Право и социальная справедливость
Справедливо то, что соответствует целям данной общности. Таким образом, как это правильно отмечалось в нашей литературе, сторонники современной доктрины естественного права в США подчиняют право особым образом обработанному и мобилизованному «общественному мнению», а «главным критерием справедливости становится у них конформизм». Склоняющийся к естественно-правовой доктрине профессор Лондонского… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Право как фактор достижения справедливости в юридическом пространстве
- 1. 1. Справедливость
- 1. 2. Право как справедливость
- 1. 3. Общие проблемы философии права
- Глава 2. Категория справедливости в современной буржуазной философии права
- 2. 1. Категория справедливости
- 2. 2. Справедливость и идеология
- 2. 3. Современные естественно-правовые концепции права
- Глава 3. Проявление категории «справедливость» в праве
- 3. 1. Справедливость — особое качество, присущее праву
- 3. 2. Объективная и субъективная сторона справедливости
- 3. 3. Роль права в жизни общества и достижении справедливости
- Заключение
- Список литературы
Принцип права — основополагающие правовые идеи, определяющие содержание и направленность правового регулирования.
Принципы права — основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе права, выражающие его сущность и определяющие его функционирование.
Они выражают закономерности права, его природу и социальное назначение, наиболее общие правила поведения. Каждый принцип — это представления людей о том, каким должно быть право, как надо регулировать общественные отношения. Принципы характеризуются определенной субъективностью, ибо формируются в сознании человека.
Правовое регулирование — это регулирование общественных отношений на основе социальной справедливости.
Справедливость как многогранная категория находит свое проявление во всех сферах общественной жизни, интегрирует в себе экономические, политические, нравственные, правовые и духовные аспекты, содержит требования реального соответствия между положением различных индивидов и их значимостью в обществе между трудом и вознаграждением, деянием и воздаянием.
Особенности юридической справедливости заключаются в то, что она в правовой сфере носит наиболее четкий, формально-определенный характер, зачастую связана с принуждением.
Принцип социальной справедливости носит нормативно-оценочный характер, заложен в правах и обязанностях, мерах поощрения и наказания и т. д. Все отрасли законодательства призваны роводить справедливость в регулируемые ими общественные отношения.
Справедливость содержит в себе диалектическое сочетание элементов равенства и неравенства. Применительно к правовому статусу личности она может проявляться как «справедливое равенство» и «справедливое неравенство».
Справедливость имеет парную категорию «несправедливость». Устранение несправедливости — одно из средств утверждения справедливости. Опережение возникновения несправедливости — важнейшая прогностическая функция юридической науки. На это же должна быть направлена деятельность государства.
Принцип справедливости имеет особую значимость. Он в наибольшей степени выражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей, между личностью и обществом, гражданином и государством.
Справедливость требует соответствия между действиями и их социальными последствиями. Должны быть соразмерны труд и его оплата, нанесение вреда и его возмещение, преступление и наказание. Законы отражают эту соразмерность, если отвечают принципу справедливости.
В зависимости от различных течений, подразумевают коммутативную или распределительную справедливость, как их предложил различать Аристотель; либо общую справедливость, выведенную святым Томасом Акинским; либо универсальную справедливость по определению Монтэня, Лейбница или Руссо; не стоит забывать и появившуюся последней социальную справедливость, как ее понимают католики, протестанты, экономисты, марксисты, папские послания и т. д.
Также говорят о естественной справедливости, о семейной справедливости, о справедливости в оплате труда, о фискальной справедливости и т. д.
В этой связи мы попытаемся обозначить некоторое количество основных понятий, более или менее четких или абстрактных, узких или широких: публичный порядок, возвеличивание группы, человеческое достоинство, уважение личности, власть, безопасность, свобода, прогресс, процветание, равенство, солидарность и т. д., а также, разумеется, «справедливость», на которую всегда делают ссылку.
Настоящая работа посвящена роли права в достижении социальной справедливости в юридическом пространстве.
Актуальность данной темы состоит в том, что, несмотя на рост числа правовых актов, и утверждение приоритета естественных прав человека и демократических принципов, справедливость не стала ближе человеку.
Для большинства юристов понятие права и справедливости являются неразрывно связанными, однако такая связь является далеко не очевидной. Есть множество примеров, когда абсолютно законное решение является несправедливым и наоборот.
Как могло произойти так, что право, призванное урегулировать жизнь человека, установить наилучшим образом его защищающие правила его поведения и обеспечивающим справедливое решение проблем, стало инструментом, использование которого далеко не всегда приводит к справедливости.
Глава 1. Право как фактор достижения справедливости в юридическом пространстве
§ 1.1. Справедливость
Основанное на требованиях законности наказание виновного должно быть проникнуто идеей социальной справедливости.
Она является принципом права, основой правосудия. А. Ф. Кони подчеркивал, что «справедливость должна находить свое выражение в законодательстве, которое тем выше, чем глубже оно всматривается в правду людских потребностей и возможностей, и в правосудии, осуществляемом судом, который тем выше, чем больше в нем живого, а не формального отношения к личности человека».
Сказанное в полной мере относится и к юридической ответственности. «Покарать преступника, не нарушая социальной справедливости, — говорил Ж. П. Марат, — это значит обуздать злых, защитить невинных, избавить слабых от притеснения, вырвать меч из рук тирании, поддержать порядок в обществе и общественное спокойствие его членов. Какая другая цель может быть более разумной, более благородной, более великодушной и более важной для благополучия людей?».
Справедливость юридической ответственности не абстрактное нравственное либо психологическое понятие. Она проявляется в следующей системе формальных требований:
a. нельзя назначать уголовное наказание за проступки;
b. закон, устанавливающий ответственность или усиливающий ее, не имеет обратной силы;
c. если вред, причиненный нарушением, имеет обратимый характер, юридическая ответственность должна обеспечить его восполнение;
d. за одно нарушение возможно лишь одно наказание;
e. ответственность несет тот, кто совершил правонарушение;
f. вид и мера наказания зависят от тяжести правонарушения.
При установлении ответственности учитываются как отягчающие, так и смягчающие вину обстоятельства. В. отдельных предусмотренных законом случаях возможно определение меры наказания ниже установленного санкцией нормы предела либо вообще освобождение лица от наказания.
§ 1.2. Право как справедливость
Понимание права как равенства включает в себя с необходимостью и справедливость.
В контексте различения права и закона это означает, что справедливость входит в понятие права, что право по определению справедливо, а справедливость — внутреннее свойство и качество права, категория и характеристика правовая, а не внеправовая.
Поэтому всегда уместный вопрос о справедливости или несправедливости закона — это по существу вопрос о правовом или неправовом характере закона, его соответствии или несоответствии праву.
Но такая же постановка вопроса неуместна и не по адресу применительно к праву, поскольку оно всегда справедливо и является носителем справедливости в социальном мире.
Более того, только право и справедливо. Ведь справедливость потому собственно и справедлива, что воплощает собой и выражает общезначимую правильность, а это в своем рационализированном виде означает всеобщую правомерность, т. е. существо и начало права, смысл правового принципа всеобщего равенства и свободы.
И по смыслу, и по этимологии справедливость восходит к праву, обозначает наличие в социальном мире правового начала и выражает его правильность, императивность и необходимость.
Латинское слово «юстиция», прочно вошедшее во многие языки, в том числе и в русский, переводится на русский язык то как «справедливость», то как «правосудие», хотя по существу речь идет об одном и том же понятии — о справедливости, включающей в себя и правосудие.
Кстати, все эти аспекты правового смысла справедливости нашли адекватное отражение в образе богини Справедливости Фемиды с Весами Правосудия. Используемые при этом символические средства весьма доходчиво выражают верные представления о присущих праву общезначимости, императивности, абстрактно-формальном равенстве.
Справедливо то, что выражает право, соответствует праву и следует праву. Действовать по справедливости — значит действовать правомерно, соответственно всеобщим и равным требованиям права.
Внутреннее единство социальной справедливости и правового равенства хорошо выражено в комментариях знаменитого римского юриста Ульпиана к одному преторскому эдикту.
Замечателен по своей справедливости прежде всего сам эдикт, кодифицированный Сальвием Юлианом в первой половине II в. Смысл эдикта — в формулировании одного из существенных требований принципа равенства в сфере правотворчества и правоприменения, который звучит так: «Какие правовые положения кто-либо устанавливает в отношении другого, такие же положения могут быть применены и в отношении его самого».
Более развернуто это требование в приводимом Ульпианом фрагменте эдикта выражено следующим образом: Магистрат или лицо, занимающее должность, облеченную властью, установив какое-либо новое правовое положение по делу против другого лица, должен применить то же правовое положение, если его противник предъявит требование.
Если кто-либо достигнет того, что будет установлено какое-либо новое правовое положение магистратом или лицом, занимающим должность, обеспеченную властью, то это же правовое положение будет применено против него, когда впоследствии его противник предъявит требование".
Список литературы
- Алексеев С. С. Теория права. — М.: Издательство БЕК, 1995.
- Кашанина Т. В., Катании А. В. Основы российского права:
- Клименко С.В., Чичерин А. Л. Основы государства и права.
- Общая теория права: Учебник для юридических вузов / Ю. А. Дмитриев, И. Ф. Казьмин, В. В. Лазарев и др.; Под общ. ред. А. С. Пиголкина. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1996
- Основы права: Учебно-методическое пособие./ Под ред. профессора В. В. Лазарева. М.: Юристъ, 1996.
- Пособие для поступающих в юридические вузы. — М.: Издательство «Зерцало». 1999.
- Проблемы теории государства и права. Учебное пособие. — М.: «ПРОСПЕКТ», 1999.
- Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. — М.: Новый Юрист, 1999. (Серия «Подготовка к экзамену»)
- Раянов Ф.М. Проблемы теории государства и права (Юриспруденции): Учебный курс. М.: Право и государство, 2003.
- Теория государства и права: Учебник. — М.: Юристь, 2002.
- Учебник для вузов. 2-е изд., изм. и доп. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМАИНФРА М), 2001