекта.

Процессы системной трансформации института социальной защиты сопровождаются возникновением косвенных и прямых эффектов реформирования в социальной сфере. Косвенные трансформационные эффекты отражают процессную трансформацию института социальной защиты в результате влияния внутренних взаимосвязей социальных льгот и форм защиты населения на уровень его благосостояния, в свою очередь, прямые трансформационные эффекты связаны с функциональной трансформацией института социальной защиты.

Социальная сфера, безусловно, зависит от уровня экономического развития государства. Поэтому для измерения эффективности ее функционирования применяют следующие экономические показатели: доходы, покупательная способность, прожиточный минимум, уровень безработицы и ряд других. Рассмотрев их ¦ динамику, можно сделать вывод, что в настоящее время социальная политика государства не обеспечивает достойный уровень жизни населения. Совокупные расходы на материальное потребление населения страны составляют всего около 30% ВВП, что в два раза меньше, чем в развитых странах, где работники в состоянии отчислять из своей заработной платы страховые взносы. В итоге их финансовые ресурсы позволяют устанавливать высокие размеры пенсий и пособий, и система льгот в этих странах используется в крайне ограниченных масштабах.

В нашей же стране важной составной частью политики формирования доходов населения являются законодательно закрепленные льготы.

К концу 2004 г. в России сложилось многообразие различных видов и форм социальной поддержки. Большое количество льгот привело к непомерной нагрузке на федеральный и местные бюджеты. Поэтому в настоящее время центральным вопросом реформирования системы социальной защиты населения становится модернизация системы льгот.

С отменой льгот без соответствующего роста зарплаты и пенсий для многих граждан увеличивается вероятность стать клиентами социальных служб. Это приведет к увеличению потребности в средствах государства на выплаты адресного пособия по бедности. Вряд ли в ближайшее время можно рассчитывать на столь значительные поступления в бюджет.

Поэтому упорядочение и отмена нынешних социальных льгот возможны исключительно параллельно или лучше даже одновременно с существенным повышением основных доходов населения — оплаты труда и пенсий.

В работе показаны проблемы, возникающие при переходе к адресному принципу оказания социальной помощи, и сделан вывод о том, что механизмы, призванные обеспечить адресность социальной помощи, должны варьироваться в зависимости от бюджетных возможностей территории, структуры уровня жизни, особенностей занятости населения и местных традиций, в региональном разрезе.

Также проведен анализ инструментов процессной трансформации института социальной защиты населения и мезоэкономических механизмов.

Проблему повышения эффективности социальной защиты необходимо решать путем совершенствования ее организационно-экономического механизма.

Поскольку возникает проблема возрастающей роли государственных социальных программ в формировании потребления общественных благ, системная оценка трансформации института социальной защиты требует раскрытия ее региональной детерминанты. Это вызывает необходимость учета широкого спектра инструментов оптимизации ее организационноэкономического механизма и корректировки государственной социальной политики, не только ее финансовой, но и региональной составляющей.

Информационная разобщенность, использование собственных систем классификации и терминов, самостоятельность разработок, направленность на решение «узких» отраслевых и ведомственных задач не позволяют говорить о существовании единой информационной системы социальной помощи в Чеченской Республике. Необходимо создать новые программные комплексы с целью формирования в республике единого реестра обратившихся в органы социальной защиты граждан.

В работе дана процессная характеристика системы социального обслуживания населения и предложены рекомендации по выработке основных направлений совершенствования механизмаработы социальных служб Чеченской Республики предполагают введение мониторинга, который ориентирует на усиление ответственности за неэффективное использование ресурсов и стимулирует постоянное совершенствование всей системы социальной защиты.

Государственная система служб не может охватить всех нуждающихся в тех или иных видах услуг, а также обеспечить качественное обслуживание в условиях существования монополии на этот вид деятельности. В связи с этим актуальной становится задача развития рынка социальных услуг, отказ от финансирования учреждений по фактуих наличия и переход к финансированию подушевой стоимости оказания услуг. Важным шагом в реализации этой задачи должно стать развитие платных социальных услуг Развитие маркетинга в деятельности социальных служб также является проблемой, которая становится все более актуальной в российском обществе и требует всестороннего исследования, так как является неизученной темой.

Улучшить качество социального обслуживания, а значит, и повысить эффективность работы социальных служб, позволит проведение некоторых мероприятий, предложенных в работе.

В частности: необходимо принять возможные меры по сохранению и дальнейшему развитию сети стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидовнеобходимо также внедрять новые формы и методы работы нестационарных учрежденийпривлечение средств и недвижимости самих клиентов для обеспечения более или менее приемлемого уровня их жизни — это' перспективная форма социального обслуживания, которую также необходимо внедрятьнеобходимо развивать систему мотивации для повышения заинтересованности работников социальных служб в достижении положительных результатов своего труда.

Существует одна глобальная закономерность, которую подчеркивают все исследователи проблем социальной защиты: чем успешнее экономика страны, тем более эффективна социальная защита населения. Следовательно, первоочередные рекомендации по усилению социальной защищенности граждан связаны, прежде всего, с мерами по общему экономическому оздоровлению страны. На региональном уровне выявлены негативные последствия рыночных преобразований в СЗН проблемном регионе — социальные деформации, заключающиеся в падении уровня жизни, социальной незащищенности, низком уровне развития отраслей социальной сферы, которые являются главным фактором, сдерживающим и ограничивающим трансформационные процессы в экономике региона.

По мнению соискателя, императивом вышесказанного при решении проблем социальной поддержки населения Чеченской Республики будут актуальны следующие мероприятия по степени их приоритетности:

На 1-м месте должны стоять мероприятия по повышению минимальных социальных гарантий в сфере оплаты труда и обеспечению занятости населенияна 2-м месте — мероприятия по расширению возможностей для бедных семей получения дополнительных доходов за счет индивидуальной трудовой деятельности, реализации различных более или менее простых услуг, мелкого предпринимательства, личного подсобного хозяйствана 3-м местемероприятия по снижению неравенства доходов за счет социальных трансфертов и повышения минимальных гарантий в сфере социального обеспеченияна 4-м месте — развитие низовой работы, связанной с оказанием адресной социальной помощи особо нуждающимся в социальной защите гражданам или семьямна 5-м месте — расширение возможностей социального страхования и повышение привлекательности социального страхования для населения, работодателей и бизнеса.

Если обратиться к анализу регионального эмпирико-фактологического материала по современному состоянию социальной защиты населения в Чеченской Республике, то необходимость рационализации использования страховых принципов для эффективного применения инструментов социальной защиты становится очевидной. На основе такого вывода можно выработать ряд практических предложений по структурным изменениям форм социальной защиты, адресной помощи, порядка ее предоставления, льготных выплат и их источниковой базы, а также по трансформации роли органов социальной защиты населения в управлении системой социальной защиты населения в Чеченской Республикеповышению роли предприятий в управлении еюизменениям в мезоструктуре социальных службразвитию институтов гражданского общества и созданию условий для максимального вовлечения населения в процесс управления мезосистемой социальной защитыстимулированию занятости и увеличению доходов граждан, самозанятости и самообеспечению, в том числе с помощью создания условий для развития малого бизнеса и наиболее полного вовлечения домохозяйств в общественное производство через развитие личных подсобных и фермерских хозяйств и этноэко-номики.

Следовательно, в данной работе представлены научные результаты, которые обогащают и конкретизируют современное знание об особенностях институционального становления, развития и эффективных способах применения инструментария социальной защиты населения в экономике современной России, и комбинации этих инструментов на региональном уровне на примере особой мезоэкономической системы — Чеченской Республики.

Таким образом, в работе обобщена теоретико-методологическая база исследования системной трансформации на основе различных методологических подходов, позволившая показать объективную природу системы социальной защиты как формы распределения и перераспределения обществен-: ных благ, используемого государством и его звеньями, а так же другими экономическими субъектами в целях повышения качества жизни населения на основе делегированного управления социальными рисками для обеспечения устойчивых условий расширенного воспроизводства общественных потребностей всех членов общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М., 1997.
  2. Гражданский кодекс. РФ. М. 1995
  3. Федеральный закон № 122-ФЗ от 02.08.95 «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»
  4. Федеральный закон № 195-ФЗ от 10.12.95 «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»
  5. Федеральный закон № 178-ФЗ. от 17.07.99' «О государственной социальной помощи»
  6. Федеральный закон от 16.07.99 «Об основах обязательного социального страхования»
  7. Федеральный закон № 5-ФЗ от 12.01.95 «О ветеранах»
  8. Федеральный закон № 181-ФЗ от 24.11.95 «О социальной защите инвалидов в РФ»
  9. Закон Чеченской Республики № 19-РЗ от 05.03.05 «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий»
  10. Закон Чеченской Республики № 161 от 10.11.96 «О социальном обслуживании населения в Чеченской Республики»
  11. А.П. Риск и его роль в общественной жизни. М., 1989.
  12. Г. Распорядитель для «длинных» денег// Социальная18.защита. Пенсионное обеспечение. 2003. — № 2.
  13. B.C. Право социального обеспечения в СССР М., 1974.
  14. Антология социальной работы: В 5 т. / Сост. М. В. Фирсов. М: Сва-рогь — НВФ СПТ, 1994.
  15. Н. Север Европы: эволюция социального государства // Человек и труд. 2006. — № 7.
  16. JI. Система социальной защиты действует и реформируется // Человек и труд. -1996. № 1.
  17. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2005.
  18. JI. Социальные обязательства государства: гарантии и реалии // Человек и труд. 2002. — № 1.
  19. В.Н. Проблемы оценки уровня жизни населения в современной России. М.: Всероссийский центр уровня жизни Министерства труда РФ, 1995.
  20. В.В. Служба защиты прав человека и гражданина. Мировой опыт. М.: Изд-во БЕК, 2006.
  21. Е.В. Социальная безопасность: проблемы информационного и организационного обеспечения // Факт. 2007 -№ 5.
  22. Р. Теория регуляции: критический анализ. М.: Наука для общества, РГГУ, 1997.
  23. Бугрова 0. Социальные программы для пенсионеров // Социальная защита. Социономия. 2003. — № 6.
  24. А. Теория социально-экономических трансформаций. М., 2005.
  25. М.О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики. Теоретико-правовой аспект. М.: Проспект, 2002.
  26. Э. Лиссабонский табель успеваемости. Как продвигаются экономические преобразования в Европе. М., 2004.
  27. Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984. — С.200−201.
  28. H.A. Социальное страхование в доступном изложении // Вопросы труда. М., 1927.
  29. Н. Добровольно или по принуждению? // Социальная защита. -2003 .-№ 3.
  30. П.П. Социально-правовая защита конституционных прав и свобод граждан (Теория и практика). СПб., 1998.
  31. О.Н. Риск как экономическая категория // Вестник СПбГУ сер.5. 1993.-Вып. 1.
  32. ЗЗ.Гонтмахер Е., Трубин В. Эволюция системы социальной поддержки населения // Общество и Экономика. 2005. — № 9−10.
  33. В.М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения. М., 1999.
  34. О. ЕСН: вариант модернизации // Человек и труд. 2003 -№ 3.
  35. JI.B. Теоретические основы социального" страхования. М, 1926.
  36. А. Классификация рисков// Риск. 1996. — № 6
  37. А. Пенсионный оборотный налог альтернатива принятому варианту реформирования пенсионной системы // Человек и труд. -2005. -№ 3.
  38. Исторический опыт социальной работы в России. М., 1994.
  39. С. Социальное государство: эволюция и этапы становления // Человек и труд. 2002. — № 10″.
  40. С. Социальные права и их реализация // Человек и труд. -2003 .-№ 8.
  41. Калашников. Формирование социальных функций государства и их периодизация // Человек и труд. 4 — № 9.
  42. РИ. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации: Автореф. дис. д-ра экон. наук. М, 2003.
  43. O.F. Проблемы классификации рисков в деятельности предприятия. М., 2001.
  44. В.И. Социальная трансформация как предмет философского анализа: Автореф. дис. д-ра фил. наук. М., 2000.
  45. Г. Социальная защита: вчера, сегодня, завтра // Социальное обеспечение. 20 023. — № 1.
  46. P.M. Управление хозяйственным риском. М., 2002.
  47. Г. Б., Тамбовцев B.JL, Качалов P.M. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. -М., 2003
  48. П. Социальное рыночное хозяйство и разновидности капитализма // Социальное рыночное хозяйство. Теория и этика экономического порядка в России и Германии. СПб. — 1999.
  49. Концепция развития социального обслуживания населения в Российской Федерации // Организация социального обслуживания населения: Сб. нормативных актов. М., 1994.
  50. A.M. Концептуальные основы региональной социальной политики. Предпринт. Екатеринбург: УрО РАН, 2002.
  51. В.М. Актуальные проблемы реформирования системы льгот, гарантий и компенсаций, предоставляемых военнослужащим и членам их семей // Право в Вооружённых Силах. 2005, — № 8.
  52. А.Н. Теоретические основы национальной модели социальной защиты населения в условиях трансформации экономической системы: Автореф дис. канд. экон. наук. СПбГУЭФ, 2001.
  53. Н.В. О едином социальном налоге // Налоговый вестник. -2000. № 10.
  54. Н. Кочетов А. Благотворительность и социальная защита: историческая преемственность // Власть. 2003. — № 1
  55. М. Г. Шаршукова Л.Г. Риски в предпринимательской деятельности. М., 2006.
  56. О.И., Мечитов, А Я. Методологические проблемьъ анализа риска и безопасности использования новых технологий // Системные исследования. Методологические проблемы. М.: Наука, 1998.
  57. Льготы и компенсации для жертв политических репрессий // Библиотечка «Российской газеты». 2005. — Вып.4.
  58. Н.В., Несмеянова М. И. Социальная защита детства: концептуальный подход // Социологические исследования. 1991. -№ 4.
  59. А. Системная трансформация и реалии постсоциалистического мира. М., 2004.
  60. Е.Е. Право социального обеспечения в условиях рыночной экономики: теория и практика правового регулирования: Автореф. дис. доктора юрид. наук. М., 2002.
  61. Е.Е. Социальный риск как объективная основа социального обеспечения // Вестник Московского университета. Сер. 11, Право. -1999.-№ 1.
  62. В.П., Холостова Е. И. История социальной работы в России: Учебное пособие. М., 2004.
  63. Менеджмент социальной работы / под ред. Е. И. Комарова, А.И. Вой-тенко. -М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1999.
  64. Т. Пенсионное обеспечение госслужащих: право и социальная справедливость // Человек и труд. 2003. — № 10.
  65. С. Компенсация морального вреда пострадавшим от судеб-но-следственных ошибок // Российская юстиция. 2002. — № 10.
  66. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997.
  67. Д. Институциональные изменения: рамки анализа // Вопросы экономики. 1997 — № 3
  68. Основы социальной работы. М.: Инфра, 2003.
  69. П.Д. Краткий словарь по социологии. М., 2001.81 .Павлова Н. Концептуальные подходы по обеспечению прав ребенка на региональном уровне // Социальное обеспечение. 2001. — № б.
  70. Й. Североевропейская модель и модернизация социальной защиты в Европе. М.} 1999.
  71. Т.С., Червякова Г. А. Экономические основы социальной работы: Учеб. пособие для студентов вузов. М'., 1999.
  72. С. Плата за проживание // Социальная защита. Социономия. -2003.-№ 3.
  73. Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М., 1992
  74. Полтерович В. М Институциональные ловушки и экономические реформы // Экономика и математические методы. 1999. — Т.35. — № 2.
  75. В.М. Трансплантация институтов // Экономическая наука современной России. 2001. — № 3.
  76. .Н. Концепция риска, который никогда не равен нулю // Энергия. 1989.
  77. .Н. Управление в чрезвычайных ситуациях: анализ методологии и проблемы организации: Автореф. дис. д-ра эконом, наук. -М.: ВНИИСИ, 1990.
  78. Л.А. Возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями правоохранительных органов. М.: Городец, 1997.
  79. О. Три десятилетия исследования риска: достижения и новые горизонты // Вопросы анализа риска. 1999. — Т. 1. — № 1.
  80. В.Д. Профессиональные риски: М., 2004.
  81. В.Д. Реформа льгот не снимает с повестки дня вопрос о модернизации системы доходов населения // Человек и труд. 2004. -№ 9.
  82. В.Д. Социальная защита содержание понятия // Человек и труд. -2001.-№ 1.
  83. В.Д. Социальная защита работника в процессе труда: проблемы теории и практики: Автореф. дис. доктора экон. наук. М., 1994.
  84. В.Д. Социальный налог и социальное страхование- борьба идеологий переходит в практическую плоскость // Пенсия. 2000. -№ 6−7.
  85. В.Д. Эволюция форм социальной защиты в России // Человек и труд.-2004.-№ 10.
  86. Рубинштейн, А .Я.,' Гринберг P.C. Трудности рыночной адаптации: цены, доходы, социальная защита // Общественные науки и современность. 1992. — № 5.
  87. Т. Обслуживание специализированное // Социальное обеспечение. — 1998. — № 4.
  88. А. Уровень гарантий по международным стандартам // Социальная защита. Социономия. 2003. — № 3.
  89. Словарь-справочник по социальной работе / под ред. проф. Е. И'. Холостовой. М., 1997.
  90. Смирнов С. Н! Социальная политика переходного периода: от ужаса к комедии. М: Компания Спутник, 2004.
  91. Современная Европа. 2001. — № 1. — С. 115.
  92. Социальная геронтология: современные исследования. М.: ИНИОН, 1994.
  93. Социальная политика: Учебник / под общ. ред. H.A. Волгина. -М., 2005.
  94. Социальная работа: Российский энциклопедический словарь / под ред. Жукова В. И. М.: Союз, 1997.
  95. Социальное государство: от деклараций к воплощению // Человек и труд. 2004. — № 8.
  96. Социально-трудовая сфера. М.: РАГС, 2004,
  97. B.JI. Теоретические вопросы институционального проектирования // Вопросы экономики. 1997. — № 3.
  98. B.JI. Институциональный рынок как механизм институциональных изменений // Общественные науки и современность. -2004.-№ 5.
  99. О. От патроната fc рынку // Социальная защита. Со-циономия. — 2003. — № 7.
  100. Н. Детская безнадзорность и беспризорность как один из факторов национальной безопасности России // Социальное обеспечение.-2003.-№ 1.
  101. А. Дети и государство в современной России // Власть. 2005. — № 4.
  102. JI. Этический кодекс социального работника // Социальная защита. Социономия. 2003. — № 6.
  103. Торлопов’В. А. Социальное государство как инструмент гармонизации социальных отношений // Политология в России. 2003. -№ 1.
  104. В.В. Стратегия реформирования системы социальной защиты населения в Российской Федерации. М., 2004.
  105. Э.Г., Захаров M.JI. Социальное обеспечение и обслуживание пенсионеров. М., 2003.
  106. В.Ю. Содержание понятий «социальная защита», «социальное страхование» и «социальный риск» // Труд за рубежом. -2004. -№ 3.
  107. M.B. История социальной работы в России. М. Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1999.
  108. Я.М. Социальное обслуживание инвалидов и лиц пенсионного возраста. М.: Юрид. лит., 2000
  109. Т.Н. Социальная политика государственных и общественно политических органов в 20-е годы (на примере центрального региона России): Автореф. диссертации канд. ист. наук. -М., 1994. .
  110. Д.С. Формирование системы государственного регулирования социально-экономической трансформации субъекта Российской Федерации: Автореф. дис. д-ра экон. наук. М., 2000.
  111. О. Молодёжь и дети"в современной России // Власть. -2003.- № 6.
  112. Дж. Жизнеспособность институциональной экономики. Эволюционная экономика на пороге XXI века. М.: Япония сегодня, 1997.
  113. Е.И. Генезис социальной работы в России. М., 1995.
  114. E.H. Социальная работа как феномен цивилизованного общества // Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. М., 1992.
  115. А. (Яроцкий) Социальное страхование (введение в теорию). М., 1924.
  116. Н. Современный социальный кризис и пути выхода из него. Могилев., 2004.
  117. Т., Соболева И>. Конкурентоспособность женщин на российском рынке труда // Человек и труд. 2003 .-№ 11.
  118. В.Ш. Система социальной защиты и обеспечения населения современной России // Социальная защита населения в регионе: Учеб. пособие. Екатеринбург, 2003. С. 67.
  119. В. Социальное измерение корпоративной политики // Человек и труд. 2002. — № 9.
  120. В. Социальное обслуживание: вектор развития // Человек и труд. -2003 .-№ 5.
  121. Ф.И. Социальная политика в субъектах Российской Федерации: вопросы теории и практики: (По материалам социологического исследования в Чувашской Республике и др. регионах). Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2000.
  122. А.Е. Новая институциональная теория. М.: ТЕИС, 1998.
  123. А.Е. Условия и результаты формирования институтов //Вопросы экономики. 1997 — № 3.
  124. Н. Поддержка ядерщиков // Социальная защита. Пенсионное обеспечение. 2003. — № 4.
  125. О.И. Государственная социальная политика и положение средних слоев в современной России // Социологический журнал. -2004. № ½.
  126. Л.Н. Правовые основы государственной поддержки детей-сирот // Гражданин и право. 2004. — № 7.
  127. К. Эффективная экономика шведская модель. — М., 1991.
  128. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. VI, СПб., 1891.
  129. Л. Благосостояние для всех. М., 1991.
  130. В.П. Социальная защита: понятие, сущность, границы. -Казань, 1995.
  131. Л.П. Страховая защита. Учебное пособие. М.: ГАУ, 1998.
  132. О. Социология и рискология // Россия: риски и опасности «переходного» общества. М.: Ин-т социологии РАН, 1998.
Заполнить форму текущей работой