Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Стратегическое управление социально-экономическим развитием предприятий сферы телекоммуникационных услуг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На деятельность предприятий сферы телекоммуникационных услуг оказывают влияние различные факторы внешней среды, по нашему представлению, существенное воздействие оказывают ниже перечисленные. Во-первых, конкуренты как фактор микро внешней среды хозяйствующих субъектов, связан с демонополизацией рынка телекоммуникационных услуг, особенно междугородной и международной телефонной связи, а также… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические положения и особенности стратегического управления развитием предприятий сферы телекоммуникационных услуг. И
    • 1. 1. Сущность и роль стратегического управления в повышении экономической результативности и эффективности оказания телекоммуникационных услуг
    • 1. 2. Особенности формирования и использования стратегии развития сферы телекоммуникационных услуг
  • Глава 2. Анализ механизмов стратегического управления социально-экономическим развитием предприятий сферы телекоммуникационных услуг
    • 2. 1. Анализ действующих механизмов стратегического управления предприятиями сферы телекоммуникационных услуг в Российской
  • Федерации
    • 2. 2. Социально-экономическое развитие и управление деятельностью хозяйствующих субъектов в сфере телекоммуникационных услуг
  • Глава 3. Формирование эффективного механизма стратегического управления предприятиями сферы телекоммуникационных услуг
    • 3. 1. Повышение эффективности стратегического управления функционированием сферы телекоммуникационных услуг в условиях нестабильной внешней среды. ЮЗ
    • 3. 2. Методические положения создания механизма рационализации взаимодействия технологических элементов системы стратегического управления предприятиями сферы телекоммуникационных услуг

Стратегическое управление социально-экономическим развитием предприятий сферы телекоммуникационных услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. С развитием рыночных отношений в экономике Российской Федерации отраслевой комплекс телекоммуникационных услуг претерпел ряд изменений. Государство перестало быть главным источником финансирования данной отраслевой составляющей, сохранив за собой при этом ряд таких важных регулирующих функций, как лицензирование, контроль над уровнем тарифов на местных телефонных линиях связи. Вместе с тем, рыночные отношения телекоммуникационных хозяйствующих субъектов стали играть ключевую роль в развитии отрасли. Особенно это касается предоставленияпотребителям новых телекоммуникационных услуг. В этой связи определение состава стратегически ориентированных управляющих воздействий предоставляет возможность менеджменту субъектов хозяйствования поддерживать планируемый экономический рост в перспективном периоде отрасли телекоммуникационных услуг.

Для эффективного функционирования телекоммуникационных субъектов хозяйствования, в условиях роста емкости рынка телекоммуникационных услуг и высокой эластичности рыночного спроса на них, а также усиления влияния факторов внешней среды на результаты хозяйственной деятельности в установленных интервалах и в неопределенном времени, хозяйствующие субъекты вынуждены изменять стратегию развития, ориентируясь на получение высокой нормы прибыли, использовать более гибкую ценовую политику и осуществлять рекламные кампании, что требует значительных финансовых ресурсов. В процессе текущей деятельности телекоммуникационных субъектов хозяйствования происходит перераспределение имеющихся финансовых, трудовых, материально-технических и информационных ресурсов, объединенных общими интересами предприятий в сторону реализации долгосрочных целевых научно-технических программ, которые являются основным фактором повышения уровня интеграции и, как следствие, роста экономических результатов.

Актуальность решения поставленных в диссертации проблем телекоммуникационной отрасли обусловлена тем, что, несмотря на динамичное развитие телекоммуникационного комплекса в целом, имеющего одни из самых высоких темпов экономического роста, у него существует ряд нерешенных проблем, среди которыхнеравномерное развитие различных сегментов рынка телекоммуникационных услуг, что в современных условиях несколько сдерживает рост экономических результатов телекоммуникационной деятельности.

Методологические и методические положения, направленные на рационализацию функционирования механизма стратегического управления телекоммуникационных предприятий, предоставляют возможность менеджменту, проанализировав опыт деятельности международных хозяйствующих субъектов, осуществить качественное технологическое и маркетинговое развитие, тем самым, обеспечивая рост деловой и интеллектуальной активности уровня инновационности отраслей и в целом народного хозяйства. Кроме того, развитие сферы телекоммуникационных услуг является необходимым условием для создания рыночной инфраструктуры, формирования благоприятных условий для улучшения инвестиционного климата и развития современных информационных технологий.

Высокая адаптивность формирования механизма в сфере телекоммуникационных услуг, разнообразие его методов, способов и форм воздействия на эффективное потребление финансовых, материальных, трудовых ресурсов, рациональное использование имеющихся средств связи направлены на расширение интеграционного процесса телекоммуникационных услуг и повышение доходов от оказываемых формирования эффективно стратегического управления функционирующего механизма субъектами хозяйствования услуг, при этом возникает возможность: гарантировать надежность и стабильность возрастающего объема трафика, расширения его пропусканияреализовать складывающиеся предпосылки для создания мультисервисных сетей, дающих потребителям телекоммуникационных услуг возможность повышать уровень гибкого управления услугами доступа в единое персональное информационное пространство, устраняющее цифровое неравенство, мотивирующее стремление к интеграции в современное информационное пространство на базе субъектов хозяйствования фиксированных сетей телекоммуникационного комплекса, являющихся в настоящее время основным источником роста объемов оказания телекоммуникационных услуг.

В этой связи все более актуальным становится обоснование и реализация потенциальных возможностей повышения результативности деятельности предприятий, эффективности использования их финансовых ресурсов и отраслевой составляющей сферы телекоммуникационных услуг, средств федерального, региональных и местных бюджетов, а также иностранных инвесторов.

Ряд научных задач по рационализации элементного взаимодействия технологических элементов системы стратегического управления, создания условий для повышения конкурентоспособности сферы телекоммуникационных услуг, его отдельных структурных составляющих, достижения наибольших экономических и социальных результатов деятельности хозяйствующих субъектов, эффективности процесса оказания телекоммуникационных услуг, создания обширной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, как важнейшего фактора подъёма национальной экономики, роста деловой и инновацинной активности, в настоящее время ждут своего решения.

Актуальность темы

диссертации, практическая потребность народного хозяйства в исследованиях по созданию и использованию механизма рационализации взаимодействия технологических элементов системы стратегического управления развитием телекоммуникационных субъектов хозяйствования, достижению ими наибольших экономических результатов в перспективном периоде времени определили цель, задачи, предмет и объект настоящего исследования.

Основной целью диссертационной работы является разработка теоретических и методических положений формирования механизма стратегического управления социально-экономическим развитием хозяйствующих субъектов сферы телекоммуникационных услуг.

В соответствии с основной целью в диссертации поставлены для решения следующие задачи:

• развить и обосновать сущность и роль стратегического управления в повышении экономических результатов и эффективности процесса оказания телекоммуникационных услуг;

• исследовать процесс формирования стратегии развития телекоммуникационной отраслевой составляющей сферы услуг;

• проанализировать функционирование действующих механизмов стратегического управления предприятиями сферы телекоммуникационных услуг;

• установить особенности управления социально-экономическим развитием хозяйствующих субъектов в сфере телекоммуникационных услуг;

• разработать основные направления повышения эффективности стратегического управления долгосрочным развитием телекоммуникационной отраслевой составляющей сферы услуг в условиях нестабильной внешней среды;

• сформировать методические положения создания эффективно функционирующего механизма стратегического управления предприятиями сферы телекоммуникационных услуг.

Предметом исследования являются теоретические и методические проблемы формирования механизма рационализации взаимодействия технологических элементов системы стратегического управления социально-экономическим развитием предприятий сферы телекоммуникационных услуг.

Объектом исследования выступает сфера телекоммуникационных услуг, её локальные и отраслевые структурные составляющие, процессы оказания телекоммуникационных услуг.

Методологической основой диссертационной работы, исследуемых в ней проблем явились новейшие труды зарубежных и российских ученых-экономистов в области стратегического планирования, управления и регулирования социально-экономического развития хозяйствующих субъектов сферы услуг, положения и информационные материалы о деятельности телекоммуникационной отраслевой составляющей сферы услуг, материалы статистических органов, Министерства связи и массовых коммуникаций о динамике экономических показателей деятельности отраслевой составляющей и субъектов хозяйствования, основные теоретические положения и выводы современной экономической науки.

В диссертации использованы и такие общенаучные методы исследования, как анализ и синтез, методы сравнений, экономико-математического моделирования, экспертных оценок, прогнозирования.

Научная новизна результатов диссертационного исследования, полученных автором, заключается в следующем:

• развиты и обоснованы теоретические положения о сущности и роли стратегического управления, направленные на достижение телекоммуникационными субъектами хозяйствования экономических и социальных результатов в условиях влияния негативных факторов внешней среды, определяющих возможность качественной и оперативной передачи трафика потребителей телекоммуникационных услуг;

• установлены и исследованы особенности формирования и использования стратегии развития сферы телекоммуникационных услуг, позволяющие менеджменту телекоммуникационных предприятий определять цели и принимать обоснованные решения по их достижению, использованию ресурсного потенциала, защите конкурентных преимуществ;

• по результатам проведенного анализа действующих механизмов стратегического управления предприятиями телекоммуникационного комплекса предложены организационно-экономические меры по устранению неравномерности развития телекоммуникационных предприятий в регионах и формированию развитой инфраструктуры, тенденции снижения объемов доходов и скачкообразного увеличения доходов ряда услуг предприятий телекоммуникационного комплекса;

• выявлены особенности социально-экономического развития и управления деятельностью хозяйствующих субъектов в сфере телекоммуникационных услуг, предоставляющие возможность повысить качество оказания телекоммуникационных услуг на основе модернизации объектов инфраструктуры и средств связи, внедрения новых технологий и расширения уровня проникновения телекоммуникационных услуг в сферы народного хозяйства;

• разработан организационно-экономический комплекс мер по повышению эффективности функционирования системы стратегического управления развитием телекоммуникационных субъектов хозяйствования в условиях нестабильной внешней среды, позволяющий повысить темпы экономического роста и возможность оказания новых услуг без существенных вложений в развитие телекоммуникационной сети, оснастить современными технологиями операторов стационарной и мобильной связи, совершенствовать тарифную политику;

• сформированы методические положения создания механизма рационализации взаимодействия технологических элементов системы стратегического управления предприятиями сферы телекоммуникационных услуг с учетом имеющихся особенностей функционирования хозяйствующих субъектов, обусловленных различными темпами развития телекоммуникационного комплекса, приведения в соответствие с целевой направленностью системы стратегического управления с системами текущего и перспективного управления субъектами хозяйствования телекоммуникационного комплекса.

Практическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в том, что предлагаемые в нем решения методологических и методических проблем направлены на создание и использование механизма рационализации технологических элементов системы стратегического управления с целью повышения социальных и экономических результатов предприятий сферы телекоммуникационных услуг, эффективности процесса оказываемых телекоммуникационных услуг.

На практическое применение направлены результаты анализа деятельности субъектов хозяйствования сферы телекоммуникационных услуг, а предложенные теоретические и методические разработки могут использоваться федеральными, региональными и местными органами управления, менеджментом субъектов хозяйствования.

Структура диссертации сформирована таким образом, чтобы в наибольшей степени отразить актуальные, малоисследованные или совсем нерешенные проблемы по теме диссертации, при этом соблюсти причинно-следственную взаимосвязь и логическую последовательность элементов и факторов исследуемых проблем и объектов. Цели и задачи диссертационной работы определили ее структуру и объем. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Общий объем 172 страницы.

выход.

Результат функционирования механизма стратегического управления предприятиями:

• повышение социальных и экономических результатов функционирования телекоммуникационного комплекса;

• рост конкурентоспособности телекоммуникационных субъектов хозяйствования;

• повышение качества услуг связи;

• прирост объемов оказания услуг связи;

• прирост инвестиций, в том числе иностранного капитала.

Рис. 3.3 Схема формирования и влияния механизма на взаимодействие технологических элементов системы стратегического управления предприятиями сферы телекоммуникационных услуг управления находятся материально-технические, трудовые и информационные ресурсы. Эффективно используя ресурсный потенциал телекоммуникационные хозяйствующие субъекты обладают возможностью предоставлять потребителям конвергентные услуги высокоскоростного проводного и беспроводного доступа. Перед предприятиями телекоммуникационного комплекса поставлена для решения задача скорейшей консолидации мобильных активов, их развития и вывода на рынок в новом качестве. Одним из приоритетных направлений развития является укрепление позиций на рынке широкополосного доступа, информационных технологий и новых телекоммуникационных услуг, что предполагает дальнейшую модернизацию объектов инфраструктуры телекоммуникаций.

Используя уже созданную инфраструктуру хозяйствующие субъекты смогут повсеместно предоставлять потребителям конвергентные услуги высокоскоростного проводного и беспроводного доступа. Вместе с тем перед предприятиями комплекса встаёт задача скорейшей консолидации мобильных активов, их развития и вывода на рынок в новом качестве. Одним из приоритетных направлений развития является укрепление позиций на рынке широкополосного доступа, 1 Т и новых услуг, что предполагает дальнейшую модернизацию инфраструктуры связи.

Трудовые ресурсы, по нашим представлениям, должны рассматриваться как ключевой стратегический ресурс. Для обеспечения эффективности функционирования механизма стратегического управления задача оптимизации использования административного персонала является наиболее актуальной, определяющей стратегические направления развития сферы телекоммуникационных услуг, что требует обеспечения соответствующей профессиональной подготовки как в области телекоммуникаций, так и в управлении и экономике.

В период 2000;2010 гг. наблюдалось сокращение численности персонала предприятий сферы телекоммуникационных услуг, обусловленное автоматизацией и оптимизаций выполняемых функций. В целом, на предприятиях сферы телекоммуникаций можно выделить семь основных блоков: административно-управленческий персонал, который включают в себя службу экономики, статистики и бюджетированияфинансовый контроль и казначействоправовое обеспечениедокументальное обеспечениебухгалтерский учет и отчетностьмаркетинг и планированиеуправления персоналом. Оптимизация численности административно-управленческого персонала предприятий сферы телекоммуникационных услуг была достигнута благодаря таким процедурам, как электронное согласование платежей и счетов в корпоративной информационной системе Oracle, создание стандартных отчетов из биллинга и Oracle, общих центров обслуживания по учету основных средств, расчетов с персоналом и учета доходов, отказ от избыточных функций учета хозяйственных операций для целей бюджетного контроля.

Основными причинами низкой производительности труда административно-управленческого персонала хозяйствующих субъектов сферы телекоммуникационных услуг является неэффективное использование информационных технологий, поскольку существенная часть административных процедур не автоматизирована (в частности, согласование договоров, согласование платежей, контроль бюджетных лимитов). В тоже время формирование значительной части статистических форм и аналитических отчетов полностью не автоматизировано и требует привлечения труда сотрудников.

Для повышения эффективности социально-экономического развития предприятий сферы телекоммуникационных услуг в стратегической перспективе необходимо добиться взаимодействия административно-управленческого персонала и технического блока путем создания взаимосвязи стратегических ориентиров коммерческих и технических подразделений, обеспечивающего высокую скорость принятия решений и административных процессов. По нашему мнению, требуется создание сбалансированной системы мотивации и мониторинга эффективности деятельности персонала, создающей базу для специалистов технического блока на достижение технических и коммерческих показателей функционирования предприятий сферы телекоммуникационных услуг. Суть сбалансированной системы заключается в участии специалистов технических подразделений при создании новых услуг, их внедрении и получении новых проектов, по причине того, что в настоящее время специалисты коммерческих отделов внедряют услуги или заключают договоры, которые затруднительно или невозможно выполнить с помощью имеющейся инфраструктуры, что приводит к предоставлению услуг с низким качеством или оттоком потребителей. В случае функционирования сбалансированной системы мотивации и мониторинга эффективности деятельности персонала специалисты технических отделов будут искать возможности для предоставления новых услуг и достижения стратегических целей.

Меры по оптимизации численности персонала позволяют добиться того, что выбытие сотрудников в связи с сокращением составляет не более 6% от общего числа выбывших сотрудников. Учитывая, что уровень заработной платы персонала предприятий сферы телекоммуникационных услуг относительно ряда других видов экономической деятельности по-прежнему высокий, это создает предпосылки для достижения имеющихся социально-экономических ориентиров.

Стратегический ресурс, связанный с информацией о состоянии внешней и внутренней среды, также нуждается в совершенствовании и адаптации для обеспечения высокого уровня функционирования механизма стратегического управления. Система работы с информацией должна обеспечивать персонал хозяйствующих субъектов комплекса в соответствии с существующими потребностями и в полном объеме для повышения эффективности принятий управленческих решений.

Единые биллинговые системы на предприятиях сферы телекоммуникационных услуг дают возможность улучшить управление финансами и осуществление точного финансового планирования и консолидации данных, которые позволяют осуществлять ведение раздельного учета и формирование налоговой и управленческой отчетности, создают базу управления дебиторской и кредиторской задолженностью, основными средствами, а также формируют систему контроля движения денежных потоков и управление инвестиционным портфелем и различными финансовыми инструментами. Наряду с этим, при внедрении единой биллинговой системы позволяет сокращать затраты на управление персоналом, осуществляя учет, начисление заработной платы и обучение, происходит увеличение эффективности управления закупками через снижение производственных затрат и расходов на закупки оборудования, что способствует достижению высоких экономических показателей функционирования предприятий сферы телекоммуникационных услуг.

В процессе рационализации функционирования системы стратегического управления предприятиями сферы телекоммуникационных услуг целесообразно создание системы управления операционными рисками, позволяющей прогнозировать риски и снижать рисковые потери в бизнес-процессах хозяйствующих субъектов телекоммуникаций. Эта система позволяет оценить риски процесса функционирования и устранить недостатки системы внутреннего контроля, разработать контрольные процедуры, позволяющие локализовать, минимизировать или ликвидировать последствия рисковых событий, а также создать механизм мониторинга бизнес-процессов на предмет выявления рисков. Результатами внедрения системы управления операционными рисками является снижение финансовых потерь за счет минимизации, локализации, ликвидации рисковых событий и приобретение дополнительных финансовых выгод в результате совершенствования условий функционирования предприятий сферы телекоммуникационных услуг.

Финансовые ресурсы, формирующиеся из внутренних и внешних источников, являются основополагающими в определении эффективности функционирования предприятий сферы телекоммуникационных услуг. По нашему представлению, необходимо использование механизмов государственного. финансирования для ряда предприятий сферы телекоммуникационных услуг посредством реализации программ, направленных на устранение негативных тенденций развития инфраструктуры связи в регионах Российской Федерации.

Динамика изменения объемов инвестиций в основной капитал телекоммуникационного комплекса свидетельствует о снижении его привлекательности для инвесторов. Для эффективного функционирования механизма стратегического управления предприятиями сферы телекоммуникационных услуг в стратегической перспективе хозяйствующим субъектам необходимо создать систему управления финансовыми ресурсами, обеспечивающую перераспределение доходов от традиционных и новых телекоммуникационных услуг для поддержания функционирования инфраструктуры средств связи и ее развития, при условии интеграции проводных и подвижных телекоммуникационных услуг.

На деятельность предприятий сферы телекоммуникационных услуг оказывают влияние различные факторы внешней среды, по нашему представлению, существенное воздействие оказывают ниже перечисленные. Во-первых, конкуренты как фактор микро внешней среды хозяйствующих субъектов, связан с демонополизацией рынка телекоммуникационных услуг, особенно междугородной и международной телефонной связи, а также с усилением конкурентной борьбы и, как следствие, снижением стоимости услуг. Следует также отметить, что современный этап развития телекоммуникационного рынка характеризуется насыщением услуг традиционной телефонии и необходимостью перехода на качественно новый уровень развития. Так, при анализе функционирования хозяйствующих субъектов сферы телекоммуникационных услуг было обнаружено снижение темпов роста трафика в сетях фиксированной связи, приводящей к снижению темпов роста абонентской базы фиксированной связи и сокращение доли услуг традиционной связи в доходах предприятий комплекса. Одновременно с этим, был выявлен рост трафика в сетях мобильной связи и рост потребности абонентов в дополнительных возможностях связи, таких как высокоскоростной доступ в Интернет, кабельное телевидение, видеоконференции, информационные сервисы и другие мультимедийные приложения. Таким образом, перспективное развитие предприятий сферы телекоммуникационных услуг в условиях нестабильной внешней среды напрямую зависит от разнообразия предоставляемых им сервисов и телекоммуникационных услуг, являющихся решающим фактором при выборе потребителями оператора связи.

Далее отметим влияние социального фактора, который связан с поведением потребителей, проявляется в предпочтении мобильной связи фиксированной и сегментации запросов по социальным, профессиональным, региональным условиям. Мировой тенденцией развития предприятий сферы телекоммуникационных услуг является опережающее развитие мобильной связи и Интернета, стремительный рост доходов от телекоммуникационных услуг объясняется, прежде всего, бурным развитием сегментов мобильной связи и услуг по доступу в Интернет, физические показатели развития сегментов мобильной связи и сети Интернет растут также опережающими темпами. Основным фактором роста указанных телекоммуникационных услуг является расширение рынков в регионах Российской Федерации, где услуги мобильной связи и Интернета находятся на недостаточном количественном и качественном уровне в связи с низким уровнем развития инфраструктуры средств связи телекоммуникационного комплекса.

Воздействие рыночного фактора проявляется в повсеместном распространении новых бизнесмоделей партнерских отношений (провайдеры, дилеры, реселлеры, виртуальные провайдер) и сегментации рынка по социальным, профессиональным и региональным условиям. Следует подчеркнуть, что спрос на телекоммуникационные услуги зависит от набора услуг, коммерческих условий и маркетинговой политики компании, в связи с чем, целесообразно проведение активной маркетинговой политики хозяйствующих субъектов на рынке телекоммуникационных услуг, к примеру, широких рекламных акций новых предложений, внедрение выгодных систем оплаты и специальных тарифов, приводящих к росту конкурентоспособности предприятий сферы телекоммуникационных услуг в условиях неблагоприятной рыночной конъюнктуры. Кроме того, рыночный фактор проявляется в наблюдающемся перераспределении на телекоммуникационном рынке (слияние и поглощение компаний связи). Значительной тенденцией развития отечественного телекоммуникационного рынка является оптимизация деятельности хозяйствующих субъектов комплекса, носящая двоякий характер. Так, ведущие предприятий сферы телекоммуникационных услуг реализуют стратегию объединения или поглощения своих конкурентов с целью предоставления новых услуг, выхода на новые географические сегменты рынка или увеличения рыночной доли. Вместе с тем, по мере роста компаний они становятся трудно управляемыми из единого центра, в связи с чем, часть операторов выделяет свои функциональные подразделения в отдельные компании, которые либо зависят от материнской, либо продаются другим операторам. Данные стратегические меры принимаются для увеличения стоимости акций наиболее успешных подразделений или для отказа от убыточных видов телекоммуникационных услуг.

По нашему представлению, технологический фактор связан с построением сетевой инфраструктуры и расширением функциональности абонентских терминалов. В связи с этим, следует отметить наблюдавшуюся на российском рынке телекоммуникационных услуг тенденцию конвергенции, заключающуюся в размывании границ между отдельными услугами связи, таким образом, сближение различных видов телекоммуникационных услуг является ответными мерами на изменяющиеся нужды потребителей телекоммуникационных услуг, которые заинтересованы в получении комплекса услуг телефонии и мобильной связи, телефонии и Интернета, мобильной связи и Интернета. Наряду с технологическим сближением телекоммуникационных услуг, происходит их коммерческая взаимосвязь.

Выделим во внешней среде предприятий сферы телекоммуникационных услуг интеграционный фактор, который проявляется в достижении эффекта синергии на капитальные затраты и эксплуатационные расходы. Усиление конкуренции наряду с активным развитием новых технологий, снижавшим капиталовложения в строительство новых сетей, стало причиной поиска телекоммуникационными операторами новых возможностей для расширения бизнеса на рынках стран СНГ, где существовал неудовлетворенный спрос на телекоммуникационные услуги. В это время большинство развивающихся стран характеризовалось невысоким уровнем развития телекоммуникаций, поэтому именно эти странны в первую очередь становились объектом экспансии операторов из развитых стран. Нередко операторы на новых рынках сталкивались с ограничениями на участие иностранного капитала в операторах связи, а также с устаревшим законодательством в области связи, не отвечавшим современным реалиям, что зачастую, несмотря на привлекательность фундаментальных характеристик рынка, приводило к отказу операторов от инвестирования.

Политический фактор выражается во влиянии федеральных, региональных, местных органов управления связано с несовершенством законодательной базы в области механизмов взаимодействия. Тенденция либерализации отрасли наиболее заметна в промышленно развитых странах, проявляющаяся в снижении степени государственного регулирования деятельности операторов связи, прежде всего в отмене контроля за тарифами, и в обеспечении свободной конкуренции между ними, следует подчеркнуть, что регулирование деятельности предприятий сферы телекоммуникационных услуг в настоящее время выражается в лицензировании их деятельности. Либерализация и свободная конкуренция на рынке телекоммуникационных услуг являются положительными стимулами для развития рынка телекоммуникационных услуг, по причине того, что хозяйствующие субъекты для эффективного долгосрочного функционирования вынуждены постоянно совершенствовать и предлагать привлекательный пакет услуг по привлекательной цене.

Экономический фактор воздействует на хозяйствующие субъекты через налоговое и финансово-инвестиционное законодательство тесным образом связано с формированием финансовой и производственной ресурсной базы, что влияет на стратегию развития сферы телекоммуникационных услуг, требующей создания финансовой базы у хозяйствующих субъектов и необходимой устойчивости структуры налогового бремени.

Отметим влияние международных факторов, диктующих основные тенденции развития данной отрасли и экономики в целом. Соглашение в рамках международных организаций были призваны снять ограничения и гармонизировать регулирование телекоммуникаций.

В соответствии с нашими представлениями, хозяйствующим субъектам сферы телекоммуникационных услуг необходимо постоянно отслеживать происходящие во внешней среде изменения, чтобы адекватно на них реагировать, используя имеющие ресурсы с целью последовательного осуществления базовой и функциональной стратегий на рынке телекоммуникационных услуг.

Следует отметить, что достижение социальных результатов не менее важно, чем экономических. Телекоммуникационный комплекс оказывает воздействие на все сферы экономики, повышение объема реализации и качества услуг положительным образом воздействует на производительность труда хозяйствующих субъектов и обеспечивает рост благосостояния населения Российской Федерации. В этой связи можно сделать вывод о непосредственной взаимосвязи результатов экономической и социальной направленности в процессе функционирования механизма стратегического управления хозяйствующими субъектами сферы телекоммуникационных услуг.

Рассмотрим элементы механизма стратегического управления предприятиями сферы телекоммуникационных услуг с анализа функций управления для чего определим целевые ориентиры хозяйствующих субъектов, вытекающие из существующих проблем реформирования и развития рынка телекоммуникационных услуг и раскрывают направления их решения, содержащие качественные и количественные оценки, обеспечивающие их реализацию и контроль за исполнением. На наш взгляд, целенаправленная и полная реализация функций стратегического управления возможна в результате принятия конкретных мер в рамках выбранной стратегии, при этом функции управления должны быть согласованы с функциональными стратегиями хозяйствующих субъектов сферы телекоммуникационных услуг. Целеполагание для предприятий сферы телекоммуникационных услуг базируется на показателях, которые являются и целезадающими, характеризующими стратегическое состояние комплекса, и обеспечивающими, отражающими конкретные направления развития.

Целевыми ориентирами субъектов хозяйствования телекоммуникационных услуг являются увеличение выручки и возможности оказания новых услуг без существенных вложений в развитие сети, оснащение современным оборудованием операторов стационарной и мобильной связи, работа по совершенствованию тарифной политики и удержанию потребителей, развитие новых технологий и отечественных НИОКР, а также обновление материально-технической базы хозяйствующих субъектов, улучшение управляемости персоналом, кроме того, важен рост числа потребителей телекоммуникационных услуг и их удовлетворенности качеством и ассортиментом.

В этой связи, реализация функций управления становится первоочередной задачей для повышения эффективности механизма стратегического управления предприятиями сферы телекоммуникационных услуг.

По нашему мнению, набор функций управления в механизме стратегического управления предприятиями сферы телекоммуникационных услуг, должен содержать такие функции, как постановка целей, прогнозирование и планирование, организация и контроль, что обусловлено выполнением главного требования к содержанию управленческой деятельности, заключающейся в обеспечении устойчивого состава специфических видов деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложения.

Достижение стратегических ориентиров по каждой из функций управления, рационально сочетаемых в механизме стратегического управления, должно привести к повышению управляемости хозяйствующих субъектов и социально-экономическому развитию телекоммуникационного комплекса. Рациональное сочетание функций управления заключается в обеспечении достижения различных направлений социально-экономической деятельности предприятий комплекса.

Функция постановки цели определяет совокупность социально-экономических показателей, тем самым, формируя стратегические ориентиры развития предприятий сферы телекоммуникационных услуг в долгосрочной перспективе. Стратегическая ориентация хозяйствующих субъектов сферы связи на достижение определенных показателей может быть достигнута посредством повышения качества телекоммуникационных услуг, внедрением инноваций, совершенствованием технологической базы самих услуг.

Функции прогнозирования и планирования неразрывно связаны в процессе функционирования механизма стратегического управления предприятиями сферы телекоммуникационных услуг, обеспечивая возможность адаптации хозяйствующих субъектов к происходящим в отрасли изменения, создавая, тем самым, базу распределения ограниченных ресурсов с учетом сезонности и изменения потребности в услугах связи. В процессе применения функции планирования необходимо учитывать ограниченность возможностей уменьшения затрат на ресурсопотребление в стратегической перспективе в связи с возможным снижением конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, а также обязательным обновлением номенклатуры услуг в соответствии с предпочтениями потребителей.

Прогнозирование развития телекоммуникационного комплекса, как сложной социально-экономической системы, должно базироваться на структурнофункциональном анализе с историческим обоснованием. Знание внутренних закономерностей развития предприятий сферы телекоммуникационных услуг позволит выделить выполняемые ими функции. Тем самым руководство хозяйствующих субъектов будет способно организовать функционирование элементов системы для реализации новых, несвойственных системе функций. Кроме того, историческое обоснование движущих сил и источников развития предприятий комплекса позволит консолидировать новые функции с имеющейся структурой предприятий для более глубокого понимания закономерностей качественных изменений в развитии предприятий сферы телекоммуникационных услуг.

Особое внимание следует уделить стратегическому планированию деятельности предприятий сферы телекоммуникационных услуг, которое предполагает систему мер, направленных на решение проблем, связанных с увеличением доли услуг хозяйствующих субъектов и освоение новых рынков услуг. Кроме того, в рамках стратегического планирования осуществляется планирование стратегических позиций на рынке телекоммуникационных услуг. В условиях нестабильной внешней среды стратегический план развития представляет собой программу действий, способствующих достижению высоких социально-экономических показателей деятельности предприятий сферы телекоммуникационных услуг с учетом возможных изменений факторов внешней среды и имеющихся стратегических ресурсов.

В связи с этим, представляется возможным развитие стратегических планов развития основных и новых телекоммуникационных услуг, кроме того, необходимо обозначить планируемые доходы и прибыль от оказания телекоммуникационных услуг. Таким образом, стратегические планы конкретизируются составлением тактических планов, тем самым, осуществляя взаимодействие стратегического и оперативного управления хозяйствующими субъектами сферы телекоммуникационных услуг. Необходимо отметить, что показатели деятельности предприятий сферы телекоммуникационных услуг, сформулированные в рамках стратегического планирования, необходимо конкретизировать в процессе тактического и оперативного планирования.

В процессе повышения эффективности стратегического управления предприятиями сферы телекоммуникационных услуг необходимо уделить внимание процессу обратной связи, так контроль достижения планируемых показателей социальной и экономической эффективности деятельности дает возможность дать оценку обоснованности разработанной базовой и функциональной стратегий, и определить направления корректировки стратегических направлений деятельности хозяйствующих субъектов комплекса. В этой связи, следует отметить обязательность адекватной реакции со стороны руководства предприятий сферы телекоммуникационных услуг на возможные отклонения от намеченных в процессе функционирования параметров функционирования с целью предотвращения негативных воздействий изменяющихся факторов внешней среды.

Функция организации позволяет обеспечивать взаимодействие всех имеющихся ресурсов предприятий сферы телекоммуникационных услуг, объединив ресурсы хозяйствующих субъектов в процессе достижения целей. В рамках этой функции перед хозяйствующими субъектами стоит задача изменения направлений деятельности, обеспечивающих развитие телекоммуникационного комплекса. На основе выбранных стратегических направлений развития предприятий сферы телекоммуникационных услуг осуществляется разработка требований, выявление ожидаемых проблем. После этого осуществляется разработка предложений по реформированию и развитию предприятий. Отметим, что целевые установки являются решением выявленных проблем, а количественные оценки определяются исходя из намеченных целей.

Для успешного функционирования механизма стратегического управления предприятиями сферы телекоммуникационных услуг его руководству в рамках функции организации необходимо углубленно изучить состояние факторов внутренней среды хозяйствующих субъектов, акцентируя внимание на наличие необходимых стратегических ресурсов, кроме того, организационная структура предприятий комплекса также подвергается изучению для выявления степени ее соответствия стратегическим ориентирам, после чего требуется постоянная координация последствий реализуемого комплекса мероприятий по стратегическому управлению развитием предприятий сферы телекоммуникационных услуг.

Функция контроля позволяет хозяйствующим субъектам телекоммуникационного комплекса своевременно выявлять отклонения от плановых показателей, и с помощью разнонаправленных мер ликвидировать образовавшиеся отклонения, тем самым, предотвращая негативные тенденции развития. В процессе функционирования базовой и функциональных стратегий должны корректироваться посредством создания инструментальной базы методов и способов стратегического управления для обеспечения деятельности предприятий комплекса в стратегической перспективе в соответствии с разработанными направлениями развития.

В соответствии с нашими представлениями, для создания эффективно функционирующей системы стратегического управления предприятиями сферы телекоммуникационных услуг целесообразным является формирование системы контроля, состоящей из совокупности показателей деятельности хозяйствующих субъектов в рамках реализации стратегических мер, направленных на достижение планируемых социально-экономических результатов. В процессе функционирования механизма стратегического управления достигнутые результаты деятельности предприятий сферы телекоммуникационных услуг должны анализироваться с одновременным изучением текущего состояния факторов внутренней и внешней сред. Такая процедура позволит руководству предприятий сферы телекоммуникационных услуг реагировать не только на возможные отклонения от планируемых показателей, но и отслеживать процесс реализации стратегических мер для максимального развития потенциала хозяйствующих субъектов сферы связи в долгосрочной перспективе.

Рассмотрим следующие элементы механизма стратегического управления предприятиями сферы телекоммуникационных услуг, методы и способы стратегического управления хозяйствующими субъектами сферы телекоммуникационных услуг следует рассмотреть, прежде всего, в отношении применения методов относительно персонала хозяйствующих субъектов, отметим, что применение методов напрямую и косвенно способствует достижению социально-экономических показателей, позволяя ориентировать деятельность персонала на достижение стратегических задач функционирования предприятий сферы телекоммуникационных услуг. Так, наиболее эффективным для достижения стратегических целей в рыночных условиях хозяйствования является преобладание в механизме стратегического управления экономических мер, выражающихся в системе мотивации персонала.

Анализируя способы стратегического управления механизма стратегического управления предприятиями сферы телекоммуникационных услуг, выражающиеся в принятии решений на рутинном, селективном, адаптационном и инновационном уровнях, следует отметить их взаимосвязь в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочных периодах хозяйствования. Принятие решений на рутинном уровне дает возможность руководству хозяйствующих субъектов использовать имеющиеся ресурсы для достижения конкретных экономических и социальных результатов функционирования, когда не требуется творческий подход, поскольку все процедуры заранее предписаны. Отметим, что при принятии таких управленческих решений используется принцип единоначалия, когда вовлечение исполнителей осуществляется только в процессе реализации решений. Например, принятие решений на рутинном уровне при функционировании механизма стратегического управления хозяйствующими субъектами сферы телекоммуникационных услуг связано с такими показателями как тарифная политика, объем реализации услуг, когда существует обоснованная реакция механизма в виде реализации конкретных мероприятий, направленных на обеспечение функционирования предприятий сферы телекоммуникационных услуг.

Принятие решений на селективном уровне, на котором требуется в определенных границах доля инициативы и свободы действий, когда руководство предприятий сферы телекоммуникационных услуг стремится выбрать из некоторого числа хорошо отработанных альтернативных вариантов действий те, которые лучше всего подходят к данной проблеме. Так, решение о проведении маркетинговых и рекламных компаний хозяйствующих субъектов сферы телекоммуникационных услуг направлено на корректировку комплекса реализуемых мер механизма стратегического управления, и результативность выбранных направлений действий зависит от степени корреляции со стратегией организационно-экономической деятельности предприятий сферы телекоммуникационных услуг.

При принятии решений на адаптационном уровне, на котором встречаются дополнительные трудности, руководство хозяйствующих субъектов должно выработать такое решение, которое может быть абсолютно новым при функционировании механизма стратегического управления предприятиями сферы телекоммуникационных услуг, в тоже время, раскрывающим потенциальные возможности предприятий на рынке телекоммуникационных услуг, отметим, что в процессе выработки решений происходит согласование по всем спорным вопросам и различным мнениям. Например, принятие решений о дифференциации услуг или создании пакета телекоммуникационных услуг для категорий потребителей имеет набор проверенных возможностей и некоторые новые идеи, задачей руководства является выбор такого решения, которое даст возможность максимального социальноэкономического развития хозяйствующих субъектов в стратегической перспективе.

Проблемы при принятии решений на инновационном уровне наиболее сложны, для их решения требуется применить новые представления и методы, применительно к изменяющимся условиям, принципом принятия таких решений является консенсус, когда растут информационные потоки и усложняется технико-экономические условия принятия решений. Так, принятие решений о предоставлении потребителям новых телекоммуникационных услуг или выход на новые рынки, может повлечь за собой приобретение новых технологий и оборудования, переобучение персонала. Отметим, что принятие взаимосвязанных решений на различных уровнях дает возможность получения синергичности, тем самым данный блок механизма стратегического управления хозяйствующими субъектами сферы телекоммуникационных услуг дает возможность получить объективные и научно обоснованные данные возможного социально-экономического развития предприятий комплекса в стратегической перспективе.

Рассмотрим элемент механизма стратегического управления-стратегии, который является базой реализации действий для дальнейшего развития предприятий сферы телекоммуникационных услуг. Стратегии хозяйствующих субъектов должны быть взаимосвязаны по уровням управления от корпоративной до функциональной стратегии организационно-экономической направленности, что позволяет сформировать конкретный перечень мероприятий от оперативного к стратегическому управлению предприятиями сферы телекоммуникационных услуг посредством их консолидации.

Базовая стратегия развития хозяйствующих субъектов должна отражать стратегические ориентиры их деятельности в долгосрочной перспективе, с учетом социальных факторов, оказывающих воздействие на мнения потребителей телекоммуникационных услуг.

Телекоммуникационный комплекс описывается базовой моделью рынка с сетевыми эффектами, дифференцированным продуктом и небольшим числом участников, представляя собой сетевую олигополию. В этой связи, предприятий сферы телекоммуникационных услуг работают в условиях острой конкуренции, когда борьба за абонентов сводится не к тарифной конкуренции, а конкуренции в операционной эффективности по причине того, что практически все новые услуги и сервисы разрабатываются производителями телекоммуникационного оборудования, и участники рынка практически всегда одновременно выходят на рынок с новыми услугами или предложениями, в связи с чем, наиболее актуальным является создание инновационных услуг на базе имеющихся технологий и создания эффективных и оперативных маркетинговых мер.

Наиболее часто встречающаяся стратегия предприятий сферы телекоммуникационных услуг заключается в увеличении доли рынка, занимаемой хозяйствующим субъектом. Следует отметить, что при насыщении рынка услугами связи, когда происходит замедление роста рынка телекоммуникационных услуг, действенной становится стратегия дифференциацийкогда хозяйствующие субъекты сферы телекоммуникационных услуг предлагают всем категориям потребителей телекоммуникационных услуг дополнительные, специализированные услуги или пакет услуг для каждого целевого сегмента. Дифференциация расширяется по мере роста аналогичных предложений со стороны конкурирующих компаний.

Приведем пример стратегии лидерства объединенной компании-создание большого и сильного игрока на базе компании «Ростелеком», тем самым усиливая направления развития традиционных и новых услуг, создается единая платформа закупки контента и его распространения, тем самым объединенная компания становится поставщиком телекоммуникационных услуг не только для государственных ведомств и предприятий, а также для населения Российской Федерации. Стратегической задачей которого является замедлить мобильное замещение услуг, в связи с тем, что традиционные услуги являются одним из главных источников доходов. Стратегия компании строится на реализации эффекта синергии, обеспечивающая повышение эффективности работы всех подразделений компании, рост совокупной выручки и снижение затрат. Так, снижение выручки от традиционных услуг компенсируется доходами от новых услуг, строительстве новых сетей. Помимо этого, на базе «Ростелекома» реализуется стратегия укрепления и расширения своих позиций на рынке мобильной связи и передачи данных путем развития партнерских отношений с существующими игроками, что экономически целесообразнее самостоятельного выхода на рынок, требующего значительных капитальных затрат. Данная стратегия обеспечит высокую скорость развертывания в условиях захвата перспективного рынка. Объединенная компания позволяет предприятиям сферы телекоммуникационных услуг экономить средства в области маркетинга и централизованных покупок, а рентабельность возрастет благодаря упразднению взаимных платежей по пропуску трафика и уплате соответствующих налогов. Создание объединённой компании является новым импульсом для развития телекоммуникаций в России, что позволит расширить спектр предлагаемых услуг и сделать их доступными на всей территории страны. Отметим, что стратегию лидерства по издержкам предприятий сферы телекоммуникационных услуг могут реализовывать в условиях жесткой конкуренции и высокой степенью насыщенности при медленном росте емкости, многообразии предложений аналогичного характера со стороны конкурентов, что свойственно для услуг проводной связи.

Стратегия. дифференциации услуг создает рыночную власть предприятий сферы телекоммуникационных услуг, поскольку существует группа потребителей, которые привержены их услугам и рассматривают другие марки как несовершенные субституты, в связи с чем, хозяйствующие субъекты рынка телекоммуникационных услуг могут повышать тарифы на свои особенные услуги и не потерять потребителей, в то время как сами потребители получают разнообразие, способное в лучшей степени удовлетворить их нужды. Разнообразие, возникающее на рынке телекоммуникационных услуг, можно отнести к вертикальной продуктовой дифференциации по причине того, что все характеристики телекоммуникационных услуг изменяются одинаково для всех категорий потребителей. Отметим, что в условиях снижения доходов от телекоммуникационных услуг стратегия компаний по ориентации на продуктовое однообразие и унификацию на конкуренции цен оказывается неэффективной.

Одним из ключевых стратегических направлений развития предприятий сферы телекоммуникационных услуг является создание условий для проведения комплекса мероприятий, направленных как на максимальное удовлетворение потребностей в телекоммуникационных услугах различных категорий потребителей, так и на получение прибыли. Комплекс мероприятий представляет собой обоснованную интеграцию услуг фиксированной и мобильной связи, дающую новые возможности развития с помощью синергетического эффекта, также интеграцию продуктов и услуг, которая осуществляется через продвижение пакетов услуг, развитие новых продуктов, разработки единой стратегии маркетинга и продаж, а также создания единого брэнда. Следует отметить значимость интеграции операционных функций созданием единых центров обслуживания абонентов, объединением call-центров и интеграции бэк-офисов и интеграции сетевой инфраструктуры через разработку и реализацию единой стратегия развития сети, интеграции программного обеспечения и интеграции биллинга и IT-служб, использование единого оборудования.

При разработке комплекса мероприятий для развития хозяйствующих субъектов является согласование интересов предприятий и стратегических ресурсов, необходимых для реализации целевых установок, с учетом возможностей рынка телекоммуникационных услуг с последующим выделением стратегических альтернатив. Критериями оценки возможных стратегических альтернатив развития предприятий сферы телекоммуникационных услуг являются возможные экономические и социальные показатели деятельности, соответствие стратегических ориентиров миссий и целям развития хозяйствующих субъектов, потребность в стратегических ресурсах, а также возможный синергизм в процессе функционирования механизма стратегического управления предприятиями сферы телекоммуникационных услуг. Заключительной процедурой формирования комплекса мероприятий является выбор оптимальных или предпочтительных направлений развития хозяйствующих субъектов телекоммуникационного комплекса, обеспечивающих рост социально-экономических показателей деятельности в сфере телекоммуникационных услуг.

Для эффективного функционирования механизма стратегического управления предприятиями сферы телекоммуникационных услуг необходимо соблюдение ряда правил формирования комплекса мероприятий, способствующих достижению экономических и социальных показателей хозяйствующих субъектов в стратегической перспективе. Так, ключевым фактором, определяющим результативность предлагаемых стратегических мер предприятий сферы телекоммуникационных услуг, является учет текущего состояния факторов внешней и внутренней сред хозяйствующих субъектов, а также потенциальных возможностей и угроз, возникающих на рынке телекоммуникационных услуг.

В процессе формирования комплекса организационно-экономических мероприятий в рамках создаваемого механизма рационализации функционирования системы стратегического управления необходима сбалансированность ресурсного потенциала и функциональных стратегий, обеспечивающая последовательное достижение экономических и социальных результатов телекоммуникационных хозяйствующих субъектов. Существует потребность учета ответной реакции внешней и внутренней сред, осуществляемой в рамках комплекса организационно-экономических мероприятий по стратегическому управлению предприятиями сферы телекоммуникационных услуг со стороны групп влияния (поддержки). Так, неадекватная реакция на реализуемые мероприятия со стороны потребителей, конкурентов, поставщиков, посредников или контактных аудиторий может существенно нарушить процесс функционирования механизма рационализации элементного взаимодействия системы стратегического управления.

На выходе процесса функционирования механизма рационализации стратегического управления телекоммуникационными предприятиями, в соответствии с обоснованиями автора, должны быть экономические и социальные результаты, среди которых следует выделять повышение уровня конкурентоспособности хозяйствующих субъектов телекоммуникационного комплекса на основе повышения качества телекоммуникационных услуг, прироста объема оказания услуг.

Хозяйствующим субъектам сферы телекоммуникационных услуг в процессе своей целевой ориентации на достижение стратегических целей, при использовании для принятия решений современных информационно-коммуникационных технологий, следует предъявлять к информации ряд требований, обеспечивающих ее эффективное использование. При этом телекоммуникационные предприятия, имеющие разветвленную инфраструктуру средств связи, обеспечивают реализацию единых социально-экономических программ, что позволяет повышать их конкурентоспособность. В целом, эффективность использования всех видов располагаемых ресурсов с применением механизма рационализации взаимодействия технологических элементов системы стратегического управления позволит телекоммуникационным локальным и отраслевым составляющим адекватно реагировать на происходящие во внешней среде изменения и приводить в равновесное состояние спрос и предложение телекоммуникационных услуг.

Таким образом, методические положения создания механизма рационализации элементного взаимодействия системы стратегического управления локальными и отраслевыми составляющими телекоммуникационного комплекса, заключающиеся в активизации и росте влияния технологических элементов системы стратегического управления на экономические результаты в условиях негативных влияний факторов внешней и внутренних сред, предоставляют возможность менеджменту телекоммуникационного комплекса повысить уровень взаимодействия систем текущего, перспективного и стратегического управления на основе роста управляемости, уровня социально-экономического развития телекоммуникационных предприятий.

Формирование механизма рационализации взаимодействия технологических элементов системы стратегического управления локальными и отраслевыми составляющими телекоммуникационного комплекса, обеспечивающего целевую ориентацию функционирования хозяйствующих субъектов на достижение стратегических целей, реализацию единых целевых научно-технических программ развития отраслевых составляющих телекоммуникационного комплекса, повышение их конкурентоспособности, уровня эффективности использования ресурсного потенциала, предоставляет возможность менеджменту телекоммуникационного комплекса адекватно реагировать на происходящие во внешней среде изменения и адаптироваться в своем развитии с целью максимально возможного удовлетворения потребностей в телекоммуникационных услугах.

Заключение

.

В ходе диссертационной работы были развиты и обоснованы сущность и роль стратегического управления в повышении экономической результативности и эффективности оказания телекоммуникационных услуг в условиях динамизма внешней среды. Осуществление стратегического управления развитием процесса оказания телекоммуникационных услуг, выражающееся в целенаправленном обеспечении эффективного функционирования локальных и отраслевых телекоммуникационных составляющих сферы услуг, в противодействии факторам динамичной, изменчивой нестабильной внешней среды, в определении целевой ориентации телекоммуникационного субъекта хозяйствования на достижение планируемых социальных и экономических результатов, уровней эффективного осуществления процесса оказания телекоммуникационных услуг посредством проведения организационно-экономических и иных мер в технологии стратегического управления с целью расширения состава конкурентных преимуществ, возможно на основе создания механизма рационализации технологии системы стратегического управления, её взаимодействия с текущим и перспективным управлением.

Отметим, что особенности формирования и использования стратегии развития телекоммуникационных локальных и отраслевых составляющих сферы услуг в современных условиях хозяйствования, характеризующиеся наличием развитого рынка телекоммуникационных услуг, межотраслевого телекоммуникационного комплекса, определяют необходимость трансформации хозяйствующих субъектов в универсального оператора, оказывающего широкий комплекс телекоммуникационных и инфокоммуникационных услуг розничным потребителям, корпоративным клиентам и операторам на уровне международных стандартов на всей территории Российской Федерации и за её пределами.

Теоретические положения и особенности формирования системы стратегического управления развитием предприятий сферы телекоммуникационных услуг, заключающиеся в единстве целевой ориентации функциональных стратегий на достижение необходимых экономических и социальных результатов в долгосрочном периоде, способствуют рационализации современных информационно-коммуникационных технологий телекоммуникационных хозяйствующих субъектов, повышению уровня управляемости хозяйствующих субъектов, влияющей на рост объема оказываемых телекоммуникационных услуг, их качества, доходов предприятий и инвестиционной привлекательности в целом сферы телекоммуникационных услуг.

Анализ влияния действующих механизмов рационализации технологии системы стратегического управления отраслевыми и локальными составляющими сферы телекоммуникационных услуг посредством исследования динамики прироста доходов от телекоммуникационных услуг, в том числе в расчете на одного жителя по субъектам федерации и изучения распределения трафика между услугами показал, что одновременно с положительными тенденциями развития сферы телекоммуникационных услуг в 2010 году наблюдалось значительное снижение темпов прироста доходов, произошли негативные изменения на рынке междугородной, внутризоновой и международной телефонной связи, что связано с развитием информационных и коммуникационных технологий, а уменьшение сегмента услуг международной, междугородней связи явилось результатом либерализации рынка и замещения услуг проводной связи мобильной, что определило рыночный спрос на оказание интерактивных и оперативных телекоммуникационных услуг, тенденцию вытеснения голосового трафика услугами по передаче данных.

Особенности управления социально-экономическим развитием телекоммуникационных хозяйствующих субъектов, заключающиеся в наличии таких проблем, тормозящих дальнейшее телекоммуникационное развитие, как значительный физический износ и моральное старение основных фондов, приводящие к ограниченному ассортименту оказания телекоммуникационных услуг, определяют необходимость: модернизации сетей связи операторов посредством уменьшения разницы цен на местные и междугородние телефонные звонкиустранения падения спроса на ряд телекоммуникационных услуг в целях компенсации частичной потери доходов хозяйствующих субъектовперераспределения средств на поддержание процесса оказания убыточных телекоммуникационных услугнейтрализации угрозы насыщения рынка телекоммуникационных услуг.

Результаты анализа действующих механизмов стратегического управления социально-экономическим развитием телекоммуникационных отраслевых и локальных составляющих сферы услуг характеризующих: оценки их инновационного потенциала, рост качества телекоммуникационных услуграсширение состава объектов инфраструктурного комплекса, номенклатуры услугповышение числа внедренных современных технологий и уровня проникновения телекоммуникационных услуг во все сферы народнохозяйственного производства, предъявляют требования к совершенствованию законодательной базы, методов государственного регулирования телекоммуникационной отрасли, повышению уровня однородности технического развития экономических видов деятельности народного хозяйства, активизации перехода на рыночные отношения телекоммуникационных хозяйствующих субъектов с разными формами собственности.

Таким образом, повышение эффективности функционирования системы стратегического управления развитием телекоммуникационного комплекса в условиях нестабильной внешней среды в процессе обновления материально-технической базы, роста уровня управляемости персоналом предприятий, увеличения числа потребителей телекоммуникационных услуг, их удовлетворенности качеством и ассортиментом, создания механизма рационализации взаимодействия технологических элементов системы стратегического управления локальными и отраслевыми составляющими телекоммуникационного комплекса, создающего условия свободного доступа к услугам потребителей и их интеграции в единое мировое информационное пространство, позволяет менеджменту формировать и реализовывать комплекс организационно-экономических мер по оснащению современным оборудованием процесса оказания проводных и мобильных телекоммуникационных услуг, совершенствованию тарифной политики и поддержанию равновесности спроса и предложения, стоимостного объема оказания телекоммуникационных услуг без существенных инвестиционных вложений в развитие сети, трансформации телекоммуникационных предприятий в универсального оператора услуг.

Методические положения создания механизма рационализации элементного взаимодействия системы стратегического управления локальными и отраслевыми составляющими телекоммуникационного комплекса, заключающиеся в активизации и росте влияния технологических элементов системы стратегического управления на экономические результаты в условиях негативных влияний факторов внешней и внутренних сред, предоставляют возможность менеджменту телекоммуникационного комплекса повысить уровень взаимодействия систем текущего, перспективного и стратегического управления на основе роста управляемости, уровня социально-экономического развития телекоммуникационных предприятий.

Формирование механизма рационализации взаимодействия технологических элементов системы стратегического управления локальными и отраслевыми составляющими телекоммуникационного комплекса, обеспечивающего целевую ориентацию функционирования хозяйствующих субъектов на достижение стратегических целей, реализацию единых целевых научно-технических программ развития отраслевых составляющих телекоммуникационного комплекса, повышение их конкурентоспособности, уровня эффективности использования ресурсного потенциала, предоставляет возможность менеджменту телекоммуникационного комплекса адекватно реагировать на происходящие во внешней среде изменения и адаптироваться в своем развитии с целью максимально возможного удовлетворения потребностей в телекоммуникационных услугах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Азоев Г. J1. Конкурентные преимущества фирмы. — М.: Новости, 2000.
  2. С.А., Мхитарян B.C.: Прикладная статистика. Основы эконометрики. Т. 1. Теория вероятностей и прикладная статистика. М.: Юнити-Дана. 2001.
  3. Р.И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент: учеб. пособие. -М.: Финансы и стаистика, 2007.
  4. М.М. Планирование деятельности фирмы. М.: Финансы и статистика, 2000.
  5. И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989
  6. A.JI. Социальная защита населения и предоставление ему управленческих услуг органами местного самоуправления // Теория и практика государственного управления. 2010. — № 7.
  7. С.А. Международные нормы и стандарты поддержания уровня доходов и занятости населения // Международное публичное и частное право. 2005. — N 6
  8. Н.В. Понятие конкурентоспособности и его эволюция // Маркетинг в России и за рубежом. 2007, № 6(62).
  9. А. Долгосрочные тренды российской экономики. Сценарии экономического развития России до 2020 года // Общество и экономика. 2005. — № 12.
  10. В.А., Бродский Н. Ю., Журавлев C.B., Столярова А. Г., Фролов A.C. Новая экономика: гадкий утёнок или Её величество?. М.: ГУ-ВШЭ, 2011
  11. В. Составляющие системы государственного регулирования социальной защиты и социального развития // Украина: Аспекты труда. 2009. — № 3.
  12. Л.А. Управленческие решения: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2008.
  13. Т.Д. Сфера услуг. Экономика. М.: 2007.
  14. М.М. Экономическое прогнозирование: методы и приемы практических расчетов: Учеб. пособие.- М.: КНОРУС, 2008.
  15. М.Н. Внутрифирменное планирование. Учебник.1. М.: Инфра-М, 2003.
  16. А.Н. Организационные системы: Методы исследования: Учебное пособие.- СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2007.
  17. В. Р., Кафидов В. В. Стратегическое управление: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2009
  18. В .Р. Менеджмент: Учебник. М.: Проспект, 2007
  19. В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. М.: Юрист, 2001.
  20. В.Р. Стратегическое управление: Учебник. М., ТК Велби: Изд-во Проспект, 2004
  21. В.Н., Эрлих О. В. Основы социального проектирования. СПб.: Леонтьевский центр, 2009.
  22. О.С. Стратегическое управление: Учебник. 2-е изд., перераб. И доп. — М.: Гардарика, 2002.
  23. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник.1. М.:Гардарика, 2006.
  24. М.Б., Сотников А. Д. Модели и архитектуры электронного предприятия / Под ред. Ю. В. Арзуманяна.- СПб.: Издательство «ДЕАН», 2009.
  25. М.Б. «Организационно-экономический механизм формирования электронных предприятий». Межвузовский сборник трудов «Стратегическое управление инновационным развитием экономики России». СПб: СПб ГПУ, 2005.
  26. А. Конкуренция в XXI веке // Маркетинг. — 2001. —
  27. A.A. Моделирование конкурентоспособности продукции предприятия // Маркетинг в России и за рубежом. 2003. № 4
  28. Всемирная история экономической мысли. Т.5. Теоретические и прикладные концепции развития стран Запада. М.: Мысль. 2001.
  29. Гапоненко A. JL, Панкрухин А. П. Стратегическое управление:
  30. Учебник. М.: Омега-Л, 2004.
  31. .М. Эффективность труда и качества жизни. Учебное пособие. СПб.: СПбТИЭА, 2000.
  32. И.Н. Менеджмент: Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007
  33. О.Б. Стратегия развития кадрового потенциала вуза: Дисс.. к.э.н. -2002.
  34. В.Н., Максимцов М. М., Малышев Н. И. Стратегический менеджмент: Практикум.- М.: Вузовский учебник, 2009.
  35. В.В., Глущенко И. И. Исследование систем управления: социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования. 2-е изд. — ООО НИЦ «Крылья», 2004.
  36. И.И. Система стратегического управления инновационной деятельностью. Железнодорожный: МО ООО НПЦ «Крылья», 2006.
  37. В.Д. Основы социального прогнозирования и проектирования. Уфа, Уфимский гос.авиа.тех.университет, 2000.
  38. B.JI. Промышленно-телекоммуникационный комплекс страны. Проблемы функционирования и перспективы развития.-СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005
  39. В.А., Богомолов O.A. Экономическая стратегия предприятия. Учебник.- М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», Рилант, 2001.
  40. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. I и II. М.: Тандем, 2001.
  41. Р. М. Современный стратегический анализ.- СПб.: Питер, 2008.
  42. Р.Л. Менеджмент. 6-е изд.- СПб.: Питер, 2004.
  43. Л.С. Глобализация рынков услуг: динамика и основные тенденции // Проблемы теории и практики управления. 2005. № 5.
  44. Ю. Пять китов и экология планктона.//Связьинвест. Корпоративное издание.-2010.- № 03.
  45. В.К. Проблемы и перспективы усовершенствования социального обеспечения населения // Региональные перспективы. 2009. -№ 11.
  46. В.Д. Менеджмент: Учеб. Пособие / Дорофеев В. Д., Шмелева А. Н., Шестопал Н. Ю. М.: ИНФРА-М, 2008
  47. А.Д. Формирование эффективного механизма регулирования сферы культуры на государственном уровне// Межвуз. сб. науч. тр. «Вестник института экономики и управления СПбГУКиТ» / Под ред. АД. Евменова. Вып. 2(29). СПб: Изд-во СПбГУКиТ, 2010.
  48. А.Д., Какосьян Э. К., Данилов П. В. Прогнозирование экономических и социальных процессов (в социально-культурной сфере).-СПб.: Изд. СПбГУКиТ, 2007.
  49. А.Д., Редькина Т. М., Сазонова Е. В. Стратегическое управление на предприятиях социально-культурной сферы: Учебное пособие.- СПб.: Изд. СПбГУКиТ, 2006.
  50. АД., Смирнов М. О. Механизм стратегического управления хозяйствующими субъектами в сфере физкультурно-оздоровительных услуг.- СПб.: изд. СПбГУКиТ, 2010.
  51. Л.И. Прогнозирование и планирование в сфере сервиса. М.: КНОРУС, 2004.
  52. Н.И. Экономика труда и социально-трудовые отношения: Учеб. Пособие. К.:Кондор, 2003
  53. A.A. Мировой рынок телекоммуникационных услуг: тенденции и принципы. Российский внешнеэкономический вестник.- 2009. № 5
  54. H.A. Концептуальные подходы к формированию системы стратегического управления социально-экономическим развитием предприятий телекоммуникационного комплекса // Вестник Чувашского университета. 2010. — № 4.
  55. H.A. Особенности функционирования предприятий телекоммуникационного комплекса в современных экономических условиях// Вестник Российской академии естественных наук. 2011. — №.
  56. H.A. Роль информационно-коммуникационных технологий в обеспечении конкурентоспособности предприятий // Межвуз. сб. науч. тр. «Вестник института экономики и управления
  57. СПбГУКиТ» / Под ред. А. Д. Евменова. Вып. 2(25). СПб: Изд-во СПбГУКиТ, 2008.
  58. H.A. Создание системы стратегического управления комплекса телекоммуникационных услуг // Межвуз. сб. науч. тр. «Вестник института экономики и управления СПбГУКиТ» / Под ред. А. Д. Евменова. Вып. 2(27). СПб: Изд-во СПбГУКиТ, 2009.
  59. H.A. Телекоммуникационный комплекс: состояние и перспективы развития // Межвуз. сб. науч. тр. «Вестник института экономики и управления СПбГУКиТ» / Под ред. А. Д. Евменова. Вып. 2(29). СПб: Изд-во СПбГУКиТ, 2010.
  60. H.A. Тенденции развития российского рынка широкополосного подключения к сети Интернет // Межвуз. сб. науч. тр. «Вестник института экономики и управления СПбГУКиТ» / Под ред. А. Д. Евменова. Вып. 2(29). СПб: Изд-во СПбГУКиТ, 2010.
  61. Л.Г., Соколова М. И. Стратегический менеджмент: учебник. -М.: Экономисть, 2007.
  62. H.JI. Кузнецов A.JI. Управление социальным развитием организации: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2006.
  63. Захаров H. J1. Социальные регуляторы деятельности российского государственного служащего. М.: Изд-во РАГС, 2002.
  64. Т. Отраслевая структура, рыночная стратегия и успех предприятия // Управление предприятием. — 2002. — № 3.
  65. Т. Создание и реализация потенциала успеха как ключевая задача стратегического менеджмента // Проблемы теории и практики управления. 1999. — № 2
  66. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория. Под ред.А. А. Аузана. М.: Инфра-М. 2005.
  67. М.С. Система стратегического управления как основа реструктуризации бизнеса // Вестник ТИСБИ. № 2. — 2000.
  68. . Деловая стратегия., М.: Экономика, 1991 г.
  69. A.M. Социально-трудовые отношения: теория и практика регулирования: Монография. К.: КНЭУ, 2009.
  70. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов/ Майкл Е. Портер- Пер. с англ.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2005
  71. Концепция развития рынка телекоммуникационных услуг Российской Федерации от 26 июля 2000 года № 1072-р
  72. Я. Путь к свободной экономике М.: Экономика, 2000.
  73. Э.М. Менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2009. (гриф УМО)
  74. В.В. Основы менеджмента: теория и практика. Учебно-практическое пособие. М.: РПИ, 2007.
  75. В.В. Основы менеджмента: теория и практика. Учебно-практическое пособие. М.: РПИ, 2007.
  76. Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. 2-е изд. / СПб.: Питер, 2006
  77. Дж.П., Коэн Д. С. Суть перемен.- М.: Олимп-Бизнес, 2008.
  78. А. И. История менеджмента. Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академ. Проект, 2000.
  79. Кревенс Дэвид В. Стратегический маркетинг. — 6-е изд.: Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2003.
  80. Э.Н. Теоретические подходы к формированию критерия эффективности производства продукции, оказания услуг// Межвуз. сб. науч. тр. «Вестник института экономики и управления
  81. СПбГУКиТ» / Под ред. А. Д. Евменова. Вып. 1(30). СПб: Изд-во СПбГУКиТ, 2011.
  82. М.Ю. Теоретические и прикладные аспекты социально-экономического прогнозирования. — М., 2002.
  83. Е.И. Конкурентная среда как фактор стратегии развития России // Экономика и математические методы, 2008, т.44, № 1.
  84. .В. Социальное прогнозирование развития России в 21 веке. М., 2002.
  85. К. Маркетинг услуг: персонал, технологии, стратегия. 4-е. изд. / пер. с анг. М.: Вильяме, 2005.
  86. С., Дынин А., Панов П., Соколов А. Глобализация и конкурентоспособность: стратегии успеха. М.: Ассоциация менеджеров, 2003.
  87. Л.И., Егорычев Д. Н. Управленческие решения: Учебник.- М.: Омега-Л, 2008.
  88. В.А. Социальное проектирование.-М.: Социум, 2010.
  89. А.Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000
  90. Ф. Организационное поведение.- М.: ИНФА-М, 2008.
  91. A.M. Преобразующий менеджмент в хозяйственной организации. Екатеринбург, 2004.
  92. В.В. Телекоммуникации России: состояние, тенденции и пути развития.- Монография- М.: ИРИАС, 2007
  93. К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2-х т. / пер. с англ. М.: Республика, 2000.
  94. Ю.А. Стратегический менеджмент: Учебник- М.: Проспект, 2009.
  95. В.И. Менеджмент: деловые ситуации, практические задания, курсовое проектирование: практикум.- М.: КНОРУС, 2010.
  96. В.Г. Теория перемен. Опыт соединения древнего и современного знания.- М.: Глобус, 2007.
  97. Т. Ю. Введение в макроэкономику: учебное пособие- ГУ-ВШЭ 5-изд., испр.-М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007.
  98. May В. Драма 2008 года: от экономического чуда к экономическому кризису. «Вопросы экономики», № 2, 2009.
  99. М. Бизнес это психология. — М., 2005,2006
  100. Менеджмент в телекоммуникациях/ Под ред. Н. П. Резниковой, Е. В. Деминой.- М.: Эко-Трендз, 2005
  101. Менеджмент: Учебное пособие / Под ред. В. В. Лукашевича, Н. И. Астаховой. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005
  102. М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. М.: Вильяме, 2007.
  103. .З., Евенко А. И., Рапопорт B.C. Системный подход к организации управления. М.: Экономика, 2003.
  104. Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий / Пер. с англ.- Под ред. Ю. Н. Каптуревского.- СПб.: Питер, 2006.
  105. А.И. Социокультурные прогнозы развития западной цивилизации середины XX начала XXI вв.: дис.. канд. филос. наук: 24.00.01 Москва, 2007.
  106. И. П. Экономическая теория: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям-2-е изд., перераб. и доп.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
  107. В. Актуальные вопросы реформирования системы социального обеспечения населения // Украина: Аспекты труда. 2010. -№ 12.
  108. A.A. Управление организацией: Учебник. М.: Эксмо, 2006.
  109. О’Коннор Дж. Макдермотт А. Искусство системного мышления. Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем (2-е изд.). Изд. Альпина Бизнес Букс, 2008.
  110. Оксинойд К. Э Управление социальным развитием организации: Учебное пособие. М., Флинта: МПСИ, 2007.
  111. И.М. Государство и рынок: экономические и социальные цели / Социально-экономические модели в современном мире и путь России. М.- Наука, 2005.
  112. А.И., Коробейников И. О. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  113. А.Г. Управление организацией: Учебник / Поршнев А. Г., Румянцева З. П., Саломатин H.A. М.: ИНФРА-М, 2008
  114. И. Об эффективности управления сложными социально-экономическими системами // Общество и экономика, 2005, № 9.
  115. Г. И. Прогнозирование и планирование: задачи и решения: Учебно-практическое пособие. 2-е изд., доп.- М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2008.
  116. Г. И. Стратегия предприятия: задачи и решения: Учебно-практическое пособие.- М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2010.
  117. .А. Психологическая экономика. М.: ИНФРА, 2005.
  118. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: Инфра-М, 2002.
  119. И.И. Среда для инновационной деятельности в области ИТ и телекоммуникаций: состояние и перспективы. // Информационные ресурсы России, 2010. № 1.
  120. П. Социальная защищенность граждан: возможности и потребности // Правительственный курьер. 2009. — № 17.
  121. О.В. Экономика труда: Учебник для ВУЗов. М.: ЮНИТИ, 2009.
  122. Дж. Эренберг. Современная экономика труда: теория и государственная политика. М.: Издат-во МГУ, 2003
  123. Россия в цифрах. Федеральная служба государственной статистики. М.: Росстат, 2011.
  124. С.Ю., Разумова Т. О. Экономика труда. Экономическая теория: Учебное пособие. -М.: ИНФРА, 2001.
  125. Связь в России. 2011: Статистический сборник/ Росстат.- М., 2011.
  126. В.В. Экономическая теория: В 3 ч. Ч. 3. Макроэкономика: Учеб.пособие. Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2002.
  127. В.А. Крючков С.А Экономическая теория: макроэкономика: Учеб. пособие- Новосиб. гос. архит.- строит, ун-т.-Новосибирск: НГАСУ, 2003.
  128. .С. Феномен социальной перспективы в современной социологии .- Дисс.д.с.н. Барнаул, 2004.
  129. А.Ю. Перспективы развития сферы услуг// Межвуз. сб. науч. тр. «Вестник института экономики и управления СПбГУКиТ» / Под ред. А. Д. Евменова. Вып. 2(29). СПб: Изд-во СПбГУКиТ, 2010.
  130. С.Б. Планирование и прогнозирование в системе управления высшим профессиональным образованием/ Межвуз. сб. науч. тр. «Проблемы управления развитием социально-экономических систем.-СПб.: СПбГУКиТ, 2011.
  131. С.Б., Голубев A.A. Рационализация механизма планирования развития высшего профессионального образования.- СПб.: Издательство «Студия «ИП-Прнт», 2012.
  132. Современный экономический словарь. М.: Инфра-М, 2008.
  133. В. Проводной ШПД не сдает позиции .//Связьинвест. Корпоративное издание.- 2010.-№ 07.
  134. A.B. Менеджмент организации: Учебник / Тебекин A.B., Касаев Б. С. М.: КНОРУС, 2007
  135. Томпсон-мл. Артур А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. — 12-е изд.: Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2003.
  136. .Т. Социология. Общий курс: Учебник.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
  137. В.В., Магура М. И., Курбатова М. Б. Развитие управленческого потенциала: Модуль 1.- М.: Издательство «Дело», 2007.
  138. И.В. Отрицание экспертности как методическая проблема // Социология 4M 29,2009.
  139. Управление персоналом организации / Под ред. М, АЛ.Кибанова. 3-е изд., доп. и перераб. — М.: ИНФРА-2005.
  140. Управление персоналом организации. Практикум. Учебное пособие / Под ред. АЛ.Кибанова. М.: ИНФРА- М, 2006.
  141. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А Л. Кибанова. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: ИНФРА-М, 2002.
  142. Р. А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: ИНФРА-М, 2000.
  143. P.A. Управленческие решения: Учебник. -М.:Дело, 2008.
  144. Федеральный закон «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ, ред. от 08.12.2011.
  145. К.А. О сценарном подходе к прогнозированию//Социс. № 5. 2008.
  146. К., Бенсуссан Б. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
  147. M., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации.- СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2006.
  148. Д. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие. — М.: Контур, 1998.
  149. Л.Г. Государственное регулирование национальнойэкономики. М, 2004.
  150. В.Н. Прогнозирование социально-экономических процессов.- М.: Финансы и статистика, 2007.
  151. А. В., Решетников M. М. Общественное признание: опыт поощрения лучших и признание заслуг в дореволюционной и современной России. СПб.: Изд-во «Синтез-Полиграф», 2001.
  152. А. Не цена, а качество//Связьинвест. Корпоративное издание.- 2010.- № 03
  153. О. История развития общества: русский путь // Общество и экономика. 2000. — № 2−4.
  154. Л.С. О некоторых понятиях стратегического управления // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. — № 6.
  155. Г. В. Управление организационными изменениями.-СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2005.
  156. Экономика предприятия. Учебник /под ред. Волкова О. И. -М.: — Инфра М, 2001.
  157. Экономический словарь./Е.Г.Багудина и др.- отв. Ред. А. И. Архипов. M.: ТК Вели, Изд-во Проспект, 2008.
  158. Е.В. Группа «Связьинвест»: на пороге перемен//Связьинвест. Корпоративное издание.- 2009.- № 5.
  159. Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
  160. Яллай В. А Учебное пособие Макроэкономика. Псков, ПГПИ, 2003.
  161. Ansoff, Н. Igor. Corporate Strategy. 1965
  162. Chandler A. Strategy and structure. Boston. 1962.
  163. Henry Mintzberg. Structure in Fives: Designing Effective Organizations Prentice Hall. 2002
  164. Higgins J.M. Organizational Policy and strategic Management: Text and Cases, 2nd ed. Chicago: The Dryden Press, 1983.
  165. Pearce J.A., Robinson R.B. Jr. Strategic Management, 2nd ed. Homewood, III: Richard D. Irvin, 1985.
  166. Porter M. Competitive advantage: creating and sustaining superior performance. N.Y., 1985
  167. Sehende! D.E., Hatter K.J. Business Policy or Strategic Management: A Broader View for an Emerging Discipline. Academy of Management Proceeding. August, 1972.
  168. Сайт Минкомсвязь России http://minsvyaz.ru/ru/.
Заполнить форму текущей работой