Переход российской экономики к рынку кардинально изменил критерии и механизмы функционирования социальных институтов и вызвал потребность в реформировании практически всех структур управления развитием социальной сферы. Необходимость совершенствования экономической системы государства требует пересмотра стереотипов мышления и формирования рыночной ориентации в этой сфере.
Современное сложное состояние социальной сферы настоятельно требует исследования современных подходов к формированию модели финансового механизма юджетных учреждений социально-культурной сферы. При этом обязательным является четкое определение роли государства, степени и методов влияния его на основы построения эффективно действующего финансового механизма бюджетных учреждений.
Не вызывает сомнения, что при построении модели финансового механизма во всех сферах национального хозяйства следует исходить прежде всего из финансовой политики государства.
Экономическая политика охватывает все стороны деятельности государства. Финансовая политика — часть экономической политики. Однако финансовая политика — это сложное, многослойное явление. Она, прежде всего, направлена на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, которые являются материальной основой для решения конкретных задач и достижения поставленных целей. Финансовая политика рассматривается как самостоятельный и зачастую определяющий, конкретный вид политики.
Цель данной работы рассмотреть финансовую политику в современных условиях.
Задачи для достижения поставленной цели:
рассмотреть сущность и эволюцию финансов в экономике;
изучить финансовую политику государства;
рассмотреть финансовую политику России на современном этапе.
1. СУЩНОСТЬ И ЭВОЛЮЦИЯ ФИНАНСОВ В ЭКОНОМИКЕ
1.1. История развития финансовых отношений.
Первоначально термин финансы (finansia) возник в торговых городах Италии, где он стал применяться уже в XIIXV вв. Термин означал любой денежный платеж одного экономического агента другому. Впоследствии термин финансы стал использоваться для обозначения платежа между физическими и юридическими лицами и государством, то есть налогов, таможенных пошлин и т. д.
Финансы возникают с появлением прибавочного продукта в виде товара, то есть при переходе от натуральной системы хозяйствования к товарной. Это обусловлено тем, что при господстве натурального хозяйства все произведенное потребляется самими производителями внутри хозяйства и отсутствуют накопления в денежной форме. При переходе к товарному производству у субъектов создаются фонды денежных средств, которые можно использовать на нужды хозяйствования. Наличие таких фондов основа возникновения финансовых отношений.
Второе условие появления финансовой системы формирование государства. Именно оно аккумулирует в своих руках часть денежных фондов производителей и населения (с последующим использованием их на свои нужды), тем самым, вступая с экономическими агентами в финансовые отношения [3, c. 56].
Историю развития финансовых отношений условно можно разделить на три этапа.
Первый этап возникновение финансов государства. Он длился до XVIII в. Указанные рамки не означают, что после XVIII в. финансы государства перестали существовать. Нет, речь идет о том, что до отмеченного момента государственные финансы развивались особенно бурно и складывались определенные принципы их функционирования. Еще ученые древнего мира полагали, что развитие государства зависит от состояния его казны, но финансов государства в современном понимании этого слова тогда не существовало.
Дальнейшее развитие экономических и политических отношений привело к ряду изменений. Главное из них отторжение монарха от казны государства. Прежде казна находилась в собственности монарха. Он был единоличным распорядителем всех доходов государства, и казна, как и государство, рассматривалась как частная собственность монарха. Такое положение мешало развитию государства, поскольку львиная доля государственных средств использовалось монархом на собственные нужды. Отторжение монарха от казны означало потерю (хотя бы частичную) контроля за использованием средств государства и, соответственно, увеличение средств, которые можно направлять на полезные государству и обществу цели. Отторжение монарха от казны и замена трудовой повинности и оброка на денежные формы налогов были необходимым условием формирования подлинно государственных финансов .