Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Современные тенденции хозяйствования в сфере консультационных услуг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важным шагом по в направлении определения статуса и функций консалтинга было принятие Закона РФ «Об аудите» (2001 г.), который впервые в российском законодательстве определил условия осуществления этого вида консалтинга, статус аудиторских фирм, сферу обязательного аудита. При этом аудиторские организации могут оказывать сопутствующие услуги: ведение бухгалтерского учета и составление отчетности… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛ. 1. СФЕРА УСЛУГ И ТЕНДЕНЦИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ
    • 1. 1. Сфера услуг как ведущий сектор постиндустриальной экономики
    • 1. 2. Динамика структуры сферы услуг в 90-х гг
  • ГЛ. 2. ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ УСЛУГ
    • 2. 1. Сущность и функции консалтинга в современной экономике
    • 2. 2. Классификация консалтинговых услуг
  • ГЛ.З. РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В СФЕРЕ КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ УСЛУГ
    • 3. 1. Организационно-правовые формы предоставления консультационных услуг
    • 3. 2. Проблемы и пути повышения конкурентоспособности консультационных фирм

Современные тенденции хозяйствования в сфере консультационных услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и степень разработанности темы диссертации. В XX веке сфера услуг превратилась в ведущий сектор народного хозяйства по производству ВВП и числу занятых. В современных условиях в этой сфере происходят важные структурные сдвиги: на первое место выдвигаются высококвалифицированные и высокотехнологичные услуги с высокой добавленной стоимостью. К их числу относятся консультационные услуги (консалтинг), получившие в последние годы особенно быстрое развитие. Это связано с тем, что глобализация и информатизация экономики породили новую парадигму менеджмента. Существенно выросла роль внешних, неконтролируемых фирмой факторов конкурентоспособности по сравнению с внутрипроизводственными. В условиях глобальной конкуренции каждая фирма вынуждена постоянно обновлять ассортимент продукции, технологии, методы организации производства и управления. Главным конкурентным преимуществом фирмы становится качество управления изменениями и человеческим капиталом, использование современных методов стимулирования и обучения персонала. Изменился характер маркетинга, он призван учитывать неопределенность предпочтений и быстрое изменение вкусов потребителей. В условиях глобализации финансовых потоков резко усложнился их менеджмент. Всё больше средств приходится затрачивать на страхование рисков и защиту информации. Всё это означает, что знания, необходимые для управления современным предприятием, не могут быть выработаны только внутри фирмы, а должны быть привнесены извне. Консультационные услуги в развитых зарубежных странах превратились в ведущую отрасль сферы услуг и важную статью экспорта. В России рынок этих услуг начал формироваться лишь в середине 90-х годов, причем на нем до сих пор господствуют иностранные компании, а его структура далека от рациональной.

Всё это определяет теоретическое и практическое значение исследования содержания и структуры консалтинга и путей повышения конкурентоспособности российских консалтинговых фирм.

Важным шагом по в направлении определения статуса и функций консалтинга было принятие Закона РФ «Об аудите» (2001 г.), который впервые в российском законодательстве определил условия осуществления этого вида консалтинга, статус аудиторских фирм, сферу обязательного аудита. При этом аудиторские организации могут оказывать сопутствующие услуги: ведение бухгалтерского учета и составление отчетности, налоговые и правовые консультации, анализ финансово-хозяйственной деятельности, налоговое и финансовое управление, представление клиента в суде и налоговых органах по таможенным и налоговым спорам, внедрение информационных технологий, оценка стоимости имущества предприятий как имущественных комплексов и предпринимательских рисков, разработка и анализ инвестиционных проектов и бизнес-планов, маркетинговые исследования, обучение специалистов в соответствующих областях, научно-исследовательские и экспериментальные работы, распространение их результатов.

Общим вопросам экономики сферы услуг посвящены работы В. Балалова, Е. Биндиченко, Л. Демидовой, Е. Жильцова, В. Иноземцева М. Качуриной, Т. Корягиной, М. Платоновой, Н. Розе, М. Российского, В. Рут-гайзера, В. Соловьева, Н. Солодиловой, А. Сульповара, Д. Шопенко и других авторов.

Однако консалтинг как особый объект исследования в них не выделяется. Лишь в 1999 г. переведена на русский язык книга К. Макхена «Управленческий консалтинг», появились книги В. Андреева, А. Солодова, В. Суйца и других авторов по проблемам аудита, статьи Г. Кальянова, Г. Цепкова и других экономистов по практическим вопросам управленческого консалтинга. Исследование рынка консалтинговых услуг в России опубликовано в журнал «Эксперт». Однако теория консалтинга как особого вида услуг рассматривалась преимущественно в зарубежных публикациях.

Значение консалтинга в современных условиях и неразработанность широкого круга теоретических и практических проблем, связанных с его функционированием, определяют актуальность темы диссертационного исследования.

Цель исследования — развитие теоретических и методических основ управленческого консультирования применительно к современным условиям России, выявление современных тенденций развития форм хозяйствования в этой сфере и путей повышения конкурентоспособности консалтинговых фирм.

Эту цель конкретизируют следующие задачи:

• выявить основные тенденции развития сферы услуг как ведущего сектора современной экономики и изменений в ее структуре;

• определить сущность, основные функции и роль консалтинга в современной экономике;

• обосновать классификацию консультационных услуг;

• определить особенности, тенденции развития консультационных фирм и пути совершенствования организации их деятельности в российских условиях.

Объект исследования — основные тенденции развития хозяйствования в сфере консультационных услуг.

Предмет исследования — развитие консультационных фирм и их роль в реструктуризации и повышении конкурентоспособности российской экономики.

Методологическая основа исследования — институциональная теория развития сферы услуг и менеджмента в условиях глобализации, представленная в трудах российских и зарубежных экономистов.

В диссертации использованы материалы статкомитетов СНГ, России и Республики Башкортостан (РБ), а также других исследовательских и информационных центров по вопросам развития сферы услуг, данные первичного учета консультационных фирм РБ. При обработке этих данных использованы методы группировок и факторного анализа.

Научная новизна результатов исследования состоит в следующем:

— уточнены тенденции развития сферы услуг, причины, по которым она превратилась в ведущую по масштабам производства добавленной стоимости и числу рабочих мест сферу народного хозяйства и закономерности увеличения в составе сферы услуг удельного веса высококвалифицированных и относящихся к четвертичному сектору экономики видов деятельности с высокой добавленной стоимостью;

— выявлены современные тенденции развития консультационных услуг, обоснована необходимость изменения классификации видов услуг и выделения в их составе консалтинга, предложена классификация консультационных услуг, определены особенности, функции и тенденции развития инжиниринговых, аудиторских, управленческих учетно-налоговых, финансово-инвестиционных, маркетинговых, рекламных, учебных и других видов консультационных услуг;

— предложена классификация консультационных организаций, выявлены тенденции их развития в условиях глобализации и информатизации экономики. разработаны предложения по повышению конкурентоспособности российских фирм на мировом рынке консультационных услуг, совершенствованию консалтинга в области реструктуризации промышленных предприятий и аудита.

Теоретическая значимость работы заключается в обосновании теоретических и методических основ управленческого консультирования применительно к современным условиям России.

Практическое значение результатов исследования состоит в возможности использования выводов и рекомендаций автора консалтинговыми фирмами и их объединениями при разработке программ повышения их конкурентоспособности на мировом рынке и совершенствования консалтинга в области реструктуризации промышленных предприятий и аудита.

Материалы работы могут быть использованы при чтении курсов по микроэкономике, экономике услуг и менеджменту.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования докладывались и обсуждались на Всероссийской научно-практической конференции «Практика российских и международных контрольных органов в области защиты гражданских и политических прав человека и гражданина» (г.Пенза, 2001), Всероссийской научно-практической конференции «Продовольственная безопасность как важнейший фактор национальной безопасности страны и роль информационно-консультационных служб АПК в ее обеспечении» (г.Пенза, 2002), II Российско-Украинском симпозиуме «Новые информационные технологии в решении проблем производства, строительства, коммунального хозяйства, экологии, образования, управления и права» (г.Пенза, 2002), Региональной научно-практической конференции «Правовые категории: теория и практика» (г.Уфа, 2002), Международной научно-практической конференции «Проблемы и тенденции современного развития стран СНГ в условиях глобализации» (г.Пенза, 2002), Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы российского права на рубеже XX — XXI веков» (г.Пенза, 2002), на республиканских совещаниях, заседаниях, дискуссиях и круглых столах по проблемам развития информационно-консультационных услуг в различных сферах хозяйствования в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РБ, Национальном банке РБ, Башкирском государственном аграрном университете.

Материалы диссертации используются в учебном процессе в Башкирском государственном аграрном университете при чтении лекций и проведении практических занятий со студентами очного и заочного отделений по специальностям «Финансы и кредит», «Экономика и управление на предприятии» в рамках учебных дисциплин «Аудит в банках», «Организация консультативной службы в АПК», а также при подготовке антикризисных управляющих, повышении квалификации управленческих кадров, выполнении хоздоговорных работ по плану университета.

Результаты исследования используются в деятельности аудиторской фирмы «Урал-Аудит-Консалтинг». По теме диссертации опубликованы семь работ.

Структура работы определена целью и задачами исследования Работа объемом 174 стр. основного текста состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и табличных приложений.

В первой главе «Сфера услуг и тенденции ее развития в постиндустриальной экономике» анализируется роль сферы услуг в качестве ведущего сектора постиндустриальной экономики и изменения в структуре сферы услуг в России и ее регионах (на материалах Башкортостана).

Вторая глава «Функции и структура консультационных услуг» посвящена исследованию сущности, основных функций и видов консультационных услуг, тенденций их изменения.

В третьей главе «Развитие организационно-экономических форм хозяйствования в сфере консультационных услуг» рассматриваются организационно-экономические формы осуществления консультационных услуг, их развитие в условиях глобализации и пути совершенствования консалтинга в российских условиях.

Гл. 1. Сфера услуг и тенденции ее развития в постиндустриальной экономике.

Заключение

.

1. В 90-х гг. экономика многих стран мира находится в процессе структурных реформ, глубокой трансформации, связанной с глобализацией, информатизацией и эволюционным переходом от административно-командной или дорыночной к социально-ориентированной рыночной экономике. В процессе этой трансформации особое место занимает сфера услуг, которая закономерно расширяется, превращаясь в ведущую по объему производства ВВП и числу рабочих мест отрасль экономики, преобразуясь на рыночных основах.

В XXI веке разграничение материального производства и непроизводственной сферы теряет актуальность. В развитых зарубежных странах услуги населению и производству не разделяются, и в эту сферу включается 17 видов деятельности. В конце XX века сфера услуг превратилась в развитых странах в ведущую отрасль по производству ВВП и занятости трудоспособного населения. В США, Японии и странах ЕС здесь занято около 70% экономически активного населения и производится свыше 70% ВВП и национального дохода.

В России по сопоставимому кругу отраслей в сервисе в середине 90-х гг. занято 26 млн. чел. — 38% работающих, т. е. существенно меньше, чем в других странах. Однако доля сферы услуг в ВВП впервые в истории страны стала преобладающей. С современных позиций сфера услуг создает национальный доход, как и промышленность, сельское хозяйство и т. д. Ее «непроизводственный характер» связан лишь с тем, что ее продукт не всегда принимает вещественную форму, не может складироваться, его производство носит индивидуальный характер, отличается высокой долей затрат живого труда, особой ролью личностного фактора и т. д., что существенно модифицирует процесс управления и информатизации.

По методологии Всемирной торговой ассоциации выделяется более 150 групп услуг. В диссертации предложена их укрупненная классификация на несколько групп. При этом выделен производственный сервис (транспортные, коммуникационные, ремонтные и другие услуги), финансово-инвестиционный сервис, консалтинг, производство общественных благ коллективного пользования (здравоохранительные, образовательные, управленческие, правоохранительные и другие институциональные услуги и личные услуги, направленные на поддержание комфортных условий жизнедеятельности и развитие индивида.

2. С развитием рыночных отношений в России, усложнением производственных связей по мере глобализации, ускорением технического прогресса и информатизации, усилением конкуренции происходит возрастание объемов информации, необходимой для руководства бизнесом. Это требует развития аналитического подхода к оценке эффективности и определению перспектив совершенствования управления фирмой.

Эти процессы обусловливают развитие консалтинга — консультирования по вопросам управления, под которым понимается предоставление услуг специально подготовленными и обладающими необходимыми практическим опытом лицами (консультантами) по диагностике проблем управления, определению возможных путей их решения и реализации предложенной программы совместно с менеджерами клиента. Консультационная деятельность является своего рода мостом между интенсивными научными исследованиями в области анализа, технологии, форм и методов управления и практикой управленческой деятельности в разных сферах экономики.

Во второй половине XX века консультирование по вопросам управления превратилось в особый сегмент сферы услуг, оно осуществляется специальными фирмами и консультантами без образования юридического лица на коммерческих началах, а также некоммерческими организациями и самостоятельными службами госучреждений. Консалтинг требует компетентного управления, позволяющего эффективно обслуживать клиентов и в то же время получать удовлетворительные деловые результаты.

Как показывает практика, собственность и управление в процессе функционирования фирмы разделяются. Быстрое изменение внешней среды приводит к необходимости использования собственниками и менеджерами профессиональных консультантов, внедряющих научные знания по экономике и управлению в практическую деятельность фирмы, а в ОАО и некоммерческих фондах — проводящих обязательный аудит.

Растущее экономическое и социальное давление вынуждает в условиях глобализации совершенствовать методы управления и добиваться более высокого уровня интенсивности и эффективности труда. Это обусловливает увеличение спроса на управленческое консультирование во всех областях человеческой деятельности и во всех типах организаций.

Управленческое консультирование имеет целью решение управленческих проблем любого типа в организации любого размера и характера. В России были утрачены сложившиеся в 20-е гг. благодаря работам Гастева, Керженцева и др. навыки и опыт профессионального управленческого консультирования. Оно вновь было организовано в нашей стране в 90-х гг., но в силу ряда причин пока еще функционирует на недостаточном уровне. Как показал конкретный анализ, недооценивается стратегическое, маркетинговое, инжиниринговое, кадровое консультирование, чаще эти функции исполняются как дополнительные к более распространенным, таким как аудиторская деятельность, консультирование по бухгалтерскому учету, налогообложению.

Прогрессу консультирования в России в 90-х гг. препятствовали как объективные факторы (спад производства, низкая платежеспособность предприятий), так и субъективные (отсутствие традиций использования экспертов). В последние годы ситуация изменилась. Наличие жесткой конкуренции, повышенная изменчивость внешней среды обусловливают необходимость планирования комплекса маркетинга в рамках стратегического планирования любой консультационной фирмы.

Специфические особенности продукта консультационных фирм, такие как неосязаемость, неразрывность производства и потребления, изменчивость, неспособность к хранению определяют специфику формирования и реализации комплекса маркетинга, в т. ч. и такую его составляющую, как коммуникативная политика.

3. В диссертации предложено определение консалтинга и многокритериальная классификация консультационных услуг. На большом фактическом материале с использованием рейтинговой оценки 100 консалтинговых фирм, проведенной в 1998 и 2000 гг. агентством «Эксперт-РА», данных статистического учета республики Башкортостан, а также первичного учета аудиторской фирмы, проводившей реинжиниринг, выявлены тенденции и проблемы развития услуг по аудиту, информационным технологиям и системной интеграции, налогообложению, стратегическому планированию, маркетингу, управлению персоналом и т. д. в 90-х и в 2000;2001 гг.

4. В диссертации представлен анализ деятельности консалтинговых фирм — отечественных и зарубежных и тенденций их развития. Они связаны с усилением в конце 90-х гг. слияний и поглощений, стратегических альянсов и прямой интеграции с фирмами компьютерной, программной индустрии и наукоемкого машиностроения, усилением роли ТНК и их превращением в международные публичные корпорации, обособлением аудиторских, консалтинговых финансово-инвестиционных и брокерских бизнес-единиц.

В конце 90-х гг. в России действовало более 300 российских менеджмент-консалтинговых и 1300 аудиторских фирм, 6 ведущих транснациональных консалтингово-аудиторских фирм. В связи с особой ролью личных качеств, связей и доверия со стороны клиентов наиболее распространенной организационно-правовой формой консалтинговых услуг до 80-х гг. являлись полные и коммандитные (на вере — по принятой терминологии ГК РФ) товарищества и закрытые АО. Это гарантирует фирмы от враждебного поглощения, а полные товарищества также освобождаются от налога на прибыль (налог взимается только с личных доходов консультантов). Действующий с 2.001 г. Налоговый кодекс позволяет уменьшить налоговую нагрузку этих товариществ.

В конце XX века крупные консалтинговые фирмы, которым принадлежит основная часть рынка, избрали статус ОАО и стали объединяться в транснациональные холдинги. В России им принадлежит более 2/3 рынка консалтинговых, в первую очередь, аудиторских, инвестиционно-финансовых и брокерских услуг.

В диссертации на фактическом материале рассмотрены тенденции развития консалтинговых групп и их конкурентные преимущества.

Специальный раздел работы посвящен обоснованию предложений по повышению конкурентоспособности российских фирм на рынке консалтинга. Специфика консультационной деятельности в значительной мере влияет на содержание маркетингового комплекса фирмы, работающей на рынке консультационных услуг. Комплекс маркетинга фирмы включает в себя четыре элемента: товарную, ценовую, сбытовую и коммуникативную стратегию.

Освоение нового для иностранцев российского законодательства требовало от ТНК дополнительных и рискованных инвестиций. К активным действиям зарубежные аудиторско-консалтинговые компании перешли на российском рынке во второй половине 90-х гг. — после относительной стабилизации политической ситуации в стране, однако конкуренты в лице крупных российских аудиторско-консалтинговых компаний сумели выиграть некоторые тендеры на право проведения выборочной аудиторской проверки и консультативных процедур на ряде российских предприятиях с долей государственного капитала.

Российские и западные компании в некоторых случаях действуют на разных рынках. ТНК больше ориентированы на международный аудит, на работу с международными инвесторами, привлечение финансирования, информационное обеспечение систем управления, налаживание крупных информационных систем. Эти компании имеют высокую репутацию, располагают корпоративными методиками и стандартами выполнения консалтинговых работ, взаимоотношений с заказчиками и т. д. Однако их ведущее положение на российском рынке аудиторско-консалтинговых услуг ставит под иностранный контроль финансовые потоки и интеллектуальную собственность ведущих предприятий России. В этой связи в диссертации анализируется динамика общей выручки аудиторско-консалтинговых групп в 19 972 000 гг. и основные направления повышения конкурентоспособности отечественных консультационных компаний.

Важную роль в развитии консалтинга призван сыграть принятый в 2001 г. «Закон об аудиторской деятельности». Можно выделить следующие его положения, которые целесообразно учесть и при регулировании других областей консалтинга с учетом их специфики:

1. Установлены хозяйственные субъекты, внешний аудит для которых обязателен (ОАО, кредитные и страховые организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные фонды, внебюджетные фонды, образуемые за счет обязательных отчислений, индивидуальные предприниматели и ГУП с объемом продаж более 500 тыс. МРОТ в год или балансовыми активами более 200 тыс. МРОТ и т. д.).

2. Контроль за соблюдением стандартов аудита поручен специальному федеральному органу с участием общественного Совета по аудиторской деятельности.

3. Установлен особый порядок аудита организаций, где доля государства в уставном капитале превышает 25% (только на основе открытого конкурса) и где документы содержат государственную тайну (только аудиторскими организациями, в уставном капитале которых не участвуют иностранцы).

4. Определен организационно-правовой статус аудиторских организаций: они могут создаваться в любой форме, кроме ОАО, причем не менее 61% уставного капитала должно принадлежать аттестованным аудиторам или лицензированным организациям. При этом в штате организации должно быть не менее 5 аудиторов.

5. Введено обязательное страхование гражданской ответственности аудиторов.

6. Решен вопрос о замещении штата аудиторских организаций гражданами России, постоянно проживающими в ней: их доля должна составлять не менее 50%, а если организацией руководит иностранный гражданин — 75%.

На наш взгляд, необходим закон о консультационной деятельности, который также учитывал бы особенности проектов, финансируемых с участием государства и имеющих стратегическое значение.

Для повышения конкурентоспособности российских консалтинговых фирм необходимо решить целый ряд задач.

— Продуктом консалтинга должны быть не рекомендации, а новые технологии, программное обеспечение и методики управления, осваиваемые с помощью консультанта. В составе продукта должно преобладать системное решение стратегических вопросов реструктуризации фирмы, а не только помощь в решении частных тактических проблем.

— Эффект услуг во многом зависит от воспитания в клиенте качеств эффективного собственника, подбора клиентом менеджеров для конкретных проектов, социально-психологического климата в коллективе. Поэтому консультант должен быть одновременно организатором, преподавателем-тренером и т. д. Следует четко определить роль консультанта в реализации проекта, обращая особое внимание на использование новых информационных технологий, обучение и воспитание творческой активности Особое значение имеют развитие консультационного маркетинга и рекламы, сочетание конфиденциальности с открытостью консалтинговых фирм, их эффективная реструктуризация и реинжиниринг;

— Развитие человеческого капитала консалтинговых фирм как их главного ресурса связано с развитием корпоративной этики, соблюдением установленных стандартов аудита и разработкой их для других областей консалтинга, созданием кодекса поведения аналитиков.

— Целесообразно сочетание слияний и объединений, альянсов, в т. ч. с зарубежными ТНК с функционально-отраслевой специализацией и разделением аналитических, рекламных, аудиторских, инвестиционных и брокерских подразделений вплоть до их выделения в дочерние самостоятельные фирмы.

— Важное значение имеет создание и развитие профессиональных ассоциаций, усиление их роли в лицензировании и определении рейтинга консалтинговых фирм.

— Весьма актуально усиление защиты интеллектуальной собственности клиентов как в России, так и за рубежом, а также совершенствование методики определения цен на услуги и систем оплаты консультантов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.Ю., Халевинская Е. Д. Финансовый анализ в аудиторской деятельности //Аудит и фин. анализ. 1999. — № 1. — С. 18−45.
  2. А., Корякина Л. Подходы к выбору аудитора //Бух.учет и налоговое планирование. 1998. -№ 10. — С. 231−236.
  3. Г. Л. и др. Конкурентные преимущества фирмы. М., 2000. -230 с.
  4. В.Д. Практический аудит (справочное пособие). М.: Экономика, 1994. -366 с.
  5. Аудит и консалтинг устояли в бурях кризиса //Интерфакс Время. -1999. -№ 9. — С. 12−15.
  6. В.Г. Реклама в торговле. Новосибирск, 1995. — 200 с.
  7. Г. Л., Аренков И. А. Основы современного маркетинга. СПб, 1995. — 175 с.
  8. О. Управление логистикой. М., 2001. -150 с.
  9. Е.М. Аудиторский риск //Вестник СПбГУ. 1998.-№ 2. — С. 23−31.
  10. Дж. Новые формы занятости и информационные технологии //Вопросы экономики. 1998. — № 2. — С. 156.
  11. В.В. Управленческий аудит сбытовой политики организации IIАул. ведомости. 1998. — № 11. — С. 47−53.
  12. В.В. Управленческий аудит системы сбыта готовой продукции. -М&bdquo- 1999.-48 с.
  13. А.В. Внутренний контроль при аудиторских проверках //Финансовая газета. 1996. — № 2 — 3. — С.4.
  14. Э. Консалтинговые услуги и рынок информационных технологий //Деловой мир. 1994. — № 219. — С. 3−7.15.18
Заполнить форму текущей работой