Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Оценка потенциала предприятия картографо-геодезической отрасли в целях повышения его конкурентоспособности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. Современные предприятия функционируют в сложной экономической обстановке, обусловленной большим количеством и динамичностью факторов, оказывающих влияние на хозяйственную деятельность. В такой агрессивной конкурентной среде нерациональное использование имеющихся ресурсов и несовершенство методов управления негативно сказываются на конкурентоспособности предприятия и ставят под… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические подходы к интерпретации категорий «потенциал» и «конкурентоспособность предприятия»
    • 1. 1. Содержание экономической категории «потенциал» и её свойства
    • 1. 2. Структурно-компонентный состав экономического потенциала предприятия
    • 1. 3. Понятие конкурентоспособности предприятия и механизм её формирования
  • Глава 2. Теоретические и методологические подходы к оценке потенциала предприятия
    • 2. 1. Оценка потенциала как элемент стратегического управления
    • 2. 2. Выбор базы сравнения при оценке деятельности и потенциала предприятия
    • 2. 3. Анализ методических подходов к оценке деятельности и потенциала предприятия
  • Глава 3. Методические положения по оценке потенциала унитарного предприятия картографо-геодезической отрасли
    • 3. 1. Специфические особенности картографо-геодезического производства
    • 3. 2. Особенности стратегического управления унитарным предприятием картографо-геодезической отрасли
    • 3. 3. Методика оценки потенциала унитарного предприятия картографо-геодезической отрасли
  • Глава 4. Управление потенциалом унитарного предприятия картографо-геодезической отрасли в условиях рыночной экономики
    • 4. 1. Реализация методики оценки потенциала на примере аэрогеодезических предприятий
    • 4. 2. Оценка потенциала ФГУГТ «Верхневолжское АГП»
    • 4. 3. Рекомендации по развитию потенциала ФГУП «Верхневолжское АГП» в целях повышения его конкурентоспособности

Оценка потенциала предприятия картографо-геодезической отрасли в целях повышения его конкурентоспособности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современные предприятия функционируют в сложной экономической обстановке, обусловленной большим количеством и динамичностью факторов, оказывающих влияние на хозяйственную деятельность. В такой агрессивной конкурентной среде нерациональное использование имеющихся ресурсов и несовершенство методов управления негативно сказываются на конкурентоспособности предприятия и ставят под угрозу его дальнейшее существование. Поэтому в этих условиях может выжить только стратегически ориентированное предприятие, которое непрерывно наращивает свой потенциал и повышает свою конкурентоспособность за счет более эффективного использования имеющихся ресурсов.

Указ Президента РФ № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» и федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» лишили унитарные предприятия преимуществ по размещению бюджетных заказов перед другими участниками рынка. Следовательно, теперь финансовое благополучие унитарных предприятий напрямую зависит от их конкурентоспособности, в основе которой лежит эффективное стратегическое управление потенциалом.

В то же время ключевой проблемой управления потенциалом является отсутствие единого методологического подхода к его формированию и оценке, что объективно мешает промышленным предприятиям использовать оценку потенциала в качестве одного из элементов стратегического управления.

Особое значение оценка потенциала предприятия приобретает в условиях мирового финансового кризиса. Проведение такой оценки в рамках антикризисного управления необходимо для выявления резервов повышения уровня потенциала предприятия и принятия действенных мер по мобилизации имеющихся ресурсов.

Степень разработанности проблемы. Значительный вклад в разработку и развитие теории стратегического управления предприятием внесли зарубежные ученые Ансофф И., Каплан Р., Котлер Ф., Мескон М., Минцберг Г., Нортон Д., Портер М., Стрикленд А. Дж., Томпсон А. А., Хедоури Ф: и др.

Теоретические и методологическиеосновы оценки и управления потенциалом и конкурентоспособностью на микрои макроуровнях изложены в трудах отечественных экономистов Абалкина Л. И, Авдеенко В. Н., Котлова В. А., Лосева B.C., Мерзликиной, Ревуцкого Л. Д., Савицкой Г. В., Спирина B.C., Фатхудинова Р. А., Шеремета А. Д. и др.

Исследованию проблем организации и управления картографо-геодезическим производством посвящены труды таких известных авторов как Беспалов Н. А., Брыкин П. А., Васютинский И. Ю., Кимельман С. А., Нейман Б. Н., Прусаков А. Н. и др.

В последнее время всё больше внимания уделяется-изучению вопросов, связанных с' измерением и управлением потенциалом, издано большое количество трудов по этой проблематике, но каждый автор по-своему интерпретирует категорию «потенциал», её сущность, структуру, место в экономической теории вообще и по отношению к другим экономическим категориям в частности.

В России на сегодняшний день не существует единой общепринятой методики оценки потенциала. Методики оценки и методы управления потенциалом предприятия, широко представленные в научной литературе, не лишены недостатков и более того не всегда применимы в сфере картографо-геодезического производства в силу его специфических особенностей.

Существующие теоретические и практические проблемы, связанные с оценкой и повышением эффективности управления потенциалом предприятий картографо-геодезической отрасли в рыночных условиях, предопределили актуальность темы диссертационного исследования, его цель и задачи.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационного исследования заключается в разработке методического подхода к осуществлению стратегического управления унитарным предприятием картографогеодезической отрасли на основе системы показателей, характеризующих потенциал предприятия.

В соответствии с поставленной целью в ходе исследования сформулированы и решены следующие задачи:

— провести критический анализ существующих подходов к определению экономической категории «потенциал» для выработки авторской позиции по данному вопросу;

— определить структурно-компонентный состав совокупного потенциала промышленного предприятия и выявить особенности содержания его функциональных составляющих с учетом специфики картографо-геодезического производства;

— раскрыть содержание понятия «конкурентоспособность предприятия» и изучить взаимосвязь данной категории с потенциалом предприятия;

— обобщить и провести анализ подходов к оценке деятельности и потенциала промышленного предприятия;

— исследовать особенности стратегического управления унитарным предприятием картографо-геодезической отрасли в современных рыночных условиях;

— обосновать систему показателей для оценки уровня и эффективности использования совокупного и частных потенциалов промышленного предприятия;

— разработать методику оценки величины совокупного и частных потенциалов предприятия картографо-геодезической отрасли в целях повышения его конкурентоспособности;

— провести апробацию предложенных методических разработок на унитарном предприятии картографо-геодезической отрасли.

Объектом исследования в диссертационной работе являются аэрогеодезические предприятия, подведомственные Федеральному агентству геодезии и картографии (Роскартография).

Предметом исследования являются ресурсы, составляющие совокупный потенциал предприятия картографо-геодезической отрасли, и организационно-управленческие отношения, возникающие в процессе управления потенциалом предприятия.

Теоретической и методологической основой исследования послужили нормативно-методические документы Министерства финансов РФ, Федерального агентства геодезии и картографии, Федеральной службы государственной статистикинаучные труды и разработки отечественных и зарубежных учёных, источники энциклопедического характера по экономике, менеджменту, анализу, общей и экономической статистике.

В процессе исследования были использованы методы системного, экономического, финансового и сравнительного анализа и синтезастатистические методы сбора и обработки собранной информации, а также приёмы экономико-математического моделирования и экспертных оценок.

Информационную и эмпирическую базу исследования составили отчётные данные исследуемых унитарных аэрогеодезических предприятийстатистические данные и аналитические обзоры, опубликованные в специализированных научных изданиях, в деловой печати, в сети Интернетматериалы научных и научно-практических конференций.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке теоретико-методических положений по оценке и управлению потенциалом унитарного предприятия картографо-геодезической отрасли в рыночных условиях.

В процессе исследования были получены следующие теоретические и практические результаты, определяющие элементы научной новизны:

1) уточнено содержание и структурно-компонентный состав экономической категории «потенциал предприятия» с учётом рыночных условий хозяйствования унитарных предприятий картографо-геодезической отрасли;

2) обобщены подходы к оценке потенциала предприятий и обоснована необходимость применения нескольких баз сравнения при анализе эффективности использования ресурсов предприятия;

3) проведён анализ поведения унитарного предприятия картографо-геодезической отрасли в рыночных условиях, результаты которого нашли отражение в схеме стратегического управления унитарным аэрогеодезическим предприятием;

4) разработана отраслевая методика оценки потенциала предприятия, позволяющая определить величину совокупного потенциала предприятия и его отдельных компонентов;

5) на основе математической обработки данных о деятельности восьми унитарных аэрогеодезических предприятий в период с 2003 по 2007 гг. были составлены факторные модели для оценки потенциала основных фондов, оборотных фондов, трудовых и финансовых ресурсов;

6) в рамках предлагаемой методики разработаны трехуровневые шкалы для определения уровня потенциала основных фондов, оборотных фондов, трудовых и финансовых ресурсов;

7) применение авторской методики позволило составить рейтинг обследуемых аэрогеодезических предприятий по величине совокупного потенциала и выявить «узкие» места в деятельности этих предприятий;

8) на основе результатов оценки потенциала и данных отчетности для ФГУП «Верхневолжское АГП» разработана Сбалансированная система показателей и стратегия развития, направленная на повышение его конкурентоспособности на рынке геодезических услуг.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Схема стратегического управления унитарным аэрогеодезическим предприятием в рыночных условиях.

2. Система ключевых показателей, характеризующих состояние и эффективность использования основных фондов, оборотных фондов, трудовых и финансовых ресурсов.

3. Факторные модели, позволяющие рассчитывать величину потенциала основных фондов, оборотных фондов, трудовых и финансовых ресурсов.

4. Оценочные шкалы для определения уровня частных потенциалов предприятия, характеризующих использование основных фондов, оборотных фондов, трудовых и финансовых ресурсов.

5. Отраслевая методика оценки совокупного потенциала предприятия картографо-геодезической отрасли и отдельных его составляющих, основанная на применении экономико-статистических методов.

Теоретическая и практическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в разработке методики комплексной оценки потенциала предприятия картографо-геодезической отрасли, позволяющей оценить величину и эффективность использования совокупного потенциала и его отдельных компонентов.

Данная методика может быть использована для нужд Федерального агентства геодезии и картографии при оценке эффективности управления федеральной собственностью, находящейся в хозяйственном ведении отраслевых предприятийпри анализе состояния дел в отраслипри распределении финансовых ресурсов и при решении других управленческих задач. Применение данной методики также целесообразно в процессе стратегического управления аэрогеодезическим предприятием, так как она позволит его руководству выявлять резервы повышения уровня потенциала для обеспечения более устойчивой позиции предприятия в конкурентной среде.

Отдельные выводы и положения диссертации целесообразно использовать при преподавании дисциплин: «Стратегический менеджмент», «Антикризисное управление», «Экономика предприятия».

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались на 61-ой юбилейной научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых МИИГАиК в 2006 году, на 62-ой научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых МИИГАиК в 2007 году, на 63-ей научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых МИИГАиК в 2008 году.

Результаты исследования признаны актуальными и одобрены Управлением экономики, финансов и государственного имущества Роскартографии, а также рекомендованы им для использования при анализе финансово-хозяйственной деятельности унитарных предприятий в рамках ведомственного контроля (письмо № 4/1−24−602 от 26.02.2009 г.).

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано восемь статей, в том числе в научных журналах, входящих в Перечень ВАК РФ. Общий объём публикаций составляет 2,7 п.л., из них 2,3 п.л. принадлежат автору.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка использованных источников (192 наименования) и 14 приложений. Работа изложена на 181 странице машинописного текста, содержит 18 рисунков, 14 таблиц и 37 формул.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате исследования, проведенного в рамках диссертационной работы, были сделаны следующие выводы и предложения:

1. Категория «потенциал» относительно недавно приобрела экономический статус и стала частью современной экономической теории, поэтому в настоящее время не существует единого теоретического подхода к её интерпретации. В связи с этим в процессе диссертационного исследования была осуществлена классификация подходов к трактовке понятия «потенциал» (по уровню управления и по объектам исследования) и предложено авторское определение этой экономической категории: «Потенциал предприятия — это совокупность ресурсов предприятия, структурно сбалансированная с учётом возможностей и угроз внешней среды с целью наиболее полного удовлетворения запросов потребителей и увеличения конкурентоспособности предприятия».

2. Ключевая роль в формировании потенциала как многоуровневой категории отводится его структурным составляющим, которые и определяют сущность данной категории. Учитывая отсутствие унифицированной терминологии в отношении совокупного потенциала предприятия и его структурных элементов, в диссертации представлено авторское видение структуры экономического потенциала и дана характеристика составляющих его частных потенциалов: финансового, производственного, организационно-управленческого, инновационного и маркетингового потенциалов.

3. Оценка потенциала предприятия является одной из актуальных проблем современной экономической науки, необходимость разрешения которой обусловлена не только теоретическими, но и практическими соображениями, так как от уровня использования элементов потенциала зависит конкурентоспособность предприятия. В рамках диссертационной работы под конкурентоспособностью было предложено понимать комплексную характеристику предприятия, которая определяется его способностью успешно конкурировать за необходимые ресурсы и производить конкурентоспособные товары (услуги, работы) путем эффективного' и комплексного использования потенциала имеющихся ресурсов.

4. Стратегическое управление являетсяшеобходимым" условием создания-и развития, конкурентных преимуществ, необходимых для долгосрочного и прибыльного, функционированияпредприятия-. Обеспечивая', системный взгляд на работу предприятияоценка потенциала может стать важным, инструментом, стратегического анализа" позволяющим идентифицировать слабые стороны предприятия ивыявлять. резервы его развития.

5. Одной из проблем проведения" оценки^ потенциала предприятия' является' выбор адекватной* базы сравнения. Традиционно выделяют три вида стандартовкоторые могут быть использованы* при проведении' оценочных мероприятий: внутренний, внешними’абсолютный. Каждьпьиз них имеет свои достоинства^ и* недостатки, которые1 надо1 учитывать при проведении оценки. I.

6. Привсем многообразии' инструментов учета и анализа финансово-хозяйственной деятельности' в России на сегодняшний^ день нет единого общепринятого подхода к оценке потенциала предприятия. Приэтом существующие методики оценкине лишены недостатков < и в силу объективных причин не применимы^ в сфере картографо-геодезического производства в силу его специфических особенностей.

7. Стратегическое управление унитарным^ геодезическим предприятием имеет свои отличительные черты, обусловленные особенностями его-правового положения и спецификой картографо-геодезического производства. С учетом этих правовых и отраслевых особенностей в диссертации была разработана схема стратегического управления унитарным предприятием картографо-геодезической отрасли в рыночных условиях.

8. В целях разработки стратегии по повышению конкурентоспособности предприятия картографо-геодезической отрасли была разработана методика оценки совокупного потенциала предприятия и отдельных его составляющих, основанная' на применении экономико-статистических методов. Для реализации отдельных этапов данной методики была использована программа STATISTICA (версия 6.0) и приложение Microsoft Office Excel 2003, что позволило оптимизировать процедуру обработки данных.

9. В результате математической обработки данных о деятельности восьми аэрогеодезических предприятий в период с 2003 по ¦ 2007 гг. для четырех частных потенциалов (потенциала основных фондов, потенциала оборотных фондов, потенциала трудовых ресурсов и потенциала финансовых ресурсов) были составлены:

— система ключевых показателей, которые характеризуют состояние и использование соответствующих-ресурсов;

— факторные модели, которые отражают скрытые (латентные) связи между показателями и определяют степень влияния каждого показателя на величину потенциала;

— шкалы балльных оценок, позволяющие перевести значения^ ключевых показателей в сопоставимые баллы для расчета величины потенциала;

— трехуровневые оценочные шкалы, которые позволяют судить об уровне развития потенциала, т. е. об эффективности использования ресурсов, составляющих частный потенциал.

10. Применение авторской методики позволило составить рейтинг обследованных аэрогеодезических предприятий по величине совокупного потенциала и выявить сильные и слабые стороны в их деятельности. Таким образом, потенциальными пользователями данной методики' являются I руководители АГП и Роскартография, осуществляющая ведомственный контроль за деятельностью унитарных предприятий картографоi геодезической отрасли.

11. Предложенная методика оценки потенциала была использована при оценке потенциала ФГУП «Верхневолжское АГП» (г. Нижний Новгород), что позволило определить величину совокупного и частных потенциалов данного предприятия, проследить их динамику, выявить сильные и слабые стороны в деятельности данного предприятия относительно других аэрогеодезических предприятий.

12. На основе результатов оценки потенциала и данных бухгалтерской отчетности для ФГУП «Верхневолжское АГП» была разработана стратегия развития и Сбалансированная система показателей (ССП) для её реализации. Суть интеграции заключается в следующем: в традиционные для ССП проекции «Финансовые результаты» и «Внутренние процессы» были включены показатели, вошедшие в факторные модели частных потенциалов. Целевые значения для этих показателей были определены на основе шкал балльных оценок. Это позволило сделать стратегические цели измеримыми и разработать комплекс мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности ФГУП «Верхневолжское АГП» на рынке геодезических услуг.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Н., Котлов В. А. Производственный потенциал предприятия (Нормативное определение и рациональное использование). М.: Знание, 1986. — 64 с. (серия «Экономика и организация производства" — № 2) —
  2. Т.Ю. Организационные факторы и резервы повышения конкурентоспособности предприятия: автореферат дис. канд. экон. наук. -Пенза, 1999.- 18 е.-
  3. Г. Л., Челенков А. П. Конкурентные преимущества фирмы. М.: ОАО „Типография „НОВОСТИ“, 2000.-256 е.-
  4. С. А., Афанасьев М. Ю., Макаров В. Л. Моделирование достижимого производственного потенциала и оценка эффективности производства на основе методологии стохастической границы: Препринт. -М.: ЦЭМИ РАН, 2008. 83 е.-
  5. З.И., Бачурин А. А. Анализ производственно-хозяйственной деятельности автотранспортных предприятий: Учебник для вузов. М.: Транспорт, 1990. -255 е.-
  6. Н.Н., Козлов В. Д., Крючков Д. В. Конкуренция и конкурентоспособность: содержание понятий и история их становления. -Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской акад. гос. службы, 2004. 168 е.-
  7. А.Г. Конкурентный потенциал компании: Препринт. -Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2004. 48 е.-
  8. В.Д. Конкурентоспособность России в мировой экономике // Маркетинг. 1999. — № 2-
  9. В.Г. Эффективность использования производственного потенциала в сельском хозяйстве. М.: Экономика, 1983. — 208 е.-
  10. И. Стратегическое управление / Пер с англ. М.: Экономика, 1989. — 519 е.-
  11. В.А. Экономика фирмы: стратегическое планирование: учеб. пособие. -М“: Кнорус, 2005. -240 е.-
  12. Басовский' Л.Е., Басовская- Е. Н. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2004. — 366 е.-
  13. О.Н., Долгих В:В., Конкурентные преимущества и конкурентоспособность промышленных предприятий: Подходы, анализ, оценка. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2004. — 80 е.-
  14. В.Г., Шмидт Ю. Д., Романова И. М. Конкурентная среда и конкурентоспособность объектов: Монография. Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2007. — 180 е.-
  15. Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М- 2007. — 215 е.-
  16. . Л.И., Лебедева F.B., Притула О. Д. Статистический факторный анализ в экономике: учеб. пособие: — Новгород: Изд-во НовГУ, 2002. 144 е.-
  17. Л.А. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация / Пер. с англ. Науч. ред. перевода чл.-кор. РАН И.И. Елисеева- гл. ред. сер. проф. Я. В. Соколов. — М:': Финансы и статистика, 2002. 624 е.-
  18. Н.А., Голубцов А. И., Синдеев А. А. Экономико-математические методы в топографо-геодезическом производстве. М.: Недра, 1983. 320 е.-
  19. В.В. Методические аспекты повышения конкурентоспособности: автореферат дис. канд. экон. наук. М.: Мое. гос. ун-т пищевых производств, 1999. — 26 е.-
  20. В.В., Соломатов В. И. Экономика геодезического предприятия: учеб. пособие. -М.: МИИГАиК, 2007. 56 е.-
  21. Большая Советская Энциклопедия / Глав. ред. A.M. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 20. -М.: Изд-во „Советская Энциклопедия“, 1975-
  22. Большой Экономический Словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. 5-е изд., доп. и перераб. -М.: Институт новой экономики, 2002. — 1280 е.-
  23. К. Основы стратегического менеджмента / Пер. с англ., под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. — 175I
  24. П.А., Киммельман С. А. Организация и управление топографо-геодезическим производством. М.: Недра, 1978. — 280 е.-
  25. П.А., Нейман Б. Н. Эффективность и качество топографо-геодезического производства. М.: Недра, 1983. — 176 е.-
  26. Е.С. Стратегическое планирование в бизнесе: учеб. пособие. — Иваново: Иван. гос. ун-т, 2006. 238 е.-
  27. И.Ю., Прусаков А. Н., Соломатов В. И. Экономика топографо-геодезического производства: Учебник. М.: Картгеоцентр — Геодезиздат, 2001. 160 е.-
  28. О.С. Стратегическое управление: Учебник. М.: Гардарика, 2002.-296 е.-
  29. Внедрение сбалансированной системы показателей / Horvath & Partners- Пер. с нем. 2-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 478 с. (серия „Модели менеджмента ведущих корпораций“) —
  30. О.Д., Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Учебник. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004. — 256 с. (серия „Профессиональное образование“) —
  31. Г. Я. Методы оптимизации в экономике: учеб. пособие. М.: Издательство „Дело и Сервис“, 2004. — 320 е.-
  32. А.А. Конкуренция и конкурентоспособность: количественные методы оценки: Монография. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2002. -154 е.-
  33. Гапоненко A. JL, Панкрухин А. П. Стратегическое управление: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 61 100 „Менеджмент организации“, 2-е изд., стер. М.: Омега-JT, 2006. — 464 с. (серия „Успешный менеджмент“) —
  34. А.И. Формирование производственного потенциала: анализ и прогнозирование. М.: Наука, 1992. — 152 е.-
  35. A.JT. Оценка конкурентоспособности товара и способы её обеспечения // Маркетинг. 1999. — № 2. С. 56−64-
  36. В.П., Яговкина Е. Н. Микроэкономика топографо-геодезических работ. Краткий курс: Учеб. пособие. Ростов н/Д- Рост. гос. строит, ун-т, 2005.-84 е.-
  37. Г. Н., Никифорова Е. В., Шиянова C.JT. Комплексный анализ экономического потенциала организации: Монография / Под ред. А. И. Афоничкина. Тольятти: Волжский университет им. В. Н. Татищева, 2003. — 175 е.-
  38. Е.А. Менеджмент качества и конкурентоспособности: учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998. — 2007 е.-
  39. В.Ф. Моделирование технологических и производственных процессов: учеб. пособие. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2002. — 61 е.-
  40. Гражданский кодекс РФ (Часть первая) № 51-ФЗ от 30.11.1994 г.-
  41. Гражданский кодекс РФ (Часть вторая) № 14-ФЗ от 26.01.1996 г.-
  42. С.В., Графова Г. Ф. Оценка эффективности производственно-хозяйственной деятельности организаций: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Издательский центр „Академия“, 2007. — 192 е.-
  43. И.П. Конкурентоспособность электротехнической продукции: Монография. -М.: Пресс-сервис, 1997. 420 е.-
  44. JI.Д. Главные компоненты информационных матриц. Введение в факторный анализ: учеб. пособие. Магнитогорск: МГТУ, 2000. — 95 е.-
  45. П., Хасси Д. Анализ сильных и слабых сторон компании: определение стратегических возможностей / Пер. с англ. — М.: Издательский дом „Вильяме“, 2003. 368 е.-
  46. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федерального агентства геодезии и картографии на1 2008−2010 гг. М.: Роскартография, 2008-
  47. М.Г., Соловьев И. А. Маркетинг w конкурентоспособность промышленной продукции. М.: Экономика, 1991. — 128'с.-
  48. Л.В., Никифорова Н. А. Бухгалтерская (финансовая) отчетность. Справочник бухгалтера от, А до Я. М.: Издательство „Дело и сервис“, 1998.-191 е.-
  49. Донец- Ю. Ю. Эффективность использования производственного' потенциала. Киев: Знание, 1998. — 114 е.-
  50. П.Ф. Практика менеджмента: учеб. пособие / Пер. с англ. М.: Издательский дом „Вильяме“, 2007. — 400 е.-
  51. A.M. Компонентный анализ и эффективность в экономике: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2002. — 352 е.-
  52. О.А., Окороков В. Р. Производственный потенциал предприятия: оценка и использование. СПб.: Изд-во Политехи, университета, 2006. -134 е.-
  53. И.А. Стоимость бизнеса: Искусство управления: учеб. пособие. -М.: Дело, 2003.-480 е.-
  54. Ершова И. В, Конкурентные стратегии технологически ориентированных предприятий. Екатеринбург: Изд-во УГТУ-УПИ, 1999. — 150 е.-
  55. М.Р., Петрова Е. В., Румянцев В. Н. Общая теория статистики: Учебник. изд. 2-е, испр. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 416 с. (серия „Высшее образование“) —
  56. Е.П., Бродский Б. Е. Антикризисное управление: Учебник. -М.: Омега-JI, 2004. 336 с. (серия „Успешный менеджмент“) —
  57. П.В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления: учеб. пособие. М.: ИВЦ „Маркетинг“, 1998. — 195 е.-
  58. П.С. Конкуренция неотъемлемое свойство развитого рынка // Маркетинг. — 1997. — № 5-
  59. Е.А., Песков В. И., Песков Д. В. Маркетинговая оценка конкурентоспособности предприятия: Монография. — Н. Новгород: Нижегород. гос. техн. ун-т, 2007. 144 е.-
  60. Зуб А. Т. Антикризисное управление: учеб. пособие для студентов вузов. -М.: Аспект Пресс, 2005. 319 е.-
  61. Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: учеб. пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2004. — 415 е.-
  62. Г., Патрушева Е. Что понимать под конкурентоспособностью, инвестиционной привлекательностью и экономичностью производства // РЭЖ.- 1995.-№ 11, С. 108−112-
  63. Р.С., Нортон Д. П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. 2-е изд., испр. и доп. / Пер с англ. — М.: ЗАО „Олимп Бизнес“, 2006. — 320 е.-
  64. О.В. Оценка конкурентоспособности массового товара // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. — № 4-
  65. А.Е. Стратегическое управление и эффективное развитие бизнеса. -М.: „Результат и Качество“, 2005. 512 е.-
  66. В.В. Управление конкурентоспособностью предприятия промышленности: теоретические аспекты и практические методы. СПб.: СПбГИУЭ, 2004. — 173 е.-
  67. И.А. Оценка конкурентоспособность фирмы: учеб. пособие. -Челябинск: Челяб. ин-т (филиал) ГОУ ВПО РГТЭУ, 2006. 92 е.-
  68. Клейн ер Г. Б. Стратегия предприятия. М.: Изд-во „Дело“ АНХ, 2008. -568 е.-
  69. А.П., Рыжова В. В. Основы стоимостного анализа: учеб. пособие. -М.: Финансы и статистика, 2007. 208 е.-7 В. Ковалев В. В. Финансовый анализ: методы и процедуры. — М>: Финансы и статистика, 2006. 560 е.-
  70. Ковалев! В. В!, Волкова О. Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. — 424 е.-
  71. Коробейников9 О.П., Колесов* В.Ю.», Трифилова А. А. Стратегическое поведение: от разработки до реализации* // Менеджмент в. России! и за рубежом^ 2002. — №-3-
  72. Криворотое^ В. В! Конкурентоспособность предприятия: источники формирования, оценка, пути повышения: Препринт. Екатеринбург: Институт экономиюьУрО РАН, 2004. — 78 е.-
  73. Кураков*Л.П., Кураков В. Л. Большой толковый* словарь экономических и юридических терминов. Mi: Вуз и школа, 2001. — 719"с.-
  74. Курс экономики: Учебник / Под ред. Б. А. Райзберга. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М- 2006. — 672 е.-
  75. А.А. Создание конкурентоспособных станков. М'.: Изд-во СТАНКИН, 1996.-384 е.-
  76. Д., Стоунхаус Дж., Хьюстон Б. Стратегический' менеджмент: Учебник / Пер. с англ. Н. И. Алмазовош М!.: ООО «Издательство Проспект», 2003. — 336 е.-
  77. Ю.Н. Стратегическое развитие организации: учеб. пособие для" студентов вузов. М.: Кнорус, 2005. — 183 е.-
  78. И.В. Экономика без тайн: Учебник. М.: Дело, 1993. — 351 е.-г
  79. И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров’и услуг. М.: Юрайт-М^ 2001. — 224 е.-
  80. Логинов' F.B., Попов' Е. В. Матричные методы стратегического планирования деятельности предприятия. Препринт. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2003. — 158'е.-
  81. B.C. Производственный потенциал: оценка, управление. -Хабаровск: Изд-во «РИОТИП» краевой типографии, 1998.-240 е.-
  82. А.В., Поспелова И. И. Конспект лекций по теории и методам многокритериальной оптимизации: учеб. пособие. М.: Издательский отдел фак-та ВМиК МГУ им. М. В. Ломоносова, 2006. — 130 е.-
  83. Е.И., Паничкина Г. Г. Основы управления конкурентоспособностью: учеб. пособие. Саратов: Поволжская академия гос. службы им. П. А. Столыпина, 2005. — 164 е.-
  84. Л.Г., Иванова В. А., Прасолов В. Н. Экономика картографического производства: Учебник для вузов. М.: Недра, 1991. -136 е.-
  85. Р.В. Оценка использования экономического потенциала предприятия (на примере предприятий отрасли печати): автореферат дис. канд. экон. наук. М.: Мое. гос. ун-т печати, 2000. — 18 е.-
  86. Д. Стратегия перекрестного опыления // Журнал «&-.СТРАТЕГИИ». 2005. — № 3-
  87. В.Т., Золоторёв И. И., Матвеев С. В. Экономика геодезического производства: Монография / Под общ. ред. В. Т. Матвеева, Новосибирск: СГГА, 2002. — 268 е.-
  88. Г. С., Шаховская Л. С. Оценка экономической состоятельности предприятия: проблемы теории и практики: учеб. пособие. Волгоград: ВолгГТУ, 1999.-74 е.-
  89. О.В., Толстых Т. Н. Конкурентный потенциал организации: Монография. Липецк: ЛГТУ, 2007. — 98 е.-
  90. ЮО.Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. -М.: Дело, 1998.-799 е.-
  91. Ю1.Миненко С. Н., Гамазина Г. И. Экономико-математическое моделирование производственных систем: учеб. пособие. — 2-е изд., стер. М.: МГИУ, 2005.- 156 е.-
  92. Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий / Пер. с англ., Под общ. ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2000. — 331 е.-
  93. ЮЗ.Минько Э. В., Кричевский М. Л. Качество и конкурентоспособность. -СПб.: Питер, 2004. 268 с. (серия «Теория и практика менеджмента») —
  94. М.Г. Ваша конкурентоспособность. М.: Изд-во «Альфа-Пресс», 2004.- 160 е.-
  95. К.М. Ресурсный потенциал региона (теоретические и методические аспекты исследования). М.: Наука, 1991. — 92 е.-
  96. Юб.Михайлицкий К. А. Конкурентный потенциал предприятия. М.: «Институт микроэкономики», 2007. — 56 е.-
  97. Н.К. Международный маркетинг: учеб. пособие. М.: Центр экономики и маркетинга, 1998. — 313 е.-
  98. Ю8.Мошнов В. А. Методические основы управления конкурентоспособностью промышленного предприятия: автореферат дис. канд. экон. наук. -Владимир: Владимир, гос. ун-т, 2003. -20 е.-
  99. Налоговый Кодекс РФ (Часть первая) № 146-ФЗ от 31.07.1998 г.-
  100. Л.Г. Ресурсный потенциал предприятий. — СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001.-294 е.-
  101. В.В. Управление качеством: Учебник для вузов. М.: Экономика, 1998. — 639 е.-
  102. Организация, планирование и управление геодезическим производством: Учебник для вузов / Иванова В. А., Беспалов Н. А., Васютинский И. Ю. и др. -М.: Недра, 1986.-373 е.-
  103. Оценка бизнеса: Учебник / Под ред. А. Г. Грязновой, М. А. Федотовой. -2-е изд. перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2004. — 736 е.-
  104. Оценка конкурентоспособности: теоретические и практические аспекты: учеб. пособие / И. М. Романова, С. Н. Авеличева, И. А. Мохирева, Г. Ф. Гарбузова, JI.A. Серебрякова. 2-е изд. — Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2007. — 144 е.-
  105. P.M. Оценка эффективности промышленного производства. Методы и показатели. М.: 1990. — 95 е.-
  106. Е.В. Рыночный потенциал предприятия. М.: ЗАО «Издательство „Экономика“, 2002. — 559 е.-
  107. М. Конкуренция: учеб. пособие / Пер с англ. М.: Издательский дом „Вильяме“, 2000. — 495 е.-
  108. М. Международная конкуренция / Пер с англ. М.: Международные отношения, 1993. — 896 е.-
  109. Прокофьев: В.А., Соломатина Т. В: Интегральные- методы- факторного ' анализа: учеб. пособие. Саратов: Саратовский гос. сод.-экон. ун-т, 2002.76с.- ' •. ••."¦. ' ¦. ' '•'»
  110. А.Н. Совершенствование организационно-экономических- процессов*, в- картографо-геодезическом! производстве- для федеральныхгосударственных нужд^условиях- рыночных отношений: дис. канд., экон-наук. М.:.МИИГАиК, 2004 г. — 192 е.-
  111. Решение экономических задач на компьютере / Каплаш А. В, Каплан ВГ.Е., Мащенко. М:В1, Овечкина"Е.В! М-: ДМК-Пресс-.СПб: Иитер-:2004^ - 600-^ с.-. '
  112. А.И. Проектирование и оценка развития рыночного потенциала предприятия. Самара: Изд-во СНЩ’РАН-.2002. — 186 е.-130: Романенко И. В. Экономика предприятия. — 2-е изд., доп. Mi: Финансы и статистика, 2002. — 208 е.- -
  113. Руководство по планированию топографо-геодезических работ: ГКНИНП (ОНТА)-17−2000: М.:-ЦНИИЕАиК, 2000: — 238 с.-
  114. Румянцева- Е. Е. Новая: экономическая энциклопедия.- — Ml: ИНФРА-М, 2005. 723 е.-
  115. Рыночная экономика / Отв. ред. Ю. Б. Рубин. Т.1. М.: Науч.-консультатив. и изд. центр «СОМИНТЭК», 1992. — 168 е.-
  116. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие. — 2-е изд. М.: ИНФРА-М- 2004. — 272 е.-
  117. Г. В. Теория анализа хозяйственной деятельности: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2007. — 288 с. (серия «Высшее образование») — '
  118. С.Г. Экономическая теория маркетинга. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003. — 208 е.-
  119. Е.И. Конкурентоспособность и методы её оценки: Монография. -М.: РГАЗУ, 2000. — 128 е.-
  120. Е.Э., Чубатый B.JI. Эффективность использования производственного потенциала (оценка, резервы, пути повышения). -Львов: Издательское объединение «Вища школа», 1986. 190 е.-
  121. М.У. Экономический потенциал основных производственных фондов в машиностроении. -М.: Машиностроение, 1986. — 152 е.-
  122. Словарь современной экономической1 теории Макмиллана. М.: ИНФРА-М, 1997. — 608 с. («Библиотека словарей ИНФРА-М») —
  123. Л.Е. Топографо-геодезическое и картографическое производство: учеб. пособие. Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1986. — 184 е.-
  124. . В.И. Экономика геодезического предприятия. Краткий курс: учеб. пособие. М.: МИИГАиК, ФЭУТ, 2002. — 56 е.-
  125. МЗ.Сосненко Л. С., Кивелиус И. Н. Анализ экономического потенциала туристской фирмы. Челябинск: ООО «Полиграф-Мастер», 2005. -244 е.-
  126. B.C. Анализ экономического потенциала предприятия. М.: Финансы и статистика, 1986. — 112 е.-
  127. Статистика рынка товаров и услуг: Учебник / Под ред. К. П. Беляевского. -М.: Финансы и статистика, 1997. 431 е.-
  128. А.Я. Оценка предпринимательского потенциала фирмы: автореферат дис. канд. экон. наук. СПб.: СПБГУЭФ, 2001. — 19 е.-
  129. Стратегический менеджмент: Учебник / В. Н. Парахина, Л. С. Максименко, С. В. Панасенко. 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2006. — 496 е.-
  130. Стрелкова Л-В., Макушева- Ю. А. Экономический потенциал промышленного предприятия: Монография. Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2005. — 164 е.-
  131. В.Н. Методы статистического анализа в управлении: учеб. пособие. М.: Дело, 2002. — 520 е.-
  132. Д.В., Малахов П. В. Финансовый потенциал организации: учеб. пособие. — Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2005. 236 е.-
  133. Тестина М. Ф: Экономическая оценка производственно-хозяйственной деятельности предприятия: Шахты: Изд-во АО «Принтер», 1996. — 53 е.-
  134. P.M. Зарубежный опыт создания конкурентоспособной продукции: обзор. ~М.: НИИмаш, 1984. 142 е.-
  135. Томпсон-мл. А.А., Стрикленд III А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. — 12-е изд. / Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2007. — 928 е.-
  136. О.Ф., Удалов Ф. Е., Алёхина О. Ф. Управление промышленными предприятиями: факторный анализ: Монография. — Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2006.-274 е.-
  137. Указ Президента РФ «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению ¦ бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» № 305 от 08.04.1997 г.-
  138. Указ Президента РФ «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» № 724 от 12.05.2008'г.-
  139. Управление исследованиями, разработками и инновационными проектами / Под ред. С. В. Валдайцева, СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1995. — 2008 е.-
  140. Управление социалистическим производством (Организация. Экономика): словарь / Под ред. О. В. Козловой. М.: Экономика, 1983. — 336 е.-
  141. Г. И. Рыночный потенциал предприятия: диагностика состояния, стратегия адаптации и развития: Монография. Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2002. —234 е.-
  142. Факторный, дискриминантный и кластерный анализ: Пер. с англ. / Дж.-О. Ким, Ч. У. Мьюллер, У. Р. Клекка и др.- Под ред. И. С. Енюкова. М.: Финансы и статистика, 1989. — 215 е.-
  143. Х.А. Как измерить конкурентоспособность предприятия // Маркетинг в России и за рубежом. 2003. — № 4, С. 53−68-
  144. Р.А. Стратегическая конкурентоспособность: Учебник. М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2005. — 504 е.-
  145. Р.А. Стратегический маркетинг: Учебник. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000. — 640 е.-
  146. Л., Рэнделл Р. Курс MB, А по стратегическому менеджменту / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. — 608 е.-
  147. Федеральный закон «О геодезии и картографии» № 209-ФЗ от 26.11.1995 г.-
  148. Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» № 161-ФЗ от 14.11.2002 г.-
  149. Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ от 21.07.2005 г.-
  150. Э.Б. Планирование и анализ эффективности общественного производства: учеб. пособие. -М.: АНХ СССР, 1981. 127 е.-
  151. Т.Г., Быков В. А. Конкуренция и конкурентоспособность: учеб. пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 271 е.-
  152. В.В., Канторович А. А., Черныш В. В. Оценка конкурентоспособности предприятий (организаций). Теория и методология: учеб. пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 799 с. (серия «Magister») —
  153. Л.В. Конкурентоспособность субъектов рынка и механизм её оценки //Вестник МГУ. Серия 6. Экономика. -2000. — № 2. С. 57−66-
  154. В.Е., Смирнов С. Д. Проблемы оценки и повышения конкурентного статуса предприятия. Самара: Самарский институт управления, 2007. -135 е.-
  155. Л.Н., Чайников В. Н. Конкурентоспособность предприятия: учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. — 192 е.-
  156. В.А. Теоретические основы конкурентоспособности: Препринт. -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004. 16 е.-
  157. А.Н., Ракитова О. С. Расчетная методика оценки конкурентоспособности продукции // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2002. — № 4, С. 19−27-
  158. A.M. Разработка управленческих решений: Учебное пособие. -Калининград: Калинингр. ун-т., 2000. — 150 е.-
  159. А.Д., Сайфулин Р. С., Негашев Е. В. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 2000. — 208 е.-
  160. М.Б. Стратегический менеджмент: учеб. пособие. М.: Питер, 2006.-240 е.-
  161. В.П., Барановский А. И., Севостьянова Е. В. Фирма и её конкурентоспособность. Омск: Изд-во Омского эконом, института, 2006. -360 е.-
  162. А.И. Некоторые аспекты оценки конкурентоспособности изделий // Обновление продукции и конкурентоспособность. М.: Знание, 1991. -С. 44−46-
  163. Экономическая энциклопедия / Науч.-ред. совет издательства «Экономика" — Ин-т экон. РАН- Гл. ред. Л. И. Абалкин. М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999. — 1055 е.-
  164. Экономический потенциал развитого социализма / Под ред. Б. М. Мочалова. — М.: Экономика, 1982. — 278 е.-
  165. А.Ю. Конкуренция: теория и практика. 3-е изд., испр. и доп. -М.: Гном и Д, 2001. — 304 е.-
  166. Н.С. Конкурентоспособность промышленного предприятия: Методология, оценка, регулирование. Саратов: Изд-во СГЭА, 1997. — 255 е.-
  167. Е.С. История становления стратегического управления // Известия вузов. Геодезия и аэрофотосъёмка. 2007. — № 2. — С. 174−186-
  168. М.В., Якушова Е. С. Управление организационным развитием // Известия вузов. Геодезия и аэрофотосъёмка. 2007. — № 4. — С. 155−160-
  169. Е.С. Структурно-компонентный состав экономического и производственного потенциалов // Вопросы экономических наук. 2007. -№ 6 (28).-С. 176−179-
  170. М.В., Якушова Е. С. Оценка потенциала предприятия картографо-геодезической отрасли // Известия вузов. Геодезия и аэрофотосъёмка. 2007. — № 6. — С. 184−190-
  171. Е.С., Васютинский И. Ю. Методика оценки экономического потенциала предприятия картографо-геодезической отрасли // Известия вузов. Геодезия и аэрофотосъёмка. 2008. — № 1. — С. 141−149-
  172. Е.С. Подходы к оценке потенциала предприятия // Проблемы экономики.- 2008. -№ 1 (20).-С. 141−143-
  173. Е.С. Выбор базы сравнения при оценке деятельности и потенциала предприятия // Микроэкономика. 2008. — № 6. — С. 99−102-
  174. Е.С. Методика оценки потенциала предприятия картографо-геодезической отрасли (на примере Верхневолжского Аэрогеодезического предприятия) // Известия вузов. Геодезия и аэрофотосъёмка. 2008. — № 6. -С. 91−95.
Заполнить форму текущей работой