Кейнсианство как направление в экономической мысли возникло в 30-х гг. ХХ в., когда капитализм попал в длительный и тяжелейший кризис: неплатежи, банкротство, гигантская безработица, дефляция, падение национального дохода и жизненного уровня населения. Ничего подобного существовавшая история не предусматривала, не могла дать объяснения и предложить выход из ситуации. Кризис экономики создал и кризис неоклассической теории.
Новую теорию создал Джон Мейнард Кейнс (1883−1946). В 1930 г. он создал свой «Трактат о деньгах», а в 1936 г. — главный труд: «Общая теория занятости, процента денег».
Предложенная Кейнсом система анализа означала «революцию» в экономической теории. Если неоклассики анализировали экономические процессы и явления на микроуровне, то Кейнс перенес область исследования на макроуровень. От теории цен и доходов он перешел к теории общественного воспроизводства, взаимодействия совокупного обмена и производства.
Монетаризм — это одно из направлений неолиберализма, возникшее в США в рамках Чикагской школы. Это течение экономической мысли, отводящее деньгам определяющую роль в колебательном движении экономики. В центре внимания представителей этой школы находится проблема связей между денежной массой и объемом производства. По их мнению, банки — ведущий инструмент регулирования экономических процессов. Вызываемые ими изменения на денежном рынке трансформируются в изменения на рынке товаров и услуг. Следовательно, монетаризм — это наука о деньгах и их роли в процессе воспроизводства.
В настоящее время теоретические проблемы по вопросу сущности и проблем денег продолжают оставаться полем острых дискуссий. Основной водораздел пролегает между кейнсианским подходом и монетаризмом. Кейнсианцы преувеличивают возможность оперативного применения денег в качестве инструмента повседневного регулирования экономической конъюнктурой и стимулирования темпов экономического развития.
Монетаристы осуждают подобный подход, полагая, что подобные манипуляции в денежной сфере ведут к усилению экономических противоречий и диспропорций, а в конечном счете к затруднению механизма действия стихийных рыночных регуляторов. Монетаристы обвиняют ортодоксальных кейнсианцев в игнорировании роли денег в воспроизводственном процессе и в проведении фактически проинфляционной политики. В качестве основного регулятора хозяйственной жизни они выделяют динамику денежной массы, что также приводит к гиперпрофированию роли денег в хозяйственном механизме, к преувеличению фактора денег в развитии экономической конъюнктуры и динамики номинального (выраженного в текущих ценах) национального дохода.
Цель данной работы изучить проблему денег в кейнсианской теории и монетаризме.
1. Проблема денег в кейнсианской теории
1.1 «Трактат о денежной еформе» Кейнса
Макроэкономическая ориентация теории Кейнса не сводится просто к оперированию макропоказателями. Речь идет о том, что конечный результат рациональных, правильных с индивидуальной точки зрения действий экономических субъектов может оказаться для них разрушительным. Это обстоятельство с особой отчетливостью проявилось в трактовке проблемы сбережений. В условиях ухудшения деловой активности и возросшей неопределенности относительно будущего стремление отдельного человека ограничить текущие расходы весьма рационально. Однако осуществляемое всеми оно неминуемо приведет к тому, что экономическая ситуация ухудшится и вместо большей уверенности в будущем люди будут ощущать большее беспокойство.
Что касается денег, то критика викторианского стремления к владению деньгами как этическая проблема соединяется у Кейнса с рассмотрением денег как стержневого момента теории. Он создавал денежную теорию производства и занятости, в которой деньги оказывались «ответственными» за превращение отдельных возмущений в кризис всей экономики. В признании того, что погоня за деньгами сегодня оборачивается ухудшением положения завтра, и состоит социально-психологический лейтмотив «Общей теории».
В отношении к деньгам проявляется своеобразный драматизм «Общей теории» и парадокс экономической теории: моральное осуждение мотива денег и их значимость в теории Кейнса в противоположность классическому одобрению этого мотива в либеральной экономической философии и фактическому сведению денег к простому инструменту счета у неоклассиков