Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методический аппарат оценки качества услуг телевизионного контента и его использование в механизме взаимодействия их производителей и потребителей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Доказано, что на качество услуг телевизионного контента, уровень удовлетворенности телезрителей и их предпочтения оказывают влияние множество факторов и параметров. В диссертации разработаны соответствующие дням просмотра телепередач модели уровня удовлетворенности телезрителей в зависимости от зрительских предпочтений по содержанию контента, выбору телевизионного канала, продолжительности… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Исследование значения и роли контента в информационном обществе и формирование понятийного аппарата
    • 1. 1. Исследование факторов формирования информационного общества
    • 1. 2. Определение сущности контента и его классификация
    • 1. 3. Выявление особенностей телевизионного контента и обоснование необходимости совершенствования механизма взаимодействия участников рынка его услуг
  • Выводы по первой главе
  • 2. Разработка подходов и оценка качества услуг телевизионного контента п формированию механизма взаимоотношений в сфере их производства и потребления
    • 2. 1. Анализ состояния и тенденций развития услуг телевизионного контента
    • 2. 2. Анализ и формирование механизма взаимоотношений участников рынка услуг телевизионного контента с учетом качества обслуживания
    • 2. 3. Разработка методического аппарата оценки качества услуг телевизионного контента
  • Вывод по второй главе
  • 3. Оценка качества услуг телевизионного контента и моделирование степени удовлетворенности телезрителей
    • 3. 1. Характеристика портрета потребителя услуг телевизионного контента
    • 3. 2. Оценка качества услуг телевизионного контента на основе измерения зрительских предпочтений контента
    • 3. 3. Разработка моделей удовлетворенностей телезрителей услуг телевизионного контента
  • Выводы по третьей главе

Методический аппарат оценки качества услуг телевизионного контента и его использование в механизме взаимодействия их производителей и потребителей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Масштабность программ информатизации, высокая скорость внедрения инфокоммуникационных технологий во все сферы производства и жизнедеятельности людей, значительная роль телевидения в формировании мировоззрения и информированности населения оказывают существенное влияние на темпы социально-экономического развития и рыночную структуру, организацию экономических отношений и взаимодействие участников рынка информационных продуктов и услуг и предъявляемые пользователями требования к качеству услуг информационного контента. Являясь частью информационного контента, услуги телевизионного контента отличаются высокой степенью доступности и проникновения в социально-экономическую жизнь граждан, оказывая различного характера воздействие на их мировоззрение, культуру, образовательный уровень, что предопределяет настоятельную необходимость совершенствования организационно-экономических отношений и системы управления качеством услуг телевизионного контента.

В период формирования информационного общества происходит радикальное изменение роли потребителя, а именно переход от роли пассивного пользователя к активной роли участника процессов производства и потребления информационных продуктов, в том числе телевизионного контента. При этом требования потребителей контента постоянно увеличиваются и становятся более сложными как по отношению к качеству услуг и их информационному наполнению, так и по технологическим возможностям. Вместе с тем экономическая теория в рыночных условиях хозяйствования пока еще мало уделяет внимания вопросам экономического взаимодействия между владельцами и потребителями особого продукта — контента, распространяемого множеству пользователей.

Разрыв логической цепочки производитель — потребитель, отсутствие обратной связи в системе управления телевизионным контентом, несбалансированность экономических отношений между участниками рынка услуг телевизионного контента обусловливают замедление темпов прогрессивного развития индустрии контента, низкое качество услуг и рост неудовлетворенности пользователей содержанием контента, особенно телевизионного, в котором весомую роль играет рекламная составляющая.

Усиление коммерциализации СМИ способствовало росту доли рекламы в структуре телевизионного контента, однообразию телеменю, ориентации бизнес-процессов в сфере телевидения на прибыльность, а не на качество услуг и удовлетворение потребностей клиента. Поэтому проблемы управления услугами телевизионного контента с учетом мнения телезрителей, разрешения противоречий в сфере рыночных принципов взаимодействия участников рынка услуг телевизионного контента становятся актуальными и требуют насущного методологического и практического решений.

Таким образом, актуальность проблемы, решению которой посвящена настоящая диссертация, обусловлена следующим:

— формированием в условиях информатизации общества новой услуги информационного характера — контента, требующего научного обоснования его сущностных характеристик, классификации и особенностей функционирования;

— недостаточной проработкой на методическом и практическом уровне вопросов оценки качества услуг телевизионного контента, взаимодействия участников рынка этих услуг, учета мнений телезрителей при формировании телевизионного контента;

— необходимостью совершенствования организационно-экономического механизма взаимодействия участников рынка услуг телевизионного контента с целью более полного удовлетворения потребностей телезрителей в содержании, спектре и качестве услуг.

Определенный вклад в решение проблем, связанных с ценностью информации, изменением характера телекоммуникационных услуг и взаимоотношений участников рынка этих услуг в условиях формирования информационного общества внесли отраслевые ученые: Булгак В. Б., Васильев В. В., Демина Е. В., Добронравов А. С., Кузовкова Т. А., Новаковский С. В., Резникова Н. П., Рейман Л. Д., Тихвинский В. О., Шварцман В. О. и другие. Однако вопросы, связанные с функционированием рынка услуг телевизионного контента, оценкой их качества, управлением их производства и потребления недостаточно проработаны и требуют дальнейшей теоретической и практической проработки в отношении понятийного аппарата и классификации контента, выявления особенностей телевизионного контента и его связи с циф-ровизацией телевидения, формализации взаимодействия участников рынка услуг телевизионного контента.

Цель и задачи исследования

Основной целью диссертации является разработка методического подхода к оценке качества услуг телевизионного контента на основе измерения зрительских предпочтений, моделирования степени удовлетворенности телезрителей и совершенствования механизма взаимодействия участников рынка услуг телевизионного контента на основе учета качества обслуживания потребителей.

Для достижения поставленной цели в диссертации решались следующие задачи:

• выявление сущности и значения информатизации, информации и контента в информационном обществе, классификация контента;

• выявление особенностей телевизионного контента и обоснование необходимости совершенствования взаимоотношений между производителями и потребителями его услуг для повышения качества обслуживания пользователей телевизионного контента;

• характеристика динамики, структуры и потребителей услуг телевизионного контента и оценка зрительских предпочтений по его параметрам;

• моделирование уровня удовлетворенности телезрителей на основе факторов, выявленных в ходе единовременного обследования;

• разработка элементов организационно-экономического механизма взаимодействия производителей и потребителей с учетом качества услуг телевизионного контента.

Объектом исследования в диссертации являются социально-экономические отношения на рынке услуг телевизионного контента и его участники, взаимодействующие в процессе производства и потребления услуг телевизионного контента.

Предметом исследования являются принципы и процедуры оценки качества услуг телевизионного контента на основе измерения зрительских предпочтений и элементы организационно-экономического механизма взаимодействия производителей и потребителей телевизионного контента.

Теоретической и методологической основой исследования являются научные положения экономической теории, менеджмента, маркетинга и управления качеством. В работе были использованы методы социологического обследования, экспертных оценок, корреляционно-регрессионного анализа, выборки и статистической обработки данных.

В качестве информационной базы решения задач, поставленных в диссертации, были использованы статистические данные Мининформсвязи России, Министерства Печати России, отчетные данные ФГУП «ВГТРК» и ФГУП «РТРС», результаты единовременного экспертного опроса телезрителей, материалы концепций развития, инфокоммуникаций, СМИ, телевидения и телевещания, а также экономическая и специальная литература по теме исследования.

Научная новизна диссертации состоит в разработанных и научно-обоснованных подходах к классификации телевизионного контента, измерению качества его услуг, совершенствованию механизма взаимодействия участников рынка услуг телевизионного контента на основе предложенного инструментария оценки и моделирования удовлетворенности телезрителей качеством услуг телевизионного контента.

К основным результатам, отличающимся научной новизной, относятся:

— предложенное новое определение контента, суть которого состоит не только в отражении информационного наполнения, но и способа производства и распространения одновременно множеству потребителей;

— выявленные сущностные характеристики и классификационные признаки контента, позволившие разделить его по содержанию и информационному наполнению, рыночным особенностям, участникам рынка и принадлежности, носителям, формам переноса, каналам передачи;

— методика оценки качества услуг телевизионного контента на основе изучения зрительских предпочтений и измерения уровня удовлетворенности телезрителей по параметрам телевизионного контента;

— модель взаимодействия производителей и потребителей услуг телевизионного контента с учетом механизма оценки качества.

Основные положения, выносимые на защиту, могут быть сформулированы следующим образом:

• систематизированный понятийный аппарат в сфере информатизации, информации и контента в условиях становления информационного общества;

• разработанная классификация контента на основе информационного, организационно-экономического и технического подходов;

• методический аппарат оценки качества услуг телевизионного контента на основе измерения зрительских предпочтений и уровня удовлетворенности телезрителей по параметрам телевизионного контента: содержанию, выбору телевизионных каналов, времени просмотра, рекламному наполнению;

• модель удовлетворенности телезрителей телевизионным контентом;

• положение о необходимости включать в механизм взаимодействия участников рынка услуг телевизионного контента оценку качества обслуживания потребителей.

Практическая значимость проведенных в диссертации исследований состоит в возможности использования научно-обоснованных методики оценки качества услуг телевизионного контента и организационно-экономического механизма взаимоотношений участников рынка услуг телевизионного контента в целях повышения эффективности деятельности производителей и степени удовлетворения потребителей. Методические положения по изучению зрительских предпочтений, оценке качества услуг телевизионного контента и степени удовлетворенности телезрителей нашли внедрение в Казанском филиале ВГТРК, о чем имеется акт о внедрении.

Ряд методических положений диссертации нашел практическое применение в процессе преподавания соответствующих дисциплин на факультете экономики и управления МТУСИ, о чем имеется акт о внедрении.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертации докладывались и обсуждались на научных конференциях профессорско-преподавательского, научного и инженерно-технического состава МТУСИ (Москва, 2003;2006 гг.), на конференции Международной академии информатизации (2005 г.).

Публикации. Основные научные результаты диссертационной работы нашли отражение в 10 печатных работах. По результатам исследования опубликовано 4 статьи в научных журналах, 3 научных работы опубликованы в сборниках трудов МТУСИ и МАИ, 2 работы депонированы (2006 г.), одна работа опубликована как тезисы доклада на научной конференции профессорско-преподавательского и инженерно-технического состава МТУСИ.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, глоссария, списка использованной литературы и приложений. Основная часть работы содержит 142 страницы машинописного текста, 23 таблицы, 32 рисунков. Список использованных литературных источников включает 148 наименований. В приложениях содержится 27 таблиц.

Выводы по третьей главе.

1. По результатам обследования телезрителей, на основе разработанной анкеты, составлен усредненный портрет потребителя услуг телевизионного контента: человек 35 летс высшим образованием (3,23 балла по 4-х балльной системе) — служащий (2,48 балла по 5-ти балльной системе) — со средними доходами (3 прожиточных минимума) — проводящий у телевизора в будни в среднем 1,88часапредпочитающий новости, художественные фильмы и познавательные передачи (0,5), по телевизионным каналам ОРТ, Россия и НТВ (0,51). Анализ потребителей телевизионного контента показал, что подавляющее большинство респондентов выражает заинтересованность во влиянии на качество телевизионного контента (85% опрошенных), что является основанием для использования мнений телезрителей для оценки качества и моделирования уровня удовлетворенности потребителей услуг телевизионного контента.

2. Показано, что на уровень удовлетворенности потребителей услугами телевизионного контента и зрительские предпочтения оказывают влияние множество факторов, важнейшими из которых, по нашему мнению, являются факторы имеющие информационную составляющую: содержание контента, возможность выбора его производителя, время его реализации и рекламное наполнение, которые рассматриваются в многофакторной модели удовлетворенности телезрителей качеством телевизионного контента.

3. Дана количественная оценка качества телевизионного контента в разрезе его параметров на основе применения метода балльной оценки мнений телезрителей и разработана информационная база для моделирования удовлетворенности телезрителей.

4. Разработаны две модели удовлетворенности телезрителей — для будней и выходных/ праздничных дней, на основе анализа матрицы парных коэффициентов корреляции между уровнем удовлетворенности телезрителей и влияющими факторами регрессионным методом были получены, соответствующие дням просмотра телепередач, модели зависимости уровня удовлетворенности телезрителей от зрительских предпочтений по содержанию контента, выбору телевизионного канала, продолжительности просмотра и рекламному наполнению и определена сравнительная сила влияния факторов по частным коэффициентам эластичности и Р-коэффициентам.

5. Предложен инструментарий мониторинга качества услуг телевизионного контента на основе оценки уровня удовлетворенности потребителей по четырем рассматриваемым параметрам телевизионного контента. Сравнительный анализ фактического и расчетного уровней удовлетворенности телезрителей качеством телевизионного контента позволяет целенаправленно, с определенной периодичностью, воздействовать на структуру телевизионного контента с целью повышения качества услуг телевизионного контента и использования его в механизме взаимодействия производителей и потребителей телевизионного контента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В соответствии с целью и задачами, поставленными в диссертации, а также проведенными исследованиями были получены следующие основные результаты:

1. Систематизирован понятийный аппарат категорий: информационное общество, информация, информатизация, позволивший определить местоположение специфического информационного ресурса — контента в иерархии информационного общества. Показано, что современное развитие информационных технологий и средств телекоммуникаций на цифровой основе дает возможность не только создавать и передавать, но и хранить, накапливать, перераспределять, преобразовывать и переформатировать информацию, т. е. создавать специфический продукт, предлагаемый сразу множеству потребителей — контент. Сущностный анализ понятия «контент» позволил автору утверждать, что суть контента состоит не только в содержании информации, но и в способе его производства и реализации, состоящем в веерном (циркулярном) принципе распространения одновременно множеству потребителей. В таком определении контента раскрывается характер продукта, процессы его создания, способы распространения и потребления, что позволяет усовершенствовать взаимоотношения участников рынка услуг контента и актуализировать в ней проблему обратной связи потребителя с производителем на основе измерения качества услуг контента.

2. Применение информационного, организационно-экономического и технического подходов к формированию классификационных признаков позволило дифференцировать контент на виды, типы, формы по содержанию и информационному наполнению, по рыночным особенностям информационного продукта, участникам рынка и принадлежности содержания, по носителям, формам переноса, каналам передачи и доставки, что служит методической базой исследования организационно-экономических отношений на рынке услуг контента, в том числе телевизионного.

3. Определены цели и задачи развития телевизионного контента, а также средства и механизмы их реализации на основе проведенного анализа состояния и тенденций развития индустрии телевизионного контента по техническим, качественным и экономическим параметрам. Установлено, что для увеличения качества, доступности, спектра и доли высокотехнологичных услуг телевизионного контента, сбалансированности рынка и интеграции российской индустрии телевизионного контента в мировое информационное пространство наряду с решением технических, нормативно-правовых и регу-ляторных вопросов важнейшее значение имеют методы измерения и управления качеством услуг телевизионного контента и организационно-экономические средства рыночного взаимодействия участников рынка этих услуг.

4. Доказано, что на формирование механизма взаимоотношений участников рынка услуг телевизионного контента влияют четыре составляющие: телевизионная, телекоммуникационная, информационная и программная. Предложена модель механизма управления качеством услуг телевизионного контента, которая учитывает ориентацию на клиента и адресность услуг, без разрыва цепочки между всеми участниками рынкавключение потребителя в систему управления качеством услуг телевизионного контента посредством изучения мнений телезрителей. В предложенной модели реализуется принцип обратной связи между потребителями и производителями услуг телевизионного контента, которую предлагаем рассматривать в качестве управляющей системы.

5. Разработан методический аппарат измерения и оценки качества услуг телевизионного контента по зрительским предпочтениям для методологического обеспечения организационно-экономического механизма взаимодействия производителей и потребителей на рынке услуг телевизионного контента. В диссертации разработаны и обоснованы инструменты, процедуры и методики проведения анкетного опроса телезрителей с балльным методом количественного измерения их мнений и предпочтений, обработки полученных данных для измерения качества услуг телевизионного контента по различным параметрам, моделирования уровня удовлетворенности телезрителей, выявления резервов его повышения, а также выработки управляющих воздействий по управлению качеством услуг телевидения.

6. Доказано, что на качество услуг телевизионного контента, уровень удовлетворенности телезрителей и их предпочтения оказывают влияние множество факторов и параметров. В диссертации разработаны соответствующие дням просмотра телепередач модели уровня удовлетворенности телезрителей в зависимости от зрительских предпочтений по содержанию контента, выбору телевизионного канала, продолжительности просмотра и рекламному наполнению. Показано, что моделирование позволяет создать информационную базу системы управления качеством услуг телевизионного контента на основе формализации обратной связи потребителей с производителями телевизионного контента. Предложен инструментарий мониторинга качества услуг телевизионного контента на основе оценки уровня удовлетворенности потребителей по четырем рассматриваемым параметрам телевизионного контента. Сравнительный анализ фактического и расчетного уровней удовлетворенности телезрителей качеством телевизионного контента позволяет целенаправленно, с определенной периодичностью, воздействовать на структуру телевизионного контента с целью повышения качества услуг телевизионного контента и использования его в механизме взаимодействия производителей и потребителей телевизионного контента.

7.Показано, что превращение информации и информационных ресурсов в важнейший фактор управления, возможность накопления информации, предназначенной для передачи и распределения, изменяют роль операторов связи на рынке телевизионного контента, превращая их не только в провайдеров, но и создателей контента. Формирование методического аппарата оценки качества услуг телевизионного контента и его использование в механизме взаимодействия производителей и потребителей на рынке услуг телевизионного контента углубляют методологию измерения и управления качеством услуг посредством учета мнений телезрителей, а также развивают рыночную теорию управления спросом и предложением специфического инфо-коммуникационного продукта.

ГЛОССАРИЙ.

Абонент — пользователь услугами связи, с которыми заключен договор об оказании услуг при выделении для них абонентского номера или уникального кода идентификации.

Алгоритм — способ (программа) решения, точно предписывающий, как и в какой последовательности получить результат, однозначно определяемый исходными данными.

База данных — совокупность связанных данных, правила организации которых основаны на общих принципах описания, хранения и манипулирования данными.

Бизнес-процесс — это деятельность или вид деятельности по производству продуктов, товаров, услуг, в которой происходит наращивание стоимости производимых товаров, услуг в соответствии с целями деятельности организации.

Виртуальная среда общения — информационное единство всей человеческой цивилизации с помощью средств информатики (Интернет). Знание — продукт информационной деятельности, реализованный в виде систем суждений или утверждений относительно некоторых вещей, свойств и отношений.

Индекс — относительный показатель, характеризующий изменение сложного явления, состоящего из непосредственно несопоставимых элементов. Индустрия контента — индустрия, в которой не создается информация, а только преобразовывается, хранится и распространяется. Базируется на: конвергенции систем, услуг и технологий на основе цифро-визациимногообразии устройств для создания, обработки, накопления и трансмиссии контента.

Инфокоммуникациопная технология — процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.

Информатизация — это развитие и широкомасштабное применение методов и средств сбора, преобразования, хранения и распространения информации, обеспечивающих систематизацию имеющихся и формирование новых знаний и их использование обществом в целях его текущего управления и дальнейшего совершенствования и развития (по определению ЮНЕСКО);

— это социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей, связанная с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации.

Информатизация общества — это организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Информатика — это область человеческой деятельности, связанная с процессами преобразования информации с помощью компьютеров и их взаимодействием со средой применения.

Информация — это сведения, данные, значения экономических показателей, являющихся объектами хранения, обработки, передачи и используемые в процессе анализа и выработки экономических решений в управлении. Информационная индустрия — отрасль, связанная с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации.

Информационная культура — это умение целенаправленно работать с информацией и использовать её для получения, обработки и передачи с помощью компьютерной технологии, современных технических средств и методов.

Информационная услуга — обучение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.

Информационная технология — использование достижений в области компьютерной техники и средств связи.

Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формой, — знаниями.

Информационное обеспечение — совокупность информационных ресурсов (банков данных), средств, методов и технологий сбора, обработки, накопления и выдачи информации, используемых в интересах объекта управления. Информационный потенциал общества — совокупность средств, методов и условий, позволяющих использовать информационные ресурсы. Это весь индустриально-технологический комплекс производства современных средств и методов обработки и передачи информации.

Информационный поток — последовательность данных, передаваемых от источника к потребителю, характеризующуюся источником возникновения, накопления, периодичностью, степенью постоянства, структурой и плотностью, видом носителя информации, информационной емкостью отдельных сообщений, степенью использования.

Информационный продукт — совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной форме.

Информационный ресурс — отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах);

— это знания, подготовленные для социального использования в обществе и магнитных носителях.

Информационный рынок (рынок информационных продуктов и услуг) это система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе. Кибернетика — наука, изучающая количественные закономерности, связанные со сбором, кодированием, передачей и преобразованием информации. Конвергенция информатизации — это конвергенция связи и информатики. Контент — это информационный продукт, содержание которого накоплено, зафиксировано, однократно или многократно передано множеству потребителей.

Контент-анализ — метод качественно-количественного анализа содержимого документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах.

Коптент-провайдер — правообладатель каким-либо контентом, занимающийся его реализацией через инфраструктуру телекоммуникаций, информационные, торговые и другие сети.

Контентологии — раздел знаний, изучающий содержательную часть информации, с точки зрения качественных и количественных характеристик информационных потоков.

Концепция — система взглядов на что-нибудь, основная мысль чего-нибудь. Копирайтер — специалист, работающий над текстами сайта. Критерий — признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо. Лояльбность — корректность по отношению к чему-либо. Менеджмент — это процессы, обеспечивающие целенаправленную деятельность и динамическое развитие субъектов экономики с использованием труда, интеллекта и мотивов поведения людей. Метод — прием, способ или образ действий. Методология — совокупность методов.

Методологический инструментарий — совокупность приемов, средств, положений, осуществления чего-либо.

Методика — совокупность методов обучения чему-либо и приемов выполнения чего-либо.

Механизм — совокупность состояний, совокупность состояний и процессов, из которых складывается явление.

Модель (статистическая) — это теоретическое представление связи различных переменных с помощью статистических методов.

Оператор связи — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающий услуги связи на основании соответствующей лицензии. Организация — совокупность людей, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда, иерархической структуры и использования ресурсов. Парадигма — совокупность новых теоретических представлений о принципах, закономерностях и направлениях развития какого-либо явления или процесса еще не нашедших реального воплощения или реализации. Провайдерпоставщик информационных продуктов и услуг. Процесс — совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

Полезность — та польза, которую потребитель извлекает от потребления товаров или услуг.

Ресурс — запасы, источники чего-нибудь.

Риск — ситуация возможных потерь в результате деятельности в (неопределенной) экономической среде. Принятие риска можно рассматривать как общую часть процесса производства товаров и услуг, а также внедрения новых продуктов. Прибыль отчасти является вознаграждением за успешное принятие риска.

Рыночный механизм — ценовая система, такое устройство экономики, в которой основные решения относительно того, что и как производить и как распределять продукцию (доходы) принимаются на основе взаимодействия транзакции) продавцов и покупателей на рынках товаров и услуг.

Связь — передача и прием информации с помощью различных технических средств.

Система (экономическая) — это множество элементов (подсистем), находящихся в отношениях и связях друг с другом более тесных, чем с элементами других систем и образующих определенную целостность (единство). Система управления — совокупность управляющей, управляемой подсистем и информационной системы, объединенных управленческим циклом. Средства телекоммуникаций — технические средства приема, передачи и распределения (распространения) и доставки информации. Сущность — внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия. Телекоммуникации — дистанционная передача данных на базе компьютерных сетей и современных технических средств связи.

Услуга — результат непроизводственной деятельности предприятия или лица, направленный на удовлетворение потребности человека или организации в использовании различных продуктов.

Управление — это функция системы управления и процесс, который обеспечивает организацию целенаправленной деятельности управляемой системы с помощью определенных средств (механизма).

Управленческий цикл (простейший) — это: контроль (измерение) результатов деятельности управляемой подсистемысравнение с эталоном (целью) — принятие решения об устранении отклонения от эталонаорганизация исполнения.

Экономическая системамеханизм, созданный для решения двусторонних проблем. Редкости (ограниченности ресурсов) и выпуска (неограниченные потребности по сравнению с ограниченными ресурсами) путем выбора определенных способов размещения ресурсов между альтернативными направлениями их использования. В современных условиях эту функцию могут и выполняют три основных механизма: частное предпринимательство, централизованно-планируемая экономика (директивное размещение государством) и смешенная экономика.

Экономический потенциал — возможность экономики достигать высоких темпов роста во времени, определяется: размерами накопленного капитала и размерами инвестицийколичеством и качеством рабочей силыколичеством и качеством природных ресурсовдостигнутой производительностью труда и фондоотдачейтехнологической прогрессивностью.

Экономическое развитие — процесс экономических преобразований, включающих структурные изменения экономики через индустриализацию и рост ВНП и дохода на душу населения.

Экономическая теория — разработка экономических моделей, описывающих взаимосвязи между экономическими переменными с целью создания на основе этих моделей определенных гипотез, поддающихся проверке. Экономическая модель — теоретическое представление о связи двух и более переменных, которая: описывает взаимосвязи между переменнымиотображает экономический результат взаимосвязипредсказывает, как влияют изменения значений переменных на этот результат.

Эластичность спроса — это относительное изменение потребления при изменении (какого-либо критерия) на 1%.

Явление — то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние формы его существования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. — М.: ВЛА-ДОС, 1994. — 336с.
  2. А. С. Кучерявый А.Е. Технико-экономические вопросы внедрения новых услуг телекоммуникаций. Международная конференция: Москва, 20 22 ноября 2001.: Доклады. — М.: МАКС Пресс, 2001. — 12с.
  3. Ю.М., Гиляревский Р. С., Егорова B.C. и др. Информационный рынок в России. М: ВИНИТИ, 1996. — 293с.
  4. А.И. Наука-техника-экономика.-М.: Экономика, 1989. 383с.
  5. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 1999 — 783с.
  6. И.В., Методический подход к обоснованию механизма платности услуг телевизионного контента.// Актуальные проблемы современной науки, М. 2006, № 5(32). — С.17−21.
  7. И.В. Разработка организационно-экономического механизма взаимодействия производителей и потребителей услуг телевизионного контента.// Проблемы экономики, М. 2006, № 4(11). — С.29−32.
  8. И.В. Значение и роль контента в информатизации общества.// Вопросы экономических наук, М. 2006, № 4(20). — С.49−53.
  9. И. В. Резникова Н.П., Организационно- методическое обеспечение мониторинга контента. М.2006. — Деп. в ЦНТИ «Информсвязь» от 26.05.06 № 2269 св.2006. -С.82−97.
  10. Большой толковый словарь русского языка // Сост. С. А. Кузнецов. СПб.: Норма, 1998.- 153с.
  11. З.Бронников М. К вопросу о цене информации // Проблемы теории и практики управления, 1999. № 1, с. 79 — 83
  12. В.Б. Связь Российской Федерации составная часть Глобальной информационной инфраструктуры XXI века//Труды MAC, 1997-№ 2, с 3−5
  13. Н.Н. Современная социальная психология печати, радио и телевидения. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 270с.
  14. Большой экономический словарь / Под ред. С. В. Неверова М.: «Сов. Энциклопедия», 1999.- 1573с.
  15. С.Г., Голышко А. В. Инфокоммуникационные сети будущего: «Контентология» услуг // Вестник связи. 2003, № 3.
  16. JI.E. Электросвязь и экономика. Информационно-экономический закон // Электросвязь, 1992.- № 12. с. 6 11
  17. JI.E. Цифровой резерв и его измерение // International Telecommunication Academy, 2004. № 1, с. 9 — 19- № 2, с. 3 — 11
  18. В.В. Методология и инструментарий информатизации и развития информациональной экономики. М.: ИРИАС, 2006. — 208с.
  19. В.В., Кузовкова Т. А. Инфокоммуникационные технологии и информациональная экономика. М.: Изд-во «Палеотип», 2005. — 286с.
  20. В.В., Салютина Т. Ю. Мониторинг информатизации: показатели, методология оценки и прогнозирования. М.: Изд-во «Палеотип», 2005.- 160с.
  21. Введение в информационный бизнес: Учебное пособие/Под ред. В. В. Тихомирова, A.M. Хорошилова. М.: Финансы и статистика, 1996. — 240с.
  22. Н. Кибернетика, или Управление и связь в живом и машине. М.: Наука, 1983.-340с.
  23. . Бизнес со скоростью мысли. М: Изд-во Эксмо, 2004. — 480с.
  24. С.Ю. Эволюция технико-экономических систем: возможности и границы централизованного регулирования. М.: Наука, 1992. — 594с.
  25. А.А. Логистическое обеспечение услуг телевещания: Дис. к.э.н. М.: Акад. им. Плеханова, 2001. — 176с.
  26. Н.П. Эффективность сохранения ценности информации при прохождении ее по сетям телеграфной связи: Дис. к.э.н. М.: МТУСИ 1977.-216с.
  27. Е.А., Жигульская Г. М. Экономика связи: Учебник. М.: Радио и связь. 1999. — 391с.
  28. С.М. Экономика средств массовой информации. М.: РИП -Холдинг. 2001.-244с.
  29. Дж. Новое индустриальное общество.-М.:Прогресс, 1969.-480с.
  30. Годовой производственный отчет отрасли за 2003. М.: Мининформ сязь России, 2004.- 189с.
  31. Доклад о развитии человека за 2000 г. Human Development Report 2000
  32. UNDP. Oxford. 2000. — с. 140
  33. В.И. Прикладная теория информации. М.: Высш. ш., 1989. -319с.
  34. Доктрина Информационной безопасности Российской Федерации/ Утверждена решением Президента РФ 09.09.2000., №Пр 1895
  35. Доктрина национальной безопасности Российской Федерации/ Утвердена Президентом РФ 9.09.2000. http://www.infotecs.ru/doctrina.htm.
  36. А.Д. Организация, регулирование и планирование деятельности систем телевидения. СПб.: СПбУЭФ, 1996. — 86с.
  37. Н. Информационные технологии и эффективность // Вестник связи, 2004. № 1, с. 59 — 63- № 2, с. 83 — 84
  38. Закон РФ «О техническом регулировании» от 27.12.2002., № 184 ФЗ
  39. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992., № 2300 1
  40. Закон РФ «О рекламе» Официальный текст. С изменениями и доп. на 1 января 2005. М.: Изд-во ЭКСМО, 2005. — 32с. -(Российское законодательство)
  41. Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от2002.1995., № 24 ФЗ (ред. от 10.01.2003 № 15 — ФЗ)
  42. Закон РФ «Об участии в международном информационном обмене» от 04.07.1996., № 85-ФЗ
  43. Закон РФ «О связи» от 07.07.2003., № 126 ФЗ (Российская газета 10.07.2003., № 135)
  44. Закон РФ «Об общественном телерадиовещании» (Проект ФЗ № 374 212 -3)/Общественное телерадиовещание: Документы, комментарии, рекомендации. СПб.: Инф. издат. агенство: «Лик», 2000. — 198с.
  45. Закон РФ «О средствах массовой информации» в ред. ФЗ от 02.11.2004., № 127 ФЗ и от 21.07.2005., № 93 ФЗ
  46. Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информатизации общества. Теоретические концепции, проблемы, прогнозы. М.: Изд-во МГУ, 1999. — 330с.
  47. В. За пределами экономического общества. М.: Academia, Наука, 1998.-640с.
  48. В. Пределы догоняющего развития.-М.:Экономика, 2000−276с.
  49. Измерение удовлетворенности потребителя по стандарту ИСО 9000: 2000 // Н. Хилл, Б. Сельф, Г. Роше М.: Издательский дом «Технологии», 2004. — 192с.
  50. Индустрия рекламы // 2006, № 1 с. 5 — 8
  51. Информатика: учебник. 3-е перераб. изд./Под. ред. Н. В. Макаровой. -М.: Финансы и статистика — 2002. — 768с.
  52. Информационные технологии и государственное реформирование в странах Европы: прогноз на 2010 год. Microsoft, 71с.
  53. A.M., Нестеров П. В. Информатизация бизнеса. М.: Финансы и статистика, 1997. — 88с.
  54. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура // Под ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 608с.
  55. Концепция государственной информационной политики/Под общей ред. О. А. Финько. М.: 1999.-47с.
  56. Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти на период до 2010. Распоряжение от 27 сентября 2004., № 1244 р
  57. Концепция развития отрасли «Связь и информатизация» Российской Федерации / Под ред. Л. Д. Реймана и J1.E. Варакина. М.: MAC, 2001. -340с.
  58. Концепция развития рынка услуг связи в области телерадиовещания / Отчет по НИР ФГУП «НИИР». М.: 2003. — 45с.
  59. Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов, от 23.11.1995., №Пр- 1694. -М.: Информ регистр, 1996.-40с.
  60. Ю.Г. Метод наименьших квадратов в социально-экономических исследованиях. М.: Статистика, 1990. — 112 с.
  61. В.И., Корогодина B.JI. Информация как основа жизни. Дубина: Феникс, 2000. — 205с.
  62. Материалы Интернет-издания: Сети и телекоммуникации. -http://www.seti.com.ua.
  63. Материалы Интернет-библиотеки: CITForum. -http://www.citforum.ru/nets/wireless/dostupno/.
  64. И.С. Информационное общество: истоки, проблемы и тенденции развития. М: МГУ, 1999. — 274с.
  65. Н.Н. Расставание с простотой. М.: АГРАФ, 1998/ - 472с.
  66. P.M. Экономика информационного производства: становление, развитие, перспективы // Вестник Московского ун та. Сер. 6. Экономика, 1997. — № 1, с. 72 — 85
  67. С.В. Некоторые организационные, экономические и социальные проблемы внедрения цифрового ТВ вещания в России // ТКТ. -2000. — № 6. с. 37 — 39
  68. В.В. Современный телерынок//ТКТ. 2000. — № 5 — с.41−47
  69. С.И. Информационные взаимодействия в экономическом пространстве // http://rvles.ieie.nsc.ru/parinov/net-model.htm
  70. В.И., Савинков В. М. Толковый словарь по информатике. М.: Финансы и статистика, 1991. — 540с.
  71. Е.А. Современный информационный рынок: микроэкономический анализ закономерностей формирования и развития. -М: Гелиос АРВ, 2004.- 128с.
  72. П.А. Основы рекламы. М.: Гардарики, 2005. — 171с.
  73. B.JI. Телерадиореклама. Инновационные технологии. М.: ПРИОР, 2003. — 398с.
  74. В.М. и др. Глобальный бизнес и электронные технологии: Современная практика и рекомендации. М: Финансы и статистика, 2001 -272с.
  75. А.П. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп./А.П. Пятибратов, Л. П. Гудынко, А. А. Кириченко, Под ред. А.П. Пятибратова-М.:Финансы и статистика, 2004−512с.
  76. Распоряжение правительства РФ «О внедрении в Российской Федерации европейской системы цифрового телевизионного вещания DVP (Digital Video Broadcasting DVP) № 706-P от 25.05.04.
  77. А.И. Будущее России: социально техническая модель // Общественные науки и современность, 1996. — № 2, с. 4 — 9
  78. П. Видеоконтент в телекоммуникациях, или Video over Broadband как символ времени//ИнформкурьерСвязь, 2005, № 8 с.46−5
  79. Л.Д. Теория и практика функционирования инфокоммуникационных рынков. М.: ОЛМА — ПРЕСС, 2002. — 242с.
  80. Н.П. Маркетинг в телекоммуникациях. М.: Эко — трендз, 2002.-336с.
  81. Н.П., Бойченко И. В. Экспресс-анализ телевизионного контента.// Труды конференции «Телекоммуникационные и вычислительные системы». М. — 2005. — С.301.
  82. Ресурсы Интернет. Обзоры и рейтинги сайта IDS (International Data Corporation): www.idc.corn.
  83. И.И., Гиляровский Р. С., Цветкова В. А., Залаев Г. С. Рынок информационных услуг и продуктов. М.: Периодика, 2002. — 549с.
  84. Российский статистический ежегодник.-М.Госкомстат России, 1997— 2003
  85. . К экономической теории неоднородных систем: Опыт исследования децентрализованной экономики / Под ред. Н. А. Макашевой. -М.: ГУВШЭ, 2001.-248с.
  86. В. Бизнес информация из российских регионов // Информационные ресурсы России, 1999. — № 4, с. 28 — 30
  87. А.Н. Организационно экономический механизм стратегического управления организациями связи в условиях глобализации телекоммуникаций: Автореф. дисс. к. э. н. — М., 2003. — 24с.
  88. Сердотецкая J1.K., Бойченко И. В. Процессно-логистический подход в телекоммуникациях. Тезисы докладов XXXVI НМК.-М.:МТУСИ, 2003-с.149
  89. В.Н. Основы системного анализа, СПб.: Изд. Дом Бизнес -пресса, 2000. — 324с.
  90. Статистика связи: Учеб. для вузов / Кузовкова Т. А. и др. М.: Радио и связь, 2003.-642с.
  91. Дж. Экономическая теория информации // Экономика и математические методы, 1994. -№ 1, Т.30-Вып.1, с.36−48
  92. Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики: Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986.-С.392−409
  93. Д. Электронно цифровое общество. — К.: «INT — press», — М.: «Рельф — бук», 1999. — 432с.
  94. Тенденции развития ИКТ и их применение в социально-экономической сфере/Исследование ИД «Компьютерра"/, АНО ИКЦ «БизнесТезаурус». -http://www.region2003.ru./tendency/.
  95. Телевидение // Под редакцией В. П. Шмакова. М.: 1979. — 432с.
  96. В.О. Регулирование и экономика подвижной связи. М: Радио и связь, 2003. — 368с.
  97. О. Третья волна.-М.:000 «Фирма» Издательство ACT, 1999.-208с.
  98. В.А. Управление, экономика и научно-технический про-гресс.-М.: Наука, 1983. 211с.
  99. А. Д. Урсул Т.А. На пути к устойчивому развитию цивилизации: информационные факторы // Информационное общество, 1997. № 2 — 3. -с.22
  100. Устав федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.02.2000 № 154).
  101. Федеральная целевая Программа «Электронная Россия» (2002−2010). Постановление Правительства РФ от 08.10.2002 № 743 с изм. от 21.10.2004 № 1355-р.
  102. Федеральная целевая Программа развития телевидения и радиовещания Российской Федерации (проект) М.: 1998. — 53с.
  103. Федеральный справочник «Связь и информатизация» в Российской Федерации. М.: Центр образовательных программ, 2002. — 390с.
  104. В.В., Тихвинский В. О. Регулирование телекоммуникаций в России и странах СНГ: Учебн. пособие для вузов. М.: Горячая линия -Телеком, 2006. — 368с.
  105. Г. Ш. Разработка стратегии и организационного механизма развития услуг интеллектуальных сетей связи / Автореферат канд. диссертации. М.: ООО «Компания Спутник +», 2005. — 24с.
  106. Дж. Социально экономические последствия прогресса знаний и нарастания сложности // Вопросы экономики, 2001. — № 8, с. 32 — 45
  107. В.В., Кантарович А. А. Электронная коммерция. СПб.: Питер, 2002. — 320с.
  108. Р.И. Постиндустриальное развитие. Уроки для России. М.: Наука, 1996.-2006с.
  109. А.Г. Влияние современных информационных технологий на обеспечение политических, экономических и социальных процессов // Экономическая наука современной России, 1998. -№ 1, с.97 103
  110. В.О. Электросвязь и информатизация // Электросвязь, 1997. -№ 5, с. 19 23
  111. И. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. -628с.
  112. Экономическая энциклопедия / Под ред. Абалкина Л. И. и др. М.: Экономика, 1999.- 1056с.
  113. К. Дж. Информация и экономическое поведение // Вопросы экономики, 1995. № 5, с. 98 — 107
  114. А.В. Электронная коммерция / Учеб. Пос. М.: Дело, 2003, -480с.
  115. P.M., Заболотский В. П. Научно методические основы информатизации. — СПб.: Наука 2000. — 455с.
  116. Ю.В. Ускорение научно технического прогресса. Теория и экономический механизм. — М.: Экономика, 1988. — 328с.
  117. Abramson В. Internet Globalization Indicators/Telecommunications Policy (24), 2000. p.69−74
  118. Brynjolfsson E. and Hitt L.M. Beyond Computation: Infornation Technology, Organizational Transformation and Business Performance//Journal of Economic Perspectives, 2000 p.23−48
  119. Castells M. The Information Age. Economy, Society and Culture.V.I. The Rise of the Network Society. Oxford: Blackwell Publishers, 1996. — 594p.
  120. Information and Communications Technologies OECD Communications Outlook: 2003 Edition YSBN 92−641−9984−5. — 260p.
  121. Licht G. and Moch P. Innovation and Information Technology in Services//Canadian Journal of Economics. Vol.32 199, № 2. — April
  122. Martin W.I. The Global Information Society. Aldersnot: Aslieb Gower, Brookfield, Vt, USA: Gower. 1955 233p.
  123. OECD: Measuring the Information Economy. -2002//www.oecd.org/sti/measuringinfoeconomy
  124. World Telecommunication Development Report Information Infrastructures. -ITU, 1995
Заполнить форму текущей работой