Формирование гуманистических ценностей у подростков-лидеров в условиях учреждения дополнительного образования детей
![Диссертация: Формирование гуманистических ценностей у подростков-лидеров в условиях учреждения дополнительного образования детей](https://westud.ru/work/3463376/cover.png)
Диссертация
Методологической основой исследования явились: системный подход как общеметодологический принцип анализа педагогических системаксиологический подход, раскрывающий гуманистические ценностные ориентиры и ориентацию личности в мире ценностей современного обществаличностно-ориентированный подход, раскрывающий положение возрастной и педагогической психологии и педагогики о подростках-лидерах… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К
- ИССЛЕДОВАНИЮ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ И ИХ ФОРМИРОВАНИЮ У ПОДРОСТКОВ-ЛИДЕРОВ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
- 1. 1. Гуманистические ценности подростков как философская и социальная проблема
- 1. 2. Психолого-педагогические особенности формирования гуманистических ценностей подростков-лидеров
- 1. 3. Сущность понятия лидерства в содержании процесса формирования у подростков гуманистических ценностей
- 1. 4. Характеристика учреждений дополнительного образования детей для формирования у подростков-лидеров гуманистических ценностей
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ У ПОДРОСТКОВ-ЛИДЕРОВ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
- 2. 1. Педагогическая модель формирования гуманистических 95 ценностей подростков-лидеров в условиях учреждения дополнительного образования
- 2. 2. Педагогические условия формирования гуманистических ценностей подростков-лидеров в условиях учреждения дополнительного образования детей
- Выводы по второй главе
- ГЛАВА. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО III ФОРМИРОВАНИЮ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ-ЛИДЕРОВ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
- 3. 1. Анализ сформированности гуманистических ценностных ориентаций у подростков-лидеров в практике учреждений дополнительного образования детей (констатирующий этап эксперимента)
- 3. 2. Характеристика основных форм и методов организации воспитательной работы с подростками-лидерами по формированию гуманистических ценностей
- 3. 3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования по формированию гуманистических ценностей у подростков-лидеров
- Выводы по третьей главе
Список литературы
- Закон Российской Федерации «Об образовании». — М.: Новая школа. — 1992. — 61 с.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // М.: Просвещение. -2010.-24 с.
- Концепция ФГОС общего образования М. — 2010.
- Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11.06.2002 г. № 30−15−433/16) Электронный ресурс. // Режим доступа: http://omc.mosuzedu.ru
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Учительская газета. 2000. — № 43. — С.6−7.
- Послание Президента РФ Д. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации, 30 ноября 2010 г. // Вестник образования России. -№ 1.-2011.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (приложение к письму Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 13.03.09 № 03−451) — М.: Вестник образования России. — 2009. спецвыпуск 1.
- Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 135-Ф3 «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» Электронный ресурс. // Режим доступа: http://base.garant.ni/l 3 544/
- Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» Электронный ресурс. // Режим доступа: http://base.garant.ru/! 164 186/
- Всеобщая декларация прав человека. — М.: ТОО Иван 1993.
- Maslow A. Motivation and personality. -N-Y., 1970.
- Абаев, A.M. Формирование основ здорового образа жизни у подростков в учреждениях дополнительного образования детей: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. / A.M. Абаев. -М., 2010.
- Абрамова, Г. С. Возрастная психология. / Г. С. Абрамова. — М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2000.- DC. 476−493, с.482
- Абросимова, И.Ю. Формирование ценностных ориентаций у младших школьников на здоровый образ жизни: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. / И. Ю. Абросимова. НН., 2010. — 26 с.
- Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности. / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 334с.
- Аверьянов, А.Н. Категория «система» в диалектическом материализме / А. Н. Аверьянов. М.: Мысль, 1974. — 70с.
- Азаров, Ю.П. Искусство воспитывать. / Ю.П. Азаров— М.: Просвещение 1985.
- Акутина, C.B. Воспитание нравственных ценностей у старшеклассников как направление деятельности классного руководителя в условиях целостного учебно-воспитательного процесса: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. / C.B. Акутина. Н.Новгород. — 2003.
- Алексеев, H.A. Понятие личностно-ориентированного обучения / H.A. Алексеев. //Завуч. 1999 — № 3. — С. 113−126.
- Алиева, JI.В. Учреждения дополнительного образования и детские общественные объединения — субъекты внешкольного воспитания / Л. В. Алиева. М.: ГОУ ДОД ФЦГТУ, 2008. — 72 с.
- Алифанов, С.А. Основные направления анализа лидерства // Вопросы психологии. / С. А. Алифанов. 1991. — № 3. — С.90−98
- Амонашвили, Ш. А. Педагогическая симфония / Ш. А. Амонашвили. Екатеринбург: изд-во Урал. ун-та, 1992. — 4 ч. — 176 с.
- Амонашвили, Ш. А. Размышления о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили. М.: Изд-й Дом Шалвы Амонашвили, 1995. — 496 с.
- Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания. / Б. Г. Ананьев. — М.: Питер,-2001.-288 с.
- Андреев, В.И. Педагогическая этика: спецкурс для технологий. /
- B.И. Андреев.-М.: -2002.-272. с.132
- Андрейкова, С.А. Гуманистические ценности в системе профессионально-педагогической подготовки учителя в США, 1960−1990-е гг.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. /С.А. Андрейкова. -М., 1998.-26 с.
- Анисимов, С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление /
- C.Ф. Анисимов. -М.: Мысль. 1988. — С. 15−45.
- Анохина, Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования / Т. В. Анохина. //Классный руководитель. — 2000. № 3. — С. 60−65.
- Антология мировой философии: В 4-х т. М.: Мысль, 1971.- Т.2.360с.
- Аристотель. Соч.: в 4 т. -М.: Мысль, 1976. Т.4. — 830 с.
- Асмолов, А. Слагаемые воспитания: взгляд психолога / А. Асмолов. // Воспитание школьников. 1989. — № 3.
- Афанасьев, В.В. Неогуманистические концепции Дж. Хаксли и А. Печчеи / В. В. Афанасьев. М. — 1991.
- Ахиезер, A.C. Гуманизм как элемент культуры / A.C. Ахиезер, С. Я. Матвеева. // Общественные науки. 1990 г. — № 2. — с. 11−13.
- Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский. — М.: Педагогика 1989. — 558 с.
- Бабочкин, П.И. Становление жизнеспособной молодежи в динамично изменяющемся обществе / П. И. Бабочкин. М.: Социоцентр МГУ, 2000.
- Байбородова, JI.B. Формы взаимодействия педагогов, учащихся и родителей / JI.B. Байбородова. — Ярославль: ЯГПИ. 1992. — 39 с.
- Байбородова, JI.B., Паладьев C.JI., Степанов Е. И. Изучение эффективности воспитательной системы школы: учеб.-метод. Пособие / JI.B. Байбородова, C.JI. Паладьев, Е. И. Степанов. Псков: ПОИПКРО, 1994. -93 с.
- Барышников, E.H. Ценностно-смысловое самоопределение воспитательной системы образовательного учреждения: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. / E.H. Барышников. С.-Петербург, 1999. — 133 с.
- Батакова, Н.В. Формирование духовно-нравственных ценностей у одаренных подростков в процессе воспитания: автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00.01. / Н. В. Батакова. Киров, 2010.
- Бекетова, Н.В. Воспитание личного духа как проблема национальной школы / Н. В. Бекетова. //Стандарты и мониторинг в образовании. — М. — 2002. — № 2. — С. 15−32.
- Бендас, Т.В. Психология лидерства: учебное пособие / Т. В. Бендас. СПб.: Питер, 2009. — 448 с.
- Бердяев, H.A. О человеке, его свободе и духовности / H.A. Бердяев. — М.: МПСИ Флинта 1999 — 270 с.
- Бердяев, H.A. Философия свободного духа / H.A. Бердяев. — М.: Республика 1994 — 129 с.
- Березина, В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. / В. А. Березина. М., 1998.
- Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 192 с.
- Бим-Бад, Б. М. Воспитание человека обществом и общества человеком / Б.М. Бим-Бад. // Педагогика. 1996. — № 5. — С.3−9
- Битинас, Б.П. Введение в философию воспитания / Б. П. Битинас. -М.: Фонд духовного и нравственного образования. -1996. 141 с. — с.78−79.
- Богдан, C.B. Педагогическое стимулирование нравственного воспитания младших подростков во внеклассной деятельности школы: автореф. дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01./C.B. Богдан. Оренбург, 1999. -19 с.
- Богуславский, М.В. Генезис гуманистической парадигмы образования в отечественной педагогике начала ХХвв. / М. В. Богуславский. //Педагогика.-2000. -№ 4.-С. 11−17.
- Бодалев, A.A. Восприятие и понимание человека человеком / A.A. Бодалев. -М. 1982
- Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. М.: Просвещение — 1968. — 464с. — с. 321−328.
- Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович. //Вопросы психологии. 1979. — № 4. — С.23−31.
- Большая советская энциклопедия. В 30-ти т. /Под ред. A.M. Прохорова. — М.: Советская энциклопедия, 1970. Т.16. — с. 134.
- Большой толковый словарь русского языка. С-Пб.: Норинт, 2000.
- Бондаревская, Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности / Е. В. Бондаревская. Ростов-на-Дону: Изд-воРГПУ- 1993.- 113 с., с. 18 — СС.10−11
- Бондаревская, Е.В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская. //Педагогика. 2001. -№ 1. — С. 17−24.
- Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону: РГПУ. — 2000. — 352с.-С.96.
- Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская. //Педагогика. — 1995. -№ 4.-29−3 6с.
- Бондаревская, Е.В. Диагностика личностно-педагогической самореализации учителя как свойство педагогической культуры учителя / Е. В. Бондаревская, Г. А. Каган. Ростов-на-Дону. — 1996.
- Борзенко, В.А. Основы современного гуманизма /Под ред. В. А. Кувакина, А. Г. Круглова / В. А. Борзенко, В. А. Кувакина, А. А. Кудишина. -М.: Российское гуманистическое общество, 2002. 350 с.
- Бородаева, Л.Г. Ориентация студентов педвуза на гуманистические идеи Марии Монтессори (На прим. дисциплин психол.-пед. цикла): автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. / Л. Г. Бородаева. — Волгоград -2001.-24 с.
- Бочкарев, В.Н. Школьное самоуправление в вопросах и ответах. / В. Н. Бочкарев, В. В. Опалихин. //Воспитание школьников 1995. — № 3. — С. 12- 1996. — № 1. — С.22−25- № 2 — С. 14−16- № 3 — С. 14−16- № 4 — С. 22−24.
- Братусь, Б.С. Психология. Нравственность. Культура. / Б. С. Братусь. М.: Изд-во МГУ. — 1994. — 145 с.
- В помощь руководителю подросткового волонтерского отряда (метод, пособие) /под ред. А. С. Лещинского, Е. А. Лапина и др. Ижевск -2005. — 56 с.
- Вазина, К.Я. Познание и духовно-нравственное сотворение себя / К. Я. Вазина.- Н. Новгород, 2010. 219 с.
- Валицкая, А.П. Российское образование: Модернизация и свободное развитие / А. П. Валицкая. //Педагогика. 2001. — № 7. — С.3−7.
- Вежевич, Т.Е. Формирование позитивных лидеров в среде учащейся молодежи как один из путей сохранения стабильности в обществе / Т. Е. Вежевич. // СПО. 2009. — № 1 — С.41
- Вентцель, К.Н. Нравственное воспитание / К. Н. Вентцель. //Свободное воспитание. 1908. — № 4. — 52с. — С. 14−38.
- Власова, Т.И. Диагностика индивидуальной культуры современных школьников (Аксиологический подход) / Т. И. Власова. //Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. — № 2. — С. 35−41.
- Возрастная и педагогическая психология / под ред. A.B. Петровского. М., Просвещение, 1973.
- Волков, В.Б. Тренинг социальной активности. Психологический тренинг / В. Б. Волков. СПб: Речь, 2005. — 218 с.
- Волохов, A.B. Развитие лидерского потенциала подрастающего поколения / A.B. Волохов // сб. науч.-практ. Мат. «Неформальное образование детей и молодежи в общественных объединениях». -Н.Новгород: Педагогические технологии, 2008. — 92 с.
- Волохов, A.B. Социализация ребенка в детских общественных организациях / A.B. Волохов. Ярославль: ЛГПУ им. К. Д. Ушинского — 1999.
- Волохов, A.B. Концепция социализации личности ребенка в условиях деятельности детской организации / A.B. Волохов, М. И. Рожков. -М.- 1991.-70 с.
- Воспитание будущего учителя: идеи, ценности, ориентации. Учеб. пособие /под ред. JI.B. Загрековой, В. В. Николиной, В. А. Фортунатовой. Н. Новгород: НГПУ, — 2001. — 107 с.
- Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии /под ред E.H. Щурковой. — М.: Новая школа. 1998.-208с.
- Воспитание и социализация личности: Материалы областных пед. чтений. Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2001. -259с.
- Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории /под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. А. Селивановой, Е. И. Соколовой — М.: Сентябрь. 1997. — 112 с.
- Вульфов, Б.З. Ребячий лидер — кто он? Подумаем вместе / Б. З. Вульфов. //Воспитание школьников. — 1991. № 1. — с.с.32−34.
- Выготский, Л.С. Проблема развития человека / Л. С. Выготский. -М.: Изд-во Смысл- Эксмо, 2005. — 1136 с.
- Выжлецов, Г. П. Аксиология культуры. — С-П.: Изд-во С-Петербургского ун-та, 1996. — 148 е., с.34
- Газман, О.С. Воспитание: цель, средства, перспективы / О. С. Газман. Новое педагогическое мышление. — М.: Педагогика, 1989
- Газман, О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема / О. С. Газман. //Новые ценности образования. — 1995. -№ 3.-С.58−64.
- Гегель, Г. Философия истории. /Г. Гегель. — СПб: Наука. 1993.479с.
- Герцен, А.И. Избранные пед. высказывания. Кн. вторая. / А. И. Герцен. — М., 1951, с.127
- Гершунский, Б.С. Общечеловеческие ценности в образовании / Б. С. Гершунский, Р. Шейерман. // Педагогика. 1992. — № 5—6. — с. 3—12.
- Гинзбург, В.Л., Кувакин В. А. Международное гуманистическое движение и «манифест 2000» // О науке, о себе и о других. М.: «ФМЛ». -2001. — статья 28, сс. 463 — 482
- Глоссарий.-http://www.edu.ru/index.php?page id=50&op=word&wid=786
- Григорьев, Д.В. Педагогическая поддержка поиска старшеклассниками ценностных смыслов жизни: автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. / Д. В. Григорьев. М. — 2000. — 24 с.
- Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. — М.: Пед. общество России, 1998, 149 с.
- Гурова, Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентации / Р. Г. Гурова. //Педагогика. — 2000. № 10. — С.32−38.
- Гусейнов, A.A. Этика: Учебник/ A.A. Гусейнов, Р. Г. Апресян. — М.: Гардарика, 1998. 326 с.
- Данилюк, А.Ю. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Ю. Данилюк, A.M. Кондаков, В. А. Тишков. М.: Просвещение, 2010. — 24 с.
- Дереклеева, Н.И. Классный руководитель: Основные направления деятельности / Н. И. Дереклеева. М.: Вербум-М. — 2001. — 64 с.
- Деркач, A.A. Акмеологические основы психологической и профессиональной зрелости личности / A.A. Деркач. М. — 1995
- Детское движение: проблемы становления / сост. Э. А. Мальцева, НМ. Костина Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2004. — 271 с.
- Додонов, Б.И. Эмоции как ценность / Б. И. Додонов. — М.: Политиздат. 1978. — С.11 — 350 с.
- Дробницкий, О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксистская философия / О. Г. Дробницкий. М., 1967
- Дробницкий, О.Г. Проблемы нравственности / О. Г. Дробницкий. — М.: Политиздат, 1977. 351 с.
- Дрыгина, И.В. Активизация лидерского потенциала личности студента в образовательном процессе вуза: автореф. дис. кандидата пед. наук: 13.00.01. / И. В. Дрыгина. Красноярск, 2003.
- Дьюи, Дж. Общество и его проблемы / Пер. с англ. И. И. Мюрберг, А. Б. Толстова, E.H. Косиловой / Дж. Дьюи. — Москва: Идея-Пресс, 2002.
- Евладова, Е.Б. Дополнительное образование детей / Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, H.H. Михайлова М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002. -352с.
- Егоров, С.Ф. Ценность общего образования / С. Ф. Егоров. //Педагогика. -1995. № 3. — С. 37−41.
- Емельянова, М.Н. Воспитание ребенка-лидера / М. Н. Емельянова. .//Воспитание школьников. -2006. № 5. с.с.23−25., 24
- Ерасов, Б.С. Социальная культурология: М.: Аспект Пресс -1996. — 591 с. -с. 115−116
- Еремеева, Е.Ю. Педагогические возможности проектной деятельности подростков в учреждении дополнительного образования детей: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. / Е. Ю. Еремеева. М., 2009.
- Ерошенко, В.И. Подготовка будущих учителей к формированию у школьников гуманистического отношения к природе, дисс. канд. пед наук.: 13.00.01. / В. И. Ерошенко. — М., 2000., с. 56—57.
- Ю.Ершов, A.A. Общественная психология и идеология / A.A. Ершов. //М.: Мысль, 1985. 268 е., с.118
- Жезлов, Е.А. Гуманизация науки как форма ее интеграции. Проблемы человека и интегративные процессы современной науки / Е. А. Жезлов. Казань — 1988. — С. 27—29.
- Жизнь как ценность: сборник. М., 2000. — 200 с. ПЗ. Жирская, Г. Я. Формирование гуманистических ценностей устаршеклассников во внеурочной деятельности: автореф. дис.. кандидата педагогических наук: 13.00.01. / Г. Я. Жирская. Киев, 1993.
- Журавлев, В.И. Сочетание средств и методов воспитания / В. И. Журавлев. //Советсткая педагогика, 1985, № 6, с. 38.
- Журкина, А .Я. Воспитательный потенциал дополнительного образования / А. Я. Журкина. //Допол. образ. 2000. — № 9. С.6−9.
- Запорожец, A.B. Избранные психологические труды / A.B. Запорожец. М.: Педагогика, 1986. — Т.1. — 420 с.
- Захарова, Е.А. Гуманистические подходы к процессу преодоления девиантного поведения подростков в педагогических исследованиях России, США и Канады: Вторая половина XX века: автореф.. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. / Е. А. Захарова. Хабаровск, 2004
- Зверева, Н.М. Практическая дидактика для учителя: учеб. Пособие / Н. М. Зверева. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 256с.
- Здравомыслов, А.Г. Потребности. Интересы. Ценности / А. Г. Здравомыслов. М.: Политиздат, 1986. — 224 е., с. 120.
- Зеньковский, В.В. Русская педагогика в ХХв. / В. В. Зеньковский. //Педагогика. 1997. — № 2. — С. 73−89.
- Иванов, И.П. Методика коммунарского воспитания / И. П. Иванов. // М., Просвещение, 1990., 144с. с. ЗЗ, с.47
- Иванова, А.Б. Активизация лидерского потенциала студентов вуза в процессе внеучебной деятельности: автореф.. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. / А. Б. Иванова. Челябинск, 2010
- Инякина, И.В. Педагогическое стимулирование развития лидерского потенциала старшеклассника: автореф.. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. / И. В. Инякина. Оренбург, 2010
- Кабуш, В.Т. Гуманистическая воспитательная система: теория и практика / В. Т. Кабуш. Мн., 2001. — 332 с.
- Кабуш, В.Т. Гуманистическое воспитание школьников: теория и методика / В. Т. Кабуш. // Мн.: АПО, 2005. 200с.
- Каган, М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1988. — 315 с.
- Каган, М.С. Философская теория ценностей / М. С. Каган. — С.-Пб., Петрополис, 1997 205 с. — с. 59.
- Каган, М.С. Человеческая деятельность (опыт системного подхода) / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1974. — 328с.
- Кадол, Ф.В. Честь и достоинство: критерии их развития у старшеклассников / Ф. В. Кадол. //Педагогика. 1997. — № 6. — С. 54−57.
- Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество / В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никаноров. -М.: Педагогика, 1990. 144 с.
- Кант И. Сочинение в 6-ти т. Т.4. /под ред. В. Ф. Асмуса / И. Кант.- М.: Мысль, 1965. 544 с.
- Капралова, P.M. Работа классного руководителя с родителями / P.M. Капралова. -М.: Просвещение, 1980. 190с.
- Караковский В.А. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса / В. А. Караковский. // Воспитание школьников. 1993. — № 5. — С. 2−7.
- Караковский, В.А. Воспитание. Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем / В. А. Караковский. М.: Педагогическое общество России, 2000.
- Караковский, В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности- основа целостного учебно-воспитательного процесса / В. А. Караковский. -М., 1993.-75с.
- Караковский, В.А. Чтобы воспитание было успешным / В. А. Караковский. М.: Просвещение, 1989.
- Карнеги, Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступать публично: Пер. с англ. /Общ. ред. и предл. В. П. Зинчекова и Ю.М. Жукова/ Д.Карнеги. М.: Оникс, 1994. — 208с.
- Касицина, H. Педагогика поддержки / H.B. Касицина, H.H. Михайлова, С. Юсфин Санкт-Петербург 2005. — 156с. — с.19.
- Кирьякова, A.B. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография / A.B. Кирьякова. Оренбург: ОГПУ, 1996. — 187 с.
- Ключевский, В.О. Сочинения. В 9 т. /под ред. B.JI. Янина / В. О. Ключевский. М.: Мысль, 1987. — Т. 1. — 430 с.
- Ковалев, А.Г. Психология личности / А. Г. Ковалев. М.: Просвещение, 1965. — 288 с.
- Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров М.: Академия, 2003. — 176 с.
- Козлов, Н.И. Воспитание нравственных чувств старшеклассников в процессе освоения дисциплин гуманитарного цикла: дис. канд. пед. наук.: 13.00.01. / H.H. Козлов. Москва, 1999. — 153с.
- Козлов, Н.И. Книга для тех, кому нравится жить, или психология личностного роста / Н. И. Козлов. М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. — 352с.
- Колеченков, Н.В. Нравственно-гуманистические проблемы современного общественного развития России: (теоретико-методологический анализ): автореф.. дис. д-ра философ, наук: 13.0 / Н. В. Колеченков — Москва, 1995
- Коменский, Я.А. Избр. пед. соч. / Я. А. Коменский. М., Учпедгиз, 1955 — С. 325.
- Кон, И.С. В поисках себя: личность и самознание / И. С. Кон. — М.: Просвещение, 1984.-335с.
- Кондрашова, JI.B. Сборник педагогических задач: учеб. пособие для студ. пед. ин-ов / JI.B. Кондрашова. М.: Просвещение, 1987. — 144с.
- Конникова, Т.Е. Организация коллектива учащихся в школе / Т. Е. Конникова. М.: Изд-во. АПН РСФСР, 1957. — 400с.
- Коновал енко, В. Е. Педагогические условия становления самооценки личностных нравственных качеств старшеклассника: авторе ф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / В. Е. Коноваленко. С.-Петербург, 1995.
- Коротов, В.М. Воспитательные аспекты педагогического проектирования / В. М. Коротов. //Педагогика. 1997. — № 5. — С.46−51.
- Корчак, Я. Избранные педагогические произведения / Я. Корчак.
- М.: Педагогика, 1979, с. 364.
- Котова, И.Б. Психология личности в Росси. Столетие развития / И. Б. Котова. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1994. — 213с.
- Кочурова, Л.Г. Формирование гуманистических ценностей у студентов вуза в процессе обучения: автореф.. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. / Л. Г. Кочурова. Киров, 2007.
- Крапивенский, С.Э. Социальная философия / С. Э. Крапивенский.1. Волгоград, 1996 с. 352.
- Кретов, Б.И. Типология лидерства / Б. И. Кретов. //Соц-гуманистические знания. 2000. — № 3. — С.73−78.
- Кричевский, Р.Л. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов / Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская. — М.: Аспект Пресс, 2001.—318 с
- Крупская, Н.К. Педагогика сочинений / Н. К. Крупская. М.: Изд-воАПМ РСФСР, Т.5.- 1959.- 158с.
- Крысько, В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах / В. Г. Крысько. Минск: Харвест, 1999. — 384с.
- Кудряшова, Е.В. Лидерство как предмет социально-философского анализа: автореф. дис. док. филос. наук / Е. В. Кудряшова. М., 1986 г. — 20 с.
- Кузьмина, Н.В. Предмет акмеологии / Н. В. Кузьмина. СПб., 1995
- Кузякин, А.П. Что такое лидер и лидерство? / А. П. Кузякин. //Образование. 2000. — № 4. — с.с.89−99. — с.91
- Кульневич, C.B. Дополнительное образование детей: методическая служба / C.B. Кульневич, В. Н. Иванченко Ростов-н/Д: Учитель, 2005.-324с. -с.8
- Кульневич, C.B. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию / C.B. Кульневич, Т. П. Лакоценина. М.- Ростов-на-Дону: Учитель, 2000. — 192с.
- Кэнфилд, Д. 101 совет о том, как повысить самооценку и чувство ответственности у школьников / Д. Кэнфилд, Ф. Сикконе. М.: УРСС, 1997. -360 с.
- Лазурский, А.Ф. Классификация личностей / А. Ф. Лазурский. М.: Прибой, 1923.-348с.
- Лебедева, Н.В. Формирование активности и предприимчивости подростков в системе деловых игр: дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01. / Н. В. Лебедева. Москва, 1996
- Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 304с.
- Лидер / под ред. М. И. Рожкова М.: НПЦ Совета СПО-ФДО, 1992.-76 с.
- Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций. /Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений и специальности ИПК и ФПК / Б. Т. Лихачев. — М.: Юрайт, 1999.-324с.
- Лихачев, Б.Т. Философия воспитания / Б. Т. Лихачев. — М., Прометей, 1995. с. 7.
- Лихачев, Д.С. Письма о добром и прекрасном / Б. Т. Лихачев. — М.: Дет. лит-ра, 1989. с. 238.
- Лосский, Н.О. История русской философии / Н. О. Лосский. М.: Высшая школа, 1991. — 559 с.
- Лутошкин, А.Н. Как вести за собой: старшеклассникам об основах орг. работы / А. Н. Лутошкин //М.: Просвещение, 1981.
- Любимова, Т.Г. Учить не только мыслить, но и чувствовать / Т. Г. Любимова. Чебоксары: Кино, 1994. — 45с.
- Люльченко, В.О. Гуманистические аспекты проблемы будущего: автореф. дис. канд. философ, наук / В. О. Люльченко. Пятигорск, 2004
- Макаренко, A.C. Соч.: В 5-ти т. /под ред. А. Терновского / A.C. Макаренко. М.: Правда, 1971. — Т.5. — 424с.
- Макаренко, И.А. Деловые игры / И. А. Макаренко. //Воспитание школьников. -1996. № 6. — С. 12−14.
- Максимова, Н.Ю. Гуманизация образования как социокультурный процесс: философские аспекты: дисс. канд. философ, наук / Н. Ю. Максимова. -М. 2003.-145 с.
- Маленкова, Л.И. Воспитание в современной школе. Кн. Для учителя-воспитателя / Л. И. Маленкова. — М.: Педагогическое общество России. Изд-во Дом «Ноосфера», 1999. 300 с.
- Малинин, Г. А. Воспитательная система С.Т.Шацкого / Г. А. Малинин, Ф. А. Фрадкин М.: Прометей, 1993.
- Мальковская, Т.Н. Теоретические основы исследования ценностных ориентаций и интересов школьников / Т. Н. Мальковская //Ценностные ориентации и интересы школьников М.: АПН. — 1983. — С.5−19.
- Мальцева, Э.А. Детская общественная организация как пространство социального воспитания подростков / Э. А. Мальцева. Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2006. — 360 с.
- Мануйлов, Ю.С. Средовой подход в воспитании / Ю. С. Мануйлов. Н. Новгород: изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002
- Марычева, Е.П. Педагогические условия формирования гуманистических ценностей в процесс обновления содержаниягуманитарного образования : дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. / Е. П. Марычева Москва, 2002.
- Маслоу, А. Психология бытия. М.-К., 1997.
- Машарова, Т.В. Педагогическая технология: личностно-ориентированное обучение: учеб. пособие / Т. В. Машарова. М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 144с.
- Монахов, Н.И. Изучение эффективности воспитания / Н. И. Монахов. М.: Просвещение, 1981.
- Мудрик, A.B. Общение как фактор воспитания школьников / A.B. Мудрик. -М.: Педагогика, 1990. 191с.
- Мясищев, В.Н. Психология отношений / под ред. A.A. Бодалева / В. Н. Мясищев. -М.:ИПП, 1995. 356 с.
- Натанзон, Э.Ш. Приемы педагогических воздействий / Э. Ш. Натанзон. М.: Просвещение, 1972. — 215с.
- Немов, P.C. Психология: в 3 кн., кн.2. Психология образования / P.C. Немов. М.: Гуманит. центр ВЛАДОС, 1997. — 608 е., с. 118−120.
- Никандров, Н.Д. Воспитание ценностей: российский вариант / Н. Д. Никандрров. М., 1996.
- Никандров, Н.Д. На пути к гуманной педагогике / Н. Д. Никандров. //Советская педагогика М., 1990. № 9
- Никаноров, Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека / Н. Д. Никаноров. //Педагогика. 1998. — № 4 — С. 3−9.
- Николина, В.В. Дети, молодежь и духовность. Ценности и цели. -НН., научно-методический сборник «Воспитание.Ценности и цели» / В. В Николина. Н.Н., 2004. — 174 с. — с.7
- Николина, В.В. Духовные ценности и воспитание личности: психолого-педагогический аспект //Православие и культура. XI Рождественские православно-философские чтения /Под ред. Л. Е. Шапошникова / В. В. Николина. Н. Новгород: НГЦ., 2002. — 485 с. — С. 7289.
- Николина, В.В. Методы эмоционально-ценностного стимулирования учащихся по отношению к природе в обучении географии / В. В. Николина.- Н. Новгород, НГПУ, 1999. 90 с. — сс.32−34, сс.54−55
- Николина, В.В. Ценностный компонент содержания географического образования как фактор развития культуры школьников / В. В. Николина. //География в школе. 1995. — № 5. — С. 48−50.
- Николина, В.В. Эмоционально-ценностное отношение учащихся к окружающей среде / В. В. Николина. Н. Новгород: ВВАГС., 1996. — 54с.
- Ницше, Ф. Сочинения / Ф.Ницше. — М.: РИПОЛ Классик, 1997 -т. 2 с. 12.
- Новикова, Л.И. Педагогика детского коллектива: вопросы теории / Л. И. Новикова. М.: Педагогика, 1978
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат М.: Академия, 2005. — 272 с.
- Образование в поисках человеческого смысла /Под ред. Е. В. Бондаревской. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1997.
- Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/ Сост. Рогов, Е.И. — М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1998. -с.с.129−160, с.159
- Павлова, O.A. Социально-педагогические условия реализации лидерского потенциала старших подростков во временных детских объединениях : дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. / O.A. Павлова. Кострома, 2004
- Панфилова, М.В. О содержании понятия «гуманизм» / М. В. Панфилова. // Философские науки — 1990. № 9. — с.114.
- Панченко, О.Г. Развитие педагогической мысли в России: философия образования и воспитания /О.Г.Панченко, И. А. Бирич // М.: АПК и ПРО, 2003.-154 с.
- Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории / Б. Д. Парыгин. М., 1971
- Педагогика /В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Миценко, E.H. Шиянов: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений — 3-е изд. перераб. и дополн. -М.: Школа-Пресс., 2000. 512с.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С. А. Смирнова — М.: Изд. центр «Академия», 1998, с. 512.
- Педагогическая практика в системе подготовки будущего учителя: учеб. пособие /под ред. Л. В. Загрековой. Н. Новгород: НГПУ, 2002. — 142с.
- Песталоцци, И.Г. Избранные педагогические произведения. В 3 томах / И. Г. Песталоцци. М.: Просвещение, 1965. — Т.З. — 635 е., с. 12
- Петракова, Т. И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков /Т.И. Петракова-Москва -1999
- Петровский, A.B. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В, Петровский. — М.: Политиздат, 1982. — 255с.
- Петрушин, В .И. Педагогические аспекты деятельности учителей и классного руководителя. — М.: Центр «Педагогический поиск». 2001. — 160с.
- Пидкасистый, П.И. Педагогика. —М.: Российское педагогическое агентство, 1996, с. 406.
- Платон. Соч. в 3-х т. /Под ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. М.: Мысль. — Т2. — 1990. — 611 с. — С. 190.
- Плинер, Я.Г., Бухвалов В. А. Воспитание личности в коллективе. — М.: Центр «Педагогический поиск». 2000. — 160с.
- Повшедная, Ф.В. Методологические основы профессионального самоопределения будущего учителя: Монография. — Н. Новгород: НГПУ. -2002.- 166с
- Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. -М.: ВПАДОС. 2000. — кн.1. — 573 е.- кн.2. — 255 с.
- Поляков, С. Д. Инновации как объект моделирования //Моделирование воспитательных систем: теория-практика /Под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой / С. Д. Поляков. — М.: Изд-во РОУ. 1995. — С.18−23.
- Поляков, С.Д. Реалистическое воспитание / С. Д. Поляков. М.: центр «Педагогический поиск» — 2004. — 176 с.
- Попов, Е.Б. Основные направления современной гуманистической педагогики. Вестник Оренбургского государственного университета / Е. Б. Попов.-О., 1999-е. 3.
- Поташник, М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления: Пособ. для руководителей общеобразовательных учреждений / М. М. Поташник. — М.: Новая школа. -1996.-320с.
- Прутченков, A.C. «Свет мой, зеркальце, скажи»: Методические разработки и сценарии социально-психологических тренингов. — М.: Знание. 1995.-119с.
- Прутченков, A.C. Школа жизни: Методические разработки социально-психологических тренингов / A.C. Прутченков. 2-е изд. перераб. и дополн — М.: МООД и М.: «Новая цивилизация», Педагогическое общество России. — 2000. — 192с.
- Психологические тесты /Под ред. A.A. Карелина: В 2-х т. — М. — Гуманитарный издательский центр «Владос». 1999. Т.1. — 312 с.
- Психология современного подростка / Под ред. Д. И. Фельдштейна. -М.- 1987.-c.74
- Психология: словарь / Под ред. Петровского A.B., Ярошевского М. Г. — М.-1990. -с. 494.
- Равкин, З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры / З. И. Равкин. //Педагогика. 1995. — № 5. — С. 87−90.
- Разбегаева, Л.П. Ценностные основания гуманитарного образования: Монография / Л. П. Разбегаева. Волгоград: Перемена. — 2001. — 289 с.
- Развитие личности и формирование индивидуальности: Сб. материалов открытых международных чтений, посвященных К. Д. Ушинскому. Ярославль: ЯГТТУ. — 1996. — 316с.
- Роджерс, К. Эмпатия: Пер. с англ. //Психология эмоций: тексты / К. Роджерс.-М.- 1984.
- Родионова, Е.Л. Методические рекомендации вожатому / Е. Л. Родионова. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр — 2000.
- Родченкова, Е.С. Формирование гуманистических ценностей у студентов в процессе изучения иностранного языка в неязыковом ВУЗе: автореферат дис. канд.. пед. наук: 13.00.01. / Е. С. Родченкова. — Москва, 2010
- Рожков, М.И. Детские организации: возможности выбора. Вариативно-программный подход к социализации ребенка в деятельности организаций: методическое пособие / М. И. Рожков. // М.: НПЦ СПО (ФДО), 1996
- Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе: учебное пособие / М. И. Рожков. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000
- Рожков, М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах: учебно-методическое пособие / М. И. Рожков. М.: ВЛАДОС, 2002
- Рожков, М.И. Теория и методика воспитания: учебное пособие / М. И. Рожков. М.: Владос, 2004
- Рожков, М.И. Теория и практика ученического самоуправления в профессиональной школе: автореф. дис.. докт. пед. наук: 13.00.01. / М. И. Рожков. Казань, 1989. — 34с.
- Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие для студ. высш. учебных заведений / М. И. Рожков, М. В. Байбородова. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС., 2000. -256с.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х тт. Т.1 / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: БРЭ, 1993. — С.505.
- Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -М.: Педагогика, 1973. 325 е., с. 135
- Рубинштейн, С.Л. Человек и мир: Проблемы общей психологии. /Под ред. Е. В. Шорохова / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1973. — 423 с.
- Рувинский, Л.И. Нравственное воспитание личности / Л. И. Рувинский. М.: изд-во МГУ, 1981. — 184 с.
- Садовский, В.Н. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности / В. Н. Садовский, И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М.: Знание. — 1969. -48с.
- Сбитнева, В.Б. Педагогические условия развития лидерских качеств подростков в детском общественном объединении, автореф.. канд. пед. наук: 13.00.01. / В. Б. Сбитнева. М., 2006.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование. 1998. — 256с.
- Сергеева, В.П. Классный руководитель в современной школе / В. П. Сергеева. М.: Московское городское педагогическое общество. — 2000. — 192с.
- Сериков, В.В. Личностно-ориентированное образование / В. В. Сериков. //Педагогика. 1994. — № 5. — С. 16−21.
- Сериков, B.B. Личностный подход в образовании: концепции и технологии / В. В. Сериков. Волгоград: Перемена. — 1994. — 152с.
- Симонов, П.В. Эмоции и воспитание (Вопросы воспитания в свете информационной теории эмоций) / П. В. Симонов. //Вопросы философии. — 1981. -№ 5.-С.48−51.
- Синицына, Г. П. Нравственная деятельность старших подростков в процессе обучения: дисс.. канд.пед. наук: 13.00.01./ Г. П. Синицына -Омск., 1996.
- Системный подход к организации воспитательной работы. Серия воспитательной системы. Выпуск 1. /Под ред. Л. И. Новиковой -Н.Новгород: Изд-во ООО «Пед. технологии». — 2001. — 88с.
- Скачков, A.B. Дополнительное образование как социально-педагогическая проблема: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. / A.B. Скачков. Ростов-на-Дону, 1996
- Сластенин, В.А. Общая педагогика, 4.1, ч.2 / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, E.H. Шиянов. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. — ч.1 — 288с.
- Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова М., Академия, 2003. — 192 с. — с. 130
- Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. — М.: Школа-Пресс., 1995. 171с.
- Словарь по общественным наукам М., 2000
- Смекалова, Е.М. Дополнительное образование детей в школе / Е. М. Смекалова. //М.: АПКиППРО, 2008. 122 с. — с.5−9
- Советский энциклопедический словарь / под ред. A.M. Прохорова и др. -М.: Изд-во: «Советская энциклопедия»., 1982. -1600с.
- Современный философский словарь/ под ред. д-ра филос. наук, проф. В. Е. Кемерова. Бишкек- Екатеринбург, 1996. — 608 с.
- Созонов, В.П. Воспитание на основе потребностей личности / В. П. Созонов. //Педагогика, № 2, 1993.
- Созонов, В.П. Организация воспитательной работы в классе: Метод, пособие для классного руководителя / В. П. Созонов. — М.: Педагогический поиск., 2000. — 160с.
- Соколов, Р.В. Общечеловеческие ценности: к нетрадиционному пониманию / Р. В. Соколов. // Свободная мысль. — 1994. № 1. — С. 52−61,55
- Соловьев, B.C. Сочинения / B.C. Соловьев. — М.: Мысль, 1990, т. 1, с. 201.
- Соловьева, Н.Р. Воспитание гуманистических межличностных отношений подростков во внеучебной деятельности: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. Р. Соловьева. Челябинск, 2000. — 23 с.
- Социология. Основы общей теории / Под. ред. Осипов Г. В., Москвичев Л. Н. -М.:НОРМА, 2003. С.476−470.
- Спиркин, А.Г. Философия / А. Г. Спиркин. М.: Гардарики, 2000. -816c.-c.ll
- Степанов, E.H. Теория и технология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения: дис.. докт. пед. наук / E.H. Степанов. Ярославль, 1999. — 315с.
- Столович, Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии / Л. Н. Столович. — М.: Республика. 1994 — 464 е., С.Ю., с.375—456
- Столович, Л.Н. Об общечеловеческих ценностях / Л. Н. Столович. // Вопросы философии, 2004, № 7, С. 86—97.
- Сурганова, Д.К. Формирование этнических ценностей у подростков в условиях дополнительного образования: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. / Д. К. Сурганова. У фа, 2009
- Сухомлинский, В.А. Духовный мир школьника (Подросткового и юношеского возраста) / В. А. Сухомлинский. — М.: Учпедиздат., 1961. 223 с.
- Сухомлинский, В.А. Идти вперед / В. А. Сухомлинский. // М.: ж. «Народное образование», 192с., с.76
- Сухомлинский, В.А. Как воспитатель настоящего человека /Сост. О. В. Сухомлинская / В. А. Сухомлинский. М.: Педагогика, 1989. — 288 с.
- Сухомлинский, В.А. О воспитании. /Сост. С. Соловейчик. Изд. 2-е, перераб. и дополн. / В. А. Сухомлинский. — М.: Политиздат, 1988. — 270с.
- Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям. — Киев: Изд-во «Радяньская школа», 1974. — 286 с.
- Тетерский, C.B. Введение в социальную работу: Учебное пособие / C.B. Тетерский. -М.: Академический проект, 2000.
- Тетерский, C.B. Детский оздоровительный лагерь / C.B. Тетерский, И. И. Фришман. Н.: АРКТИ, 2007. — 104 с.
- Толстой, JI.H. Педагогические сочинения / JI.H. Толстой. — М., Изд. акад. пед. наук, 1998, с. 400.
- Трофимова, Н.М. Нравственные ориентиры младшего школьника //Педагогика. 1997. — № 6. — С. 31−33.
- Тугаринов, В.П. Избранные философские труды JL: Издательство Ленинградского университета. 1988. — 344 е., — с.335
- Тугаринов, В.П. О ценностях жизни и культуры / В. П. Тугаринов. -Л.: ЛГУ, 1960.-254 е., с.ЮЗ.
- Узнадзе, Д.Н. Психологические исследования / Д. Н. Узнадзе. М., 1966
- Ульянова, В.Г. Формирование гуманистических ценностей будущих офицеров в образовательном процессе военного вуза, автореф. дис.. канд. пед. наук.: 13.00.08. / В. Г. Ульянова. Челябинск, 2007
- Уманский, Л.И. Личность. Организаторская деятельность. Коллектив: Избранные труды /Л.И.Уманский.- Кострома: Изд-во Костром, гос. ун-та, 2001.
- Умом и сердцем: Мысли о воспитании /Под ред. А. Т. Шаповаловой. 2-е изд., перераб. и дополн. — М.: Политиздат, 1980. —383с.
- Управление воспитательной системой школы: Проблемы и решения /Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, И. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. -М.: Педагогическое общество России, 1999. — 264с.
- Ушинский, К.Д. Избранные педагогические произведения / К. Д. Ушинский. — М.: Просвещение, 1968. 557 с. — с. 63.
- Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания. //Собр.соч. / К. Д. Ушинский. М.: Изд-во АПН РСФСР: Институт теории и истории педагогики, 1950. — Т.9. — 628 с.
- Фадеева, С.А. Мониторинг воспитания: содержание и организация// С. А. Фадеева. Н. Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 2006. — 152 с.
- Федотова, В.Г. Дополнительное образование во внешкольных учреждениях: дис. .канд. пед. наук: 13.00.01. / В. Г. Федотова. Армавир, 2001.
- Фельдштейн, Д.И. Подросток на дистанции взросления и в пространстве его определения / Д. И. Фельдштейн. //Мир психологии, М. — 2007. № 4. — с.4−10
- Фельдштейн, Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности / Д. И. Фельдштейн. М. — 1999.
- Филиппова, Л.В., Лебедев Ю. А. Социальная педагогика как интегральная наука о личности.- Пермь, 1992.- 255 с.
- Филиппова, Л.В., Лебедев Ю. А., Горбунова Е. Ю. Субкультура современного детства.- М., Н. Новгород, 2001.-181 с.
- Философский энциклопедический словарь. М.: Просвещение,
- Философско-исторические основы общего образования в России. Материалы всероссийской научно-практической конференции /Под ред. В. А. Мясникова, A.B. Овчинникова. М.: РАО, 2002. — 416с.
- Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1987. — с.75, с.87−88
- Франк, С. Сочинения / С. Франк. М.: Правда, 1990. — 607 с.
- Фрейд, 3. Сознание и бессознательное //Хрестоматия по истории психологии / 3. Фрейд. М., 1986. — 194с.
- Фридман, JI.M. Изучение личности учащегося и ученических коллективов / JI.M. Фридман, Т. А. Пушкина, И .Я. Каплунович. — М.: Просвещение, 1988.-207с.
- Фришман, И.И. Педагогу дополнительного образования об организации общественной активности детей и молодежи / И. И. Фришман.-М.: УЦ Перспектива, 2009. 196 с. — с. 15
- Фролов, A.A. Социальное воспитание и наследие A.C. Макаренко / A.A. Фролов. //Педагогика. 2002. — № 6. — С. 71−77.
- Хайдеггер, М. Время и бытие. — М.: Республика, 1993, с. 72.
- Харламов, И.Ф. Нравственное воспитание школьников. Пособие для классного руководителя / И. Ф. Харламов. М.: Просвещение, 1983. — 158с.
- Харчев, А.Г. Современная семья и ее проблемы / А. Г. Харчев. — М.: Статистика, 1978. 223 с.
- Ходунова, JI.H. Дополнительное образование как фактор формирования духовных потребностей школьников: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. / Л. Н. Ходунова. Оренбург, 2001
- Хочу быть лидером /сост. Ж. В. Культяпова, Т. А. Криворотова -Н.Новгород: Педагогические технологии, 2004. ч. З — 90 с.
- Хочу быть лидером! Серия «Детское общественное движение и ученическое самоуправление», — Нижний Новгород: Пед. технологии, 2000. -Вып.1. 96с.
- Хьелл, Л. Теория личности: основные положения, исследования и примечания / Л. Хьелл, Д. Зигнер. СПб.: Питер-Пресс, 1997. — 606 е., с.485
- Чернышев, A.C. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций / A.C. Чернышев. — М.: Пед. общество России, 1999.- 186с.
- Шагова, Э.В. Взаимосвязь результативности и методики воспитательной деятельности: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. / Э. В. Шагова. С. Петербург, 1998.
- Шацкий, С.Т. Педагогические сочинения Т.4 / Под ред. И. А. Каирова и др./ С. Т. Шацкий.- М: Просвещение, 1965 328 с.
- Шилова, М.И. Изучение воспитанности школьников / М. И. Шилова. М.: Просвещение, 1992.
- Ширшова, И.А. Развитие гуманистических убеждений старшеклассников в межличностных отношениях: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. / И. А. Ширшова. Москва, 1996
- Шиянов, E.H. Гуманистическая педагогика России: становление и развитие / E.H. Шиянов, Н. Б. Ромаева. //М: Народное образование- Илекса- Ставрополь: Сервисшкола, 2003. — 336 с.
- Шмаков, С.А. Игры учащихся — феномен культуры / С. А. Шмаков. -М.: Новая школа. 1994. — 240с.
- Шманева И.В. Ценностные ориентации как фактор активизации учебно-познавательной деятельности старшеклассников: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. /И.В. Шманева. — Магнитогорск. 1997. — 151с.
- Шубина, O.A. Гуманистические ценности в структуре жизненных ориентаций студенческой молодежи: автореф. дис.. канд. социол. наук / O.A. Шубина. Екатеринбург, 2008. 18 с.
- Щелина Т.Т. Формирование у студентов педагогических вузов ориентации на личностный подход в воспитании старшеклассников: Дис. канд. пед. наук. — М. 1994. — 238с.
- Щуркова, Н.Е. Нежная педагогика / Н. Е. Щуркова. М.: центр «Педагогический поиск», 2005. — 160 с.
- Щуркова, Н.Е. Практикум по педагогической технологии / Н. Е. Щуркова. М.: Педщи. общ-во России. — 1988. — 34с.
- Эльконин, Д.Б. Психология игры. //Из записок конспекта JI.C. Выготского опубликованного в книге / Д. Б. Эльконин. М., 1978. — С.291−293.
- Энциклопедия педагогических технологий //СПб.: КАРО, 2005.368 с.
- Юдин, Э.Г. Системный подход и принципы деятельности: Методологические проблемы современной науки. — М.: Наука. 1978. — 391с.
- Юнг, К. Г. Аналитическая психология: прошлое и настоящее /Сост. В. Зеленский, А. Руткевич. М.: Мысль. — 1997. — 320 с.
- Юнгхолм, С.-Э. Гуманистические ценности социальной работы: автореф. дис.. канд. филос. наук/ С.-Э. Юнгхольм. М., 1996. — 41 с.
- Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. — М.: Сентябрь, 1996. 96с.
- Яковлева, И.В. Социально-философский анализ проблем развития российского высшего образования: Гуманистические и гуманитарные аспекты: дис.. канд. философ, наук / И. В. Яковлева. Красноярск, 2004
- Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. М.: Республика, 1994. — 524с.