Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Механизмы формирования стратегии развития муниципального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Степень научнойразработанностипроблемы. Общие методологические проблемы стратегического управления уже нашли свое разрешение в трудах В. Р. Веснина, Л. А. Велихова, О. С. Виханского, А. Л. Гапоненко, А. Т. Зуба, Ю. Н. Лапыгина, В. С. Соловьева и некоторых других ученых и специалистов. Вопросы стратегического управления именно муниципальными образованиями изучены пока явно недостаточно… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 1. 1. Институциональные основы управления муниципальным образованием
    • 1. 2. Развитие как социально-экономическая категория
    • 1. 3. Система стратегического управления муниципальным образованием
  • ГЛАВА II. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ВЛИЯЮЩИХ НА ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 2. 1. Анализ внутренней среды муниципального образования
    • 2. 2. Выявление внешних угроз и возможностей муниципального образования
    • 2. 3. Обзор типовых стратегий развития муниципальных образований
  • ГЛАВА III. ПОСТРОЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 3. 1. Формирование концепции стратегии развития муниципального образования
    • 3. 2. Определение содержания стратегии развития муниципального образования
    • 3. 3. Оценка социально — экономической эффективности механизма формирования стратегии развития муниципального образования

Механизмы формирования стратегии развития муниципального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. В настоящее время в России идет сложный процесс адаптации экономики и управления к рыночным условиям, как никогда ранее актуально стоит проблема устойчивого экономического развития. В связи с этим в управленческих структурах все чаще делаются попытки разработать стратегии развития социальных и хозяйствующих систем. Выделяются соответственно и четыре уровня стратегических решений: предприятия, муниципального образования, региона и страны. Все они взаимосвязаны: с одной стороны, стратегии низших ступеней являются основой для принятия стратегических решений на более высоком уровнес другой стороны, перспективы развития соподчиненных систем во многом определятся стратегиями развития более высокого уровня.

В этом ряду особое место отводится муниципальным образованиям, поскольку они — не просто место проживания, но и источник жизнеобеспечения всего населения страны. Однако, как показывает практика, формирование источников обеспечения саморазвития муниципальных образований идет с явным отставанием от других реформ, для чего необходим поиск и внедрение в практику муниципального менеджмента оптимальных методов управления местной экономикой и социальными процессами, одним из которых становится стратегическое управление.

Актуальность темы

исследования определяется тем, что в современных рыночных условиях крайне слабо задействованы механизмы формирования стратегии на муниципальном уровне. Эту общую проблему можно разложить на ряд составляющих: теоретические положения по разработке стратегий развития отстают от современных институциональных основ управления муниципальными образованиями (МО) — нет четких проработок определения основных параметров и показателей, влияющих на стратегическое развитие муниципального образованияне выделяются и не обобщаются факторы взаимодействия власти с местным сообществом и бизнесом и их влияние на стратегическое планированиене определено концептуальное содержание стратегий развития муниципальных образованийне разработана оценка эффективности стратегического управления на стадии разработки стратегии и принятия стратегических решений.

Решение указанных проблем выдвигает необходимость методической проработки процедур формирования стратегии развития и управления муниципальными образованиями.

Степень научнойразработанностипроблемы. Общие методологические проблемы стратегического управления уже нашли свое разрешение в трудах В. Р. Веснина, Л. А. Велихова, О. С. Виханского, А. Л. Гапоненко, А. Т. Зуба, Ю. Н. Лапыгина, В. С. Соловьева и некоторых других ученых и специалистов. Вопросы стратегического управления именно муниципальными образованиями изучены пока явно недостаточно. В настоящее время исследования в данной области проводят Ю. Н. Гузов, Г. В. Гутман, В. Н. Иванова, Ю. Н. Лапыгин, В. Н. Лексин, Ю. С. Попков, В. И. Ресин, B.C. Чекалин, А. Н. Швецов и некоторые другие ученые, а также кафедры: Российской Академии государственной службы при Президенте РФ и филиалов РАГС, Владимирского государственного университета, Московского государственного университета им. Ломоносова, Академии наук социальных технологий и местного самоуправления и ряд других вузов страны.

Среди западных специалистов по стратегическому управлению организаций, в первую очередь бизнеса, можно выделить работы Д. Аакера, И. Ансоффа, К. Боумена, X. Виссема, Б. Карлофа, Р. Коха, Г. Минцберга, Д. Нортона, А. Стрикленда.

Вопросы стратегического управления социально-экономическим развитием муниципальных образований в современных условиях носят разрозненный и дискуссионный характер. Публикации по данной проблеме имеют порой взаимоисключающие точки зрения. Это касается, прежде всего, проблем эффективного механизма формирования стратегий развития муниципальных образований, как сложных социальных систем. Но исследования по этой теме особенно необходимы в связи с новым этапом реформы местного самоуправления, который требует именно стратегического подхода для обеспечения устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований.

Объектом диссертационного исследования является управление муниципальными образованиями, а предметом исследования — формирование стратегий развития муниципальных образований.

Цель исследования заключается в разработке механизмов формирования стратегий развития муниципальных образований.

Для достижения поставленной цели в процессе исследования решаются следующие задачи:

1) Обобщить и систематизировать теоретические подходы к рассмотрению механизма формирования стратегии развития муниципального образования.

2) Выполнить анализ параметров развития муниципального образования.

3) Определить методы вовлечения основных субъектов целеполагания в процесс формирования стратегии развития муниципального образования.

4) Сформировать основные положения концепции разработки стратегии развития муниципального образования.

5) Разработать механизмы, определяющие содержание стратегии развития муниципального образования.

6) Выработать предложения по оценке эффективности механизма формирования стратегии.

Теоретическая и методологическая основа исследования базируется на материалистической позиции и положениях диалектики. В работе нашли отражение общенаучные и специальные методы теоретического и эмпирического исследования: анализ и синтез, системный подход, логический метод, метод статистической обработки информации. Информационной базой настоящего диссертационного исследования служат: достижения научной мысли отечественных и зарубежных ученых в области экономики и управленияприкладные работы по данной проблемезаконодательная база, программы, концепции, касающиеся вопросов местного самоуправления и стратегического управления социально-экономическим развитием территорийматериалы научно-практических конференций, совещаний, семинаров и тренингов, социологических исследований, в которых автор принимал личное участие.

Работа выполнена в соответствии с паспортом специальности 08.00.05 п. 5.15, 5.16, 5.17.

Научная новизна результатов, полученных лично автором в ходе диссертационного исследования, заключается в следующем:

1. Определены основные субъекты целеполагания, участвующие в процессе формирования стратегий развития муниципальных образований, к которым в первую очередь относятся представители органов власти, бизнеса и местного сообщества, образующие сети взаимосвязей, способных обеспечивать формирование системы стратегического управления муниципальным образованием.

2. Выявлены институциональные и организационные процедуры и механизмы вовлечения партнеров как групп влияния в процесс формирования стратегий развития муниципальных образований, начинающиеся с издания нормативных актов (постановлений органов управления муниципальными образованиями), формирования групп стратегического планирования и других рабочих органов, и завершающиеся обсуждением и принятием стратегии развития муниципального образования.

3. Сформулированы по результатам SWOT — анализа наиболее значимые параметры внешней и внутренней среды конкретных муниципальных образований в разрезе следующих составляющих:

— Сильные стороны: наличие на территории МО ресурсов развития (природных, финансовых, кадровых и т. д.) — возрастающая организованность и активность местного сообщества и предпринимателейналичие системы земельного кадастра, свободных площадей для развития производства и строительства.

— Слабые стороны: нерациональное использование ресурсовнедостаточная квалификация управленческих кадровнеразвитая инфраструктура и низкий уровень благоустройства муниципального образования.

— Возможности: улучшение правовой среды в государстве и регионе, политическая стабильностьположительные тенденции в экономике региона и страны, увеличивающаяся емкость потребительского рынкаувеличение мобильности населения, отсутствие ограничений прав и свобод.

— Угрозы: чрезмерная зависимость от федеральных и региональных властей, перекос межбюджетных отношений в сторону регионов и Федерациивозрастающая конкуренция со стороны других муниципальных образованийнизкий уровень общественной безопасности.

4. Сформированы концепция стратегического развития муниципальных образований, обеспечивающая достижение разработанных стратегических целей развития, как проявления видения и миссии местного самоуправления, определение перспективных направлений развития муниципальных образований, а также обоснованный перечень образцов успешных реализаций стратегий развития муниципальных образований России.

5. Определены механизмы формирования содержания стратегий развития муниципальных образований, к которым относятся: определение видения, миссии и целей муниципального образованияанализ исходного состояния и построение матрицы стратегических решенийразработка программ и проектов, направленных на достижение поставленных целейопределение этапов, сроков реализации и оценки реализации намеченного.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее выводы и предложения доведены до конкретных практических рекомендаций по стратегическому управлению и планированию муниципальных образований, на основе которых разработаны концепции стратегического развития 38 муниципальных образований Владимирской области, а также в муниципальных образованиях некоторых других регионов Российской Федерации. Ь.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации апробированы в 2002;2004 г. г. в ходе практической деятельности автора по руководству разработкой стратегий развития муниципальных образований Владимирской области, участием в качестве эксперта в программе «Малые города России» Института «Открытое общество», сотрудничеством с кафедрами экономики и управления ведущих вузов г. Владимира. Различные аспекты исследования изложены в публикациях автора общим объемом 6,2 п. л.

Структура работы состоит из введения, трех глав, включающих девять.

параграфов, заключения, списка используемой литературы и приложений. Основной текст изложен на 170 машинописных страницах, содержит 32 рисунка и 16 таблиц.

Выводы по главе:

1. Механизм формирования стратегии развития муниципального образования включает в себя весь процесс разработки и принятия стратегии: от стратегического анализа внутренних и внешних факторов, формирования концепции и содержания стратегии, до предварительной оценки социально-экономической эффективности проводимой работы и разрабатываемой стратегии, порядка ее обсуждения и принятия.

2. Концепция стратегического развития муниципального образования — это его стратегический выбор, определяемый философией развития муниципального образования на основе SWOT — анализа и сравнительного анализа действующей стратегии и образцов успешной реализации стратегий развития других муниципальных образований.

3. Содержание стратегии развития муниципального образования заключается в конкретном изложении процесса достижения целей, сформулированных в концепции стратегии. Этот процесс заключается, в первую очередь, в реализации матрицы решений посредством конкретных действий, определяемых структурой стратегии, индивидуальной для каждого муниципального образования.

4. Механизм формирования стратегии развития муниципального образования предопределяет успех ее реализации и подлежит качественной экспертной оценке с целью своевременной корректировки действий, направленных на повышение эффективности стратегического управления муниципалитетом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итоги диссертационного исследования, необходимо выделить следующие результаты:

Начатое в России с 1995 года формирование новых территориальных социально-экономических целостностей под названием «муниципальные образования», население которых получило право на местное самоуправление, обусловило формирование и развитие качественно новых управленческих структур муниципалитетов.

Муниципальное управление в диссертации рассматривается как профессиональная деятельность по упорядочению процессов функционирования и развития муниципального образования. Эта деятельность основана на принципе самоуправления и направлена на удовлетворение общественных интересов и потребностей в рамках, определенных действующим законодательством.

Субъектом и объектом муниципального управления выступает сложная система, социальная организация под названием «местное сообщество» (или «муниципальное сообщество»). Главная цель местного сообщества — обеспечивать свои корпоративные интересы, создавать и улучшать условия жизни населения, прежде всего, за счет муниципального хозяйства. Регулирование деятельности муниципального хозяйства в интересах муниципального образования и его жителей и осуществляют, прежде всего, органы местного самоуправления. Этим интересом муниципального образования является его устойчивое социально — экономическое развитие.

Развитие любой организации характеризует процесс возникновения ее нового качественного состояния, которое выступает как изменение состава или структуры организации. Развитию организаций соответствуют как унифицированные законы, принципы, фазы и циклы, так и индивидуальные характеристики, способы и факторы внутреннего и внешнего роста.

Исходя из этого, можно сказать, что социально-экономическое развитие муниципальных образований как сложных социальных систем — регулируемый процесс, характеризующийся конкретными целями и задачами, критериями оценки и их показателями, а также формами и методами работы органов местного самоуправления. Как и для любой организации, работающей на рынке, создание условий для эффективной деятельности и обеспечения устойчивости и непрерывности развития — одна из основных проблем муниципального образования. Эта задача муниципальными образованиями решаются по-разному. Но в основе ее решения лежит работа по созданию, реализации и поддержанию конкурентных преимуществ, что требует развития муниципального маркетинга. При этом органам муниципального управления важно понять, правильно оценить и вовремя использовать свои конкурентные преимущества. А это можно осуществить именно на основе стратегического подхода к управлению.

Проведенный анализ подтверждает, что в настоящее время отсутствует единое определение понятия стратегического управления, как в России, так и за рубежом. Из множества перечисленных в работе формулировок стратегического управления выделено общее: стратегическое управление представляет собой деятельность по разработке и реализации стратегии организации в масштабе реального времени. Оно решает следующие основные задачи: преодоление (или предотвращение) кризисного состояниязанятие (или сохранение) лидирующего положения среди других организацийсоздание условий устойчивого и долгосрочного развития с учетом (или на основе) внешних и внутренних возможностей.

Исходя из этого сформулировано следующее определение стратегического управления муниципальным образованием: это процесс управленческой деятельности органов местного самоуправления по обеспечению устойчивого социально-экономического развития муниципального образования в долгосрочной перспективе.

При этом цели и задачи текущего управления муниципальным образованием служат основой, исходной точкой для этой работы. Задача стратегического управления в том, чтобы текущее управление уже на начальном этапе «работало» на стратегические цели. Но с другой стороны, стратегия сама должна стимулировать местное сообщество на успешное решение текущих проблем и задач. То есть, главный смысл стратегического управления в том, чтобы сформировать такой механизм разработки стратегии и такую стратегию развития, которые «повели» бы людей за собой.

Система стратегического управления муниципальным образованием представляет стратегический процесс, полный цикл которого включает следующие этапы:

1. стратегический анализ — исследование внутренней и внешней среды муниципального образования;

2. стратегическое планирование — определение миссии, постановка целей, формулирование стратегических решений, рассмотрение альтернатив, выбор стратегии и составление соответствующих планов;

3. управление реализацией стратегий и планов — разработка новых организационных структур и системы управления, практическая деятельность по достижению поставленных целей, оценка реализации;

4.корректировка стратегий или ее отдельных составляющих, механизма реализации и т. д.

Механизм формирования стратегии включает две первые позиции этой системы стратегического управления — стратегический анализ, и на его основе — непосредственно разработка стратегии развития муниципального образования.

Успех разработки стратегии во многом определяется полнотой и качеством анализа внутренних и внешних факторов развития муниципального образования. SWOT-анализ — наиболее простой и доступный для муниципальных образований метод, позволяющий на основе экспертных оценок сильных и слабых сторон, возможностей и угроз путем составления матрицы выработать конкретные решения по устранению проблем муниципального образования, определить точки роста и наметить стратегически значимые действия органов местного самоуправления.

Наиболее значимые внутренние параметры развития муниципального образования сосредоточены на линиях взаимодействия «власть — бизнессообщество» и определяются уровнем этого взаимодействия. В качестве примера — подтверждения этого тезиса можно отметить, что главные срезы внутренней среды — организационные, производственные, маркетинговые, финансовые и т. д., определяются состоянием названного партнерства. Для характеристики социального партнерства «власть — бизнес — сообщество» применима теория стейкхолдеров. Партнерство рассматривается как единое противоречивое целое, равнодействующая интересов каждой из трех частей которого будет определять траекторию развития муниципального образования. Стратегическое партнерство власти, бизнеса и сообщества способствует развитию не только муниципального образования в целом, но и каждой составляющей этого партнерства.

Эти партнеры не могут выступать на равных, в рамках данного исследования приоритет отдается власти муниципального образования, т. к. именно от нее исходит стратегическое управление. В зависимости от обстоятельств установление приоритетов относительно различных групп стейкхолдеров позволяет определить, какое им следует уделять внимание во время разработки стратегии, то есть определяется их роль и место в механизме формирования стратегии развития муниципального образования.

Принимается как должное, что партнерство власти, бизнеса и сообщества предполагает одинаковые подходы к оценке факторов внутренней среды муниципального образования, для чего необходима определенная и объективная информация, источником которой являются сами стейкхолдеры. Поэтому различные формы участия их в диагностике, выявлении сильных и слабых сторон внутренней среды, агрегировании проблем — важнейшая составная часть стратегического анализа, определяющая успех стратегического управления муниципальным образованием. Это объясняется и тем, что внутренняя среда представляет собой ресурс развития не только муниципального образования, но и его стейкхолдеров.

Агрегирование проблем муниципального образования по линиям взаимодействия власти, бизнеса и сообщества позволяет определять задачи, принимать конкретные решения и планировать мероприятия с уже определенными этими линиями исполнителями.

Функционирование муниципальных образований в не меньшей степени определяется уровнем знания и внешней среды, которая содержит как благоприятные, так не благоприятные факторы для развития муниципального образования. В контексте благоприятных факторов внешняя среда предстает как поставщик ресурсов, с одной стороны, и как потребитель продуктов деятельности муниципального образования, с другой стороны. Не благоприятные факторы — это то, что угрожает устойчивому развитию муниципального образования извне, а значит они (факторы) должны быть максимально выявлены и нейтрализованы или ослаблены.

Как результат SWOT — анализа на основе экспертных оценок сильных и слабых сторон внутренней среды муниципального образования и возможностей и угроз внешней среды путем составления матрицы вырабатываются конкретные решения по устранению проблем муниципального образования.

Механизм формирования стратегии развития муниципального образования включает в себя изучение опыта стратегического планирования типовых, эталонных и действующих стратегий не только в муниципальных образованиях, но и в других организациях. В частности, многие положения эталонных стратегий организаций бизнеса могут быть адаптированы для конкретных муниципальных образований.

Формирование стратегии развития муниципального образования предполагает выработку философии развития муниципального образованиявидение, миссию и его стратегические цели, то есть, по сути, стратегический выбор муниципального образования.

Философия развития муниципального образования — основа концепции стратегии его развития. Между категориями «концепция» и «стратегия» прослеживается сложная взаимосвязь части и целого, концепция — это стратегический вектор развития, который детализируется и наполняется в стратегии — документе конкретным содержанием, планами, программами, мероприятиями практических действий органов местного самоуправления и других структур и составляющих субъектов муниципального образования.

Содержание стратегии как документа — это конкретное изложение процесса достижения целей, изложенных в формулировке стратегии развития муниципального образования. Этот процесс заключается в, первую очередь, в реализации матрицы решений посредством конкретных действий, определяемых структурой стратегии, индивидуальной для каждого муниципального образования. Однако, не отрицая индивидуальность стратегий развития муниципальных образований, видится целесообразным единый подход к ее документальной структуре. По крайней мере, она должна включать в себя следующий минимум: философия (характеристика, видение, миссия муниципального образования) — анализ ситуации и динамика ее развитияцели и ресурсы стратегического развития (включая точки роста и их обоснование) — программа действий (собственно стратегия, включая программы реализации отдельных ее направлений) — наиболее значимые инвестиционные проекты, предложения и площадки.

Но этим формирование стратегии не завершается. Она должна пройти несколько этапов обсуждения среди населения и различных категорий представителей местного сообщества, в первую очередь в рабочих органах по ее разработке (координационный комитет и рабочие группы), в комиссиях представительного органа, а затем вынесена главой муниципального образования на утверждение представительным органом. Конечно, лучший вариант вынесения проекта стратегии для обсуждения населением — местная газета.

Механизм формирования стратегии развития муниципального образования предопределяет успех ее реализации и подлежит качественной экспертной оценке с целью своевременной корректировки действий, направленных на повышение эффективности стратегического управления муниципалитетом.

То есть, оценка эффективности механизма формирования стратегии выступает как один из методов выбора оптимального варианта принятия стратегического решения до его реализации путем экспертной оценки этого механизма и стратегии в целом.

Эффективность механизма разработки стратегии определяется по различным критериям, параметрам и индикаторам оценки в соответствии с логической схемой оценки, являющейся составной частью стратегического управления муниципальных образований.

Таким образом, механизм формирования стратегии развития муниципального образования включает в себя весь процесс разработки и принятия стратегии: формирование рабочих органов по разработке, принятие нормативно-правовой базы, организация проведения стратегического анализа внутренних и внешних факторов (включая изучение общественного мнения), формирование концепции, формирование и конкретизация содержания стратегии, организация обсуждения проекта стратегии, предварительная оценка социально-экономической эффективности проводимой работы и разрабатываемой стратегии, порядок принятия и доведения документа до исполнителей.

В завершение необходимо отметить, что за рамками диссертационного исследования остались такие значимые проблемы стратегического развития муниципальных образований, как процедуры реализации и корректировки стратегии развития, а также отдельные аспекты и инструменты самого механизма формирования стратегии развития муниципального образования. К ним следует отнести в первую очередь формирование и организацию деятельности рабочих органов по разработке стратегии, организацию и формы и методы изучения общественного мнения, PR — компонент проводимой работы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д.А. Стратегическое рыночное управление СПб.: Питер, 2002−544 с.
  2. Администрация Владимирской области. Постановление Губернатора № 592 от 27.11.2002. О концепции областной программы «Стратегия развития муниципальных образований Владимирской области».
  3. Администрация Владимирской области. Итоги социально-экономического развития области в 2003 году. Информационные материалы к областному экономическому совещанию. — Владимир: ООО «Издательство Посад», 2004. — 110 с.
  4. Администрация Владимирской области. Информационно-методический бюллетень. Информационные материалы к научно-практической конференции: Экономика: опыт, проблемы, решения. — Владимир: ООО «Издательство Посад», 2003. 170 с.
  5. Администрация Владимирской области. Проблемы социально-экономического развития Владимирской области на современном этапе. Материалы научно-практической конференции. Владимир: ООО «Издательство Посад», 2001. — 250 с.
  6. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. — М.: Центр экономики и маркетинга, 1996
  7. В., Рудаков М. Особенности принятия решений субъектом стратегического менеджмента // Проблемы теории и практики управления, 1999, № 3.
  8. И. Новая корпоративная стратегия. СПб: Изд-во «Питер», 1999.
  9. Ю.Ансофф И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ. /Науч. ред. и авт. предисл. Л. И. Евенко. М.: Экономика, 1989.
  10. И.Афонин И. В. Управление развитием предприятия: Стратегический менеджмент, инновации, инвестиции, цены: Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2002. — 380 с.
  11. А.Е. и др. Муниципальные стратегии — сделано в России. /Общ. Ред. А. Е. Балобанов, А. Н. Лукьянов. — М.: Аспект Пресс, 2004. — 208 с.
  12. В. Стратегический анализ: технология, инструменты, организация // Проблемы теории и практики управления, 1998, № 5.
  13. Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка.Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2003. — 260 с.
  14. А.С. Менеджмент: стратегия успеха. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2001. 224 с.
  15. К. Основы стратегического менеджментаУПер. с англ. под ред. Л. Г. Зайцева, И. М. Соколовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
  16. К. Стратегия на практике. — СПб.: Питер, 2003. 251 с.
  17. А., Кондратьев В, Краснова В., Матвеева А. и др. Семь нот менеджмента. Настольная книга руководителя. Издание третье, дополненное. М.: Экономика, 1997.
  18. Бизнес и управление (Сборник научных трудов часть 1) / Отв. ред. Лапыгин Ю. Н. Владимир: ВИБ, 2003. — 150 с.
  19. Болыпой Экономический Словарь. / Под ред. Азриляна А. Н., 3-е изд., стереотипное. М.: Институт новой экономики, 1998. — 864 с.
  20. Л.А. Основы городского хозяйства. М.: Госиздат, 1928. — 468 с.
  21. В.Р. Стратегическое управление. Учебник. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. 328 с.
  22. Г. С., Вечканова Г. Р., Пуляев В. Т. Краткая экономическая энциклопедия. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998.
  23. В.А. Организация стратегического управления на предприятии. -М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
  24. X. Стратегический менеджмент и предпринимательство: возможности для будущего процветания / Пер с анлг. М.: Издательство «Финпресс», 2000. — 272 с.
  25. О.С. Стратегическое управление: Учебник. — М.: Гардарики, 2002. 296 с.
  26. А.И., Кумар Р., Лапыгин Д. Ю. Системное содержание стратегии // Бизнес и управление (Сборник научных трудов ВИБ часть 1) — Владимир, 2003.-С. 41.
  27. A.JI. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город. Учебное пособие. — М.: Изд-во РАГС, 2001. 224 с.
  28. Гапоненко A. JL, Панкрухин А. П. Стратегическое управление: Учебник. — М.: Омега-JI, 2004. 472 с.
  29. В.П., Страхова О. А., Файбушевич С. И. Как эффективно управлять организацией? М.: Бера-тор-Пресс, 2003. — 160 с.
  30. А.Л. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город. Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 2001. — 224 с.
  31. ., Дюссож П. Стратегические альянсы: Пер с англ. М.: ИНФРА-М. 2002. — 332 с.
  32. М. Стратегический менеджмент /Пер. с франц. под ред. Д. О. Ямпольской. СПб.: Издательский дом «Нева». 2003. — 96 с.
  33. Госкомстат России. Владимирский областной комитет государственной статистики. Социально-экономическое положение Владимирской области 2003 год. Владимир, 2004. — С. 6−7.
  34. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26.01.1996, № 14-ФЗ (ред. от 10.01.2003, № 14-ФЗ) // СПС Консультант Плюс: Версия Проф. Собрание законодательства РФ от 29.01.1996, № 5, ст. 410.
  35. А. Малый бизнес России: Достижения, проблемы, перспективы // Федеральная газета, 2000, № 1−2.
  36. Дженстер Пер, Хасси Дэвид. Анализ сильных и слабых сторон компании: определение стратегических возможностей.: Пер с англ. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2003. — 368 с.
  37. Джини Даниель ДАК. Монстр перемен. Причины успеха и провала организационных преобразований. М.: Альпина Паблишер, 2003. — 320 с.
  38. Джон ван Маурик. Эффективный стратег: Пер с англ. — М.: ИНФРА-М, 2002. 208 с.
  39. К. Шанк, Виджей Говиндараджан. Стратегическое управление затратами / Пер. с англ. СПб.: ЗАО «Бизнес Микро», 1999. — 288 с.
  40. Дмитриев Ю. А, Кретинин В. А., Исаев А. Е. Социальные аспекты устойчивого развития региона. — М.: Издателский дом «Русская оценка», 2004.-222 с.
  41. Е.В., Долгоруков A.M. Стратегическое управление бизнесом. М.: Международный институт бизнеса и управления, 2001. — 407 с.
  42. П.Д. Менеджмент: стратегия и тактика / Пер. с англ, под ред. Ю. Н. Каптуревского. — СПб: Издательство «Питер», 1999. 560 с.
  43. Дункан Джек У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики. Пер. с англ. -М.: Дело, 1996.-272 с.
  44. Европейская хартия местного самоуправления (принята 15 октября 1985 года)//местное самоуправление в Российской Федерации. Сборник нормативных актов. — М., 1998. С 22 — 26.
  45. Европейский опыт разработок и реализации программ развития сельских территорий и малых городов. Участие населения и партнерства. Методические материалы. — М.: «Технопечать», 2001. 152 с.
  46. В.В., Парсаданов Г. А. Прогнозирование национальной экономики. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2001.
  47. Л.Н., Крогиус В. Р. и др. Приоритеты государственной поддержки развития малых и средних городов России в условияхэкономической реформы. / Под ред. JI.H. Еремеевой. — М.: «Восточный рубеж», 2001. 64 с.
  48. B.C. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования. -М.: Финпресс, 1998.
  49. О.Н., Королевская В. И., Хохлов С. Н. Системный подход к управлению: Учебное пособие для вузов.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001,-62 с.
  50. П.В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления. 2-е изд. М.: Информационно-внедренческий цент «Меркетинг», 1998.
  51. Л.Г., Соколова М. И. Стратегический менеджмент: Учебник. — М.: Юристъ, 2002.-416 с.
  52. В.Б., Макашева З. М. Муниципальное управление. Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 279 с.
  53. Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика. Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2004. — 415 с.
  54. Зуб А.Т., Локтионов М. В. Системный стратегический менеджмент: методология и практика. М.: Генезис, 2001. — 752 с.
  55. А.Б., Картышев С. В. Постников А.В. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций, 2-е изд. М.: Филинъ, 1996.
  56. В.Н., Гузов Ю. Н., Безденежных Т. И. Технологии муниципального управления: Учебное пособие.- М.: Финансы и статистика, 2003. — 396 с.
  57. В.Г., Рудой В. В. Местное самоуправление. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003. 384 с.
  58. В. В., Немчин А. М. Общая теория социально-экономических систем: Учеб. пособие. — СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2002. — 176 с.
  59. Индикаторы социально-экономического развития муниципальных образований. /Г.Ю. Ветров, Д. В. Визгалов, М. В. Пинегина, Н. И. Шевырова. М.: Фонд «Институт экономики города», 2002. — 134 с.
  60. А.Б., Картышев С. В., Постников А. В. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. — М. гФИЛИНЪ, 1997.
  61. Инвесгиционная политика в регионе. / Под ред. проф. Ю. Н. Лапыгина. Владимир: Владимирская книжная типография., 2004. — 276 с.
  62. Л.А. Муниципальное управление: организационные основы. -М.: «Логос»., 2001. 64 с.'
  63. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. — 2-е изд., испр. и доп. / Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003, 320с.
  64. Э., Саммерс Лаче К. Стратегический синергизм, 2-е изд. — СПб.: Питер, 2004.-416 с.
  65. Г. Б., Тамбовцев В. Л., Качалов P.M. Предприятия в нестабильной экономической среде: риски, стратегия, безопасность. — М.: Экономика, 1997.
  66. Кныш Стратегическое управление корпорациями. — СПб.: КультИнформПресс, 2002. 240 с.
  67. М.И., Перекатов Б. А., Тютиков Ю. П. Стратегическое планирование инвестиционной деятельностью: Учеб. пособие. СПб.: Изд. дом «Бизнес-Пресса», 1998.-315 с.
  68. В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. — М.: Финансы и статистика, 2000.
  69. Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. — М.: Издательство «Норма», 2002. 272 с.
  70. М. Стратегия кайзен для успешных организационных перемен: Пер с англ. М.: ИНФРА-М, 2002. — 175 с.
  71. Контроллинг функциональных стратегий. /Под ред. проф. Ю. Н. Лапыгина. Владимир: ВГПУ, ВлГУ, 2004. -263 с. .
  72. В.В. Региональная экономическая политика: Учебное пособие -М.: Издательство РДЛ, 2001. 272 с.
  73. Котлер Филип, Армстронг Гари, Сондерс Джон, Вонг Вероника. Основы маркетинга: Пер. с англ. — 2-е европ. изд. — М.- СПб.- К.- Издательский дом «Вильяме», 2001. — 944 с.
  74. А.Д. Стратегический корпоративный менеджмент. — М., 2000. — 396 с.
  75. Кох Р. Стратегия. Как создавать и использовать эффективную стратегию. СПб: Питер, 2003. — 320 с.
  76. О.А. Принятие решений в организациях: Учебное пособие. — СПб.: Изд. дом «Сентябрь», 2001. 148 с.
  77. А.Г. Стратегия инвестиционного прорыва и развитие лизинга в России // Деньги и кредит, 2001, № 3. С. 25−30.
  78. А.Н. Стратегическое управление современной организацией. — М.: «Журнал «Управление персоналом», 2004. — 288 с.
  79. Ю.Н. Основы стратегического управления. (Курс лекций. Части 1 и 2). Владимир: Изд-во ВлГУ, ВГПУ, ВИБ, 2002. — 189 с.
  80. Ю.Н. Стратегическое самоуправление. — Владимир: ВГПУ, 1999. -210с.
  81. Ю.Н., Лаптева Е. Е. Стратегическое развитие гостиничного комплекса региона. Владимир: ВГПУ, 2003. — 164 с
  82. Ю. Н. Лаптева Е.Е., Сокольских Е. В. Стратегическая эффективность. Владимир: ВГПУ, 2003. — 164 с.
  83. Ю.Н., Скуба Р. В. Стратегический маркетинг: Учеб. пособие. -Владимир: ВИБ, 2003. 112 с.
  84. Ю.Н., Эйдельман Я. Л. Мотивация экономической деятельности в условиях российской реформы. М.: Наука, 1996.
  85. Ю.Н. Системное управление организацией. — Владимир, 2002. — 100 с.
  86. Ю.Н. Управленческое консультирование (конспект лекций) Части 1 и 2. / Моск. Гос. Ун-т экономики, статистики и информатики — М.: МГУЭСИ, ВИБ, 1999.
  87. Ю.Н. Управленческое консультирование организаций. (Курс лекций. Части 1 и 2). Владимир: Изд-во ВлГУ, ВГПУ, ВИБ, 2003. — 188 с.
  88. А.Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 375 с.
  89. К., Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика / Пер. с англ., в 2 томах. М.: Изд. «Туран», 1996. — 800 с. 93 .Максимова В. Ф. Инвестиционный менеджмент. — М., 2002 72 с.
  90. Ю.А. Новые методы инвестиционного менеджмента. — СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2002. 208 с.
  91. А.И. Активизация инвестиционной политики // Экономист, 2002, № 1.
  92. М. Проблемы организационных структур управления российским рынком // Вопросы экономики, 1997, № 6.
  93. Методические рекомендации по оценке инвестиционных проектов. — М.: Экономика, 2000.
  94. Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. — СПб.: Питер, 2002. 512 с.
  95. Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий / Пер. с англ, под ред. Ю. Н. Каптуревского. — СПб: Издательство «Питер», 2000. — 336
  96. Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс / Пер. с англ, под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб: Питер, 2001. — 688 с.
  97. Т.Г., Пикулькина А. В. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие. М.: ЮНИТА, 2000.
  98. В.А. Психологический аспект принятия инвестиционного решения // Инвестиции в России, 2002, № 5.
  99. Муниципальное управление. Учебное пособие для вузов./ Под общ. ред. В. Н. Иванова, В. И. Патрушева. Академия наук социальных технологий и местного самоуправления. — М.: Муниципальный мир, 2002. 560 с.
  100. Муниципальное управление и поддержка предпринимательства. Учебное пособие. /Под ред. В. П. Белянского, А. Г. Воронина, Б. Т. Пономаренко. М.: Логос, 2001. — 392 с.
  101. А.И. Реструктуризация российской экономики и ее региональные аспекты. — Владимир: ВГПУ, ООО «Издательство «Пасад», 2001.-274 с.
  102. В.И. Стратегическое планирование. Конспект лекций. М.:"Приор издат», 2004. — 128 с.
  103. И.П. Экономическая теория в вопросах и ответах. Учебное пособие. М.: ТК Велби, 2002. — 192 с.
  104. Ольве Нильс-Горан, Рой Жан, Ветер Магнус. Оценка эффективности деятельности компании. Практическое руководство по использованию сбалансированной системы показателей: Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильяме». 2003. — 304 с.
  105. П.А. Муниципальный менеджмент. Серия «Библиотека муниципального служащего», выпуск 16. — М.: Московский общественный научный фонд, 1999. — 120 с.
  106. А.К. Инвестиционная привлекательность регионов России // Бизнес и политика, 2001, № 4.
  107. Ш. Осадник В. Выбор стратегии с помощью аналитико-иерархического процесса // Проблемы теории и практики управления, 1994, № 6.
  108. Оценка муниципальных программ. /Г.Ю. Ветров, Д. В. Визгалов, М. В. Пинегина, Н. И. Шевырова. М.: Фонд «Институт экономики города», 2003.-88 с.
  109. Н., Приходько Н., Жукова Н., Латышева О., Медведева О. Евросоюз и Россия // Экономика и жизнь, 2004, февраль № 7.
  110. Пасс Кристофер, Лоуз Брайен, Дэвис Лесли. Словарь по экономике. Перевод с англ. Под ред. П. А. Ватника. СПб.: Экономическая школа, 2004. 752 с.
  111. А.С., Джуха В. М., Дреев Г. А. Практикум по экономике предприятий и отраслей промышленности: Учебное пособие. — Ростов-на-Дону: РГЭА, 1998.
  112. Портер Майкл Э. Конкуренция: Пер. с англ.: Уч. пос. М.: Издательский дом «Вильяме», 2001. — 495 с.
  113. Постановление Губернатора Владимирской области «Об утверждении положения об одобрении инвестиционных проектов» от 27 января 2003 г., № 32.
  114. Постановление Губернатора Владимирской области «О концепции социально-экономического развития Владимирской области в 2004 году и на период до 2006 года» от 21 июля 2003 г., № 368.
  115. А.И. Методы развития организаций.— М.: МЦФЭР, 2003.-864 с.
  116. Программа развития муниципальных образований. Серия «Библиотека муниципального служащего», выпуск 18. М.: Московский общественный научный фонд, 1999. — 140 с.
  117. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. — М.: ИНФРА-М, 1997.
  118. В.В. Разработка управленческого решения. — М.: Юнити-ДАНА, 2000.-140с.
  119. Рой О. М. Система государственного и муницпального управления. — СПб: Питер, 2004. 301 с.
  120. Совет по местному самоуправлению в Российской Федерации (Материалы заседаний и официальные документы). Том 5. — М.: Московский общественный научный фонд, 2000. 496 с.
  121. B.C. Стратегический менеджмент: Учебник. Ростов-на-Дону: Феникс- Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. — 448 с.
  122. Стратегический менеджмент: Учебник / Пер. с англ. Н. И. Алмазовой — М.: ООО «Издательство С83 Проспект», 2003. 336 с.
  123. Стратегическое планирование в российских муниципалитетах. Муниципальное управление. Выпуск 5. М.: РИЦ «Муниципальная власть», 2000. — 163 с.
  124. Стратегическое развитие организаций. /Под рук. и ред. проф. Ю. Н. Лапыгина. Владимир: Владимирская книжная типография, 2004. — 273 с.
  125. Стратегия развития муниципалитета / Под общ. ред. Г. В. Гутмана и А. Е. Илларионова. М.: ЮРКНИГА, 2003. — 256 с.
  126. Стратегия развития муниципальных образований Владимирской области: опыт и проблемы разработки. Материалы международной научно-практической конференции 26−28 ноября 2003 года. /Под ред. А. Е. Илларионова и В. А. Кретинина. — М.: Юркнига, 2004. 272 с.
  127. Стратегия как инструмент муниципального и регионального развития: теория, проблемы, практика. Материалы международной научно-практической конференции 25 мая 2004 г. / Под ред. А. Е. Илларионова и В. А. Кретинина. М.: ИКФ «Экмос», 2004. — 272 с.
  128. А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов./ Пер. сангл. Под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
  129. Н.Н. Стратегическое управление: учебное пособие для вузов. — М.: Издательство ПРИОР, 2003 288 с.
  130. В.М. Разработка управленческого решения: Учебное пособие. М.: Издательство РДЛ, 2003. — 208 с.
  131. Указ Губернатора Владимирской области «Концепция развития промышленности Владимирской области на 2003−2005 годы» от 31 декабря 2002 г., № 32
  132. Управление региональной экономикой / Г. В. Гутман, А. А. Мироедов, С.В. Федин- под ред Г. В. Гутмана. М.: Финансы и статистика, 2001. — 176 с.
  133. Я. О мерах по оживлению инвестиционного процесса в России // Вопросы экономики, 2000, № 6.
  134. Уткин Э. А, Бутова Т. В. Общий и стратегический менеджмент. М.: ИКФ «Экмос», 2002. — 256 с.
  135. С.Ю. Правовое регулирование финансово экономического взаимодействия субъекта Федерации и местного самоуправления. Серия «Библиотека муниципального служащего», выпуск 8. — М.: Московский общественный научный фонд, 1999. — 88 с.
  136. Федеральный Закон Российской Федерации «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г., № 39-Ф3.
  137. Федеральный Закон Российской Федерации «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 года, № 154-ФЗ.
  138. Федеральный Закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г., № 131 ФЗ.
  139. С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. / Пер. с англ. М.: Дело, 1993.-829 с.
  140. В.Н. Причины инвестиционного кризиса и пути его преодоления // Экономист, 2002, № 1.
  141. B.C. Стратегическое управление в городском хозяйстве: Учеб. Пособие. СПб.: СПбГИЭУ, 2001. — 135 с.
  142. В.А. Инвестиционная стратегия: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 158 с.
  143. Н.В. Муниципальное управление: Учебное пособие. М.: Экзамен, 2004. — 640 с.
  144. Э. и др. Эффективная стратегия переходного периода: уроки экономической теории обновления (доклад американских экспертов) // Проблемы теории и практики управления, 1996, № 2.
  145. Эффективность стратегического управления./Под ред. проф. Ю. Н. Лапыгина. Владимир: ВГПУ, ВлГУ, ВИБ, AMP, 2004. — 220 с.
Заполнить форму текущей работой