Право становилось как социальный нормативно-регулятивной системой, как целостный социальный институт на рубеже III-II тысячелетия до н.э. привело к коренным изменениям в политической, экономической, духовной и иных сферах жизни человеческого общества. Разительные переменны произошедшие в социальной сфере — в отношении людей и их коллективные образования между собой, в организацией общественных отношений.
Природа породила разные виды общественных существ, т. е. тех биологических видов, которые живут сообществами. Это и общественные насекомые (пчелы, муравьи, термиты, осы и т. п.), это и стадные животные, это, наконец, и «царь природы» человек. Но только у человека общественное начало приобрело такой размах, такое многоплановое содержание и значение, что стало основным условием его существования.
Каждый из нас действительно состоит с другими людьми, их коллективными образованиями в многообразных связях: имущественных, политических, религиозных, учебных, бытовых, творческих, научных, родственных и иных.
Прервите эти связи, лишите того или иного человека общения с себе подобными — и вы получите деградацию личности, разрушение человеческого естества.
Не случайно, что одно из самых страшных наказаний, которое придумало человечество для своих отщепенцев, нелюдей, разумеется, после смертной казни, — это пожизненное заключение в одиночке. И чуть менее страшные наказания изгнание из своей среды (остракизм — еще у древних греков) или бойкот — полное информационное отторжение человека в некоторых культурах.
Даже Робинзону — этой сказочной проекции устоявшего одиночества — все же в конце концов понадобился Пятница для того, чтобы не потерять свою человеческую суть.
Общественные связи, общественные отношения действительно получают все больший размах. Тысячелетия назад они имели локальный характер, хотя и тогда были относительно развиты, осуществлялся, например, обмен между общинами. Находят же в археологических раскопках под Воронежем, в некоторых слоях, датируемых 23 тысячелетием, экзотические раковины с побережья Индийского океана, а карпатские обсидиановые наконечники находят в археологических раскопках во многих местах на европейской равнине. Но сейчас человечество приобретает иные черты, оно становится поистине всепланетным сообществом. Что бы и где бы на планете ни произошло нечто общественно значимое, известие об этом превращается в ту же минуту в достояние всего человечества, либо порождая своеобразные социальные цунами того или иного разрушительного свойства, либо, наоборот, выступая чем-то обнадеживающим, стабилизирующим, созидательным.