Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методология товароведных экспертиз: На примере парфюмерно-косметических и бытовых гигиенических товаров

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научно обоснована и апробирована в учебном процессе и в практике экспертиз и оценки качества классификация потребительских свойств парфюмерно-косметических товаров. Усовершенствована методика оптимизации номенклатуры показателей качества, основанная на применении мнений экспертов и. пробантов, при котором профессиональная компетентность экспертов дополняется опытом использования косметических… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Анализ проблемных вопросов методологии товароведных экспертиз
    • 1. 1. Определение сущности, предмета и принципов товароведных экспертиз
    • 1. 2. Классификация экспертиз потребительских товаров
    • 1. 3. Анализ процедуры проведения товароведных экспертиз
    • 1. 4. Анализ структуры, содержания и выводов экспертного заключения
  • 2. Методология идентификационной экспертизы и экспертизы подлинности
    • 2. 1. Анализ сущности, понятийного аппарата и классификация видов идентификации товаров
    • 2. 2. Анализ сущности правовых аспектов и классификация видов фальсификации товаров
    • 2. 3. Методологические вопросы идентификационной экспертизы и экспертизы подлинности
  • 3. Организация эксперимента и методы исследования парфюмерно-косметических и бытовых гигиенических товаров
    • 3. 1. Организация эксперимента и объекты исследования
    • 3. 2. Характеристика методов исследования парфюмерно-косметических и бытовых гигиенических товаров
  • 4. Методологические аспекты экспертизы парфюмерно-косметических и бытовых гигиенических товаров
    • 4. 1. Разработка процедуры проведения идентификационной экспертизы и экспертизы подлинности парфюмерно-косметических и бытовых гигиенических товаров
    • 4. 2. Идентификационная экспертиза парфюмерно-косметических и бытовых гигиенических товаров
    • 4. 3. Экспертиза подлинности парфюмерно-косметических и бытовых гигиенических товаров
  • 5. Экспертиза и оценка качества парфюмерно-косметических и бытовых гигиенических товаров
    • 5. 1. Анализ проблемных вопросов оценки качества парфюмерно-косметических и бытовых гигиенических товаров
    • 5. 2. Классификация потребительских свойств и разработка оптимальной номенклатуры показателей качества парфюмерно-косметических товаров
    • 5. 3. Экспертиза и оценка качества и конкурентоспособности парфюмерно-косметических и бытовых гигиенических товаров
    • 5. 4. Изучение роли экспертизы и оценка качества при разработке новых косметических и бытовых гигиенических товаров

Методология товароведных экспертиз: На примере парфюмерно-косметических и бытовых гигиенических товаров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Во второй половине XX века в России формировались научные и теоретические основы товароведных экспертиз, совершенствовалось методическое и организационное обеспечение экспертной деятельности. Благодаря научным трудам 60−80-х годов по товароведным экспертизам (ТЭ) — работ М. Д. Федоренко [120], по экспертизе качества товаров — Е. Е. Задесенца, М. В. Федорова, A.B. Гличева и др. [108- 117- 118- 123- 127], а также научно-практическим разработкам системы Торгово-промышленной палаты и Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики были сформированы основы ТЭ. В условиях рыночной экономики 90-х годов важный вклад в развитие теории и практики ТЭ внесли работы профессора М. А. Николаевой [115- 125- 142], П. А. Красовского [119], A.B. Нестерова [113] и др. В то же время продолжает дискутироваться вопрос о целесообразности выделения товароведной экспертизы из дисциплины «Товароведение» [107].

Демократизация общества и активность потребителей по защите собственных прав повысили значимость и необходимость проведения независимых экспертиз по многим спорным вопросам. Товароведная экспертиза стала одной из востребованных. Поэтому не случайно стандартом высшего образования по специальности 351 100 «Товароведение и экспертиза товаров», предусмотрена подготовка товароведов-экспертов.

Однако к концу XX века сложилась ситуация, когда экспертная практика ТЭ, накопив эмпирический материал, стала нуждаться в анализе, обобщении и научной систематизации с учетом новых экономических условий и законодательной базы. В связи с этим возникла потребность в разработке методологии ТЭ, на основе которой может быть создана общая теория, разработаны закономерности и понятийный аппарат, система методов, задач и функций. Методология в любой науке, в том числе и экспертной, имеет мировоззренческое значение, поскольку она выступает в качестве средства научного анализа своего предмета.

Специфичность экспертной деятельности состоит в том, что этот процесс включает как научный, так и практический аспекты познания. Ход экспертного исследования нуждается в научной формализации процедуры поиска правильного решения поставленной перед экспертом задачи. Этот процесс основывается как на знании общих законов, категорий и специфических особенностей отражения материального мира, так и на узкопрофессиональных знаниях сведущего лица, используемых в процессе экспертного исследования. Однако в настоящее время теоретические основы экспертизы раздроблены по отдельным наукам, что не способствует развитию теории и практики ведомственных экспертиз, в том числе товароведных. Очевидно, что анализ межотраслевых экспертиз, таких как таможенная, судебная, товароведная и других, изучение их правового регулирования окажет положительную роль на разработку методологии ТЭ и решение научно-методических проблем их проведения. Важное значение в части единого методического подхода имеют установленные в Федеральном законе [8] требования к организации и производству судебных экспертиз, которые проводятся независимо от подчиненности и могут найти отражение в процедурах проведения ТЭ. Поэтому исследования процессуальной стороны товароведных экспертиз, анализ содержания и формы экспертного заключения, а также определение основных принципов обеспечения его доказательности представляют как научную, так и практическую значимость.

Таким образом, причины, определяющие актуальность исследований по методологии ТЭ, заключаются в следующем:

— необходимость в анализе, обобщении и систематизации накопленного эмпирического материала по проблемам экспертной практики;

— целесообразность упорядочения экспертной деятельности при существующей неоднородности ведомственных экспертиз путем применения общих положений, понятий, категорий, принципов и т. п.;

— решение задачи по повышению эффективности экспертных заключений путем анализа исследований, проводимых по ТЭ в смежных областях деятельности.

Выявленные в результате исследований закономерности и сформулированные принципы выполняют важную роль в формировании новых видов товароведных экспертиз, которые появились в последние годы. Так, в настоящее время в стадии становления находится разработка теоретических вопросов, связанных с проведением идентификации товаров, в том числе при выявлении их фальсификации. Научные исследования в этом направлении проводят такие авторы, как М. А. Николаева [142], В. И. Хлебников [144], А. Ю. Колесников [162- 163], В. И. Криштафович [132], C.B. Лазарев [219] и др. Однако они касаются только продовольственных товаров, и в целом остается нераскрытой сущностьотсутствует четкий понятийный аппарат по указанным вопросамне разработаны основные принципы и процедуры проведения идентификационной экспертизы и экспертизы подлинности. Создание теоретических основ и практическая необходимость решения указанных выше проблем делают такие исследования актуальными.

Теоретические исследования методологии ТЭ, проведенные в работе, апробированы на сложных группах непродовольственных товаров — парфюмерно-косметических (ПКТ) и бытовых гигиенических товарах (БГТ). К последним относятся моющие и чистящие средства. Их ассортимент характеризуется большим разнообразием, высокой степенью обновления и широким диапазоном потребительских свойств. Лавинообразное создание и развитие в России производства ПКТ и БГТ опережает научные исследования в области систематизации ассортимента, классификации и оценки потребительских свойств. Такое положение связано с тем, что товароведение и экспертиза косметических товаров, а также косметология как научные направления стали формироваться только в последние годы. Сложность экспертизы и оценки качества ПКТ заключается в том, что они все больше приближаются по свойствам к фармацевтическим препаратам. Поэтому сейчас, как правило, оценку качества проводят врачи-дерматологи, стоматологи, но не товароведы-эксперты. Разработку новых методов оценки ПКТ ведут такие ученые, как Ф. Масон [234- 235], Ж. Рикка [172], Е. И. Эрнандес [210], A.A. Марголина [221- 239- 240], H.H. Измерова [187- 211], Г. А. Червонская [204], Э. Б. Сахарова [222], О. С. Озерская [220], Т. В. Пучкова [174- 230] и др., бытовых гигиенических товаров — М. Ю. Плетнев [110- 192], В. М. Филиппенков [176- 283- 284- 292], А. Ф. Олонцев [188- 264- 280], О. П. Пилипенко [231- 279], H.A. Дивакова [175- 279] и др. Однако эти методы разрознены, круг их ограничен, и в целом весь комплекс потребительских свойств, важных для потребителя, не оценивается. Кроме того, в России недостаточно применяются практические испытания и экспертные методы оценки, распространенные в европейских странах. Таким образом, исследования по оценке потребительских свойств и экспертизе качества являются наиболее актуальной проблемой в товароведении этих групп товаров.

Рынок ПКТ и БГТ характеризуется высоким уровнем насыщенности и обновления ассортимента, при этом конкурентоспособность производителей часто обеспечивается выпуском новых товаров. Поэтому становится необходимым решение ряда методологических вопросов, связанных с экспертизой и оценкой эффективности действия или подтверждением новых улучшенных свойств и в целом — конкурентоспособности новой продукции. В связи с этим разработка методик экспертизы и оценки • качества представляется актуальной задачей, решение которой снимет ряд проблемных вопросов, возникающих при разработке новых товаров.

Таким образом, проведенный анализ позволил определить основную научную проблему — потребность в развитии методологии и разработке процедур проведения товароведных экспертиз, способствующих повышению их эффективности и обоснованности принимаемых на их основе решений.

Актуальность и недостаточная проработанность ряда указанных вопросов по экспертизе и оценке качества, а также необходимость практического использования ТЭ требуют проведения исследований в этом направлении, что и определило выбор цели и постановку задач представленной диссертационной работы.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы являются поиск и обоснование методологии товароведных экспертиз, включая разработку процедур проведения, с последующим их применением при экспертизе парфюмерно-косметических и бытовых гигиенических товаров.

На основании теоретических предпосылок и в соответствии с целью исследования возникла необходимость решить следующие задачи:

— разработать методологию товароведных экспертиз на основе анализа и систематизации знаний, в том числе в смежных областях экспертной деятельностипри этом исследовать сущность ТЭ, определить предмет, понятийный аппарат, общие принципы, статус товароведа-эксперта и разработать научную и законодательно обоснованную классификацию;

— исследовать процедуру проведения товароведных экспертиз, изучить содержание и форму экспертного заключения, разработать его оптимальную структуру и установить основные принципы обеспечения доказательности выводов экспертного заключения;

— усовершенствовать методологию идентификации, включая понятийный аппарат, принципы, критерии, показатели, классификацию и разработать процедуру идентификационной экспертизы (ИЭ);

— исследовать сущность фальсификации потребительских товаров, разработать классификацию и обосновать методологическую особенность экспертизы подлинности (ЭП);

— разработать и апробировать в практической деятельности методологию экспертизы и оценки качества ПКТ И БГТ, при этом разработать и оптимизировать номенклатуру показателей качества, методы и методики экспертиз, в том числе при разработке новых товаров.

Объектом исследования является экспертная и оценочная деятельности в различных аспектах: теоретическом, правовом, организационном и практическом на примере парфюмерно-косметических и бытовых гигиенических товаров.

Предметом исследования являются сущность, принципы, критерии, процедуры проведения товароведных экспертиз, прежде всего идентификационной и экспертизы подлинности, процессы классификации и оптимизации потребительских свойств, а также методики экспертизы и оценки качества при разработке новых парфюмерно-косметических и бытовых гигиенических товаров.

Методологическими и теоретическими основами исследования стали известные общие теоретические положения и научные исследования по этой проблеме в смежных областях экспертной деятельности, а также научные разработки отечественных и зарубежных ученых по проблемным вопросам оценки качества, косметологии и технологии производства косметических и бытовых гигиенических товаров. Результаты теоретических, научных и практических исследований получены при использовании методов сравнительного, системного и экономико-статистического анализов, экспертного, практического, измерительного, органолептического и социологического методов исследования с применением математических методов обработки результатов.

В качестве информационной базы исследования использованы законодательные и нормативные акты Российской Федерации, постановления Правительства РФ, Правила, Порядки, Положения, методические указалия, приказы и-письма федеральных органов и министерств, а также сведения из книг, монографий, журнальных статей, научных докладов, материалы научных и научно-практических конференций, диссертаций, ведомственная статистика и др.

Научная новизна исследования. На основе научных исследований и практического опыта проведения, товароведных экспертиз сформировано новое научное направление экспертных исследований, основанное на интеграции знаний товароведения с другими смежными областями знанийсудебной и таможенной экспертизой, экспертологиейпри этом:

— разработана научная и законодательно обоснованная классификация, включающая новые виды товароведных экспертиз;

— показаны особенности процедур проведения товароведных экспертиз различных видов и процессуальных форм, включая судебную товароведную экспертизу;

— разработаны основные принципы обеспечения доказательности выводов экспертного заключения, определена оптимальная структура экспертного заключения;

— установлены и научно обоснованы принципы идентификацииразработана методология процедуры исследования идентификационной экспертизыопределена сущность понятий «критерий» и «показатель» идентификации;

— разработана процедура идентификационной экспертизы на примере ПКТ и БГТ;

— определены формы фальсификации продукции, дана ее классификация по видам, способам и предложено определение термина «фальсификация товаров»;

— выявлены и обоснованы методологические особенности проведения экспертизы подлинности, разработана процедура её проведения на примере ПКТ и БГТ;

— разработана классификация потребительских свойств парфюмерно-косметическихтоваров и усовершенствована методика оптимизации номенклатуры показателей качества на основе сочетания экспертного метода и мнений пробантов;

— разработаны и апробированы новые методы и методики экспертной оценки качества и конкурентоспособности парфюмерно-косметических и бытовых гигиенических товаров;

— предложен методологический подход к формированию качества новых косметических и бытовых гигиенических товаров, основанный на использовании экспертиз и экспертных оценок при принятии решений по проблемным вопросам проектирования и разработки продукции.

На защи ту выносятся следующие основные положения:

— методология товароведных экспертиз, разработанная на основе анализа и обобщения знаний смежных областей экспертной деятельностипонятийный аппаратхарактеристика статуса товароведа-экспертаклассификация, принципы и процедуры проведения экспертизы;

— методология идентификации и идентификационной экспертизы с определением сущности, понятийного аппарата, принципов, классификации и процедуры проведения, в том числе на примере парфюмерно-косметических и бытовых гигиенических товаров;

— результаты анализа фальсификации потребительских товаров и методология процедуры проведения экспертизы подлинности на примере парфюмерно-косметических — и бытовых гигиенических товаров;

— методологический подход к проведению экспертиз и оценки качества парфюмерно-косметических и бытовых гигиенических товаров, в том числе при разработке новых товаров.

Теоретическая н практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что оно развивает теоретические основы товароведных экспертиз, включая методологические аспекты процедур проведения идентификационной экспертизы и экспертизы подлинности. В выполненном исследовании предложены научно обоснованные решения в области теории товароведных экспертиз, которые использованы в экспертной деятельности органов по сертификации, в таможенной деятельности, в судах и учебном процессе при подготовке студентов по специальности 351 100 «Товароведение и экспертиза товаров».

Основные направления практического внедрения следующие:

1. Внедрение разработанных процедур и методик: • процедура идентификации:

— в практической деятельности органа по сертификации «Энтест» НОУ «Поволжский кооперативный институт Центросоюза РФ» при работе в качестве эксперта по сертификации парфюмерно-косметической продукции (Приложение 1) и товаров бытовой химии, (Приложение 2) акт о внедрении № 01/54, от 06.02.2003, (Приложение 3);

— при проведении идентификации для целей сертификации в ОС «Самарский центр испытаний и сертификации», г. Самара — акт о внедрении от 13.12.2002, (Приложение 4);

— при проведении таможенных экспертиз по заявкам АК «Новомосковскбыт-хим» — экспертное заключение № 22 от 20.10.1998 и № 52 от 30.11.2002, письмо начальника ОТОГ 0150 от 23.04.2003, (Приложения 5−7);

• процедура проведения экспертизы подлинности:

— при проведении экспертизы средства моющего Радуга-Лимон, по заявке Управления государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей по Липецкой области — экспертное заключение № 35 от 29.08.2002 г., письмо начальника Управления от 12.10.2002, (Приложения 8,9);

— в судебной экспертизе по постановлению следственного отделения при Энгельсском ГРУВД в соответствии с материалами уголовного дела от 18.02.2000 г. — экспертное заключение № 13 от 23.03.2000 г., (Приложение Ю);

— в досудебных экспертизах по фактам фальсификации шампуней, зубных паст, моющих средств и парфюмерии — экспертные заключения № 32−99 от.

25.01.1999 г.- № 41−99 от 06.06. 1999 г. № 1−2000 от 26.01.00 г.- № 06−2000 от.

02.02.2000 г.- № 12−2000 от 03.03.2000 г.- № 14−2000 от 09.03.2000 г.- № 152 000 от 09.03.2000 г.- № 50−2001 от 15.06.2001 г.- № 15−2002 от 24.04.2002 г.- № 45−2002 от 15.10.2002 г. и др. ¦

• методики экспертной оценки качества:

— при экспертизе и оценке качества шампуней на ЗАО «ПКК Метелица», г. Саратов — акт внедрения от 09.09.2002 г. (Приложение 11);

— при экспертной оценке качества продукции ООО «Флорис», г. Саратов — акт внедрения от 04.12.2002 г. (Приложение 12);

— в научных исследованиях под руководством автора по теме «Сертификация и экспертиза непродовольственных товаров» — акт о внедрении Поволжского кооперативного института Центросоюза РФ № 01/54, от 06.02.2003 г. (Приложение 3);

— при экспертизе качества парфюмерной продукции на ООО «Буянское» Самарской области — акт внедрения от 04.03.2003 г.;

— при разработке новых косметических и бытовых гигиенических товаровразработаны новые рецептуры, технические условия, маркировкапроведены экспертиза, оценка качества и конкурентоспособности и внедрены в производство:

— средство моющее для посуды серии Super — ТУ 2383−003−514 030 472 000, ЗАО «ПКК Метелица», г. Саратов;

— средство отбеливающее Boss — ТУ 2382−001−47 755 763−2001 ООО «ПКК Бридж», г. Энгельс;

— средства моющие синтетические порошкообразные серии LUX и AQUA — ТУ 2381−002−47 755 763−2001, ООО «ПКК Бридж», г. Энгельс;

— средства моющие синтетические жидкие серии Perfect — ТУ 2381−155 362 345−2002, ООО «Флорис», г. Саратов;

— средства косметические серии Niagara: шампуни (7 видов) — ТУ.9158−002−55 362 345−2002; гель для душа (2 вида) — ТУ 9158−005−55 362 345−2002; бальзам-ополаскиватель (3 вида) — ТУ 9158−003−55 362 345−2002; пена для ванн (3 вида)-ТУ 9158−004−55 362 345−2002, ООО «Флорис», г. Саратов.

2. 2. Внедрение теоретических исследований:

• результаты исследований по методологии ТЭ используются в практической деятельности, в учебном процессе, в том числе в качестве монографии и учебника, рекомендованного УМО и Министерством экономического развития и торговли РФ для вузов:

— Научно-практические основы экспертизы потребительских товаров (монография). Энгельс: РИИЦ ПКИ, 2003,263 е.;

— Товароведение и экспертиза парфюмерно-косметических товаров (учебник). М.: «Деловая литература», 2000,279 е.- учебных пособий с грифом УМО:

— Товароведческие экспертизы: теория и практика. Энгельс: РИИЦ ПКИ, 2000, 121 е.;

— Идентификация потребительских товаров. Энгельс: РИИЦ ПКИ, 2002, 107с.

3. Выполнение Программ по защите прав потребителей Саратовской области на 1997;2000 г (Постановление губернатора Саратовской области от 28.05.97 г. № 429), на 2000;2003 г. (Постановление Правительства Саратовской области от 14.09.2000 г. № 95-П) — акт о внедрении НОУ «Поволжский кооперативный институт Центросоюза РФ» № 01/54 от 06.02.2003 г. — проведение независимых экспертиз.

Апробации результатов исследовании. Основные результаты исследований, изложенные в диссертации обсуждались на научно-методических и научно-практических конференциях по товароведению МГУ К СКИ, СГСЭУ, ПКИ, г. Саратов (1998;2002 гг.) — МУПК, г. Москва (1997;2000 гг.) — ОГТУ, г. Орел (2001 г.) — на международной конференции «Товароведение XXI век» СУПК, г. Новосибирск (2002 г.) — на международных конференциях Московского косметического форума «Cosmetigue News Forum» (2001, 2002, 2003 гг.) — на международной научно-практической конференции «Бытовая химия и средства личной гигиены», г. Москва (2002;2003 гг.) — на международной научно-практической конференции «Косметические средства и сырье: эффективность и безопасность», г. Москва, (2002, 2003 гг.) — на международной научно-практической конференции «Торгово-экономические проблемы регионального бизнес-пространства», ЮГТУ, г. Челябинск (2003 г.) — на научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития потребительского рынка в современных условиях» Пермского филиала РГТЭУ, г. Пермь (2003 г.) — всего 19 тезисов и статей.

Теоретические исследования прошли практическую апробацию на ряде предприятий: ОАО Концерн «Калина», г. ЕкатеринбургАК «Новомосковскбытхим», г. МоскваООО «Хенкель-Юг», г. Энгельс- «Belenda», г. Краков, Польша- «Loki» («Solo»), г. Лодзь, Польша- «Атлас», г. Алма-Ата, Казахстан- «Artsana», г. Комо, Италия, «Dr. Rimpler», г. Ганновер, Германия и др.

По теме диссертационного исследования автором опубликовано: 45 научных статей, тезисов, монография, учебник, 3 учебных пособия, общим объемом 57,7 п.л.

Под научным руководством автора защищено две кандидатские диссертации.

Выводы, завершающие идентификацию, могут быть положительными или отрицательными, категорическими (при полном тождестве или его отсутствии) или предположительными (если установлены расхождения по одному или нескольким малозиачимым показателям). Классификация выводов по результатам идентификации представлена на рисунке 13.

Рисунок 13 — Классификация выводов о тождестве.

Заключение

.

Проведенные исследования по теме диссертационной работы позволили сформулировать следующие выводы и предложения:

1. Разработана методологическая основа товароведных экспертиз с использованием анализа и систематизации знаний, в том числе в смежных областях экспертной деятельности, законодательной базы и практического опыта, которая включает определение сущности, предмета, понятийного аппарата, общих принципов. Предложена научная и законодательно обоснованная классификация товароведных экспертиз. При этом выделены в отдельные виды идентификационная экспертиза и экспертиза подлинности, доказана необходимость классификации товароведных экспертиз по процессуальной и организационной формам.

2. Показано отличие статуса товароведа-эксперта от статуса товароведа-специалиста, определены общие и специфические требования, предъявляемые к экспертам. Научно обоснована и доказана необходимость дополнения профессиональной и метрологической компетентности товароведа-эксперта процедурной (процессуальной) компетентностью, что повысит эффективность экспертных исследований.

3. Изучены процедуры проведения товароведных экспертиз различных видов и процессуальных форм, определены наиболее важные этапы экспертного исследования и доказано, что его основной этап определяется видом, предметом, процессуальной и организационной формами экспертизы. Показана особенность процедур производства судебных товароведных экспертиз, чтообусловлено правовым статусом процесса. Результаты совершенствования методологии товароведных экспертиз использованы в учебном процессе при подготовке товароведов-экспертов и при разработке «Положения о проведении товароведных экспертиз» в Поволжском кооперативном институте.

4. Разработаны основные принципы, соблюдение которых должно быть заложено в основу обеспечения доказательности выводов экспертного заключения по товароведным экспертизам: определенность, квалифицированность, доступность и достоверность. Определена оптимальная структура экспертного заключения, которая внедрена в практику проведения товароведных экспертиз.

5. Усовершенствована методология идентификации, включающая понятийный аппарат и принципы идентификации: разграничение сходства и тождестваразделение объектов на идентифицируемые и идентифицирующиеиндивидуальность и относительная устойчивость идентифицируемых объектов. Определена сущность понятий «критерий» и «показатель» идентификации. Разработана процедура идентификационной экспертизы, включающая последовательность ее проведения и методологию стадии исследования, которая имеет практическое значение в товароведной и экспертной деятельности.

6. Уточнена сущность и дано новое научно обоснованное определение понятия «фальсификация товаров», определены формы, виды и способы фальсификации потребительских товаров. Выявлены и обоснованы методологические особенности проведения экспертизы подлинности, которые определяются её целыо. Они заключаются в использовании при проведении экспертизы показателей подлинности, отличающихся от показателей идентификации, и необходимости определения при экспертизе формы и вида фальсификации. Выделение экспертизы подлинности в самостоятельный вид обеспечит эффективность выявления и обоснованность доказательства фактов фальсификации товаров.

7. Разработана процедура идентификационной экспертизы парфюмерно-косметических и бытовых гигиенических товаров, которая в зависимости от используемых критериев включает две стадии. Определена последовательность её проведения, критерии, показатели, методы и средства идентификации по каждому критерию. Процедура внедрена в практику проведения сертификационных работ, в таможенной экспертизе и предложена для внесения в разрабатываемый проект Федерального Закона «О специальном техническом регламенте на парфюмерно-косметическую продукцию и её производство».

8. Разработана процедура проведения экспертизы подлинности на примере парфюмерно-косметических и бытовых гигиенических товаров, в которой определена последовательность, содержание этапов и применяемые методы. Установлены показатели, определяющие подлинность шампуней и синтетических моющих средств. Показана необходимость выбора образца-аналога, используемого при проведении экспертизы подлинности, определены требования, предъявляемые к его выбору. Процедура проведения экспертизы подлинности внедрена в практику при выполнении судебных, досудебных и несудебных экспертиз и в учебный процесс по дисциплине «Идентификация и фальсификация товаров».

9. Научно обоснована и апробирована в учебном процессе и в практике экспертиз и оценки качества классификация потребительских свойств парфюмерно-косметических товаров. Усовершенствована методика оптимизации номенклатуры показателей качества, основанная на применении мнений экспертов и. пробантов, при котором профессиональная компетентность экспертов дополняется опытом использования косметических средств пробаитами, что повышает обоснованность номенклатуры. Разработаны методики оценки качества парфюмерно-косметических товаров, основанные на экспертном методе и практических испытаниях, которые внедрены при проведении экспертизы качества новой продукции ряда отечественных предприятий. При этом на примере шампуней показано, что технические показатели в основном характеризуют утвержденную рецептуру и не являются показателями потребительских свойств, что подтверждает необходимость разработки новых методов для объективной оценки качества парфюмерно-косметических товаров.

10. Проведена экспертиза и оценка качества бытовых гигиенических товаров с использованием стандартных и разработанных методов определения показателей функционального назначения, результаты которой повышают условия определенности при выборе товара потребителями. Предложена методика оценки потребительской ценности моющих средств, основанная на сравнении свойств функционального назначения и экономических затрат потребителей, которая обеспечит проведение объективных независимых экспертиз, предназначенных для информации потребителей. Методика апробирована на примере синтетических моющих средств типа «автомат», в результате чего определены наиболее экономичные синтетические моющие средства. Определены параметры градации по ценовым и качественным характеристикам синтетических моющих средств, которые могут быть использованы при экспертной оценке конкурентоспособности.

11. Разработан методологический подход к формированию качества новых косметических и бытовых гигиенических товаров. При этом определены проблемные вопросы, обоснованные решения по которым необходимо принимать по результатам экспертиз и экспертных оценок. Теоретически обоснованный подход внедрен при разработке новых товаров на трех производственных предприятиях. По предложенной схеме, включающей проведение экспертизы на этапах проектирования и разработки, создан и более года серийно производится принципиально новый для российского рынка товар — средство моющее жидкое Perfect.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 46. — С. 10 606 — 10 741.
  2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2002. — № 30. — С. 12 579 — 12 789.
  3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2001. — № 52.-С. 11 224- 11 595.
  4. Таможенный кодекс Российской Федерации. М.: ТК Велби. Издательство «Проспект», 2003. — 272 с.
  5. Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях // Российская газета. 2001 г. — 31 декабря. — С. 4 — 11.
  6. О техническом регулировании: Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ // Российская газета. 2002 г. — 31 декабря. — С. 2 — 3.
  7. О качестве и безопасности пищевых продуктов: Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 30.12.2001 № 196-ФЗ от 10.01.2003 № 15-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2000. — № 2. — С. 613−632.
  8. О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 75-ФЗ // Собрание законодательства РФ. т- 2001. № 23. — С. 4527 — 4542.
  9. Об экспортном контроле: Федеральный закон от 18 июня 1999 г. № 183-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 1999. -№ 30. — С. 6795 — 6810.
  10. О государственном регулировании внешнеторговой деятельности: Федеральный закон от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. — № 42. — С. 7406 — 7424.
  11. Об авторском праве и смежных правах: Федеральный закон от 9 июля 1993 года № 5351−1. -М.: Дашков и К, 2002. 44 с.
  12. О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров: Федеральный закон от 23 сентября 1992 г. № 3520−1 // Ведомости РФ. 1992. — № 42. — С. 265 — 301.
  13. Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3517−1. М.: Ось — 89, 2000. -32 с.
  14. Об обеспечении единства измерений: Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4871−1 // Собрание законодательства РФ. 1993. — № 12. -С. 7406−7424.
  15. Гражданский кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 1994. — № 32. — С. 4570 — 4702.
  16. Уголовный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 1996.-№ 25.-С. 6007- 6132.
  17. Положение о таможенном режиме переработки товаров на таможенной территории от 5 сентября 1997 г. № 543 // Собрание законодательства РФ. -1997. № 42. — С. 7406 — 7424.
  18. Об оценочной деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 1998. -№ 31.-С. 7006−7014.
  19. Положение о лицензировании оценочной деятельности: Постановление Правительства РФ от 7 июля 2002 г. № 395 // Собрание законодательства РФ.- 2002. № 23. — С. 6020 — 6023.
  20. Об утверждении методических рекомендаций по оформлению экспертных заключений. Приказ ГТК РФ от 8 июня 1999 г № 348 (в ред. Приказа ГТК РФ от 10.03.2000 г. № 176).
  21. О видах экспертиз, проводимых таможенными лабораториями, и перечне типовых вопросов, задаваемых эксперту: Информационное письмо от 1 сентября 1998 г. № 01−15/18 416 ГТК РФ // Собрание законодательства РФ. -1998. -№ 44. С. 3756 — 3801.
  22. О государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов: Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. № 987 // Собрание законодательства РФ. 2000. — № 52. — С. 9206−9424.
  23. О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологии, проводимой в целях экспортного контроля: Постановление Правительства РФ от 21 июня 2001 г. № 477 // Собрание законодательства РФ.- 2001. № 26. — С. 5324 — 5338.
  24. Общие требования к компетентности экспертов системы сертификации ГОСТ Р.: Постановление Госстандарта РФ от 9 июня 2001 г. № 53.
  25. Положение об экспертах по оценке участников конкурса премий Правительства РФ в области качества. Утверждено Советом по присуждению премий от 28 апреля 1998 г. № 6-П.
  26. Положение о порядке взятия таможенными органами РФ проб и образцов товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ: Приложение № 1 к Приказу ГТК РФ от 25 июня 1993 г. № 264 в ред. от 27 декабря 2001 г. № 1251.
  27. Инструкция о порядке проведения экспертиз экспертами бюро товарных экспертиз от 22 мая 1979 г. № 20. Утверждена Государственной инспекцией по качеству и количеству торговли РСФСР.
  28. Инструкция по приемке продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления, но количеству от 15 июня 1965 г. № П—б. Утверждена Госарбитражем при Совмине СССР.
  29. Инструкция по приемке продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству от 25 апреля 1966 г. № П-7. Утверждена Госарбитражем при Совмине СССР.
  30. Положение об организации производств таможенных экспертиз в таможенных лабораториях ГТК РФ: Приложение № 3 к Приказу ГТК РФ от 25 июня 1993 г. № 264.
  31. Правила проведения сертификации химической продукции: Постановление Госстандарта РФ от 3 декабря 1999 г № 61 // Вестник Госстандарта РФ. -2000. № 1.
  32. Правила по проведению сертификации парфюмерно-косметической продукции: Постановление Госстандарта РФ от 2 февраля 2001 г. № 11 // Вестник Госстандарта РФ. 2001. — № 3.
  33. Постановление Правительства РФ от 11 февраля 1999 г. № 155 «О единой системе экспертной оценки качества и количества экспортируемых товаров».
  34. Об утверждении методических рекомендаций по оформлению экспертных заключений: Приказ ГТК РФ от 8 июня 1999 г. № 348.
  35. Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оцено’чиой деятельности: Постановление Правительства РФ от 6 июля 2001 г. № 159 // Собрание законодательства РФ. 2001. — № 29. — С. 5939 — 5942.
  36. Об утверждении форм процессуальных документов, оформляемых при проведении государственного контроля (надзора): Приказ Госстандарта
  37. России от 29 августа 2002 г. № 198 // Вестник Госстандарта России. 2002. -№ 11. — С. 8 — 108.
  38. Порядок проведения санитарно-эпидемиологических, гигиенических и иных видов оценок: Приказ Минздрава РФ от 15 августа 2001 г. № 326 // Собрание законодательства РФ. -2001. -№ 22. С. 11 206 — 11 424.
  39. Инструкция о порядке проведения экспертизы товаров экспертными организациями системы Торгово-промышленной палаты РФ, СТО ТПП 2001−97. Утверждена комиссией ТПП РФ по экспертизе и аттестации экспертов, протокол № 5 от 24.09.97.
  40. Правила проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья: Постановление Госстандарта РФ от 28 апреля 1999 года № 21 // Вестник Госстандарта РФ. 1999. — № 5.
  41. ГОСТ Р ИСО 9000−2001 Система менеджмента качества. Основные положения и словарь.
  42. ГОСТ Р 51 293−99 Идентификация продукции. Общие положения.
  43. ГОСТ Р 51 074−97 Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования.
  44. ГОСТ Р 51 121−97 Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования.
  45. ГОСТ Р 51 391−99 Изделия парфюмерно-косметические. Информация для потребителя. Общие требования.
  46. ГОСТ Р 51 087−97 Табачные изделия. Информация для потребителя.
  47. ГОСТ Р ИСО 9001−2001 Системы менеджмента качества. Требования.
  48. ГОСТ Р ИСО/МЭК 37−2002 Потребительские товары. Инструкция по применению. Общие требования.
  49. ГОСТ Р 51 577−2000 Средства гигиены полости рта жидкие. Общие технические условия.
  50. ГОСТ Р 51 578−2000 Изделия парфюмерные жидкие. Общие технические условия.
  51. ГОСТ Р 51 579−2000 Изделия косметические жидкие. Общие технические условия.
  52. ГОСТ Р 8.579−2001 ГСИ. Требования к количеству фасованных товаров в упаковках любого вида при их производстве, расфасовке, продаже и импорте.
  53. СТО ТИП 21−0-99 Экспертиза трикотажных изделий: Метод, пособие. М.: Система стандартизации ТИП РФ, 1999.
  54. СТО ТИП 21−15−99 Экспертиза кожевенного сырья, кожи и изделий из кожи. Метод, пособие. М.: Система стандартизации ТПП РФ, 1999.
  55. ГОСТ 30 623–98 Масла растительные и маргариновая продукция. Метод обнаружения фальсификации.
  56. ГОСТ Р 50.1.036−2002 Водки и водки особые. Спектрально-люминесцентный метод определения подлинности. М.: Издательство стандартов, 2002. — дата введения 2002−01−01.
  57. ГОСТ Р 51 019−97 Товары бытовой химии. Метод определения щелочных компонентов.
  58. ГОСТ Р 51 020−97 Товары бытовой химии. Метод определения нерастворимого в воде остатка (абразива).
  59. ГОСТ Р 51 022−97 Товары бытовой химии. Методы определения анионного поверхностно-активного вещества.
  60. ГОСТ Р 51 023−97 Товары бытовой химии. Методы определения фосфорсодержащих соединений.
  61. ГОСТ Р 50 672−94 Товары бытовой химии. Метод определения массовой доли активного кислорода.
  62. ГОСТ Р 50 673−94 Товары бытовой химии. Метод определения массовой доли серосодержащих восстановителей.
  63. ГОСТ Р 50 551−93 Товары бытовой химии. Метод определения активного хлора.
  64. ГОСТ Р 51 021−97 Товары бытовой химии. Метод определения смывасмости с посуды.
  65. ГОСТ 25 644–96 Средства моющие синтетические порошкообразные. Общие технические требования.
  66. ГОСТ Р 51 696−2000 Товары бытовой химии. Общие технические требования.
  67. ГОСТ Р 51 740−2001 Технические условия на пищевые продукты. Общие требования к разработке и оформлению.
  68. ГОСТ 22 567.15−95 Средства моющие синтетические. Метод определения моющей способности.
  69. ОСТ 6−15−1662−90 Средства чистящие бытовые. Методика определения моющей способности.
  70. ГОСТ 22 567.11−82 Средства моющие синтетические. Метод определения отбеливающей способности.
  71. ГОСТ 22 567.1−77 Средства моющие синтетические. Метод определения пенообразующей способности.
  72. ГОСТ 29 189–91 Кремы косметические. Общие технические условия.
  73. ГОСТ 7983–99 Пасты зубные. Общие технические условия.
  74. ГОСТ 29 188.4−91 Изделия косметические. Метод определения воды и летучих веществ или сухого вещества.
  75. ГОСТ 26 878–86 Шампуни для ухода за волосами и для ванн. Метод определения содержания хлоридов.
  76. ГОСТ 29 188.3−91 Изделия косметические. Методы определения стабильности эмульсии.
  77. ГОСТ 29 188.5−91 Изделия косметические. Методы определения свободной и связанной щелочи.
  78. ГОСТ 26 932–86 Сырье и продукты пищевые. Методы определения свинца.288
  79. ГОСТ 26 930–86 Сырье и продукты пищевые. Метод определения мышьяка.
  80. ГОСТ 26 927–86 Сырье и продукты пищевые. Метод определения ртути.
  81. ГОСТ 26 670–91 Продукты пищевые. Методы культивирования микроорганизмов.
  82. ГОСТ 12.1.007−76 ССБТ. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности.
  83. ТУ 10−04−16−154−89 Краски для волос кремообразные. Технические условия.
  84. ТУ 6−15−721−90 Шампуни красящие. Технические условия.
  85. ТУ 9158−019−335 018−93 Шампуни на основе ПАВ. Технические условия.
  86. ГОСТ 23 554.1−79 Экспертные методы оценки качества промышленной продукции. Организация и проведение экспертной оценки качества продукции.
  87. ГОСТ 29 188.0−91 Изделия парфюмерно-косметические. Правила приемки, отбор проб, методы органолептических испытаний.
  88. ГОСТР 51 018−97 Товары бытовой химии. Метод определения неионогенпого поверхностно-активного вещества.
  89. ГОСТ 29 188.2−91 Изделия косметические. Метод определения водородного показателя.
  90. ГОСТ 22 567.5−93 Средства моющие синтетические и вещества поверхностно-активные. Методы определения концентрации водородных ионов.
  91. ГОСТ Р 51 781−2001 Тара стеклянная для парфюмерно-косметической продукции. Общие технические условия.
  92. ГОСТ Р 50 550−93 Товары бытовой химии. Метод определения показателя активности водородных ионов (рН).
  93. ГОСТ 22 567.7−87 Средства моющие синтетические. Метод определения массовой доли фосфорнокислых солей.
  94. МУ 1.11.037−95 Биотестирование продукции из полимерных и других материалов. М.: Госсанэпиднадзор России, 1995.
  95. МУ 6026В—91 Методические указания по гигиенической оценке товаров бытовой химии от 12 августа 1991 г.
  96. Сан ПиН 1.2.681−97 Гигиенические требования к производству и безопасности парфюмерно-косметической продукции. Санитарные правила и нормы.
  97. Сан ПиН 1.2.676−97 Гигиенические требования к производству, качеству и безопасности средств гигиены полости рта. Санитарные правила и нормы.
  98. МУК 4.2.801−99 Методы микробиологического контроля парфюмерно-косметической продукции: Методические указания. М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России, 2000. — 35 с.
  99. МУ № 05РЦ/3140 от 30.11.91 г. Методические указания к постановке токсикологических исследований ингредиентов косметических средств в эксперименте на животных.
  100. МУ МЗ СССР от 03.03.83 г. Методические указания по экспериментальному (фармакологическому) и клиническому испытанию профилактических и лечебных зубных паст.
  101. Инструкция МЗ СССР от 01.06.86 г. По экспериментально-клинической апробации косметических средств.
  102. МУ 4.2.727−99 Гигиеническая оценка сроков годности пищевых продуктов: Методические указания.-М.: Госсанэпиднадзор, 1999.
  103. Руководство по косметической продукции, утвержденное ЕЭС (Европейским экономическим сообществом): Инструкция 76/768/ЕЭС, 1993.
  104. Н. И. Введение в метрологию. М.: Издательство стандартов, 1985. -247 с.
  105. Л. Р., Латышев М. В., Терегсря В. В. Метрология, стандартизация, сертификация. М.: Логос, 2001. — 525 с.290
  106. Ш. Современный товаровед и содержание товароведения // Стандарты и качество. 2003. — № 3. — С. 56 — 57.
  107. . В., Мировская Е. А. Математические методы и ЭВМ в стандартизации и управлении качеством. М.: Издательство стандартов, 1990. -169 с.
  108. Г. Г., Вукс Г. А. Дегустационный анализ продуктов. М.: Колос, 1994.-192 с.
  109. A.B., Рабинович Г. О. Примаков М.И. и др. Прикладные вопросы квалиметрии, М.: Издательство стандартов, 1983. 135 с.
  110. Словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Пчелкина. М.: Русский язык, 1988.- 189 с.
  111. В. И., Клейменов С. А. Теоретические и прикладные основы экспертной деятельности: Направление «экспертология». М.: АМИ, 2001. -108 с.
  112. В. А., Нестеров А. В. Экспертиза в таможенном деле. -Новосибирск.: Наука, Сибирское предприятие РАН, 1998. 136 с.
  113. Т. В. Судебная экспертиза. М.: Городец, 2000. — 368 с.
  114. Е. И. Экспертный метод потребительской оценки качества продукции //Стандарты и качество. 1998.-№ 11.-С. 44 — 46.
  115. М. В., Задесеиец Е. Е., Шипилов Е. И. и др. Экспертиза качества товаров. М.: Экономика, 1984. — 205 с.
  116. С. П., Задесенец Е. Е., Зотова И. А. и др. Экспертиза потребительских свойств новых товаров. -М.: Экономика, 1981. — 175 с.
  117. П. А., Ковалев А. И., Стрижов С. П. Товар и его экспертиза. -М.: Центр экономики и маркетинга, 1998. 235 с.
  118. М. Д. Товароведческие экспертизы. М.: Международные отношения, 1968. — 286 с.
  119. К. А. Использование специальных товароведческих познаний на предварительном следствии. Саратов: Издательство СЮИ, 1982. — 121 с.
  120. Оценка качества товаров народного потребления. Проблемы, методы. / Под ред. Е. Е. Задесенец. М.: Экономика, 1972.- 158 с.
  121. С. А. Товароведческие экспертизы: теория и практика. — РИИЦ ПКИ, 2000.- 121 с.
  122. М. А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы. -М.: Норма, 1997.-274 с.
  123. Н. М., Путилина Т. И., Горбунова В. В. Товарная экспертиза. Ростов-н/Д: Феникс, 2000. 510 с.
  124. Г. Г. Теория и практика оценки качества товаров. М.: Экономика, 1982.-254 с.
  125. И. П. Идентификация и фальсификация продовольственных товаров. М.: Дашков и К, 2002. — 459 с.
  126. Е. Р. Судебная экспертиза в уголовном, гражданском, арбитражном процессе. М.: Право и закон, 1996. — 223 с.
  127. В. В., Зосимов С. М., Пустовалов JI. В. и др. Судебные экспертизы. М.: Юрлитинформ, 2001. — 288 с.
  128. С. А. Идентификация потребительских товаров. Энгельс.: РИИЦ ПКИ, 2002.- 107 с.
  129. Ю. В., Жебелева И. А., Криштафович В. И. Таможенная экспертиза товаров. М.: Академия, 2003. — 272 с.
  130. . JI. Приоритеты потребительской экспертизы товаров и услуг //
  131. Стандарты и качество. 1999. — № 3. — С. 20 — 22.292
  132. О. 10., Вилкова С. А. Сравнительная оценка качества и конкурентоспособности косметических товаров // Материалы научно-практической конференции. Новосибирск.: Сиб. УПК, 2002. — С. 252 — 253.
  133. С. А. Оценочная экспертиза новых косметических товаров. Материалы VII Международной научно-практической конференции «Косметические средства и сырье: эффективность и безопасность». М., 2002. -63 с.
  134. Свекольникова 0.10. Оценка качества и экспертиза косметических товаров: Дис.. канд. техн. наук. М., 2002.
  135. С. А. Научно-практические основы экспертизы потребительских товаров. Энгельс: РИИЦ ПКИ, 2003. 263 с.
  136. А. А. Теоретические основы судебной экспертизы. Саратов.: СЮИ МВД РФ.-2002.-136 с.
  137. С. И., Шведова Н. 10. Толковый словарь русского языка. — М.: Азбуковник, 1997.- 944 с.
  138. Словарь основных терминов судебных экспертиз. М.: ВНИИСЭ, 1980.138 с.
  139. М. А., Лычников Д. С., Неверов А. II. Идентификация и фальсификация пищевых продуктов. -М.: Экономика, 1996. 106 с.
  140. Ю. В., Алферова Т. К. К вопросу стандартизации терминов и9определений // Стандарты и качество. 2002. — № 1. — С. 20 — 21.
  141. К. Н. Разработка критериев и методики товароведческой экспертизы корня женьшеня для определения его качества и стоимости: Дис.. канд. техн. наук. М., 2002.
  142. Криминалистика / Под ред. Н. П. Яблокова. М.: Юрист, 1999. — 365 с.
  143. А. Р. Организация и производство криминалистической экспертизы в СССР // Теория и практика в криминалистической экспертизе. М.: Наука, 1962, сб. 9−10.-123 с.
  144. В. С. Вопросы теории идентификации в свете использования физических и химических методов исследования в криминалистической экспертизе // Вопросы теории криминалистики и судебной экспертизы. вып. -М, 1964.- Вып. 1(11).- 114 с.
  145. С. Ш. Экспертиза с целью установление места и времени выпуска промышленных изделий // Сов. криминалистика на службе следствия. М., 1961.-Вып. 14.
  146. С. Ш. Установление предприятия-изготовителя один из видов криминалистической идентификационной экспертизы // Вопросы борьбы с преступностью. — М., 1970.-Вып. 12.
  147. С. А., Свеколышкова О. Ю. Практика идентификации парфюмерно-косметических товаров // Сертификация. 2001. — № 4. — С. 36 — 39.
  148. . Подделка парфюмерно-косметической продукции: Тезисы II Московского косметического форума. 2001. — 26 с.
  149. В. Г., Скрыпникова М. Н. Как защититься от подделки? (Обзор технологических средств защиты ценных бумаг, документов и фирменных товаров от фальсификации и подделки) // Маркетинг в России и за рубежом. -2001.-№ 3.-С. 93−98.
  150. Ю. Проблема подделок косметической продукции // Материалы международной конференции «Российский парфюмерно-косметический рынок: взгляд в XXI век». М., 2000. — 22 с.
  151. В. Г., Скрыпникова М. Н. Проблема фальсификации товарной продукции в России и за рубежом // Маркетинг в России и за рубежом. 2001.1.-С. 114−119.
  152. В. В. Вопросы максимальной охраны объектов интеллектуальной собственности парфюмерно-косметических предприятий: Тезисы II Московского косметического форума. — М., 2001. — С. 29 — 31.
  153. В. Механизмы защиты потребительского рынка от фальсифицированной продукции: Тезисы III Московского косметического форума. M ., — 2002. — 12 с.
  154. М. А. Защита отечественного рынка товаров и услуг от фальшивок — важная экономическая и социальная задача // Стандарты и качество. 1997. — № 2. — С. 60 — 62.
  155. О. Таможенные аспекты защиты прав интеллектуальной собственности: Тезисы III Московского косметического форума. — М., 2002. -С. 54−55.
  156. И. И. Влияиие страны производителя на оценку товара потребителем и принятие решения о покупке в контексте других оценочных факторов И Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2002. -№ 2. — С. 4 — 13.
  157. С. А., Романчук В. И. Идентификация товаров бытовой химии с целью обнаружения фальсификации // Бытовая химия. — 2002. № 3. — С. 12 — 14.
  158. А. Ю., Орещенко А. В., Берестень Н. Ф. Проблемы качества и аутентичности (подлинности) соков // Пищевая промышленность. — 1998. — № 5.-С. 49−51.
  159. А. Ю. Ферментативный анализ в идентификации и оценке качества вин // Пищевая промышленность. — 1998. — № 10. — С. 58 60.
  160. А. Н., Басосов Е. М., Данилов А. Н. Социология. M.: НТООО Тетра Системе. — 1998. — 560 с.
  161. С. М., Яковлев А. В., Полулях Н. А. Промышленность на рубеже веков. Саратов.: СГСЭУ. — 2001. — 256 с.
  162. С. Хищники рынка // Новости в мире косметики. 2002. — № 3. -С. 62−63.
  163. А. Размышления о натуральной косметике //Новости в мире косметики. 2002. — № 3. — С. 28 — 30.
  164. JI. М. Культивируемые шляпочные грибы новый источник натуральных биологически активных ингредиентов для косметических средств // Сырье и упаковка. — 2002. — № 9. — С. 22−23.
  165. Н. К. Современные технологии оптимизации средств персонального ухода. // Сырье и упаковка. 2002. — № 8. — С. 20 — 21.
  166. А. Д. Лекарственные растения СССР и их применение. М.: Медицина, 1974.- 182 с.
  167. Л., Зобова О. Новые ингредиенты в российской косметике // Косметика & Медицина. 2000. — № 1. — С. 26 — 31.
  168. ., Ларре М., Дериан П., Вуков Р. Амфотерики: через глубокое понимание к высокой эффективности // Косметика & Медицина. 2000. — № З.-С. 39−48.
  169. А. Природная косметика. Наука в основе имиджа // Тезисы VI Международной научно-практической конференции «Косметические средства и сырье: эффективность и безопасность „. М., 2001. — С. 69 — 70.
  170. Т. В., Коральник С. И., Никитин С. С. Толковый словарь по косметике и парфюмерии. Т. 1. М.: КомпЛэнг-Дизайн, 1998. — Т. 1. — 228 с.
  171. Н. А. Тенденции развития ассортимента CMC и ТБХ // Бытовая химия в России: Тезисы докладов / VII Международная научно-практическая конференция. Пермь, 2001. — 15 с.
  172. В. М. Перспективы развития жидких CMC в России // Бытоваяхимия и средства личной гигиены: сырье и новые технологии: Тезисы296докладов Международной научно-практической конференции. М., 2002. — 5 с.
  173. Й., Скрипцак В. Система ПАВ для бытовых чистящих средств, не повреждающих кожу // Sofw Journal (русская версия). — 2002. — № 2. — С. 40 -47.
  174. А. Продавцы здоровых улыбок // Новости в мире косметики. -2002.-№ 7−8.-С. 38−41.
  175. X. Косметическая химия. М.: Химия, 1990. — 275 с.
  176. А. В., Рабинович Г. О., Примаков М. И. и др. Прикладные вопросы квалиметрии. -М.: Издательство стандартов, 1983. 135 с.
  177. Л. А. Торговые марки и их фальсификация за рубежом // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. — № 5 (25). — С. 97 — 109.
  178. С. А. К вопросу о фальсификации бытовых химических товаров // Бытовая химия.-2002. -№ 2(11). -С. 16−18.
  179. В. Вопросы максимальной охраны объектов промышленной собственности парфюмерно-косметических предприятий: Тезисы докладов III Московского косметического форума. М., 2002. — С. 13 — 14.
  180. Weeks A. IPR protection and enforcement: A guide // China business rev. -Wash., 2000. Vol. 27. — № 6. — p. 28 — 34.
  181. H. Проблема подделок приобрела особую остроту // Новости в мире косметики. 2001. — № 9. — С. 44 — 46.
  182. Н. И. Развитие системы сертификации парфюмерии и косметики в России // Сертификация. 1998. — № 2. — С. 15 — 16.
  183. А. Ф. Испытание моющей способности // Бытовая химия. — 2002. — № 2.-15 с.
  184. А. И. Кератин, как биологически активная добавка в средствах по уходу за волосами // Сырье и упаковка. -2001. -№ 4 (14). С. 22 -23.
  185. Arct J., Gronwald М., Kasiura К. Possibilities for the Prediction of an Active Substance Penetration through Epidermis // IFSCC Magazine. 2001. — vol. 4. — № 3.-p. 179- 184.
  186. Reimer В. M., Oldinski R. L., Glover D. A. An objective method for cvaluatijn of hair shine // Soap Cosmetics Chemical Specialties. 1995. — № 71 (10). — C. 45 -47.
  187. M. IO. Косметико-гигиенические моющие средства. M.: Химия, 1990.-272 с.
  188. Е., Berghi A., Oberto G., Domloge N. Эдерлин, активный ингредиент против старения. In vivo исследования на морщинах // Сырье & Упаковка. -2001. -№ 5 (15). С. 16−17.
  189. Ван Рит, Капрас В., Постио С., Старч М., Декер Ж. Блеск волос: сопоставление технических и визуальных методов оценки действия силиконов // Косметика & Медицина. 2000. — № 5 — 6. — С. 38 — 46.
  190. J. L. // Cosmet. Toilet. 1984. — V. 99. — № 10. — P. 43 — 48, 50, 52.
  191. P., Chatenay F., Levegue J. L. // Int. J. Cosmet. Sci. 1984. — V. 6 — № 4. -P. 167- 176.
  192. Kawai M., Imokawa G- // J. Soc. Cosmet. Chem. 1985. — V. 35. — № 3. — P. 147 -156.
  193. Brown T. J., Alcorn D., Fraser J. R. Absorption of hyaluronan applied to the surface of intact skin // J Invest Dermatol. 1999. — № 113 (5). — C. 740 — 746.
  194. A. X. Технология антиперспираптов // Sofw-Journal (русская версия). 2002. — № 4. — С. 4 — 7.
  195. А. Н., Carmody W. Characterization of antiperspirant actives using size exclusion chromatography and light scattering detection // Annual Scientific
  196. Meeting of Society of Cosmetic Chemists. New — York — City. — 1997.298
  197. Г. Г. Обзор материалов 48-го конгресса SEPAWA 2001. 16 — 19 октября 2001 г., Германия // Sofvv-Journal (русская версия). — 2002. — № 2. — С. 4−16.
  198. Культура животных клеток: Методы / Под ред. Р. Фрешни М.: Мир, 1989.
  199. А. М., Фрезьер Дж. М. Испытания химических препаратов на токсичность // В мире науки. 1989. -№ 10.
  200. Г. П. Этика медицинского эксперимента в доклинических испытаниях // Биоэтика. Принципы, правила, проблемы. М., 1989.
  201. Методы изучения клеточного иммунитета in vitro / Под ред. Б. Блаума, Ф. Глэйда. М.: Медицина, 1974.
  202. Этический кодекс CIOMS по проведению экспериментов с использованием животных: Хроника ВОЗ, ш. 39. -№ 3. Женева, 1985.
  203. Ralaoff J. A. Simple Test Saves Time, Money and a lot of Bunnies // Science News, 1980, V. 117. № 3.-p. 44−49.
  204. P. Методы культуры клеток для биохимиков. M.: Мир, 1983.
  205. Ю. М., Гельфанд И. М. Взаимодействие нормальных и неопластических клеток со средой. М.: Наука, 1981.
  206. А. А., Эрнандес Е. И., Сеньоре Ж. М. Клеточная терапия в косметологии. -М.: Косметика и медицина, 1999.
  207. Stamm R. F., Garcia M. L., Fuchs J. J. The optical properties of fuman hair. I. Fundamental considerations and goniophotometer curves // J. Soc. Cosmet. Chem. -1997. -Л1' 28. C. 571 -599.
  208. Stamm R. F., Garcia M. L., Fuchs J. J. The optical properties of fuman hair. II. The luster of hair fibres // J. Soc. Cosmet. Chem. 1997. — № 28. — C. 601 — 609.
  209. Reich C., Robbins C. R. Light scattering and shine measurements of human hair: A sensitive probe of the hair surface // J. Soc. Cosmet. Chem. 1993. — № 44. — C. 221−234.
  210. Maeda Т., Okada M., Mara T. Hair luster measured by color image analysis // Cosmetic & Toiletries. 1992. — № 107 (2). — C. 53 — 59.
  211. P. Э., Гейзен P. M. Преимущества и эффективность лактамов как дерматологически мягких ингредиентов в средствах для ручного мытья посуды // Sofw-Journal (русская версия). 2002. — № 4. — С. 44 — 47.
  212. Медицинская косметика / Под ред. П. Михайлова. М.: Медицина, 1985.
  213. Войцеховская A. JL, Вольфензон И. И. Химия для Вас. Косметика сегодня. -М.: Химия, 1988.- 176 с.
  214. С. В. Научно-практические основы контроля качества растительного сырья и продуктов его переработки с целыо установления фальсификации. Дне. докт. техн. наук. -М., 2002.
  215. О. С. Косметология. Спб.: ГИПП Искусство России, 2000. — 368 с.
  216. А. А., Эрнандес Е. И., Зайкина О. Э. Новая косметология. М.: Издательский дом „Косметика и медицина“, 2000. — 204 с.
  217. Э. Б. О пасте, которую мы выбираем // Новости в мире косметики. 2000. — № 7 — 8. — С. 52 — 53.
  218. А. Качество: действительное и желаемое. // Новости в мире косметики. 2002. — № 6. — С. 68 — 70.
  219. О. Н., Белышева Г. М., Шарафутдинова Г. Н. Экспертиза качества косметических кремов // Потребительский рынок: качество и безопасность товаров и услуг: Тезисы докладов. Орел, 2001. — С. 5 — 6.
  220. JI. А., Чалых Т. И., Горюнова О. Б. Стабильность косметических кремов в процессе хранения // Потребительский рынок: качество и безопасность товаров и услуг: Тезисы докладов / Орел ГГУ. Орел, 2001. — С. 51−52.
  221. Г. II., Дедеяп С. А. Как сохранить зубы здоровыми и красивыми. -М.: Медицина, 1987.
  222. JI. Н., Кутакова Г. С. Товароведение парфюмерно-косметических товаров.-СПб.: Лань, 2001. -255 с.
  223. PN-73 С-4 820. Polska norma. Wytyczne pakowania, przechowywania i transportu.
  224. Толковый словарь по косметике и парфюмерии. Том 2. Сырье и биологически активные добавки / Под ред. Т. В. Пучковой, А. А. Родюнина. — М.: Клавель, 2000. Т. 2. — 264 с.
  225. О. П. Тенденция развития ассортимента санитарно-гигиенических средств // Бытовая химия. 2000. — № 2. — С. 34 — 39.
  226. . Доказательная медицина в России // Косметика & Медицина.2001. № 2. — С. 80 — 81.
  227. У. Новые задачи для исследований в косметической промышленности // Тезисы VII Международной научно-практической конференции „Косметические средства и сырье: эффективность и безопасность“. М., 2002. — 36 с.
  228. Ф. Практические последствия запрета на эксперименты на животных с целью оценки конечных косметических продуктов // Тезисы VII
  229. Международной научно-практической конференции „Косметические средства и сырье: эффективность и безопасность“. М., 2002. — 43 с.
  230. Ф. Психологические эффекты косметических средств // Тезисы VII Международной научно-практической конференции „Косметические средства и сырье: эффективность и безопасность“. М., 2002. — 44 с.
  231. Е. А. Косметологические аспекты применения косметических приемов // Тезисы VI Международной научно-практической конференции „Косметические средства и сырье: эффективность и безопасность“. М., 2001.-93 с.
  232. Д. Методы анализа средств по укладке волос в процессе создания рецептур // Тезисы VI Международной научно-практической конференции „Косметические средства и сырье: эффективность и безопасность“. М., 2001.- 18 с.
  233. А. А. Красота требует жертв // Косметика и медицина. 1997. -№ 1.-С. 37−38.
  234. А., Эрнандес Е. Проблема тестирования солнцезащитных средств // Косметика и медицина. 1998. — № 2. — С. 44 — 46.
  235. В. А. Антиоксиданты природные и синтезированные // Косметика и медицина.- 1998.-№ 2.-С. 18−25.
  236. В. И., Марголина А. А. Регуляция барьерной функции кожи косметическими средствами // Косметика и медицина. 1997. — № 1. — С. 8 — 13.
  237. С. А. Применение тонкослойной хроматографии в производствекосметики // Сырье и упаковка. 2002. — № 9. — С. 16−18.• 302
  238. И. Ф., Чернышева H. Н., Турова Е. Н. и др. Экспрессная оценка антноксидантной активности растительного сырья // Сырье и упаковка. -2002.-№ 9.-С. 24−26.
  239. Wasilenko A. Leksykon Perfum. Krakow.: Wydawnictwo Baran i Suszczynski, 2000.- 176 c.
  240. А. Ф. Будет ли найдена альтернатива тсстам на животных // Сырье и упаковка. 1993. — № 3. — С. 24 — 25.
  241. W. Измерение абсорбционной способности кожи // Сырье и упаковка. -2003. 1.-С. 30−31.
  242. В. М. Химические методы тест-анализа // Сырье и упаковка. 2003.- № 3. С. 28−29.
  243. В., Тойхеффер X., Дриллер X. Стратегия разработки УФ-фильтров и контроль их абсорбционных свойств.// Sofw- Journal (русская версия). 2001.- № 3. С. 4 — 11.
  244. Mhomson D., Zemaster С., Allen R. Evaluation of relative shampoo detergency // Journal of The Society of Cosmetic Chemists/ 1985. — Vol. 36. — № 4. — P. 271 -286.
  245. Patel C. U. Anti static properties of some cationic polymers used in hair care products // International Journal Cosmetic Science. — 1983. — Vol. 5. — JVb 5. — P. 181−188.
  246. Hoag C., Rizwan В. M., Quackenbush К. H. Evaluation silicone emulsions for global hair care application // Clobal Cosmetic Industry. 1999. — Vol. 64. — № 4. -P. 44−55.
  247. С. А. Оценка безопасности и качества парфюмерно-косметической продукции // Партнеры и конкуренты. 2003. — № 4. — С. 34 — 39.
  248. JI. А., Дашунин В. М. Душистые вещества и другие продукты для парфюмерии.-М.: Химия, 1994.-255 с.
  249. Н. Г. Целебные ароматы. СПб.: ИД Весь, 2001. — 287 с.• 303
  250. Н. К. Парфюмерия для дома тенденция и пути развития // Сырье и упаковка. — 2002. — № 3. — С. 1 б — 19.
  251. М. Л. Оценка и формирование потребительских свойств шампуней: Дис. канд. техн. наук. М., 2002.
  252. JI. Н., Кантор О. Г., Халимова 10. Р. Понятие конкурентоспособности продукции в маркетинге // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. — № 1. — С. 63 — 77.
  253. Л. 10. Некоторые аспекты российского рынка косметики // Маркетинг в России и за рубежом. 1998. -№ 6. — С. 81 — 93.
  254. С. А., Свеколышкова О. Ю. Исследования регионального рынка косметических товаров и потребительских предпочтений // Маркетинг в России и за рубежом. 2002. — № 1. — С. 68 — 80.
  255. Е. Аромокология: миф или будущее индустрии // Новости в мире косметики. 2003. — № 4. — С. 48 — 50.
  256. Ю. С., Ясинская М. П. Порошкообразные CMC: ассортимент и цены на потребительском рынке России // Бытовая химия. 2001. — № 5. — С. 18−21.
  257. Е. В одном флаконе // Новости торговли. 2002. — № 7. — С. 52 — 54.
  258. И. Ф. Оценка состояния производства CMC и товаров бытовой химии в России в 2002 году // Бытовая химия. 2003. — № 13. — С. 4 — 8.
  259. С. А. Исследование рынка бытовых гигиенических средств и региональных потребительских предпочтений // Маркетинг в России и за рубежом. 2003.-№ 3. — С. 43 — 52.
  260. Н. Рыночная стоимость торговой марки: ее значение для построения маркетинговой стратегии // Маркетинг в России и за рубежом. -2001. № 2. — С. 21−25.
  261. Л. Н., Руднева 10. Р., Пашин С. Г. Методы расчета цепы на новыйтовар//Маркетинг в России и за рубежом. -2001. 2. С. 34 — 40.• 304
  262. Е. А. Оптимизация товарного ассортимента // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2001. — № 4. — С. 49 — 52.
  263. В. Потребительские ценности продукции // Стандарты и качество. -2002.-№ 5.-С. 68−69.
  264. Н. А. Легко ли вымыть посуду // Бытовая химия. 2000. — № 1. -С. 22−25.
  265. А. А., Балуева JI. В., Петрова Е. И. К вопросу качества CMC. Оценка сорбции и полноты выполаскиваемости CMC с отработанных текстильных изделий // Бытовая химия. 2001. — № 5. — С. 42 -43.
  266. В., Гурова И. Роль маркетинговых исследований в разработке стратегии выведения нового продукта на рынок // Международный маркетинг. 1999.-№ 4.-С. 78−91.
  267. Е. В. Разработка нового товара// Теория и методология маркетинга. -2001.-№ 4.-С. 11−18.
  268. Е. В. Продвижение товара. Екатеринбург.: Наука, 1997,-328 с.
  269. Пиотковский A. JL, Денисов А. В. Кластерный анализ, как инструмент подготовки эффективных маркетинговых решений // Практический маркетинг. -2001.-№ 5. С. 5 — 10.
  270. Т. Сам себе researcher (о пользе предварительных оценочных маркетинговых исследований) // Практический маркетинг. 2001. — № 3. -С. 2−8.
  271. Д. С. Некоторые особенности потребительских предпочтений по импортным и отечественным товарам народного потребления // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. — № 2. — С. 46 — 52.
  272. А. И., Коряюгов Ю. 10., Красилышков С. А. Маркетинг. — М.: Банки и биржи- ЮНИТИ. 1996. — 560 с.
  273. О. П. ПАВ-фундамент рецептур жидких средств для мытья ичистки//Бытовая химия.-2003.-№ 12.-С. 5 10.305
  274. Обеспечение качества на этапе проектирования. Серия „Все о качестве. Зарубежный опыт“. М.: Трек. — 2000. — Вып. 8. — 17 с.
  275. Зинкевич 10. Не в пене дело // Вы и Ваш магазин. 2001. — № 10. — С. 42 — 48.
  276. Г., Вазов Г. История развития и новые тенденции в производстве моющих средств // Sofw Journal (русская версия). — 2002. — № 4. — С. 40 -42.
  277. В. М. Жидкие CMC на Российском рынке // Сырье и упаковка. -2002,-№ 4.-С. 26−27.
  278. В. М. Синтетические моющие средства // Сырье и упаковка. -2002.-Л!“ З.-С. 14−15.
  279. Возрастающая роль региональных рынков. Обзор // Косметический рынок сегодня. 2002. — К» 9. — С. 2 — 7.
  280. Е. Большая стирка // Новости торговли. 2002. -№ 6. — С. 58 — 60.
  281. Е. Ю. Цели и задачи первой рекламной компании новой марки стирального порошка па Российском рынке // Бытовая химия. 2001. — № 5. -С. 10−17.
  282. И. Ф. Производство CMC и ТБХ в 2000 году: цифры и комментарии // Бытовая химия. 2001. — № 5. — С. 6 — 7.
  283. В. В. Эколого-гигиеническая оценка ПАВ — основы CMC и ТБХ // Бытовая химия. 2002. — № 10. — С. 6 — 7.
  284. И. Ф. Анализ рынка CMC и ТБХ в России // Бытовая химия. 2000. -№ 1.-С.4−7.
  285. Н. А. Тенденции развития ассортимента CMC и ТБХ '// VII Международная научно-практическая конференция «Бытовая химия в России». Пермь. — 2001.
  286. В. М. Перспективы развития жидких CMC в России // Международная научно-практическая конференция «Бытовая химия исредства личной гигиены: сырье и новые технологии». М., 2002. — 35 с.• 306
  287. Е. Тенденции российского розничного рынка парфюмерно-косметической продукции в 2000 году // Тезисы II Московского косметического форума. М., 2001. — 36 с.
  288. А. Косметический рынок: год ожидавшихся перемен // Тезисы IV Московского косметического форума «Новые возможности парфюмерно-косметического рынка».- М., 2003. С. 7 — 8.
  289. А. Реклама российской косметики в СМИ в 2002 году // Тезисы IV Московского косметического форума «Новые возможности парфюмерно-косметического рынка». М., 2003. — 26 с.
  290. Современные тенденции в создании упаковки для косметики и парфюмерии. Обзор // Косметический рынок сегодня. 2002. -№ 21.- С. 4 — 6.
  291. В. И., Ковалев В. М. Рынок CMC и основных видов сырья для их производства на Украине // Бытовая химия. 2002. — № 10. — С. 24 — 29.
  292. М. В. Особенности использования оптических отбеливателей в специальных жидких средствах для стирки // Бытовая химия. 2003. — № 13. -С. 18−21.
  293. Н. Н. Энзимы для моющего средства как сделать правильный выбор // Сырье и упаковка. — 2003. — № 1. — С. 24 — 25.
  294. И. Д., Кочетков Е. С. Поверхностно-активные экстракты растений и их использование в.моющих средствах // Бытовая химия. 2001. — № 7. — С. 12−13.
  295. М. В. Стабилизация и комплексная защита продуктов бытовой химии и косметики // Бытовая химия. 2002. — № 11. — С. 18−21.
  296. В. 10. Консерванты для косметики и бытовой химии // Бытовая химия. 2001. — № 7. — С. 19 — 20.
  297. О. П. ПАВ фундамент рецептур жидких средств для мытья и чистки // Бытовая химия. — 2002. — № 10. — С. 31 — 40.
  298. Т. Л. Влияние пенообразования на моющую способность растворов НПАВ // Журнал прикладной химии. 1984. — № 11. — С. 2637 -2638.
  299. Г. В., Кошелев Е. Е., Харин О. Р., Филиппов С. Р. Защитные функции полимерной упаковки косметической продукции // Сырье и упаковка. 2000. — № 8. — С. 25 — 27.
  300. Г. Н. Парфюмерно-косметическое производство. — М.: Агропромиздат, 1989.-335 с.
  301. Поверхностно-активные вещества и моющие средства. Справочник / Под ред. А. А. Амбрамзона. М.: Химия, 1990. — 456 с.
  302. О. В. Коллоидно-химические закономерности создания косметических композиций, содержащих оксиэтилированные ионные поверхностно активные вещества: Дис. канд. техн. наук. — М., 1999.
  303. С. А. Эфирные масла, ароматизаторы, консерванты. Ограничения при использовании. М.: Пищевая промышленность, 2000. — 96 с.
  304. Рынок производства отдушек для косметики и парфюмерии. Обзор // Косметический рынок сегодня. 2002. — № 23 — 24. — С. 2 — 7.
  305. А. С. Применение стабилизированного перкарбоната натрия в современных СМС // Сырье и упаковка. 2002. — № 2. — 23 с.
  306. КеШагск в., НттпсЬ .1. Система МАЭД: оптимизация процесса отбеливания // Бытовая химия. 2002. — № 8. — С. 10 — 15.
  307. И. А., Андреева Т. А., Вилкова С. А. Формирование и оценка потребительских свойств жидких моющих средств // Химическая промышленность. 2003. — № 6. — С. 50 — 55.
  308. Уепоу/а С., РоШа А., Ме1Пш в. Связь физико-химических свойств неиногенных ПАВ с их молекулярной структурой // Сырье и упаковка. — 2002.-№ 7.-С. 12−15.
  309. Л. Г., Головкин В. Г., Петельский М. Б. Поликарбоксилаты как модификаторы коллоидно-химических свойств моющих растворов // Сырье и упаковка. 2002. — № 2. — С. 20−23.
  310. В. М. Экологически безопасные компоненты современных низкофосфатных CMC // Бытовая химия. 2001. — № 3. — С. 4 — 7.
  311. Л. В. Роль малых добавок в современных CMC // Бытовая химия. -2000. -№ 3.- С. 14−17.
  312. Н. С. Требования, предъявляемые к способам хранения и упаковке эфирных масел // Сырье и упаковка. — 2003. № 2. — 25 с.
  313. Yrina Beqon. Как создать натуральный косметический продукт // Сырье и упаковка. 2002. — № 2. — С. 28 — 29.
  314. О. Е. Значение токсикологических характеристик косметических консервантов // Сырье и упаковка. 2002. — № 2. — С. 26 — 27.
  315. О. Микробиологическое заражение косметической продукции и использование консервантов как способ его предотвращения // Косметика и медицина. 2000. — № 4. — С. 48 — 55.
  316. Луценко I I. Г. Консерванты в косметике: биохимический аспект // Сырье и упаковка. 2001. — № 8. — С. 22 — 24.
  317. В. Основные параметры контроля качества готового косметического продукта с точки зрения микробной чистоты // Сырье и упаковка. — 2001. — № 8.-С. 26−27.
  318. П. Тенденции в разработке названий в косметической индустрии //9
  319. Тезисы IV Московского косметического форума «Новые возможности парфюмерно-косметического рынка». М., 2003. — 35 с.
  320. М. Новая сегментация — новые предложения на косметическом рынке Европы // Тезисы IV Московского косметического форума «Новые возможности парфюмерно-косметического рынка». М., 2003. — 28 с.
  321. PN-C-77 002. Polska norma. Wyroby kosmetycznc i perfumcryjne. Szampony w plynie do wlosow i plyny do kapieli.
  322. Ю. Два взгляда на качество товара // Стандарты и качество. 2002.1.-С. 58−59.
  323. Пути повышения качества парфюмерно-косметической продукции. Обзор // Косметический рынок сегодня. 2002. — № 20. — С. 7 — 10.
  324. С. Л. Порошки, которые не стирают // Коммерческий вестник. — 1990.-№ 16.-8 с.
  325. Л. М., Гозснпут JI. Д., Трсмбовлер М. Е. Производство синтетических моющих средств // М.: Пищевая промышленность, 1970. -232 с.
  326. В. X., Гринь В. Т. Технология синтетических моющих средств // М.: Химия, 1984.-224 с.
  327. В. М. Отбеливатели в порошкообразных CMC // Сырье и упаковка. 2003. — № 1. — С. 26 — 28.
  328. С. Изменения парфюмерно-косметического рынка и их влияние на формирование коммерческой стратегии предприятий // Тезисы II Московского косметического форума. М., 2001. — 67 с.
  329. П. Качество управления через управление качеством // Стандарты и качество. 2003. — № 5. — С. 50 — 51.
  330. Н. А., Александрова Г. А. Микробиологическая защита косметических средств // Бытовая химия. 2002. — № 3. — С. 26 — 34.
  331. В. Контроль за микробиологическим качеством парфюмернокосметических средств // Косметика и медицина. 2001.- № 2. — С. 336 -341.310
  332. В.И. Экспертиза качества товаров важный фактор оптимизации их ассортимента и повышения качества. // Материалы международной научно-практической конференции. — Челябинск.: ЮУрГУ, 2003.-С. 139 — 142.
  333. Рыжаков В. В, Моисеев В. Б., Пятирублевый Л. Г. Основы оценивания качества продукции. Пенза.: ПТИ. — 2001.-275 с.
  334. Поверхностно-активные вещества и композиции / Под ред. Плетнева М. Ю., М.: Косметика и медицина, 2002. — 678 с.
  335. О. На стадии проектирования // Стандарты и качество. — 2001. -№ 4. С. 47.
  336. Е.И., Саватеев Е. В. Конкурентоспособность инновационных товаров//Пищевая промышленность.— 2002.-№ 1.-С. 16- 17.1. ' •", • • •' I '• •* ¦ .114.1I
Заполнить форму текущей работой