Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие торговых систем вертикально-интегрированных компаний как фактор повышения их экономической эффективности: Теоретические и прикладные аспекты

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основе комплексного анализа деятельности отечественных и зарубежных ВИК выявлено, что их сбытовая ориентация (вертикальная интеграция в производство продукции высших уровней передела) и степень развития ТС обусловлены особенностями внутреннего и внешнего рынка. ВИК, базирующиеся в странах со слабо развитой хозяйственной структурой, имеют сырьевую ориентацию, и их ТС дополняют компании… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ВЕРТИКАЛЬНО-ИНТЕГРИРОВАННЫЕ КОМПАНИИ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ВАРИАНТ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА
    • 1. 1. Создание и эволюция интегрированных бизнес-групп в России
    • 1. 2. Предпосылки для формирования вертикально-интегрированных компаний и их функционирование за рубежом и в России
    • 1. 3. Совершенствование систем управления и организационных структур в вертикально-интегрированных компаниях
  • ГЛАВА 2. ТОРГОВЫЕ СИСТЕМЫ ВЕРТИКАЛЬНО-ИНТЕГРИРОВАННЫХ КОМПАНИЙ И РЕСУРСНО-ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДЛЯ ИХ РАЗВИТИЯ
    • 2. 1. Институциональная трансформация торговли в Российской Федерации и создание торговых систем вертикально-интегрированных компаний
    • 2. 2. Инвестиционные процессы в торговых организациях и ресурсный потенциал для их осуществления
    • 2. 3. Трансфертное ценообразование как инвестиционный ресурс в торговых системах вертикально-интегрированных компаний
  • ГЛАВА 3. ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЕРТИКАЛЬНО-ИНТЕГРИРОВАННЫХ КОМПАНИЙ НЕФТЯНОЙ И МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЙ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
    • 3. 1. Сбытовая ориентация, эффективность вертикальноинтегрированных компаний и развитие их торговых систем в зависимости от особенностей рынков производимой продукции
    • 3. 2. Пути повышения экономической эффективности торговых систем российских вертикально-интегрированных компаний
    • 3. 3. Государственное регулирование эффективности торговой деятельности российских вертикально-интегрированных нефтяных и металлургических компаний

Развитие торговых систем вертикально-интегрированных компаний как фактор повышения их экономической эффективности: Теоретические и прикладные аспекты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования в принципиальном плане определена, во-первых, тем, что движущей силой растущих экономик являются мощные корпорации и объединенные бизнес-группы, имеющие характер крупных предпринимательских систем. Особенно велика значимость вертикально-интегрированных промышленных компаний в нефтяной и металлургической отраслях экономики России.

Мировой опыт свидетельствует, что единственный путь, ведущий к становлению конкурентоспособных промышленных структур — концентрация капитала и производственных мощностей, их интеграция по вертикальному технологическому принципу. Такая интеграция повышает эффективность производства за счет снижения производственных и трансакционных издержек, уменьшения косвенного налогообложения промежуточных продуктов.

Высокая ликвидность продукции, значительные основные фонды и конкурентоспособность объединенных бизнес-групп являются гарантией того, что инвесторы рассматривают вертикально-интегрированную компанию (ВИК) как надежного партнера, проекты которого можно уверенно финансировать. В свою очередь, ВИК способны обеспечить этим инвестициям должную отдачу.

Создание ВИК позволяет решать задачи построения корпоративных структур, способных успешно конкурировать на внешних рынках. При условии реализации нефтеи металлопродуктов в виде изделий повышенной готовности (по сравнению с сырьем) может быть достигнута независимость от внешних рынков и колебаний их конъюнктуры.

Поэтому неудивительно, что ведущую роль в функционировании ряда отраслей отечественной экономики, прежде всего нефтяного и металлургического комплексов, играют в настоящее время вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК) и вертикально-инегрированные металлургические компании (ВИМК).

Во-вторых, в любой компании, имеющей вертикально-интегрированную структуру, важное место занимает звено, связанное с реализацией продукции. Согласование действий между крупными компаниями постепенно изменяется в сторону жесткой конкуренции и разделения рынков сбыта. Резкое увеличение своей коммерческой активности в сфере торговли многие компании рассматривают как долгосрочную стратегию развития. В сбыте выявляются все проблемы, возникшие в стратегии, управлении, оргструктуре предприятия. Сбыт — решающий фактор для планирования загрузки производственных мощностей, определения потребностей в сырье, для бюджетирования.

В-третьих, для ВИК координация действий между подразделениями часто осуществляется не рыночными механизмами, а внутри коммерческой структуры, где действуют иные, в том числе административные рычаги управления. Такие особенности, чаще всего малоизученные, характерны и для функционирования торговых организаций в составе В ИНК и ВИМК.

В-четвертых, степень зависимости эффективности торговой деятельности ВИК как от организационно-технологический особенностей соответствующих подразделений компаний, так и от деятельности государства, требует дополнительного исследования и научного обоснования. Отсутствие теоретических и методических разработок по макрои микроэкономическим аспектам регулирования функционирования торговых систем (ТС) ВИК не позволяет сегодня проводить хозяйственную политику, способствующую их активизации. Вопросы, связанные с совершенствованием организационно-экономических аспектов деятельности ТС крупных промышленных корпораций, в недостаточной степени освещены в научных исследованиях. Данные обстоятельства, а также необходимость скорейшего формирования благоприятной среды для деятельности ВИНК и ВИМК обусловили выбор темы настоящего исследования.

В этой связи целью диссертационного исследования стало выявление закономерностей функционирования ТС в составе вертикально-интегированных компаний, а также разработка теоретического обоснования и методических рекомендаций по повышению их эффективности за счет совершенствования собственной структуры и методов государственного воздействия на сбытовую активность ВИНК и ВИМК.

Объектом исследования избраны торговые системы ВИК, а предметом — регулирование деятельности ТС в направлении их активизации, снижения рисков и повышения эффективности в единстве государственных и корпоративных усилий.

Теоретической и методологической основой исследования явились: а) системный подход к исследуемым объекту и предметуб) положения трудов отечественных и зарубежных учёных по теории и практике функционирования нефтяной и металлургической отраслей, проблемам создания институциональных условий для экономического роста торговых предприятийв) научные исследования по проблемам нефтеи металлообеспечения страныг) концептуальные подходы, воплощенные в законодательных актах России и ряда развитых стран, а также нормативно-методических документах соответствующих органов.

Тема образования и функционирования ВИК широко рассматривается в? российской и зарубежной экономической литературе. В первую очередь внимание исследователей привлекалют такие аспекты, как возможности регулирования отраслевых рынков, слияния и поглощения, конкурентоспособность российских компаний, расширение функций сбытовых подразделений.

Различные аспекты управления торговой деятельностью корпораций освещены в трудах зарубежных ученых, работавших в том числе над теорией стратегического развития компаний (И.Ансофф, Х. Виссема, Р. Каплан, К. Кристенсен, М. Портер, Р. Рэнделл, А. А. Томпсон, Дж. Самплер, А.Дж. Стрик-ленд, Л. Фаэй), и российских авторов (С.В.Алафинов, Ю. Б. Винслав, О. В. Ермолов, В. С. Ефремов, К. Н. Миловидов, В. В. Ремизов, Л.С.Чугунов). Экономико-организационные проблемы функционирования торговых организаций в условиях рынка анализировали Ю. Аванесов, Л. Брагин, Т. Данько, М. Иоффе, Б. Соловьев и другие экономисты. Различные аспекты повышения эффективности хозяйствования рынка нефтеи металлопродуктов рассматривали Ю. Ахриев, В. Алекперов, О. Ермилов, Л. Колядов, К. Миловидов, JT. Федун, В. тарифов, Э. Шахбазов и многие другие.

Фактологической и статистической базой послужили материалы Минэнерго РФ, данные Госкомстата РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, ТПП РФ, региональных органов управления и статистики, прогнозы социально-экономического развития страны, данные научно-исследовательских институтов нефтяной и металлургической промышленности и производственно-хозяйственных структур отраслей, а также отечественные и зарубежные периодические источники и материалы научно-технических совещаний, конференций и симпозиумов по исследуемым вопросам, авторские? нналитические разработки.

Нормативно-правовой базой работы явились Законы РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, методические и инструктивные документы федерального, регионального и отраслевого уровней.

Научная новизна диссертации определяется тем, что она представляет собой одну из первых попыток исследования проблем взаимосвязи между эффективностью торговой деятельности и вертикальной интеграцией крупных промышленных структур на примере нефтяных и металлугических российских и зарубежных компаний как основных бюджетообразующих хозяйственных единиц национальной экономики. Новизна постановки проблем и подходы к их решению связаны также с тем, что эти отечественные отрасли функционируют в условиях перехода от командно-административной к рыночной системе хозяйствования. В то же время в мире еще нет достаточно накопленного опыта системной трансформации стран с плановой экономикой.

Основные научные результаты, раскрывающие конкретный личный вклад соискателя в разработку выбранной проблематики, представлены в заключении.

Практическая значимость работы выражается в разработке конкретных предложений, позволяющих повысить экономическую эффективность функционирования крупных российских промышленных компаний, включая развитие их торговых систем. Результаты исследования могут быть использованы при формировании политики государства в части перехода от сырьевой ориентации развития экономики к технологической, а также крупными компаниями при разработке и реализации широкого спектра задач организационно-технологического плана в условиях глобализации. Кроме того, материал, изложенный в диссертации, полезен для использования в учебном процессе при подготовке и чтении курсов по экономическим дисциплинам.

Апробация. Основные положения работы докладывались диссертантом на ряде международных, общероссийских и региональных научно-практических конференций, в частности международной научно-практической конференции «Развитие корпоративных форм управления в России», проведенной Международной академией корпоративного управления (Москва, 1999 г.) — межрегиональной научно-практической конференции «Экономика и управление: в поисках нового» (Владимир, 2001 г.) — IV международной научно-практической конференции «Финансовые проблемы РФ и пути их решения: теория и практика» (Санкт-Петербург, 2003 г.). Материалы диссертационного исследования и основные положения работы используются в процессе преподавания в Московской академии экономики и права и Академии труда и социальных отношений.

По теме диссертации опубликовано 4 работы общим объемом более 1,0 п.л.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы и предложения.

1. Предложена авторская трактовка понятия «торговая система ВИК». По аналогии с определением функциональной системы, торговую систему ВИК целесообразно определить как «комплексную совокупность средств и способов, обеспечивающую выполнение целесообразной функции». Под средствами понимаются материальные составляющие торговой системы — здания и сооружения, транспортные средства, финансовые ресурсы и т. д., то есть все то, что обычно называют «сбытовой сетью». Однако торговая система представляет собой качественно более сложное по сравнению со сбытовой сетью явление. Кроме средств, в состав ТС входят нематериальные составляющие (способы) — квалификация и мотивация персонала, рыночная информация, содержание нормативной и технической документации, деловые контакты, то есть элементы организационной структуры и менеджмента компании. Функции ТС включают сбыт продукции, но не ограничиваются ими. Также они включают организацию и координацию деятельности всех подразделений ВИК на всех этапах технологического цикла с целью максимизации экономической эффективности продаж.

2. На основе проведенного анализа инвестиционных процессов в российских торговых организациях, включая ТС ВИК, выявлена их низкая активность вследствие недостатка инвестиционных ресурсов. Тем не менее высокая ликвидность продукции, значительные основные фонды и конкурентоспособность производства являются гарантией того, что инвесторы рассматривают вертикально-интегрированные компании как достаточно надежного партнера, проекты которого, в том числе по развитию ТС, можно уверенно финансировать.

Более того, вертикальная интеграция представляет собой способ хеджирования рисков, чего лишены специализированные неинтегрированные бизнес-структуры. Однако это не означает, что вертикальная интеграция гарантирует минимизацию рисков. ВИК так же, как и операторы фондового рынка, должны разрабатывать и реализовывать стратегии, направленные на максимизацию доходности (и, следовательно, ресурсного потенциала для инвестиций) при ограничениях, накладываемых величиной допустимого риска. Наряду с этим, компаниям необходимо повышать эффективность использования инвестиционных ресурсов за счет технологических и организационных факторов.

3. Финансовым источником для дополнительных инвестиций в торговые системы нефтяного и металлургического комплексов часто служат средства, сэкономленные при использовании механизмов трансфертного ценообразования. Для проведения торговых сделок на рынке нефтеи металлопро-дуктов целесообразно использовать методику расчета трансфертных цен, в основе которой лежит их привязка к уровню рыночных цен на продукцию, идентичную производимой ВИНК и ВИМК. Возможность такого подхода обусловлена тем, что содержание внутрифирменных ресурсных потоков составляют объекты, являющиеся предметом продаж на рынке.

Автором предлагается методика расчета трансфертных цен на продукцию нефтепереработки. В ней введена корректировка трансфертной цены на сумму экономии затрат, связанных с трансакционными издержками, которая вызвана тем, что у компании нет необходимости тратить время и деньги на поиск поставщиков/покупателей, ведение переговоров и осуществление других действие, присущих процессу купли-продажи товара.

Используя трансфертные цены, установленные по предложенной автором схеме, ВИК имеют возможность определить для своих подразделений уровень требований к эффективности хозяйственной деятельности, который соответствует условиям реального рынка. Регулярная оценка экономических результатов с учетом внешней среды играет особую роль для структур, занимающихся реализацией продукции. Анализ трансфертных цен в комплексной системе показателей экономико-организационного планирования и управления компанией создает предпосылки для увеличения инвестиционного потенциала ВИК.

4. На основе комплексного анализа деятельности отечественных и зарубежных ВИК выявлено, что их сбытовая ориентация (вертикальная интеграция в производство продукции высших уровней передела) и степень развития ТС обусловлены особенностями внутреннего и внешнего рынка. ВИК, базирующиеся в странах со слабо развитой хозяйственной структурой, имеют сырьевую ориентацию, и их ТС дополняют компании, базирующиеся в странах с высокоразвитой структурой и производящие продукцию, отличающуюся большим разнообразием. Эта ситуация характерна для хозяйственных взаимосвязей между, например, российскими ВИМК и иностранными машиностроительными, автомобилестроительными, самолетостроительными т.д. компаниями. Торговые системы ВИНК, расположенных в странах с низким потреблением конечной продукции нефтепереработки (топливо, масла, нефтехимическая продукция), также играют роль дополняющих по отношению к ТС западных топливных компаний.

Это позволяет говорить о низком уровне развития торговых систем по критерию их адаптации к условиям конкурентных рынков. Задача совершенствования торговых систем российских компаний состоит в обеспечении экономически эффективного сбыта продукции высших уровней передела при рыночной глобализации. Выполнение такой задачи, в свою очередь, требует ряда организационно-технологических решений по отечественным ВИК.

5. Организационно-технологическую трансформацию ВИК целесообразно осуществить на основе создания матричной торговой системы, элементы которой войдут в состав всех структурных звеньев компании. Планирование хозяйственной деятельности компании должно осуществляться в среде торговой системы на основе иерархической составляющей структуры (субординация), а выполнение планов — на основе горизонтальных связей между ответственными и полномочными звеньями компании (координация). Создание такой торговой системы позволит достичь как тактических, так и стратегических целей. Тактическая цель состоит в повышении уровня управления всеми аспектами деятельности компании. Стратегическая цель состоит в определении перспектив развития компании.

6. Целями создания и функционирования единой торговой системы ВИК является повышение эффективности организации снабжения, производства и сбыта продукции, устранение организационной разобщенности в коммерческой и маркетинговой деятельности, разработка и развитие интегрированного процесса управления снабжением и сбытом в межрегиональной интегрированной группе, повышение управляемости интегрированной структурой, координация деятельности, обмен информацией. Таким образом, задача развития торговых систем ВИК является двуединой и объединяет глубокую трансформацию бизнес-процессов на корпоративном уровне (способы в составе торговой системы) и создание сети торговых центров (средства в составе торговой системы).

7. Автор указывает на необходимость государственного воздействия на деятельность российских ВИК. Основными направлениями государственной политики должны стать повышение финансовой прозрачности компаний, совершенствование налогового и антимонопольного законодательства, ужесточение контроля за вывозом капитала, создание бирж для торговли сырьем и полуфабрикатами. Реализация эффективных мер в названных областях позволит переориентировать ВИК на развитие производства продукции высших уровней передела в совокупности с созданием торговых систем, необходимых для ее экономически эффективного сбыта.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М. Экономика как наука: Пер. с франц. И. А. Егорова. — М.: Наука для общества, РГГУ, 1995. — С.168.
  2. И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 1999. — 416 с.
  3. И. Стратегическое управление: Пер. с англ. — М.: Экономика, 1989.
  4. В. А. Моделирование сложных вертикально-интегрированных производственных систем в нефтегазовой отрасли // Аудит и финансовый анализ. М.: Изд. дом «Компьютерный аудит». — № 4. — 2000.
  5. М. И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. — М.: Финансы и статистика, 1993. — С.288.
  6. И. Т. Риск менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1996.
  7. А. Объединяться можно по-разному // Нефть России. 1999. -№ 12.-С. 17−21.
  8. И. А. Инвестиционный менеджмент. — Киев: МП «Итем» Лтд. «Юнайтед Лондон трейд Лимитед», 1995. 448 с.
  9. М. Стратегические межфирменные альянсы // Вопросы экономики. № 4. — 2002. — С. 96−100.
  10. Ю. В., Швандар В. А. Инвестиционный анализ. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.-286 с.
  11. Г. Дж. Практическое руководство по управлению сбытом: Пер. с англ. М.: Экономика, 1991. — 98 с.
  12. К. Основы стратегического менеджмента: Пер. с англ. — М.: ЮНИТИ, 1997.
  13. Ф. Дистрибьюция в Европе: взгляд производителя // Металлоснабжение и сбыт. — № 6. 2001. — С. 19.
  14. В., Ренбиаш Б. Развитие сети дистрибьюции металлургической продукции в Польше // Металлоснабжение и сбыт. — № 6. 2001. -С. 29.
  15. Е. Е. Менеджмент. М.: ИНФРА-М, 1998. — С.256.
  16. В. Р. Основы менеджмента. М.: Триада ЛТД, 1996.
  17. Ю., Германова И. Холдинговые отношения и правообеспе-чение их становления в России и СНГ (вариант содержания модельного закона о холдингах и комментарии к нему) // Российский экономический журнал. — 2001.-№ 4.-С. 19−32.
  18. В. В. В поисках совершенствования управления. Руководство для высшего управленческого персонала. М.: МНИИПУ, 1996. — С. 588.
  19. Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы. — М.: ИНФРА-М, 1998.-С. 199.
  20. Л. П., Памбухчиянц В. К. Коммерция и технология торговли. 2-е изд. М.: Инф.-внедреческий центр «Маркетинг», 2000. — 223 с.
  21. У. Дункан. Основополагающие идеи в менеджменте: Пер. с англ. М.: Дело, 1996.
  22. Т. Российские предприятия в переходной экономике. -М.: Дело, 1995.-С.45
  23. А. А., Соколов А. В. Интегрированные бизнес-группы в российской экономике // Вопросы экономики. 2002. — № 4. — С. 78−95.
  24. И. В. Управление товарными системами. М.: Изд.-книготорговый центр «Маркетинг», 2001. — 644 с.
  25. П. В. Основы корпоративного управления концернами. -М.: ПРИОР, 1998.- 196 с.
  26. А. С., Ленский Е. В. Промышленные фирмы в современной рыночной экономике. М.: АФЛГИ, 1998. — С. 108.
  27. Зря сливались и поглощали // Ведомости. 2001. — 12 февр. — № 24(347).-С. 63.
  28. А. А. Формирование эффективной инвестиционной политики в макро- и микроэкономических системах в условиях рыночных отношений. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998. — 305 с.
  29. А. И. Планирование на предприятии. 4.1. Стратегическое планирование. — Мн.: Мисанта, 1998. С. 296.
  30. Т. Создание и реализация потенциала успеха как ключевая задача стратегического менеджмента // Проблемы теории и практики управления. 1999. — № 2. — С. 27−29.
  31. Д. В. Зарубежная практика структурно-технологического развития в промышленности // Проблемы теории и практики управления. — 2003. № 36. — С. 24.
  32. Д. В. Организационно-технологические структуры и эффективность нефтегазовых компаний // Нефть, газ и бизнес. 2003. — № 5. -С.5−12.
  33. А. Национальные особенности корпоративного развития // Экономика и жизнь. 1998. — № 19. — С. 6.
  34. В., Матвеев А., Черный Е. Освоение минерально-сырьевых ресурсов в условиях глобализации // Проблемы теории и практики управления. 2002. — № 6. — С. 12−15.
  35. Капиталистическое управление: уроки 80-х / Под ред. А. А. Дынки-на. -М.: Экономика, 1991. 116 с.
  36. . Деловая стратегия. М.: Экономика, 1991. — С.229.
  37. Л. В. Карташова Т. В., Никонова Т. О., Соломанидина О. М. Организационное поведение. -М.: ИНФРА-М, 2001. — 147 с.
  38. С. В., Кульчицкая И. А., Поташников Н. М. Управление комплексом маркетинга предприятия на основе СЯМ-технологий // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. № 2 (28). — 2002. — С. 14−22.
  39. . Торговля. Секреты успеха. М.: Внешсигма, 1997. — 221 с.
  40. Комплексная программа развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998−2005 гг. Одобрена Постановлением Правительства РФ от 15 июня 1998 г. N 593.
  41. А. Рынок нефти: от долгосрочных контрактов к биржевой торговле // Нефть России. — № 6. — 2002.
  42. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. -С.736.
  43. В. Г. Реструктуризация предприятия. М.: ПРИОР, 1998.-С. 48.
  44. В. Трансфертное ценообразование в автомобильной промышленности США // Экономика и жизнь. № 18. — 2001. — С.21.
  45. А. Я. Введение в рыночную экономику. — М.: 1994. — 252 с.
  46. Д. Оптимизация финансовых расчетов предприятий // Экономика и жизнь. -№ 48. 1996. — С. 10.
  47. А., Филин С., Чугунов А. Риск-менеджмент // РИСК 1999. -№ 4. С. 43−46.
  48. В. В. Основы менеджмента в торговле. 2-ое изд. М.: Экономика, 1998. 238 с.
  49. В. А. Система оптовых продовольственных рынков в Москве // Пищевая промышленность. — № 10. — 2001. — С. 30−31.
  50. Мак-Дональд М. Стратегическое планирование маркетинга. — СПб.: Питер, 2000.
  51. А. В. Структурная трансформация российской экономики: проблема политических решений. — М.: Эдиториал УРСС, 1999. 248 с.
  52. В.В. Предпринимательские сети с бизнесе. — М.: Центр экономики и маркетинга, 1997. С. 168.
  53. К. Экономика организаций: Пер. с франц. М.: ИНФРА-М, 1996.-С. 160.
  54. Менеджмент и рынок: германская модель: Учебное пособие / Под ред. У. Popa, С. Долгова. М.: Изд-во «БЕК», 1995. — С.480.
  55. С. Рентабельность и рента. Экономические стратегии, № 1,2004, С. 28−31.
  56. . 3. Теория организации. М.-.ИНФРА-М, 1999 — 480 с.
  57. Н. И. США: промышленные концерны (структура и производственные связи), М.: Наука, 1976. — 223 е.- Годовые отчеты ALCOA
  58. Е. Фирма в рыночной экономике // Российский экономический журнал. -№ 7. 1993. — С. 10−14.
  59. В. И. Инфраструктура российского рынка // РИСК. — 1998. -№ 2−3. С. 6−11.
  60. Основы предпринимательской деятельности: Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент / Под ред. В. М. Власовой. М.: Финансы и статистика, 1996. — С. 496.
  61. П. Путь к потребителю должен быть коротким. Металлы Евразии. 2002. — № 3. — с. 56.
  62. В. Н. Корпорации в российской промышленности. М.: Городец, 1999. — С.33−48.
  63. Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. М.: Прогресс, 1986. — 424 с.
  64. А. Российская рыночная модель: путь реализации // Вопросы экономики. № 10. — 2002. — С. 35−46.
  65. М. Международная конкуренция: Пер. с англ. / Под ред. В. Д. Щетинина. -М.: Международные отношения, 1993. С. 896.
  66. К. Розничная торговля: проблемы и перспективы // JIo-гинфо. № 11.-2002.-С. 58−59.
  67. Г. А. Внутрипроизводственные резервы (Резервы роста производительности труда). М.: Госполитиздат, 1954. — 284 с.
  68. А. Корпоративное управление в России: ограничения и перспективы // Вопросы экономики. 2002. — № 1. — С. 101−124.
  69. К. А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. М.: ИТК «Дашков и К0», 2002. — С. 394−395.
  70. . А. Основы бизнеса. М.: Ось-89, 1996. — С. 192.
  71. Ф. М., Никулин Л. Ф., Фаткин X. В. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений. — М.: ИНФРА-М, 1996. С. 352.
  72. Т. В. Экономические проблемы и информационная технология формирования внутрикорпоративных источников финансирования / ИЛУ РАН. -М., 2001.-198 с.
  73. К. Кодекс корпоративного поведения: проблемы разработки и внедрения // Вопросы экономики. — 2002 — № 4. С. 126−135.
  74. П. Экономика. М.: МГП «Алгон», 1992.76. «Северсталь» отбилась от МАПа // Ведомости. № 90 (1130) — МАП наступает на металлургов // Ведомости. — № 118 (681).
  75. Я. Рыночные модели развития корпоративного сектора // Вопросы экономики.-2002.-№ 1.-С. 125−139.
  76. И., Якоби А. Коммерция и риск // РИСК. № 1. — 1998. -С. 25−29.
  77. Л. Финансовые риски // РИСК. 2000. — № 1 -2. — С. 43−49.
  78. Социально-экономическое положение России. — М.: Госкомстат России, 2002.
  79. Статистическая информация о деятельности ОАО «ЛУКОЙЛ» приведена по данным: Нефтяная компания ЛУКОЙЛ. Годовой отчет. — М., 2003, 2004.
  80. Е. С. Финансы маркетинга. М.: Перспектива, 1994, С. 88.
  81. Стратегия развития нефтегазовых компаний / Ермилов К. Н. Миловидов, Л. С. Чугунов, В. В. Ремизов / Под ред. Р. И. Вяхерева. М.: Наука, 1998.-205 с.
  82. Е. О. О новых ориентирах экономической политики // Вопросы экономики. -№ 5. — 1998. С. 4−13.
  83. Теория и практика антикризисного управления / Под ред. С. Г. Беляева, В. И. Кошкина. М.: ЮНИТИ, 1996.
  84. Теория фирмы / Под ред. В. М. Гальперина. — СПб.: Экономическая школа, 1995.
  85. Н. Ф. Принятие решения, оптимального для аутсорсинга // Логинфо. 2002. — № 11. С. 38−45.
  86. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация / Под общ. ред. Л. А. Брагина, Т. П. Данько. М.: ИНФРА-М, 2000. — 560 с.
  87. О. И. Фирмы и рынки. В кн.: Современная экономическая мысль: Пер. с англ. М., 1981. С. 271−297.
  88. Управление риском (практические методы минимизации случайного риска потенциальных убытков) / Пер. с англ. — СПб.: Корпорация «Русский Ллойд», 1993. 54 с.
  89. А., Эмерсон Г., Тэйлор Ф., Форд Г. Управление это наука и искусство. — М.: Республика, 1992.
  90. P.A. Менеджмент конкурентоспособности товара М.: Интел-Синтез, 1995. С. 55.
  91. С., Брук М., Федорова А. Преодоление рискозависимости. Системно-целевой анализ основных методов, механизмов и инструментов управления рисками инвестиционно-инновационной деятельности // РИСК. — 2002.-№ 1.С. 56−65.
  92. Финансово-промышленные группы и конгломераты в экономике и политике современной России / Под ред. Я. Паппэ. — М.: ЦПТ, 1999. С. 26.
  93. М. Количественная теория денег: Пер. с англ. — М.: Эльф-пресс, 1996.- 131 с.
  94. В., Попов Е. Структура рыночного потенциала предприятия // Проблемы теории и практики управления. — 2001. № 6. — С. 18−22.
  95. К. Финансовый и экономический анализ деятельности предприятий. М.: Финансы и статистика, 1996. — 192 с.
  96. Н. А. Мировой транзит // Нефть России. 1999. — № 12. -С. 42−45.
  97. Е. М. Финансовый анализ производственных инвестиций. —1. М: Дело, 2001.-256 с.
  98. Чиновники обнаружили сговор // Ведомости. № 129 (1169), 23.07.2004 г.- Автолюбителям придется потратиться // Ведомости. — № 93 (1133).
  99. Е. П. Бюджет и финансы нефтегазовых компаний. М.: ДеНово, 2000.-276 с.
  100. Р. Р. Интегрированные нефтегазовые компании / Под ред. А. Г. Аганбегяна. М.: Наука, 1996. — 103 с.
  101. В. С. Холдинговые структуры типа ЛУКОЙЛ — экономическая база переходной экономики. Волгоград, 1996. — С. 78.
  102. У., Александер Г., Бейли Дж. Инвестиции: Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1999. — 1028 с.
  103. В. В., Павлюченко В. М. и др. Управление инвестициями: Справочное пособие для специалистов и предпринимателей. Т. 1, 2. — М.: Высшая школа, 1998.-430 с.
  104. Л. Снабжение металлопотребляющих предприятий за рубежом // Металлы. № 5. — 2001. — С. 22.
  105. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебное пособие / Под общ. ред. А. Н. Соломатина. — М.: ИНФРА-М, 2000. — 295 с.
  106. Экономика предприятия / Под ред. О. И. Волкова М.: ИНФРА-М, 1998.-С.416.
  107. Р. Корпоративное управление: теоретические и эмпирические обследования. М., 1999. — 250 с.
  108. С. Вечного товара на рынке нет // РИСК. 2000. — № 1−2. — С. 88−96.
  109. Andersen О. On the Internationalization Process of Firms: A Critical Analysis. Journal of International Business Studies. 1993. — vol. 24. — P. 210−231.
  110. Arrow K. J. The Organization of Economic Activity: Issues Pertinent to the Choice of Market versus Nonmarket Allocation // The Analysis and Evaluationof Public Expenditures: The PPB System. Washington, D. C., 1969. Vol. 1.
  111. Bain J. S. Industrial Organization. New York: Willey & Sons, 1968.
  112. Blackwell R. D. From Mind to Market // NY: HarperBusiness. 1997. -P. 166.
  113. Chandler A. D., Jr. Strategy and Structure. — Cambridge, Mass., MIT Press, 1962.
  114. Chandler A. D., Jr. Visible Hand: The Management Revolution in American Business. Cambridge, Mass.: The Belrnam Press, 1977-
  115. Cochran T. C. Business in American Life: A History. — New York: McGrqw Hill, 1972.
  116. Coughlan Anne T., Anderson Erin, Stern Louis W., El-Ansari Adel I. Marketing Channels. Prentice Hall: Upper Saddle River, New Jersey. — 2001. -590 p.
  117. Huang, Samuel H., Uppal Mohit and Shi J. A product driven approach to manufacturing supply chain selection // Supply Chain Management: An International Journal. Vol. 7. — № 4. — 2002. — P. 189−199.
  118. Krugman P. R. International Economics. Theory and Policy / P. R. Krugman, M. Obstfeld. New York: Harper Collins College Publishers, 1994. -345 p.
  119. McLean J. Growth of Integrated Oil Companies / J. McLean, R. Hight -Boston: Harward Business School, Division of Research, 1954. 164 p.
  120. Mitchell Ed. E. Vertical Integration in the Oil Industry / Ed. E. Mitchell -Wash. D.C.: American Enterprise Institute, 1976. 18 p.
  121. Oil and Gas Development in the United States in the Early 1990's: An Expanded Role for Independent Producers // Energy Information Administration, DOE/EIA-0600, Washington, D.C. 20 585, 1995. October. — 92 p.
  122. Oil&Gas Journal. 2002. — March 25. — 70 p.
  123. Performance Profiles of Major Energy Producers 1995 // Energy Information Administration, DOE/EIA- 0206(95), Washington, D.C. 20 585, 1997 January — P. 27.
  124. Performance Profiles of Major Energy Producers 2002. Energy Information Administration, U.S. Department of Energy, Washington, DC, 20 585, 2003, January.
  125. Performance Profiles of Major Energy Producers. The U.S. Energy Information Administration, February 2004, DOE/EIA-0206(04), P. 7.
  126. Porter M. E., Livesay H.C. Merchants and Manufacturers: Studies in the Changing Structure of Nineteenth Century Marketing. Baltimore: Johns Hopkins Press, 1971-
  127. Sheikh K. Manufacturing Resource Planning with Introduction to ERP, SCM and CRM. McGraw Hill Professional, New York. — 2002. — 585 p.
  128. Smirnov A. Lukoil Trade House: Right on course // Oil of Russia. International Edition. 2003. .№ 3. — P. 24−27.
  129. Statistical Abstract of the United States, Washington, 2001. — P. 31.
  130. Villas-Boas J. Miguel Product Line Design for Distribution Channel // Marketing Science. Vol. 17. -№ 2. — 1998. — P. 156−169.
Заполнить форму текущей работой