Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические факторы, обеспечивающие успешность совместной деятельности профессионального спортивного коллектива

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Психология, развивающаяся не только как важнейшая теоретическая дисциплина, но и как область особой практической деятельности, в наше время становится необходимой повсюду, где есть потребность в усовершенствовании человеческой деятельности с учётом интеллектуальных и эмоциональных резервов. Особенно необходима помощь специалистапсихолога в тех видах деятельности, которые осуществляются… Читать ещё >

Содержание

  • Глава.
  • Теоретическое исследование психологических факторов успешности деятельности профессионального спортивного коллектива
    • 1. 1. Проблема успешности в контексте теории совместной деятельности
    • 1. 2. Психологические особенности совместной деятельности профессионального спортивного коллектива
    • 1. 3. Психологические факторы успешности деятельности профессионального спортивного коллектива
  • Глава.
  • Программа и методы экспериментального исследования
    • 2. 1. Принципы и программа исследования
    • 2. 2. Методы и методики исследования
  • Глава. ф Экспериментальное исследование психологических факторов успешности совместной деятельности спортивной команды
    • 3. 1. Организация и констатирующий этап исследования
    • 3. 2. Реализация психологических условий, обеспечивающих успешность совместной деятельности спортивной команды
    • 3. 3. Контрольный срез и оценка результатов экспериментального исследования

Психологические факторы, обеспечивающие успешность совместной деятельности профессионального спортивного коллектива (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Психология, развивающаяся не только как важнейшая теоретическая дисциплина, но и как область особой практической деятельности, в наше время становится необходимой повсюду, где есть потребность в усовершенствовании человеческой деятельности с учётом интеллектуальных и эмоциональных резервов. Особенно необходима помощь специалистапсихолога в тех видах деятельности, которые осуществляются в необычных, или как принято говорить, экстремальных условиях. К таким условиям, бесспорно, относятся и условия спортивной деятельности. Спорт высших достижений требует от спортсмена мобилизации всех сил — и физических, и психических, причём, пожалуй, психических, прежде всего. Столь ответственная и высокомотивированная деятельность волнует спортсмена, как бы опытен он ни был, вызывает целую гамму переживаний — от трезвой уверенности в своих силах до панического страха и нежелания выступать. Степень волнения и опасения за успех в данном соревновании во многом и определяет психическое состояние спортсмена перед официальным выступлением.

Из общей проблемы подготовки в спорте, содержащей медико-биологическую и педагогическую стороны, отдельным звеном является исследование психических состояний, влияющих на успешность деятельности спортсменов. Прикладная работа и исследования в спорте способствовали быстрому развитию проблематики психических и эмоциональных состояний. Эмоциональные состояния спортсменов -«предстартовая лихорадка», «стартовая апатия», описанные А. Ц. Пуни, -представляют собой ни что иное, как качественные характеристики эмоциональных и поведенческих реакций на различные ситуации спортивной деятельности. Выделение неожиданных препятствий в соревнованиях Ю. Я. Киселёвым представляет собой интересную попытку классификации соревновательных состояний и факторов их вызывающих, а концепция психологической подготовки к конкретному соревнованию (Е.П.Ильин,.

А.Ц.Пуни) есть, по сути дела, эмпирически построенный алгоритм системы ^ психологических мероприятий по профилактике и коррекции негативных реакций у спортсменов, системы целенаправленной работы по совершенствованию адаптационных возможностей (ресурсов).

Однако, несмотря на то, что количество публикаций по проблеме спортивной психологии неуклонно возрастает, практика спортивной подготовки продолжает испытывать острую нужду в новых представлениях и методах. Об актуальности настоящего исследования в сложившейся ситуации свидетельствуют следующие положения.

Во-первых, расширение психологического плацдарма в спорте обязано, во многом, внутренним законам становления новой научной дисциплины, нежели злободневным запросам практики. Здесь можно говорить о том, что научные исследования далеки ещё от широкого внедрения в практику спортивной деятельности. Весомым доводом к этому являются неудачные выступления отечественных спортсменов в последнее время на международном уровне. И если представители России в индивидуальных видах спорта ещё составляют достойную конкуренцию своим зарубежным коллегам, то гораздо меньше успехов отмечается в выступлениях наших спортивных команд в игровых видах. Противоречие здесь составляет ориентированность многих психологических исследований на индивидуальную спортивную деятельность, в то время как спортивные команды в условиях перехода на профессиональный уровень нуждаются в передовых разработках, затрагивающих аспекты психологической подготовки игроков и проблему управления деятельностью спортивных коллективов с позиции педагогической психологии. Решение данной проблемы является в настоящее время важнейшей задачей.

Во-вторых, не все работы выполняются на качественно высоком уровне. Так, например, психодиагностические пособия обычно остаются констатирующими и не рассматривают вопросов прогнозирования изменений и коррекции психической деятельности спортсменов. Многочисленные исследования и рекомендации по проблеме психорегуляции эмоциональных состояний, характерным примером которых являются различные модификации аутогенной тренировки, в большинстве своём не отмечают тот факт, что минимальный процент спортсменов осваивает данные методики или прибегает к их помощи. Это связано с тем, что ауторегуляция или аутотренинг подразумевает наличие большой степени внушаемости у спортсменов. Практика показывает, что таковых на самом деле не много. В связи с этим становится необходимым поиск новых и эффективных подходов в организации и проведении психолого-педагогической работы по управлению и коррекции психических состояний спортсменов.

В-третьих, упоминаемые рекомендации и методики регуляции психических состояний, как показал анализ литературы, выделяя в качестве главной детерминанты успешности деятельности спортсменов состояние тревоги и её производных, основной акцент уделяют формам психологической деятельности на уровне коррекции негативных условно-рефлекторных реакций и формирования позитивных. Формирующие воздействия сводятся, в данном случае, к обучению спортсменов самостоятельно достигать оптимальных состояний за счёт их воображения и концентрации внимания или к таким методам воздействия на психику спортсмена, как внушение и даже гипноз. При этом недостаточное внимание уделяется работе с причинами, вызывающими негативные состояния. Процесс развития тревоги (по Ч. Спилбергеру) включает в себя во времени следующие компоненты: воздействие стрессогенных факторов (ситуаций спортивной деятельности) — восприятие угрозы — состояние тревоги. Это означает, что психические, а за тем и физиологические сдвиги в организме происходят на стадии восприятия угрозы спортсменом, и детерминантой тревоги часто является предвосхищение неудачи. По мнению многих учёных, система восприятия спортсменов тем или иным образом связана с внутренними установками, с мотивационной сферой личности. Однако большое количество исследований (Ю.Ю.Палайма, Ю. М. Блудов,.

Ю.Я.Киселёв, Ф. М. Генов, Р. М. Найдиффер и др.) имеют направленность на изучение мотивации спортсменов одиночных разрядов (индивидуальной деятельности). В то же время очевидна актуальность изучения мотивации спортсменов в условиях совместной деятельности, где немаловажными причинами, вызывающими негативные состояния спортсменов являются межличностные отношения в коллективе. В появившихся за последнее время работах по анализу социально-психологических причин возникновения негативных психических состояний в спорте (И.П.Волков, Т. Т. Джамгаров, Ю. А. Коломейцев, Р. Л. Кричевский, А. В .Мальчиков, В. И. Румянцева, М. М. Рыжак, Ю. Л. Ханин и др.) большое значение придаётся мотивации достижения. Но здесь исследователи оставляют без должного внимания, мотивацию аффилиации спортсменов, в то время как, проявляясь в сфере межличностных отношений, коммуникативные свойства и способности субъектов играют определяющую роль в успешности взаимодействий членов спортивной команды.

И, наконец, в-четвёртых, спортивные педагоги заняты в основном решением задач физической, тактической, технической подготовки спортсменов, а сейчас, нередко, и вопросами материально-технического обеспечения процесса спортивной деятельности. Внедрение же психологических методик, рекомендаций, несмотря на большую значимость и необходимость работы по психологической подготовке спортсменов, оказывается проблематичным в силу различных причин. Одна из причин состоит в неадаптированности научных исследований для непосредственных пользователей, и при подготовке тренеров ещё недостаточно внимания уделяется проблемам собственно психологических аспектов управления деятельностью спортивных команд. Недостаток знаний и умений в данной области педагоги компенсируют за счёт собственной инициативы и желания самосовершенствоваться. Однако, с одной стороны, использование одной или нескольких «работающих» методик нередко ограничивает специалистов в понимании всего спектра психологических проблем деятельности команды и затрудняет их работу в ситуациях, отклоняющихся от стандарта * излюбленных методов. Сложившийся стереотип деятельности тренера, основанный на успешном применении определённых психологических знаний, является часто причиной недостаточного осознавания вновь возникающих трудностей в управлении командой. С другой стороны, у тренерского коллектива не всегда имеются возможности включения занятий по психологической подготовке в систематическую работу. Причины этого состоят в недостаточном понимании возможностей организации подобных мероприятий или в недостатке временных ресурсов для их проведения.

Обозначенная выше совокупность противоречий и определяет проблему настоящего исследования, сформулированную следующим образом: каковы психологические факторы, обеспечивающие успешность совместной деятельности профессионального спортивного коллектива? Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объектом нашего исследования является совместная деятельность профессионального спортивного коллектива (команды).

Предмет исследования: формирование мотивационной сферы спортсменов в системе межличностных отношений как условия, обеспечивающего успешность совместной деятельности профессиональной спортивной команды.

Гипотеза исследования состоит из ряда предположений:

— успешность совместной деятельности профессионального спортивного коллектива проявляется, во-первых, в достижении максимально возможного или запланированного результата, во-вторых, в достижении оптимальных психических состояний как коллектива в целом, так и отдельных его членов;

— психологическими детерминантами успешности взаимодействий Ь членов спортивной команды выступают психические состояния коллективного субъекта совместной деятельности и отдельных спортсменов, составляющие основу психологического климата коллектива;

— психические состояния коллективного субъекта и отдельных его членов определяются личностными диспозициями спортсменов, проявляющимися в системе межличностных отношений, наиболее значимыми из которых являются мотивация аффилиации и личностная тревожность членов команды;

— мотивы аффилиации субъектов определяют динамику межличностных отношений в команде и, одновременно, формируются в процессе этих отношений, оказывая непосредственное влияние на личностную тревожность спортсменов и проявление негативных психических состояний тревоги и её производных или позитивных состояний уверенности, «боевой готовности», социальной смелости и независимости, ощущения «командного духа» и т. п.;

— формирование мотивационной сферы спортсменов в системе межличностных отношений предполагает психолого-педагогическую деятельность в спортивном коллективе, включающую взаимосвязанные групповые и индивидуальные занятия, важной составляющей которых является диагностика и коррекция мотивов аффилиации членов команды, позволяющая приводить их личностную тревожность к оптимальным показателям;

— результатом формирующих воздействий могут быть оптимальные психические состояния коллективного субъекта и отдельных спортсменовпсихологические факторы, обеспечивающие успешность совместной деятельности профессионального спортивного коллектива.

Проверка выдвинутой гипотезы потребовала решения следующих задач:

1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования, определить сущность успешности совместной деятельности профессионального спортивного коллектива и совокупность детерминант её обус лов л и вающих.

2. Выявить психологические факторы, определяющие успешность взаимодействий членов коллектива на индивидуальном и групповом уровнях.

3. Исследовать мотивационную сферу спортсменов в системе межличностных отношений команды и изучить влияние мотивации аффилиации субъектов на уровень их личностной тревожности.

4. Обосновать систему психолого-педагогических воздействий, обеспечивающих успешность деятельности спортивного коллектива, в структуре деятельности тренера и специалиста-психолога и апробировать её в практической работе.

5. Разработать методические рекомендации использования материалов исследования для практического применения.

Методологической основой исследования послужили: принципы детерминизма, единства человеческого сознания и деятельности, принцип системности в изучении психологических феноменов (Л.С.Выготский, В. Н. Мясищев, С.Л.Рубинштейн) — теория деятельности (А.Н.Леонтьев) — теория совместной деятельности (А.Л.Журавлёв, А. В. Петровский, Ю. П. Платонов и др.) — исследования межличностных отношений в совместной деятельности малых групп и коллективов (Г.М.Андреева, Е. М. Дубовская, М. С. Коган, И. Б. Котова, Р. Л. Кричевский, Н. Н. Обозов, А. В. Петровский, Ю. Л. Ханин, Е. Н. Шиянов и др.) — исследования в области мотивации (В.Г.Асеев, В. К. Вилюнас, Х. Хекхаузен и др.) — теории стресса (Р.Лазарус, Г. Селье и др.) — исследования тревоги и тревожности (Ч.Спилбергер, Ю. Л. Ханин и др.).

Методы исследования: теоретический анализ психологической, педагогической, медицинской литературы. Психологический эксперимент с применением следующих методик: шкала личностной и реактивной тревожности Ч. Д. Спилбергера — STAI (C.D.Spilberger, State-Trait Anxiety Inventory), адаптированная Ю. Л. Ханинымопросник А. Мехрабяна (A.Mehrabian) по изучению мотивации аффилиации, адаптированный М.Ш.Магомед-Эминовымметодика диагностики межличностных отношений («социометрия» по Дж. Морено). Использовались также такие.

• методы, как наблюдение, беседа и экспериментальное воздействие. Обработка информации осуществлялась с помощью статистических методов и методов теоретической обработки и интерпретации материалов исследования.

Экспериментальной базой исследования послужила профессиональная футбольная команда, выступающая на чемпионате России в первой лиге (второй рейтинговый уровень чемпионата РФ, первыйвысшая лига).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Успешность совместной деятельности профессионального спортивного коллектива правомерно рассматривать как в контексте результативности (достижение командой максимально возможного или запланированного результата в соревнованиях), так и в психологическом смысле (достижение оптимальных психических состояний коллективным субъектом деятельности и отдельными его членами), что в интегративном плане проявляется в благоприятном психологическом климате команды.

2. Психологические факторы, обеспечивающие успешность совместной деятельности профессионального спортивного коллектива — это совокупность таких психических состояний коллективного субъекта и отдельных спортсменов, как уверенность, смелость, «боевая готовность», ожидание принятия, удовлетворённость принадлежностью к коллективу, доверие, социальная смелость и независимость, ощущение единства команды и командного духа и т. п., являющихся результатом формирования благоприятного психологического климата в команде.

3. Важной составляющей формирования мотивации спортсменов в системе межличностных отношений являются психолого-педагогические.

• занятия на групповом и индивидуальном уровнях.

4. Диагностика и коррекция мотивов аффилиации членов коллектива способствуют регуляции межличностных отношений и формированию благоприятного психологического климата в команде, а также позволяют * влиять на личностную тревожность спортсменов и на достижение ими оптимальных психических состояний в условиях взаимодействий.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в следующем:

— определена психолого-педагогическая сущность успешности совместной деятельности профессионального спортивного коллектива, а также психологических факторов, её обеспечивающих, на понятийном, содержательном и технологическом уровнях;

— обоснован механизм проявления психологических факторов, обеспечивающих успешность совместной деятельности профессионального спортивного коллектива;

— обоснованы положения, определяющие содержание, формы и методы психолого-педагогической деятельности тренера (специалиста-психолога), направленной на обеспечение успешности выступлений спортивной команды;

— экспериментально выявлена зависимость личностной тревожности спортсменов от мотивации аффилиации, зафиксирована и обоснована положительная динамика исследуемых переменных. Итогом этого стали данные, свидетельствующие о повышении успешности действий и взаимодействий спортсменов и успешности деятельности коллектива в целом.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нём теоретические положения и экспериментально обоснованные выводы могут быть использованы в системе управления спортивной деятельностью профессиональных спортивных коллективов. По материалам исследования разработаны психолого-педагогические ® рекомендации, внедрение которых в спортивных командах может способствовать повышению успешности деятельности как отдельных субъектов взаимодействий, так и команды в целом.

Достоверность и обоснованность основных результатов и выводов исследования обеспечиваются общим методологическим подходом к изучению педагогической деятельности в психологических аспектах управления совместной деятельностью малых групп и коллективовиспользованием комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследованиясогласованностью совокупности теоретических положений и выводов как между собой, так и с данными экспериментального исследования, с результатами проведённого психодиагностического обследованиякорректным применением методов математической обработки и интерпретации данныхстатистической значимостью полученных данных.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии и приложений на 35 листах.

Список литературы

включает 207 наименований. Общий объём диссертации 206 страниц.

В заключение необходимо сказать о следующем. Проведённое исследование и выводы по итогам работы не претендуют на роль единственно возможного подхода в вопросах управления деятельностью спортивного коллектива с целью повышения её успешности. При всей эффективности описанной в настоящей работе психолого-педагогической деятельности, следует чётко представлять себе, что затруднить установление нормального психологического климата в коллективе может низкая эффективность непосредственной инструментальной деятельности некоторых его членов.

Это предполагает необходимость дальнейших исследований детерминант успешности деятельности профессиональных коллективов. В рамках психологии спорта, таковыми могут быть диагностика способностей и профессиональный отбор спортсменов. Важным направлением исследования факторов успешности деятельности спортивных коллективов с психолого-педагогических позиций могут быть формирование и комплектование спортивных команд с учётом личностных качеств спортсменов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. JT.M. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. — Казань: Изд-во Казанского университета, 1987. — 261 с.
  2. Р.Ф. Принципы общественной организации производства. -М.: Наука, 1982.- 176 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.-334 с.
  4. Абульханова-Славская К. А. Категория деятельности в советской психологии. //Психол. журн. 1980. Т. 1, № 4. С. 11−28.
  5. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации. /Под ред. А. А. Бодалева. М.: Педагогика, 1973. — 98 с.
  6. А.В. Себя преодолеть. М.: ФиС, 1982. — 192 с.
  7. К. Андреас С. Измените своё мышление и воспользуйтесь результатами. /Пер. Л.Минекса. СПб.: Ювента, 1994. — 238 с.
  8. Г. М. Социальная психология. (Группа в социальной психологии) -М.: Наука, 1988. С.170−284. — 376 с.
  9. Н.П. Эффективность групповой деятельности. //Психологический климат в коллективе. М.: Педагогика, 1989. — С.87−120.
  10. П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. — М.: Медицина, 1968. 547 с. 11 .Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. — 447 с.
  11. П.К. Проблема принятия решения в психологии и физиологии. //Вопросы психологии. 1974. № 4. С.21−29.
  12. П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. М.: Наука, 1979.-396 с.
  13. В.Г. Мотивация и формирование личности. — М.: Мысль, 1976. — 158 с.
  14. В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. //Психол. журн. 1992. Т.13,№ 5. С.111−117.
  15. В.А. Динамика зрительного восприятия. М.: Наука, 1990. -238 с.
  16. В.А. Окуломоторные структуры восприятия. М.: Изд-во Институт психологии РАН, 1997. — 384 с.
  17. А.А. Идеомоторная подготовка в спорте. М.: ФиС, 1983. — 128 с.
  18. Р. Используйте свой мозг для изменений. /Пер. Л.Минекса. -СПб., Ювента, 1994. 173 с.
  19. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. /Под ред. М. С. Мацковского. СПб.: Лениздат, 1992. — 400 с.
  20. Э. Трансактный анализ в группе. М.: Лабиринт, 1994. — 176 с.
  21. Ю.М. Экспериментальные исследования надёжности некоторых психофизиологических качеств высококлассных спортсменов в экстремальных условиях соревнований. Автореф. канд. дисс. — М.: Изд-во МГПИ, 1973.-24 с.
  22. А.А. Личность и общение. -М.: Педагогика, 1983. 272 с.
  23. А.А. Восприятие человека человеком. М.: Педагогика, 1965. -С.3−15.
  24. В.Ю. Психотренинг: социодинамика, упражнения, игры. -СПб.: Социально-психологический центр, 1996. — 380 с.
  25. JT.B., Залучёнова Е. А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний. //Вопросы психологии. 1993, № 1. С.104−113.
  26. Л.П. Человек: деятельность и общение. — М.: Мысль, 1978. 216 с.
  27. И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 143 с.
  28. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 283 с.
  29. Возрастная и педагогическая психология. /Под ред. А. В. Петровского.
  30. М.: Просвещение, 1979. 288 с. 31. Волков И. П. Влияние характеристик сознания игроков на командную сыгранность. //Психология физического воспитания и спорта. — JL: Изд-во ВИФК, 1973. — С.137−138.
  31. JI.C. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АМН РСФСР, 1956.-519 с.
  32. .А. Интегральная индивидуальность человека и её развитие в специфических условиях спортивной деятельности. //Психол. журн. 1993. Т. 14, № 2. С.73−83.
  33. .А. Роль темперамента в спортивной деятельности. М.: ФиС, 1978.-96 с.
  34. .А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. -М.: ФиС, 1981. 112 с.
  35. Ф.М. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена. М.: ФиС, 1971. — 245 с
  36. Д. Д. Экологический подход к зрительному восприятию. /Пер. с англ. Т. М. Сокольской, М.: Прогресс, 1988. — 461 с.
  37. Гиссен J1 Д. Время стрессов: обоснование и практические результаты психопрофилактической работы в спортивных командах. — М.: ФиС, 1990.- 191 с.
  38. Л.Д. Психология и психогигиена в спорте. М.: ФиС, 1973. — 150 с.
  39. Гиссен Л Д. Сквозь смех и слёзы чемпионов. М.: Молодая гвардия, 1977.- 176 с. 41 .Глобусов Р. А. Ещё раз о спортивном аутотренинге. Минск: Полымя, 1991.- 142 с.
  40. Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Изд-во МГУ, 1987.- 174 с.
  41. Горбунов Г Д. Психопедагогика спорта. М.: ФиС, 1986. — 207 с.
  42. Н.А. Так становятся чемпионами. М.: ФиС, 1989. — 191 с. 4 Ъ. Грехнев B.C. Социально-психологический фактор в системе общественных отношений. Социально-психологические проблемы. — М.: Изд-воМГУ, 1985.- 184 с.
  43. КМ. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Педагогика. 1971. — 176 с.
  44. А.Г. Актуальные проблемы современной спортивной медицины. -Л.: ФиС, М.: ФиС, 1980.-294 с.
  45. М., Джонгвард Д. Рождённые выигрывать: Трансакционный анализ с гештальтупражнениями. /Пер. с англ. Е. Волынского, под ред. Л. А. Петровской. М: Прогресс, 1995. — 332 с.
  46. Т.Т., Румянцева В. И. Лидерство в спорте. М.: ФиС, 1983. -80 с.
  47. В.Н. Экспериментальная психология. М.: ИНФРА, 1997. -257 с.
  48. A.JJ. Коммуникативные качества личности руководителя и эффективность руководства коллективом. //Психол. журн. 1983. Т. 4, № 1.- С.57−67.
  49. А.Л. Роль системного подхода в исследовании трудового коллектива. //Вопросы психологии. 1983, № 6. С.53−54.
  50. A.JI. Социальная психология личности и малых групп: некоторые итоги исследования. //Психол. журн. 1993. Т. 14, № 4. С.4−15.
  51. Н.Д. Образ в системе психической регуляции деятельности. — М: Наука, 1986.- 172 с.
  52. P.M. Доверие души: Записки спортивного психолога. М.: ФиС, 1986.- 111 с.
  53. P.M. Психолог в команде. М.: ФиС, 1984. — 144 с.
  54. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. — М.: Политиздат, 1986.-221 с.
  55. И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д: Феникс, 1997. -447 с.
  56. В.П. Теоретические проблемы психологии восприятия и задачи генетического исследования. //Восприятие и действие. /Под ред. А. В. Запорожца. -М.: Просвещение, 1967. -С.28−36.
  57. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М: Изд-во МГУ, 1987. — 208 с.
  58. А.В. Помехоустойчивость движений спортсмена. М.: ФиС, 1986.- 112 с.
  59. Е.П. Дифференциальная психология физического воспитания и спорта. Л.: Изд-во ВИФК, 1979. — 327 с.
  60. Е.П. Психология спорта. Современные направления в психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. — 96 с.
  61. Е.П. Психология физического воспитания. М.: Просвещение, 1987.-287 с.
  62. Е.П. Психофизиология физического воспитания. Деятельность и состояния. М.: Просвещение, 1980. — 199 с.
  63. Е.П. Психофизиология физического воспитания. М.: Просвещение, 1983. — 223 с.
  64. Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание. М.: Мысль, 1968. -148 с.
  65. Ю.Я. Психологические проблемы предсоревновательной подготовки квалифицированных спортсменов. J1.: ЛГИФК, 1977. — 139 с.
  66. Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990. — 158 с.
  67. М.С. Мир общения. Проблемы межсубъектных отношений. — М.: Политиздат, 1988. 315 с.
  68. Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде. М.: ФиС, 1984.- 128 с.
  69. Ю.А. Исследование влияния межличностных отношений на эффективность спортивной деятельности. Автореф. канд. дисс. Тарту, 1974.-28 с.
  70. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. -Минск, 1976.-217 с.
  71. И.Б., Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие. Ростов н/Д: Изд-во Рост. пед. ун., 1997. — 112 с.
  72. В.В., Скотникова И. Т. Индивидуально-психологические проблемы принятия решений. М.: Наука, 1993. — 411 с.
  73. .Дж. Психология в современном спорте. М.: ФиС, 1978. — 224 с.
  74. P.JI., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 205 с.
  75. Р.Л., Рыжак М. М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 223 с.
  76. М.В. Аннотированный указатель методов социально-психологической диагностики. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 53 с.
  77. А.А. Межличностное оценивание в малых группах. Киев: Наука Думка, 1982.- 159 с.
  78. Г. М. Психология внутреннего диалога. Минск: Изд-во Минский ГУ, 1988. — 304 с.
  79. Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. //Эмоциональный стресс. JL: Медицина, 1970. — С. 139−158.
  80. .Ф. Биометрия. М.: Высшая школа, 1980. — 296 с.
  81. А.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. — 48 с.
  82. А.А. Психология общения. М.: Смысл, 1997. — 365 с.
  83. А.И. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  84. А.Н. Общее понятие о деятельности. //Хрестоматия по психологии. /Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1987. — С.93−100.
  85. А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1972. — 548 с.
  86. А.Д. Психология восприятия. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 81 с.
  87. .Ф. Вербальное кодирование в познавательных процессах. Анализ признаков слухового образа. М.: Наука, 1986. — 128 с.
  88. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1984.-444 с.
  89. .Ф. Проблемы деятельности в психологии. //Психол. журн., 1981. Т.2, № 5. С.3−22.
  90. A.M. Исследование зависимости уровня спортивных достижений стран от некоторых социально-экономических факторов. Автореф. канд. дисс. М.: Наука, 1969. — 24 с.
  91. А.В. Социально-психологические проблемы управления спортивной командой. Смоленск: Изд-во СГИФК, 1987. — 81 с.
  92. В.Л., Серова Л. К. Информационные аспекты управления спортсменом. -М.: ФиС, 1983. 112 с.
  93. Р. Социальная психология и спорт. М.: ФиС, 1979. — 176 с.
  94. Л.П. Основы спортивной тренировки. М.: ФиС, 1977. — 280 с.
  95. Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. М.: Наука. 1981. -276 с.
  96. Межличностные восприятия в группе. /Под ред. Г. М. Андреевой. М.: Изд-во МГУ, 1981. — 294 с.
  97. Межличностные отношения, их роль в совершенствовании учебной деятельности: Сб. научн. тр. /Отв. ред. М. Г. Давлетшин. — Ташкент: Изд-во ТГПИ, 1985.- 102 с.
  98. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М.: Педагогика, 1986. 253 с.
  99. А.А. Проблема цвета в психологии. М.: Наука, 1993. — 204 с.
  100. В.И. Методика получения и обработки экспериментальных данных в психолого-педагогических исследованиях. М: Изд-во Ун-та Друж. Нар., 1986.-83 с.
  101. Дж.Л. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. М.: Изд-во Иностр. лит., 1958. — 289 с.
  102. В.Н. Психология отношений: избранные психологические труды. /Под ред. А. А. Бодалева. М.- Воронеж: Изд-во Институт практической психологии- 1995. — 356 с.
  103. P.M. Психология соревнующегося спортсмена. М.: ФиС, 1979.-224 с.
  104. В.П., Худадов Н. А. Психорегуляция в подготовке спортсменов. -М.: ФиС, 1985. 177 с.
  105. Р.С. Психология в 3 кн. (изд. 2-е), Т II. — М.: Просвещение, 1995.-491 с.
  106. Р. С. Социально-психологический анализ эффективности деятельности коллектива. М.: Наука, 1984. — 200 с.
  107. Г. С. Самоконтроль человека. Д.: Изд-во ЛГУ, 1989. — 191 с.
  108. А.Д., Максименко A.M. Зависимость спортивных достижений стран на Олимпийских играх от социально-экономических факторов. //Теория и практика физической культуры. 1972, № 12. С.5−11.
  109. В.Н. Психология слухового восприятия. М.: Наука, 1988. -214 с.
  110. Н.Н. Межличностные отношения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. — 151 с.
  111. Н.Н. Модель регуляции совместной деятельности. //Социальная психология. Л., Изд-во ЛГУ, 1979. — С. 125−139.
  112. Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев: Лыбидь, 1990.- 191 с.
  113. Общая психология. /Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1986.-463 с.
  114. Общение и оптимизация совместной деятельности. /Под ред. Г. М. Андреевой, Я.Яноушека. М.: Изд. МГУ, 1987. — 301 с.
  115. С.И. Словарь русского языка. (изд. 6-е). — М.: Советская энциклопедия, 1964. — 900 с.
  116. Основы психофизиологии. /Отв. ред. Ю. М. Александров. М: Изд-во ИНФРА-М, 1997.-432 с.
  117. И.П. ПСС, 2-е изд., доп., T. III, кн. 2, -М.-Л., 1951. С.320−326.
  118. Ю.Ю. Опыт исследования относительной силы мотива и формирование соревновательной установки у спортсменов. //Психология и современный спорт. М.: ФиС, 1973. — С.85−89.
  119. В., Лазаревич Л. Психодинамика спортивной группы. М.: ФиС, 1977.- 119 с.
  120. .Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.-360 с.
  121. Педагогический словарь. В 2-х томах. /Под ред. И. А. Каирова. М.: Изд-во АПН, 1960. — (775, 767).
  122. Ф. Эго, голод и агрессия. /Под ред. Д. Н. Хломова. М.: Смысл, 2000. — 358 с.
  123. А.В. Деятельностный подход в социально-психологическом исследовании. //Вест. МГУ, 1978, сер. 14, № 4. С.3−10.
  124. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.-255 с.
  125. А.В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива.- М.: Просвещение, 1978. 176 с.
  126. В.А., Калиненко В. К., Котова И. Б. Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов н/Д: Цветная печать, 1995 — 88 с.
  127. Р.А. Мотивация спортивной деятельности. М.: ФиС, 1984. -104 с.
  128. В.М. Управление эмоциональным состоянием с использованием обратной связи. //Спортивная борьба. М.: ФиС, 1980. -С.42−45.
  129. К.К. Структура и развитие личности. М., Наука, 1986. -254 с.
  130. Ю.П. Психология коллективной деятельности. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.- 181 с.
  131. В.А., Блудов Ю.М, Надёжность в спорте. М.: ФиС, 1983.- 176 с.
  132. В.А., Мельник В. Г. Прогнозирование в спорте. Л., Изд. ВИФК, 1980.-85 с.
  133. В.А. Проблема надёжности в спорте. //Материалы II всемирного конгресса «Спорт в современном обществе». М.: ФиС, 1980.- С.29−37.
  134. .Л. Лётчику о психологии. М.: Военное издательство, 1984.-87 с.
  135. Практическая психодиагностика. /Под ред. Д. Я. Райгородского. -Самара, Изд. Дом «Бахрах», 1998. 672 с.
  136. Психический стресс в спорте, всесоюзный симпозиум, 1-й. Пермь, 1973. /Под ред. Б. А. Вяткина. 97 с.
  137. Психический стресс в спорте, всесоюзный симпозиум, 2-й. Пермь, 1975. /Под ред. Б. А. Вяткина. 131 с.
  138. Психологическая теория коллектива. /Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1979. — 239 с.
  139. Психологические проблемы взаимодействия коллектива и личности. /Отв. ред. А. В. Петровский. М.: Изд-во АПН СССР, 1988. — 146 с.
  140. Психологический контроль в системе психологической подготовки спортсменов высокой квалификации. /Под ред. Е. А. Калинина. М.: ФиС, 1985.- 165 с.
  141. Психология спорта высших достижений. /Под ред. Е. П. Ильина. — М.: ФиС, 1979.- 144 с.
  142. Психология физического воспитания и спорта. /Под ред. Т. Т. Джамгарова, А. Ц. Пуни. М.: ФиС, 1979. — 143 с.
  143. Психология. Учебник для институтов ФК. /Под ред. В. М. Мельниковой. М.: ФиС, 1987. — 367 с.
  144. Психолого-педагогические воздействия в спортивной деятельности. /Под ред. В. Ф. Соколова. Алма-Ата: Изд-во Казахский ИФК, 1989. — 143 с.
  145. А.Ц. Очерки психологии спорта. М.: ФиС, 1959. — 308 с.
  146. А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте. М.: ФиС, 1969.-88 с.
  147. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М.: Владос, 1996.-528 с.
  148. К.Р. Консультирование и психотерапия. /Пер. с англ. О. Кондрашовой, Р.Кучкаровой. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 464 с.
  149. О.Н. О понятии успешности трудовой деятельности. //Вестник МГУ, серия 14, Психология, 1996, № 3. С.41−44.
  150. А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. М.: ФиС, 1983. — 112 с.
  151. А.В. Психодиагностика спортивных способностей. — М.: ФиС, 1973.-216 с.
  152. А.В. Психологические основы подготовки баскетболистов. — Киев: Здоровье, 1989. 132 с.
  153. А.В., Худадов Н. А. Психология и современный спорт. — М.: ФиС, 1982.-224 с.
  154. C.JT. Основы общей психологии. В 2-х т. /АПН СССР, — М.: Педагогика, 1989. (485, 322).
  155. К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. /Под ред. Л. А. Петровской. М.: Прогресс, 1993. — 368 с.
  156. П.А. Психологическая подготовка спортсменов различных видов спорта к соревнованиям. -М.: ФиС, 1968. 168 с.
  157. П.А. Психологические аспекты спортивной деятельности. //Психология и современный спорт. М.: ФиС, 1973. — С. 14−40.
  158. Г. На уровне целого организма. М.: Наука. 1972. — 122 с.
  159. Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Наука, 1960. — 254 с.
  160. Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1982. — 124 с.
  161. П.В. Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы общей психологии. /Отв. ред. В. С. Русинов. -М.: Наука, 1987.-266 с.
  162. П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981.-215 с.
  163. Е.М. Основы неврологического контроля в спорте. М.: ФиС, 1984.-96 с.
  164. Советский энциклопедический словарь. /Гл. ред. А. М. Прохоров. М.: Сов. Энциклопедия, 1985. — 1600 с.
  165. Совместная деятельность: методология, теория, практика. /Под ред. А. Л. Журавлёва. -М.: Наука, 1988.-228 с.
  166. Социальная психология. /Под ред. А. В. Петровского. — М.: Просвещение, 1987. 222 с.
  167. Социально-психологический климат коллектива: теория и методы изучения. Сб. статей. /Под ред. Е. В. Шороховой, О. И. Зотовой. М.: Наука, 1979.- 176 с.
  168. Спортивная медицина. Учеб. для ин-тов ФК. /Под ред. В. А. Карпмана. -М.: ФиС, 1987.-303 с.
  169. Стресс и психическая патология. /Под ред. В. В. Ковалёва. М.: Изд-во НИИ психиатрии, 1983.-159 с.
  170. А.В. Психофизиология стресса. — М.: Педагогика, 1975. 208 с.
  171. В.Д. Основы профессиональной деятельности. — Л/. Изд-во ЛГУ, 1988, — 198 с.
  172. .М. Проблема индивидуальных различий. М.: АПН РСФСР, 1961.-536 с.
  173. .М., Небылщин В. Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий. //Вопросы психологии. 1963, № 5. С.38−47.
  174. В.А. Влияние стиля деятельности тренера на результативность спортсмена. //Психол. журн. 1994, Т.15, № 1. С.48−53.
  175. Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. -М.: Просвещение, 1980. 152 с.
  176. Управляемое формирование психических процессов. /Под ред. П. Я. Гальперина. М.: Изд-во МГУ, 1977. — 198 с.
  177. А.А. Доминанта как рабочий принцип нервных центров. — М Л.: Наука, 1966. — 273 с.
  178. Философский энциклопедический словарь. /Под ред. Л. Ф. Ильичёва. -М.: Сов. Энциклопедия, 1983. 840 с.
  179. Д. Как справиться со стрессом. М.: Изд-во Педагогика пресс, 1995.-351 с.
  180. Ю.Л. Исследование тревоги в спорте. //Вопросы психологии. 1978, № 6. С.77−83.
  181. Ю.Л. Краткое руководство к шкале реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера. JL: Изд-во ВИФК, 1976. — 18 с.
  182. Ю.Л. Межличностная и внутригрупповая тревога в условиях значимой совместной деятельности. //Вопросы психологии. 1991, № 5. -С.51−55.
  183. Ю.Л. О срочной диагностике состояния личности в группе. //Теория и практика ФК. 1977, № 8. С.25−31.
  184. Ю.Л. Психология общения в спорте. М.: ФиС, 1980. — 209 с.
  185. Ю.Л. Стресс и тревога в спорте. М.: ФиС, 1983. — 287 с.
  186. Ю.Л. Эмоциональные состояния личности в коллективе. Проблемы детской и педагогической психологии. М.: ФиС, 1976. — 252 с.
  187. К. Мотивация и деятельность. В 2 т. — М.: Педагогика, 1986. -(406, 391).
  188. Е.Д., Ботова Н. Я. Мозг и эмоции. М.: Изд-во МГУ, 1992. -179 с.
  189. Хрестоматия по психологии. /Под ред. А. В. Петровского. — М.: Просвещение, 1987. 447 с.
  190. Н.В. Психотренинг: Игры и упражнения. М.: ФиС, 1988. — 268 с.
  191. Н.Ф., Пахомов Ю. В. Психотехнические игры в спорте. М.: ФиС, 1985.- 161 с.
  192. О.А. Активная саморегуляция эмоциональных состояний спортсмена. М.: ФиС. 1971. — 47 с.
  193. О.А. Соперничество, риск, самообладание в спорте. — М.: ФиС, 1980.- 104 с.
  194. О.А. Эмоции в спорте. М.: ФиС, 1962. — 227 с.
  195. Е.Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя. М., Ставрополь: СГПИ, 1991. — 179 с.
  196. Jl.Б. Основы психодиагностики. Уч. пос., часть I. М. МОСУ, 1994.-208 с.
  197. Fussball. Berlin, Sportverl, 1986. — 264 s.
  198. Geyer, Michael Methodik des psychotherapeutischen Einzelgesprachs. -Leipzig, 1989.- 142 s.
  199. Psychologie im Sport spiel. /Bittorf, D. u.a./ Berlin, Sportverl, 1981. -223 s.
Заполнить форму текущей работой