Психологические особенности «Я-концепции» тревожных детей младшего школьного возраста
Диссертация
В формировании возникающих у младших школьников межличностных отношений особая роль принадлежит педагогу. В начале школьного обучения, пока у детей еще не сложились собственные отношения и оценки как себя, так и одноклассников, они безоговорочно принимают и усваивают оценки учителя, являющегося для детей высшим авторитетом. Именно педагог в силу своей исключительной значимости для младшего… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Основные направления исследования тревожности и «Я-концепции» в зарубежной и отечественной психологии
- 1. 1. Проблема тревожности jb современной психологической науке
- 1. 2. Личностная и ситуативная тревожность
- 1. 3. Теоретические подходы к изучению «Я-концепции»
- Глава 2. «Я-концепция» тревожных младших школьников
- 2. 1. Особенности предпосылок и условий развития, формирующих
- Я-концепцию" младшего школьника
- J 2.2. Состояние повышенной тревожности как фактор возникновения
- Ь нарушений формирования «Я-концепции» у детей младшего школьного возраста
- 2. 3. Причины формирования тревожных состояний у детей младшего школьного возраста
- Глава 3. Экспериментальное исследование особенностей «Я-концепции» [ тревожных детей младшего школьного возраста
- 3. 1. Описание и обоснование методов исследования, использованных в работе
- 3. 2. Результаты исследования особенностей «Я-концепции» тревожных детей
- 3. 3. Рекомендации для коррекционно-развивающей работы с тревожными детьми
Список литературы
- Абульханова К.А. Психология и сознание личности: Изб. психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. — 224с.
- Аверин В.А. Психология детей и подростков. СПб.: Изд-во Питер, 1998. -379 с.
- Агапов B.C. Генезис изучения «Я-концепции» в современной науке. М.: Государственный университет управления, 1999. — 19 с.
- Адлер Г. Лекции по аналитической психологии. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1996.- 278 с.
- Активные методы в работе школьного психолога: Сб. науч. тр. / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Изд-во АПН СССР, 1990. — 165 с.
- Аминов Н.А., Азаров В. Н. Изучение индивидуальных различий в предрасположенности к состоянию тревоги в концепции двух сигнальных систем / Проблемы дифференциальной психофизиологии. Т.Х. — М., 1981.
- Ананьев Б.Г. Экспериментальная и прикладная психология. Л., 1975. -158 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания: Избр. психологические труды: В 2 т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1980. — 232 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект пресс, 1999. — 376 с.
- Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1. М.: Педагогика, 1982. -320 с.
- Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 2. М.: Педагогика, 1982.- 336 с.
- Аракелов Г. Г., Лысенко Н. Е., Шотт Е. К. Психофизиологический метод оценки тревожности // Психологический журнал. 1997. — Т. 18. — № 2. -С.102−112.
- Арутюнян М.Ю., Петровская J1.A. Обратная связь в системе восприятия человека человеком. В кн.: Психология межличностного познания /Под ред. A.A. Бодалева. М.: Педагогика, 1981. — С. 42−53.
- Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги //Психологический журнал. 1992. — № 5. — С.111 -120.
- Бажин Е.Ф., Эткинд A.M. Цветовой тест отношений: Метод, рекомендации. -СПб.: Изд-во Ленингр. научно-исследовательского психоневрологического ин-та, 1993. 21 с.
- Бардин К.В. Чтобы ребенок успешно учился. М.: Педагогика, 1988. — 176с.
- Батурин М.М. Проблема оценивания и оценки в общей психологии. //Вопросы психологии. 1989. — № 2. — С. 81 -89.
- Бахур В.Т. К вопросу о нейрофизиологических механизмах чувства собственного «Я» //Вопросы психологии. 1980. — № 5. — С.41 -56.
- Безруких М.М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? М.: Просвещение, 1991. — 176 с.
- Безруких М., Ефимова С., Круглов Б. Почему учиться трудно? М.: Семья и школа, 1995. — 205 с.
- Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация: Методика исследования детского самосознания. М.: Когито-Центр, 1998. — 24 с.
- Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. -Л.: Медицина, 1988. 270 с.
- Бессознательное. Природа. Функции. Методы исследования. Т.4. /Под ред. Прангишвили A.C. Тбилиси: Мецниереба, 1978. — 796 с.
- Блага К., Шебек М. Я твой ученик, ты — мой учитель. — М.: Просвещение, 1991.-143 с.
- Бодалев A.A. Экспериментальная и прикладная психология. Л.: 1975. -128 с.
- Бодалев A.A. Личность и общение: Избр. труды. М.: Педагогика, 1983. -272 с.
- Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М.: Институт психологии РАН, 1995. — 128 с.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. -352 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 435 с.
- Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 102 с.
- Бороздина Л.В. Что такое самооценка? //Психологический журнал. 1992. — Т.13. — № 4. — С. 99−100.
- Бороздина Л.В., Залученова Е. А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний //Вопросы психологии 1993. № 1. — С.104−113.
- Боцманова М.Э. Локализация субъектности у детей младшего школьного возраста //Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. -М.: Педагогика, 1989. 142 с.
- Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
- Бретт Д. «Жила-была девочка, похожая на тебя.»: Психотерапевтические истории для детей: Пер. с англ. М.: Класс. — 1996. — 214 с.
- Бурлачук Л. Ф. Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. — 263 с.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов C.B. Словарь справочник по психологической диагностике. — СПб. — Москва — Харьков — Минск: изд-во Питер, 1999. — 528с.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. — 424 с.
- Валлон А. Психическое развитие ребенка: Пер. с фр. М.: Просвещение, 1967. — 196 с.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд-во МГУ, 1984.
- Весна Е.Б. Социализация и индивидуализация: Закономерности и механизмы. М., Петропавловск-Камчатский, 1997. — 200 с.
- Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во МГУ, 1976.- 143 с.
- Вундт В. Психология душевных волнений //Психология эмоций. М.: Изд-во МГУ, 1993. — С. 48−56.
- Выготский Л.С. Проблема сознания //Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1982. — 357 с.
- Выготский Л.С. Проблемы развития психики //Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. -М.: Педагогика, 1983. — 368 с.
- Гарбузов В.И. Нервные дети: советы врача. Л.: Медицина. — 1990. — 1723с.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: ЧеРо, 1997. — 336с. г
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: Mass Media, 1995. -239 с.
- Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. -М.: Прогресс, 1976. 495 с.
- Годфруа Ж. Что такое психология?: В 2 т. Т. 2. — М.: Наука, 1992. — С.277−317.
- Гордеев В.И., Александрович Ю. С., Шаидханова Х. С. Шкала Пирс-Харрис модифицированная (ШПХМ): Методические рекомендации. СПб.: Изд-во петербургского педиатрического медицинского института, 1995. — 15 с.
- Грэхэм Дж. Как стать родителем самому себе: Счастливый невротик. М.: Независимая фирма «Класс», 1993. — 126 с.
- Гримак Л.П. Общение с собой. М.: Политиздат, 1991. — 320 с.
- Гроф С. За пределами мозга. М.: Изд-во Трансперсонального ин-та, 1993. -504 с.
- Гмурман В.Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике: Учеб. пособие для втузов: Изд. 2-е, доп. М., Высшая школа, 1975. — 333 с.
- Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.-240 с.
- Деркач A.A., Старавойтенко Е. В., Кривокульский А. Ю. Реализация концепции «Я» в системе жизненных отношений личности: акмеологический аспект. М.: РАУ, 1993. — 156 с.
- Джемс У. Психология. М.: Педагогика, 1991. — 368 с.
- Диянова З.В., Щеглова Т. М. Самосознание личности. Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1993. — 54 с.
- Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1991. — 230 с.
- Дусавицкий А.К. Зависимость между интересом и тревожностью в учебной деятельности младших школьников //Вопросы психологии. 1982. — № 3. -С.56−61.
- Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. М.: Просвещение, 1988. — 170 с.
- Забродин Ю.М., Бороздина JI.B., Мусина И. А. Оценка уровня тревожности по «временной пробе» у лиц, тренированных на точность восприятия времени. //Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1990. — № 1. — С. 41 -48.
- Захаров А.И. Что снится нашим детям. СПб.: Дельта- М.: ООО «Издательство ACT», 1997. — 432 с.
- Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб.: СОЮЗ, 1998. — 336 с.
- Захарова A.B., Андрущенко Т. Ю. Исследования самооценки младших школьников в учебной деятельности //Вопросы психологии. 1980. — № 4. — С. 90−99.
- Захарова A.B. Уровень притязаний как показатель самооценки. /Новые исследования в психологии и возрастной психологии. 1989. — № 1. — 135 с.
- Изард. К. Эмоции человека. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 440 с.
- Имедадзе Н.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте.//Психологические исследования / Под ред. Прангишвили A.C. -Тбилиси: Мецниереба, 1966. -С. 49−58.
- Исаев Д.Н., Каган В. Е. Психогигиена пола у детей. Л.: Медицина, Ленингр. отд-ние, 1986. — 336 с.
- Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации //Вопросы психологии. 1984. — № 4. — С. 35−41.
- Кайгородов Б.В. Самопонимание: Миф или реальность. М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та, 2000. — 184 с.
- Кант И. Соч. в 6-ти т. М.: Наука, 1966. — Т.6. С.-357−365.
- Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М.: Наука, 1983. — 368 с.
- Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения: Пер. с нем./ Под ред. И.В. Равич-Щебро. М.: Педагогика, 1987. — 176 с.
- Кле М. Психология подростка. М.: Педагогика, 1991.
- Кон И. С. Категория «Я» в психологии //Психологический журнал. 1981. -Т.2. — № 3. — С.25−38.
- Ковалев А.Г. Психология личности. М., Просвещение, 1969. — 391 с.
- Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений. Минск, 1984. — 366 с.
- Корепанова М.В. Феномен образа я и особенности его развития в дошкольном детстве. Волгоград: Перемена, 2000. — 120 с.
- Кочубей Б.И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. -М.: Знание, 1988. 80 с.
- Крутецкий В.А. Развитие личности в младшем школьном возрасте // Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1976. — С. 73−80.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М.: Изд-во РОУ, 1996. — 180 с.
- Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. Пг., 1917. — 386 с.
- Левитов Н.Д. Вопросы психологии характера. М.: Учпегидз, — 262 с.
- Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги. //Вопросы психологии. 1969. — № 1. — С. 131−137.
- Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев: Выща шк., 1989. — 374с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. -304 с.
- Липкина А.И. Самооценка школьника. М.: Знание, 1976. — 64 с.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка /Под ред. Рузской А. Г. М.: Изд-во Ин-та практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997.-384 с.
- Ломов Б.Ф. Психические процессы и общение //Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. — С. 151−164.
- Люблинская А.А. Детская психология. М.: Просвещение, 1971. — 415 с.
- Люшер М. Цвет вашего характера /Пер. с англ. М.: Вече, Персей, ACT, 1996.-400 с.
- Магомед-Эминов М.Ш., Васильев И. А. Анализ когнитивного подхода в зарубежных теория мотивации //Вопросы психологии. 1986. — № 5. -С.151 -168.
- Максимова А.И. Оценочная деятельность учителя и формирование самооценки школьника //Вопросы психологии. 1985. — № 5. — С. 42−47.
- Малейчук Г. И. Клинико-феноменологические методики исследования динамических свойств личности //Журнал практического психолога.1997.-№ 2.
- Марцинковская Г. Д., Ярошевский М. Г. 100 выдающихся психологов мира. М.: Изд-во Ин-та практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-320 с.
- Массен. П., Конджер Дж., Каган Дж., Хьюстен А. Развитие личности ребенка /Пер. с англ. Фонаревой A.M. М.: Прогресс, 1987. — 272 с.
- Матюхина М.В., Михальчик Т. С., Патрина К. Т. Психология младшего школьника. М.: Просвещение, 1976. -207 с.
- Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: Практическое руководство. М.: МЕДпресс, 1998. — 592 с.
- Мерлин B.C. Очерки теории темперамента. Пермь: Пермское книжное изд-во, 1973. — 292 с.
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. — 256 с.
- Морган У.П., Эликсон К. А. Ситуативная тревога и результативность деятельности//Вопросы психологии. 1990. — № 3. — С. 155−161.
- Мудрик A.B. Социализация и воспитание. М.: Сентябрь, 1997. — 96с.
- Мухина B.C. Возрастная психология. М.: Академия, 1997. — 432 с.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы. JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1960. -426 с.
- Наенко Н.И. Психическая напряженность. М.: Изд-во МГУ, 1976. — 112 с.
- Немчин Т.А. Состояние нервно-психического напряжения. М.-Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983. — 166 с.
- Непомнящая Н.И. Опыт системного исследования психики ребенка. М.: Педагогика, 1975. — 213 с.
- Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6−7 лет. М.: Педагогика, 1992. — 160 с.
- Общение и формирование личности школьника /Под ред. A.A. Бодалева. М.: Педагогика, 1987. — 149 с.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Роспедагенство, 1996. — 374 с.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ «Сфера», 1996. — 240 с.
- Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.: Просвещение, 1996. — 352 с.
- Овчинникова О.В., Насиновская Е. Е., Иткин Н. Г. Гипноз в экспериментальном исследовании личности. М.: Из-во МГУ, 1989. — 232 с.
- Оклендер В. Окна в мир ребенка / Пер. с англ. М.: Класс, 1997. — 336 с.
- Олейнин Л.Д. Индивидуальное самосознание и пути его формирования. -Л., 1975.- 181 с.
- Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение, 1991. — 287 с.
- Перре-Клермон А. Н. Роль социальных взаимодействий в развитии: интеллекта детей. /Пер. с фр. -М.: Педагогика, 1991. 248 с.
- Петровский A.B. Что мы знаем и чего не знаем о себе. М.: Педагогика, 1988. — 160 с.
- Петровский A.B. Проблема развития личности с позиции социальной психологии //Вопросы психологии. 1984. — № 4. — С. 15−19.
- Петровский A.B., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. -М.: Просвещение, 1978. 176 с.
- Петровская Л.А. Обратная связь как феномен социально-перцептивных процессов в группе. //Межличностное восприятие в группе /Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М.: Изд-во МГУ, 1981. — С. 152−168.
- Петровская A.A., Соловьева О. В. Обратная связь в межличностном общении. //Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1982. — № 3. — С. 8−9.
- Пёрлз Ф. Гештальт-семинары. М.: Изд-во Ин-та общегуманитарных исследований, 1998. — 323 с.
- Перлз Ф.С. Внутри и вне помойного ведра. /Пер. с англ. СПб.: Изд-во Петербург -XXI век, М.: Академия, 1997. — 448 с.
- Пиаже Ж. Избр. психологические труды. М.: Просвещение, 1969. — 659 с.
- Прихожан A.M. Диагностика личностной тревожности и некоторые способы её преодоления: Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. М.: Педагогика, 1987. — 165 с.
- Прихожан A.M. Причины, профилактика и преодоление тревожности //Психологическая наука и образование. М.: Изд-во Психол. ин-та. РАО, 1998. — 111 с.
- Прихожан A.M. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. -М.: Сфера, 1999.-192 с.
- Прихожан A.M. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога: Научно-методологические основы использования в школьной психологической службе конкретных психологических методик. М., 1988. — С.110−118.
- Практическая психология образования /Под ред. И. В. Дубровиной. М: Сфера, 1998. — 528 с.
- Прохоров А.О., Генинг Г. Н., Особенности психических состояний младших школьников в учебной деятельности. //Вопросы психологии. -1998. № 4.
- Психология самосознания /Сост. Д. Я. Райгородский. Самара: БАХРАХ. -М, 2000. — 672 с.
- Психология человека от рождения до смерти /Под ред. A.A. Реана. Спб: Прейм-еврознак, 2001. — 656 с.
- Психология личности в трудах отечественных психологов /Сост. Куликов Л. В. СПб.: Питер, 2000. — 480 с.
- Психокоррекционая работа с тревожными детьми младшего школьного возраста / Сост. Е. А. Курносикова, H.H. Морозова. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1997. — 24 с.
- Психическое развитие младших школьников. Экспериментальное психологическое исследование /Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1990. — 160 с.
- Психологическая диагностика детей и подростков. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 360 с.
- Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб-Петербург — Москва — Харьков — Минск: Изд-во Питер, 2000. — 624 с.
- Раншбург Й., Поппер П. Секреты личности: Пер. с венг. М.: Педагогика, 1983.- 157 с.
- Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. М.: Музыка, 1972. — 168 с.
- Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979. — 392 с.
- Риман Ф. Основные формы страха /Пер. с нем.-М.: Алтейа, 1998. 336 с.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию: Становление человека. М.: Прогресс, Универс, 1994. — 480 с.
- Роджерс К. Несколько важных открытий. //Вестник МГУ. Сер 14. Психология. — 1990. — № 2. — С.58−65.
- Роджерс К. Клиенто-центрированная терапия. М.: Рефл-бук, Ваклер. 1997.-317 с.
- Розен Г. Я. Самосознание как проблема социальной перцепции. //Вопросы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1997. — С.51 -54.
- Рубинштейн C.JT. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989. — Т 2. — 328 с.
- Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1982. — 124 с.
- Сержантов В.Ф. «Я» и самосознание //Теория личности. Л., 1982. -С.46−60.
- Симонов П.В. Эмоции и воспитание: вопросы воспитания в свете информационной теории эмоций //Вопросы философии. 1981. — № 5.
- Синягина Н.Ю. Социально-перцептивные характеристики личности педагога, http:// akmeolog. narod. ru/ bodalev htm.-С. 126. из 175.
- Сиротюк A.Jl. Обучение детей с учетом психофизиологии. М.: Сфера, 2000. -128 с.
- Слободчиков В.И., Цукерман Г. А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте. // Вопросы психологии. 1990. — № 3.b С. 25−36.
- Смайлье С. Характер. СПб., 1989. — 402 с.
- Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. М.: Изд-во Ин-та прикладной психологии Фолиум, 1997. — 480 с.
- Соколова В.Н., Юзефович Г .Я. Отцы и дети в меняющемся мире. М.: Просвещение, 1991. — 223 с.
- Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980. -р" 174 с.
- Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 215 с.
- Соловьева О.В. Специфика обратной связи в межличностном общении в процессе становления временных юношеских коллективов: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1985. — 19 с.
- Спиваковская A.C. Профилактика детских неврозов. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 200 с.
- Спилберегер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги: Стресс и тревога в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1983. С. 12−24.
- Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. — 303 с.
- Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983. — 286 с.
- Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. М.: Просвещение, 1991. — 207с.
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М.: Академия, 1998. — 288 с.
- Теплов Б.М. Избранные труды. М.: Педагогика, 1985. — Т.1. — 229 с.
- Тиллих П. Бытие, небытие и тревога. М.: Центр психологии и психотерапии, 1994. — 178 с.
- Тихомиров O.K., Клочко В. Е. Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности//Вопросы психологи. 1980. — № 5. — С.23−31.
- Точицкая Е.Л., Белоусова Е. С. Зависимость некоторых показателей иммунного ответа от личностной реактивности. File: А: /tes68.htm 01.01.97.
- Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси: Изд-во Мецниереба, 1961. 210 с.
- Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. — 451 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М., 1989. -207 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М.: Изд-во Ин-та практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 512 с.
- Франкл В. Доктор и душа. СПб.: Ювента, 1997. — 285 с.
- Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1990. — 448 с.
- Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990. — 283 с.
- Хайдегер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. — 447 с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986. — 392 с.
- Хекхаузен X., Анцыферова Л. И., Величковский Б. М. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986. — 407 с.
- Хорни К. Невроз и личностный рост: Борьба за самореализацию. Спб.: 1997.-316 с.
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени: Самоанализ. М.: Прогресс-универ., 1993. — 480 с.
- Хараш А.У. «Другой» и его функции в развитии «Я». //Общение и развитие психики. -М. 1986. -С.31−46.
- Хризман Т.П., Еремеева В. П., Лоскутова Т. Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. М.: Педагогика, 1991. — 232 с.
- Хомская Е.Д., Батова H .Я. Мозг и эмоции. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. — 268 с.
- Чамата П.Р. Самосознание и его развитие у детей. Киев: Радянська школа, 1965. — 216 с.
- Чамата П.Р. Вопросы самосознания личности в советской психологии //Психологическая наука в СССР. М.: АПН РСФСР, 1960. — 4.2. -С.91−109.
- Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Изд-во Наука, 1977.- 144 с.
- Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду: Учеб. пособие для психологов и специалистов дошкольного образования. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 255 с.
- Чудновский B.C., Кржечковский А. Ю., Можейко A.A. Самосознание подростков с гармоничным и отклоняющимся поведением. — Ставрополь, 1993.- 139 с.
- Шерозия А.Е. К проблеме сознательного и бессознательного психического: В 2 т. Тбилиси: Менциереба, 1973. — Т.2. — 522 с.
- Шерозия А.Е. Психика. Сознание. Бессознательное. Тбилиси: Менциереба, 1979. — 171 с.
- Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс 1999.-544 с.
- Шилова Т.А. Психологическая типология школьников с отставанием в учении и отклонениями в поведении. М., 1995. — 84 с.
- Шкала Пирс-Харрис модифицированная: Метод. Рекомендации / В. И. Гордеев, Ю. С. Александрович, Х. С. Шаидханова. СПб.: Изд-во петербурского педиатрического медицинского института, 1995. — 15 с.
- Шорохова Е.Б. Проблема «Я» и самосознание //Проблемы сознания. М., 1966. — С.217−227.
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М: Педагогика, 1988. — 208 с.
- Эллис А. Когнитивный элемент депрессии, которым несправедливо пренебрегают. М.: Центр психологии и психотерапии, 1994. — 178 с.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте//Вопросы психологии. 1971. — № 4. — С.6−20.
- Эриксон Э.Г. Детство и общество /Пер. с англ. СПб.: Ленато, ACT, университетская книга, 1996. — 592 с.
- Юнг К. Г. Психологические типы. М.: ACT, Университетская книга, 1996.- 716с.
- Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. М.: Изд-во Ин-та практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 304 с.
- Adlers A. Psychologija un dzive. Riga., 1932. — 114 p.
- Arnold M.B. Emotion and Personality: Vol.1. Physiological Aspects. 296 p., Vol. 2. Neurological and Physiological Aspects. N. У.: Columbia Univ., 1960. -430 p.
- Hilgard E.R., Atkinson R.C. Introduction to psychology. N.Y., Chicago- Harcout, Brace and World, 1967. — 686 p.
- Kagan J., Moss H.A. Birth to Maturity: A Study of Psychosocial Development.- N.Y., 1962. p. 266.